Когда жили святые отцы, какие творения они оставили после себя и почему их подвиг на самом деле недооценивают? Рассказываем.
Святые отцы — кто это?
Святыми отцами, — или учителями Церкви, — называют тех святых, которые своими трудами сформулировали, основали или помогли устояться какой-либо из сторон Церковной жизни.
Эти святые жили в разное время, но всякий — в чем-то определяющее для Церкви. Либо в период церковного становления, либо в эпоху расколов и духовных распрей, либо же в условиях «меняющегося мира» (в целом или в какой-то отдельной стране). Святые отцы или задавали основы вероучения (как в первые века христианства), или переоткрывали их заново — для своей эпохи.
- В свое время учителя Церкви заложили основы того, что сейчас нам кажется привычным: ход богослужений, тексты молитв, как таковое монашество, состав книг Нового Завета — сам язык…
- Иными словами, это святые, без которых Церкви в ее нынешнем виде не было бы.
- (Иногда термин «святые отцы» рассматривают еще шире — подразумевая под учителем Церкви любого святителя (то есть, святого-священника или епископа) и любого преподобного (то есть, святого-монаха), поскольку каждый в той или иной степени тоже был отцом-учителем — пускай, даже, в пределах своего монастыря).
Христианские общины первых веков
Чтобы оценить подвиг святых отцов в полной мере, нужно перенестись на 1700 лет назад, в первые века христианства — именно в тот период жили большинство святых, которых Церковь относит к учителям Церкви.
Церковь тогда держалась на предании и благоговейной памяти Апостолов, которые после вознесения Христа странствовали по земле, собирали общины и передавали им основы христианского вероучения. Иногда это были общины в буквальном смысле: когда люди объединялись в коммуны, у них все было общее и все были в полном смысле братьями и сестрами во Христе…
Двенадцать апостолов. Их слова и наставления христианские общины первых веков хранили особенно бережно.
Богослужебного устава (то есть, утвержденного и единого для всех хода служб), по-видимому, не было. Да и сами службы были не каким-то отвлеченным от бытовой жизни событием, а собранием духовных единомышленников.
Каждое воскресенье или в иные знаменательные дни люди общины встречались, молились Христу, молились за всех и за вся, читали Священное Писание, пели молитвы, и в конце причащались. Все в общине были едины в желании быть со Христом.
Все жили от воскресенья до воскресенья, от Причастия до Причастия.
В той Церковной жизни, возможно, не было той выстроенности, к которой мы привыкли сейчас, но было нечто другое, что святые и священники часто ставят в пример — Церковная жизнь живая и лишенная всякой формальности. Все внешнее было полным отображением внутреннего, а все внутреннее было желанием быть со Христом и обрести жизнь в Вечности.
Подвиг святых отцов
Предание, духовная ревность общины и благоговейная память не уберегали Церковь от угрозы ересей. «Ересь» в данном случае не совсем верное слово, поскольку большинство ошибочных учений о Христе возникали на тот момент не по умыслу и не из желания расколоть единство, а именно по причине, что Церковью еще ничего не было сформулировано и все истины передавались из уст в уста.
Могло быть так: в общине или населенном пункте был свой старец — епископ или просто священник. Он мог предельно трепетно относиться к христианскому преданию и, возможно, быть настоящим подвижником.
Но в своих личных рассуждениях о той или иной стороне духовной жизни мог ошибаться. Его ошибки слушали другие, а затем также — с трепетом, как истину — передавали из уст в уста. И некому было поправить — потому что не было телефона, газет и интернета.
Трактовки укреплялись и распространялись на всё большие территории.
И чем больше проходило времени со смерти Апостолов, и чем больше культур и территорий христианство охватывало, тем сильнее могло отличаться учение общин и тем более «системообразующих» вопросов оно могло касаться.
Самыми трудными были расхождения в трактовке сущности Троицы или Христа — поскольку, от понимания этого вопроса меняется само устроение духовной жизни и причины многих устремлений. Например, некоторые священники трактовали сущность Троицы так, что Христов это в «буквальном» смысле сын Божий — то есть не был со Отцем изначально.
Иные трактовали природу Христа, как в первую очередь Бога, а человеческую природу называя вторичной. И так далее.
С IV века — отчасти благодаря тому, что Церковь перестала быть гонимой и стала в Римской Империи государственной (а отчасти из-за возрастающих угроз со стороны ересей), — начали собираться общецерковные Вселенские Соборы.
На них приводились к единому знаменателю все спорные вопросы, которые определялись раз и навсегда для всех общин и всех поместных Церквей.
А творения святых отцов либо напрямую помогли сформулировать вероучительные истины, либо помогли максимально прояснить и тем самым закрепить их на будущее.
Почему мы называем жизнь святых отцов подвигом?
Они были первооткрыватели. Герои-мореплаватели и ученые, которые совершали большие открытия — имели дело с миром видимым. Святые отцы писали о вещах невидимых. И Благодатию Духа Святого им открывались глубины и такие духовные законы и истины, которые могут открыться человеку только исключительно святой жизни.
Мореплаватели несли ответственность перед собой и своими моряками. А святые отцы определяли жизни миллионов душ — и это ответственность несоизмеримо большая. Именно поэтому их творения Церковь считаем подвигом.
Икона святых отцов Церкви.
Творения святых отцов
Святых отцов можно условно «разделить» на две группы:
- Святые отцы-аскеты — своими творениями они описывали — каждый по своему — искусство аскетической жизни. По сути, объясняли и наставляли — как прийти к святости и как уберечься в духовной борьбе. Например, Исаак Сирин.
- Святые отцы-богословы, — которые своими творения окончательно сформулировали вероучительные истины и догматы. Можно сказать — окончательно определили язык Церкви. В первую очередь — это Василий Великий и Григорий Богослов.
А вот некоторые из книг, которые чаще всего упоминаются, как творения святых отцов:
- «Слова» Исаака Сирина — многие святые называли эту книгу настольной для монаха — настолько глубоко, точно и правильно описаны в ней все стороны духовной жизни, духовных законов и духовной борьбы;
- «Лествица» Иоанна Лествичника: описывает путь к святости в виде лестницы, где, каждая новая «ступень» — уход от мира;
- «Душеполезные поучения» аввы Дорофея;
- Творения Иоанна Кассиана Римлянина — его труды по устройству монастырской жизни. Они легли в основу многих принятых сейчас монастырских уставов;
- Творения Иоанна Златоуста — записи его проповедей. Считается, что они — вершина умения говорить о сложных вещах относительно простым и понятным языком;
- Книга «Невидимая брать», написанная по-видимому Никодимом Святогорцем — еще одна настольная аскетическая книга;
- Творения Ефрема Сирина;
- Творения Петра Дамаскина;
- Творения Григория Богослова;
- Творения Василия Великого;
- Творения Григория Паламы, посвященные учению о Божественных энергиях и Нетварном свете. Это один из святых отцов, который жил в средние века;
- Творения Симеона Нового Богослова — еще одного святого, жившего в средние века.
Большей частью — это очень сложные для понимания книги. Исключением, может быть, являются творения Иоанна Златоуста, которые как раз рекомендуется читать всем, и «душеполезные поучения» Аввы Дорофея.
А остальные, — например «слова» Исаака Сирина или «Лествица» Иоанна Лествичника, — лучше читать по благословению священника. Во-первых, они написаны сложным языком. Но главное — они затрагивают настолько глубокие и серьезные аспекты духовной жизни, что начинающему они могут быть попросту опасны.
Это как подниматься на Эверест, не имея никакой физической подготовки и адаптации к высокогорному воздуху.
Некоторые же книги и вовсе касаются только монашества и к мирской жизни неприменимы.
Патерики — что это такое?
Отдельно нужно сказать про Патерики — которые тоже можно отнести к святоотеческой литературе. Эти книги — например Великий патерик, Палестинский патерик, или «Луг Духовный» — являются собранием коротких сказаний о святых ранней христианской Церкви.
Иногда— это просто один абзац о каком-то старце, иногда — несколько историй о нем. Некоторые святые в этих патериках и вовсе безымянные, но все эти истории — замечательные примеры святости и христианской мудрости.
Свои Патерики есть и у некоторых монастырей — в том числе русских. Например, патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в котором описаны жития всех святых в этом монастыре просиявших.
И конечно же — Киево-Печерский Патерик, в котором собраны жития сотни Киево-Печерских святых.
Их жизнь пришлась практически на одно столетие (!) и все их мощи сейчас хранятся и открыты для поклонения в пещерах Киево-Печерского монастыря.
Святой Антоний — основатель монашества
Святой Антоний жил в III–IV веках в Египте. Его называет основателем отшельничества. Хотя, считать его именно «основателем» не совсем верно.
Во-первых, потому что многие христианские общины того времени и так были монастырями по сути — со строгой аскезой и почитанием девственной жизни. Во-вторых, потому что святой Антоний был далеко не первым, кто ушел «из мира» в пустыню.
Например, духовным наставником Антония Великого был преподобный Павел Фивейский — который 90 из своих 113 лет провел в уединении.
Однако Антоний Великий стал первым, кто расположил других к подражанию своего подвига. Он собрал вокруг себя большое количество единомышленников и благодаря ему отшельничество из явления исключительного стало в какой-то степени массовым и внешне сформированным. После него монашество было уже не просто образ жизни, но и четко обозначенный внешне выбор — уход от мира.
Кстати, родоначальник русского монашества также носил имя Антоний — это преподобный Антоний Печерский, живший в X–XI веках.
Русские святые отцы
Отдельно нужно сказать о святых, которые чтутся святыми отцами какой-то одной поместной Церкви. Например, для Сербской Церкви — это святитель Николай Сербский. А для Русской Православной Церкви — это преподобный Сергий Радонежский, святитель Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов. Без каждого из них русская монашеская и русская духовная жизнь была бы совершенно иной.
Преподобный Сергий — один из самых почитаемых русских святых, кроме того, что считается спасителем России от Татаро-Монгольского ига (потому что вдохновил враждующих между собой князей объединился против единого врага), был подвижником-исихастом. После него не осталось писаний или проповедей, но духовная сила преподобного была так велика и его учение настолько сильно, что о нем было известно даже на Афоне. Он оказал «системообразующее» влияние на духовную и монашескую жизнь в стране.
Святителям Феофану Затворнику и Игнатию Брянчанинову (оба жили в XIX веке) Церковь признательна за неоценимый вклад в русскую богословскую жизнь, которую они, во многом, устроили своими творениями и переводами. Например, именно Феофан Затворник перевел ряд святоотеческих книг на русский язык — «Невидимую брань», «Слова» Исаака Сирина итд. И считается, что его переводы по точности мысли ничем не уступают оригиналу.
Собрание сочинений святителя Феофана Затворника.
- А «аскетические опыты» Игнатия Брянчанинова — это пример исчерпывающей адаптации христианского учения для русского человека и книги, которая по системности изложения и глубине мало уступает творениям первых святых отцов.
- Святые отцы Церкви — молите Бога о нас!
- Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
- И еще в Фейсбуке!
- Присоединяйтесь!
Кто такие «Отцы Церкви»?
Статьи — ОСНОВЫ ВЕРЫ
Святоотеческое наследие — это прямое продолжение учения Христа и апостолов. Писания Отцов Церкви представляются неотъемлемой частью православного Предания. Кто же такие Отцы и Учители Церкви? Чем они отличаются от обычных богословов?
Отцы Церкви (греч.
Ἐκκλησιαστικοί Πατέρες; в Православии Святые Отцы) — основоположники церковного учения и богословы прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви. Слово «отец» в данном случае употреблено в образном смысле, обозначая наставника или учителя истины.
В католичестве и православии к Отцам Церкви относят одних и тех же подвижников, но при этом существует разница в уровне их почитания. Невозможно перечислить всех Отцов Церкви.
Назовем лишь тех «признанных отцов», кого торжественно объявили на 3-м, 4-м и 5-м Вселенских соборах в качестве церковных авторитетов: Петр, Афанасий, Феофила Александрийские, Василий Великий, Аттик Константинопольский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский, Киприана Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский и Августин.
С древнейших времён существования христианства они пользовались высоким уважением и представлялись орудиями Святого Духа. Однако их учение, в большинстве случаев, не ставится Церковью в один ряд с писаниями пророков и апостолов и рассматриваются как человеческие произведения, а суждения отдельных Отцов Церкви рассматриваются как частные мнения высокоавторитетных богословов.
Считается, что Отцов Церкви от обычных богословов отличает: абсолютная приверженность учению Церкви (истинность учения), святость жизни, признание Церкви и древность. Все эти критерии заимствованы из традиционной католической патристики.
Однако в Православной Церкви древность не является обязательным условием деятельности Отцов Церви. Для православного христианина Отцом Церкви в равной степени является как священномученик Ириней Лионский, живший во II веке, так и святитель Феофан Затворник, живший в XIX веке.
«Наша Церковь учит, что Божественное Откровение не ограничено никакими хронологическими рамками, – указывает прот. Иоанн Мейендорф.
– Дух Святой действует через людей всех времен, и Церковь «узнает» в людях своих «святых отцов» не по причине древности, а, руководствуясь своей внутренней интуицией, на основании которой и формируется Предание». Говорить, что Святых Отцов больше уже не может быть, значит утверждать, что Святой Дух покинул Церковь.
При этом допускается, что Отцы Церкви могут в чем-либо заблуждаться (а это неизбежно при отсутствии единого мнения по многим вопросам), но тем не менее их следует почитать как Отцов и изучать их труды, т.к.
мнение, выраженное Отцом Церкви и не осужденное соборно, входит в границы допустимого и возможного, но не может считаться общеобязательным для православных верующих. Что касается правильности учения, то здесь необходимы уточнения.
Отцы Церкви были выразителями церковного Предания, и в этом смысле их писания являются своего рода эталоном, «точным изложением православной веры»: на их учение мы ориентируемся, с ним сверяем свои взгляды и суждения.
Однако в святоотеческих писаниях следует отличать то, что говорилось их авторами от лица Церкви и что выражает общецерковное учение, от частных богословских мнений (так называемых теологуменов). Философско-богословское учение Отцов Церкви, а также раздел богословской науки, изучающий это учение именуется патристикой или патрологией.
Теологу́мен — богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан. Теологумен не просто частное мнение или размышление отдельного автора: он обозначает учение, более или менее принятое у Отцов Церкви. Но у него нет обязывающего характера соборного определения. Если же теологумен был осуждён на церковном соборе, то он превращается в ересь.
Относительно святости следует сказать, что личная святость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречность суждений того или иного автора. Сам факт канонизации того или иного святого не означает непременного возведения всего им написанного и сказанного в ранг святоотеческого богословия.
Критерий истинности учения Отцов Церкви сформулировал Афанасий Великий: «Вот подлинное учение и вот признак истинных учителей, как передали отцы: согласно между собой исповедовать одно и то же и не входить в споры ни друг с другом, ни со своими отцами…». При этом согласие Отцов, чтобы быть обязательным для христиан должно касаться пунктов учения, которые имеют по признанию самих Отцов характер Откровения. По прочим вопросам, даже относящимся к богословским наукам, их суждения не считаются обязательными.
Также, авторитет Отцов Церкви не всегда распространяется на все их сочинения. Во всём объёме принимаются лишь те их произведения, которые целиком торжественно были приняты на вселенских соборах.
Не имеют догматического авторитета сочинения, написанные в состоянии оглашения (как панегирик Григория Чудотворца Оригену) или в споре с защитниками православия (например, Феодорит Кирский против Кирилла Александрийского).
В этом отношении особым преимуществом пользуются только Учителя Церкви.
Учителя Церкви
- По отношению к тем выдающимся церковным писателям, которые не удостоены Церковью звания Отцов Церкви, но известны своими высокими качествами, исключительной образованностью, подвижнической жизнью и пользуются уважением в Церкви употребляется особенно почётный титул Учитель Церкви («великий вселенский учитель»).
- Греческая Церковь знает только трёх великих Вселенских Учителей — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Общее число Учителей Церкви, почитаемых в Католической Церкви, составляет 35 человек, в том числе — четыре женщины. Наиглавнейшим из них («князем философов») считается Фома Аквинский, которому принадлежит попытка создания системы рациональных доказательств бытия Бога.
В Православной Церкви наименование «Учителя Церкви» не имеет устойчивого и строго определенного значения.
Иногда оно прилагается, как особенно почетный титул («великий вселенский учитель»), к знаменитейшим из Отцов Церкви (Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту); большею же частью употребляется в отношении к наиболее выдающимся из церковных писателей, которые не удостоены Церковью почетного звания «Отцов Церкви», но известны своими высокими качествами, исключительной образованностью, подвижнической жизнью и пользуются уважением в Церкви, хотя и не в числе святых (например, Климент Александрийский, Ориген, Иероним, Августин, Феодорит Кирский), и по своему значению близки к Отцам, стоя в тесной связи с ними.
Следует отметить, что у протестантов Отцы Церкви не имеют особенного авторитета, и рассматриваются как исторические свидетели древнецерковной веры, ценные своей эрудицией и древностью. Возражения против их догматического авторитета основываются на их потенциальной возможности согрешить и редкой достижимости согласия (лат. consensus patrum).
Принцип «согласия отцов» (consensus patrum)
Классическое определение принципа «согласия отцов» (Consensus patrum) дал в Vв. преп. Викентий Лиринский: «Но должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа.
А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».
Именно такое «согласие отцов» и делает их авторитетными выразителями Священного Предания. А «Предание – это Дух Христов, оживляющий Церковь и составляющий ее внутреннюю сущность. Подобно человеческому телу, оживляемому душой, и Тело Христово оживляется живущим в Нем Духом Христовым.»
Естественно, что святоотеческие творения не объемлют всю полноту церковного Предания, а представляют собой только часть его, наряду с постановлениями Вселенских Соборов, богослужением, церковными обычаями и т.д. Кроме того, творения святых отцов — это памятники церковной письменности.
Современные богословы
Святитель Григорий Богослов говорил: «Философствовать о Боге можно не всякому… Способны к этому люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, душу и тело».
Произведения Отцов Церкви, особенно греческая патристика, по мысли почти всех богословов, являются образцовым богословием.
У современных богословов могут быть свои, частные мнения, отличающиеся от мнений других богословов, они могут говорить от себя, но их личный голос никогда не должен звучать изолированно или обособленно.
Современное православное богословие должно быть дальнейшим развитием Предания Отцов Церкви.
Выдающийся православный богослов протоиерей Георгий Флоровский считал, что понятийный аппарат богословия необходимо развивать в русле современности, оставаясь, при этом, в системе понятий греческой патристики.
Он выступал против любых попыток переформулировать догматы в угоду современным веяниям и подчеркивал важность святоотеческих трудов для современного богословия. Так, например, современный богослов, профессор МДА А.И.
Осипов являет собой пример в доступном для понимания изложении христианских догматов и основ православной веры. Благодаря его лекциям, людям открывается, что такое Христианство, Православие, Бог.
Один из самых известных современных православных богословов епископ Диоклийский Каллист (Уэр) в одном из своих интервью сказал: «В наши дни богослову непременно требуется академическое образование. Однако этого недостаточно.
Богослов должен быть членом Церкви, говорящим изнутри Церкви. Богослов должен уметь пользоваться всеми инструментами, которые предлагают ему академические исследования, но он также должен быть укорененным в жизни Церкви.
В моем восприятии богослов — это тот, кто часто приобщается Святым Тайнам. В IV веке Евагрий Понтийский утверждал, что «богослов – это тот, кто молится».
Возможно, его восприятие богослова относительно отличалось от нашего современного понимания, однако его слова по-прежнему актуальны, так как существует связь между богословием и молитвой. Это то, что богослов должен выражать в своей жизни.»
Заключение
Упомянутый выше, епископ Диоклийский Каллист (Уэр) говорит: «Православный христианин должен не просто знать Отцов и цитировать их: он должен войти в их дух и приобрести „святоотеческий ум“. Он должен рассматривать Отцов не только как наследие прошлого, но как живых свидетелей и современников».
Митрополит Иларион (Алфеев) необходимым атрибутом всякого Отца Церкви считает актуальность святоотеческого богословия в любую эпоху.
«Отцы Церкви были выразителями христианской веры для своих современников: они писали на языке своей эпохи, использовали понятийный аппарат, доступный их окружению, но при этом они выражали те истины, которые никогда не устаревают, делились опытом, который всегда актуален.
Многих, кто сегодня соприкасается с творениями Отцов прежних веков, поражает, насколько они современны.
Архаичным может быть язык того или иного Отца Церкви, устаревшими могут быть те или иные научные взгляды, на которые он опирался, но основной message святоотеческого богословия, его духовный строй, его догматическая и нравственная сердцевина — все это остается равно актуальным для нашего современника и для человека древности.»
Святые Отцы более всякого греха боялись впадения в ересь. Было немало богословов, которые балансировали на грани ереси или переступали через эту грань, но за порогом Церкви оставались, как правило, лишь те, кто сознательно противопоставлял свое мнение соборному разуму Церкви.
Если же богослов, повинуясь церковному голосу, признавал свои ошибки, Церковь возвращала ему всю полноту своего доверия.
Поэтому, боясь ереси, Отцы Церкви не боялись ошибок, зная, что безошибочность не свойственна никому, кроме самой Церкви во всей ее полноте, и что сама Церковь исправит всякую их ошибку и восполнит всякую неполноту. Как известно, только один Бог без греха.
Поэтому нельзя забывать того, что Отцы Церкви были людьми: в жизни их могли случаться падения, проступки и т.д., но своим подвигом покаяния, молитвы и доброделания они искупили их пред Господом и Церковь единодушно признает их святыми.
Таким образом, можно говорить о том, что Отцом Церкви является тот богослов, который, обладая личной святостью и храня верность Преданию Церкви, в то же время говорит на языке, доступном его современникам, не боясь отвечать на жгучие вопросы современности. Отец Церкви все свои богословские суждения сверяет с мнением Церкви, ориентируясь на церковное Предание как главный критерий истины.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
При подготовке статьи использовались следующие источники: 1. Энциклопедия Кругосвет 2. Митрополит Иларион (Алфеев). Богословие митрополита Сурожского Антония в свете святоотеческого Предания 3. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века 4. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви
Святые отцы
Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.
Перейти
Святы́е отцы́ – святые, сформулировавшие и выразившие в своих творениях и соборных постановлениях богословское, нравственно-этическое и аскетическое учение Церкви и подтвердившие истинность этого учения своей жизнью: достижением святости – обо́жения человеческой природы.
Наиболее выдающиеся отцы Церкви были отмечены на Вселенских Соборах.
В частности, 2‑е Правило Шестого Вселенского Собора перечисляет поименно: архиепископа Дионисия Александрийского; архиепископа и мученика Петра Александрийского, епископа Григория Неокесарийского, чудотворца; архиепископа Афанасия Александрийского; архиепископа Василия Великого; епископа Григория Нисского; архиепископа Григория Богослова; епископа Амфилохия Иконийского; архиепископа Тимофея Александрийского; архиепископа Феофила Александрийского; архиепископа Кирилла Александрийского; патриарха Геннадия Александрийского; мученика архиепископа Киприана Карфагенского.
Какие критерии приняты для определения понятия «отцы Церкви»?
1) Истинность учения, 2) святость жизни,
3) признание Церкви.
Как называется наука, изучающая творения святых отцов?
Патристикой (или патрологией).
Могли ли святые отцы ошибаться?
Святые отцы являются признанными учителями как в области нравственного, так и в области догматического учения Церкви. Однако и в их сочинениях встречаются ошибочные представления относительно тех или иных богословских вопросов.
Как правило, это бывает связано с тем, что в одних случаях они высказывались как верные свидетели того учения, которое всегда хранила и исповедовала Церковь, а в других выражали своё личное мнение.
Преподобный Серафим Саровский: «Когда я говорил от себя, то бывало, что и ошибался, а когда давал место Богу, ошибок не было».
Церковь, как столп и утверждение истины (1Тим.3:15), не ошибается. Отдельные же христиане не застрахованы от ошибок. Личная точка зрения того или иного христианина может оказаться ошибочной.
Распространяется ли авторитетность Отцов Церкви на все их сочинения?
Поскольку святые отцы иногда ошибались, постольку понятно, что не все их творения можно признать за истинные. Отдельные сочинения некоторых святых отцов подвергались и до сих пор подвергаются критике. К таковым, например, относятся отдельные работы блаженного Августина о роли благодати и значимости личных усилий христианина в деле спасения.
Нет ли опасности подмены евангельских истин мнениями святых отцов?
Следует помнить, что отцы Церкви не творцы церковного вероучения, а свидетели его: они, говоря словами Пятого Вселенского собора, веру, которая изначала дарована великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом святым Апостолам и ими проповедана, во всем мире исповедали, изъяснили и святым Церквам предали.
Как относиться к тому, что у разных святых отцов могут порой возникать разные ответы на один и тот же вопрос?
Следует также помнить, что принцип «согласия отцов», во-первых, естественно допускает «партитуру» частного голоса в созвучном и едином хоре соборного сознания отцов Церкви, а во-вторых, не исключает иногда вместе с тем случайную и спорадическую дисгармоничность отдельных «хористов».
Действительно, всякий, приступающий к чтению святых отцов, порой сталкивается в них с разноголосицей мнений по отдельным частным вопросам и изредка натыкается на такие суждения, которые представляются явно несогласующимися с известным и строго определенным церковным вероучением.
Но подобного рода факты не должны приводить нас в смущение, во-первых, потому, что раскрытие Богооткровенных и неизменных догматов в истории осуществлялось (и осуществляется даже поныне) не мгновенно, а постепенно, не говоря уже о частных и конкретных моментах христианского вероучения, которые и до сего дня остаются не всегда ясными для церковного веросознания; во-вторых, подобные факты служат для нас камнем преткновения, как правило, вследствие подспудной интеллектуальной гордыни, всецелого упования на свой собственный слабый и греховный разум. Мнимые апории его часто разрешаются осознанием того, что, по словам архимандрита Порфирия (Попова), хотя Церковь принимала творения Отцов «с особенным уважением и предлагала их в руководство на будущие времена», она «не приписывает Святым отцам совершенной непогрешимости».
Можем ли мы говорить о святых отцах и учителях Церкви применительно к людям, жившим в XVIII–XX веках?
– Христианское благовестие никогда не прекращалось, никогда не останавливалось рассуждение, размышление над Священным Писанием, над тем Божественным Откровением, которое мы имеем, поэтому Дух Святой никогда не уходил из Церкви. Всегда были люди, водимые Им, которые могли объяснять то, что Он для них открывал.
Так что и в XVIII, и в XIX, и в XX, и в XXI веках были святые отцы и учители Церкви. Может быть, они нам сейчас не все явно открыты, но они были, есть и будут.
А критерий очень прост, он всегда был один и тот же: Церковь решает, кого назвать святым отцом, а кого учителем Церкви.
Рассмотрев труды того или иного отца, его жизнь, она делает вывод: «Вот это образец! Это канон, которому нужно следовать», потому-то мы и говорим о канонизации святого.
В каком-то смысле есть и своеобразная канонизация текстов, которая не так явна и скорее всего вызревает подспудно в процессе восприятия трудов того или иного святого отца. Так выявляются труды, которые можно считать каноническими.
Если говорить о конкретных людях, то из отцов XIX и XX веков можно назвать святителя Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, святителя Филарета Дроздова, митрополита Московского – это только из русских святых, а есть ведь еще и преподобный Иустин Попович – сербский святой, написавший прекрасную «Догматику», которой очень многие пользуются, преподобный Паисий Святогорец, явивший нам нечто похожее на опыты преподобного Симеона Нового Богослова, преподобного Силуана Афонского, Григория Паламы. Он, выражаясь простым языком, говорил о достаточно глубоких вещах и явил скорее аскетическое богословие Церкви, нежели строгое догматическое (иеромонах Афанасий (Букин)).
Были ли святые отцы более святы и безгрешны, чем другие христиане?
То, что отцов называют святыми, вовсе не означает, что они были абсолютно безгрешны – это возможно одному лишь Господу Богу. Православная Церковь никогда не считала безгрешность условием признания кого-то святым.
Можно ли читать так называемых «святых отцов-ересеологов»? Не еретики ли они?
Напротив, «ересеологами» называются те святые отцы и учителя Церкви, которые боролись с ересями: св. Ириней Лионский, Ипполит Римский, Епифаний Кипрский, Климент Александрийский и другие.
Что касается ересиархов, то их творения не являются секретом, для научных или миссионерских целей они легкодоступны. Что касается любопытства, то имеет ли смысл тратить время на душевредное чтение, если есть море душеполезного?
Мы знаем, что есть понятие «святые отцы», но в литературе встречается еще и выражение «учители Церкви». Скажите, это разные понятия или одно и то же?
– Это весьма условная дифференциация, потому что среди святых отцов есть учители Церкви, а среди учителей Церкви есть те, кого мы не называем святыми. К примеру, Оригена, Тертуллиана условно принято называть учителями Церкви, хотя они не канонизированы.
Более того, учение Оригена на V Вселенском Соборе было отвергнуто, а Тертуллиан в конце своей жизни впал в ересь. Тем не менее они в свое время совершили некий переворот в богословии: они чему-то научили всю Церковь. Хотя эти люди потом и уклонились в ересь, но они сделали очень важное дело для Церкви.
Таким образом, учителями Церкви мы называем тех святых или несвятых отцов, которые внесли существенный вклад в развитие богословской мысли.
Они писали и говорили исходя из своего жизненного опыта, и потому мы рассматриваем их труды с точки зрения Церкви: то, что ею одобрено в их творениях, мы воспринимаем безусловно, и не принимаем того, что было отвергнуто (иеромонах Афанасий (Букин)).
Можно ли называть священника «святой отец»?
Такое обращение к священникам в Православной Церкви не принято. Святыми отцами мы называем канонизированных святых. Можно сказать, например: «Святые отцы учат…» или «Святые отцы относительно поста установили такие-то правила…». Принятое обращение к ныне живущему священнику: «отец + », например «отец Петр», «отец Сергий» и т.п.
Цитаты о святых отцах
«Что самое применимое из наследия отцов для современной жизни? Сохранение себя в этом постоянно меняющемся мире, сохранение идеалов и принципов христианской жизни в повседневности.
Каждый день, каждый час ставит нас перед нравственным выбором: поступить согласно заповедям или согласно духу мира сего. Вот здесь и надо нам применять опыт святых отцов, дабы уберечь свою душу от искушений.
Это и есть самое применимое».
митрополит Иларион (Алфеев)
«Недостаточно просто подобрать цитаты, вырывая их из контекста и игнорируя обстоятельства, при которых было написано то или иное сочинение.
Многие «высказывания Отцов» имеют конкретную полемическую направленность: их, произнесенных «по случаю», надо использовать с величайшей осторожностью и аккуратностью.
Установить истинный смысл каждого замечания мы можем только из контекста, приняв во внимание целостное мировоззрение автора».
прот. Георгий Флоровский
Входим…
Куки не обнаружены, не ЛК
Зачем читать святых отцов?
Я несколько раз бралась за разные духовные книги (авву Дорофея, Иоанна Лествичника), но так и не смогла заставить себя их прочитать. Насколько важно для православного человека читать святых отцов? Неужели недостаточно Священного Писания? Елена
Отвечает священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края:
— Уважаемая Елена! Конечно, в первую очередь христианину необходимо перечитывать Евангелие, а потом и все Священное Писание. Протестанты считают, что этого достаточно. Но в их традиции и почитания святых нет. Более того, они нас упрекают за то, что мы ставим посредников между собой и Богом.
Конечно, это говорит о полном непонимании сути этого почитания. Мы почитаем святых за их верность Христу. Поэтому, конечно, наряду со Священным Писанием христианин должен читать святоотеческую литературу.
Причем для мирян, мне кажется, важнее не те святоотеческие книги, которые раскрывают суть догматов (хотя и это важно), но книги, описывающие духовный путь человека, путь к святости. Хотя у многих на этом пути были и глубокие падения, и тяжелейшие искушения.
Святые отцы учат нас покаянию, борьбе с искушениями, отношению к людям, любви к ближнему. Как можно игнорировать этот опыт? Даже многие светские психологи признают его ценность.
Отдельный вопрос — кого из святых отцов читать, как? Все зависит и от общей гуманитарной подготовки, и от духовного опыта. Даже интеллектуалу, если он делает первые шаги в храме, многое в этих книгах будет трудно понять.
Ведь если светская литература даже в лучших своих образцах описывает человека душевного, страстного, то есть такого же, как мы, то у святых отцов мы сталкиваемся с таким духовным идеалом, который кажется недостижимым.
Но именно для того и надо читать, чтобы понять — он не просто достижим, а каждый человек призван Богом к этому идеалу.
Но, конечно, это не та литература, которую можно читать запоем (а именно к запойному чтению привыкли многие из нас). Нужно медленное, вдумчивое чтение, без стремления во что бы то ни стало сразу одолеть всю книгу. Проблема восприятия современным человеком святоотеческой литературы есть, и я не могу сказать, что знаю, как ее решить.
С некоторыми, кто, как и вы, жаловался мне, что не понимает святых отцов, пробовали читать вместе, вместе же пытаясь понять смысл написанного и насколько миряне могут применять эти советы к себе (ведь большинство святоотеческих книг написано монахами и для монахов).
Наверное, не все священники и не всегда могут найти для этого время, но в любом случае думаю, что новоначальному лучше выбирать для чтения святоотеческие книги, советуясь с духовником.
Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
«На пальцах». Кто такие Святые Отцы
?
inok_mihail (inok_mihail) wrote, 2017-08-30 12:22:00 inok_mihail inok_mihail 2017-08-30 12:22:00 Category: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.(Мф 5:8)Икона трёх святителей:Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов
Те, кто смотрел западно-европейское или американское кино, наверняка помнят обращение какого-либо героя фильма к священнику: «святой отец!». В западных церквях действительно принято такое обращение к священнослужителю в обыденной жизни. У нас же такими словами так просто не кидаются, ибо, в отличие от западных конфессий, порвавших со святоотеческим преданием, мы хорошо помним, кто такие Святые Отцы и почему всё, что они совершили, так важно и в наше время. Я бы сказал даже «особенно в наше», в лукавое время технологий массово тиражируемого искажения смыслов. Итак, кто такие Святые Отцы и почему наша церковь придаёт им такое значение?
В узком смысле слова Святыми Отцами называют христианских духовных писателей первого тысячелетия Церкви, в основном времён Вселенских Соборов (4-8 века от Р.Х.), чьи творения Церковь всей своей полнотой признаёт всецело соответствующими своему учению. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Григорий Палама…
В широком смысле Святыми Отцами называют вообще всех духовных деятелей монашеского или священнического чина, чьи труды признаны Церковью.Нашу Православную Церковь не зря порой называют святоотеческой. Ибо это вопрос о главном — о Божественной Истине: чем именно оценивать соответствие Ей наших слов, поступков и помыслов.
Ведь ключевой вопрос повседневной жизни любого верующего человека — вопрос о том, как правильно относиться в тому или иному явлению окружающей нас жизни с точки зрения устремлённости человека к вышнему, к Богу.
Что использовать в качестве такого критерия? Евангелие и послания Апостолов? Конечно, Евангелие — главная наша Книга, но беда в том, что падший человеческий ум в состоянии исказить любые слова, подгоняя смысл текста под свои личные потребности, что мы частенько наблюдаем в виде различных кривотолкований в Сети.
В католичестве, например, этот вопрос решился так: критерием истины является личное мнение Папы — римского первосвященника. Рим сказал — вопрос закрыт. В протестантских конфессиях каждая община вольна толковать Священное Писание, как им вздумается, определяя сами для себя, что соответствует истине, а что — нет.
У нас в Православии таким критерием являются труды Святых Отцов. За что же этим деятелям выпала такая честь? А вот за что.
Эти люди сочетали в себе сразу три таланта, три Божественных дара — дар чистоты личной жизни и духовной созерцательности, дар острого ума и поэтический дар слова.
Если тот или иной дар мы часто видим у различных людей, то людей, их сочетающих, не так уж и много за всю историю человечества.
Так, сколько мы сейчас наблюдаем несомненно талантливых и при этом совершенно лично безнравственных деятелей искусства, что неизбежно придаёт их творениям отвратительный, безобразно-деградантский характер! Есть и талантливые учёные с обилием трудов, которые, как только услышат слово о Боге, так сразу злятся и в их лексике немедленно появляются фразы вроде «запретить! уничтожить! лечить! в лагеря! в психушки!». Сразу в голову приходят такие примеры «высокой науки», как жуткой памяти доктор Менгеле и «отряд 731». Есть и люди высокой духовной жизни, чей личный подвиг проходит вдали от людских глаз и потому неведом широким людским массам. Но вот сочетание всех трёх качеств…
Ведя безупречно чистую личную жизнь, наполненную устремлением к Богу, эти люди прозревали духовное, не описываемое нашими человеческими повседневными понятиями.
Они рассуждали о духовных вещах как о обыденном и очевидном, обладая даром слова, облекая плоды своего духовного зрения в потрясающие по своей ясности и глубине слова, которыми мы восхищается и которые используем поныне. Это были люди, водимые Духом Святым, ибо они были избранными и чистыми Его сосудами.
Поэтому Святые Отцы — это наш духовный маяк, яркий путеводитель ко Христу через мрачное море опасностей всевозможных расколов, сектантства и искажений духовной жизни. Именно облечёнными в слова мыслями Святых Отцов сокрушаются сегодняшние мимикрирующие под христианство секты.
Их дар слова неоспорим. Вот почему так сладостно воспринимаются обычные утренние и вечерние молитвы, словами которых ежедневно призывается молиться каждый православный человек. Потому что они сказаны Святыми Отцами — гениями слова и духа. Так, например, значительная часть утренних молитв принадлежит святителю Макарию Великому.
Вот почему святоотеческие молитвы из Последования ко Причастию погружают нас в глубокое покаяние о собственных прегрешениях, ощущение собственного несовершенства и невозможности исключительно своими и вообще человеческими силами этот как-то исправить — единственно правильное состояние человеческой души для соединения с Божеством.
Дар слова зачастую подкреплялся учёностью. Особенно яркий пример — это, конечно, святитель Василий Великий, который имел семь(!) высших образований, в том числе медицинское. Конечно, примеры из наук, которыми святители поясняли свои мысли, ныне представляются наивными и порой даже неверными.
Но нужно иметь в виду, что такими были передовые представления ведущих учёных во времена Святых Отцов и, кроме того, несоответствие поясняющего примера нынешней науке ни в коем случае не умаляет главного: духовной сути сказанного.
Уверен, что если бы Василий Великий жил в наше время, то он пояснял бы свои богословские рассуждения на примерах из квантовой механики и теории относительности!