Как зовут Бога – имена Бога и их значение

Каждый христианин знает, что напрасное обращение к имени Господа является грехом. Но вместе с этим многие богословы и исследователи религии задаются вопросом: каково истинное имя Бога. Ответ на этот сложный вопрос находится в тексте священного писания.

Имена Бога в христианстве

Священное имя содержится в тексте древнейшей части Священного Писания — Ветхом Завете. Древние евреи, являющиеся его составителями, не употребляли гласных букв, поэтому как звучало имя Бога на древнееврейском языке в настоящее время установить невозможно.

Как зовут Бога – имена Бога и их значениеВ Библии представлено несколько Божественных имен

Оно обозначается сочетанием четырёх букв — YHWH, называемых тетраграмматоном. Это сочетание употребляется в христианстве и иудаизме, а также в их течениях. В Средние века в европейских странах оно стало читаться как Иегова.

Это прочтение закрепилось в западном христианстве на многие столетия. Лишь в XX веке ряд исследователей на основе лингвистического анализа выдвинул предположение, что тетраграмматон читается как Яхве.

Христианская традиция считает Яхве (Иегова) одним из многих наименований Бога. Но некоторые секты говорят о его избранности, относя все остальные наименования, упоминаемые в Священном Писании, являются титулами. Эту точку зрения не признают, как православные, так и католические богословы.

Имена Бога в Библии и их значение

Помимо тетраграмматона в Священном Писании упоминается множество имён, обозначающих его сущность и множественность. Также Его именования изменялись в течение времени, трансформируясь в соответствии с обстоятельствами повествования.

Ветхий Завет

В древнейшей части Библии Бог предстаёт в образе присутствующего повсюду Абсолюта. Верующие люди воспринимают его не как отца, а как правителя, который может как покарать за неправедный поступок, так и воздать за благие деяния.

Как зовут Бога – имена Бога и их значениеВ Ветхом Завете имена Бога отражают Его божественную сущность

В ветхозаветных текстах упоминается три основных наименования:

  1. Яхве, которое является наиболее древней формой священного имени. Считается, что под этим именем Создатель явился Моисею. В 3 в. до н.э. иудейские первосвященники запретили произносить его вслух не только в повседневной жизни, но и во время богослужений. В связи с этим рядом с тетраграмматоном стали ставить сочетание букв YDNY, которое читается как Адонай. В XVI столетии европейские библеисты совместили оба наименования получив имя, звучащее как Иегова. Имя образовано от глагола «быть», отражая слова Бога: «Я есть Сущий».
  2. Имя Адонай появилось в библейском тексте в качестве замены священного тетраграмматона. В буквальном переводе оно означает «господин». В масоретском варианте Библии оно употребляется в значении «Господь мой». Наиболее часто это наименование ставится перед или после имени Яхве. Некоторые исследователи предполагают, что причиной добавления в библейский текст этого имени желание повысить статус иудейского бога.

    Первоначально Яхве считался божеством небольшого народа, но по мере распространения иудаизма его влияние увеличивается, и добавление новой формы наименования — отражение увеличения влияния иудаизма в библейском мире.

  3. Элохим — одно из древнейших имён, наиболее часто употребляемое в Ветхом Завете. Оно является множественной формой от Эл — общего наименования божества у семитских народов. Отечественные учёные полагают, что множественная форма, употребляемая в Библии совместно с глаголами единственного числа, указывает на множество проявлений единого Господа.

Кроме основных наименований в священных текстах используются составные формы. Они отражают понимание многоликости единого Бога, а также его отождествления с грозным, но в то же время справедливым правителем.

Как зовут Бога – имена Бога и их значениеКаждое из многих имен Бога описывает различные аспекты Его многогранного характера

Этот обширный список можно разделить на две части, основываясь на главной части. На основе имени Эл в древнейшей части Библии упоминаются следующие имена:

  1. Эль-Шаддай — составное наименование, образованное от слов бог и сила. В переводе на русский язык оно означает Господь Всемогущий. В средние века оно стало восприниматься в качестве аббревиатуры, означающей — охраняющий двери Израиля.
  2. Эль-Эллион (Бог Всевышний) употребляется в поэтических частях Ветхого завета.
  3. Эль-Рой — Бог Видящий. Имя употребляется для утверждения возможности Его видеть всё явное и тайное в жизни людей.
  4. Эль-Олам — Бог-Вечный, отражающее абсолютность и первоначальность природы Господа. Он — создатель времени и пространства, поэтому не зависит от их изменения.
  5. Эль-Гибхор — Бог Крепкий, обозначающее сильного воина Бога, который придёт, чтобы уничтожить врагов Его и править именем Его.

Наибольшее количество составных имён Бога в Ветхом Завете содержит имя Яхве. Уточняющее имя указывает на одно из качеств Высшего Абсолюта.

  1. Яхве-Ире означает Бог‐усматривающий. Он знает в чём действительно нуждаются люди, обращающиеся к нему с молитвой.
  2. Яхве-Рафа — Господь исцеляющий, так как только в Его руках находится физическое и душевное здоровье человека. Он карает грешников, посылая им различные недуги, и по Его милости получают раскаявшиеся люди исцеление.
  3. Яхве-Нисси переводится как Господь-знамя моё. Во имя Его человек ведёт битву с духами зла, черпая силу в божией благодати.
  4. Яхве-Макаддишкем переводится как Господь, который освящает. Бог несёт в жизнь верующих людей свет и наделяет их частицей своей благодати, делая их мир восприемниками Царства Небесного.
  5. Яхве-Шалом (Господь есть мир) отражает присутствие Его во всём поднебесном мире. Он живёт в душе каждого человека, сопровождая его на всём земном пути, помогая обрести вечную жизнь на Небе.
  6. Яхве Саваоф указывает на то, что Бог стоит во главе небесного воинства, постоянно ведущего борьбу за души людей.
  7. Яхве-Роэ (Господь-Пастырь мой) означает, что человечество подобно отаре овец нуждается в постоянной опеке и присмотре.
  8. Яхве-Шамма, буквально переводящееся как «Господь здесь» употребляется в эпизоде с основанием Иерусалима. Давая имя новой крепости, Бог даёт обещание постоянно присутствовать в нём.
  9. Яхве-Цидкейну означает Бог — наша праведность. Появляясь в последних частях Ветхого Завета, оно даёт надежду на пришествие Спасителя.

Новый Завет

В тексте Нового Завета особо подчёркивается, что Бог не только всесильный правитель, но и любящий отец, пожертвовавший своим сыном ради искупления человеческих грехов. Во второй части Святого Писания отсутствует тетраграмматон.

Как зовут Бога – имена Бога и их значениеВ Новом Завете Бог предстает в трех лицах, объединенных в одно божественное целое

Иисус Христос называет Его «Абба», что в переводе с арамейского языка означает отец. Также Бога называют Всевышний, обращая внимание людей на безграничность Его власти. Основное место в Новом Завете занимает фигура Иисуса Христа — сына Бога, пришествие которого он обещал людям в книге пророка Исайи.

Его сущность и предназначение отражены в имени, составные части которого имеют следующее значение:

  • Иисус — сокращение от распространённого арамейского имени Иегошуа, означающего «спасение от Иеговы»;
  • Христос, а арамейском языке звучащее как Машиах, означает «помазанник».

Сын Божий называл себя разными именами. Некоторые он воспринял от Отца, что указывает на их единство. К ним относятся следующие наименования:

  • Я — Путь, Истина и Жизнь;
  • от начала Сущий;
  • Я есмь.

Как зовут Бога – имена Бога и их значениеХристианское учение подчеркивает важность Единого Бога, явившего себя в Трех Лицах

В сочинениях апостолов приводятся следующие имена Христа:

  • Сын Человеческий, отражающее рождение бога простой женщиной;
  • Сын Божий, обозначающее его божественное происхождение;
  • Учитель, говорящее об одном из предназначений Его — передаче новых заповедей человечеству;
  • Добрый Пастырь, так как Иисус ведёт свою паству к спасению, мягко, но настойчиво направляя неразумных детей на путь истинный;
  • Вседержитель, держащий в своих руках жизни всех людей;
  • Судья, имеющий исключительное право карать и миловать людей;
  • Агнец Божий, являющийся добровольной жертвой Небесного Отца, принесенной во имя искупления человеческих грехов.

Также в Синодальном переводе приводятся следующие наименования:

  • Спаситель, призванный спасти человечество от мрака греха;
  • Сын Давидов (сын Авраама), так как его земные родители вели свой род от прародителей;
  • Царь Иудейский и Господь Господствующих, власть которого стоит выше земных правителей;
  • Сила Божия и премудрость, воплотившаяся в человеческом обличии;

Как зовут Бога – имена Бога и их значениеВ православии именуют Бога – Отец, воплотившийся в сыне своем Духом Святым

Следует отметить, что в Новом Завете упоминается три имени Святого Духа:

  • Эль-Кадош — Господь-святой;
  • Утешитель;
  • Дух Истины.

Новый Завет утверждает триединство Бога, упоминая Его имена во взаимосвязи.

Как называют Бога в православии

Православные традиции утверждают единство трёх божественных ипостасей, относя древнее имя, зашифрованное в тетраграмматоне к каждой из них. Оно прославляется в молитвах и церковных гимнах, утверждающих присутствие Господа повсюду. Его сила не зависит от принятого образа, так как он стоит над тварным миром.

Следует понимать, что все имена Бога являются наименованиями, отражающими его различные проявления. Вознося молитвы Иисусу Христу, человек уповает не на земное воплощение Создателя, а на его безграничную Силу, создавшую всё сущее.

Непризнание одно из множества имён Бога является отрицанием Его сущности. Познание Отца невозможно без проникновения в идею Святой Троицы и признания божественности Иисуса Христа.

Имена Бога в Библии

Фев 25, 2020 13:47 Администратор

Как зовут Бога – имена Бога и их значение | Православиум

Рубрика: Другие религии, Основы веры

Как зовут Бога? Многочисленные Божественные имена открываются нам в Священном Писании: в Ветхом и Новом Заветах. Однако важно понимать, что Божественная сущность в полной мере непостижима человеческим разумом. А значит, она не может иметь имени, которое её исчерпывающе характеризовала бы. Бога нельзя определить каким-то одним понятием. Приведём слова святителя Василия Великого:

«Нет ни одного имени, которое бы, объяв все естество Божие, достаточно было вполне его отразить» («Православно-догматическое богословие»).

