В течение нескольких столетий русский народ собирал информацию о знаках судьбы, создавая на основе увиденного и услышанного суеверия.
Если по умершему плакали во вторник, в семье скоро появится ребёнок
Народная мудрость дошла и до наших дней, благодаря чему современный человек также может использовать вековой опыт предков. Так, например, до сих пор актуальны приметы, объясняющие, почему нельзя долго плакать по уже умершему человеку.
Можно ли плакать по умершему
Как гласят приметы, по умершему можно плакать только в течение первого дня после кончины. Если же рыдания родных и близких продолжаются и дальше, то это станет причиной негативных событий скорого будущего. Узнать, на что указывает знак судьбы, можно по деталям произошедших событий.
Приметы по следующему дню после смерти
Плакать на следующий день после смерти близкого человека – завлекать в дом беду. В зависимости от того, какой день недели следует после гибели человека, можно узнать скрытое значение рыданий.
- Оплакивать усопшего в понедельник – к критике со стороны окружающих. Многие начнут негативно высказываться о том, чем занимается человек и с кем проводит время. Это скажется на интересах человека, придётся менять досуг, чтобы составить о себе хорошее общественное мнение.
- Если по умершему плакали во вторник, в семье скоро появится ребёнок. Однако вместо радости он будет приносить в семью горе. После его рождения у молодых родителей появится больше забот, воспитание малыша будет тяжёлым, а каждый новый этап развития будет приносить разочарования.
- По приметам, плакать по усопшему в среду – сделать невыгодное вложение. Человек приобретёт дорогостоящую вещь, однако она быстро сломается и не принесёт пользы. В результате деньги будут потрачены впустую, вернуть их не получится.
- Оплакивать мертвеца в четверг – дурное предзнаменование. Всю семью ждёт череда несчастий. Проблемы начнутся в разных сферах жизни. Чтобы справиться со всеми трудностями, придётся обратиться за помощью к близким.
- Пятничные рыдания по умершему – предвестие нежелательной встречи со старым знакомым. Во время разговора выяснится ложь, которую длительное время скрывали оба собеседника. Из-за этого приятели потеряют доверие друг к другу и прекратят общение.
- Если родственники оплакивали умершего в субботу, то их ждёт финансовый кризис. Материальное положение резко ухудшится, из-за чего придётся менять привычки и уменьшать повседневные расходы.
- Воскресные рыдания по усопшему – предвестие разочарования в профессии. Человек поймёт, что выбрал неверный путь в жизни. Это негативно скажется на его мотивации и трудолюбии.
По времени плачей
В зависимости от того, как долго продолжалось оплакивание умершего, можно понять, как быстро предвестие сбудется.
- В течение суток плакать о мертвеце – значит долго ждать момента, когда предсказанное сбудется. Пройдёт около 2 месяцев со смерти близкого человека.
- Рыдания по умершему в течение 2 дней указывают на скорое осуществление приметы. Она вступит в силу через неделю.
- Три дня плакать – значит увидеть воплощение предвозвещенного через полгода.
- Четыре дня рыданий – к воплощению суеверий в жизнь только после важной встречи.
- Если плакали 5 и больше дней, то предзнаменованное вступит в силу спустя 3 недели.
Рыдания по сестре или брату – предзнаменование несправедливости со стороны начальства
Приметы по тому, кто умер
Дурное предзнаменование может быть разным в зависимости от того, кем приходился умерший человек. В любом случае предзнаменование будет недобрым, а отрицательные события скорого будущего и являются причиной, почему нельзя долго плакать умершим людям.
- Плакать долго по мужу или жене – значит неудачно выбрать партнёра для делового сотрудничества. Люди не смогут найти общий язык, из-за чего переговоры зайдут в тупик. Придётся разделить обязанности неравномерно, из-за чего результат проекта получится недостаточно хорошим.
- Рыдания по сестре или брату – предзнаменование несправедливости со стороны начальства. Босс не оценит по достоинству работу сотрудника, из-за чего подчинённому придётся вновь доказывать свои способности.
- Если человек рыдал по матери или отцу, то ему предстоит разобраться в собственных чувствах к представителю противоположного пола. В дальнейшем взаимоотношения могут перейти в искреннюю любовь, поэтому принятое решение будет влиять на всё ближайшее будущее.
- Плач по умершим дальним родственникам указывает на скорую разлуку со второй половинкой. Из-за профессиональной поездки придётся переехать в другой город. Возлюбленные смогут встретиться только через несколько недель.
- Умерший приятель, по которому долго плакали, предвещает нежелательное общение с соперниками. После бесед появится неуверенность в себе. Такой настрой негативно повлияет на результаты следующих столкновений.
Почему православная религия не разрешает долго плакать по умершему
Существует также официальная версия православной церкви о том, можно ли плакать по умершему человеку.
Считается, что рыдания только негативно скажутся на душе человека на Страшном суде. Её будут тяготить земные страсти, а значение прошлых грехов только увеличится. Поэтому нельзя долго оплакивать усопшего.
Смерть близкого человека – это печальное событие для каждого. Но даже в таких условиях не стоит забывать о правилах. Опираясь на приметы и суеверия, можно узнать, что можно, а что нельзя совершать, благодаря чему избежать негативных последствий.
Народная мудрость, объясняющая, почему нельзя плакать по умершим Ссылка на основную публикацию
Источник: https://primetytut.ru/bytovye/pochemu-nelzya-plakat-po-umershemu-cheloveku
Церковнослужители и знающие люди объяснили, почему нельзя много плакать по умершему человеку
После смерти человека его родственники нередко, чрезмерно оплакивают свою потерю и далеко не все знают, что много плакать по умершему человеку нельзя.
Безусловно, после смерти дорогого и близкого человека очень сложно остановить слезы, они текут невольно. Однако, чрезмерно убиваться и истязать себя во время траура также запрещено.
Такого мнения придерживаются эзотерики, церковнослужители, об этом предупреждают народные приметы.
Почему нельзя много плакать по умершему человеку, точка зрения религии
Как в Христианстве, так и в Исламе, запрещается долго оплакивать умершего, и изнурять себя страданиями. Священнослужители утверждают, если человек не может остановить слезы, то он идет против воли Всевышнего. Траур нужно соблюдать только положенное время, лить слезы в дальнейшем считается великим грехом. Нужно смириться с уходом человека, и принять его, как назидание.
И в Христианстве, и в Исламе верующие люди убеждены, что после смерти душа человека не умирает, она просто переходит в новый мир. Там, она встретится со своими родными, когда придет их время.
Не стоит тратить свою энергию и саморазрушать себя. Лучше проводить больше времени в молитвах, это будет полезнее и для умершего человека и для скорбящего. Ведь, молитвами можно попросить у Господа прощения за грехи усопшего. Покойный нуждается в поддержке извне, ведь нередко человек не успевает покаяться и Всевышний наказывает его душу.
Плачущий, унывающий человек не может читать молебны, ходить в церковь и заказывать панихиды. Он поступает, как эгоист, жалеет только себя.
Важно помнить, до 40 дней душа умершего человека находится на земле, а потому живой человек может ей помочь очиститься и отправиться в Рай. Поэтому, нужно взять себя в руки, и ради близких усердно молиться.
Таким образом, человек не только поможет покойному, но и себе.
Почему нельзя много плакать по умершему человеку, мнение знающих людей
В момент смерти родного человека, родственники и близкие ему люди ощущают чувство потери, страха и депрессии. К тому же, они беспрерывно плачут, стараясь таким образом унять свою боль.
Однако, знающие люди предостерегают — чрезмерно горевать за усопшим нельзя. Нужно осознать и принять тот факт, что покойный человек ушел и больше не вернется.
Стоит также отметить, что смерть — это лишь переход в новый мир, и разлука не вечна, умерло только его физическое тело.
Важно понять, что чрезмерные слезы и страдания изнуряют организм, в нем обостряются хронические заболевания, а еще цепляются новые. Плачущий человек притягивает к себе не только физические болезни, но и душевные.
Он даже может начать думать о суициде. Выйти из такого состояния крайне тяжело, поэтому не стоит доводить себя до него. Ведь, вполне возможно умереть от слез.
Если человек понимает, что сам не может выйти из западни, он может попросить помощи у друзей, у священнослужителей, психологов.
Согласно некоторым народным приметам, если долго лить слезы за покойным, то он может «утонуть в них». Если чрезмерно горевать после смерти человека, то его душа не сможет успокоиться и будет приходить к родным в сновидениях.
Источник: http://rsute.ru/615114-cerkovnosluzhiteli-i-znayushhie-lyudi-obyasnili-pochemu-nelzya-mnogo-plakat-po-umershemu-cheloveku.html
Плач по умершему
Старые люди не боялись боли. Они ее не искали, но уж если надо было что-то испытать, вынести, пережить, шли спокойно, с достоинством. Не прятались. И перед смертью не робели. Говорили о ней без страха.
-Вы меня глубоко не закапывайте. Как Господь позовёт, чтоб я с могилы встала, отряхнулась и на Суд пошла. Так одна старушка говорила. Из глухой белорусской деревни.
А моя бабушка повторяла гомельское присловье: — Помирать – день терять.
А чего смерти бояться? Все умрём. Столько хороших людей уже умерло, что и нам не грех в могилу лечь.
Комфорт и безопасность изменили нас.
Порог боли и чувствительности современного человека сильно отличает нас от наших даже ближайших предков, и в этом нет ничего плохого, я и сам каждое утро восхищаюсь чудом горячей воды и благодарю Бога за свет и тепло. Но мы другие.
Защитив себя и обезопасив жизни свои, кое в чем мы сделались более уязвимыми, а порой и беззащитными. Факт смертности – нашей и наших близких – мы теперь переносим куда тяжелее и болезненней, нежели наши прадеды.
В старину человека с детства приучали к мысли, что ему придётся похоронить родителей. И молодые люди знали, что доведётся не просто переживать утрату родителей, но именно – похоронить и сделать это красиво и правильно.
А еще было чудесное слово «досмотреть», и достоинство детей оценивалось по тому, как они утешают своих умирающих близких, как успокаивают их угасающую старость. Подумайте: с детства к этому готовили. Не боялись детей испугать или шокировать.
Как готовили? Говорили о смерти спокойно, как о чём-то естественном, не смягчая ее трагичности, не врали себе и детям, не прятались от нее.
Старики собирали себе на смерть, готовили рубахи и платки – в чём в гроб положат, не боялись часто причащаться, не пугались писать завещаний и – плакали, конечно же, плакали – как же без этого? Кому же охота помирать? Столько дел! Столько работы! Но плач этот был правильным, он разрешался в особый ритуал, обряд – горе избывалось, обряжаясь в погребальные обычаи и традиции.
И не только к смерти родителей готовили от юности. Муж и жена – скорее всего кто-то пойдёт к Богу раньше, и уже во время венчания люди учились разлуке. Не ведая того, наши предки приучали своих детей к одному из самых изящных духовных упражнений.
Покойный Сенека, наставник умирания, советовал своим ученикам: «Нам надо постоянно думать о том, что смертны и мы и любимые нами» (Письма 63,15). Думать – постоянно. Пребывать в памяти смертной. Не давать суете и малодушию спрятать от нас трагичности мира.
Но Сенека говорит не просто о памяти смертной вообще, об отстранённом созерцании космического закона. Это созерцание конкретно. Философ призывал к перемене самого фокуса «смертельного созерцания». Верующих часто, иногда – справедливо, укоряют в эгоизме. В созерцании своей финальности действительно есть нечто эгоцентричное.
Но в том, что умру я – нет еще большой трагедии. Порой смерти ждёшь, как избавления, отрады. Но – умрут любимые мною люди. Вот это по-настоящему ужасно. Мир полон боли, несчастий, болезней, но быть живым – это так хорошо.
Когда Софокл устами одного из своих персонажей говорит «высший дар – нерождённым быть» (Эдип в Колоне 1225), слушателя и читателя пронизывает космический холод, мурашки бегут по коже, одолевает и парализует благородная метафизическая тоска – до чего эпично, глубоко, красиво! И лишь истрезвившись от этой античной стужи, начинаешь понимать ложь этих слов. Да, ко мне, непомерно эстетствующему эгоисту эта фраза подойдёт, но разве я бы хотел, чтобы никогда на свет не появился мой ясноглазый племянник, или веселые братики, моя мама, мои добрые и терпеливые друзья, разве было бы хорошо, если бы они никогда не родились? Да, мир полон боли, горя, потерь, но эти люди – украшение человечества, вместе с ними даже в этот больной мир вошли и смысл и радость, и сквозь горе мы всё же радуемся, что кто-то славный побыл на этом свете пусть даже совсем чуть-чуть. Но как же больно от мысли, что однажды им всем придётся умереть.
«Человек начинается с плача по умершему». Так говорил покойный Мераб Мамардашвили. Не с плача по себе умершему или умирающему начинается человек, а с принятия и избытия смерти своих любимых.
Этому плачу в хороших семьях приобщали с детства – чтобы человек в ребенке проснулся как можно раньше, чтобы через мужественное принятие смертности своей и своих любимых с первых дней своей жизни научиться принимать, благословлять этот мир, и – сопротивляться ему.
Все наши близкие и друзья, любимые и хорошие – это люди, которых мы однажды потеряем. А еще – это люди, которые потеряют нас.
Однако «плач по умершему» это не просто красивый образ или стерильное духовное упражнение. У нас есть религия. Она учит нас правильному плачу по умершему, целительному плачу.
Когда я только начинал служить священником, меня всегда смущали наши белорусские похороны: «профессиональные» плакальщицы, сложнейшие и разнообразнейшие ритуалы, особый панихидный распев и завывательная манера исполнять песнопения и потребность на грани одержимости «адправить пакойника» (помолиться за покойного) «як след» (как положено). Потом я понял, как же важен этот вой, эти эпические слёзы, «лишние» обряды.
Это – Белоруссия. Здесь было так много горя. В войну белорусы потеряли каждого четвертого, и, может быть, перенести нам все эти беды и помогла способность хоронить, «как положено».
Не надо льстить себе: мы всего лишь люди – сколько бы вы не знали языков, какую бы изысканную литературу не читали, горе и боль, слёзы и утраты у нас у всех – человеческие.
И эту боль надо уметь выплакать, провыть, прокричать.
Смерть – всегда не вовремя. Смерть застаёт нас врасплох. И нам нужно не только умом, но и самой кожей избыть это горе. Даже распоследние материалисты это, если не понимали, то чувствовали, изобретая гражданские панихиды и пресные минуты молчания.
А в церкви – дым кадила, чтение бесконечных поминальных записок, столы с приношениями и запечатанная земля, и как запоют «Со святыми упокой», подхватит вся церковь этот скорбно-торжественный мотив, а потом разрешится в мужественный и трагичный мажор икоса восьмого гласа – «Сам Един еси Бессмертный, сотворивый и создавый человека».
Выкричаться нам надо, пропеть, простонать сквозь слёзы и благодарную грусть. И интеллигентнейшая из русских женщин в минуту боли и утраты могла написать:
Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.
Современного человека, и, прежде всего ребенка, подростка со всех сторон ограждают от смерти, от самого факта и упоминания. Но ведь однажды ему предстоит проводить своих родителей в последний путь, и сделать он это должен «как следует».
Религия есть некая культурная оформленность предельного человеческого опыта.
Она дает не просто некий эмоциональный антидот, противоядие от чрезмерного потрясения, сознания необратимости, но само исполнение ритуала избывает скорбь, потому что кричим мы, плачемся Богу-Человеколюбцу, Утешителю сирот и смертников.
И Он не даёт нам ответов, как и пытливого Иова Он не уговорил, а только утешил – как? – не знаем ни мы, ни Иов. Дети, выросшие в семьях без подлинной религиозной традиции, более уязвимы, они беззащитны перед смертью, их не приучают с детства правильно переживать и осмыслять смерть и близких, и свою собственную.
Наши панихиды, родительские субботы, грозные обряды, кутья, записочки и сорокоусты могут показаться ненужным усложнением, недостойным благородной евангельской истины.
Но стоит ли от этого отказываться перед лицом всех наших утрат бывших и – непременно – будущих? А потому, смертнички мои, положу я в кадило побольше ладану и затяну длинную и громкую белорусскую панихиду, чтобы и живые, и мёртвые услышали и утешились скорой грядущей встречей.
Источник: https://www.pravmir.ru/plach-po-umershemu/
Почему умерших нельзя долго оплакивать?
24 декабря 2013
Наверное, нет на свете ничего страшнее, чем смерть любимого и дорогого человека. Боль от утраты порой не поддается земным меркам. Иногда она равносильна ампутации конечности – настолько люди иногда прикипают душой друг к другу! И это вполне естественное чувство.
Но в норме со временем эмоции утихают, траур проходит, человек смиряется с утратой, иногда глубоко скорбит, вспоминая совместные минуты счастья, но продолжает жить. А бывает и наоборот. Проходят годы, а порой и десятки лет. Но чувства так и не притупляются.
Печаль по ушедшему в мир иной родственнику или другу столь же сильна, как и в момент его смерти. Жизнь такого человека незавидна: нормально существовать он, увы, не может.
Пребывая в состоянии глубочайшей депрессии, он постепеннотеряет связь с реальностью, живет исключительно воспоминаниями, игнорирует почти все стороны жизни: работу или учебу, взаимоотношения с родными и друзьями, увлечения, а порой даже заботу о собственных детях и собственные физические потребности. Если такой человек находится в зрелом возрасте, вполне вероятно, что печаль свою он может не пережить.
Наверное, у любого из нас есть знакомые пожилые пары, которые прошли всю жизнь рука об руку и умерли если не в один день, то в один год. Да и молодые люди порой не в состоянии совладать со своими эмоциями.
Иногда доходит даже до психических расстройств, а то и до самоубийств.
Православные священники говорят, что плакать по умершим слишком долго нельзя. Почему? Уж казалось бы, эти люди чаще других встречаются со смертью и погребением. И если для кого-то это – личное горе, для них, грубо говоря, повседневная жизнь. Но мнение священнослужителей в этом вопросе вполне рационально.
Действительно, православная церковь учит своих прихожан философскому отношению к смерти. И этому есть свое обоснование. Согласно учению Христа, человеческая душа бессмертна. С момента смерти она обретает другую, более совершенную жизнь, несмотря на то что физическое тело утрачивает свои функции. То есть, человека нет в живых, но он еще среди нас.
И только от его земной жизни и молитв родственников зависит его загробная участь. Конечно, скорбеть по усопшему можно и нужно, но это не должно быть самоцелью на всю оставшуюся жизнь. Если умерший был так дорог вам, лучше потратьте это время на молитвы о его душе.
Даже если вы не верите в Бога, такая концепция неплохо успокаивает и отвлекает от грустных мыслей, не так ли?
А что думают по этому поводу медики и психологи? Они тоже находят затянувшийся траур вредным и бессмысленным. Максимальная его продолжительность, в идеале, составляет год с небольшим.
Но вот человек, который по истечении этого времени так и не успокоился, а напротив, всеми мыслимыми способами старается усугубить свою печаль, нуждается в консультации специалиста.
Столь долгое ощущение скорби – это первый признак кризисной ситуации, утраты смысла бытия.
Порой люди склонны подменять понятия и превращают близких людей в единственный смысл и оправдание собственного существования, тем самым, игнорируя собственные жизненные цели и потребности. Затянувшееся горе – неизбежная расплата за столь неправильное отношение к себе и близким. Вот почему нельзя плакать по умершим демонстративно и долго.
Самая частая причина такого поведения – это жалость к себе. Проще говоря, банальный эгоизм, изнеженность и инфантильность нашей натуры. Яркий пример для сравнения: во время Великой Отечественной войны гибель человека была, в общем-то, рядовым явлением. Наверное, ни в одной семье не обошлось без «похоронок».
Но почему солдатские вдовы и матери не замыкались в своем горе на долгие годы, не бросали нивы, станки и детей, не отказывались от жизни, работы, служению Родине, ради того чтобы никто не мешал им плакать по умершим родственникам? Почему в те годы нельзя было даже представить себе такую модель поведения? Наверное, потому что раньше люди не испытывали такой всепоглощающей жалости к себе, как сейчас…
Но как бы то ни было, такому человеку следует помочь адаптироваться в реальности, протянуть ему руку помощи, пробудить интерес к окружающему миру. Сделать это непросто, но вполне реально.
Существуют три эффективных способа: наблюдение у кризисного психолога, поддержка близких людей. Сильное утешение дает и вера. Не обязательно православная.
Все без исключения мировые религии способны врачевать расшатанную человеческую душу.
Такой комплексный подход позволит человеку, страдающему зависимостью от собственного горя, сказать, наконец, заветное слово: «Отпускаю!» и понять, что жизнь продолжается!
Почему считается, что нельзя дарить дареное Дареному коню в зубы не смотрят – гласит народная мудрость. Принимайте подарок и не стремитесь избавляться от него! Знайте, почему нельзя дарить дареное. Ведь именно эта мысль часто посещает распаковавших презент. Далее | Почему появилась религия? Даже закоренелому атеисту необходимо во что-то верить: не в Бога, так в торжество человеческой мысли… А в самом деле, почему появилась религия, и кто был ее создателем? Далее |
Почему нельзя курить кормящей маме? Вообще, курить не стоит никому. Ибо вредно. Но некоторым людям – нельзя вдвойне! Почему нельзя курить кормящей маме? И к каким последствиям это может привести? Далее |
Источник: http://www.goroskop.ru/publish/open_article/90595/
Христианское учение
Утешение в потере близких.
(Из писем святителя Феофана Затворника)
Полагая в основание всех своих утешений мысль, что настоящая жизнь не здесь, а там, святитель с особенною силою желал утвердить эту мысль в душе тех людей, которые поражаются скорбью от потери близких сердцу лиц.
Вполне соглашаясь, что человеческая скорбь в данном случае вполне естественна, он говорит, однако, что всего более убивающая нас мысль, что умерших больше нет, что их не стало, — есть только самообман: умершие живы, только живут в другом образе бытия.
Да и надолго-ли наша разлука? Сегодня – завтра, и мы там будем.
«В плаче об умерших ничего нет неестественного и укорного, — говорит святитель. — Дивно было бы, если бы мать не плакала о смерти дочери. Но при этом надо знать меру: не убиваться и не забывать тех понятий о смерти и умерших, которые даются нам христианством.
Умерла! Не она умерла, умерло тело; а она жива и так же живет, как и мы, только в другом образе бытия. И, надо полагать, ваша дочь дивится, что вы плачете и убиваетесь, ибо ей лучше. Тот образ бытия лучше нашего. Если бы она явилась и вы попросили бы ее войти опять в тело, она ни за что не согласилась бы.
Зачем же вам вступать с нею в такое разногласие? Желать того, что ей противно? Какая тут будет любовь? Нельзя не пожалеть, что не пришлось вам в последний раз взглянуть в очи ее; последнее услышать слово от нее; последнее дать ей объятие материнской любви… Ну, вот и поплачьте. Только все же немножко.
Телесные ее очи закрылись, а душевными она смотрит. Смотрите и вы на нее душою своей… Язык ее замолк, но она не лишена возможности говорить вам в сердце. Внимайте и услышите: «Мамочка, не тужи и не убивайся! Я с тобою, и мне хорошо». Отвечайте же и вы ей: «Ну, слава Богу, что тебе лучше». Объятия ее застыли, не прострутся больше.
Но она собою, как душа, может объять душу вашу, и так же тепло, как теплы обычные объятия. Отвечайте же и вы спокойно, не мятущейся, теплой памятью о ней…
Если Бог захотел взять — чистенькую и святую — пока не вкусила дурных благ мира, разве бороться станете с Богом? — Если не собираетесь бороться, зачем себя убивать? По вашей благочестивой преданности Богу надо только говорить: «Буди воля Твоя, Господи! Как благоволишь, так и устрой. Ибо верю, что все, что ни устроишь, будет во благо и дочери, и мне». — Молясь так, будьте благодушны…»
«Держа в мыслях, что в свое время и все туда пойдем, можно удерживать скорбь от свойственной ей жгучести и раздирания сердца. Вместо скорбения учитесь лучше по поводу сему памяти смертной. «Ныне он, а завтра я», — так говаривал некто и научился памятовать о смерти».
Другому лицу святитель говорил:
«Вы писали, что будете очень горевать об умершей. Не горевать нельзя, а очень горевать совсем не следует. Умерла не она. Она жива, только перешла в иной мир. Так и воображайте ее, что она жива, только в другом месте и в другом виде.
Можно бы скорбеть, если бы не было основания веровать, что она обретет милость у Господа. Какие на ней грехи? Веровала и работала Господу, сколько сил было. Как нет человека без греха, то были, конечно, и у ней свои. Но вот Господь послал болезнь тяжеловатую…
и ею истребил все эти грехи, грехи немощи и неведения. Зачем же после сего останется карать ее правде Божией? Не сомневаясь же, что она обретет милость Божию, какой смысл будет в плаче и сокрушении безмерном?! Лучвше молитесь, и молитесь с духом покойным и богопреданным…
Надолго-ли разлука?! Ведь сегодня – завтра, и мы туда же перейдем. Да будет Господь милостив ко всем нам!»
Об одном, очевидно, хорошо знаемом еще при жизни и добре почившем некоем С., преосвященный святитель так утешал его скорбящих родственников.
«Упокой, Господи, душу усопшего С. Путь совершен добрый, путник радостно входит в родной дом… Плавание кончено, ненужная ладья разбита и брошена, а пловец пошел с накопленными товарами к Царю города великого, чтобы получить должное. А мы здесь сидим…
Ну, что же нам теперь — плакать или еще что? Я думаю — надо радоваться за С. Слава Тебе, Господи! Не будет уже более маяться на этой прескучной и прескудной всем земле… Может быть, за себя плакать надо? Не стоит! Много-ли тут осталось? День, другой — и сами туда пойдем.
Я всегда был такой мысли, что на умерших не траур нужно надевать, а праздничные наряды… А у нас все кверху ногами перевернулось… Что останкам — телу умершего — надо отдать некий почет — это совершенно справедливо.
Но зачем, насмотревшись на умершее тело, как оно безобразно, бесславно, воображают и самого покойного таким, как его тело? Это самообман и раздирает сердце. Чтобы не раздирать сердце, надо этот самообман разогнать… Потом придет в голову сырая могила, мрачная…
А он, покойник, в светлом месте, в полном состоянии отрады… К довершению горя думаем: умер, не стало… А он и не думал переставать быть. И все так же есть, как был вчера, накануне смерти, только тогда ему хуже было, а теперь лучше».
А вот прощальное письмо владыки к своей умирающей сестре. Нельзя не умиляться, какой живой уверенностью в будущую загробную жизнь, с ее блаженством и покоем, дышит оно в каждом слове.
Как будто праведный святитель-подвижник провожает свою сестру не в неведомую страну, сокрытую от нас непроницаемой завесой, а куда-то совсем в недалекий путь, где ожидает ее радостное свидание близких и родных, которым святитель от себя посылает привет и поклон.
«Прощай, сестра, — пишет он. — Господь да благословит исход твой и путь твой по твоем исходе. Ведь ты не умрешь. Тело умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая. Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры.
Поклонись им и наши им передай приветы, и проси попещись об нас. Там лучше тебе будет, чем здесь. Так не ужасайся, видя приближающуюся смерть: она для тебя — дверь в лучшую жизнь. Ангел-хранитель твой примет душу твою и поведет ее путями, какими Бог повелит.
И будь крепкой в вере, что Господь и Спаситель все грехи кающихся изглаждает. Изглажены и твои грехи, когда покаялась. Эту веру поживее восстанови в себе и пребудь с ней неразлучно. Даруй же, Господи, тебе мирный исход. День, другой — и мы с тобой! Скоро свидемся.
Прощай! Господь с тобой!»
Источник: http://www.holy-transfiguration.org/ru/library_ru/ct_cons_loss_ru.html
Что делать, если умер близкий вам человек
В христианстве не часто употребляют слово «смерть». От него веет могильным холодом и безысходностью. Более употребимые слова – успение, преставление. Успение – это сон, засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует. Мы молимся о новопреставленном рабе Божием.
Для христиан смерть — лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. И похороны для христиан — это не ужасное прощание с человеком, который был, и теперь его нет, а проводы в мир иной любимого человека, чья душа бессмертна.
Если у вас случилось горе ‑ умер близкий человек, придите в любой храм и обратитесь к священнослужителю. Батюшка поможет Вам разобраться с неясными вопросами, подскажет как нужно молиться о усопшем, объяснит, каким образом можно заказать поминание.
После смерти близкого человека родственникам придется позаботиться о многом. Если это возможно, сделайте все сами. Если же слишком трудно самим, пусть кто-нибудь из знакомых уберет и оденет умершего. А вы потом побудьте у тела, вспомните усопшего, вашу жизнь вместе. Подумайте, поплачьте. Смерть нужно принять. Почитайте Псалтырь о упокоении новопреставленного.
В церкви закажите отпевание умершего. Лучше чтобы гроб был простым. Дорогой гроб иногда служит как бы искуплением вины родных по отношению к умершему, что в корне не верно. Если есть такое чувство, лучше его успокоить участием в отпевании, погребении, милостынями с обязательными молитвами об упокоении.
В Русской Православной Церкви принято хоронить умерших в земле, а не подвергать кремации. Если почему-либо пришлось хоронить близкого человека без священника, придите в храм и поговорите со священнослужителем. Наверняка батюшка разрешит Ваш недоуменный вопрос. Как правило, в таких случаях служат панихиду.
После погребения чаще старайтесь посещать кладбище. Если Вы являетесь православным христианином и усопший был крещен, то на могиле нужно поставить крест, а не какой-нибудь языческий символ в виде памятника. На кладбище сами собой приходят мысли о бренности жизни, о смысле смерти и жизни будущего века. У могилы усопшего проще сосредоточиться на памяти о нем, помолиться о упокоении.
Не забывайте, что умершему особенно нужны наши молитвы и примирение с ним. Согласно православному преданию, первые три дня после смерти душа человека остается около земли, посещает привычные ей места, как бы вспоминая все, чем была для нее земля. В эти три дня нужно быть особенно внимательными.
Нужно более обычного молиться, быть сосредоточенным мыслью на всей многосложности отношений с усопшим.
Как говорит приснопамятный митрополит Антоний Сурожский, необходимо развязать все узелки в душе, нужно быть в состоянии сказать усопшему из самой глубины сердца и всего своего существа: «Прости меня!» и сказать также: «Я прощаю тебя, иди в мире».
Обязательно поминайте умерших родных во время утренних и вечерних молитв. Молясь за умерших, мы говорим: «Упокой, Господи, душу раба Твоего». Можно молиться и своими словами. Отцы Церкви советуют: «…Старайся молиться глубоко, искренне, своими словами… просто думай об умерших, это поможет и им и тебе…».
Особенно действенны молитвы за умерших, творимые во время Божественной литургии. Вы подаете записку о упокоении души с именами тех, за кого просите священника помолиться. Во время проскомидии священник вынимает частицы из просфор и молится об упокоении усопших. Это самое большое, что мы можем сделать для умерших дорогих нам людей.
Никогда не теряйте уверенности в том, что смерть, которая для нас – потеря и разлука, есть рождение в вечность, что она – начало, а не конец; что смерть – величественная, священная встреча между Богом и живой душой, обретающей полноту только в Боге.
Какие существуют виды молитв о умерших?
Самое первое поминовение усопшего, это чтение канона об исходе души сразу после смерти. Затем над телом умершего человека как можно дольше (в идеале до погребения) читают Псалтирь.
Следующая служба, это отпевание, которое совершается один раз, непосредственно перед погребением. Как правило, отпевание совершается или в церкви, или на кладбище над телом покойного. В случае, если тело усопшего по каким то причинам отсутствует, как исключение, может быть совершено заочное отпевание. Но этот вопрос, в любом случае, следует согласовать со священником.
Также существуют и другие молитвословия. К ним относится панихида — небольшая служба, во время которой мы просим Бога простить грехи покойного, принять его в Царство Небесное. (Именно панихиды служатся на кладбищах, когда приглашают священника посетить могилку.)
Главное же моление об упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной Литургии, принося за них бескровную жертву Богу.
Для этого следует перед началом Литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных).
На проскомидии из просфор вынимаются частицы о упокоении, которые в конце литургии опускаются в Святую Чашу с молитвой священнослужителя: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею, молитвами святых Твоих».
Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.
Часто за усопшего заказывают сорокоуст. Это поминание умерших за Литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. Такое поминовение можно заказать на полгода, на год и даже… вечное. Вечное поминание — это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм.
Обязательно нужно молиться об усопших в особые для души, разлучившейся с телом, дни. Это 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти. В эти дни, а также в годовщину смерти нужно обязательно прийти в храм и помолиться за усопшего (заказать поминовение за Литургией, заказать панихиду), исповедаться, причаститься во время Литургии.
Как молиться за человека, если он был не крещен?
О некрещеном человеке можно молиться только самим — дома или в храме. В записках, подаваемых на поминовение, не пишут имена некрещеных.
Это не значит, что такой человек проклят, как иногда приходится услышать от несведущих людей.
Просто Церковь молится за богослужением только за своих членов, крещеных людей, захотевших быть христианами, или тех, за кого это решение приняли родители (если человек был крещен во младенчестве)!
Длительность ношения траура?
В православной традиции молятся о усопшем как о новопреставленном в течение года. Это же время можно носить траур. Хотя бывают такие потери, что и по прошествии многих лет трудно смириться с утратой…
Свт. Феофан Затворник, наш соотечественник и подвижник XIX века, однажды сказал: «Давайте плакать о почившем… Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния.
Это разлука не навсегда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни.
И когда мы молимся за покойного, этим самым мы устанавливаем связь с ним, как бы протягиваем ему руку поддержки.
что делать с вещами умершего?
Кроме молитвы полезно для души умершего подавать милостыню и раздать его одежду или другие вещи еще до сорокового дня. Именно в это время он нуждается в особой помощи.
Чем более мы будем милостивы к людям, тем более Господь будет милостив к нам и определит усопшего на благое место на сороковой день, когда совершается частный суд, и где душа человека пребывает до окончательного Судного дня. Сжигание вещей умершего Церковью отвергается, так как это противоречит заповеди о любви к ближнему и является чистым язычеством.
Исключение могут составить истлевшие ил испорченные вещи или другие предметы обихода, а так же случаи смерти от инфекционных заболеваний. Если возникают сомнения, всегда можно проконсультироваться со священнослужителем.
Все мы предстанем перед Богом. И дадим Ему ответ в том, как жили. Пока не поздно, пока еще можно что-то исправить, покаяться, измениться к лучшему, воспользуемся этой возможностью. Так как, когда умрем нам самим уже будет невозможно что-то исправить.
(202587)
Источник: http://soborkld.ru/chto-delat-esli-umer-blizkij-vam-chelovek/
Плакать по умершему – мера православного плача
Часто мы видим, как безутешны христиане, потерявшие близкого им человека, словно не христиан хоронят они, словно нет Царства Небесного и не будет всеобщего воскресения. Бывает, наоборот, что смерть близких никак не трогает очерствелые людские сердца.
И то и другое поведение противоестественно человеческой природе, что показал Богочеловек, прослезившись над другом, «образы нам предлагая сердечныя любве».
Преподобный Андрей Критский, творец процитированной песни канона, раскрывает её смысл в «Беседе на четверодневного Лазаря»: «Прослезился Иисус.
И тем показал пример, образ и меру, как мы должны плакать по умершему Прослезился, видя повреждение нашей природы и безобразный вид, какой дает человеку смерть».
То же и святитель Василий Великий: Христос «в некоторую меру и пределы заключил необходимые страстные движения, предотвращая несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозволяя предаваться скорби и проливать много слёз, потому что это малодушно»
Мы можем сомневаться в чем угодно: будет завтра пасмурно или ясно, будем мы здоровы или заболеем, будем богаты или убоги, но в одном нет никакого сомнения – мы все рано или поздно предстанем пред Богом. Умирание есть «путь всея земли».
Но, зная это, при потере близких людей мы все равно испытываем скорбь. И это по человеческому естеству понятно и объяснимо.
Ведь даже когда мы просто расстаемся с любимыми на время, мы грустим, печалимся, начинаем плакать по умершему, и уж тем более, когда предстоит последнее расставание в земной жизни.
Сам Господь Иисус Христос, когда пришел в дом Своего умершего друга Лазаря, воскорбел духом и прослезился, так Он любил его. Но люди верующие имеют великое утешение, которое помогает им пережить кончину близких, – молитву за своих усопших. И эта молитва, как нить, соединяет нас и мир людей, уже ушедших.
Каждый, кто теряет близкого человека, задается вопросом: «Что я могу еще сделать для своего любимого?» И действительно, когда наши близкие заболевают, мы спешим на помощь, идем в больницу, покупаем продукты, лекарства; если они находятся в какой-нибудь другой беде, тоже помогаем, чем можем. И в этом сочувствии выражается наша любовь, соболезнование им.
Но человек усопший не менее, а может быть, даже более нуждается в нашей заботе.
Человек не исчезает как личность со смертью мозга и остановкой сердца. Кроме тела (временной оболочки) он имеет вечную, бессмертную душу. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22: 32). И именно душа составляет сущность человека. И мы любим (если действительно любим) близкого не за красоту тела и физическую силу, а за качества души.
Ум, доброта, характер, любовь – все это качества души нашего близкого, то, что составляет его образ. Тело есть одежда человека, оно стареет, болеет, изменяется, с ним происходят необратимые процессы. Иногда, глядя на останки, лежащие в гробу, мы не можем даже узнать в них знакомый облик, так изменяется покойник. А душа не имеет возраста, она бессмертна.
Недаром говорят: «Он молод душой», – а человеку уже давно за 60.
Раз наш ближний бессмертен, он и там, за чертой земной жизни, нуждается в нашей помощи и поддержке. Итак, чего он от нас ждет, и чем мы можем помочь ему?
Ничто земное, конечно, уже не интересует усопших. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее не нужны им. Нужно им только одно – наша горячая молитва о упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов. Сам умерший за себя помолиться уже не может. Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды».
Молиться, каяться в грехах, приступать к таинствам Церкви мы должны в нашей земной жизни, и она дается нам как подготовка к вечной, а когда человек умирает, итог его жизни уже подведен, он не может никак изменить ее к лучшему.
Усопший может только рассчитывать на молитвы Церкви и тех, кто знал и любил его при жизни. И по молитвам родственников, друзей Господь может переменить участь усопшего. Свидетельством этому – бесчисленные случаи из Предания церковного и житий святых.
В древнем житии святителя Григория Двоеслова описан удивительный случай. Святитель возымел дерзновение молиться о упокоении жестокого гонителя христианства – императора Траяна.
Но Траян ведь не только воздвиг гонения на христиан (ибо не ведал, что творил), он был справедливым и милосердным правителем, имел большую заботу о бедных своих подданных. Святитель Григорий узнал, что император защитил вдову в бедственном положении, и принял на себя подвиг молиться за него.
От Бога ему было открыто, что молитва его принята. Пример этот (и многие другие) является большим утешением и окрыляет нас в наших молитвах за усопших. Даже если усопший был далек от Церкви, он может получить облегчение своей участи по усердной, слезной молитве близких.
Еще один очень важный момент: если человек, который ушел от нас, не жил церковной жизнью, или мы знаем, что жизнь его была далека от заповедей Божиих, любящие родные должны особенно внимательно отнестись к своей собственной душе.
Мы все взаимосвязаны с родными, близкими, как части единого организма: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12: 26). Если какой-то орган бездействует, у человека обостряются другие чувства, другие органы берут на себя дополнительную нагрузку, его функции.
И если наш близкий не успел что-то сделать в духовной жизни, мы должны восполнить это за него. Этим мы будем спасать и свою душу и принесем великую пользу его душе. Есть такая военная песня о погибшем летчике, товарищ которого говорит, что он живет на земле «за себя и за того парня».
И наша жизнь за других, в память кого-то может выразиться в нашей усердной молитве, в стяжании христианских добродетелей, в щедрой милостыни о поминовении усопшего. Нужно больше молиться нежели плакать по умершему.
Очень часто бывает и такое, что люди, которые очень редко ходили в храм, жили жизнью беспечной, мирской, потеряв близкого человека, приходят в Церковь и становятся настоящими православными христианами. Жизнь их полностью меняется, через скорбь они приходят к Богу. И, конечно, всю жизнь потом молятся за своих усопших родственников. Пути Господни неисповедимы.
Люди верующие и люди далекие от Церкви совершенно по-разному воспринимают потерю близких. Иногда случается присутствовать на поминках нецерковных людей и наблюдать, какое это тягостное зрелище. Однажды я участвовал в отпевании известного врача-нейрохирурга и очень хорошего человека.
Господь забрал его еще нестарым, после внезапной скоротечной болезни, на пике его врачебной деятельности. И вот, когда начались траурные речи его коллег, можно было наблюдать, в какую растерянность и онемение повергает таинство смерти людей нецерковных.
Почти все считали своим долгом начать слово примерно так: «Какая ужасная несправедливость… Как рано и внезапно покинул нас покойный… Как много он мог еще сделать» и т. д. Понятное дело, что такие речи не могут принести утешения родным и близким усопшего, скорее наоборот, еще более усугубят их скорбь.
Даже если ты ни во что не веришь, ведь можно просто сказать добрые теплые слова в адрес друга и сослуживца. Отчего это происходит? Почему люди находятся в таком смятении перед лицом смерти и избегают даже упоминания, даже мысли о ней в повседневной жизни? От страха и неизвестности. Смерть страшит их, они не знают, что их ждет.
Есть ли жизнь там? Или мы живем только здесь, в материальном мире? Как готовиться к смерти и относиться к ней, для неверующих – тайна за семью печатями. Даже обычное для официальных речей пожелание: «Пусть земля ему будет пухом», – таит в себе подспудный вопрос: неужели это все: тело в землю – и далее ничего?
Со смертью близких люди, далекие от веры, часто впадают в отчаяние, уныние, черную тоску. Все, жизнь кончилась, если моего любимого человека более нет, он перестал существовать, жизнь больше не имеет смысла.
Нельзя сказать, что верующие не скорбят о кончине близких, но они относятся к смерти совсем по-другому. Христианская грусть светла, мы знаем, что человек живет вечно, что смерть – это только разлука, что его жизнь продолжается, но в ином качестве.
Знаем, что мы связаны с усопшим узами молитвы и любви. Мы не можем сказать: «Был человек – и нет человека». Если мы любили ближнего при жизни, то и по смерти продолжаем любить его. «Любовь никогда не перестает», – говорит апостол Павел (1 Кор. 13: 8).
Когда мне приходилось терять близких людей, у меня всегда оставалось ощущение разлуки, а не конца. Как будто они уехали куда-то очень далеко, но не навечно, не навсегда.
Чрезмерная скорбь еще потому недопустима, что она не только губит нашу собственную душу (уныние – один из восьми смертных грехов), но и не дает нам молиться за усопших. В душе человека унывающего образуется пустота, вакуум, он вообще не может ничего делать, тем более молиться.
А ведь наш близкий так нуждается в нашей помощи! И унынием, депрессией, тоской мы не только не поможем ему, но и, быть может, принесем страдания. Ради близких мы должны взять себя в руки, сколько можно успокоиться и все наши силы вложить в молитву. Особенно до 40-го дня человек усопший нуждается в усердных молитвах.
Нужно не плакать по умершему, а усердно молиться за человека.
Душа человеческая, покидая тело, испытывает беспокойство, страх: она привыкла обитать в своем доме долгие годы, она не знает, что ее ждет, куда определит ее Господь. После смерти человек дает ответ за всю свою жизнь, и здесь определяется его дальнейшая участь. И очень важно поддержать душу близкого человека поминовением на Божественной литургии, чтением Псалтири, келейным правилом.
Очень часто родственники покойного думают, что, если они не покажут окружающим свою скорбь, все подумают, что они не любили усопшего, и можно наблюдать иногда просто душераздирающее зрелище с истерикой, причитанием и воем над покойником.
Особенно это практикуется в деревнях, где еще сохранились традиции особых плакальщиц. Люди сами доводят себя до полного исступления. Какая уж тут молитва?! Истинное горе, скорбь, как правило, проходят тихо и почти незаметно для других.
Бывает, что люди, слишком убивающиеся и рыдающие по усопшему, на самом деле больше жалеют самих себя: какие они теперь бедные, несчастные и одинокие.
Все эти традиции достались нам в наследство от языческих обрядов и, конечно, несовместимы с Православием.
А нам, православным христианам, нужно растворять свою скорбь с христианской надеждой, что если мы будем сами спасаться и спасать своей молитвой наших близких, то, смеем верить, нам предстоит встреча с ними там, в иной жизни. А если они достигнут Царства Небесного, то обязательно будут молиться там за нас.
о. Павел Гумеров, Антоний Поспелов
Источник: http://dishupravoslaviem.ru/plakat-po-umershemu-mera-pravoslavnogo-placha/