Как хоронят евреев: традиции и обычаи погребения

В Германии самая насущная проблема похорон — это цинизм ритуальных контор и очень высокие цены на организацию погребения даже для Европы.

Нормальные похороны обходятся от 7 тыс евро, самые бюджетные — не меньше 3 тысяч.

Жалуются немцы не только на цену, но и на бюрократию, связанную с оформлением документов. Из-за этого от момента смерти до церемонии погребения может пройти 1,5-2 месяца. Места на кладбище тоже дорогие — от 2500 евро.

Плюс ежегодно необходимо вносить плату за благоустройство участка.

Немцы — народ далеко не бедный, но такие затраты довольно серьезная ноша для средней семьи.

Поэтому сейчас многие жители Германии, особенно в почтенном возрасте, еще при жизни открывают похоронные счета, чтобы в случае чего финансовые вопросы не беспокоили родных.

Если у покойного не было похоронного счета, а родственникам тяжело оплатить все расходы, вместо захоронения проводят кремацию. Она дешевле, чем погребение в землю, хотя и не намного.

Бедное население, в основном эмигранты, в целях экономии обращаются в специальные службы. Они отвозят тела на кремацию в Чехию, так получается дешевле.

Как хоронят в Бразилии?

Как хоронят евреев: традиции и обычаи погребения

Здесь, в отличие от Германии, у родных есть выбор. Организовать похороны можно и за 100 долларов, и за несколько тысяч.

Можно и бесплатно — за счет государства, есть возможность договориться и о рассрочке. Кремация не запрещена, но основной процент захоронений приходится на погребение в земле. Хотя и здесь есть свои нюансы: место на кладбище сдается в аренду всего на три года.

Потом аренду необходимо продлить, иначе останки перехоронят в общей усыпальнице, а могилу сдадут другой семье. Главная особенность похорон в Бразилии — преданность своему роду. Бразильцы стараются хоронить умерших так, как они жили — большой семьей.

Поэтому “резервирование” мест на кладбище — вполне распространенное явление.

Похоронные традиции Грузии

Как хоронят евреев: традиции и обычаи погребения

Грузия еще одна страна с ярко выраженными семейными традициями.

Грузины, во владениях которых есть земля и большой дом, погребают останки своих родных в семейных усыпальницах. Но есть и муниципальные кладбища с платными, но довольно доступными для населения участками.

Так как официальная религия Грузии — православие, хоронят здесь по православным обычаям. Потому кремировать останки не принято. Характерная особенность похорон в этой стране — пышные щедрые поминки.

Скромная трапеза считается недостойной памяти умершего, а о семье, которая “сэкономила” на поминальных угощениях, может пойти дурная молва.

Погребение и поминки в Израиле

Как хоронят евреев: традиции и обычаи погребения

Похороны в Израиле заметно отличаются от традиций погребения других стран. Но дело не в самом государстве, а в верованиях иудеев.

Всю организацию похорон берет на себя монопольное ритуальное бюро — Хевра Кадиша.

Они готовят покойного к погребению, помогают родным, подсказывают, какие нужно выполнять обряды и в какой последовательности.

Хотя внешне деятельность Хевра Кадиша кажется вполне благородной, сами жители Израиля нередко жалуются на высокие цены. Особенность похорон в Израиле — соблюдение необычных обрядов (например, надрыв одежды) и очень строгий траур со множеством запретов.

Тибетские похороны

Как хоронят евреев: традиции и обычаи погребения

В Тибете умерших предают воздуху; там такие почвы, что выкопать могилу практически невозможно. По тибетским буддистским традициям умерший проходит три этапа (Бардо): во время первого монахи проговаривают особые стихи: по поверьям, только они могут достичь сознания умершего. На втором этапе усопшему показывают яркий свет. Умерший будет готов перейти к третьему этапу Бардо, если свет не испугает его. Тогда начинаются поиски новых родителей и получение нового тела.

Тело умершего в течение трех дней держат дома, чтобы за это время из него вышла душа. Затем предают небу, а именно: относят на специальную скалу для обрядов, где тело скармливают грифонам. Считается, что чем быстрее оно будет съедено, тем быстрее душа возродится.

Китайские похороны-свадьбы

Как хоронят евреев: традиции и обычаи погребения

Когда умирают китайские мужчины, чтобы усопшим не было скучно, родственники подыскивают им таких же умерших невест. Узнав, что в округе умерла женщина подходящего возраста, родственники «жениха» ведут переговоры с семьей умершей, и если те согласны, выкупают тело. Далее их хоронят в одной могиле, проводя своеобразный свадебный ритуал.

Индийские похороны

Как хоронят евреев: традиции и обычаи погребения

В этой стране чаще всего тело сжигают на костре, причем состоятельному умершему в костер кладут несколько ароматных поленьев сандалового дерева. В начале ритуала тело на носилках несут к священному Гангу, где все вместе окунают в воду.

С умершего снимают одежду и укладывают в костер, располагая его головой на юг. Самый близкий родственник по мужской линии обходит вокруг тела 3-7 раз, держа в руках факел, которым поджигается костер.

После этого первыми уходят самые младшие, затем по старшинству. На третий день после кремации родственники выбирают из костра остатки костей. Соблюдая церемонию, пепел и остатки костей опускают в воды реки Ганг.

Для того чтобы очистить себя после похорон, мужчины обривают себе волосы.

Похороны в некоторых африканских странах

Как хоронят евреев: традиции и обычаи погребения

В одних племенах тело предают земле, а череп хранят в специальных сосудах на ее поверхности. Другие оставляют умерших в их же домах, третьи хоронят в пещерах или зашивают в шкуры животных и подвешивают на деревьях.

Многие народности продолжают верить (или хотят верить), что жизнь после смерти продолжается, и делают (по их понятиям) все возможное для того, чтобы душа быстрее нашла новое тело или попала в царство Божие.