Как зовут Бога – имена Бога и их значениеИмя Господне, «Яхве», в разных вариантах древнееврейского языка

Указанные в Священном Писании имена Бога отражают лишь некоторые Его свойства и действия, которыми Он открывается человеку.

Святитель Григорий Нисский учил, что Бог «получает наименования от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни» («Бог: Православное учение»). Люди стремились словесно воссоздать Его образы, используя аналогии из нашего мира. Поэтому у Единого Бога так много имён.

Но все они относительны и даже в совокупности не могут полностью передать Божественную сущность. Ведь Бог выше всех имён и аналогий из нашего мира.

Священное Писание содержит множество имён-эпитетов, которыми обладает Бог в Православии. Богословы разделили их на утвердительные (катафатические) и отрицательные (апофатические).

Святитель Василий Великий объяснял: первые показывают нам, что в Боге есть (например, «Всемогущий», «Истинный», «Близкий»).

А вторые – то, что чуждо Ему (например, «Неизменный», «Нетленный», «Невидимый») («Истина Бытия Божия»). 

Восприятие имени Бога

О христианском отношении к именам Бога лучше всего говорит третья заповедь: «Не произноси имени Бога твоего напрасно» (Исх. 20:7). Упоминать Творца следует только в благоговейной молитве. Издревле существует и магический, греховный взгляд на эту тему. Если человек знает, как зовут Бога, это якобы даёт ему безграничную власть.

Читайте также:  Молитва за беременную дочь - смысл и тексты

В ветхозаветные времена евреи неразрывно связывали Бога с Его именами. Они считались такими же священными, как и Сам Создатель. Поэтому иудеями использовался тетраграмматон (יהוה) – четырёхбуквенное обозначение имени Бога, которое было запрещено произносить. Иудеи считали, что в этом имени заключена великая сила, и при произношении благоговейно заменяли его другими словами.

В каббале тетраграмматон упоминается как одно из десяти Священных Имён Творца. В этом имени якобы заключены все основные геометрические формы (точка, линия, плоскость, куб). Тетраграмматон прочно вошёл в мировую культуру. Он с древности фигурирует в фольклоре, искусстве и различных мистических учениях.

Как зовут Бога в Ветхом Завете

Яхве (Иегова) – переводится как «Сущий», то есть «Существующий». Именно это имя обозначается тетраграмматоном. Оно указывает на самобытность Бога, на высшую реальность Его вечного и неизменного Бытия. Данное Божественное имя в Библии встречается наиболее часто.

Впервые оно упоминается в Книге Бытия. Особенность этого имени в том, что оно было дано еврейскому народу самим Богом через пророка Моисея на горе Синай (Исх. 3:14). «Иегова» – это изменённый вариант произношения имени «Яхве».

Он появился вследствие благоговейного воздержания иудеев от упоминания настоящего имени Бога.

Саваоф – означает «воинство». Это имя-титул, которое образно выражает всемогущество Бога. Упоминается и в Ветхом Завете (1 Цар. 1:3), и в Новом – в посланиях святых апостолов (Иак. 5:4), (Рим. 9:29).

Данное имя не подразумевает, что Всевышний – «Бог войны». Напротив, обращение «Саваоф» в Библии часто употребляется в контексте периода мирного развития еврейского народа.

Это имя открывает нам Бога как Всемогущего Повелителя неба и земли.

Адонай – переводится как «Наш Господь» и подразумевает «Божье милосердие». Это имя использовалось иудеями в публичных чтениях Торы и книг пророков вместо непроизносимого «Яхве».

Элохим – именование Бога в форме множественного числа. Оно упоминается, например, в повествовании о сотворении мира: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему (Быт.1:26). Возможно, в этом месте содержится указание на триединство Бога. Также «Элохим» переводится как «Судья» и подразумевает справедливость Бога.

Как зовут Бога в христианстве

Тем, кто ищет информацию по теме «Кто Бог у христиан?», следует знать, о следующих именах.

Иисус – означает «Спаситель». Он соединил собой Бога и человека, пошёл на жертву и тем самым дал спасение всем людям. Это собственное имя Спасителя, которое было дано Ему по Божественной воле. Ангел явился Деве Марии и возвестил ей о непорочном зачатии:

«Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:31).

Позднее это было сказано формальному мужу Марии – Иосифу:

«Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Мф. 1:21).

Христос – с древнегреческого переводится как «Помазанник». Так ещё в Ветхом Завете называли пророков и царей, указывая на их богоизбранность для служения Всевышнему и людям.

Израильских царей перед принятием власти и священников перед началом их служения торжественно помазывали елеем.

  Это имя указывает на характер предназначения Иисуса, Который в духовном смысле был одновременно и царём, и священником.

Мессия – это «Помазанник» на древнееврейском языке. Слово “Мессия” было переведено на греческий как “Христос”. Таким образом, эти имена синонимичны.

Помазанниками иудеи именовали духовных лидеров и правителей. Христиане верят, что предсказанным в Ветхом Завете Мессией был Иисус из Назарета.

Бог в христианстве придёт на Землю во второй раз в конце времён и окончательно установит Божье Царство.

Эммануил – одно из имён Иисуса Христа, которое использовалось в ветхозаветных пророчествах о рождении Мессии: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7:14). Означает «С нами Бог». Это имя указывает на то, что христианский Бог ради спасения человечества воплотился в нашем мире.

Особого внимания заслуживает христианское понятие Троица. Это не отдельное имя Бога, а обозначение Его троичной природы. Христианская церковь исповедует веру в единого Бога, Который имеет три самостоятельные ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. Религиозное представление о триедином Боге называется тринитарным монотеизмом.

Все имена Бога в Библии и их значение — полный список

В этой статье мы хотим представить вам все имена Бога в Библии и их значение. Изучая имена Бога, мы познаем Бога и воздаем Ему славу и честь.

В Ветхом Завете и в еврейской традиции имена играли огромную роль. Считалось, что имя раскрывает личность, и показывает, кем кто является. Удивительно, как много имен имеет наш Бог, показывая всесторонность и многогранность Своей личности.

Все имена Бога в Библии — список и таблица

Имя Бога Перевод с евр. Отрывки Библии Что оно означает
Элохим Бог Бытие 1:1; Числа 23:19; Псалом 18:2 Показывает силу и могущество Бога. Он единственный всевышний и истинный Бог.
Иегова Господь Бытие 2:4; Исход 6:2-3 Собственное имя личности Бога
Эль Элион Всевышний Бытие 14:17-20; Числа 24:16; Псалом 7:18; Исайя 14:13-14 Он выше всех богов; в жизни нет ничего более священного.
Эль Рои Видящий Бог Бытие 16:3 Бог наблюдает за всем своим творением и делами людей
Эль Шаддай Всемогущий Бог Бытие 17:1; Псалом 90:1 Бог всемогущ, у Него вся сила
Иегова Ире Господь усмотрит Бытие 22:14 Бог заботится о наших нуждах
Иегова Нисси Господь-мое знамя Исход 17:15 Бог всегда нам помогает и ведет нас к победам
Адонаи Господь Вт.6:4 Только Бог-глава всего
Иегова Элохе Израиль Господь Бог Израиля Судьи 5:3; Псалом 58:6; Исайя 17:6; Соф.2:9 Он — Бог своего народа
Иегова Шалом Господь есть мир Судьи 6:24 Бог дает нам мир, так что нам нечего бояться
Кедош Израиль Святый Израиля Исайя 1:4 Бог морально совершенен
Иегова Саваоф Господь воинств 1Царств 1:3; Исайя 6:1-3 Бог с небесными воинствами наш спаситель и защитник
Эль Олам Вечный Бог Исайя 40:28-31 Бог вечен. Он действовал раньше, сейчас и будет снами вечно
Иегова Цидкену Господь – оправдание наше Иеремия 23:6; 33:16 Бог – образец праведного поведения и только Он делает нас праведными
Иегова Шамма Господь там Иезекииль 48:35 Бог всегда с нами
Аттик Иомин Ветхий днями Даниила 7:9, 13 Бог – высшая власть. Однажды Он будет судить все народы.

Яхве (YHWH), Адонай и Адон — в чем разница между этими именами?

Насчет имен Бога, я думаю, многие люди предполагают больше того, что поддержано Писанием. С другой стороны, через различные имена, используемые для Бога, проявляется богатство теологии, особенно в Ветхом Завете.

  Библия о крещении: цитаты, стихи, места в Новом Завете

Имя Яхве (YHWH) не было использовано Богом, прежде чем оно было произнесено Им в пустыне Моисею. До этого времени использовались такие имена, как Элоим, Адонай, Эл, Эль Элион и Эль Шаддай. Если я правильно понимаю, Адонай более чем описание имени Бога, так как это просто означает Господь. Это как Иисус Христос. Христос — это описание, в то время как Иисус — это имя.

Можно утверждать, что Иегова является «именем» Бога, в то время как Адонай является Его описанием. По аналогии, прежде чем Моисею было произнесено «имя» Яхве, можно утверждать, что «именем» для Бога было Эль или Эль Шаддай. В самом деле, даже в «имени» Эль Шаддай, можно утверждать, что слово Эль это «имя», а Шаддай (Всемогущий) является описанием.

Есть ли имя у Святого Духа?

В Библии, в Евангелии от Матфея 28 главе, Иисус заповедует Своим ученикам крестить во имя Отца, Сына и Духа Святого. Возможно, что мой вопрос покажется странным, но какое имя может быть у Святого Духа?

И подошёл Иисус и заговорил с ними: «Мне отдана вся власть на небе и на земле. А потому идите и обращайте все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа, и учите их соблюдать всё, что Я заповедал вам, и буду Я с вами всегда, до скончания века» (От Матфея 28:18-20).

Ответ:

Это не странный вопрос. Для людей, живших в те времена, делать что-то «во имя кого-то» означало наличие власти и авторитета. Люди говорили: «Именем короля, остановись!» Это не имело ничего общего с реальным именем короля. Говоря таким образом, люди подразумевали, что им дана власть и авторитет говорить и делать что-то от имени короля.

Так что, когда мы крестились в имени Отца, Сына и Духа Святого, мы крестились под властью и авторитетом Бога, выраженным в Троице: Отце, Сыне и Духе Святом.

