Содержание
- 1 4 совета о том, как справиться с тоской по умершему мужу, жене или другому родственнику
- 2 Тоска по умершей маме или по погибшему сыну должна пройти, ибо их ждёт лучшая участь
- 3 Можно ли умереть от тоски? Нет, но она вредна для здоровья
- 4 Неверующим и тем, кому не удаётся верой справиться с горем, поможет психология
- 5 Чужие истории о тоске по умершим родным помогают пережить утрату
- 6 Преждевременная кончина, скажем, смерть мужа от рака, — ещё не повод остаться в одиночестве
- 7 Священники советуют растворять скорбь с христианской надеждой:
- 8 Художественные произведения, например, стихи дарят утешение
Скачать эту статью
Смерть — то немногое, что объединяет всех живых существ. Всякий умрёт, и почти каждый, если он не живёт на необитаемом острове, столкнётся с потерей близкого человека. Отсюда много страхов.
Например, как пережить смерть мужа от рака, аварии, старости или какого-то иного несчастья? Вроде бы ясно, что душа бессмертна, но смерть близких вызывает настолько сильные эмоции, что тут уже не до возвышенных мыслей.
«Батюшка, я скучаю по умершему мужу, умер мой кормилец, мой любимый. А Вы мне тут проповедь читаете, будто мне от неё станет легче». И правда, очень часто трудно справиться с такой болью утраты одно только религией, но есть нечто сильнее — вера.
4 совета о том, как справиться с тоской по умершему мужу, жене или другому родственнику
Так как справиться с тоской по умершему мужу или жене?
Совет 1. Не считать своё состояние пагубным. Очень важно понять, что до сих пор люди не имеют универсального средства. И дети, взрослые и даже домашние питомцы будут ощущать скорбь. И это нормально. Это значит, что нам не всё равно, раз мы скучаем по умершему человеку.
Грусть — это норма, человек должен печалиться, по ушедшему из жизни, мы не роботы. Со временем получится справиться со смертью мужа или жены на эмоциональном плане, но это произойдёт не по заказу, не по мановению волшебной палочки, не по доброму слову священника, а само собой.
А эмоции нужен выход. Мы правильно себя спрашиваем: «Как пережить горе после смерти мужа или жены?» — именно «пережить», а не избежать его. Это эмоции, которые мы в любом случае пропустим через себя.
Совет 2. Не жить прошлым. Многое предстоит утрясти в голове и переосмыслить. Это длительный процесс. Его не выполнить ни за день, ни за месяц. Но, если постоянно оглядываться на прошлое, ничего хорошего это не сулит.
Есть немало легенд о покойнике, который возвращается за супругой. Тоска по умершему мужу сыграла с нею злую шутку: нечисть в облике возлюбленного утаскивает её в могилу.
О прошлом стоит помнить, но им не нужно жить
С христианскими преданиями это не имеет ничего общего, зато выступает отличной иллюстрацией того, как к людям приходит смерть от тоски по умершему. Конечно, не чёрный всадник умчит такого человека среди ночи, но человек сам, своей хандрой способен свести себя в могилу: забросить обязанности, заболеть от нервов, сломиться психологически.
Свечи за упокой и прочие ритуалы могут вытеснить прочую жизнь скорбящего. Всего должно быть в меру
Поэтому концентрироваться нужно на жизни текущей и предстоящей, а мысли о прошлом свести к минимуму.
Совет 3. Не бросать дела. Никто не говорит, что смерть близкого человека открывает дорогу к новой жизни. Но нам предстоит научиться жить без близкого, пересмотреть распорядок дня, привычки. Капитал. Ведь случается, в семье умирает кормилец. И объективно мы понимаем, что нельзя просто сидеть и ждать, когда он вернётся.
Этого не произойдёт. И чем больше мы сидим без дела, тем быстрее разрушается наша жизнь.
А ведь любимому человеку уже хорошо на том свете.
Зато мы своим бездействием губим несколько жизней здесь. Вряд ли умерший близкий сможет со спокойной душой уйти в высший мир, оставить на время свою семью, если узнает, в каком разваленном состоянии дорогие ему люди.
Да, речь не о том, чтобы тут же делать ремонт, менять работу и искать нового супруга. Основная мысль в другом: не останавливайтесь, не прекращайте жить. Тогда умерший порадуется за вас и уйдёт спокойно.
Совет 4. Найти себе занятие. Чтобы жить дальше, полезно найти себе новое увлечение. Это не предательство родного человека, поэтому чувство вины нужно сразу отбросить. Идея не в том, чтобы пуститься во все тяжкие, а чтобы проявить больше заботы о мире живых.
Очень помогает именно созидательная деятельность.
Можно:
- помочь живым близким в решении их проблем;
- начать заботиться о животных;
- ухаживать за растениями;
- заняться благотворительностью;
- стать волонтёром, приносящим благо;
- благоустроить жильё.
Эти дела весьма полезны для внешнего мира и Вашего внутреннего, психологического. Мы заботимся о том, что нас окружает, проявляем любовь, через неё чувствуем Бога, приходим к гармонии и умиротворению.
Тоска по умершей маме или по погибшему сыну должна пройти, ибо их ждёт лучшая участь
Сколь бы много различий не имели различные религии, большинство из них сходятся на том, что на том свете умерших ждёт лучшая жизнь. Даже те, кто верит в реинкарнацию, часто сходятся на том, что между рождениями у человека может быть некая промежуточная, райская стадия.
Поэтому, пусть это очень трудно, нужно понять, что покойный перешёл в лучший мир, где всё устроено приятнее, безопаснее и умнее, чем в нашем. Там живут высшие существа, более близкие к Богу, излучающие любовь.
Воскресший Иисус Христос стал для христиан символом обещанной вечной жизни. Она будет счастливой, а потому печалиться о судьбе умерших нет оснований
Возможно, прямо сейчас покойный общается с душами тех, кого знал при жизни, тех, с кем хотел бы увидеться уже многие годы. Священное Писание не говорит об этом прямо, но не исключено, что душа умершего прекрасно видит физический мир, либо просто души уже живых людей.
Если это так, например, то тоска по умершей маме — дело не совсем обоснованное:
- Во-первых, мама никуда не делась. Она бессмертна и никогда не исчезнет;
- Во-вторых, маме сейчас лучше, чем было при жизни. Допустим, она болела, а теперь не мучается;
- В-третьих, мама рядом и может даже способна наблюдать за нами.
Так что у нас нет повода сочувствовать умершего, жалеть его. Это неверующему человеку тяжело: для него смерть — конец существования. Для верующего она — только начало.
Если мы тоскуем, мол, ушёл некто из моей жизни, то дело лишь в том, что жалеем мы себя. Это нам самим тяжело принять, что мы уже не увидим того, кто нам дорого.
Никто не уходит из жизни окончательно, мы встретимся с умершими.
Но всё это заблуждение от маловерия. Искренне верующий знает, что и сам после смерти попадёт в то место, где обитают души и где встретиться с теми, кого любил и кем дорожит.
Когда мы осознаём, что эта разлука не вечна, мы сами начинаем мыслить как вечное, духовное существо. И именно эта позиция называется верой — то есть доверие к Богу, принятие Его мироустройства и убеждённость в том, что ничего не произойдёт во вред нам и нашим близким.
Можно ли умереть от тоски? Нет, но она вредна для здоровья
Иногда люди спрашивают: «Можно ли умереть от тоски по умершему?». Это довольно несерьёзный вопрос, и вряд ли тот, кто его задаёт, сам допускает такую возможность.
Тоска — понятие многозначное. Ею называют и скуку, и тяжёлое депрессивное состояние. Но в любом случае оно остаётся предметом психологическим, а такие к смерти не приводят.
Но не всё так просто. Тяжёлые эмоциональные состояния способны отражаться на общем самочувствии и принести некоторый урон здоровью. Среди возможных последствий:
- Отсутствие чувства голода;
- Проблемы с давлением;
- Головные боли;
- Тошнота;
- Низкий иммунитет;
- Обострение хронических заболеваний;
- Сыпь;
- Проблемы с пищеварением.
И многое другое.
Сама тоска не убивает, она способна вызвать очень серьёзные проблемные состояния.
Которые в теории способны привести к летальному исходу. Особенно высока вероятность, если это какая-то уже престарелая женщина, которую тоска по погибшему сыну, ударила особенно внезапно.
- Тут и сердце может остановиться, и с тромбами возможны проблемы.
- Здесь нужно скорее отпустить умершего сына, понять, что слезами горю не поможешь, и лучшее, что можно сделать для покойного, — это не обливаться слезами, а стойко, ради него пережить шокирующую новость.
- Ну а близким впечатлительных, пожилых и больных людей нужно подобные новости преподносить максимально осторожно.
Неверующим и тем, кому не удаётся верой справиться с горем, поможет психология
Было бы ошибкой в наше грешное время уповать на одну только веру. Не всем её достаточно, о чём говорил ещё сам Иисус Христос. И мы не можем просто взять отмахнуться от тех людей, кому её недостаёт. Как сказал писатель Джон Браннер:
«Избежать горя могут только те, кто избегает любви. Задача заключается в том, чтобы чему-то научиться у горя и остаться уязвимым для любви».
Так как избавиться от тоски по умершему, тому, у кого есть любовь, но нет веры? Конечно, обратиться к выдающимся, авторитетным психологам. Речь не о спорных фигурах вроде Фрейда и не о самозваных экспертов, которые торгуют тренингами, а о тех, чей вклад оценили многие люди по всему миру.
Избежать горя могут только те, кто избегает любви.
Например, известный исследователь Раймонд Моуди написал книгу «Жизнь после утраты». Этот труд всесторонне помогает взглянуть человеку на свои переживания и справиться с ними.
Книгу можно купить у букинистов или читать онлайн на сайте интернет-библиотеки E-Reading.Club.
Чужие истории о тоске по умершим родным помогают пережить утрату
И ещё одним важным подспорьем могут выступить истории тех людей, которые уже пережили смерть близкого. Их откровения позволят нам увидеть в чужих историях отражение собственных бед и вместе с их авторами направиться к выходу из плена тоски.
Вот одна из таких историй, рассказывает иерей Александр (Шестак):
«1996 году погиб наш единственный сын, его сбил электропоезд. Ему было всего 23 года. Несчастный случай, который перевернул всю нашу жизнь…
Смерть родителей переживается совершенно иначе, чем смерть детей. Начинаешь задумываться: а почему? Почему иногда дети умирают раньше родителей? .. И Господь начал понемногу раскрывать мне глаза, что мир не трехмерный, что есть еще и духовный мир и, что было мне очень важно: человек не умирает, его суть, его душа остается живой даже после физической смерти.
Часто говорят: время лечит, со временем боль проходит. Не совсем. Моя боль не прошла, она стала другой, словно ушла вглубь. Со временем все больше воспринимаешь смерть единственного ребенка как трагедию, понимаешь, что с ним умерла и часть тебя самого.
Единственное, что спасает, это вера и надежда на Господа. Без этого мы бы с женой не выдержали. Конечно, помогли и родственники, близкие друзья. Они привели нас в храм, в Данилов монастырь. Там архимандрит Даниил говорил со мной долго, до тех пор, пока не увидел, что я успокоился. Так начался мой путь к Церкви. Господь буквально за руку выводил нас из отчаяния».
Преждевременная кончина, скажем, смерть мужа от рака, — ещё не повод остаться в одиночестве
Религия и психология — это хорошо, но человеку всегда нужно попасть в общество, чтобы вновь ощутить дыхание жизни. Иногда страшно, больно и просто неприятно попасть в какое-то окружение, когда одолело горе.
Но надо перебороть себя. Начать можно с простого — с общения в интернете. Ведь куда проще написать кому-то о том, что на душе, а не идти на личную беседу. Многим этом помогает.
Поделиться горем можно и с чужими людьми через интернет, но не держать в себе.
Кто-то расскажет о несчастье на личной странице в интернете, кто-то предпочтёт закрытую площадку. Но важно не это. Важно то, что вокруг всегда найдутся отзывчивые люди, которые поддержат, подбодрят, поделятся опытом. Но важно в двух вещах проявить осторожность:
- Не устраивать показушное горе. Поделиться, попросить помощи, это одно. А совсем другое — начать целую компанию по продвижению своего несчастья в электронной сети. Должна быть мера;
- Не ограничиваться виртуальным общением. Интернет — лишь первый шаг к обществу. Но он не должен стать последним. Иначе это выйдет боком. Обязательно нужно выходить на улицу и продолжать жить.
Священники советуют растворять скорбь с христианской надеждой:
Священник Павел (Гумеров) говорит:
«Со смертью близких люди, далекие от веры, часто впадают в отчаяние, уныние, черную тоску. Все, жизнь кончилась, если моего любимого человека более нет, он перестал существовать, жизнь больше не имеет смысла.
Нельзя сказать, что верующие не скорбят о кончине близких, но они относятся к смерти совсем по-другому. Христианская грусть светла, мы знаем, что человек живет вечно, что смерть — это только разлука, что его жизнь продолжается, но в ином качестве. Знаем, что мы связаны с усопшим узами молитвы и любви.
Мы не можем сказать: “Был человек — и нет человека“. Если мы любили ближнего при жизни, то и по смерти продолжаем любить его. “Любовь никогда не перестает”, — говорит апостол Павел (1 Кор. 13: 8). Когда мне приходилось терять близких людей, у меня всегда оставалось ощущение разлуки, а не конца. Как будто они уехали куда-то очень далеко, но не навечно, не навсегда.
Нам, православным христианам, нужно растворять свою скорбь с христианской надеждой, что если мы будем сами спасаться и спасать своей молитвой наших близких, то, смеем верить, нам предстоит встреча с ними там, в иной жизни. А если они достигнут Царства Небесного, то обязательно будут молиться там за нас».
Художественные произведения, например, стихи дарят утешение
Помогают от тоски и художественные произведения. В них человек может найти утешение.
Например, вот таки стихи:
- Когда теряем близких мы своих,
- То в жизни пропадает смысл на миг.
- Тускнеют краски, солнца не видать,
- И сил нет ни молиться, ни рыдать.
- В душе вдруг воцарилась пустота,
- И жизнь не жизнь — сплошная маята…
- А время мчится, все идет вперед,
- Но в сердце нашем скорбь и горький лед.
- Несем цветы к могиле дорогой,
- Как дань последнюю творим поклон земной.
- И слышим вдруг в душе своей ответ:
- «Я рядом, ведь у Бога смерти нет!»
Источник: https://hranitel.club/515-kak-spravitsya-s-toskoj-po-umershemu-muzhu
Тоска по умершему..
Когда ее величество Смерть появляется в нашей жизни и уводит с собой кого-то из близких нам людей, мы переживаем горе. Переживание это у разных людей проходит по-разному. Кто-то способен справиться с тоской и горем за пару месяцев, а кто-то остается в этом состоянии на годы, особенно если Смерть увела человека дорогого, близкого, того самого, который и был твоей жизнью.
В этой статье пойдет речь о том, что делать если тоска сильна и горе безмерно, как справиться с ними и вернуться к жизни. Здесь нет распространенных и замыленных психологами практик, направленных на убеждение себя в том, что все нормально и жизнь продолжается.
С начала давай рассмотрим почему мы тоскуем и переживаем горе. Смерть близкого для любого человека сопоставима с частичной потерей себя. Иными словами, когда умирает близкий и дорогой человек, с ним умирает и часть нас, нашего мира. Мы теряем опору и возможность получения помощи как внешней, так и внутренней от него.
В старину повсеместно был распространен обычай громко плакать и причитать на похоронах, тем самым показывать ценность умершего для живых.
Так же считалось, что плачущие омывают умершего своими слезами и тем самым очищают его от прошлых грехов и ошибок.
Теперь же все эти обычаи преданы забвению и более того, предана забвению сама идея о загробной жизни, что еще больше умножает горе перенесших утрату людей.
Согласись, одно дело жить с мыслью о том, что твой родственник, друг или возлюбленный сейчас находится где-то там в мире мертвых. С ним все хорошо, но живет он теперь там. Он существует и при желании с ним можно повидаться, пообщаться, сказать то, что не успел сказать или просто побыть рядом.
И совсем другое дело верить в то, что смерть — это конец, обесценивая человеческую жизнь и сводя ее к взаимодействию белков, жиров и углеводов.
В таком случае получается, что родственника, друга или возлюбленного больше нет, труп его сгнил, будучи закопанным в землю и вспоминать его не имеет никакого смысла.
Две описанные выше мысли являют собой своего рода два пути, первый позволит тебе общаться с умершими, получать от них помощь и обяжет помогать при необходимости им, а второй лишит возможности общения и уберет обязательства (их же нет).
Если ты уже стоишь на первом пути или хочешь на него стать, то продолжай читать эту статью, в ней ты найдешь ценные рекомендации по теме.
Ну а, если ты понимаешь, что тебе удобен и комфортен второй путь, то закрой эту статью, отпишись от рассылки, удались из нашей группы – здесь для тебя ничего интересного не будет.
Чем опасна тоска?
Тоска по умершему — это не просто «тяжелая» эмоция, которая не дает покоя, это не просто испорченное настроение… Это нечто большее. Из-за утраты близкого человека, а с ним части мира и себя, мы способны переживать чувство такой силы, что, стремясь неосознанно вернуть себе утраченную целостность перетягиваем себя в загробный мир.
Тебе наверняка приходилось слышать о случаях, которые подтверждают мои слова, когда после смерти мужа, любящая его жена умирала в течении 1-2 месяцев, а то и недель, от тоски.
Конечно же, в таких случаях нужно смотреть не был ли нарушен похоронный обычай и не привело ли это к тому, что покойный увел за собой живого, но об этом будет отдельная статья.
Описанный случай смерти от тоски по умершему встречается не редко. Но чаще бывают случаи, когда тоска по умершему причиняет болезни и продолжительные страдания. Чтобы не было этого можно использовать заговоры и заклинания, направленные на то, чтобы унять тоску или перевести ее на что-то.
Заговоры и заклинания от тоски по умершему
Заговор от тоски по умершему на соль
Набери немного соли и пересыпая ее из руки в руку 4 раза скажи:
Братья Ветры слетайтесь ко мне, из-за морей, из-за гор, из-за лесов, из-за туч.
Вам я кланяюсь, к вам я обращаюсь, вас я прошу достаньте из сердца моего скорбь-тоску, заберите ее с собой за моря, за горы, за леса, за тучи.
Похороните ее под водами бескрайними, под камнями тяжелыми, под лесами дремучими, под травами дикими. Чтоб там ей день дневать, ночь ночевать, ни утреней, ни вечерней зори не видеть.
После каждого произнесение заговора часть соли раскидывать на 4 стороны.
Заговор от тоски на дым кладбищенских трав
Такой ритуал проводят на открытом воздухе. Травы с могил собирают не голыми руками и (очень важно) сушат на улице, не занося в дом. Травы, выросшие на могиле, могут укрощать не только тоску, но и способны унять беспокойного Духа, который по каким-то причинам не хочет покидать мир живых. Этот ритуал будет особенно эффективен, если тоска наведена таким Духом.
Возьмите немного веточек, чтобы получился маленький костерок, когда он начнет прогорать, положите травы и 3 раза читайте заговор на дым:
Дым, дым, дым, возьми ты мое горе горькое, тоску сухотущую, отнеси на поле мертвое. На том поле мертвом лежат кости черные, горят огни горючие, растут травы ползучие. Похорони там тоску и горе, чтобы я не тосковал, не горевал. Как от тех огней горючих горят травы ползучие, дым валит, так бы и от меня тоска черная навсегда отвалилась, с меня, (имя), скатилась.
После, уходи и не оглядывайся, по дороге ни с кем не разговаривай, пока не доберешься до своего дома.
Заговор от тоски при умывании на кладбище
Ритуал этот проводят после захода солнца, но не в новолуние. Иди на кладбище и захвати с собой небольшую бутылочку воды и немного хлеба для покойника. Найди могилу человека, по которому ты тоскуешь, если живешь далеко и проводишь ритуал на другом кладбище, то ищи могилу его тески, если же и это не выполнимо, то отсчитай от входа 13 могилу и проводи ритуал на ней.
Прежде чем начать ритуал и читать заговор на могилу, обратись к покойнику своими словами, попроси его помощи и угости хлебом.
Вода-водица благослови умыться! Вода-водица смой, сполощи с меня, с лица белого, с сердца красного грусть, печаль, тоску. Иди грусть на землю могильную, иди печаль на камень кладбищенский, иди тоска на доску гробовую.
Умываются трижды, каждый раз читая заговор.
Использую эти заговоры и ритуалы нужно понимать, что они не вредят усопшим и не обесценивают вашу любовь к ним. Убирание тоски не равнозначно исчезновению любви.
Рекомендую еще одну интересную статью на эту тему — Как пережить утрату?
Да пребудет любовь и покой в твоем сердце!
Источник: http://koodesnik.su/realnaya-magiya/entsiklopediya/385-toska-po-umershemu
Чувство вины перед умершим близким: как в нем разобраться? | Милосердие.ru
Фото с сайта answers.com
Смерть близкого связана не только с чувством горя, но и с переживанием своей вины.
Когда уходит родной человек, кажется, что ты виноват: устал от трудного ухода и мучительных последних дней, чего-то не додал, не отвез в другую больницу, не купил другое лекарство, остался жить, когда он умер.
Почему оно возникает и насколько оправдано? Отвечает психолог, директор Христианской службы психологической помощи «Свеча», доктор биологических наук Александра Имашева.
Как и почему возникает чувство вины
Чувство вины при потере ближнего возникает всегда. Это нормальная реакция на смерть близкого человека. Практически все, кто переживает утрату, испытывает чувство вины перед умершим.
Это чувство может иметь разные формы: вина за испытанное облегчение, что кончился ужасный, тяжелый период болезни близкого (получается, думает человек, что его смерть стала платой за мое освобождение, и я ей радуюсь). Чаще всего возникает вина за то, что-то, как кажется, было не сделано или сделано не до конца (не того врача позвали, не так лечили).
Может мучить вина за несправедливость, которая была допущена (или якобы допущена) по отношению к умершему при его жизни: редко приходили к нему, мало звонили, плохо заботились, а теперь уже ничего не поправишь.
Бывает даже чувство вины за то, что ближний умер, а ты живешь, «а ведь он был лучше меня».
Иногда чувство вины идет вторым, например, сначала возникает гнев на умершего – почему ты меня оставил?! – или на Бога (судьбу) – почему Бог его забрал?! — а потом сразу приходит вина: как я могу так думать, какой же я мерзавец. Чувство вины найдет к чему прицепиться.
Крайне редко чувство вины действительно имеет некоторые основания. Например, если наш ближний был сильно болен и не хотел лечиться, а мы шли у него на поводу, потому что нам не хотелось с ним возиться. И вот он умер, а мы чувствуем себя виноватыми.
- Или если его болезнь накладывала на него какие-то ограничения (например, в еде), а мы их игнорировали и кормили его всем подряд, что привело к обострению болезни и смерти.
- Или если он очень страдал от вашей ссоры и хотел помириться, а вы ему в этом отказывали, и это сильно омрачило его последние дни и часы.
- В таких редких случаях оправданной вины поможет исповедь и покаяние для верующего или психолог для атеиста.
- Но обычно вина, практически неизбежно приходящая после смерти близкого, абсолютно иррациональна.
Ее переживают и специалисты-психологи, отлично знающие механизм возникновения этого чувства и его необоснованность.
«Я все понимаю, — говорит психолог, — знаю, почему так происходит, могу разложить по полочкам, но все равно чувствую себя виноватой после смерти мамы: не в ту больницу положила, не те лекарства привезла».
А ведь маме было 89 лет, и она пережила три инфаркта. Иррациональная вина прицепляется к любой возможной причине из перечисленных выше и начинает грызть человека.
Почему же она возникает?
Смерть – это огромное, неподвластное и совершенно неведомое нам событие. Мы словно заглядываем в непроглядную пропасть.
Когда мы переживаем смерть ближнего, то, во-первых, ощущаем, что ничего не можем сделать, никак предотвратить, а во-вторых, неизбежно понимаем: то же самое ждет нас самих.
Наша психика оказывается в очень сложной ситуации полной потери контроля над происходящим, абсолютной беспомощности и переживания полнейшей неизвестности. Возникает экзистенциальный страх, возвращающий нас к неким первичным смыслам: кто я и зачем я живу, если моя жизнь тоже неизбежно закончится.
Это приводит нас к огромному, всепоглощающему ужасу, который просто невыносим: дай ему волю, он сведет с ума. Как это так – меня не будет!
- Ужас от встречи со смертью «лицом к лицу» настолько силен, что нам проще испытывать неприятные чувства вины или гнева, лишь бы прикрыть ими этот страх.
- Механизмы защиты психики действуют вне нашего желания и осознания: сначала «включаются» шок и отрицание, которые заставляют нас «не видеть» смерть, потом вспыхивают гнев и вина.
- Чувство вины и гнева из-за смерти близкого — это ответ психики на собственную беспомощность, невозможность «проконтролировать» смерть
Чувство вины в этом случае – компенсаторное чувство, которое призвано хотя бы в иллюзорной форме вернуть нам возможность контроля над происходящим.
Нам легче чувствовать себя виноватыми в том, что не достали нужные лекарства (действие, которое мы можем взять под контроль!) и тем самым не предотвратили смерть (иллюзия контроля над смертью!), чем откровенно себе признаться, что мы ничем и никак не могли помочь в том, чтобы человек не умер.
В других случаях чувство вины – это форма переживания необратимости случившегося и понимания, что изменить ничего нельзя. Это опять же потеря контроля над происходящим, которая для нас невыносима.
Например, если при жизни свекрови мы с ней ругались, но знали, что в принципе можем помириться, то после ее смерти эта возможность ушла навечно. Ушла из-под нашего контроля.
И эта утрата власти над реальностью переживается нами как чувство вины за нереализованные возможности.
Точно по той же причине при смерти ближнего возникает и чувство гнева. Это – ответ психики на собственную полную беспомощность, ее яростный протест.
А «прицепиться» уж гнев может к чему угодно, что нашей психике покажется адекватным: гнев на умершего (как он мог меня бросить!?), гнев на Бога (как Он мог его забрать!?), гнев на врачей (почему не спасли?!). Но в конечном счете, все это – лишь реакция нашей психики на нашу абсолютную беспомощность перед лицом смерти.
Конечно, верующим гораздо проще пережить и смерть ближнего, и мысли о собственной смертности. В сознании верующего смерть – это не конец и исчезновение, а переход в иную форму существования, поэтому остается и надежда на встречу с ушедшими, на примирение с ними, и, что очень важно, вера, что даже смерть не заставит тебя полностью исчезнуть.
Как восстановиться после смерти ближнего
- В современной культуре существует тенденция как можно быстрее избавляться от негативных чувств.
- Долгое страдание, долгое горе не приветствуется обществом, на такого человека смотрят косо и всеми силами пытаются «вытащить» его из этого состояния.
- В ход идут топорные утешения типа «не плачь», «займись чем-нибудь другим», «отвлекись на что-нибудь», «возьми себя в руки», «тебе уже пора успокоиться» и другие псевдопозитивные рецепты, которые не работают.
Они не помогают, а раздражают или заставляют чувствовать себя еще более виноватым – ведь своим страданием ты напрягаешь окружающих.
Человек пытается как можно быстрее «перескочить» свое горе, не переживает его полноценно и только загоняет вглубь.
Но наше горе при утрате близкого – это плата за нашу любовь к нему. И чем сильнее была любовь, тем глубже будет горе, поэтому не надо его стыдиться, считать себя слабым, идти на поводу у тех, кто считает, что пора перестать страдать. Горевание занимает время: чтобы пережить горе от смерти близкого, необходимо не менее года.
Психологи говорят о «работе горя» — утрату необходимо принять, прожить и пережить. После этого, в нормальной ситуации, горе переходит в светлую печаль и светлые воспоминания. Если проходит год, полтора, а легче не становится, то это уже нездоровое переживание горя и требуется помощь специалиста – психолога или психотерапевта.
- Как быстро пройдет тяжелое горе, зависит еще и от наших отношений с умершим.
- Если отношения были хорошими, здоровыми, то горе пройдет легче, если они были чем-то осложнены, то и горевание будет сложнее.
- Мы все время будем видеть, что ничего уже нельзя исправить, и эта необратимость дополнительно будет давить на нас.
Но до этого надо дожить. Вначале, после первоначального шока от утраты, будет много негативных чувств — и гнев, и вина, и тоска, и одиночество.
Вина, принимающая разные формы, может возникнуть прямо в первые дни после смерти близкого и оставаться до самого конца горевания.
Чувство вины перед умершим — это естественная часть переживания горя, а переживание горя – единственная возможность вернуться к нормальной жизни.
Переживайте горе
— Как бы плохо ни было, важно напоминать себе, что горе пройдет. Но это вовсе не значит, что мы не забудем человека, станем к нему равнодушны, но острое горе сменится мирной печалью.
Можно написать себе на листочке бумаги или карточке три утверждения и носить их с собой, доставать и перечитывать, или примагнитить на холодильник, чтобы они всегда были перед глазами:
- Мои чувства нормальны
- Мне станет лучше
- Я справлюсь, как справились до меня другие
— Если чувство вины связано с испытанным облегчением после смерти тяжело больного, мучившегося человека, то следует сказать себе, что это объективно был тяжелый груз, и облегчение после того, как груз снят – это нормальное, естественное чувство.
В этом нет нелюбви к ушедшему, нет эгоизма, а есть обыкновенная, не поддающаяся сознательному контролю реакция психики на освобождение. Такое облегчение не отменяет горя от смерти и не умаляет нашей любви к ушедшему. И наказывать себя за это не нужно.
— Важно соблюдать ритуалы, связанные со смертью. Недаром они освящены веками. Первое, что может облегчить тяжелое состояние близких – это заботы об отпевании, о похоронах, кладбище, гробе, венках, цветах. Устроить поминки, собраться на девять и на сорок дней – все это реально помогает пережить горе. Ведь, делая все это, мы проявляем свою заботу об умершем.
На поминках мы разделяем с другими наше горе и любовь к ушедшему, говорим и слушаем, как другие говорят о нем теплые, хорошие слова – и нам становится легче.
Поминки – это вообще как бы очень сжатый во времени процесс проживания горя. Часто бывает, что они начинаются со слез, даже рыданий, а заканчиваются в гораздо более позитивном настроении. Как будто за несколько часов проживается целый год.
— Не прогоняйте воспоминания о покойном. Не надо стараться «забить» их другими мыслями или отвлекаться, если они приходят. Не надо специально вызывать в памяти эти воспоминания, особенно если они для вас мучительны, но если они «накатывают», то погрузитесь в них и проживите их.
— Плачьте. Слезы не слишком приняты в нашей культуре, даже если это плач по умершему. Одно из самых банальных «утешений» — это уговоры «не плачь, успокойся, выпей валерьянки».
На самом деле, слезы – это и естественное болеутоляющее (при плаче в организме человека вырабатываются вещества, успокаивающие нервную систему), и способ выразить и тем самым «выпустить наружу» душевную боль и тоску.
Когда горюющий человек плачет – это не признак слабости, а признак того, что переживание горя движется в правильном направлении.
Фото с сайта apa.org
— Говорите об умершем человеке и о своих переживаниях. Если приходят воспоминания об умершем близком, о его последних днях и других мучительных вещах, нужно найти человека, с которым можно об этом поговорить.
Обычно после утраты хочется говорить об ушедшем из жизни близком, особенно если его смерть была трагической и внезапной. Часто хочется поделиться своими чувствами, рассказать о своих переживаниях. Не надо бояться позвонить другу или подруге, честно сказать: мне очень тяжело, я все время вспоминаю умершего, давай с тобой поговорим о нем.
Рекомендация друзьям и родственникам горюющего: не закрывайтесь от таких разговоров, а участвуйте в них, чтобы человек не чувствовал себя запертым в своем горе.
Терпеливо выслушайте все, что он вам расскажет. В состоянии горя, особенно в первые дни после утраты, горюющий может быть многословен и повторять одно и то же, не торопите его. Или он может замолчать – тогда просто побудьте с ним.
Предложите горюющему человеку практическую помощь в организации похорон или поминок.
Если он испытывает чувство вины за то, что не успел сделать или сказать, или за испытанное облегчение после смерти тяжелобольного, объясните ему, что это понятно, естественно и объяснимо.
— Постараться не замыкаться в себе, как бы этого ни хотелось. Горе – процесс, который лучше переживать с людьми. Даже если не хочется разговаривать – лучше пусть они будут рядом. Очень помогает общение с теми, кто недавно пережил подобную утрату.
— Через некоторое время (в течение первого года) обязательно надо разобрать и раздать вещи умершего. Не надо строить дома «храм» ушедшего человека, оставлять его комнату в нетронутом состоянии, словно он еще жив.
Это только продлит переживание горя. Конечно, избавляться от вещей дорогого умершего очень тяжело, ощущения, будто собственными руками окончательно отдаешь его и память о нем. Обычно при этом текут слезы – пусть текут.
Но в течение первого года сделать это надо.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/chuvstvo-viny-pered-umershim-blizkim-kak-v-nem-razobratsya/
Умерших нужно отпускать
– Когда человек теряет близкого, вполне естественно, что он страдает. Страдает по многим причинам. Это и скорбь по тому человеку, любимому, близкому, родному, с которым он расстался.
Бывает, что жалость к себе душит того, кто потерял опору в человеке, ушедшему из жизни.
Это может быть чувство вины из-за того, что человек не может отдать ему то, что хотел бы отдать или задолжал, потому что не считал нужным в свое время делать добро и любить.
Проблемы возникают тогда, когда мы не отпускаем человека. С нашей точки зрения смерть несправедлива, и очень часто многие люди даже бросают упрек Богу: «Как ты несправедлив, почему Ты отнял у меня его?» Но на самом деле, Бог призывает к себе человека именно в тот момент, когда он готов перейти в жизнь вечную.
Очень часто бывает так, что человек не хочет отпустить близкого, не хочет мириться с тем, что его уже нет, что его не вернуть. Но смерть нужно принять, как данность, как факт. Его не вернуть, и всё тут. А человек начинает возвращаться обратно, к нему, понимаете? Это вещи из ряда вон выходящие, но они не так редко случаются.
Совершенно бессознательно человек начинает горевать, и он хочет его как бы заместить. В нас так сильна тяга к смерти. Нам нужно тянуться к жизни, а мы, как это ни странно, тянемся к смерти. Когда мы цепляемся за человека умершего, мы хотим быть с ним. Но нам еще надо жить здесь, у нас есть задачи.
Мы ему можем помочь только здесь, понимаете?
Неверующему человеку сложнее отпустить умершего, потому что он даже, может быть, не осознает, что ему так сложно расстаться с этим близким в силу того, что он не может его даже отдать Богу. А верующий человек привык всё возлагать на волю Божью, потому что встречи и расставания сопровождают человека всю жизнь.
В Библейской истории есть сюжет, который оказывает потрясающее терапевтическое воздействие на людей, столкнувшихся со стрессом, со смертью. Речь идет о нескольких жизненных фрагментах одного глубоко верующего человека по имени Иов.
Всякий раз, потеряв что-то очень важное, а их было много значительных утрат, он повторял: «Бог дал, Бог взял» . В итоге, Бог видя в нем крепкую веру, возвращает все сполна. Эта притча о том, что преодолевая тоску по ушедшему, мы становимся стойкими и сильными.
Человек, на самом деле, от самого рождения своего учится расставаться. Он учится быть вместе с другими, отождествляя себя с социумом. Но вместе с тем, всякий раз происходит процесс разотождествления, то есть отсоединения, расставания.
Маленький человек учится расставаться со своей собственностью ещё в песочнице: «Моя лопатка, моя корзиночка». Отбирают – он плачет, ему очень тяжело расставаться со своим. А на самом деле ничего нашего на свете нет, понимаете? Ведь, что значит «моё»? Моё, оно ведь только до некоторой степени моё.
В каждый момент нашей жизни мы должны быть готовы расстаться со всем, что мы считаем своим. С точки зрения психологии это такой вот феномен психической жизни человеческой, приобретение навыков к утрате.
Есть люди, которые замыкаются в себе и концентрируются на этой потере. Они в себе эти чувства как бы нагнетают, и не могут остановить поток страдательных эмоций.
С детства мы привыкаем расставаться со скорбью. Кто-то зацикливается на этом: «Это моё, и всё тут!» Так велика притягательная сила этого эгоистического чувства.
А более зрелый человек умеет расставаться без боли, без таких надрывов.
– Получается, что зрелый человек более спокойно воспринимает смерть?
– Он спокойно передает умершего в руки Того, Кто имеет большее на него право. Почему? Потому что зрелость определяется той силой духа, с которой мы воспринимаем все сложные обстоятельства жизни.
Чтобы ни случалось, мы должны всё воспринимать равнодушно, равно-душно. Так Св. преп. Серафим Саровский говорил. Нужно, чтобы душа ко всему относилась равномерно, или, как бы, одинаково, и к скорбям, и к радостям.
Это такое абсолютное спокойствие во всем, и на самом деле это очень трудно.
Восприятие утраты, скорби духовного и душевного человека отличается тем, что душевность сопряжена надрывом, эмоциональным изломом, страстностью, чувственностью. Напротив, духовное отношение ровное, в нем любовь помогающая, тихая. Вспоминаю, как умерла моя мама.
Это было вообще неожиданное событие. Мы с ней попрощались, она уезжала в другой город, и на следующий день мне позвонили, что она приехала, легла спать и умерла. Ей было 63 года всего, я провожала здорового человека. Для меня это был шок.
Потому что я потеряла любимого человека совершенно неожиданно. Но она умерла по-христиански, спокойно, так умереть каждый мечтает. Я слышала не раз: «Вот бы, лечь и умереть». Вот она приехала, легла в свою постель и умерла.
И когда я пришла в церковь, встретила своего батюшку, – он тоже знал мою маму, – я ему рассказала, а он мне говорит: «Ты, самое главное, воспринимай эту смерть духовно».
Я тогда еще только воцерковлялась, и для меня эти вопросы жизни и смерти были, так скажем, малопонятны. Тогда я еще никого не хоронила из близких людей. Я всё думала, что же значит воспринимать духовно? Из литературы, в которой раскрывается тема отношения к смерти я поняла, что относиться духовно, значит- не скорбеть.
Если ты чего-то не смог дать этому человеку, ты чувствуешь вину. Часто очень люди зацикливаются и страдают от того, что они недодали что-то любимому человеку. Осталось нечто, что их начинает тревожить. «Почему я не додал? Почему не сделал? Ведь я бы мог», – и вот на этом они уходят в иные круги восприятия, уходят в депрессию.
Человек, в таком случае начинает пребывать в чувстве вины. А чувство вины не должно быть мазохистским, оно должно быть конструктивным. Конструктивный подход такой: «Я себя поймал на мысли, что я застреваю на чувстве вины.
Нужно духовно разрешить эту проблему». Духовно – это значит, нужно сходить на исповедь и признать перед Богом свой грех перед этим человеком. Нужно сказать: «Я виноват в том, что я ему то-то и то-то недодал».
Если мы в этом каемся, то человек это чувствует.
Например, я бы подошла к маме при ее жизни и сказала: «Мам, ты прости, я тебе того-то и того-то недодала». Не думаю, что мама меня не простит. Точно также этот вопрос я могу решить, даже если этого человека нет рядом со мной. Ведь у Бога нет мертвых, у Бога все живы. В Таинстве исповеди происходит освобождение.
– А зачем в церковь идти, если можно дома все рассказать Богу? Бог ведь и так всё слышит.
– Для неверующего человека можно начать хотя бы с этого, нужно признать свою вину. В психологической практике используются такие методы: письмо близкому, родному человеку. То есть, нужно написать письмо о том, что я был неправ, что я недостаточно уделял внимания, я тебя не любил, я тебе недодал чего-то. Можно начать с этого.
Кстати, очень часто в первый раз люди приходят в церковь именно в связи с этим обстоятельством, чьей-то смертью В первый раз человек может прийти в храм на похороны. А многие из них уже могут знать, что духовная дань – это на канон положить какие-то продукты, свечку поставить и помолиться за этого человека. Молитва – это связь между нами и ушедшим человеком.
Один из синонимов слова «кладбище» — «погост». «Погост» от слова погостить, ведь мы приезжаем сюда погостить. Погостили немножко, и вперед, на родину, ведь наша родина там.
В головах у нас всё перевернуто. Мы путаем, где наш дом. А ведь наш дом – это там, рядом с Богом. А сюда мы только лишь пришли погостить. Наверное, тот человек, который не хочет оставлять умершего, не осознает, что какое-то свое назначение здесь этот человек уже выполнил.
Почему мы не отпускаем наших близких? Потому что очень часто бываем привязаны к физическому. Мне, если говорить о своих чувствах, недоставало мамы: очень хотелось прижаться, прикоснуться к этому мягкому, родному человеку, вот именно не хватало рядышком её, не хватало физической близости. Но мы знаем, что этот человек продолжает жить, ведь душа человеческая бессмертна.
Когда умерла моя мама, я решила для себя вопрос духовного восприятия этого события, и мне удалось быстро восстановиться. Я признала, что я чего-то не сделала.
Я покаялась, и попыталась реально сделать то, чего я не сделала в свое время маме. Я взяла и сделала это другому человеку.
Еще помогает чтение Псалтыри, сорокоусты, ведь общение с родным человеком, даже если его нет рядом, не прекращается.
Другое дело, что нельзя уходить в диалог. Бывает иногда, люди даже заболевают психически, они начинают советоваться с умершим. В какой-то трудный момент можно попросить: «Мам, ну ты помоги мне, пожалуйста».
Но это, когда очень трудно, а так лучше не беспокоить все-таки, молиться, молиться за близких. Когда мы делаем что-то для них, тогда мы помогаем им. Поэтому нужно делать все возможное, что в наших силах.
Когда я для себя решила эту проблему, и мне удалось быстро восстановиться, то однажды прихожу я к своей знакомой бабушке. И мама тоже была у нее в гостях когда-то пару раз.
Где-то спустя сорок дней после смерти мамы, может быть, чуть больше, я прихожу навестить эту бабушку, а она начинает успокаивать меня, утешать. Она, наверное, думала, что я скорблю, переживаю сильно, а я ей говорю: «Вы знаете, меня не тяготит уже это.
Я знаю, что маме там хорошо, и единственное, чего мне недостает – это того, что её нет рядом со мной физически, но я знаю, что она всегда рядом со мной».
И вдруг, вижу, на столе у нее какая-то вазочка была, как у всех бабушек, с цветочками какими-то и ещё чем-то, и я, совершенно машинально, вытаскиваю оттуда бумажку. Вытаскиваю, а там маминым почерком написана молитва. Я говорю: «Вот видели! Она рядом со мной всегда. Даже сейчас она рядом со мной». Моя знакомая очень удивилась. Вот такая у нас связь, понимаете?
Надо отпускать, потому что, когда мы их не отпускаем, им тягостно, они тоже страдают. Потому что мы связаны, так же как здесь, на земле, когда не даем человеку свободы, тянем его, начинаем контролировать, звоним: «Ты где? А может быть там то? А может тебе плохо? А может быть тебе слишком хорошо?» По тому же самому принципу строятся наши отношения с усопшими близкими.
– Получается, что за сорок дней вы пришли в себя от кризиса, то есть сорок дней – это своего рода приемлемый срок. А какие сроки будут неприемлемыми?
– Если человек год скорбит и это затягивается и дальше, то конечно это неприемлемо. Максимум полгода, год, можно поболеть, так скажем, а больше — это уже симптом болезни. Значит, человек впал в депрессию.
– А если он просто не может выйти из этого состояния?
– Не помогает, значит пришла пора исповедать еще одну свою ошибку. Почему уныние входит в семь смертных грехов? Печалиться, унывать, нельзя, это малодушие, это болезнь духовная. Вера – это самое сильное и надежное лекарство.
– А есть ли какой-нибудь психологический способ себя подвигнуть к тому, чтобы сделать первый шаг? Ведь некоторое люди прямо так вот и думают: «Я по нему так долго скорблю, и таким образом я ему храню верность». Как это преодолеть?
– Обязательно нужно что-нибудь делать для усопшего. Прежде всего, молиться за него подавать записочки в храм. А дальше – больше, снова появятся силы. Путь из депрессии обязательно связан с какими-то действиями, хоть чуть-чуть, понемножечку.
Можно просто хотя бы сказать: «Как же я люблю его, Господи! Помоги Ты ему, Господи!» – всё. «Я за него страдаю, я за него переживаю. Вот он ушел в никуда, но я знаю, что он там не один, что он с Тобой».
Нужно хотя бы что-нибудь говорить, делать ради этого человека, но только не бездействовать.
© Memoriam.ru
(
10
Источник: https://www.grozniedni.ru/main/perezhit_smerti/umershih_nujno_otpuskat.htm