Источник: https://365info.kz/2018/08/v-poslednij-pust-kak-horonyat-usopshih-v-raznyh-stranah

Обычаи похорон

Как хоронят евреев: традиции и обычаи погребения

— Здравствуйте, уважаемый рав Эссас! Подскажите рабби, как поступить: мои родители уже немолоды, часто говорят о смерти, похоронах. Они просят, чтобы их похоронили, исходя из традиций христиан. Я не знаю, как следует поступить. Ведь похороны в первую очередь возлагают на детей… Подскажите, пожалуйста, как следует поступить в такой ситуации?

С уважением, Андрей. Черкассы, Украина

— Из содержания Вашего письма не ясно, о ком идет речь, о евреях или неевреях. Поэтому изложу несколько возможных выходов из сложившейся ситуации.

  1. Допустим, что родители — евреи.

Вне всякой связи с их пожеланиями — еврей на любом этапе своей жизни, от рождения и до смерти, не может иметь никакого отношения к нееврейской религии.

Поэтому если родственники евреи (пусть живут, как у нас говорят, до 120 лет, что в нашей традиции считается максимальным возрастом человека), надо знать, что их обязательно надо похоронить только на еврейском кладбище. У нас принято, что организацию похорон берет на себя еврейское религиозное погребальное братство, зачастую с участием местного раввина.

  1. Несколько иной может быть ситуация, если семья живет вне Израиля. Как известно, во многих странах или отдельных городах нет организованной еврейской жизни. И вполне может быть, что в городе, где проживал умерший человек, нет еврейского религиозного погребального братства, нет раввина, который организовывает похороны по правилам еврейской традиции, и даже нет еврейского кладбища.

В этих условиях ушедшего в иной мир еврея приходится хоронить на гражданском кладбище (ни в коем случае — не на таком, которое принадлежит общине последователей нееврейской религии).

С помощью, так сказать, «местных сил», которые занимаются похоронами. Но главное — без какого бы то ни было контакта с представителями нееврейских религий (христианства и т.д.).

Ни в сфере похоронных обрядов, ни в каких-либо других моментах, связанных с захоронением.

  1. Возможен и «промежуточный» вариант. Иногда можно договориться с раввином из другого города, который расположен на разумном (по количеству затраченного на прибытие времени) расстоянии от того города, где умер еврей. Тогда приглашенные организуют захоронение по еврейским обычаям.

Попутно отмечу, что важно не затягивать с похоронами, не задерживать предание тела земле более чем на один-два дня после кончины.

  1. Если Вы нееврей, и родители у Вас неевреи, их желанием быть похороненными, допустим, по христианскому обряду, нельзя пренебрегать. Но заставить Вас принимать активное участие в самих обрядах никто не может. Поэтому сыновний долг можно выполнить, поручив заниматься этим работнику местного гражданского похоронного бюро. А Ваша роль — осуществление общего надзора и присутствие в ходе всей процедуры на некотором расстоянии.

Если Ваше отсутствие во время религиозной процедуры в самом религиозном помещении вызовет совершенно ненужные склоки и дрязги с оставшимися родственниками или близкими друзьями покойного — ломать копья, конечно же, не стоит.

И поскольку в этой части ответа я предположил, что Вы нееврей, для Вас нет прямого запрета на то, чтобы на несколько минут или, скажем, на час войти в это помещение, и постоять там тихо и скромно, не принимая деятельного участия в религиозных ритуалах.

  1. Придется, увы, рассмотреть и еще одну ситуацию — когда в семье люди имеют разные взгляды на то, как еврею правильно жить и как надо его хоронить. И те, кто не знают, не хотят знать (и хуже того) — силой берут организацию похорон в свои руки, настаивая на том, что желание умершего надо уважать и т.п. А в результате организуют похоронную «процедуру» в христианских молельных помещениях, приобретают место на христианском кладбище и т.д.

И тут, если сын — еврей, у него есть полное и абсолютное право не принимать в этом совершенно никакого участия, даже издалека.

  1. Очень часто, к сожалению, бывает и такая ситуация, когда сын — еврей, а его умерший отец — нееврей. Если он не высказывал определенных пожеланий по поводу похорон — надо идти по линии гражданского захоронения, без всякой христианской составляющей (с этим у еврея нет проблем).

Но если отец прямо и однозначно высказался, что хочет, чтобы его похоронили по христианским обрядам — его волю придется осуществить. И это будет почти во всем напоминать случай, описанный в пункте 4. Но с одним очень важным отличием.

Там сын — нееврей. Поэтому мог пассивно присутствовать во время реализации обряда захоронения и т.п.

Тут, поскольку речь идет о сыне-еврее — можно только, как уже было сказано, поручить всю организацию похорон в соответствии с волей умершего — местному городскому похоронному бюро.

Самому же в помещении, где будет проходить обряд, не присутствовать (ибо речь о христианском обряде).

Но можно быть где-то неподалеку от этого помещения и на некотором расстоянии сопровождать похоронную процессию.

Отвечал Рав Элиягу Эссас

http://evrey.com

Как хоронят евреев: традиции и обычаи погребения

Оцените пост

(ещё не оценено) Загрузка…

Поделиться

Источник: http://evreimir.com/139643/obychai-pohoron/

funeral.by

Еврейский обряд похорон – это особая традиция, в которой сочетаются траур и поминовение, современность и обычаи, уходящие корнями в глубь веков. Евреев хоронят примерно так же, как христиан, но есть особенности, о которых наша статья.

По многим признакам еврейские похороны напоминают традиционные христианские. Первое, что делают члены семьи умершего, это вызов местного раввина или другого священника из местной синагоги.

Если семейный раввин отсутствует, любой похоронный дом порекомендует раввина, который сможет провести церемонию.

Сами похороны евреи проводят настолько быстро, насколько это возможно – как правило, в течение 24 часов, следуя принципу почитания умерших кхвод хамет.

Впрочем, исключения возможны: если близкие родственники покойного проживают заграницей и не могут вовремя приехать на похороны, либо просто не хватает времени для проведения похорон до Шабата или другого праздника, церемонию разрешается отложить, но только не более на один день. Даже небольшое отступление от этого правила считается неуважением к мертвым.

Читайте также:  Когда заказывают сорокоуст по усопшему после смерти

Согласно Закону о погребении, принятом в Израиле, для похорон используется простой гроб из сосны. Поэтому родственникам нет необходимости выбирать между различными вариантами обивки или оформления гроба, хотя о выборе участка с захоронением на кладбище придется позаботиться.

В каждом еврейском поселении или городском районе существует своеобразное общественное похоронное бюро Хевра Кадиша, в обязанности которого входит подготовка тела к похоронам в строгом соответствии с принятыми в иудаизме канонами. Мужчины готовят мужчин, женщины – женщин. Происходит омовение всех частей тела теплой водой и, хотя в процессе этого умершего могут поворачивать чтобы омыть все органы, его никогда не кладут лицом вниз.

Затем тело одевают в белый саван, называемый тахрихим. Его специально шьют в простом стиле – чтобы исключить неравенство между телами богатых и бедных. Мужчин хоронят в собственной молитвенной шали таллите, с которой срезают часть бахромы – чтобы сделать невозможным ее дальнейшее использование.

Традиционные еврейские похороны проводятся в скромном стиле и длятся очень недолго. В самом их начале у особо близких покойному людей принято символично рвать на себе одежду.

Как хоронят евреев: традиции и обычаи погребения Плач родственников на еврейских похоронах, на некоторых присутствующих видны траурные черные ленты

Иногда раввин сам рвет одежды родственников, повторяя слова молитвы: Барух атах Хашем Элокейну мелех хаолам, дайан ха’емет – Блажен будь Господь наш, Правитель вселенной и истинный Судья. Остальные повторяют за раввином более короткую версию молитвы: Барух дайан эмет – Блажен будь наш истинный судья.

После похорон все, кто не является близкими родственниками усопшему, становятся в два ряда лицом друг к другу и повторяют традиционные слова соболезнования в то время, как родственники и близкие покидают церемонию похорон, проходя между ними: Хамаком й’нахем этхэм б’тох ш’ар авайлай цион эе ерушалэйм – Да утешит Бог вас среди всех скорбящих Сиона и Иерусалима.

После похорон все приглашенные омывают руки в знак символического очищения.

Как хоронят евреев: традиции и обычаи погребения Вынос гроба с телом в саване — все просто и скромно

После похорон у евреев принят семидневный траур – Шива. Однако в настоящее время некоторые реформисты и просто современное поколение сокращает этот срок до трех и даже одного дня.

Траур проводится в отдельном доме – обычно у самого близкого родственника.

Согласно древним канонам, все зеркала в доме должны быть занавешены, а скорбящие должны сидеть на особых скамьях – опять-таки, не самым строгим образом соблюдаемые обряды.

Во время траура у евреев принято навещать семью усопшего. Цветы при таких визитах (равно как и на похоронах) неуместны, а вот еду приносить можно, поскольку скорбящие о таких мирских делах, как приготовление пищи, не думают и не заботятся.

Итак, подытожим главные особенности еврейских похорон:

  • Узнав о смерти, евреи обычно произносят фразу Барух дайан эмет – Блажен будь наш истинный судья
  • С момента смерти и до самых похорон тело тщательно оберегают – рядом с ним всегда находится кто-либо из родственников или близких
  • Перед похоронами тело тщательно омывают
  • Хоронят евреев в простых гробах из сосновой доски, в качестве одеяния используется скромный саван – тахрихим
  • Перед самым началом похорон у близких родственников принято рвать на себе одежду, но в настоящее время этот обычай осовременен – раввин дает им черные ленты, которые необходимо прикрепить на одежду

Как видим, в еврейской / иудейской похоронной церемонии есть свои особенности, однако в общем она не сильно отличается от христианской.

Некоторые обычаи (занавешивание зеркал, например) перешли в славянские обычаи без каких-либо религиозных атрибутов, скорее в качестве обычной приметы или предрассудка.

Если Вам придется присутствовать на канонических еврейских похоронах, данная статья – мы надеемся – сможет помочь Вам правильно сориентироваться в похоронных обычаях этой страны.

Ранее мы рассказывали о том, как проводятся мусульманские похороны.

Источник: https://funeral.by/religion/1238

Еврейские похороны и траур. Обычаи и традиции древнего народа

После еврейских похорон нет обычая проводить поминки.

Но проводится так называемая трапеза сочувствия. Близкие родственники покойного ничего не едят, пока не пройдут похороны, а по приезде домой их встречают соседи. Так как скорбящие родные освобождаются от всех хлопот, трапезу организуют именно соседи.

Кстати, традиционные блюда на таких трапезах очень простые и обязательно имеют круглую форму. Обычно это вареные яйца, круглый хлеб, чечевица, горох.

Следуя еврейским похоронным традициям, родственники умершего принимают на себя долгий траур.

Первый ритуал — криа. Его совершают сразу, только узнав о смерти родственника или во время похорон. В нужный момент (на похоронах этот момент подсказывают работники Хевра Кадиша) скорбящие рвут на себе одежду, кроме куртки и исподнего. Дети покойного рвут слева от сердца и носят такую одежду 7 дней. Остальные делают надрыв справа и носят только до тех пор, пока не переоденутся.

Этот разрыв — “печать горя”, выход невыносимой боли, вызванной потерей близкого. Когда траур заканчивается одежду либо грубо сшивают, либо просто закалывают булавками. Такой неаккуратный шов похож на шрам, он символизирует глубокую сердечную травму.

7 дней после похорон — шив-а. В это время скорбящие не выходят из дома, не занимаются хозяйством, не читают ежедневные молитвы. Запрещено мыться (только лицо и руки в прохладной воде), бриться, чему-либо радоваться, сидеть на высоких стульях, менять простыни, есть мясо, пить вино. Одним словом, запрещено делать то, что может доставить удовольствие.

Что же делают родные все это время, если ничего нельзя? Читают некоторые молитвы, но самое главное, стараются сплотиться, поддержать и утешить друг друга, чтобы вместе пережить утрату.

8-30 дни — шлошим. Из дома уже можно выходить, но по-прежнему запрещается бриться, стричься, носить чистую, отутюженную одежду. Мыться можно, но лишь для очищения тела, наслаждаться купанием запрещено. Нельзя посещать торжества, запрещается даже произносить традиционное приветствие “шолом”.

Но есть в еврейских традициях одна особенность — субботний отдых. В субботу и в дни больших иудейских праздников этот народ отдыхает даже от траура. Можно есть мясо и пить вино, а во время соблюдения шив-а разрешается выходить из дома.

12 месяцев. После 30 дней все родственники, кроме взрослых детей умершего, освобождаются от траура — они выполнили свой долг. Дети покойного по обычаям соблюдают траур целый год после похорон, но запретов уже гораздо меньше. Главное, читать определенные молитвы, не участвовать в весельях, вести себя скромно и сдержано.

Как хоронят евреев: традиции и обычаи погребения

Источник: https://danila-master.ru/articles/evrejskie-pohorony-i-traur.html

Обычаи и традиции горских евреев: траур

Ни одна из традиций горских евреев не сохранялась так хорошо, как траурные обряды. Для общины смерть каждого человека всегда была потрясением, особенно преждевременная, от несчастного случая.

Тело умершего естественной смертью или от болезни клали на пол, накрывали простыней и зажигали свечу или масляный светильник. Два-три человека садились рядом и читали Теилим. Если тело оставалось на ночь, читали всю ночь.

Умершего от несчастного случая в дом не заносили.

Незадолго до похорон тело обмывали в специальном корыте и заворачивали в ахирэти, саван, сшитый из белой льняной ткани льняными нитками.

В некоторых общинах в это время делали кэрия, ножницами или ножом надрезали верхнюю одежду человека, принимающего на себя траур, он говорил бэраху и руками разрывал её дальше. В других общинах кэрия делали у входа в дом, перед выносом тела, в Нальчике — сразу после захоронения.

В это время собиралась вся община, женщины в доме и во дворе, а мужчины на улице. У входа ставили чашку для сбора пожертвований.

Носилки были одноразовые, из жердей или сплетённые из прутьев, их после использования разламывали и пускали по волнам речки. И были постоянные, платформа из досок, с ручками и на четырёх ножках.

Тело умершего укладывали на ковёр и накрывали талитом с надорванными кистями цицит, если это был мужчина. Тело женщины накрывали большим женским платком.

Мужчины выносили покойного, а женщины несколько шагов шли следом и возвращались, домой, плакать и готовить сеудат-авраа, траурную трапезу.

Согласно традиции горских евреев оправдаться перед Небесным Судом душам умерших помогает оплакивание, изучение Мишны, чтение Теилим и кадиш. Каждая еврейская община имела своих плакальщиц.

Они на протяжении нескольких часов плакали и пели о жизни умершего, о его достоинствах и замечательных делах, совершенных им в этом мире. Нередко между ними существовало негласное состязание, кто вспомнит какие-то особые случаи или душевные качества и чей голос вызовет больше слёз.

Искусство оплакивания имеет древнюю историю. Авраам оплакивал Сару, евреи оплакивали Яакова, Ирмиягу научил нас оплакивать Иерусалим и разрушенный Храм (Эйха).

Еврейские бабушки и мамы оплакивали тяжёлую судьбу народа-скитальца.

Погибшего в дороге от несчастного случая везли на арбе, и тогда в пути о колёса арбы разбивали сырые яйца. А в некоторых еврейских поселениях яйца разбивали о лоб лошади.

Ещё был обычай: когда хоронили старого праведного человека, высоко поднимали носилки, чтобы бесплодные женщины семь раз проходили под ними.

По традиции общин от Дербента до Нальчика по дороге на кладбище семь раз останавливались и читали мизмор 91 (Ёшев бэсетэр эльон…).

Перед кладбищем, не ближе четырёх шагов, ставили носилки ногами на запад. «Авелим», скорбящие, становились на восточной стороне, а все сопровождающие полукругом. Здесь совершали «эспед» (но никак не митинг) и читали кадиш «Аль Исраэль».

По традиции евреев Азербайджана рабби и шамаши читали для умершего мужчины семь акафот, для женщины или ребёнка семь мизморов из Теилим. После каждой акафы или мизмора те из сопровождающих, которые находились в годовом трауре, читали сиротский кадиш, кадиш ятом.

После этого один из авелим вносил мелкую монету за землю, на которой будет совершено захоронение. Как когда-то Авраам выкупил для Сары участок «Меарат амахпела».

Мужчины несли тело к выкопанной могиле, а авелим оставались ждать на месте.

Во всех общинах горских евреев женщинам и детям умершего запрещено участвовать в захоронении.

Хоронили на глубине полутора метров, ногами на запад, сверху настилали доски и засыпали землёй. Набирали немного земли со дна могилы в платок и передавали скорбящим.

Над свежей могилой не читали молитвы и не разговаривали.

Возвращались на то место, где прежде, в начале похорон, читали акафот или мизморы Теилим. Сын или другой прямой родственник умершего читал кадиш «Дэhу атид», а рабби завершал похороны ашкавой и молитвой «Била амавет» и приглашал всех принять участие в скорбной трапезе «Сеудат авраа», или «Борохо».

Люди расступались, чтобы авелим прошли к дороге, где они останавливались и принимали соболезнования от сопровождающих.

Последними с кладбища, сняв обувь, уходили авелим. В некоторых местах шли в обуви, но внутрь сыпали землю. С кладбища возвращались по другой дороге, не той, по которой шли хоронить.

Не проводили траурную церемонию по детям, не прожившим тридцать один день.

Шиву, семь дней траура отсчитывают со дня похорон. Семь дней горела свеча или масляный светильник. Скорбящие, родственники и друзья сидели на полу. Женщины в одной комнате, мужчины в другой.

От каждого дома общины для скорбной трапезы несли продукты: яйца, рис, сахар, овощи, фрукты.

Для скорбной трапезы варили яйца вкрутую, бобы, рис без приправы и ставили рыбу, копчёную или жареную. Если трапезу устраивали для умершего в глубокой старости в своей постели, подавали мясо и водку.

Читайте также:  Святые Отцы – кто они и почему важны

Скорбную трапезу, сеудат авраа, начинали с мишны и Теилим на имя умершего, читали кадиш и ашкаву. Благословляли на плоды дерева, на разные виды (шеаколь) и на плоды земли.

Потом рабби, ведущий трапезу, совершал омовение рук, открывал накрытые полотенцем три целых лаваша и делал «Меси», благословлял на хлеб. Руками разламывал на куски, макал в соль, а помощники на тарелках относили всем участникам трапезы. Часть хлеба «Меси» откладывали для женщин.

В скорбную трапезу по умершему после восьмидесяти лет ели мясо и сладости, пили вино и водку.

В течение семи дней, шивы, собирали миньян для молитвы в доме или под навесом во дворе. Члены общины обязаны были ежедневно посещать скорбящих, сидеть с ними  и пить чай.

Утреннюю молитву и минху в шаббат молились в синагоге. Но не ходили на чтение Торы в йом шени и в йом хамиши (в понедельник и в четверг). Также в Пурим и в Хануку. Все еврейские праздники, указанные в Торе освобождали от траура.

В седьмой день после похорон рабби снимал траур со скорбящих, они омывали р руки и лицо и в сопровождении родных и друзей шли на кладбище. Сначала женщины, потом мужчины.

Для женщин это первое посещение могилы со дня похорон и они полностью отдавались своему горю. Через 20-30 минут их сменяли мужчины. Читали молитву и ашкаву, отходили от места захоронения,  читали мизморы и кадиш и возвращались домой на поминальную трапезу.

Таким же образом проводили тридцатый день, «Чуля», и год, «Сал».

Праздники Песах, Шавуот и Суккот, а также Рош hа-Шана и Йом Кипур отменяют траур. В эти дни запрещено посещать захоронения.

В полупраздничные дни можно только хоронить.

Скорбящих вызывали для чтения Торы только после освобождения от траура. Но обычно выходили к Торе только на четвёртый шаббат, покупали право на мафтир. А друзья или родственники выходили к Торе в каждый шаббат.

Авелим имели своё особое место в синагоге и меняли его после тридцати дней, «Чуля». После тридцати дней можно было стричься.

Каждую вечернюю молитву в синагоге заканчивали чтением ашкавы для мужчин и для женщин, умерших в общине в течение текущего еврейского года.

Скорбящие, авелим, обязаны читать кадиш одиннадцать месяцев.

Каждое утро — два «Аль Исраэль» и два «Ятом». Днём — один «Аль Исраэль» и один «Ятом». Вечером — два «Ятом». Ежедневно при изучении мишны следует читать один «Аль Исраэль» и один «Ятом». Итого четыре «Аль Исраэль» и шесть «Ятом», всего десять.

Принято было изучать Мишну и устраивать трапезу в доме скорбящих четыре шаббата после похорон. Но люди шли не с пустыми руками, несли деньги или продукты.

В конце шаббата снова собирались, на молитву арвит, на изучение Мишны и на авдалу.

Авелим в течение тридцати дней не участвуют в захоронении других, если это не их близкие родственники. Они могут пройти с процессией до кладбища и подождать окончания церемонии. Но не участвуют в трапезе после таких похорон.

В течение года со дня похорон не устраивают свадеб и не ходят в гости на праздничные мероприятия. Даже к близким родственникам. Но можно сватать невесту и готовиться к свадьбе. Не покупают новую одежду и украшения для женщин, за исключением всего необходимого для невесты или жениха.

У горских евреев нет какой-то особой траурной одежды. Нельзя следовать обычаю христиан и идолопоклонников надевать чёрную траурную одежду.

В старые времена женщины предпочитали коричневый цвет. Всегда покрывали голову, в дни траура — даже девочки с девяти лет.

Кадиш читают только одиннадцать месяцев. Делают перерыв и возобновляют на тридцатый день, вечером, перед годовщиной.

Первую годовщину, «Сал», отмечают по истечении двенадцати месяцев со дня похорон. Все последующие годовщины отмечают со дня смерти. Если первая годовщина попадает на шаббат, на праздничный день, на Пурим (Омуну) или на 9 Ава (Суруни), переносят на день вперёд.

Была традиция — сразу же, по окончании поминальной трапезы первой годовщины, одной из внучек, не достигших двенадцати лет, добавлять ещё одно имя, умершей бабушки. Рабби благословлял на вино, люди ели сладости и радовались, что освободились от траура, поздравляли девочку с новым именем и дарили подарки.

В последующие годовщины нет обязанности устраивать трапезу. Достаточно собрать миньян для изучения Мишны и для благословений на плоды дерева, на шеаколь (водку или другой напиток) и на плоды земли. Годовщину горские евреи называют таанит, потому что дети обязаны в этот день держать пост по своим родителям. Вечером зажигают свечи дома и в синагоге, читают Мишну, теилим, потом кадиш.

В шаббат обязательно поднимаются к чтению Торы.

Многие евреи отмечали годовщину дедушек и бабушек и даже более далёких предков. Приносили в синагогу домашний хлеб, варёные яйца, отварные куры, фрукты, плоды земли, водку.

После утренней молитвы читали Мишну, Теилим, ашкаву и говорили кадиш.

Памятник над могилой устанавливали к годовщине, хотя можно и к шлошим, к тридцати дням. В старые времена это был цельный природный камень вытянутой формы. На нём высекали на иврите имя умершего, дату смерти, причину смерти и иногда изречения из Торы.

Тэнахаму ми hа-шамаим!

р. Адам ДавидовМудрецы Кавказа

Источник: https://gorskie.ru/juhuro/culture/item/9313-obychai-i-traditsii-gorskikh-evreev-traur

Погребение. Общество — Путеводитель по Израилю

Своеобразный образ жизни евреев основан на определенных представлениях о боге и о месте человека в обществе и во вселенной. Точно так же ритуалы, связанные со смертью и похоронами у евреев отображают определенное отношение к богу, к природе и к проблеме добра и зла.

Все эти ритуалы сопровождаются вербальными молитвами, погребальной процессией в сочетании с молчанием или соответствующими речами.

Смерть

Так как в иудаизме особый акцент делается на священности и неприкосновенности жизни у евреев запрещена эвтаназия и любая помощь, помогающая людям уйти в мир иной.

Умирающего человека нельзя оставлять одного. К нему следует относиться с уважением и любовью вплоть до последнего момента его пребывания на земле.

Одна из еврейских заповедей гласит: «Оставайтесь у постели умирающего человека». Если человек в состоянии произнести предсмертную исповедь («видуй»), то ему помогают ее произнести.

Покаяние перед смертью дает человеку возможность отойти в мир иной без грехов. Еврей должен знать наизусть слова этой молитвы, поскольку человеку не известно, когда он умрет.

Хевра Кадиша (חברה קדישא)

Еще до смерти, в последние часы жизни человека, принято вызывать к нему раввина, чтобы он помог умирающему подготовить себя к достойному уходу из жизни.

В иудаизме тело считается священным вместилищем души и поэтому к нему относятся с надлежащим уважением. Большинство синагог помогают в подготовке к похоронам.

Во многих общинах есть Хевра Кадиша — «Святое братство», похоронное сообщество, которое традиционно отвечает за подготовку человека к уходу из жизни и выполнение надлежащих ритуалов сразу после смерти, а также за проведение похорон.

Возле тела всегда должен кто-то находиться, нельзя оставлять его наедине. Также возле тела запрещено есть и пить. Члены этого общества совершают ритуал омовения тела, который сопровождается молитвами.

Затем покойного одевают в традиционный саван, предназначенный для похорон, сшитый вручную из белой материи. Всех евреев, как богатых, так и бедных принято хоронить в этом белом саване, что свидетельствует о равенстве перед смертью.

Гроб

Иудаизм не запрещает хоронить умерших в гробу, однако в некоторых местах (например, в Израиле) принято хоронить умерших без гроба.

В тех же местах, где принято хоронить в гробу, принято использовать простой деревянный гроб, без украшений, что, как и саван, указывает на равенство всех пред лицом смерти.

В дне гроба обычно снимают одну из досок, однако если это невозможно, достаточно, чтобы в гробу была щель длиной в 4 см. Это нужно для того, чтобы тело покойного находилось в непосредственном контакте с землей, поскольку человек, созданный из праха, должен возвратиться в прах.

Существует обычай класть в гроб немного земли из Израиля.

Не принято смотреть на тело умершего, поскольку человек создан по подобию Бога, а в мертвом теле это подобие нарушена, кроме того, родственники должны запомнить покойного таким, каким он был при жизни, а не его посмертный образ.

Погребение

Похороны должны состояться вскоре после смерти, так как считается, что душа возвращается к Богу, и тело должно быть возвращено в землю как можно скорее. Это также помогает родственникам умершего осознать реальность смерти и быстрее оправиться от утраты.

Похороны запрещены во время Шаббата и праздника. Во время похорон в доме умершего читают псалмы и молитвы. Друзья удостоенные чести нести гроб должны остановиться семь раз на дороге, ведущей к месту погребения.

Каждый человек присутствующий на похоронах должен опустить три лопаты с землей в погребальную яму и произнести при этом: «Да упокоится его душа с миром».

Лопата не передается из рук в руки следующему участнику похорон, а втыкается в землю, чтобы избежать «передачи смерти».

После того, как тело скроется под землей, члены семьи умершего совершают ритуал разрывания одежды. Они надрывают свою одежду, так, чтобы оголить сердце.

Женщины не совершают этот обычай из скромности или только немного надрывают верхнюю одежду. Этот обычай призван дать выход эмоциям, чтобы родственники быстрее оправились от потери.

Все участники похорон дожидаются момента, когда могила будет полностью засыпана землей.

После похорон все моют руки, что является символом очищения.

Траур

Период между наступлением смерти и погребением называется анинут.

В этот период семь близких родственников: мать, отец, брат, сын, дочь и жена или муж обязаны соблюдать особый ритуал, который помогает им справиться с постигшим их горем.

Шива

После погребения все участники похорон возвращаются домой и едят особую трапезу, которая называется сеудат хавраа. Эта трапеза символизирует утешение для друзей и соседей.

Традиционная часть этой трапезы — сваренные вкрутую яйца, которые своей круглой формой напоминают о чередовании жизни и смерти.

Для близких родственников покойного начинается период траура, который называется шива (семь). Он длится 7 дней, в течение которых родственники не выходят из дома, в то время как соседи и друзья приносят им пищу.

  • В течение этих семи дней скорбящие родственники не пользуются косметикой, не бреются и не стригут волосы, так как это считается признаком тщеславия.
  • Им запрещено носить кожаную обувь, есть мясо, пить вино и вступать в половую связь.
  • Зеркала выносят из дома, поворачивают к стене или закрывают белыми простынями, чтобы избежать любой формы проявления тщеславия.

Они сидят на низких стульчиках или на полу, чтобы выразить свое горе. На седьмой день они начинают постепенно выходить из дома, но в сопровождении друзей или родственников.

После окончания семи дней траура они должны посетить службу в синагоге в первый Шаббат.

Шелошим

После окончания шивы, начинается еще один период траура, который называется шелошим (тридцать). Он продолжается вплоть до тридцатого дня после смерти.

Читайте также:  Катафалк: виды ритуальных машин для перевозки гроба

В течение этого времени скорбящие родственники возвращаются к своей работе, но не посещают торжественных мероприятий, например, свадьбы и вечеринки.

Они не посещают могилу умершего. Эта мера также необходима для того, чтобы они смогли смириться с утратой.

Годовщина смерти

Через год после смерти члены семьи собираются возле могилы для установки надгробного памятника. Надгробный памятник играет большую роль для скорбящих, так как он является символом нового начала. Во время установки надгробного памятника читают молитвы.

  1. На надгробном памятнике принято писать имя покойного, дату его рождения и дату смерти на иврите, иногда также на местном языке или только на нем.
  2. В некоторых общинах принято ставить памятник раньше, например по окончании месячного или одиннадцатимесчного трауного периода, когда заканчивают читать молитву «Кадиш» Подобно остальным еврейским традициям, еврейские ритуалы, связанные со смертью и похоронами свидетельствуют об их практичности.
  3. Эти ритуалы свидетельствуют о почтении и уважении к мертвым; с другой стороны, иудаизм не поддерживает чрезмерный траур, поэтому не принято ходить на кладбище в любое время, а только в годовщину смерти или другие подобные даты.

Однако, это не строгий запрет, он лишь призван дать человеку возможность служить Богу в радости, что является основной его задачей в этом мире. Это также одна из причин, по которым запрещено строить кладбище в черте города.

Источник: https://guide-israel.ru/country/1024-pogrebenie/

Еврейская традиция погребения

Еврейская традиция относится к смерти реалистически и не считает ее трагедией. Трагедией может быть лишь преждевременный уход из жизни. Когда же человек переходит в мир иной, благословенный Всевышним долгой праведной жизнью, хорошим здоровьем и бодрым духом, смерть воспринимается как нечто естественное, как велика бы ни была при этом наша скорбь.

«Когда человек оставляет этот мир, ни серебро, ни драгоценные камни, ни жемчуг не уносит он с собой, но только Тору, которую он изучал, и добрые дела, которые он творил.

» (Поучения Отцов) Мы все испытываем боль, когда умирает близкий человек. Однако иудаизм считает избыточный или слишком длительный траур нежелательным.

Еврейские традиции, связанные с трауром, помогают человеку постепенно пережить его горе.

Еврейские законы и обычаи, связанные с похоронами и трауром, основаны на двух главных принципах: даже мертвое тело человека достойно уважения; необходимо приложить все усилия, чтобы облегчить душевное состояние близких покойного.

У ПОСТЕЛИ УМИРАЮЩЕГО

В еврейских семьях принято собираться у постели умирающего. Если это возможно, в последние минуты жизни человек произносит покаянную молитву и Шма. Быть с человеком в момент его смерти и закрыть ему глаза, считается проявлением высокой добродетели. Затем присутствующие произносят благословение Б-гу как «судье праведному» и надрывают край своей одежды в знак горя. (Бытие 37:34)

ТРАУР ДО ПОХОРОН (ОНАН) С момента смерти и до момента погребения пребывающего в трауре называют онан (начавший скорбеть). Главная задача онана — организация похорон; галаха, еврейский закон, запрещает кремацию.

Для того, чтобы похоронить умершего как можно скорее, онан освобождается от выполнения всех положительных заповедей. Еврейская традиция считает недопустимым откладывать похороны, за исключение особых случаев. Не принято также, чтобы у тела усопшего никого не было.

Кто-нибудь всегда остается около него до самых похорон, даже если оно находится в морге.

ПОХОРОНЫ

Как только врач засвидетельствовал смерть, работники хевра кадиша (похоронное общество) приготовят тело к погребению. Они тщательно омывают тело и, если возможно, окунают его в микву — не в ту, которой пользуются живые.

Тело мужчины омывается мужчинами, тело женщины — женщинами. Затем тело заворачивают в простой льняной саван. Мужчину обычно хоронят в таллите, в котором он молился при жизни.

Затем тело помещают в простой неполированный деревянный ящик без медных ручек и внутренней обивки.

Обычай одевать умерших в простую белую одежду был введен в глубокой древности, чтобы подчеркнуть равенство богатых и бедных перед смертью. Запрещается бальзамировать труп. Кровь и внутренности неотделимы от тела. Выставлять умершего на всеобщее обозрение в открытом гробу считается оскорбительным.

Ведь могут прийти враги и порадоваться его смерти. Кремация противоречит еврейскому Закону. В последние несколько столетий среди раввинов установилось единое мнение относительно недопустимости вскрытия как акта, оскверняющего покойного.

Предусмотрены, однако, исключения для тех случаев, когда есть основания надеяться, что вскрытие может помочь спасти жизнь другому человеку или обнаружить преступника. Похоронить покойника следует в самый короткий срок.

Отсрочка более чем на один день допустима только для того, чтобы отдать последний долг умершему (например, когда близкие родственники должны приехать издалека или если впереди суббота или праздник). В субботу и праздники не хоронят. До похорон не принято выражать соболезнование семье покойного.

Входя в дом, где соблюдается траур, не здороваются. Поскольку никакие слова не могут выразить всю глубину сочувствия скорбящим и произносимые в таком случае стандартные фразы звучат фальшиво, — лучше промолчать. Традиция требует, чтобы посетители не начинали первыми разговор с родственниками покойного.

В дни траура подобает вспоминать умершего, рассказывать о его достоинствах. Тот, кто умышленно старается не говорить о покойном, полагая, что таким образом отвлекает скорбящих, не понимает психологии горя. В такой момент разговор о банальных вещах причиняет значительно больше боли.

Церемония похорон проста. Вслед за несколькими псалмами читается краткая молитва, восхваляющая Б-га, дающего жизнь и лишающего ее. Иногда раввин произносит краткую речь об усопшем. Никакие посторонние разговоры на кладбище недопустимы, поскольку считаются проявлением крайнего неуважения. … Затем гроб опускается в могилу и засыпается землей.

Произносятся слова утешения, обращенные к пребывающим в трауре. Прежде чем покинуть кладбище, все омывают руки. С этого момента скорбящий перестает быть онан, он становится авель (множественное число — авелим), длительно скорбящий. По возвращении с похорон авелим подается еда, состоящая из крутых яиц.

Яйцо, не имеющее отверстий, символизирует неспособность скорбящего выразить свое горе словами.

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ (ШИВА) Первая неделя после похорон называется Шива. Это период глубокого траура. Эту неделю все авелим обычно проводят в доме одного из них, не выходя оттуда без крайней необходимости.

Трижды в день друзья и члены их общины приходят молиться вместе с пребывающими в трауре. Во время молитв мужчины, находящиеся в трауре, произносят каддиш. Часто каддиш ошибочно считают молитвой за умершего.

На самом деле это признание величия Б-га и молитва о наступлении эпохи всеобщего мира.

Во все дни шива, кроме Шаббата, во время которого траур запрещен, скорбящие сидят на низких стульях. Им не разрешается стричь ногти и волосы, однако если соблюдающий траур болен и ему это мешает, запрет снимается.

Все зеркала в доме покрывают, чтобы собственное отражение не отвлекало скорбящих, супружеские отношения запрещены. Пребывающие в трауре не слушают музыку, не надевают кожаной обуви. Днем и ночью горит свеча.

Это напоминает о сказанном в Притчах: «Душа человека — это свеча Г-спода». В течение этой недели друзья приходят навестить находящихся в трауре, поговорить с ними, выразить им свои соболезнования.

Гостям не подается угощение, так как считается неправильным брать что-либо у скорбящего, даже еду. По окончании этой недели они выходят из дома и приступают к своим обычным делам.

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ (ШЛОШИМ) Шлошим (тридцать) — это название первого месяца траура. Он включает неделю шива. С окончанием шива кончается период глубокого траура. Теперь скорбящие уже не сидят на низком, им разрешается стричь ногти, однако волосы начинают стричь несколько позже. Мужчины каждый день произносят каддиш в синагоге.

Надгробье может быть установлено в любой момент после шива. Некоторые стараются делать это в конце шлошим. Многие делают это через год. … Траур по родителям продолжается у евреев год. В это время не исполняют музыки и не слушают ее. Исключение составляют профессиональные музыканты, для которых игра — источник существования. Мужчины продолжают читать каддиш 11 месяцев.

Годовщина смерти называется идишским словом ярцайт. В этот день днем и ночью горит свеча и вновь произносится каддиш. Близкие родственники покойного зажигают свечу, которая горит двадцать четыре часа, и читают каддиш в каждую годовщину на протяжении всей своей жизни. Обычай этот основан на сказанном в книге Мишлей: «Душа человека — светильник Всевышнего» (20:27).

Допустимо заменить свечу маленькой электрической лампочкой.

В йорцайт дают пожертвования и стараются совершать добрые дела.

Примечание. Приведенный выше текст заимствован с сайта WWW.ISTOK.RU (http://www.istok.ru/jews-n-world/Forta/Forta_39.shtml , http://www.istok.ru/jews-n-world/Donin/Donin_19.shtml )

КРАТКИЙ СПИСОК ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ ЕВРЕЙСКИХ ЗАКОНОВ О ПОХОРОНАХ И ТРАУРЕ «ЗАКОНЫ ПОХОРОН: Делать вскрытие запрещается. Кремация категорически запрещена. Тело должно быть похоронено в земле. Следует приложить все усилия к тому, чтобы похоронить еврея на еврейском кладбище. Если это невозможно, следует похоронить его отдельно от неевреев.

Перед погребением тело обмывают (моют водой, после чего выливают на него около 20 литров воды), а затем заворачивают в саван. Саван должен быть белым, желательно льняным. Во время еврейских похорон тело (включая лицо) все время закрыто. Тело не выставляют на обозрение, и нет никакой необходимости в его косметологической консервации.

Если хоронят в гробу, то гроб должен быть деревянным. Желательно вынуть одну из нижних досок или просверлить в ней отверстие. В гроб не кладут посторонние предметы (цветы и т.п.). В Субботу и главные еврейские Праздники не хоронят. В других случаях откладывать похороны нежелательно.

ПОРЯДОК ПОХОРОН: Ближайшие родственники (отец, мать, брат, сестра, сын, дочь, супруг или супруга) делают криа — надрывание одежды. Родственники или друзья произносят hecneg — «прощальное слово», в котором вспоминают о добрых делах и хороших чертах умершего. Траурная процессия идет к месту захоронения, при этом читают Псалмы.

Тело опускают в могилу и (в первую очередь, родственники и друзья) засыпают его землей. (Если хоронят без гроба, сначала кладут слой кирпичей или дерева, а потом уже засыпают землей). Читают особый Кадиш и молитву о душе умершего.

Немедленно после похорон ближайшие родственники начинают соблюдать правила траура; окружающие обращаются к ним со словами утешения. По выходе с кладбища омывают руки и не вытирают их. По возвращении ближайших родственников домой соседи и более далекие родственники подают им «трапезу сочувствия». Поминок не устраивают.

ШИВА — ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ТРАУРА ДЛЯ БЛИЖАЙШИХ РОДСТВЕННИКОВ В ТЕЧЕНИИ СЕМИ ДНЕЙ, НАЧИНАЯ СО ДНЯ ПОХОРОН: Занавешивают все зеркала в доме, зажигают свечи. Не выходят из дома, не работают. Сидят на низкой скамейке или на полу. Не приветствуют и не прощаются. Не надевают кожаную обувь (ходят в некожаной обуви или босиком).

Не развлекаются (не читают книги, не слушают радио и музыку, не смотрят телевизор). Не отвлекаются от скорби. Читают Кадиш (для этого необходимо присутствие не менее десяти взрослых евреев). Не моются, не стригутся и не бреются. (Стричься и бриться нельзя и позже, на протяжении тридцати дней).

  • Супружеская близость запрещена.»
  • Из книги «Долг живых» П.ПОЛОНСКИЙ
  • Ш у л х а н А р у х Фрагменты из книги, касающиеся смерти Еврейский погребальный обряд Краткий список важнейших элементов еврейских законов о похоронах и трауре Еврейский похоронный ритуал. «Партнер» №1(76)-2004

Источник: https://www.nekropol.com/Tradition.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector