Отпевание некрещеных: можно ли проводить для младенцев

Мария Свешникова

Последние лет пять я все реже пишу на религиозные темы, но привычка интересоваться конфессиональными и межконфессиональными новостями неистребима. Приоритет тут, конечно, у РПЦ.

Поэтому с интересом следила: что будет на летнем заседании Священного Синода.

Тем более, что в этом году он должен был состояться в Екатеринбурге, где проходили службы по убитым там 100 лет назад царственным страстотерпцам и их окружению.

И вот первые новостники «отстрелялись». В первую очередь все писали о кадровых перестановках. Тем более, что они важные. А дальше внезапное: «Церковь разрешила отпевать некрещеных младенцев». И чуть ли не восклицательный знак в конце заголовка. Отмечаю это машинально, а в голове крутится мысль: «Хорошо, но ничего особенного». В конце концов не мы первые.

В 2001-м году Синод Элладской Православной Церкви утвердил «Чин погребения некрещеного ребенка родителей христиан».

В 2015-м году Православная Церковь в Америке одобрила «Чин молитвы после выкидыша или рождения мертвого младенца, включающий молитву как о родителях дитяти и их утешении, так и о душе скончавшегося».

А совсем недавно, в феврале этого года, Синод Кипрской Православной Церкви выпустил «Последование об усопших некрещенных младенцах».

Так бы и прошла мимо, пропустила, но лента друзей не давала покоя: об эту новость я то и дело спотыкалась, как о свежеположенные на дорожке грабли.

Последней каплей стал восторженный вопль: «Это мощное решение!» Я сломалась и открыла 60-й журнал заседания Священного Синода, в котором речь идет о вопросе отпевания младенцев, и прочла внимательно.

  • Если предельно кратко пересказать, что там написано, выйдет следующее: чин отпевания – это прежде всего просьбы живых, обращенные к Богу, простить грехи отпеваемого.
  • Младенцы, умершие до рождения, как и любые другие младенцы, согрешить не успели, поэтому отпевать их можно и нужно, но совсем другими молитвами – утешительными для близких.
  • «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения» (последовательное сочетание молитв, песнопений и действий священника) отпевания уже готово, им и следует отныне руководствоваться священникам, если к ним станут обращаться родители младенцев.
  • Подтверждением моему «переводу» с церковно-канцелярского на доступный язык стал комментарий пресс-секретаря патриарха Московского и всея Руси, священника Александра Волкова РИА «Новости»: «Бывает, что они рождаются на свет мертвыми, бывает, что в первые часы или дни скоропостижно умирают в силу разных обстоятельств, выходящих за рамки человеческих возможностей.

Отпевание в той форме, в которой оно относится к умершим в сознательном возрасте, связано в первую очередь с молитвой о прощении грехов. Это нельзя отнести к некрещеным младенцам, которые не могут обладать личными грехами».

Единственное, что смущало в комментарии пресс-секретаря патриарха, что мешало радоваться, слова «через непродолжительное время после появления на свет».

Дело в том, что в записках, подаваемых верующими на литургии с просьбой священнику помолиться у престола, иногда встречается приписки болящий, тяжкоболящий, отрок (отроковица), младенец. Если с болящими все понятно, что отроком ребенок становится в 7 лет, когда его приводят на первую исповедь, а до того это младенец.

  1. Есть еще одна точка отсчета для детей – 3 года: с этого момента детям придется учиться причащаться натощак как и взрослым, но они по-прежнему именуются младенцами.
  2. Но самое главное в данном случае, уже существующий чин отпевания младенцев (крещеных), то есть детей до 7 лет, не упоминает грехов младенца, а сами они называются непорочными или безгрешными.
  3. Единственное предположение, почему Синод ввел ограничение по возрасту, таково: во время родов или в первые мгновения после них при столь трагических обстоятельствах, единицы думают о крещении младенца – настолько сильны стресс и горе.

Да и позвать священника, организовать срочное крещение не так-то просто даже в больших городах. Поэтому ребенок умирает без крещения. О тех, кто умер прежде рождения, и говорить не приходится вовсе.

В остальных случаях, даже если на свет появился младенец с симптомами заболеваний, несовместимого с жизнью, у родителей есть время, чтобы привезти ребенка в храм или пригласить священника на дом, чтобы совершить таинство крещения в комфортных для больного условиях.

А еще в таинстве крещения умирающего (даже и взрослого, но в первую очередь младенца) есть некоторые нюансы, о которых знает всякий православный христианин. Или ему следует знать. Если существует опасность смерти младенца, нужно приложить все усилия, чтобы крестить его.

Во-первых, священник для крещения допускается врачами даже в реанимационное отделение.

Во-вторых, крестить «страха ради смертнаго» (то есть при опасности смерти) может любой православный христианин (так поступила моя мама, когда родился наш брат. Она успела крестить его и назвала Игнатием, в честь любимого святого моего папы – святителя Игнатия Брянчанинова).

При счастливом стечении обстоятельств, если крещеный матерью младенец выживет и выздоровеет, ребенка следует отнести в храм и дополнить совершенное крещение таинством миропомазания. Его точно может совершать только священник.

Также комментируя решение Синода, священник Александр Волков отметил, что раньше у Церкви не было возможности отпевать некрещеных младенцев. И с формальной точки зрения он абсолютно прав.

Но как тут не вспомнить слова святителя Феофана Затворника: «Дети – все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию». А христиане твердо верят, что милосердие Спасителя безгранично. Верят и иногда отпевают. Без огласки, конечно.

Словом, если не углубляться во внутренние процессы жизни Церкви, может создаться впечатление, что Синод принял пустое, лишнее решение. Зря потратил свое и наше время, а новость прогремела исключительно из-за определенного набора слов: младенец, отпевание, разрешила.

Это не совсем так. Если точнее, совсем не так. Во-первых, Церковь – это сложный и устойчивый в веках механизм. Быстрое продвижение его навстречу обществу, социализация невозможны хотя бы по той причине, что она искренне уверена – это общество, верующие, прихожане (и даже священнослужители) должны подстраиваться под нее, а не наоборот.

Поэтому любое движение навстречу людям, такое как решение о крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери», принятое в 2013-м году, или разрешение отпевать младенцев, я считаю благим и благородным делом. Не только я, конечно.

«Возможность отпевания некрещеных младенцев, как и церковной молитвы за самоубийц – это очень важно. Это проявление милосердия. Устав не предусматривает молитв о людях, не являющихся членами Церкви или сознательно ушедших из жизни, поэтому такая молитва остается личным дерзновением священника и близких усопшего.

Между тем, причина отказа от церковного поминовения таких людей, лежит в области не вероучения, а педагогики.

Судьба каждого, в конце концов, в руках Божьих. И если молитва может вывести из ада императора-еретика, то странно предположить, что невинному младенцу никакая молитва не поможет.

То есть отказ от церковной молитвы – это просто указание окружающим: например, детей следует воспитывать в вере, иначе они будут лишены главного.

Все это, однако, не имеет никакого значения для нашего времени, когда люди больше не живут общиной ни в Церкви, ни вне ее.

Детей крестят или не крестят (да и жизни себя лишают), нисколько не оглядываясь на мнение окружающих, а индивидуальная молитва явно не пуста.

После смерти некрещеного ребенка остаются не толпа соседей и членов общины, а самые близкие, которых уже поздно «воспитывать». Им нужно утешение.

Принятый чин – это оно и есть. Церковь «централизованно» обратила сочувствующий взгляд на горюющих людей – проявила к ним обычную заботу уже не на уровне личного дерзновения, а во всей полноте», – уверена религиовед, журналист, пресс-секретарь епархиального управления Якутской и Ленской епархии инокиня Евгения (Сеньчукова).

Но и это не все. Такой чин отпевания теперь можно совершить по младенцам, погибшим в результате аборта, потому что они ничем не отличаются от других погибших нерожденных детей.

И, наконец, крайне важно, что у всех семей, потерявших ребенка в любое время, пусть и десятилетия назад, появилась возможность отпеть умершего младенцы. У горя, как и у надежды на утешение, на милость Божию, нет срока давности.

И тут мы абсолютно сходимся во мнении с пресс-секретарем патриарха, уверенным, что «чин отпевания поможет скорбящим родителям и станет «богослужением любви»».

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/otpet-po-zakonu-miloserdiya/

Отпевание

Что такое отпевание?

В Православной Церкви все важные этапы жизни человека освящены молитвой. Конечно же, это касается и перехода души человека от временной жизни к вечности.

Молитвенное чинопоследование, специально учрежденное Церковью для напутствия человеческой души, называется последованием мертвенным, или отпеванием. В молитвах этого важного чина люди просят о прощении грехов усопшего, об упокоении его в Царстве Небесном.

Читайте также:  Какое дерево посадить на кладбище и какое нельзя

Отпевание называют также малой канонизацией: молящиеся обращают к Богу слова «Со святыми упокой…», а это значит — просят о причислении усопшего к лику святых.

Чин отпевания включает пение стихир и канона в определенной последовательности (отсюда и возникло в народе название чина — отпевание), а также чтение Апостола и Евангелия.

Существует шесть видов последования отпевания:

  • для детей, которые на момент смерти не достигли 7 лет;
  • для взрослых мирян;
  • для монашествующих (в том числе иеромонахов);
  • для священников и епископов;
  • для архиереев;
  • на Светлой седмице.

Когда и где совершается отпевание?

Обычно чин отпевания совершается на третий день после кончины (то есть, если человек преставился в понедельник, то погребение будет происходить в среду). Если отпевание приходится на дни Светлой седмицы, то вместо минорных заупокойных молитв поют праздничные пасхальные песнопения.

В православной традиции принято отпевать человека один раз — в церкви. Если это по каким-то причинам невозможно — то дома или на кладбище. Чтение Псалтири особенно важно в первое время после смерти: оно дарует утешение как душе усопшего, так и его родным.

Заочное отпевание

Бывают ситуации, когда нельзя узнать достоверно, совершалось отпевание или нет. В таких случаях заказывают заочное отпевание.

Заказать заочное отпевание в нашем монастыре >>

Символизм чина отпевания

Тела православных христиан принято предавать земле в гробу. Во время чина отпевания, совершаемого в храме, гроб стоит открытым (если этому нет препятствий).

Тело покойного накрывают светлым саваном в знак того, что он находится под Христовым покровом и под защитой Церкви, которая будет молиться о его душе до конца времен.

На голову покойного надевают бумажный венчик — символ воинского достоинства, ведь каждый христианин — это воин Христов.

Все родные и близкие, которые пришли проводить человека в последний путь, держат в руках зажженные свечи, символизирующие Невечерний Свет вечности. Прощаясь с покойным, люди прикладываются к иконе на его груди и целуют лоб (или венчик) усопшего. Если отпевание совершается при закрытом гробе, целуют крест на крышке.

Чем мы можем помочь усопшему?

Расставаться с близкими всегда больно. Многие люди в моменты скорби теряют самообладание и поддаются влиянию посторонних — соседей, знакомых, представителей ритуальных служб.

Однако необходимо понимать, что покупка дорогого гроба, организация поминок с большим количеством яств и алкоголя не принесут никакого облегчения душе умершего.

Преподобный Ефрем Сирин еще в IV веке просил своих современников не устраивать ему пышных похорон, не класть тело в прекрасную гробницу, но только молиться о душе, потому что это единственное, что действительно необходимо. Итак, молитвы о покойном значат неизмеримо больше, чем устроение достойных похорон.

Присутствие на богослужении очень важно для родных и близких. Оно не только будет данью памяти усопшему, но и поможет людям, потерявшим близкого человека, мысленно обратиться к спасительной истине Христовой веры и тем самым получить настоящее утешение.

После того как похороны состоялись, мы можем и должны продолжить заботиться о душе усопшего. Православная традиция завещает посетить храм на третий, девятый и сороковой дни после смерти близкого. Считается, что именно в эти дни душа особенно нуждается в молитвенной поддержке. Православные христиане соборно молятся о своих усопших на литургии и совершают по ним панихиду.

Сорок дней после смерти человека Церковь рекомендует читать Псалтирь об усопшем. Сколько кафизм в день — это зависит от сил каждого, но нужно делать это непременно ежедневно.

Кроме того, нельзя забывать о сонме наших ходатаев и молитвенников перед Богом — святых Православной Церкви. К ним обязательно нужно обращаться с просьбой помолиться о покойном.

Ведь молитва людей, всей своей жизнью угодивших Богу, слышится Им и не оставляется без ответа.

Ну и, конечно же, чтобы Господь слышал и наши молитвы, мы должны всеми силами стараться приблизиться к Нему: посещать службы, творить дела милосердия, быть внимательными к окружающим, исполнять заповеди Божии, причащаться Святых Таин.

Осознав, что вся наша земная жизнь — это лишь временный этап на пути к Царствию Небесному, мы успокоим наши сердца и почувствуем настоящую, неразрывную связь с ушедшими близкими, о которых мы так сильно скорбим. У Бога все живы… Пусть эта мысль укрепляет нас в самые тяжелые минуты прощания.

Кого нельзя отпевать?

В соответствии с канонами Церкви отпевание невозможно совершать над некрещеными людьми (в том числе младенцами). Кроме того, этот чин не осуществляется над инославными и иноверными, а также над самоубийцами и убитыми во время совершения преступления.

По поводу самоубийц существуют некоторые оговорки. Церковь отпевает людей, которые покончили с жизнью, будучи в невменяемом состоянии или в состоянии сумасшествия. Родные должны подать соответствующее прошение архиерею, сопроводив его медицинским заключением.

Также многих интересует вопрос — можно ли отпевать наркоманов? Наркотическая и алкогольная зависимость чаще всего является результатом осознанных действий человека. Это грех. Однако Церковь никому не желает погибели, ни одну душу она не оставляет без молитвы и по возможности старается оправдать. Поэтому наркоманов и алкоголиков отпевать не запрещено.

Заказать канон мученику Уару о некрещеном усопшем >>

Чего нельзя делать при погребении?

К сожалению, в современном обществе наряду с христианскими традициями существуют (и даже процветают) различные языческие обряды и суеверия. Стоит ли говорить, что для православного человека эти вещи совершенно неприемлемы.

Так, что касается погребальных обрядов, зачастую можно услышать такие опасения: «А вдруг покойник вернется?», «А вдруг он заберет кого-то из живых с собой в могилу?» — и тому подобные суеверные страхи…

Конечно, все это не имеет никакого отношения к духовной реальности, в которой существует Церковь.

Поэтому бросать землю вслед погребальной процессии, переворачивать стулья, на которых стоял гроб, совершенно бессмысленно, равно как и завешивать зеркала в доме, класть в могилу личные предметы умершего или деньги и так далее. Все это не принесет никакой пользы душе.

Как же должны совершаться православные похороны?

Обычно прощание с покойником происходит в храме. После этого гроб накрывается крышкой, и процессия направляется к месту похорон. Впереди идет человек с крестом (этот крест будет установлен на могиле), далее следует священник с кадилом в руках, за ним несут гроб, а за гробом идут все собравшиеся.

На кладбище совершается чин литии, после чего гроб опускают в могилу и забрасывают землей. Первым горсть земли бросает священник, при этом совершая крестное знамение над гробом. Если священника нет, это может сделать кто-то из мирян, бросив пригоршню земли, заранее благословленной в храме.

Существует мнение, что нужно убрать из гроба все живые цветы — это совершенно не обязательно. Можно также оставить икону в руках покойного, но можно забрать ее с собой и отнести в храм, где она будет находиться 40 дней.

После похорон, помня о всех собравшихся, родственники устраивают поминальную трапезу. Ее начинают и заканчивают молитвой. Само обиходное слово «поминки» говорит о том, что во время такой трапезы люди вспоминают покойного, говорят о том, каким он был при жизни, о его добрых делах.

Подытоживая все вышесказанное, напомним: «правильно» организовать похороны — не главное, главное — правильно подготовить душу усопшего к переходу в иной мир, чтобы она покинула эту жизнь по-христиански, чтобы явилась перед Богом чистой и светлой. Поэтому очень важно, чтобы перед смертью человек исповедовался и принял Причастие.

После погребения тела Церковь не перестает заботиться о душе человека. На каждой литургии мы возносим соборную молитву к Богу об упокоении и спасении душ наших близких.

Может ли душа попасть в рай и без отпевания?

Безусловно. Отпевание — это не ключ к раю. Нам известно, что многие святые относились с большим пренебрежением к посмертной судьбе своего тела: завещали бросать его в канаву, отдавать на съедение диким зверям и так далее.

Однако мы не должны считать все действия, совершаемые во время погребения, бессмысленными. Они чрезвычайно важны как наш последний дар усопшему, как знак уважения.

Поэтому похороны и отпевание нужны не только покойному, но и его родным, ведь это возможность для них совершить благой поступок во имя памяти близкого.

Читайте также:  Приметы на кладбище и похоронах: почему нельзя оборачиваться

Что нужно для отпевания?

Для отпевания потребуется погребальный набор (если речь не о заочном отпевании). Как правило, в него входят покрывало, молитва, небольшая икона и крест. Родственникам также понадобятся свечи.

Все необходимое для отпевания можно приобрести в нашей лавке >>

Что надеть на отпевание?

Священники как во время крещения, так и во время отпевания облачаются в белые одежды. Ведь в церковном понимании смерть — это рождение в жизнь вечную, к свету, ко Христу.

Сегодня в светском обществе принято приходить на похороны в черной одежде, ведь потеря близкого воспринимается как трагедия. Однако этот траурный цвет не является цветом богослужения, поэтому к христианской традиции отпевания не имеет отношения.

Жены-мироносицы шли за гробом Христа в белых одеждах, поэтому более уместно с точки зрения Церкви было бы надевать светлое.

Но поскольку общепринятой нормой сегодня является все же темная одежда, следует подойти к этому вопросу с должным рассуждением и не смущать присутствующих отличным от других внешним видом.

Христианское отношение к смерти

В наше время очень многие люди живут в постоянном страхе. Страх бедности, болезней, неудач, потерь и, наконец, самый сильный страх — страх смерти. Человеку, который не верит в существование духовной реальности, очень трудно представить, что смерть не означает конец, что за этим рубежом открывается новая реальность — жизнь духа.

Христиане понимают смерть совершенно иначе. Память о ней святые не только не гонят от себя, но стараются всячески поддерживать. «Воспоминание о смерти — дар Божий» («Лествица», Слово 6).

С одной стороны, смерть — это следствие греха, совершенного первыми людьми, тяготеющего над каждым из нас. Но с другой, это рубеж между временным и вечным, который в итоге освобождает душу от оков тленного тела и выпускает ее на свободу.

Поэтому, по слову святителя Иоанна Златоуста, мы должны «трепетать не перед смертью, а перед грехом; не смерть родила грех, но грех произвел смерть, смерть же стала исцелением греха».

Задача на земле — трезвиться, постоянно помнить о главном, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк. 12: 40). 

Конечно, смерть властвует над этим временным миром, и каждый из нас когда-то ощутит ее прикосновение. Однако христиане верят, что «скончавшиеся во Христе не умерли, но почивают».

Эти слова преподобного Ефрема Сирина понятны и утешительны для любого верующего человека. Главная цель земной жизни — это подготовка к вечности.

Мысль о бессмертии души и грядущем воскресении наполняет жизнь христианина высочайшим значением, придает сил справляться с потерями, страхами и скорбями.

Помощь при погребении >>

Источник: https://obitel-minsk.ru/treby/otpevanie

Могут ли некрещеные младенцы войти в Царство Небесное?

В своей прошлой статье «Есть ли надежда?» обещал уважаемым читателям РНЛ позднее «раскрыть более подробно динамику картины нахождения этих младенцев в том мире и предположения о их вечной участи, в зависимости от молитв и милостыни за них их сродников или в случае отсутствия таковых».

Недавно перешел в мир иной уважаемый батюшка архимандрит Лазарь (Абашидзе) (да дарует ему Господь Царство Небесное), который написал целую книгу по этой проблеме «Грех Адамов. Возможно ли спасение некрещеных младенцев».  Читал эту книгу уже давно и помнится, какое было от нее мрачное ощущение безысходности для этих несчастных младенцев.

Вроде бы все правильно пишет уважаемый батюшка, и цитаты святых приводит (кстати замечательные цитаты), но вот этот мрак душевный входит в душу читающего и приводит его в тупик дискурсивного мышления. Знаю многих пострадавших духовно от чтения этой книги. Так в чем же этот мрак? Мрак в хуле на справедливость и милосердие Божие.

Борясь с крайностью модернистских богословов, автоматически по смерти помещающих этих некрещеных младенцев в рай, отец архимандрит впадает в другую крайность — он считает, что ад и после Страшного Суда геенна огненная — это место, где будут находиться эти младенцы и все некрещеные и эту их участь никак нельзя изменить. Удивительно, что в этой большой книге арх.

Лазаря нет ни одного слова о том, могут ли помочь молитвы и милостыни его близких и других православных умершему некрещеным младенцу.

На протяжении многих лет ведется эта битва между богословским лагерем «пессимистического» богословия (о.Георгий Максимов, арх.Лазарь Адашидзе, арх.Рафаил (Карелин) и многие другие крайние «юридисты») и «оптимистического» богословия (проф.А.И.Осипов, его ученики и последователи, богословы-модернисты-«антиюридисты»).

И при всей разумности и правильности доводов богословов «пессимистического» лагеря есть много людей, что слушают профессора Осипова А.И. и его последователей. В чем причина? Причина в том, что крайние «юридисты» не дают никакого шанса на спасение некрещеным, даже невинным младенцам.

И потому многие православные прибегают к лагерю «оптимистов», хотя те и впадают в другую крайность, но не закрывают этой возможности (надежды на спасение некрещеных сродников) для православных. Какой же здесь есть выход из этой ситуации? Выход может быть таким — в кипящем котле надо делать клапан, через который бы выходил пар, чтобы не разорвало котел.

Своей мрачной инквизиторской схоластическо-схематической теорией о принципиальной невозможности спасения некрещеных крайние «юридисты» отогнали от себя многих православных. Но ведь достаточно сделать всего одну поправочку (и лагерь пессимистического богословия превращается в лагерь святоотеческого богословия).

И вот эта поправочка: да, кто не крестится от воды и духа, не может спастись и попасть в Царство Небесное, и это правило верное, но это ПРАВИЛО, а у правил обычно есть ИСКЛЮЧЕНИЯ.  Так вот некрещеные младенцы (про взрослых пока не говорю) могут попасть туда в Царство Небесное, но не по ПРАВИЛУ, а по ИСКЛЮЧЕНИЮ из этого ПРАВИЛА. Работает ли правило? Работает.

Как работают другие правила, законы — например, закон всемирного тяготения. Люди не могут ходить по воде, но ведь апостол Петр ходил по воде?! Ходил. Закон-правило было и действовало, но по особому повелению Божиему этот закон приостановил свое действие в случае апостола Петра, и он смог пойти по воде.

То же самое можно сказать и о духовных законах. Закон духовный таков, что некрещеные не могут войти в Царство Небесное, но могут быть исключительные случаи, когда этот закон перестает действовать в определенном случае об определенном человеке по особому повелению Божию. Если Вы отрицаете такую возможность, то ставите закон выше законодавца и законом связываете Бога.

Но значит ли это, что нам надо ниспровергать самые духовные законы (догматы о первородном грехе и искуплении и прочее), как это делают уважаемый профессор А.И.Осипов, богословы-модернисты? Ни в коем случае. Это уже есть духовное преступление.

Но! Уважаемые богословы «пессимистического» лагеря, не вы ли своей абсолютизацией, нежеланием дать место исключениям породили учение профессора А.И.Осипова?! Мне думается ваше «участие» здесь очевидно.

Итак, призываю и прошу вас, уважаемые богословы «пессимистического» лагеря, включить в свои богословские теории возможность исключений из правил.

Теперь насчет ИСКЛЮЧЕНИЯ. Исключение — это в некотором роде чудо. Допустить его может только Сам Бог, и для этого нужны весьма серьезные основания.

Это может быть долголетняя молитва сродников о своем некрещеном ребенке, милостыня и добрые дела в память его.

Помогает ли это им? Конечно, помогает и уважаемый батюшка Георгий Городенцев считает, что молитвы и милостыня родителей помогают их некрещеных детям-младенцам (и даже абортированным).

Что плохого в молитве?! А ведь оба лагеря богословов «пессимистический» и «оптимистический» фактически борются против молитв за некрещеных младенцев и считают их ненужными. И в самом деле из их теорий вытекает эта ненужность.

По «оптимистическому» богословию они и так в раю («ну хотите — можете помолиться»), а по «пессимистическому» богословию ваши молитвы и милостыни для них (некрещенных младенцев), как мертвому припарка. Отец Георгий Максимов очень своеобразно рассуждает о том, зачем молиться о некрещеных усопших (далее мы это разберем).

Архимандрит Рафаил (Карелин) делает реверанс в сторону этих молитв, но зачем молиться о них, он не поясняет.

Так зачем в самом деле молиться и творить за них милостыни и добрые дела? Это очень важный вопрос.

Разберем мнение о.Георгия Максимова. В видео «Можно ли вымолить из ада» (с 5 минуты) он говорит: «Предание Церковное… про преп.Макария Египетского, который молился за умершего жреца идольского (понятно, что жрец тот был некрещеный — В.У.

) и тот почувствовал облегчение ради молитв святого и говорил, что «мы, здесь находящиеся чувствуем облегчение, когда ты молишься о нас». Вот в этом заключается смысл и наших молитв за некрещеных.

Читайте также:  К чему снится умершая подруга живой: что значит разговаривать с ней

Хотя мы и не можем кардинально изменить участь, выбранную нашими близкими или знакомыми умершими без мира с Богом, но Бог может ради наших молитв даровать им милосердие и оказать им некое облегчение в положении в том месте, где они находятся.

И здесь можно вспомнить слова про неизлечимо больных: «если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь».  Тоже самое, если наши близкие заболели смертельной болезнью, мы же не скажем: «давай, до свиданья, что толку на тебя время тратить».

Мы до конца будет стараться облегчить то положение, в котором он находится, обеспечивая обезболивающее, проявляя внимание, любовь свою. Все это мы можем делать и по отношению к нашим умершим, которые сделали выбор к сожалению не в пользу Бога.. все это будет иметь значение, это будет дорого для них, это не сможет изменить их выбор, но по крайней мере Господь ради наших молитв, видя  нашу любовь окажет им некое послабление в том положении, в котором они находятся».

А теперь давайте взглянем на этот текст с точки зрения богословов «пессимистического» лагеря и их теории о принципиальной невозможности спасения некрещеных — т.е. участь некрещеных после Страшного Суда в геенне огненной (и младенцев некрещеных в том числе, хотя о.

Георгий колеблется между мнением о некоем месте, отличном от геенны, где эти младенцы по видению Григория, ученика св.Василия Нового, будут находиться после Страшного Суда и даже там будет нечто от вечных благ (см. «Видение Григория..

») и самой геенной, но многие из пессимистического лагеря не разделяют даже это и считают, что это видение не относится к Преданию Церкви).

Вначале зададим себе вопрос — зачем св.Макарий Великий молился об этом некрещеном жреце? Ведь знал же, что он некрещеный, а те Царства Небесного не наследуют. Значит Господь дал ему такую мысль и желание, то есть Богу угодны эти молитвы! Второй вопрос — в то время, пока св.

Макарий молился за жреца, ему было облегчение, но накапливается ли положительный эффект этого облегчения в вечности, т.е.

влияет ли он на улучшение состояния и после Страшного Суда (ведь все умершие пока находятся в разделении от своих тел и их состояние предуготовительное и изменяемое в какой-то мере)? Говорят, что основная мука заключенных в аде (временном состоянии до Страшного Суда) состоит в предожидании геенны огненной (вечных мук — которые по-настоящему начнутся только после Страшного Суда). Так в чем это облегчение от молитв? Усиливается ли у них (заключенных в аде) надежда на благоприятный исход для них Страшного Суда и на милость Божию на этом Суде? Представьте, человек болеет и вот боль на некоторое время отпускает его, разве это не дает ему надежду на полное избавление от болезни? Это психологический момент, и кто болел серьезно — тот знает. Мне думается — облегчение именно в этой надежде.

Если предположить, что терапевтический эффект молитв за некрещеного имеет только краткосрочный характер и потом возвращается прежнее состояние — то тогда действительно не имеет смысла молиться за них. И в связи с этим образ о.Георгия Максимова с больным и его облегчением совершенно неверен.

Мы облегчаем боль больных своих близких в этом мире, потому что знаем, что после их смерти их там встретит Бог и если они были православные и без тяжелых грехов — то мы имеем надежду на их помилование и тогда их боли навсегда прекратятся, а если они неправославные, мы все равно имеем надежду, что они смягчатся и, может быть, примут крещение, исповедуются, причастятся и в любом случае мы сохраняем надежду. Любовь к родственникам заложена Господом в самую сердцевину природы человека, и только неверующие не думают о том, что будет с их больными сродниками в том мире, так как для них существует только этот мир (в их мировоззрении). Совсем иная картина с теми болящими, что в аду. Делая им облегчение в их нынешнем состоянии, богословы «пессимистического» лагеря не имеют никакой надежды на улучшение их состояния после Страшного Суда, а, напротив, исповедуют, что они наследуют Геенну Огненную и вечные муки. И даже более — если этот положительный эффект от молитв за некрещеных не накапливается, то для чего им давать облегчения во временном их состоянии до Страшного Суда, пусть уж лучше сразу привыкают к муке, и давая им облегчение Бог как бы дразнит их и издевается над ними — «вот видишь твое состояние улучшилось, но поскольку ты окаянный грешник — то такого улучшения никогда уже не будет после Страшного Суда, когда за тебя уже никто молиться не будет и ты будешь в вечном огне». Такое думать о Боге невозможно и неприлично. Поэтому будем считать, что положительный момент от таких молитв не только кратковременный, но и накапливается и переходит в вечность. Если у кого-то из православных (особенно у богословов пессимистического лагеря) будут другие мнения на этот счет, рад буду их выслушать.

Богословы «пессимистического» лагеря могут сказать: «Ну да, мы тоже считаем, что этот положительный эффект накапливается». Тогда возникает третий вопрос. Но вначале вспомним слова св.

Паисия Святогорца: «Помысл говорит мне, что только десять процентов осуждённых усопших находятся в состоянии демоническом и, будучи в аду, хулят Бога, подобно тому как это делают демоны…». Видимо — это те, за которых не имеет смысла молиться.

Остальные ошиблись при жизни и сейчас там раскаиваются, но их раскаяние не может им помочь само по себе, им могут помочь молитвы любящих их на земле и милостыня в память их.  И еще слова св.Паисия Святогорца из той же книги:

«- Геронда, иногда я начинаю беспокоиться о спасении своего отца, потому что он не имел с Церковью никакой связи.

— Ты до последнего момента не можешь знать того, каким будет Суд Божий».

Третий вопрос: в чем состоит это улучшение состояния и до каких степеней оно простирается? Слышал такой ответ одного православного: «да от мук отмолить — это элементарно (хотя элементарностью тут и не пахнет — тяжелейший труд и болезнь), а вот Царство Небесное для них закрыто».

То есть, условно можем сказать, что можно отмолить до лучшего состояния и места в геенне огненной (хотя мне, честно говоря, трудно представить, что в геенне могут быть относительно хорошие места), особенно для безгрешных (кроме первородного греха) некрещеных младенцев.

Значит, возможно такие места находятся не в геенне огненной, и правдиво все-таки видение монаха Григория, ученика св.Василия Нового о Страшном Суде и таком месте на западе от рая для таких некрещеных младенцев. Кстати Арх.Рафаил (Карелин) признает его за Предание Церкви и о.

Георгий Максимов вроде бы тоже: «Людмила! Нам не открыта разница между мертворожденными младенцами и жертвами аборта. И те, и другие находятся под властью первородного греха, не омытого таинством крещения. Однако жизнь таких младенцев никак нельзя сопоставить с мучениями грешников, осужденных за свои личные грехи.

Они будут по словам Григория Богослова «ни наказаны, ни награждены, ни в мучениях, ни в славе», но Господь даст им некое, неведомое нам утешение (см. житие прп. Василия Нового, видение инока Григория, ученика преподобного)» (из ответов на сайте Архимандрита Рафаила (Карелина)).

Но, очень важно отметить, что такое место им — некрещеным младенцам — уготовано от Бога, независимо от того, будут ли ходатайствовать их родные о улучшении их участи или нет.

Отсюда следует несомненный вывод, что участь тех некрещенных младенцев (а к их числу также относятся абортированные и выкидыши), о которых будут молиться и творить милостыню и добрые дела в память их, их участь будет лучше (иначе обессмысливаются молитвы и добрые дела) участи тех младенцев, за которых их близкие не будут просить Бога и творить добрые дела в память их. Всякое добро должно вознаграждаться. А вот каково будет это улучшение — об этом поговорим в следующей части.

На этом пока завершим первую часть этого исследования и во второй части продолжим.

Продолжение следует…

Владимир Урусов, инженер, публицист, Таджикистан

Источник: http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/17/mogut_li_nekrewenye_mladency_vojti_v_carstvo_nebesnoe

Ссылка на основную публикацию