Кремировать усопшую: грех ли это

Скачать эту статью

Кормить червей — перспектива так себе. Это одна из самых популярных причин того, что много людей задумывается о кремации. Да и это красиво — разлететься пеплом над морем или в горах.

Западные СМИ сообщают о людях, чей пепел родня в обход закона развевала в Диснейленде. Так завещали умершие.

Кто-то исходит из простой математики: население растёт, усопших всё больше. К чему занимать лишнее место после смерти?

Ну и других причин хватает. Потому предать своё тело земле хочет далеко не каждый. Способ погребения, подчас, заботит нас даже сильнее, чем образ жизни. Но каков православный взгляд на этот вопрос? Посмотрим на отношение церкви к кремации.

Православие не одобряет кремацию из-за традиции и по богословским причинам

Русская православная церковь имеет несколько причин не одобрять кремацию.

Причина 1. Традиция. Любая религия — или почти любая — это цепочка преемственности. Она — островок надёжности и стабильности. Нововведения в традицию вводят редко и осторожно. Иначе не сохранить наследия предков.

Людям очень важно верить в то же, во что верили их предки. 

Иначе мы получаем разрыв идеологий, культур, мировоззрений.

Иногда такие события приводят к благоприятному итогу. Например, христианство некогда дистанцировалось от иудаизма и прекрасно себя чувствует. Но бывает и наоборот. Поэтому к любым вещам церкви необходимо присмотреться, определить для себя, приемлемо это или нет.

Есть традиция обращения с телом умершего. Ей следует веками. Веских причин уходить от неё у православия нет.

Кремировать усопшую: грех ли этоПравославие считает, что Спаситель телесно воскрес и тоже уготовил верующим, а значит, кремация противоречит Его замыслу

Причина 2. Богословие. В православии есть идея уважительного отношения к останкам. Это упирается в богословие. В Священном Писании сказано, что все рано или поздно воскреснут из мёртвых. В том числе этот процесс касается и тела.

В Библии существует мысль о телесном воскресении. Есть душа, есть её храм — плоть. Если от плоти избавиться, возникает противоречие идее воскресения. Хотя вряд ли для Господа это проблема.

При желании он способен сотворить всё, что угодно. Это подтверждает святитель Григорий Богослов:

  • «Если ты,
  • держа в своей руке горсть семян,
  • без труда отличаешь один овощ от другого,
  • неужели у Господа,
  • Который держит в своей горсти весь мир,
  • что-то может исчезнуть или затеряться?»

Однако в православной среде с телами покойных принято обращаться соответственно — как счастью человеческого естества, физическим выражением его духовной сути.

Казалось бы, чего такого хорошего в бренном теле? За что его почитать.

Митрополит Сурожский Антоний очень хорошо объясняет суть:

  1. «Эту любовь, эту заботливость,
  2. это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии;
  3. и это сказывается удивительным образом в службе отпевания.
  4. Мы окружаем это тело любовью и вниманием;
  5. это тело — центр службы отпевания усопшего;
  6. не душа только, но и тело.
  7. И действительно, если подумать:
  8. ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного,
  9. но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело».

Для православных христиан обычно этих причин достаточно, чтобы прислушаться к позиции церкви. Но в то же время православие не может препятствовать воле умерших. Его мнение носит рекомендательный характер.

Это больше вопрос того, насколько для человека действительно силён авторитет церкви. Что он ставит выше — её мнение или свою волю.

Раннехристианский апологет Марк Минуций Феликс пишет:

«Церковь верует,

что Господь властен воскресить

любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13).

  • «Мы не боимся никакого ущерба
  • при любом способе погребения,
  • но придерживаемся старого и
  • лучшего обычая предавать тело земле».

Современная православная церковь в большинстве случаев категорично выступает против кремации и даже старается пресечь строительство крематориев.

Кремацию в православных кругах считают актом атеизма. Есть мнение, что сжигание тела запрещено в этом библейском высказывании:

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы».

Однако это толкование не выдерживает критики. Святой Феофан Затворник объясняет, что храм Божий — это собравшиеся вместе верующие. И Дух Божий обитает в них, пока все держатся вместе.

В своём комментарии Феофан Затворник раскрывает такой смысл стиха: верующим нельзя разделяться. Это предостережение от разделения Церкви, но никак не разговор об участи тел умерших.

Когда эта мера вынужденная, православная церковь снисходительно относится к сжиганию тел

Возможны разные ситуации. Например, в некоторых странах запрещено хоронить в земле. У них разрешают только кремацию. Так что теперь делать православному человеку?

Становиться нарушителем закона ради того, что его вряд ли будет волновать после смерти? Конечно, нет.

Кремировать усопшую: грех ли этоПроцедура кремации

В таких ситуациях отношение РПЦ к кремации снисходительное. Кесарю — кесарево, Богу — Божье. Иначе выходит, что человек прямо между молотом и наковальней: закон говорит одно, религия — другое, а виноват — человек.

В таком положении пойти навстречу должен самый рассудительный и справедливый. Священники рекомендуют пренебречь традицией из-за обстоятельств.

Также случается, что решение кремировать или хоронить принимают исходя из финансов. Ну, если нет усопшего и его родственников достаточной суммы за место на кладбище, гроб, памятник и пр., как быть?

Священник Александр Шантаев рассказывает, как церковь относится к таким историям:

«Если есть возможность похоронить умершего близкого, дорогого человека в могиле, в земле, пусть и сопряженная с трудностями и расходами, — лучше приложить все силы это сделать.

Если таковой возможности нет, и знаю, что таких случаев множество, — приходится кремировать. Это не грех, а вынужденная мера, обусловленная внешними обстоятельствами, которым мы ничего не можем противопоставить.

  1. Если при этом в чем и следует каяться, так в том, что не приложили заблаговременных усилий, чтобы тело близкого человека избежало кремирования.
  2. Усопший христианин, — принявший святое крещение и по смерти сподобившийся отпевания согласно чину Православной Церкви, вместо могильного погребения — кремированный, — может и должен быть поминаем на Литургиях и панихидах, как и прочие усопшие, в мире с Церковью живот свой скончавшие.
  3. Мне не известны каноны или правила, утверждающие обратное».

Кремация — это просто уничтожение трупа, она не демонической природы

Иногда православие и кремация противопоставляются. Прямо рай и ад, Бог и Дьявол. Это неправильно. Сжигание трупа — это событие без плюса или минуса, оно нейтрально.

Совершенно пустое действие, не имеющее ничего общего с учением православия. Это никакой не адский огонь, не происки демонов.

Так можно ли кремировать православного человека? А почему нельзя? Судить на том свете всё равно будут за поступки при жизни, а не за то, как человек распорядился телом.

Главное условие православия: если кремация по той или иной причине произошла, то прах надлежит предать земле. Не все этому следуют.

Но у церкви нет на этот счёт никаких канонов и мер. За аборт, например, накладывают епитимью. За отдельные проступки отлучают от церкви. Но кремация — это событие пустое и третьестепенное. Не о том нужно заботиться человеку.

Хотя другие православные церкви (ЭПЦ, РПЦЗ) в отношении кремации более категоричны. Например, кремированных не отпевают.

Канонические православные похороны состоят из 8 действий от омовения до погребения

Все описанные ниже действия можно проводить только после того, как завершены все формальные процедуры.

Кремировать усопшую: грех ли этоПравославие бережно относится к канонам и рекомендует хоронить по традиции, а не кремировать

С момента кончины и до погребения близкие должны читать псалтырь. Не обязательно находиться рядом с телом. Но важно не прерывать чтение.

Рекомендуется сразу заказать в храме сорокоуст за умершего. Считается, что это принесёт пользу душе.

Омовение тела. Покойника омывают тёплой водой. При этом следует читать «Господи помилуй» и «Трисвятое». В конце тело причёсывают. Этот ритуал символизирует, что человек воскреснет в чистоте и непорочности.

Одновременно в доме зажигают лампаду или свечку. Она горит до тех пор, пока тело покойного не вынесут наружу.

Облачение покойника. На покойника надевают крестик и чистую одежду. Лучше всего новую. Это символ обновления при воскресении.

Читайте также:  Колумбарий: что это такое и его виды на кладбище

Подготовка к положению во гроб: Сперва покойного кладут на стол, головой к иконам, и накрывают саваном. При этом следят, чтобы глаза и уста были зарытыми. Руки складывают крестообразно. Правую поверх левой.

В левую руку вкладывают крест, на грудь — икону, лицом к покойному. Мужчинам — Спасителя, женщинам — Богородицы. Вокруг покойного крестообразно расставляют четыре зажженные свечи. До отпевания родственники читают канон «Последование по исходе души от тела».

Положение во гроб: Священник окропляет гроб и тело святой водой. Внутрь кладут подушку из соломы или ваты. Затем — погружают тело. По пояс его накрывают саваном.

На голову надевают погребальный венчик. Следует заупокойная лития. Снова читают канон «Последование по исходе души от тела». Перед выносом родные прощаются с усопшим.

Отпевание. Гроб выносят ногами вперёд под пение «Трисвятого». Совершают чин погребения. Это можно сделать в храме, а можно и в доме.

За отпеванием читают отрывки Евангелия, «Апостола» и разрешительной молитвы. Затем её текст вкладывают в руку покойного. Поминальную кутью ставят возле гроба на столик.

Прощание. Все обходят гроб и последний раз целуют — но не умершего, а икону на его груди или венчик. Поются стихры. Лицо закрывают саваном навсегда.

Священник накрест посыпает тело землёй или специально приготовленным песком и говорит: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней».

Траурная процессия. Гроб ногами вперёд выносят из храма (если отпевали в храме) на катафалк. Похоронная процессия движется на кладбище. Впереди обычно несут крест или икону Иисуса Христа.

Погребение. Гроб опускают в могилу ногами на восток. При этом поют Трисвятое. У всех должны быть горящие свечи. Священник снова говорит: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» и накрест бросает землю на крышку гроба.

Затем каждый тоже бросает горсть земли. Затем гроб закапывают. Крест устанавливают у ног покойного. На могилу возлагают венки и цветы.

Источник: https://hranitel.club/455-mozhno-li-kremirovat-pravoslavnogo-cheloveka

Кремация. Особенности и нюансы

Кремировать усопшую: грех ли это

В чём особенность кремации?

Если внимательно проследить за ходом истории человечества, то можно прийти к выводу, что сжигать тела усопших было принято ещё в давние времена.

Они могли быть сожжены по различным причинам: как опасный источник инфекций или как жертвы каких-то предрассудков. Их сжигали по местным обычаям или в качестве борьбы с ведьмами и колдунами.

Но пламя в качестве единственного возможного способа захоронения каждого члена семьи и общества использовалось только в языческих и варварских племенах.

Развитые племена старались хоронить своих усопших в земле, в скалах или пещерах. Нередко тело усопшего спускали в воду, и оно уплывало вдаль.

Это больше напоминает современные похороны, при которых усопшего человека стараются похоронить в земле.

Убедиться в том, что проводились именно такие похороны можно и для этого достаточно обратить внимание на многочисленные курганы, старинные захоронения, мавзолеи и очень старые кладбища по всему миру.

В некоторых случаях и в разных верах тело действительно могло быть сожжено, но не до состояния пепла. Проводились соответствующие религиозные обряды, при которых все оставшиеся кости и фрагменты тела собирались в специальный ковчежец или гроб и хоронились привычным сегодня образом – в землю или в склеп.

О захоронениях из информационных источников

Если проследить за собранной информацией о проведении похорон в давние времена, можно найти информацию о том, что в некоторых случаях и в отдельных местах на планете, тела действительно сжигались.

Но ни в одном источнике нет запрета на проведении подобных процедур.

Вполне возможно, что причиной отсутствия подобной информации мог стать тот факт, что люди просто не могли предположить, что таким образом можно было хоронить кого-либо.

Даже в Священно Писании указано, что человек должен быть возвращён в ту землю, откуда он появился (Быт. 3:17-19).

Безусловно, нельзя проходить мимо очень часто встречающейся в проповедях цитаты: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:16-17)».

Именно она даёт нам пищу для размышлений, исключив возможность уничтожения тела, ведь уничтожив его, совершается настоящий грех.

Очень важно также понимать, что ни в одной из других значимых и наиболее часто встречаемых в мире религий нет кремации именно в качестве захоронения тела. Наоборот, исходя из их учений, можно прийти к выводу, что сжигание тела – это неуважение к покойному, его телу и большой грех. Нельзя кремировать людей по канонам иудаизма и ислама.

Что же говорит православие о кремации?

Кремировать усопшую: грех ли это

Если проверить всю имеющуюся информацию о кремации, можно прийти к выводу, что православие, как таковое, тоже против проведения подобных процедур. Да и православные иерархи категорически против подобного уничтожения тела, ведь веруя в воскресение души и тела в Судный день, можно прийти к выводу, что душа воскреснет, — а тела уже физически нет. Сжигание тела в таком случае противоречит самой вере и выглядит как полное отрицание всех важных её постулатов. Именно поэтому священнослужители могут быть категоричными в этом вопросе.

Однако для тех, кто поддерживается мнения о том, что кремировать тело усопшего можно и даже нужно, очень важным и информативным является факт смерти некоторых мучеников насильственным образом именно через сожжение.

То есть, фактически их тела также были сожжены, но, тем не менее, их причислили к лику Святых.

Как это возможно, если церковь отрицает возможность достойного упокоения, в случае если тела усопших были разорваны дикими животными, уничтожены самими людьми в качестве наказания за что-либо и т.д.?!

Именно поэтому, все необходимые процедуры и обряды в процессе организации и проведения похорон в таком случае будут проведены. Ведь не зря Господь говорит о том, что он воскрешает тело из любого состояния, даже из пепла.

Поэтому, вы можете выбирать любой из способов захоронения тела усопшего, тем более, если он сам заранее попросил кремировать его – сделайте это.

А наш ритуальный дом «Покой» поможет вам провести похороны на должном уровне, предоставив высококачественные ритуальные услуги в Киеве от лучших специалистов.

Источник: https://www.spokiy.com/poleznaya-informatsiya/89-krematsiya-osobennosti-i-nyuansy.html

Одобряет ли православная церковь кремирование

Современные люди, теряющие своих близких людей, сталкиваются с вопросом как лучше их похоронить: кремировать или придать земле. Сегодня похоронить тело по всем православным традициям многозатратно, да и место для захоронения тяжело найти. Поэтому большинство людей отдают предпочтение кремированию. Но как к этому относится церковь?

Отношение церкви к кремации

Кремировать усопшую: грех ли это

Священники считают, что обращать тело в пепел можно лишь в тех случаях, когда есть сложности с транспортировкой умершего или погребение запрещено местными законами, например, как в Японии. Ведь похороны в стране Восходящего солнца не подразумевают захоронение тел усопших в могилах из-за санитарных и прочих соображений. Поэтому тела христиан кремируют по буддийскому обряду.

В остальных же случаях кремация для православных христиан нежелательна и церковь против нее. Согласно библейским канонам, тело должно придаваться земле до времени Второго пришествия Христа и всеобщего воскресения.

Раннехристианский апологет Марк Минуций Феликс, умерший в начале третьего века по Р. Х., четко показал отношение христианских людей к погребению: «Мы не боимся какого-либо захоронения, однако придерживаемся старой традиции предавать тело земле».

Убеждение апологета остается неизменным и в наши дни.

Почему сожжение умершего Церковь считает поруганием

Многие люди недоумевают, что же плохого в сожжение православных умерших и почему Церковь противится такому способу захоронения. Итак, давайте попробуем объяснить.

Во-первых, Церковь считает кремацию насилием и издевательством над человеческим телом. Сербский народ до сегодняшнего дня ужасаются и возмущаются преступлению Синан-паши, который украл мощи архиепископа Саввы и беспощадно сжег их на горе Врачаре.

Напрашивается вопрос: «Почему люди не сжигают домашних животных?» А несут их на кладбище для питомцев и закапывают.

Почему же необходимо совершать такое жестокое насилие над умершими людьми? Ведь человеческое тело также создано Всевышнем, как и все остальное в этом мире.

Во-вторых, сожжение является языческим обрядом, который был вытеснен из Европы христианской культурой около двух тысяч лет назад.

Читайте также:  Удаление деревьев на кладбище: спил и корчевание пней

Несмотря на это кремация пользуется популярностью во многих государствах Европы. Наша Украина не исключение.

Причины популярности кремации в Харькове

Сегодня кремация пользуется широкой популярностью среди православных христиан в Харькове. На это есть несколько причин.

  1. Люди отдают предпочтение кремации из-за ее дешевизны. Традиционное захоронение тела на выделенном кладбищенском месте обойдется около 3000 грн, а захоронить урну с прахом в колумбарии вы сможете за 400 грн. Как видите второй вариант намного дешевле, чем первый.
  2. Кремация — экологически чистый процесс, который не наносит вред окружающей среде.
  3. Захоронение в колумбарии предотвращает вандализм над умершими телами.
  4. Кремация менее эмоциональный вид погребения.
  5. Урна, замурованная в колумбарии, не требует тщательного ухода, как за могилой, памятником или мемориальным комплексом.

Стоит отметить, что кремация — это большой грех тех, кто решился на нее. Душе умершего она не принесет никакого вреда. Перед кремированием для упокоения души лучше всего пригласить батюшку, который проведет молитвенное чинопоследование. Отпевая усопшего, мы совершаем для него благое дело.

Источник: https://pamytniki-kharkov.kh.ua/information/odobrjaet-li-pravoslavnaja-cerkov-kremirovanie/

Можно ли кремировать умерших?

Можно ли кремировать усопших православных христиан?

  • Ирина Гаркавенко
  • Отвечает протоиерей Олег Точинский:
  • – Вопрос о кремации в Православной Церкви поднимается далеко не впервые и, надо сказать, что однозначного отношения к нему нет.

Прежде всего необходимо уяснить, что сама по себе кремация является лишь одним из способов захоронения усопших. Среди прочего существуют и другие, как например, погребение в землю, или захоронение в склепе (специальном погребальном помещении, создаваемым по принципу иудейских гробниц).

Кстати говоря, Господь Иисус Христос не был захоронен в землю, как это привычно для нас, а погребен именно в склепе (гробнице). По этому, когда мы говорим о способах погребения, то предполагаем традицию того народа и региона, из которого вышел усопший.

И если для нашего географического и этнического положения традиционным является именно погребение в землю, то естественно к кремации люди относятся в основном негативно. Этой же традиции придерживается Православная Церковь в Украине.

Во-вторых, если рассматривать кремацию с богословской позиции, то необходимо признать, что нет причин для полного запрета или осуждения кремации. Погребение усопшего происходит по принципу «Земля еси и в землю отыдеши…», а основная его суть – это молитва о душе почившего.

Тело предается земле, поскольку из земли оно было взято. Об этом говорит нам Книга Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». По этому погребение в землю не принципиально совершается над телом, можно погребать и кремированный прах.

В любом случае, ожидая Второго пришествия Христова, мы верим, что тело будет воскрешено из праха вне зависимости от того, каким образом оно было погребено. Ведь Господь Всесилен, и воссоздать свое творение из праха для Него не составит никакого труда. Это утверждение находит свой отклик в 37-й главе книги пророка Иезекииля.

По этому не совсем верно будет утверждать о том, что кремация абсолютно чужда православной практике.

И последнее, на чем хотелось бы акцентировать внимание в данном вопросе, это  прагматизм. Нам уже давно знаком опыт православных христиан, живущих в странах, кардинально ограниченных территориально.

В таких государствах как Япония, Италия, Турция и многих других православные христиане просто вынуждены кремировать своих усопших, поскольку процедура захоронения либо запрещена законодательно, либо стоимость земельного участка на кладбище настолько высока, что привычное для нас погребение в землю может позволить себе только очень богатый человек. По этому, совершив над телом усопшего принятый у нас в Церкви обряд погребения, усопшего кремируют, а его прах предается земле в специально отведенных местах. В таком случае, могила и надгробье не занимают кусок земли размером 2 на 1.5 метра, а являются гораздо меньше в ширине, к примеру – 50 см. на 50 см. Но суть погребения от этого абсолютно не изменяется.

Источник: https://spzh.news/ru/vopros-svyashhenniku/52632-mozhno-li-kremirovaty-umershih

Кремация тела — это грех?

2010-09-20 21:14:28: НХМ

Я уже довольно давно живу в ФРГ, возраст у меня преклонный. Как, наверное, любой пожилой, слабый и больной человек, думаю о конце жизни, о смерти и похоронах.

В Германии земли не хватает, поэтому дешевле кремировать тело покойного и захоронить его в урне (на многих кладбищах урны замуровывают в общую стену). С одной стороны, хорошо – не черви будут есть моё тело, а огонь превратит его в прах.

С другой стороны, как считают у нас, кремация – это грех…

…потому что тело должно быть предано земле: «…Доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19); «И возвратится прах в землю, чем он и был…» (Еккл. 12:7). Получается, что кремация – грех?

На протяжении многих веков вопрос о кремации тела вызывал разные мнения. И сегодня одни считают, что это лучший способ погребения (в первую очередь, в санитарно-гигиеническом отношении и с экономической точки зрения), другие считают кремацию большим грехом. Как часто бывает, истина находится где-то посредине.

После грехопадения первых людей в мир вошла смерть, и тогда появилась проблема: что делать с мертвым телом? Бог сказал Адаму: «…Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). На основании этих слов некоторые христиане считают, что умерших нужно хоронить только в землю.

Кремация покойников существует с древних времен и у многих народов считается даже почетным способом погребения. Сжигание трупов применялось у древних ассирийцев, вавилонян, греков и римлян.

При раскопках курганов в скандинавских странах на одном уровне раскопок встречаются два способа захоронения: тела и кремированных останков. В Древнем Риме появился обычай хранить кремированные останки в украшенных урнах, в особых местах, которые называют колумбариями.

Но примерно с V века нашей эры кремацию в Европе заменили погребением в землю.

Вначале христианская религия считала кремацию языческим способом погребения.

Один из апологетов христианства, писатель Минуций Феликс, живший во II веке, отметил: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». В 785 г.

император Карл Великий издал указ, под страхом смерти запрещающий сжигание трупов, после чего в Европе кремация прекратилась почти на тысячу лет.

Однако кладбища, часто располагавшиеся в местах, где проживали люди, становились причиной распространения заразных болезней. Поэтому, начиная с XVI века, в Европе начали сжигать тела умерших на кострах.

Позже были придуманы специальные печи. Первую такую печь сконструировал немецкий инженер Фридрих Сименс в 1872 г., а через четыре года в Милане был построен первый крематорий.

В СССР кремация была санкционирована государством в 1918 г.

Сегодня многие христианские церкви считают лучшим способом погребение тела в землю, однако кремацию категорически не запрещают. Так, Русская православная церковь неодобрительно относится кремации, но священникам разрешены все службы по отпеванию умерших перед кремацией. С 1963 г. кремацию разрешила Римско-католическая церковь.

«С точки зрения нашей церкви, предпочтительнее хоронить в землю – это традиция, – считает настоятель католического собора в Челябинске Вильгельм Палеш. – Но времена меняются, и Римско-католическая церковь допускает кремацию». Подобное отношение к кремации характерно и для многих протестантских церквей. Иудаизм категорически запрещает кремацию, считая этот обычай оскорбительным.

Сжигать тело умершего недопустимо также в исламе.

А что по этому вопросу говорит Библия? Конкретно, как хоронить мертвое тело, не сказано.

Мы можем сделать некоторые выводы только по описанию древних захоронений в израильском народе и на основании того, что говорит Священное Писание о нашем теле. В Библии описываются случаи, когда мертвых хоронили в земле или в пещерах.

В словах «прах ты, и в прах возвратишься», которые были сказаны первым людям, говорится не о способе погребения, а о том, что после смерти тело превращается в прах.

Разное отношение к кремации зачастую объясняется разным пониманием смерти и предназначения человеческого тела. Вследствие этого возникает боязнь причинить боль или проявить неуважение к телу человека. Но Библия говорит о том, что после смерти, когда дух вышел из человека, тело уже ничего не значит: «…Тело без духа мертво…» (Иак. 2:26).

Читайте также:  Приснилось что умер родственник: к чему снятся похороны живого

Обратите внимание на 15-ю главу Первого послания апостола Павла коринфянам. Здесь идет речь о воскресении мертвых и апостол Павел говорит о том, что должно произойти с нашим телом.

«Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных.

Но то скажу вам братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетление» (1 Кор. 15:35-36, 40, 50).

Каким образом тело превратится в прах, в принципе, не имеет большого значения. При любом способе погребения человек после смерти превращается в прах: при погребении в землю этот процесс происходит медленно, при кремации – быстро. Но конечный результат одинаков.

Говоря о кремации, нужно вспомнить христианских мучеников, которые были сожжены на кострах инквизиции. Тела этих людей будут восстановлены Господом для жизни в Царствии Божьем.

Священное Писание конкретно говорит, что даже тела тех людей, которые были утоплены в море и съедены рыбами, будут восстановлены: «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем…» (Откр. 20:13).

Господь может воскресить любое тело и из любого состояния восстановить его к жизни.

Ярые противники кремации часто приводят в пример высказывание апостола Павла, где говорится о бережном отношении к нашему телу: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы… Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 3:16-17; 6:19). Но важно отметить, что эти слова относятся к живому человеку, к тому времени, когда в теле еще сохраняется жизнь и присутствие Духа Божия. Действительно, при жизни человек должен беспокоиться о своем теле, чтобы сохранять его здоровым и неповрежденным, не делать того, что разрушает физическое и духовное здоровье. Поэтому нельзя употреблять алкоголь, табак, наркотические средства, вредную пищу и пр. Сохраняйте свое тело в чистоте, потому что в живом теле присутствует дух.

При смерти дух покидает тело, и оно становится мертвым. Слова Христа и Стефана при их смерти говорят нам об этом. «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» ( Луки 23:46). «Господи Иисусе! Прими дух мой», – сказал Стефан перед смертью (Деян. 7:59). Как утверждают медики, по прошествии всего нескольких часов после того, как дух покидает тело, т.е. оно становится мертвым, начинается процесс разложения, превращения мертвого тела в прах.

Обратите внимание, что Библия повествует нам о состоянии мертвого тела: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают… И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5-6). Сознательное мышление умершего прекращается: «Выходит дух его… в тот день исчезают все помышления его» (Псал. 145:4). Мертвое тело не может прославлять Бога: «Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу…» (Псал. 113:25).

Не является ли кремация языческим обычаем? Действительно, мы не находим в Писании такого способа погребения. Но не всё, что мы делаем сегодня, встречается в Священном Писании. Можно привести много примеров того, что делают христиане, а также и языческие народы.

Если считать кремацию тела служением мертвым телом Господу или частью нашей веры, тогда, действительно, это язычество. Например, некоторые считают, что сжигание трупа подразумевает специфическую веру в мир неба, куда душа усопшего перемещается с помощью огня, вместо того, чтобы спускаться в подземный мир или пребывать в могиле при захоронении в землю.

Есть и другие верования, по которым люди кремируют человека или предают его тело земле.

Но если считать это лишь обрядом и способом захоронения мертвого тела, – тогда это не имеет отношения к язычеству. Наоборот, погребение в землю сегодня часто служит поклонению мертвому телу, а значит, возвращению к язычеству.

К сожалению, многие христиане приходят на могилы усопших и совершают там обряды, взятые из язычества. В христианстве практикуется также поклонение «нетленным мощам», что противоречит Библии.

Могилы некоторых известных людей, звёзд шоу-бизнеса превращаются в настоящие места поклонения – это тоже язычество.

В Священном Писании часто повторяется повеление избегать контактов с мертвым телом. «Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней…» (Числ. 19:11).

Иисус Христос сравнил лицемерных людей к гробам, полными всяких нечистот: «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты…» (Матф. 23:27).

Чтобы подтвердить свое мнение о том, что нельзя сжигать мертвых, часто приводят выражение из книги пророка Амоса: «Так говорит Господь: за три преступления Моава и за четыре не пощажу его, потому что он пережег кости царя Едомского в известь» (2:1).

Вот как это выражение разъясняется в толковании ветхозаветных книг („The Bible Knowledge Commentary“) под редакцией Платона Харчлаа: «Обвинение, выдвинутое против моавитян, состояло в факте надругательства, некогда совершенного ими над мертвым телом одного из царей Едома.

Имелось, очевидно, в виду, что они извлекли его труп из могилы и жгли на огне до тех пор, пока кости не побелели, как известь… Нарушить покой усопшего, ограбить или обесчестить его могилу считалось одним из гнуснейших преступлений.

По сей день на уцелевших с древних времен захоронениях находят надписи, грозящие потенциальным преступникам проклятием».

Некоторые считают, что захоронения, описанные в Священном Писании, являются примером для христиан. Но если сравнить традиции погребения в прошлом с сегодняшними похоронными традициями, то мы заметим большую разницу. Например, захоронения в пещерах отличаются от захоронения в гробницах.

Для захоронений в пещерах в скалах вырубали коридоры с полками вдоль стен и на эти полки клали тела умерших. Когда от трупа оставался только скелет, кости собирали и складывали в деревянный или каменный сундук (оссуарий, от лат. os/оssis – кость). Можно привести много других примеров.

В разных местах существуют разные похоронные традиции, и со временем, на протяжении веков, они очень часто менялись.

Еще раз хочу подчеркнуть, что Господь может воскресить мертвого, независимо от способа его погребения. Кремация не может повредить вечной участи христианина. Но принцип христианства – уважать людей, которые нас окружают. Важно размышлять о том, как будут восприняты наши действия окружающими людьми.

Поэтому, если жители той или иной местности придерживаются некоторых традиций, которые не противоречат повелениям Господним, то можно и христианам придерживаться этих традиций.

Вот как об этом принципе сказал апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого… Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.

Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Кор. 10:23-24, 31-33).

В заключение хочу привести слова Андрея Кураева, диакона Русской православной церкви, относительно кремации, с которыми вполне можно согласиться: «Господь волен воскресить любое тело и из любой стихии. Он способен вернуть его к жизни.

Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких.

Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель…»

Мирон Вовк, «Международная христианская газета»

Источник: http://www.bible.com.ua/news/r/62605

Ссылка на основную публикацию