Скажу также, что в Библии нигде не описывается имя Святого Духа. В Библии мы можем найти имена Бога и их описания. Это «Яхве» или, возможно, «Иегова». Это имя было озвучено Богом, когда Моисей спрашивал в Исходе 3 главе:

Читайте также:  Крест на памятник: гравировка православного символа

И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. (Исход 3:13-14)

Бог, Господь, Отец, Эль, Адонай, Элохим — это всё описания, но Яхве — это что-то типа имени собственного.

  Почему иудеи не признают Иисуса Христа Мессией

Сын тоже имеет имя собственное, по крайней мере, это имя было у Него во время земной жизни — Иисус. Господь, Христос, Мессия, Сын, Спаситель — всё это описания, не имена собственные, в отличие от имени Иисус. Кстати, «Христос» не является фамилией, а лишь описывает то, Кем был Иисус.

Возможно, вы удивлены, что Святой Дух не имеет имени собственного в Библии, но это так. Отнеситесь к этому, как к еще одной тайне в христианстве.

  • Скажу еще раз, даже если бы у Святого Духа и было бы имя собственное, то заповедь крестить «во имя Отца, Сына и Духа Святого» все равно не имела бы ничего общего с этим именем.
  • Другие темы
  • Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест

Последние новости

Каковы различные имена Бога и что они означают? / Ответы на вопросы | Библия Онлайн

Каковы различные имена Бога и что они означают?

Каковы различные имена Бога и что они означают?

Ответ: Каждое из многих имен Бога описывает различные аспекты Его многогранного характера. Наиболее известными именами Бога в Библии являются следующие:

ЭЛ, ЭЛОАХ: «Бог Могучий» (Бытие 7:1; Исаии 9:6) – этимологически, слово «Эл», по видимому, означает «власть, способность», как, например: «Есть в руке моей сила сделать вам зло» (Бытие 31:29, Синодальный перевод). «Эл» связано с другими качествами, такими как целостность (Числа 23:19), ревность (Второзаконие 5:9) и сострадание (Неемии 9:31), но основной идеей остается могущество.

ЭЛОХИМ: «Бог Творец, Крепкий и Сильный» (Бытие 17:7; Иеремии 31:33) – форма множественного числа Элоах, который подтверждает доктрину о Троице. Из первого предложения Библии, превосходная природа Божьей силы очевидна, когда Бог (Элохим) призывает мир к существованию (Бытие 1:1).

ЭЛ ШАДДАЙ: «Бог Крепкий, Сильный Иакова» (Бытие 49:24; Псалтирь 131:2, 5) – говорит об абсолютной власти Бога над всем.

АДОНАЙ: «Господь» (Бытие 15:2; Судей 6:15) – используется вместо «ЯХВЕ», которое евреи считали слишком священным, чтобы быть произнесенным грешными людьми. В Ветхом Завете «ЯХВЕ» чаще используется в отношениях Бога с Его народом, в то время как «Адонай» используется, когда Он имел дело с язычниками.

ЯХВЕ / ИЕГОВА: «Господь» (Второзаконие 6:4; Даниила 9:14) – строго говоря, единственное настоящее имя Бога. В некоторых переводах Библии встречается как «ГОСПОДЬ» (все буквы заглавные), чтобы отличить от «Адонай» – «Господь».

Откровение имени впервые дано Моисею: «Я ТОТ, КТО Я ЕСТЬ» (Исход 3:14). Это имя определяет непосредственность, присутствие.

«ЯХВЕ» присутствует, доступен и находится рядом с теми, кто взывает к Нему об избавлении (Псалтирь 106:13), прощении (Псалтирь 24:11) и руководстве (Псалтирь 30:3).

ЯХВЕ-ИРЭ: «Господь усмотрит» (Бытие 22:14) – имя, увековеченное Авраамом, когда Бог дал барана в жертву вместо Исаака.

ЯХВЕ-РАФА: «Господь исцеляет» (Исход 15:26) – «Я Господь – ваш целитель!». Он – Целитель тела и души. Тела – сохраняя и исцеляя от заболеваний; души – прощая беззакония.

ЯХВЕ-НИССИ: «Господь – наше знамя» (Исход 17:15), где знамя понимается как место сбора. Это имя в память о победе в пустыне над Амалеком в Исход 17.

  • ЯХВЕ-М'КАДДЕШ: «Господь – источник святости» (Левит 20:8; Иезекииля 37:28) – Бог дает понять, что лишь Он, а не закон, может очистить Свой народ и сделать его святым.
  • ЯХВЕ-ШАЛОМ: «Господь – наш мир» (Судей 6:24) – название, данное Гедеоном алтарю, построенному ним после того, как Ангел Господень заверил его, что тот не умрет, как он думал, увидев Его.
  • ЯХВЕ-ЭЛОХИМ: «Господь Бог» (Бытие 2:4; Псалтирь 59:5) – сочетание уникального имени Бога «Яхве» и общего «Господь», означающее, что Он – Господь господствующих.
  • ЯХВЕ-ЦИДКЕНУ: «Господь – оправдание наше» (Иеремии 33:16) – как и с «ЯХВЕ-М'КАДДЕШ», лишь Бог предоставляет праведность человеку в лице Его Сына, Иисуса Христа, который стал грехом за нас, «чтобы сделать нас, в единении с Христом, Божественной праведностью» (2 Коринфянам 5:21).
  • ЯХВЕ-РОХИ: «Господь – наш пастырь» (Псалтирь 22:1) – после того как Давид раздумывал над своим отношением как пастыря для своих овец, он понял, что именно такие отношения Бог имеет с ним, и говорит: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Псалтирь 22:1, Синодальный перевод).
  • ЯХВЕ-ШАММА: «Господь там» (Иезекииля 48:35) – название, которое относилось к Иерусалиму и храму, отмечая, что некогда отошедшая слава Господа (Иезекииля 8–11) вернулась (Иезекииля 44:1–4).

ЯХВЕ-САВАОФ: «Господь Воинств» (Исаии 1:24; Псалтирь 46:7) – слово «воинства» означает «орды, толпы, полчища» как ангелов, так и людей. Он – Господь воинства небесного и жителей Земли, иудеев и язычников, богатых и бедных, господ и рабов. Это имя выражает величие, силу и власть Бога и показывает, что Он способен сделать то, что Он решает делать.

ЭЛ-ЭЛИОН: «Всевышний» (Второзаконие 26:19) – происходит от еврейского корня слов «вверх» или «подниматься», поэтому означает то, что Он является самым высоким. «Эль-Элион» означает возвышение и говорит о Его абсолютном праве на господство.

ЭЛ-РОИ: «Бог Видящий» (Бытие 16:13) – имя, приписанное Богу Агарью, которая находилась в одиночестве и отчаянии в пустыне после того, как Сара прогнала ее (Бытие 16:1–14). Когда Агарь встретила Ангела Господнего, то поняла, что видела Самого Бога. Она также поняла, что «Эл-Рои» увидел ее в бедствие и показал, что Он – Бог, который живет и видит все.

ЭЛ-ОЛАМ: «Вечный Бог» (Псалтирь 89:1–3) – Божья природа не имеет ни начала, ни конца, свободна от всех ограничений во времени, и Он является причиной самого времени. «От века и до века Ты – Бог».

ЭЛ-ГИБХОР: «Бог крепкий» (Исаии 9:6) – имя, описывающее Мессию, Иисуса Христа, в этой пророческой части книги Исаии. Как сильный и могучий воин, Мессия – Бог крепкий – уничтожит врагов Бога и будет править железным жезлом (Откровение 19:15).

Все имена Бога в Библии и их значение — полный список

Библейские уроки

Опубликовано 06.10.2013

В этой статье мы хотим представить вам все имена Бога в Библии и их значение. Изучая имена Бога, мы познаем Бога и воздаем Ему славу и честь.

В Ветхом Завете и в еврейской традиции имена играли огромную роль. Считалось, что имя раскрывает личность, и показывает, кем кто является. Удивительно, как много имен имеет наш Бог, показывая всесторонность и многогранность Своей личности.

  Содом и Гоморра в Библии: за что Бог уничтожил эти города?

Все имена Бога в Библии — список и таблица

Имя Бога Перевод с евр. Отрывки Библии Что оно означает
Элохим Бог Бытие 1:1; Числа 23:19; Псалом 18:2 Показывает силу и могущество Бога. Он единственный всевышний и истинный Бог.
Иегова Господь Бытие 2:4; Исход 6:2-3 Собственное имя личности Бога
Эль Элион Всевышний Бытие 14:17-20; Числа 24:16; Псалом 7:18; Исайя 14:13-14 Он выше всех богов; в жизни нет ничего более священного.
Эль Рои Видящий Бог Бытие 16:3 Бог наблюдает за всем своим творением и делами людей
Эль Шаддай Всемогущий Бог Бытие 17:1; Псалом 90:1 Бог всемогущ, у Него вся сила
Иегова Ире Господь усмотрит Бытие 22:14 Бог заботится о наших нуждах
Иегова Нисси Господь-мое знамя Исход 17:15 Бог всегда нам помогает и ведет нас к победам
Адонаи Господь Вт.6:4 Только Бог-глава всего
Иегова Элохе Израиль Господь Бог Израиля Судьи 5:3; Псалом 58:6; Исайя 17:6; Соф.2:9 Он — Бог своего народа
Иегова Шалом Господь есть мир Судьи 6:24 Бог дает нам мир, так что нам нечего бояться
Кедош Израиль Святый Израиля Исайя 1:4 Бог морально совершенен
Иегова Саваоф Господь воинств 1Царств 1:3; Исайя 6:1-3 Бог с небесными воинствами наш спаситель и защитник
Эль Олам Вечный Бог Исайя 40:28-31 Бог вечен. Он действовал раньше, сейчас и будет снами вечно
Иегова Цидкену Господь – оправдание наше Иеремия 23:6; 33:16 Бог – образец праведного поведения и только Он делает нас праведными
Иегова Шамма Господь там Иезекииль 48:35 Бог всегда с нами
Аттик Иомин Ветхий днями Даниила 7:9, 13 Бог – высшая власть. Однажды Он будет судить все народы.
Читайте также:  Ехать во сне с усопшим на машине: толкование сновидения

Список имён Бога, Христа и Духа Святого:

Каждое из многих имен Бога описывает различные аспекты Его многогранного характера. Наиболее известными именами Бога в Библии являются следующие:

Имя Бога

Имя Бога в диаграмме книги «Oedipus Aegyptiacus» Афанасия Кирхера (Рим, 1652—1654)

  1. Яхве или Иегова
  2. Элохим
  3. Адонай
  4. Альфа и Омега
  5. Господь Саваоф — «Господь Воинств»
  6. Эль-Шаддай — «Бог Всемогущий»
  7. Эль-Эльйон — «Бог Всевышний»
  8. Отец
  9. Творец
  10. Любовь
  11. Эль-Олам — «Бог Крепкий»
  12. Иегова-Кана — Бог Ревнивый
  13. Иегова-Ро’и́ — «Иегова — Пастырь мой»
  14. Иегова-Ир’э́ — «Иегова усмотрит»
  15. Иегова-Шалом — «Иегова — мир»
  16. Иегова-Роф’эха — «Иегова — Целитель твой»
  17. Иегова-Цидкейну — «Иегова оправдание наше!»
  18. Иегова-Шамма — «Иегова там»
  19. Иегова-Нисси́ — «Иегова — знамя моё»
  20. Иегова-Мекаддишхем — «Иегова, освящающий вас»

Имена и эпитеты Иисуса Христа

  1. Агнец Божий
  2. Альфа и Омега
  3. Аминь
  4. Бог истинный
  5. Воскресение и жизнь
  6. Второй человек
  7. Господь
  8. Дверь
  9. Друг
  10. Еммануил
  11. Жизнь вечная
  12. Звезда утренняя
  13. Испытующий сердца и внутренности
  14. Истинная виноградная лоза
  15. Краеугольный камень
  16. Лев от колена Иудина
  17. Мессия
  18. Назорей
  19. Отрасль
  20. Пастырь добрый
  21. Первый и Последний
  22. Последний Адам
  23. Путь и истина и жизнь
  24. Свет Миру
  25. Слово
  26. Сын Бога Живого
  27. Сын Божий
  28. Сын Давидов
  29. Сын Человеческий
  30. Хлеб жизни
  31. Хлеб, сшедший с небес
  32. Царь Иудейский
  33. Я есмь (греч. «Эго эйми», парафраз еврейского «Я есмь Сущий»), тождественно ему в греческом тексте Это Я (Ин. 18:5,6)

Статья по теме: Имена Иисуса Христа

Имена Духа Святого

  1. Эль-Кадош — «Святой»
  2. Утешитель
  3. Дух Истины

Яхве (YHWH), Адонай и Адон — в чем разница между этими именами?

Насчет имен Бога, я думаю, многие люди предполагают больше того, что поддержано Писанием. С другой стороны, через различные имена, используемые для Бога, проявляется богатство теологии, особенно в Ветхом Завете.

Имя Яхве (YHWH) не было использовано Богом, прежде чем оно было произнесено Им в пустыне Моисею. До этого времени использовались такие имена, как Элоим, Адонай, Эл, Эль Элион и Эль Шаддай. Если я правильно понимаю, Адонай более чем описание имени Бога, так как это просто означает Господь. Это как Иисус Христос. Христос — это описание, в то время как Иисус — это имя.

Имена Бога в Библии и их значение

Помимо тетраграмматона в Священном Писании упоминается множество имён, обозначающих его сущность и множественность. Также Его именования изменялись в течение времени, трансформируясь в соответствии с обстоятельствами повествования.

Ветхий Завет

В древнейшей части Библии Бог предстаёт в образе присутствующего повсюду Абсолюта. Верующие люди воспринимают его не как отца, а как правителя, который может как покарать за неправедный поступок, так и воздать за благие деяния.

В Ветхом Завете имена Бога отражают Его божественную сущность

В ветхозаветных текстах упоминается три основных наименования:

  1. Яхве, которое является наиболее древней формой священного имени. Считается, что под этим именем Создатель явился Моисею. В 3 в. до н.э. иудейские первосвященники запретили произносить его вслух не только в повседневной жизни, но и во время богослужений. В связи с этим рядом с тетраграмматоном стали ставить сочетание букв YDNY, которое читается как Адонай. В XVI столетии европейские библеисты совместили оба наименования получив имя, звучащее как Иегова. Имя образовано от глагола «быть», отражая слова Бога: «Я есть Сущий».
  2. Имя Адонай появилось в библейском тексте в качестве замены священного тетраграмматона. В буквальном переводе оно означает «господин». В масоретском варианте Библии оно употребляется в значении «Господь мой». Наиболее часто это наименование ставится перед или после имени Яхве. Некоторые исследователи предполагают, что причиной добавления в библейский текст этого имени желание повысить статус иудейского бога. Первоначально Яхве считался божеством небольшого народа, но по мере распространения иудаизма его влияние увеличивается, и добавление новой формы наименования — отражение увеличения влияния иудаизма в библейском мире.
  3. Элохим — одно из древнейших имён, наиболее часто употребляемое в Ветхом Завете. Оно является множественной формой от Эл — общего наименования божества у семитских народов. Отечественные учёные полагают, что множественная форма, употребляемая в Библии совместно с глаголами единственного числа, указывает на множество проявлений единого Господа.

Кроме основных наименований в священных текстах используются составные формы. Они отражают понимание многоликости единого Бога, а также его отождествления с грозным, но в то же время справедливым правителем.

Каждое из многих имен Бога описывает различные аспекты Его многогранного характера

Этот обширный список можно разделить на две части, основываясь на главной части. На основе имени Эл в древнейшей части Библии упоминаются следующие имена:

  1. Эль-Шаддай — составное наименование, образованное от слов бог и сила. В переводе на русский язык оно означает Господь Всемогущий. В средние века оно стало восприниматься в качестве аббревиатуры, означающей — охраняющий двери Израиля.
  2. Эль-Эллион (Бог Всевышний) употребляется в поэтических частях Ветхого завета.
  3. Эль-Рой — Бог Видящий. Имя употребляется для утверждения возможности Его видеть всё явное и тайное в жизни людей.
  4. Эль-Олам — Бог-Вечный, отражающее абсолютность и первоначальность природы Господа. Он — создатель времени и пространства, поэтому не зависит от их изменения.
  5. Эль-Гибхор — Бог Крепкий, обозначающее сильного воина Бога, который придёт, чтобы уничтожить врагов Его и править именем Его.

Наибольшее количество составных имён Бога в Ветхом Завете содержит имя Яхве. Уточняющее имя указывает на одно из качеств Высшего Абсолюта.

  1. Яхве-Ире означает Бог‐усматривающий. Он знает в чём действительно нуждаются люди, обращающиеся к нему с молитвой.
  2. Яхве-Рафа — Господь исцеляющий, так как только в Его руках находится физическое и душевное здоровье человека. Он карает грешников, посылая им различные недуги, и по Его милости получают раскаявшиеся люди исцеление.
  3. Яхве-Нисси переводится как Господь-знамя моё. Во имя Его человек ведёт битву с духами зла, черпая силу в божией благодати.
  4. Яхве-Макаддишкем переводится как Господь, который освящает. Бог несёт в жизнь верующих людей свет и наделяет их частицей своей благодати, делая их мир восприемниками Царства Небесного.
  5. Яхве-Шалом (Господь есть мир) отражает присутствие Его во всём поднебесном мире. Он живёт в душе каждого человека, сопровождая его на всём земном пути, помогая обрести вечную жизнь на Небе.
  6. Яхве Саваоф указывает на то, что Бог стоит во главе небесного воинства, постоянно ведущего борьбу за души людей.
  7. Яхве-Роэ (Господь-Пастырь мой) означает, что человечество подобно отаре овец нуждается в постоянной опеке и присмотре.
  8. Яхве-Шамма, буквально переводящееся как «Господь здесь» употребляется в эпизоде с основанием Иерусалима. Давая имя новой крепости, Бог даёт обещание постоянно присутствовать в нём.
  9. Яхве-Цидкейну означает Бог — наша праведность. Появляясь в последних частях Ветхого Завета, оно даёт надежду на пришествие Спасителя.

Новый Завет

В тексте Нового Завета особо подчёркивается, что Бог не только всесильный правитель, но и любящий отец, пожертвовавший своим сыном ради искупления человеческих грехов. Во второй части Святого Писания отсутствует тетраграмматон.

В Новом Завете Бог предстает в трех лицах, объединенных в одно божественное целое

Иисус Христос называет Его «Абба», что в переводе с арамейского языка означает отец. Также Бога называют Всевышний, обращая внимание людей на безграничность Его власти. Основное место в Новом Завете занимает фигура Иисуса Христа — сына Бога, пришествие которого он обещал людям в книге пророка Исайи.

Его сущность и предназначение отражены в имени, составные части которого имеют следующее значение:

  • Иисус — сокращение от распространённого арамейского имени Иегошуа, означающего «спасение от Иеговы»;
  • Христос, а арамейском языке звучащее как Машиах, означает «помазанник».

Сын Божий называл себя разными именами. Некоторые он воспринял от Отца, что указывает на их единство. К ним относятся следующие наименования:

  • Я — Путь, Истина и Жизнь;
  • от начала Сущий;
  • Я есмь.

Христианское учение подчеркивает важность Единого Бога, явившего себя в Трех Лицах

В сочинениях апостолов приводятся следующие имена Христа:

  • Сын Человеческий, отражающее рождение бога простой женщиной;
  • Сын Божий, обозначающее его божественное происхождение;
  • Учитель, говорящее об одном из предназначений Его — передаче новых заповедей человечеству;
  • Добрый Пастырь, так как Иисус ведёт свою паству к спасению, мягко, но настойчиво направляя неразумных детей на путь истинный;
  • Вседержитель, держащий в своих руках жизни всех людей;
  • Судья, имеющий исключительное право карать и миловать людей;
  • Агнец Божий, являющийся добровольной жертвой Небесного Отца, принесенной во имя искупления человеческих грехов.

Также в Синодальном переводе приводятся следующие наименования:

  • Спаситель, призванный спасти человечество от мрака греха;
  • Сын Давидов (сын Авраама), так как его земные родители вели свой род от прародителей;
  • Царь Иудейский и Господь Господствующих, власть которого стоит выше земных правителей;
  • Сила Божия и премудрость, воплотившаяся в человеческом обличии;

В православии именуют Бога – Отец, воплотившийся в сыне своем Духом Святым

Следует отметить, что в Новом Завете упоминается три имени Святого Духа:

  • Эль-Кадош — Господь-святой;
  • Утешитель;
  • Дух Истины.

Новый Завет утверждает триединство Бога, упоминая Его имена во взаимосвязи.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector