Дуа за умершего мусульманина: текст молитвы для усопших

Дуа за умершего мусульманина: текст молитвы для усопших

В исламской религии большое значение уделяют теме смерти. Чтобы Аллах простил покойному прегрешения и разрешил душе находиться в раю, родственники читают молитвы, совершаемые с раскрытыми ладонями, не касающимися друг друга. Текст дуа за умершего мусульманина различается в зависимости от ситуации: существуют дуа за ребенка, родственников, для чтения возле покойного.

Тексты и значение дуа, читаемых за умершего мусульманина

При закрытии глаз усопшему звучит молитва:

Аллахуммягьфир (имя) уарфяг дяраджятаху фильмадийиня уахлюфху фииакыбихи фильгабирииня уагфирляня уаляхуйя раббяль аляямиин. Уафси ляхуфии кабрихи уаняууир ляхуфиих.

Дуа обозначает обращение к Аллаху с просьбой простить покойного, повысить его среди правоверных, стать преемником для потомков. В тексте просят о прощении прегрешений, завершается просьбой о просторной могиле умершему мусульманину.

  • Услышав о смерти человека, произносят фразу:
  • Мы принадлежим Аллаху, и поистине возвращаемся к нему.
  • В транслите текст дуа за умершего звучит:
  • ИннялиЛляхи, вяиння иляйхи аджигун.

Дуа за умершего мусульманина: текст молитвы для усопших Дуа за умершего мусульманина: текст молитвы для усопших Дуа за умершего мусульманина: текст молитвы для усопших

При погребении

Мусульманские молитвы для умерших читают перед погребением и после похорон. В конце произносят дуа:

Аллахуммя гфир ляхуллахуммя сяббитху.

Текст просит о прощении и укреплении души умершего. Пророк Мухаммад обращался к родственникам покойных после похорон с советом молиться за усопшего, просить укрепления духа. По словам Мухаммада, после погребения душе умершего мусульманина задавали вопросы, подвергали испытаниям. Молитвы упрощают этот этап.

Дуа на похоронах у мусульман звучат все время. Читают после третьего такбира заупокойного намаза. Обращение к Аллаху облегчает посмертную судьбу умершего. После четвертого такбира на похоронах читают дуа за правоверных мусульман.

Дуа за умершего мусульманина: текст молитвы для усопших Дуа за умершего мусульманина: текст молитвы для усопших Дуа за умершего мусульманина: текст молитвы для усопших

При поминовении

В исламе поминовение усопших играет важную роль: их вспоминают, произносят специальные дуа.

Тексты читают на арабском языке или на том, на котором говорит мусульманин, молясь за душу умершего.

Примеры поминальных молитв:

Аллахуммягфирляху уархямхууагафихи уагфу анхууаакрим нузулляхууа уасси мудхаляху уагсильху бильмяи уассяльджиуабяради уаняккыхи миняльхатаайакямя няккайтяльсяубяльабйяда миняддяняси уаабдильху дяран хайран миндярихи уаахлял хайран минахлихи уазяуджян хайран минзяуджихи уааджильхульджяннятя уаагинзху миназябилкабри уаазябинняр.

Текст дуа с просьбой о милости, хорошем приеме умершего. Прошение оказать покойному мусульманину все виды милости, простить грехи и плохие поступки, очистить душу, как одежду. Аллаха просят даровать душе новый дом, супругу и счастливую семью, ввести в рай и не допустить огненных мук.

Аллахуммягфир лихийяняуа мяййитиня уашяхидиня уагаибиняуа сагыириня уакябииириня уазякяриня уяунсяня. Аллахуммямян ахйайтяхуминня фяахйихи аляльислями уамянтяуяффяйтяху миння фятяуаффяхуаляльимян. Аллахуммяля тяхримня аджрахууаля тудыллянябядях.

Значение текста дуа: просьба прощения мусульман, присутствующих при чтении и отсутствующих. В молитве говорится о вере для умерших, жизни по исламским законам для живых, просят указать верный путь и о наградах за испытания.

Дуа за умершего мусульманина: текст молитвы для усопших Нуждаетесь в совете специалиста? Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Аллахуммяиння (имя) фиизиммятикя хяблиджявярикя факыхи минфитнятилькабри уаазаабиннняри уаантя ахлюльвяфяи вяльхякк. Фягфирляху вярхямхюиннякя антяльгъафуруррахиим.

Смысл текста: просьба спасти умершего мусульманина от искушения могилы. Дуа просит о прощении и милосердии. Аллаха призывают покровительствовать усопшему.

Аллахуммя абдукявябню амятикя ихтяджяиля рахмятикя уаантяганиййун аназябихи инкянямухсинн фязидфии хясянятихи уаинкянямусииан фятяджяуззанху.

В дуа говорится о милосердии, в котором нуждается умерший. Призывается милость Аллаха, которому не нужны страдания покойного, звучит просьба простить лихие поступки и наградить за добрые дела.

Существует отдельная поминальная мусульманская молитва. Ее читают мусульманки, у которых умер ребенок или младенец.

Аллахуммяджалху ляняфяратан уасяляфян уааджран.

Значение дуа: мольба о судьбе ребенка. Просьба, чтобы он оказался в раю раньше родителей, и там встретил их.

Молятся за мусульман на кладбище, куда приходят утром, днем или вечером.

Посещение погоста, высадка растений, цветов, деревьев на месте захоронения — это сунна. Надгробия на могилах умерших делают скромными, с именем, датами жизни и смерти покойного. На памятниках могут быть выбиты суры Корана.

Входя на кладбище, произносят текст:

Ассаляму алейкум ахляддийари минальмуминина вальмуслимин. Ваинн иншааллаху ляляхикун. Асалюллаха лянава лякумульафийа.

Это дуа — приветствие верующим мусульманам, похороненным на кладбище. В нем высказывается вера, что живущие присоединятся к ним, просьба о благополучии для живущих и умерших.

Иногда говорят текст:

Ассалямуалейкум йааахлилькубур. Ягфирулляхулянауалякум. Антум саляфуна, уанахнубильасаар.

Это пожелание мира умершим мусульманам, просьба о прощении, обращение к похороненным на кладбище.

Хукм поминок не узаконивает раздачу угощения для спасения души умершего. Однако близкие или соседи могут приготовить еду и принести ее родственникам покойного, которые занимаются похоронами

Дуа за умершего мусульманина: текст молитвы для усопших Дуа за умершего мусульманина: текст молитвы для усопших

Какие суры из Корана читать за усопшего

Для блага душ мусульман, защиты их от искушения могилы и огненных мук можно читать про усопших суры:

  • аль-Бакара;
  • Ясин;
  • аль-Ихлас;
  • аль-Фатиха;
  • ар-Рад.

Тексты сур можно читать над захоронением мусульманина. Такие действия имеют большую силу, они облегчают участь души, даруют ей спасение.

Можно ли читать Коран на кладбище

Чтение Корана на могиле необходимо. Наказание умерших облегчается в день произнесения дуа и других священных текстов ислама. Покойнику можно дарить савваб, делать зикр. От имени усопшего можно делать хадж, запрета на это нет.

Чтение Корана допускается в оригинале, на арабском и в транслите. Если мусульманин не владеет арабским, он должен произносить слова дуа на транслите, но понимать и знать суть сур. Чтение текста без осознания смысла не приносит пользы.

В Коране есть отдельный аят, который описывает, как будущие поколения мусульман молятся и просят прощения за действия умерших родственников. Этот текст — пример, как необходимо поминать усопших. Ученые и муффасиры утверждают: если бы чтение Корана и поминальных дуа было бессмысленным и бесполезным, аят не был бы ниспослан по слову Аллаха.

В популярном хадисе упоминается о деяниях, которые приносят мусульманину пользу после завершения земного пути.

Хотя перечень прижизненных поступков окончен, его невозможно дополнить новыми, есть три дела, которые принесут умершему вознаграждение после смерти:

  • воспитанный ребенок, который не забудет о родителях, будет произносить поминальные дуа за мать или отца;
  • сотворение угодных Аллаху знаний;
  • подаяние, которым пользуются получившие его люди.

О пользе чтения текстов Корана на могиле мусульманина или поминальных дуа свидетельствует и еще один факт. Погребальная молитва — это прошение о прощении умершего, избавлении его от грехов. О необходимости чтения говорил и пророк Мухаммад.

В исламском праве есть норма, позволяющая совершать паломничество за покойного мусульманина. Это является полезным дополнением к произношению дуа за умерших и поминальных молитв.

Лучше читать текст в такое время: в последнюю треть ночи, после совершения намаза, в пятницу, когда выше вероятность принятия дуа.

В сборнике имама Муслима приводится хадис. В нем говорится, что мусульмане, пришедшие на погребальную молитву, встают на защиту за покойного. Если людей пришло не менее сотни, Аллах принимает заступничество.

Дуа за умерших — мусульманский способ поминовения близких, облегчить их посмертную судьбу. Читают тексты дома, в мечети или на кладбище. Не стоит забывать и о благих делах — часть награды приписывается старшим родственникам, родителям после смерти.

Статья проверена редакцией сайта

Источник: https://sorokoviny.ru/pominki/dua-za-umershego-musulmanina

Аллах простит грехи умершего, если его родственник сделает это

Как мы знаем, как только человек покидает этот мир, у него больше не остаётся возможности совершать деяния, за которые он получит вознаграждение. Однако каждый человек имеет возможность получить вознаграждение и после смерти.

Если человек завещает (своим наследникам) расходовать имущество, которое он оставляет после смерти на благие дела, то сможет получить за это такое же вознаграждение, какое он получил бы, если расходовал его при жизни.

Такое же вознаграждение получает человек, если он израсходовал своё имущество на благое дело (например, строительство мечетей, медресе, дорог, мостов, водопроводов и тому подобное), плодами которого люди будут пользоваться и после его смерти.

Имеются еще два пути, какими человек может продолжать получать награду и после ухода в мир иной – это оставленные человеком полезные знания и ребенок, который будет молиться за него.

  • От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
  • إذا مات الإنسان انقطع عمله إلاّ من ثلاث: صدقة جارية أو علم ينتفع به أو ولد صالح يدعو له
  • «Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трех деяний, награда за которые не прекращается даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария), знания, от которых люди получают пользу, и праведные дети, которые молятся за родителей». (Муслим, Абу Давуд, Тирмизи)

Как мы видим, в этом хадисе Пророк ﷺ указывает на то, что мольбы праведных детей приносят пользу умершему, следовательно, его грехи тоже могут быть прощены. Сюда же относится и чтение Корана за умершего.

Хотя чтение Корана любым человеком может принести пользу умершему, если это делает кто-то из его детей, соответственно, умерший получает большую награду.

Коран за усопших родителей и за других родственников можно читать дома, в мечети или в других подходящих для этого местах, но предпочтительнее делать это возле могил умерших.

Дуа за умершего мусульманина: текст молитвы для усопших

Посещение могил родных и близких, и в особенности родителей, является важной сунной. Как передаётся от Посланника Аллаха ﷺ, самым утешительным для покойного является время, когда его посещает человек, которого он любил в мирской жизни.

  1. Также от Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал:
  2. مَنْ زَارَ قَبْرَ وَالِدَيْهِ كُلّ جُمُعَةٍ أَوْ أَحَدِهِمَا ، فَقَرَأَ عِنْدَهُمَا أَوْ عِنْدَهُ يس ، غُفِرَ لَهُ بِعَدَدِ كل آية وحرف منها
  3. «Кто бы ни посещал каждую пятницу могилы своих родителей или одного из них и читал возле них суру «Ясин», тому Всевышний простит столько грехов, сколько букв и слов в этой суре». (Дайлами)
  4. Дуа за умершего мусульманина: текст молитвы для усопших

Бывает так, что человек при жизни родителей мучал их. Но если после их смерти он непрестанно будет совершать за них молитву, Всевышний Аллах может простить и записать его имя среди тех, кто был покорен своим родителям.

Из этого тоже явствует, что человек, посещающий могилы своих родителей, является повинующимся им, не причиняющим им вред и мучения и исполняющим свой долг перед ними.

Посещая могилы родителей, необходимо вести себя подобающим образом, соблюдая этические нормы.

Необходимо становиться рядом с ними на таком же расстоянии, на каком становились и при их жизни, проявляя к ним уважение и почёт. Не следует возвышать голос рядом с ними.

Стучать по их могилам, обнимать их, совершать обход вокруг них не следует и, уходя, необходимо вести себя так же прилично и уважительно, как вы вели с ними и при жизни.

Следует также делать дуа после чтения Корана, будь это около могил или в других местах, чтобы Всевышний Аллах принял чтение и довёл вознаграждение за него до умерших. В таком случае надежда на принятие будет намного больше.

  • Имам Ан-Навави об этом говорил следующее: «Наиболее известно мнение Имама Аш-Шафи‘и, что вознаграждение за чтение Корана не может дойти до умершего, но шафиитские богословы считали, что это возможно. Если человек читает Коран, то в заключение пусть скажет:
  • اَللَّهُمَّ أَوْصِلْ ثَوَابَ مَا قَرَأْتـُهُ إِلىَ فلان
  • «Аллахумма авсил саваба ма караътуху иля фулян…»

«О Всевышний! Доведи воздаяние (саваб) за то, что было прочитано мною, до такого-то (называется имя)». («Мухтасар тафсир Ибн Касир»; «Аль-Азкар»)

  1. Также Ибн Хаджар Аль-Хайтами пишет об этом:
  2. «Получение вознаграждения за чтение Корана умершим не является самоцелью, целью же является дуа, чтобы Аллах смилостился и довёл такое же вознаграждение до того человека, за которого делается дуа». («Аль-Фатава альфикхийя аль-кубра»)
  3. Ибн Аль-Касим в своей книге «Хашия ‘аля Тухфат аль-мухтадж» добавляет:
Читайте также:  Проведение поминок: организация ритуальной трапезы

«Если человек в начале чтения (Корана за умершего) намеревается передать вознаграждение умершему и делает дуа, то умерший получает вознаграждение за это чтение.

Однако подразумевает ли это, что умерший получает такую же награду, как и прочитавший, то есть прочитавший получает свою награду, а умерший тоже получает такую же награду, или только умерший получает награду за чтение, а прочитавший – нет? На этот счёт имеется разногласие, но сердце всё-таки склоняется к первому (умерший получает такую же награду, как и прочитавший). Это мнение также соответствует тому смыслу, который подразумевают слова Ибн Ас-Саляха».

Исходя из всего вышеприведённого, мы можем сказать, что Всевышний Аллах прощает грехи умершего и доводит до него вознаграждение за чтение Корана, если его родственник, особенно дети, читает за него Коран и делает дуа, чтобы Аллах довел до него вознаграждение за чтение и простил ему грехи.

Источник: http://islamdag.ru/vse-ob-islame/44197

Текст дуа за человека после его смерти. Польза умершим от ваших молитв. Дуа на кладбище

Тема смерти – одна из ключевых в любой религии. И это неудивительно, ведь именно мысли о неизбежном уходе в Вечный мир во многом определяют поведение верующих в земной жизни.

В исламе большое внимание уделяется заботе о том, чтобы человек удостоился лучшей участи после смерти.

Родственники, друзья и близкие покойного, как правило, молят Всевышнего поместить душу умершего в райские сады и простить его прегрешения. Этой цели служат различные дуа, тексты которых приведены ниже.

Оказывшись рядом с умирающим человеком, в момент, когда покойному закрывают глаза, желательно обратиться к Аллаху со следующей мольбой:

«Аллахуммягъфир (назвать имя покойного) уарфягъ дяраджятаху филь-мадийиня уахлюфху фии а’къыбихи филь-гъабирииня уагъфирляня уа ляху йя раббяль аляямиин. Уафси ляху фии къабрихи уа няууир ляху фиих»

Перевод смысла: «О, Аллах! Прости (имя покойника), возвысь его степень среди ведомых правильным путём, стань его преемником для тех, кто останется после него, прости нас и его, о Господь миров! И сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»

  • Многим мусульманам известна фраза, которую следует произносить, услышав весть о чьей-либо кончине:
  • إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ
  • Иння лиЛляхи, вя иння иляйхи раджигун
  • Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!
  • Непосредственно после погребения желательно обратиться к Всевышнему со следующими словами:
  • «Аллахуммя-гъфир ляхуллахуммя сяббитху»

Перевод смысла: «О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!» В жизнеописании Милости миров Мухаммада (с.г.в.) упоминается, что обычно по завершению погребения Пророк (с.г.в.

) стоял несколько минут у могилы, а затем обращался к собравшимся: «Молите (своего Творца) о прощении для вашего брата (сестры) и просите, чтобы Аллах (его либо её) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему (ей) задают вопросы» (Абу Дауд и аль-Байхаки).

В дальнейшем, вспоминая ушедших в иной мир братьев и сестёр, мусульмане прибегают к специальным дуа –их можно читать как на родном языке, так и на арабском. Вот некоторые примеры таких молитв:

«Аллахуммягъфир-ляху уархямху уагафихи уагъфу а’нху уа акрим нузулляху уа уасси’ мудхъаляху уагъсильху биль-мя-и уассяльджи уабяради уа някъкыхи миняль-хъатаайа кямя някъкайтяль-сяубяль-абйяда миняд-дяняси уа абдильху дяран хъайран мин дярихи уа ахлялЬ хъайран мин ахлихи уазяуджян хъайран мин зяуджихи уа-аджильхуль-джяннятя уа агъинзху мин а’зябиль-кабри уа а’зябин-няр»

Перевод смысла: «О, Аллах, прости его и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость. И окажи ему хороший приём, и сделай место его входа (имеется ввиду могила – прим. Islam.Global) просторным, и омой его водой, снегом и градом (т.е.

метафорически выражается просьба об оказании покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения – прим. Islam.

Global), и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня!» (Такой текст дуа приведён в хадисе, переданном Муслимом)

«Аллахуммя-гъфир лихийяня уа мяййитиня уа шяхидиня уага-и-биня уа сагъыириня уа кябииириня уа зякяриня уя унсяня. Аллахуммя мян ахйайтяху миння фя-ахйихи а’ляль-ислями уа мян тяуяффяйтяху миння фятяуаффяху а’ляль-имян. Аллахуммя ля тяхримня аджраху уа ля тудылляня бя’дях»

Перевод смысла: «О, Аллах, прости нашим живым и мёртвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О, Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О, Аллах, не лишай нас награды на него (то есть награды за терпение во время испытаний – прим. Islam.Global) и не сбивай нас с пути после него (т.е. после его смерти)!» (Встречается в сборниках хадисов Ибн Маджи и Ахмада).

«Аллахуммя иння (имя покойного) фии зиммятикя хябли джявярикя факъыхи мин фитнятиль-къабри уа а’заабин-нняри уа антя ахлюль-вяфя-и вяль-хяккъ. Фягъфирляху вярхямхю иннякя антяль-гъафурур-рахиим»

Перевод смысла: «О, Аллах, поистине (имя покойного) находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от искушения могилы и мучений огня. Ведь Ты исполняешь обещания и проявляешь справедливость! Прости же его и помилуй его, поистине, Ты – Прощающий, Милосердный!» (Эта дуа приведена в хадисах от Ибн Маджи и Абу Дауда).

«Аллахуммя а’бдукя вябню амятикя ихтяджя иля рахмятикя уа антя гъаниййун а’н а’зябихи ин кяня мухсинн фязид фии хясянятихи уа ин кяня мусии-ан фятяджяузз а’нху»

Перевод смысла: «О, Аллах! Раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» (Текст дуа по хадису, переданному аль-Хакимом).

  1. Существует также отдельное дуа, к которому прибегают в ситуации вознесения заупокойной молитвы за умершего ребёнка:
  2. «Аллахуммя-джа’лху ляня фяратан уа сяляфян уа аджран»
  3. Перевод: «О, Аллах, сделай так, чтобы он опередил нас (в раю) и стал нашим предшественником и наградой для нас!»

Дуа на кладбище

Известно, что мусульмане регулярно навещают могилы своих близких и предков. Посещение кладбищ входит также в традицию проведения главных исламских праздников – Ид аль-Адха (Курбан-байрам) и Ид аль-Фитр (Ураза гает).

Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) рассказывала, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) нередко ходил на погост Аль-Баки и произносил такой текст дуа при входе на кладбище:

«Ассаляму алейкум! Дарра каумин мукъминина, уа атакум ма туадуна, гадан муаджжалюна, уа иння, иншАллах, бикум ляхикун. Аллахум-агфирли ахли Бакииль-Гаркад» (хадис от Муслима)

Перевод смысла: «Мир вам! О те, кто пребывает в обители правоверных, наступило обещанное, а завтра придёт черёд и нам, и, воистину, будь на то воля Господа, мы придём к вам. О, Всевышний! Прости грехи погребённым на Баки».

Кроме того, во время пребывания в местах массового захоронения людей можно произнести слова:

«Ассаляму алейкум, йаа ахлиль-кубур. ЯгфируЛляху ля науа лякум. Ан-тум саляфуна, уа нах-ну биль-асаар» (Тирмизи)

Перевод смысла: «Мир вам, находящиеся под землёй (в могилах). Пусть простит Всевышний как вас, так и нас. Вы перешли в мир иной раньше, а мы будем следующими».

Дуа за умершего мусульманина: текст молитвы для усопших

Доводы тех, кто выступает «за»

Для начала необходимо привести аргументы, которые позволят утвердительно ответить на поставленный выше вопрос: 1. В Священном Коране приводится аят, в котором описывается, как новые поколения мусульман будут просить прощения за своих умерших предшественников:

«А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный»» (59:10)

Этот аят является примером того, как мусульмане должны обращаться к Всевышнему за предыдущие поколения мусульман, которые уже покинули этот мир. Если бы в этом действии не было особой пользы для умерших, то, очевидно, ниспослание подобного аята не имело бы смысла. 2. Очень часто можно встретить хадис, в котором говорится о делах, приносящих пользу человеку после смерти.

«С наступлением смерти человека список его благих дел закрывается [то есть его уже нельзя будет пополнить], однако три действия будут приносить ему вознаграждение и в могиле. Это – подаяние, сделанное в пользу других людей, которые продолжают им пользоваться, производство знаний и благовоспитанный ребёнок, который будет молиться за своего родителя после его смерти» (Муслим). 3.

Молитва-джаназа (погребальная молитва) представляет собой, по сути, просьбу в адрес Создателя о прощении грехов умершего. Кроме того, Пророк Мухаммад (с.г.в.

) при завершении всех необходимых процедур по приготовлению умершего к погребению говорил сподвижникам следующие слова: «Совершайте дуа за спасение души нашего брата, проявление им стойкости и твёрдости, ведь именно сейчас он подвергается испытаниям в могиле» (Абу Дауд).

В другом хадисе, который приводится в сборнике имама Муслима, говорится, что пришедшие на погребальную молитву люди фактически будут заступаться за умершего. Если таких людей будет не менее ста, то Аллах примет их заступничество за него. 4. В хадисе, передаваемом Айшой (р.а.), сообщается, как однажды к Заключительному посланнику Всевышнего (с.г.в.

) обратился мужчина и спросил: «У меня умерла мама. Несмотря на это, я чувствую, что если бы она была жива, то дала бы подаяние нуждающимся. Могу ли я сейчас вместо неё совершить это деяние?» Пророк Мухаммад (с.г.в.) ответил на этот вопрос утвердительно (приводят Бухари и Муслим). 5.

Ещё одним доводом в пользу необходимости молиться за спасение душ умерших является норма из исламского права, которая позволяет совершать паломничество (хадж) за покойника. 6. В одном из хадисов Милости миров Мухаммада (с.г.в.) приводится следующая ситуация. К нему привели овцу, которую он зарезал сам. После этого Пророк (с.г.в.) произнёс: «Ради довольства Всевышнего. Аллах велик! Я совершил это действие за себя лично и за всех тех членов моей общины, кто не смог совершить жертвоприношение» (Абу Дауд, Тирмизи).

Аргументы противников мольбы за умерших

Можно привести ещё множество других доводов в пользу необходимости совершать от имени умершего благие поступки. Однако представители мутазилитской школы в Средние века решительно выступали против этого. Приведём некоторые их аргументы: 1) Мутазилиты, проповедовавшие в своих трудах необходимость опираться исключительно на разум при изучении Священного Корана, приводят следующий аят:

«Каждый человек является заложником того, что он приобрёл» (74:38)

Они утверждают, что человек не может рассчитывать на успех за счёт других людей. Однако мутазилиты упускают из внимания тот факт, что в аяте речь идёт только о греховных деяниях. На благие поступки аят не распространяется. 2) Частым инструментом в руках мутазилитов выступал другой аят Священного Корана:

Читайте также:  Можно ли беременным ходить на кладбище и на похороны

«Человек получит только то, к чему он стремился» (53:39)

Из этого следует вывод, что раб Аллаха не может рассчитывать на деяния, совершённые другими людьми. Однако ответить на этот довод мутазилитов можно сразу с нескольких позиций. Начнём с того, что приведённый аят является отменённым. Его правовая составляющая заменена аятом из суры «Гора»:

«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (52:21)

Исламские богословы трактуют этот текст Священного Писания в том русле, что в Судный день праведные дети родителей смогут утяжелить их чашу весов, в которой будут находиться благие поступки. Об этом же говорится в приведённом выше хадисе о трёх вещах, которые будут приносить человеку божье воздаяние после смерти.

Далее стоит отметить, что в приводимом мутазилитами аяте речь идёт о неверных и тех, кто лицемерно прикрывался исламом. В некоторых риваятах приводится, что человеком, который упоминается в аяте, является Абу Джахль, принесший много вреда первым мусульман и ушедший из этого мира в неверии.

Таким образом, мутазилитский взгляд на рассматриваемый вопрос отвергается подавляющим большинством мусульманских учёных.

Источник: https://islam.global/verouchenie/dua/kak-mozhno-pomoch-umershemu-cheloveku/

Самое ценное дуа за умершего до его похорон

Дуа за умершего №1:

  • اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ(لَهَا)، وَارْفَعْ دَرَجَتَهُ فِي الْمَهْدِييِنَ، وَاخْلُفْهُ فِي عَقْبِهِ فِي الْغَابِرِينَ، وَاغْفِرْ لَنَا وَلَهُ يَا رَبَّ الْعَالَمِينَ، وَأفْسَحْ لَهُ فِي قَبْرِهِ وَنَوِّرْ لَهُ فِيهِ
  • «Аллаhумма-ґфир ляhу (ляhа) варфа’ дараджатаhу фи-ль-маhдийина вахлюфhу фи ‘аḱбиhи фи-ль-ґабирина ваґфир ляна валяhу я раба-ль-’алямина вафсаẍ ляhу фи ḱабриhи ванаввир ляhу фиhи».
  • Смысл: «О Аллах, прости его (её), и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником для тех, кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»
  • فقد روى مسلم وغيره أن رسول الله صلى الله عليه وسلم: دخل على أبي سلمة وقد شق بصره فأغمضه ، ثم قال: إن الروح إذا قبضت تبعه البصر ، فضج ناس من أهله ، فقال: لا تدعوا على أنفسكم إلا بخير ، فإن الملائكة يؤمنون على ما تقولون ، ثم قال: اللهم اغفر لأبي سلمة ، وارفع درجته في المهديين ، واخلفه في عقبه في الغابرين ، واغفر لنا وله يا رب العالمين ، وأفسح له في قبره ونور له فيه
  • Дуа за умершего мусульманина: текст молитвы для усопших

Сообщается, что Пророк Мухаммад ﷺ вошёл к Абу Саламе, когда взор его уже угас. Он закрыл ему глаза и изрёк: «Поистине, когда дух забирают, взор следует за ним». Близкие покойного стали громко причитать, и тогда Посланник Божий ﷺ сказал: «Не призывайте на себя ничего, кроме блага, ибо после любых ваших слов ангелы станут говорить: «Амин»». А потом Пророк ﷺ промолвил: «О Аллах, прости Абу Саламе, и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником для тех, кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу и освети её для него!» (привёл имам Муслим).

Дуа за умершего №2:

  1. : بِسْمِ اللهِ وَعَلَى سُنَّةِ رَسُولِ اللهْ
  2. «Бисмилляhи ва ‘аля суннати Расулюллаh».
  3. Смысл: «Именем Аллаха и по пути Его Посланника».

  4. ومن أفضل دعاء للميت : قال رسول الله صلى الله علية وسلم ( اذا وضعتم موتاكم فى القبور فقولوا : بسم الله وعلى سنة رسول الله ) اخرجة ابو داودوالترمذىوابن ماجةوابن حبان فى صحيحةوالحاكموالبيهقىواحمد (حديث صحيح)
  5. В достоверном хадисе, переданный от Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана, Хакима, аль-Байхаки, Ахмад, сообщается, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Когда вы положите вашего умершего в могилу, то скажите: «Именем Аллаха и по пути Его Посланника»».

Некоторые учёные посчитали желательным читать дуа за покойного, во время угасании взора и смягчения суставов, в следующем виде: «Именем Аллаха и по пути Его Посланника. О! Аллах, облегчи ему его дело, облегчи ему то, что его ожидает, осчастливив его встречей с Тобой, и сделай место, куда он отправился, лучше того, которое он покинул».

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

 shutterstock.com

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/52281

Чтение Корана за умерших

На могилах, кладбищах всегда читали Коран за умерших вообще и за покойного родственника в частности. В последнее время появились разговоры, что это якобы категорически запрещено в Исламе. Как быть? Какая практика в данном вопросе более достоверна с точки зрения Священного Писания и Сунны?

Одним из хадисов, которым обосновывают допустимость и полезность чтения Корана для покойного, является следующий: «Однажды пророк Мухаммад проходил мимо одной из оград Медины[1] и услышал возгласы двух людей, испытывающих [страшные] мучения в своих могилах[2].

Посланник Господа сказал: «Они испытывают мучения за малые прегрешения». Но сразу поправился: «Нет [за большие]. Один из них был неаккуратен, когда мочился[3], а другой клеветал (сплетничал)[4]»[5].

Затем пророк Мухаммад попросил, чтобы ему принесли голую пальмовую ветвь. Сломав ее пополам, он воткнул в каждую могилу по половинке.

Сподвижники спросили: «О посланник Всевышнего, зачем ты это сделал?» Он ответил: «Возможно, это облегчит [их участь], и это [предполагаемое облегчение] продолжится до тех пор, пока они (ветки) не высохнут[6]»[7].

Известный ученый, имам аль-Хаттаби[8], опираясь на упомянутый хадис, сказал: «Данный хадис указывает на желательность (мустахаб) чтения величественного Корана на могилах. Когда от тасбиха[9] дерева ожидается облегчение для умершего, то ожидание и прошение у Всевышнего облегчения для покойного через чтение Корана[10] (над могилой) более благодатно (баракятно) и вероятно»[11].

Передается, что сын ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Абдулла ибн ‘Умар, завещал, чтобы на его могиле была прочитана вторая сура Священного Корана, «аль-Бакара»[12].

Можно ли читать Священный Коран от имени умершего, как это широко практикуется в мечетях или на религиозных мероприятиях (маджлисах, мавлидах)?

Относительно пользы от чтения Священного Корана для покойного исламские богословы имеют разные мнения.

Имамы Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбаль, Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, а также некоторые ученые шафиитского мазхаба и многие богословы первых поколений (саляф)[13] считали, что воздаяние (саваб) за чтение Корана доходит до покойного.

Обосновывают они это хадисами: «Кто идет меж могил и читает «куль хува ллаху ахад»[14] одиннадцать раз, а затем дарует воздаяние (саваб) умершим, тому будет воздано по количеству покоящихся [на кладбище]»[15]; «Если кто-то зайдет на кладбище и прочитает суру «Ясин», то Аллах (Бог, Господь) облегчит участь их [покоящихся на кладбище]»[16]. Передается, что Абу Бакр ас-Сыддык процитировал слова пророка Мухаммада: «Кто посетит могилу родителей своих или одного из них и прочитает там «Ясин», тому будут прощены прегрешения»[17].

Относительно мнения шафиитского мазхаба по данному вопросу имам ан-Навави говорил: «Наиболее известным мнением имама аш-Шафи‘и является невозможность дохождения вознаграждения (саваба) за чтение Корана до умершего, но некоторые шафиитские богословы говорили, что это возможно. Если человек читает, то в заключение пусть скажет: «О Всевышний! Доведи воздаяние (саваб) за то, что было прочитано мною, до такого-то (называется имя)»[18].

اَللَّهُمَّ  أَوْصِلْ ثَوَابَ مَا قَرَأْتـُهُ إِلىَ فلان 

Известный богослов аш-Шавкяни утвердительно считал, что «наиболее верным является дохождение до покойного воздаяния (саваба) за чтение Корана от его имени, и это при условии, что прочитавший просит у Всевышнего доведения саваба до покойного, и причем делается это с полной уверенностью в такой возможности, так как это — мольба-ду‘а[19]. Окончательное же решение, безусловно, остается за самим Творцом, Господом миров»[20].

Один из современных богословов Рамадан аль-Буты говорит по этому поводу следующее: «Мнение некоторых о том, что чтение Корана для умерших запретно (харам), не имеет никаких канонических обоснований[21].

Все исламские ученые прошлого и настоящего единодушны в канонической допустимости (машру‘) чтения Священного Корана от имени покойного.

Разногласие их состоит лишь в том, доходит ли вознаграждение (саваб) до покойного или нет? Наиболее вероятно, что оно доходит и полезно покойному.

Важно намерение и фактическое завершение чтения Корана мольбой-ду‘а о том, чтобы Всевышний довел вознаграждение (саваб) до умершего. Результат же мольбы зависит от степени проявления милости и щедрости Творца»[22].

Можно ли в качестве благодарности платить деньги (садака) прочитавшему молитву (из Священного Корана или иную), например, за умерших. Не повлияет ли это на принимаемость молитвы?

Можно. По этому поводу есть достоверные хадисы и высказывания ученых. Что касается аятов[23], обычно цитируемых в пользу отрицания допустимости этого, то такая трактовка их и интерпретация крайне маловероятны, так как данное положение четко прописано в достоверной Сунне пророка Мухаммада.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Самым заслуженным, за что можно взять вознаграждение, является Книга Всевышнего [Священный Коран]»[24].

«То есть, — комментировали ученые, — этот хадис указывает на допустимость (джаваз) получения вознаграждения за чтение Корана или обучение ему[25], а также написание талисманов-заклинаний или лечение ими»[26].

Например, известный богослов аш-Ша‘би говорил: «Человек не должен ставить условием, что за обучение или чтение ему должны заплатить столько-то. Если ему дают (в качестве вознаграждения или благодарности, то есть в форме подарка или милостыни), то он принимает»[27].

Аль-Хакям говорил: «Я не слышал[28], чтобы кто-то заявлял о нежелательности вознаграждения обучающего (то есть о какой-либо нежелательности получения вознаграждения за обучение)»[29]. Имам аш-Шафи‘и, опираясь на достоверный хадис, допускал изначальную договоренность об оплате труда учителя[30].

Необходимо отметить, что плата не является обязательной, кроме как в случае какой-то определенной договоренности, когда необходимо выполнение оговоренных обязательств[31].

Что касается принимаемости-непринимаемости мольбы-ду‘а, о чем уточняется в заданном вопросе, то здесь важным фактором является искренность, чистота от явных грехов и набожность.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 431.

[2] В своде хадисов Ибн Маджа есть дополнение, что могилы были еще свежими. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 419.

[3] Комментаторы объясняют, что «брызги мочи постоянно попадали на его тело и одежду», а также «он не ждал, пока выйдут остатки мочи, которые потом попадали на его одежду». См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 431.

В достоверном хадисе сказано: «Наибольшее наказание в могиле [в период ожидания после смерти и до Воскрешения в Судный День] — от мочи [из-за отсутствия осторожности и внимания к попаданию ее на одежду]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Хакима. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 86, хадис № 1382, «сахих».

Читайте также:  Речь на похоронах коллеги по работе: траурные тексты сотруднику

[4] Имам ан-Навави дал определение: «Клевета — это цитирование чужих слов с желанием навредить. И относится это к наихудшим поступкам». См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 421.

[5] Аль-Кярмани дал важное пояснение по данному хадису: «При однократном или очень редком совершении данных поступков они не могут классифицироваться как большие грехи (кябира, мн. ч. кяба’ир), так как за них не предусмотрено строгое наказание (хадд) в судебном порядке в этой жизни.

Однако при многократном и постоянном повторении эти действия по пагубности и наказуемости достигают уровня больших грехов. Ведь сказано: «Перестают быть малые прегрешения малыми при многократном повторении и упорстве в совершении их». Наиболее вероятно, что именно это подразумевается в хадисе.

Также возможно, что поправка, данная Пророку на уровне Откровения, подразумевает: люди считают эти грехи незначительными, однако пред Богом они крайне пагубны. В Священном Коране сказано: «Считаете вы это легким [тем, что не имеет последствий], однако пред Аллахом (Богом, Господом) оно велико [строго наказуемо]» (Св. Коран, 24:15).

См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 431.

[6] То есть пока ветки живые. У каждого из творений Господа своя форма жизни и смерти. Пока эти ветки, которые могут пустить корни и вырасти или какое-то время просуществовать за счет внутренних запасов, остаются живыми, они восхваляют Творца и тем самым благоприятствуют облегчению состояния покойного.

Относительно «восхваления» в Священном Коране сказано: «Восхваляют (возвеличивают) Его семь небес и земля вместе со всем тем, что населяет их [существует в этих необъятных галактических просторах]. Каждая мелочь [все бессчетное количество единиц сотворенного в макро- и микромирах] с благодарностью возносит Господа [над всем тем, что не соответствует Ему].

Однако вы [люди и джинны, имеете право выбора и ограничены в отдельных характеристиках и возможностях (к примеру, не знаете языков животных и растений), а потому] не понимаете [и не сможете понять] их прославления [как именно они восхваляют Творца].

[В границах земного и межгалактических пространств ни наука, ни что бы то ни было другое не поможет вам в этом, иначе вы получите существенную подсказку в столь ответственном экзамене, как жизнь]» (см. Св. Коран, 17:44); «Разве ты не видишь, что Бога восхваляют все те, кто на небесах и на земле, и [к примеру] птицы, раскрывая крылья в полете.

Все они знают свои молитвы [у каждого из них свое выражение благодарности] и [формы, формулы] восхваления [Творца]. Аллах (Бог, Господь) хорошо знает о том, что они [Его творения] делают» (Св. Коран, 24:41).

[7] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 91, хадис № 216; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 430; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 419–423, хадис № 216.

[8] Умер в 388 году хиджры.

[9] Тасбих — восхваление и возвеличивание Господа.

[10] В достоверном хадисе оговаривается, что за каждую прочитанную букву Священного Корана человек получает пред Всевышним десять единиц вознаграждения: «Кто прочитает букву (харф) из Книги Всевышнего [то есть из Корана], то ему за это — единица вознаграждения (хасана), а воздаяние за нее десятикратно.

Я не говорю о том, что «алифляммим» (слово) — это буква (харф). Однако же «алиф» (буква арабского языка) — это харф, «лям» (буква арабского языка) — это харф, «мим» (также буква арабского языка) — это харф». Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи, ад-Дарами и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С.

812, хадис № 2915, «хасан сахих».

[11] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 434. Так же считали и многие другие исламские ученые-богословы. См., например: аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 84, 85, 91, 93.

[12] См.: аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 90.

[13] См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т 4. Ч. 8. С. 102.

[14] То есть 112-ю суру Священного Корана.

[15] Хадис от ‘Али ибн Абу Талиба; св. х. Абу Бакра ан-Наджара.

Аль-‘Айни Б. говорит: «Хадис передан Абу Бакром ан-Наджаром в книге «Ас-сунан». См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 434. Этот хадис также цитируется Мухаммадом ибн Ахмадом аль-Куртуби в книге «Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира» (С. 85).

[16] Хадис от Анаса; св. х. Абу Бакра ан-Наджара. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 434; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 90.

[17] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 434.

Упомянутые хадисы приводит также известный ученый Ибн Кудама в своей книге «Аль-мугни». См.: Ибн Кудама М. Аль-мугни. Т. 3. С. 519. О достоверности или недостоверности Ибн Кудама ничего не упоминает.

Просмотрев разные своды хадисов, я не нашел однозначного повествования об их недостоверности, но и в наиболее известных сводах хадисов они не встречаются.

Можно сказать, что присутствие данных хадисов в авторитетных богословских книгах говорит о возможности их применения, но достоверность их не однозначна.

[18] См.: ан-Навави Я. Аль-азкяр ан-нававия [Сборник ду‘а, собранный имамом ан-Навави]. Бейрут: ар-Рисаля, 1992. С. 278.

[19] Из высказываний пророка Мухаммада мы знаем, что обращающийся к Богу должен быть уверен, что мольба его будет услышана, так как для Всевышнего нет ничего невозможного.

Безусловно, если обращающийся с мольбой упорствует в грехе, не чувствует за собой вины и даже не думает каяться, образ жизни его противоречит элементарным моральным принципам, то вероятность принимаемости его мольбы-ду‘а крайне низка либо нулевая.

Относительно уверенности пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если вы молите Бога [просите Его о том или ином земном либо вечном], то будьте решительны [уверены в том, что просите важное для вас, нужное, а также уверены в том, что реализовать это для Бога не составит труда].

[И при этом] ни в коем случае не говорите: «О Господи, если пожелаешь, дай мне [это]». Поистине, Аллаха (Бога, Господа) никто не может принудить [Он в любом случае ответит на молитву в соответствии с Его волею, всезнанием, мудростью и желанием]». См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С.

1994, хадис № 6338.

[20] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. Ч. 4. С. 100, 101.

[21] Мнение о том, что читать Коран или делать любое другое благое дело от имени покойного бесполезно и недопустимо, бытует лишь среди дилетантов.

[22] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 177–179.

[23] Аяты, где говорится о «продаже знамений Всевышнего за малую стоимость», в основном касаются тех людей Писания, которые переписывали священные страницы и вносили туда искажения, а также тех, которые продавали веру свою за мирской достаток. См.: Св. Коран, 2:41, 79, 174; 3:187, 199; 5:44; 9:9, 16:95.

[24] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 671; там же. Т. 4. С. 1833, хадис № 5737; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 244, хадис № 5737; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 21. С. 392, хадис № 5737.

[25] Подавляющее большинство богословов (имам Малик, имам Шафи‘и, имам Ахмад ибн Ханбаль и многие другие) говорили о допустимости получения платы за чтение Корана или обучение ему, обоснуя свое мнение упомянутым хадисом от Ибн ‘Аббаса. Только некоторые, и среди них богословы ханафитского мазхаба (Абу Ханифа и др.), говорили о нежелательности, а порой и запретности этого.

Но необходимо уточнить, что «нежелательность или запретность» касается того случая, когда плата является условием для обучения или изучения Корана. Когда же это происходит в форме неоговоренного, неожидаемого подарка или вознаграждения, то принятие его допускалось богословами-ханафитами.

Одним из аргументов в пользу нежелательности является то, что данные действия относятся к формам поклонения Всевышнему, и воздаяния (аджр) необходимо ожидать от Господа. Подробнее см., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари.

В 18 т., 2000. Т. 5. С. 571, 572; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 12. С. 135–138.

Имам аль-Хаттаби также говорил о разрешенности и допустимости. См.: аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 2. Ч. 4. С. 211.

[26] См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 570–577; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 12. С. 135.

[27] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 671.

[28] То, что аль-Хакям об этом не слышал, не говорит нам о полном отсутствии нежелательности. О нежелательности, а порой и запретности говорили некоторые ученые, тем более что наряду с хадисами разрешающими есть и порицающие. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 12. С. 138.

Отмечу, что у хадисов порицающих принятие платы очень низкая степень достоверности. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 572; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 136.

[29] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 671.

[30] Хадис и мнение имама аш-Шафи‘и см.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 600, 601, хадис № 2068, «хасан сахих», а также № 2069, «сахих».

[31] В Коране сказано: «О верующие, будьте обязательны в выполнении договорных отношений [исполняйте обеты, обязательства, установленные между вами и Всевышним, а также между вами и другими людьми]» (см. Св. Коран, 5:1); «Будьте обязательны в договоренностях. Воистину, за обещания и взятые на себя обязательства вам отвечать [пред Всевышним в Судный День]» (см. Св. Коран, 17:34).

Источник: https://umma.ru/chtenie-korana-za-umershih/

Ссылка на основную публикацию