Новости Православия – где искать и кому верить

До 85% жителей России называют себя православными. При этом примерно треть из них признается, что в Бога не верит, а те, кто верят, в церковь почти не ходят. Так сколько же на самом деле православных в России?

Исследования показывают, что число постоянных прихожан Русской православной церкви (РПЦ) в России невелико — от твердых 0,5 до максимум 2% населения. Они входят в более обширную группу тех, кто заходят в храмы от случая к случаю — таких до 8%. В церкви их называют «захожанами» и не очень жалуют.

Православные, но в Бога не верят

Поскольку РПЦ не ведет учета своих членов, остается полагаться на исследователей. У социологов тут есть два основных метода подсчета. Первый из них наиболее простой.

Несколько крупнейших социологических институтов в стране примерно раз в год включают в свой базовый опросный лист (так называемый омнибус) вопросы о религиозной идентификации.

Эти вопросы были составлены еще в начале 1990-х социологом ВЦИОМ (глубоко верующей православной) Валентиной Чесноковой и ею же первоначально интерпретировались. Эти опросы давали  стабильно растущую в течение двух с половиной десятилетий (хотя и колеблющуюся из года в год) цифру.

Церковные власти в первой половине 2000-х с этими данными спорили, заявляя о недооценке числа православных. Однако, когда к 2008 году показатели сравнялись с желаемыми — порядка 63—75%, успокоились и даже устами патриарха Кирилла признали тот факт, что только 10% населения «воцерковлены».

Новости Православия – где искать и кому верить Павел Гнилорыбов: «Коль на Пасху народ не пустили в Кремль»   В эпоху Серебряного века, когда церковь проигрывала битву за душу верующих, особенно в крупных городах, духовенство оставалось важной частью российского населения  

В 2010 году, вскоре после избрания патриархом Кирилла (а также скандалов вокруг «нанопыли», «часов патриарха» и дела Pussy Riot), число людей, называвших себя православными, по большинству опросов достигло пика и начало падать.

После этого большая часть социологических фондов резко сократила свои исследования в данной сфере или, во всяком случае, отказалась от их публичного анализа и представления.

Так, «Левада-центр» закончил публичное представление своих опросов на эту тему в конце 2012 года на цифре 70% (за год до этого зафиксировав 75%), а в 2016 году в общем отчете своего «омнибуса» без объяснений указал на графике цифру порядка 85%.

ФОМ, по имеющимся данным, остановился в 2014-м на цифре 68% (с пиком в 2012 году — 72%). Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ показывает  70,9% на 2016 год.

Объяснять эти цифры можно по-разному. Например, так,  что «православие» — способ этнической, а не религиозной идентификации. Или что большинство граждан скрывает свою позицию от социологов, а оставшиеся говорят в духе вчерашних телевизионных новостей, и опросы попросту некорректны.

Но совершенно очевидно, что к реальным верующим эти цифры отношения не имеют.  «Левада-центр», например, оговаривает, что «60% православных не относят себя к религиозным людям», и «только около 40% православных уверены в существовании Бога, а около 30% из числа тех, кто называют себя православными верующими, вообще полагают, что Бога нет».

Другие особенности «православного» поведения представлены на рисунках.

Православные без церкви и причастия

Новости Православия – где искать и кому верить Источник: ФОМ, Воцерковленность православных, 2014Иллюстрация Рита Черепанова для ТД
Новости Православия – где искать и кому верить Источник: ФОМ, Воцерковленность православных, 2014Иллюстрация Рита Черепанова для ТД
Новости Православия – где искать и кому верить Источник: ФОМ, Воцерковленность православных, 2014Иллюстрация Рита Черепанова для ТД
Новости Православия – где искать и кому верить Источник: ФОМ, Воцерковленность православных, 2014Иллюстрация Рита Черепанова для ТД

Православные, но в церковь не ходят

Другим способом подсчета прихожан РПЦ является учет тех, кто реально проявляет себя в качестве православных верующих. То есть прежде всего тех, кто хотя бы способен прийти в храм и выслушать воскресную проповедь. И тут данные того же ФОМ задают некоторую интригу.

В пересчете на число всех опрошенных лишь до 8% утверждали, что посещают храм раз в месяц или чаще. А на более конкретный вопрос о причащении (в котором обычно участвует большинство присутствующих на полноценной церковной службе — литургии) утвердительных ответов было еще меньше.

Всего 1,4% причащались раз в месяц и порядка 4% несколько раз в год.

Новости Православия – где искать и кому верить Не поведу тебя в музей   «Такие дела» прошлись по храмам-музеям Петербурга и Москвы, чтобы посмотреть, как уживаются православие и туризм  

Получается, полноценное участие в церковной службе раз в месяц (даже не в неделю) в России принимает такое число россиян, которое находится в пределах статистической погрешности.

Можно ли доверять подобным утверждениям? Возьмем для сравнения отчеты МВД о числе посетителей ночных пасхальных и рождественских служб — как «массовые мероприятия», главные православные праздники нуждаются в специальных мерах по обеспечению порядка (эти данные более или менее регулярно собираются здесь).

Итак, по данным МВД, в последние 15 лет в рождественскую ночь в России в храмы приходят два-три миллиона человек — 1,4-2% населения, в Москве — 100-300 тысяч человек — 1,0-2,5%.

С пасхальной службой разобраться труднее, потому что МВД все время дает данные в разном формате — включая тех, кто вообще заходил в храм на праздники, тех, кто забегал освятить «снедь», а главное — тех, кто посещал кладбища (с точки зрения МВД, это тоже массовое мероприятие, но с точки зрения церкви, оно скорее тяготеет к язычеству). Даже с учетом всех-всех в России число участников «пасхальных мероприятий» не превышает семи миллионов — 5% населения. Там, где в числе участников выделены прихожане, видно, что они составляют меньшинство: например, в 2005 году в Москве на ночную службу пришли 80 тысяч (менее 1%), всего храмы посетили 359 тысяч, а кладбища — еще 580 тысяч.

Прихожане и захожане

Можно ли по таким «пиковым» праздникам судить о воцерковленности населения в целом? В России до сих пор на эту тему нет ни одного масштабного, общенационального исследования.

Однако ряд исследований, проводившихся в городах России (Казань, Омск, Пермь, Тюмень) во второй половине 2000-2010-е годах и включавших в себя подсчеты посетителей в храмах и опросы духовенства, показали сопоставимые данные. Совпадая в целом с представлениями МВД по числу прихожан по «праздникам», они зафиксировали, что происходит на приходах в будни.

Ожидаемо, число присутствующих на обычной воскресной службе составило 10-30% тех, кто дошел до храма в большие праздники.

Скажем, в Рязанской области, которая по многим показателям (например, по числу приходов и монастырей относительно численности населения) — один из наиболее православных регионов России, число прихожан в 2007 году составило 10% населения на Пасху против 0,9% на обычной литургии по воскресеньям. В более чем полумиллионной Тюмени среднегодовое число посетителей воскресных литургий в 2007-2009 годах составляло 0,39% населения, на ночную пасхальную службу в те же годы приходили в среднем 1,1% горожан.

Опираясь на оценку священников, которые в интервью подтверждали приведенные цифры, исследователи могли говорить о двух типах верующих.

«Ядро» регулярных посетителей церковных служб, во всяком случае, в крупных городах и типичных регионах России составляет примерно 0,5% населения. Они освоили основные церковные практики (участие в литургии, исповедь и причастие) и регулярно их совершают.

Например, на 100-тысячный район новостроек Петербурга (2010) или Перми (2014), по моим наблюдениям и интервью с духовенством, приходятся три открытых в воскресенье храма, где совершается литургия. Число причастников в них (они же, как правило, и постоянные прихожане) находилось суммарно в пределах 300 человек.

В центральных районах городов храмов было, разумеется, больше, однако число причастников (помимо кафедральных соборов и одного-двух популярных храмов) было значительно меньше (10-30 человек на службе).

В гиперправославных регионах России (Владимирская, Ивановская, Костромская, Нижегородская, Ростовская, Ярославская (возможно, Белгородская, Курская области, Мордовия) таких «воцерковленных» православных на середину 2000-х могло быть примерно в два раза больше.

Другая группа, которая четко отрефлексирована на уровне рядового духовенства — это так называемые «захожане» — нерегулярные посетители храмов, которые редко выстаивают значительный кусок церковной службы или бывают на проповеди.

Они предпочитают заходить в храм на короткое время, чтобы прослушать небольшой фрагмент богослужения, а главное, выполнить свои практические церковные нужды — поставить свечку, подать в церковную лавку записки с просьбой помолиться за родственников, приложиться к иконе или привезенной «гастролирующей» святыне, кратко помолиться святому, который должен помочь в трудной ситуации, купить церковную книгу или освященные пеленки в церковной лавке, взять святую воду или освятить около храма куличи. Таких людей можно видеть в городском храме вечером в обычный будний день — они заходят туда на пятнадцать-двадцать минут по дороге с работы.

«Захожане» не пользуются уважением у духовенства и воцерковленных (что те регулярно подчеркивают), однако являются относительно массовым явлением. Вместе с прихожанами они составляют примерно 2-4% населения РФ, которые бывают в храме хотя бы раз в месяц и иногда причащаются. Именно об этих цифрах говорят данные социологических опросов.

Сергей Кравец, руководитель центра «Православная энциклопедия» (одного из ведущих think tanks РПЦ, получающего значительное государственное финансирование) в интервью в мае 2014 года утверждал, что 4% населения «живут церковной жизнью».

Похоже, это наименьший процент реальных православных в России, который готово признать церковное руководство.

Новости Православия – где искать и кому верить Во мне сидит бес   Тысячи российских граждан убеждены, что в них вселился бес, и едут за помощью к экзорцисту  

Но уже церковные публицисты говорят об этом куда ближе к реальности.

Например, известнейший (ныне покойный) православный блоггер Игорь Гаслов в 2012 году так описывал типичный сельский приход в отдаленном районе Ленинградской области: «Сегодня на службе было, ну, от силы 15 человек, кстати, большинство из них причащалось, так что важно не число, а качество 🙂 … «Официальной статистике» в виде рассказов местного клира не доверяю, т.к. слышал тут песни, как у них «полный храм народа бывает», «вот-вот столько будет», «ну, на всенощную всегда народа мало, а на литургию много придет» )))) Пока больше 20-25 человек в храме не видел (Радоница, Мироносиц). Причастников всегда не меньше 10, т.е. тот самый костяк. Территория [прихода] довольно большая — два сельских поселения. Но ходят жители только с одной деревни + немного проезжающих-приезжающих. Деревня списочно примерно 500 жителей, но многие живут в получасе пешком, а многие появляются только на дачный сезон. Потому пока не показатель. А вот что с других деревень не идут, не едут — факт».

С другого конца страны вторит ему диакон Владимир Шалманов из Георгиевского благочиния Ставропольского края: «Большинство жителей населенных пунктов Георгиевского благочиния, по-видимому, считают себя православными или, по крайней мере, симпатизируют Православию.

Однако активные православные христиане (регулярно посещающие богослужения и участвующие в Таинствах) составляют не более 0,4-1% (в селах их доля меньше, в городах — больше) от общей численности крещеных в Православии.

Остальные православные по крещению люди в той или иной степени поглощены заботами о достижении земных благ, находятся в плену различных суеверий, нездоровых эсхатологических настроений, языческих и неоязыческих тенденций, а также заблуждений, сформированных пропагандистской деятельностью всевозможных сект».

Читайте также:  Акафист по усопшему до 40 дней: читать текст на русском

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ православие религия рпц социология статистика церковь

"Страшная болезнь" и "много крови": Пророчества святых старцев о России – чему верить?

Серафим Саровский, Нектарий Оптинский, Нил Мироточивый, Стефан Карульский, Паисий Святогорец – имена этих святых старцев наполнены особым значением для каждого верующего. Эти преподобные отцы известны своими удивительными житиями, полными трагических событий и чудес. Но не только.

Многие старцы оставили после себя удивительные предсказания, смысл которых ставил их современников в тупик. И лишь спустя десятилетия становилось ясно – святые отцы говорили о реальных событиях будущего, какими бы фантастическими они ни казались в прошлом.

Обе мировые войны, революция 1917 года, падение СССР и даже пандемия коронавируса – обо всём этом предупреждали мудрые старцы. И конечно, важное место в их пророчествах занимали «последние времена», то есть конец света.

«Подобно псам на улицах»: Гей-парады как предвестники апокалипсиса

Так, в предсказаниях афонского старца Нила Мироточивого, который жил в далёком XVII веке, можно найти описания того ужаса, который будет происходить накануне апокалипсиса.

Перед концом света, по словам старца, наступят ужасные времена:

Прелюбодеяние, блуд, мужеложество, убийство, хищение, воровство, неправда, продажа и покупка людей, покупка мальчиков и девочек для блуждения с ними, подобно псам на улицах. И повелит антихрист духам зла, послушным ему, довести людей до того, чтобы люди в десять раз делали больше зла, чем раньше…

И действительно, сегодня этим никого не удивишь. Особенно на «прогрессивном Западе», где гей-парады и тому подобные мерзости – «входной билет» в число «цивилизованных» стран.

Для верующих очевидно: всё это – преддверие воцарения антихриста, которое будет сопровождаться самыми страшными бедствиями.

Беда придёт из Китая: Пандемию COVID-19 предугадали за 100 лет

Не менее почитаемый старец Аристоклий, живший в конце XIX – начале XX века, накануне революции 1917 года произнёс слова, которые стали провидческими. Батюшка предупредил о том, что страна вскоре «утонет в крови», а также утверждал, что коммунизм чужд русскому народу.

Но в далёком будущем старец всё же видел спасение России, которая не только возродится, но и станет светом для всего мира. Правда, в начале этого пути все державы от нас откажутся, говорил батюшка, но «как только все правители уйдут, люди снова обратятся к Богу».

Указывал старец и на конкретную угрозу, которая может разрушить мир, – Китай. Если вспомнить, что новый коронавирус пришёл именно из Китая и захватил всю планету, пророчество кажется вполне реальным.

Тем не менее, спасение мира должно прийти именно из нашей страны, был уверен преподобный Аристоклий. Вот что он писал о будущем:

Явит Бог милость Свою над Россией… Все бросят Россию, откажутся от неё другие державы… Чтобы на помощь Господню уповали русские люди. Услышите, что в других странах начнутся беспорядки… Но не бойтесь ничего… Крест Христов засияет над всем миром, потому что возвеличится Россия и будет как маяк во тьме для всех…

Гога-Магога и Москво-Петроград – почему «пророчества» Серафима Саровского ставят под сомнения

Нередко верующие, говоря о будущем мира и страны, ссылаются на пророчества Серафима Саровского, несмотря на то, что официально никаких документальных свидетельств о «пророчествах» святого Серафима Саровского не существует.

Тем не менее, многие сайты в Сети активно перепечатывают некие записи, якобы сделанные непосредственно со слов преподобного Серафима Саровского его «служкой» Н. А. Мотовиловым.

Говорят, что эти «пророчества» хранились в архиве отца Павла Флоренского и повествовали о «последних днях», то есть о конце света.

Согласно этим записям, преподобный Серафим Саровский (1759–1833) говорил о том, что спустя более чем полвека «злодеи поднимут высоко свою голову», а Господь «попустит их начинаниям на малое время». Но затем на руководителя злодеев падёт страшная болезнь, которая не даст им осуществить пагубные замыслы. Не исключено, что эти слова относятся к большевикам.

Что касается конца света, старец якобы предсказывал, что перед ним «Россия сольётся в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими».

Согласно «пророчеству», возникнет «грозное и непобедимое царство всероссийское», – Гога-Магога, перед которым остальные народы будут трепетать.

Но всё изменится, когда Русская Империя получит «сто восемьдесят миллионов в своё владение»: старец якобы предупреждал о рождении антихриста, который появился на свет «между Петербургом и Москвой, в том великом городе, который по соединении всех племён славянских с Россией будет второй столицей Царства Русского». Название этого города будто бы будет «Москво-Петроград», или «Град конца».

Русская Православная Церковь, разумеется, считает все эти «пророчества» выдумкой и не находит никаких веских оснований верить им, а сами свидетельства Н. А. Мотовилова у многих вызывают сомнения. Однако в наши дни непростая ситуация в экономике и геополитике, осложнённая пандемией COVID-19, заставляет людей принимать даже самые сомнительные факты на веру и тревожиться.

Отсрочка в сто лет почти истекла: Страшный сон Нектария Оптинского начинает сбываться

Гораздо большего доверия заслуживает пророчество святого старца Нектария Оптинского, который, по преданию, ещё в начале XX века увидел странный сон – в нём называлась дата конца света и говорилось о том, что «все погибнут». О пророчестве вскоре забыли, но теперь снова вспомнили и ужаснулись: отсрочка в сто лет почти истекла.

Известно, что Нектарий Оптинский не раз предсказывал различные события, и эти предсказания сбывались. Так, старец предвидел, что после революции русские люди отвернутся от веры. Он также предсказал холодную войну и «железный занавес» – по крайней мере, так толкуют его слова:

Минует лет три десятка или более, и воздвигнем мы стены высокие, и будет слышен за этими стенами скрежет зубовный, и будет вражда тихая, но преопасная.

При этом старец, со слов толкователей, был уверен, что в будущем Россию ждёт процветание и духовное возрождение, – есть мнение, что он имел в виду время после распада СССР.

Новости Православия – где искать и кому верить

А в 1917 году он будто бы поведал окружающим, что видел странный сон. Во сне ему якобы явились апостол Пётр и Иисус. Пётр спросил у Спасителя, когда закончатся муки человечества. На что Сын Божий ответил, что даёт сроку до 22-го года:

«Если люди не покаются, не образумятся, то все так погибнут».

Как мы понимаем, 1922 год уже прошёл, а 2022 год ещё впереди. Некоторые толкователи предполагают, что если предсказание не сбылось 100 лет тому назад, то наверняка всё сбудется теперь. Получается, что нам дали отсрочку в сто лет, и она вот-вот истечёт? Либо же пророчество просто не сбылось.

Прольётся много крови: Мировой передел не за горами?

Также во многом сбылись и продолжают сбываться предсказания святого Паисия Святогорца, который почил относительно недавно – в 1994 году. В частности, вот как он описывал грядущие события международной политики:

Помысел говорит мне, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок станет христианами, треть погибнет на войне и треть уйдёт в Месопотамию.

Средний Восток, по словам старца, станет ареной войн, в которых примут участие русские. «Прольётся много крови, китайцы перейдут реку Евфрат, имея двухсотмиллионную армию, и дойдут до Иерусалима», – такие ужасающие перспективы, если вдуматься, не так уж фантастичны.

Особое значение старец Паисий отводил Стамбулу-Константинополю: он говорил, что там произойдёт великая война между русскими и европейцами, и прольётся много крови. Греческая армия не успеет подойти туда, но город будет всё же отдан Греции.

«Америка рухнет…»: Афонский старец увидел угрозу BLM задолго до 2020 года 

А теперь заглянем за океан – что говорили старцы о судьбе США? Она, исходя из слов святых отцов, незавидна.

Например, опубликованное недавно пророчество афонского старца Стефана Карульского так и гласит: «Америка скоро рухнет. Пропадёт страшно, начисто».

Спасение якобы придёт из двух стран: «Американцы будут бежать, стараясь спастись в России и Сербии», – писал отец Стефан. Когда это произойдёт, он не уточнил. К сожалению, схиархимандрит Стефан Карульский скончался ещё в 2001 году.

Быть православным и не верить в Бога

Новости Православия – где искать и кому верить

Православие в России не играет решающей роли в консолидации общества / Евгений Разумный / Ведомости

Православие в России не играет решающей роли в консолидации общества, при этом, как и все общество, сообщество называющих себя православными очень фрагментировано.

Декларируемая религиозность минимально влияет на идеологический и политический выбор граждан, а Русская православная церковь не обладает серьезным потенциалом массовой политической мобилизации.

К таким выводам пришли социологи исследовательской группы ЦИРКОН на основе результатов масштабного исследования по материалам всероссийского опроса, проведенного в ноябре – декабре 2018 г. с репрезентативной выборкой 2400 человек.

Результаты исследования обобщили руководитель ЦИРКОН Игорь Задорин и социолог группы Анна Хомякова в статье «Религиозная самоидентификация респондентов в массовых опросах: что стоит за декларациями», опубликованной в журнале «Полития».

Уровень религиозной самоидентификации в России вроде бы высокий: с христианством, православием в опросах ФОМ и ВЦИОМ устойчиво себя отождествляет порядка 65% опрошенных.

Но если в опрос добавить вариант ответа «Я верю в Бога, но конкретную религию не исповедую», что сделали исследователи ЦИРКОН, то картина существенно меняется: обнаруживается немалая, 17%, группа людей, которую в соцопросах раньше не фиксировали, – внеконфессиональные верующие.

В эту группу чаще прочих попадают люди в возрасте 25–34 года, работающие, материально обеспеченные.

Мотивы их отдельно не исследовались, можно предположить, что среди них не только свойственный молодости поиск, неготовность к конфессиональным обязательствам, но и неприятие религиозных институтов: совсем не доверяют РПЦ среди внеконфессионально верующих 12% (среди православных – 2%).

С учетом этой группы доля относящих себя к православным сокращается до 56%. Среди них выше средних по выборке доли женщин, людей старше 60 лет, пенсионеров, жителей малых городов, людей, не очень благополучных в социальном плане («денег хватает только на еду»).

Это предсказуемый расклад, а вот другое распространенное мнение – о наличии связи этноса и исторически заданной религиозной традиции (упрощенно: русский – значит православный) – исследование не подтверждает.

Данные ЦИРКОН показывают, что неверующих среди называющих себя русскими – 19% (18% – во всей выборке), внеконфессиональных верующих – 17% (столько же во всей выборке), православных – 60% (56%), т. е. различия между ответами называющих себя русскими и всей выборки в целом несущественны.

Читайте также:  Атеист это тот, кто верит в отсутствие Бога

Впечатляет и другой результат: только 8% православных называют веру в Бога важной для себя ценностью – это опять-таки немногим больше, чем в целом по выборке (6%). Среди православных, часто посещающих храм, таких больше – 17%, но даже в этой группе свыше 80% не придают вере первостепенного значения. Веру в Бога как, наоборот, неважное качество указало 27% православных и 19% православных, часто посещающих храм (33% – все население).

Зачем тогда нужно декларативное православие? Напрашивающийся ответ: в основном для культурной и отчасти этнической самоидентификации – неполон. Рассуждая о том, на кого они надеются, кто может защитить, о Боге говорят 18% в общей выборке и 24% – в православной.

Получается, что православие, с одной стороны, выполняет традиционную функцию – формирует ощущение психологической стабильности, защищает от одиночества, внешних угроз и проч.

С другой стороны, полагают исследователи, это косвенное свидетельство сомнения этой группы в возможности достучаться до «земных» инстанций.

Данные исследования также не позволяют говорить о православии как отдельной, устойчивой и цельной ценностной системе в представлении россиян.

Называющие себя православными респонденты (включая воцерковленную часть) мало чем выделяются на общем фоне, когда речь заходит об отношении к Октябрьской революции, Ленину, Сталину, абортам, гей-бракам, неуплате налогов, курению.

Православные чуть меньше склонны оправдывать супружеские измены и добрачный секс, но расхождения с общей выборкой не столь существенны, чтобы говорить о принципиальной разнице. Для подавляющего большинства православных (81%), как и для большинства в общей выборке, нравственность не определяется верой и даже не зависит от нее.

Это свидетельствует не только о размывании ценностей и стандартов, но и об отсутствии связи между приверженностью тем или иным ценностям и политическим, социокультурным и иным выбором и поведением – отсюда высокая степень фрагментации общества в целом и православного в частности.

Авторитет РПЦ в обществе высок, но не абсолютен: даже среди православных доля относящихся к ней с той или иной долей скепсиса – под 30%, что ставит под сомнение ее потенциал как политического мобилизатора и объединяющего общество института (а нередко радикальная позиция ее медийных иерархов по важным для общества вопросам сокращает число сторонников). РПЦ для большинства православных обеспечивает сервис по национальной идентичности, но и только.

Не нужен нам сегодня Четвёртый Рим — оставьте Россию

Как говорил пастор в одном фильме: «Одни верят, что бог есть, другие — что его нет. Ни то, ни другое недоказуемо». Есть ещё и атеисты, которые вообще ни в кого не верят. Тем не менее, история показывает, что все государства строились под знаменем «градообразующих» религий.

Уже тысячу лет назад Китай и Индия приняли буддизм, страны Азии и Востока — ислам, Европа приняла христианство католического толка. Строительство и развитие Московского княжества шло ведомое православием. Что закономерно. Ведь московский князь стал, по сути, правопреемником Киевской Руси, которая приняла крещение из рук византийских императоров в 988 году.

Опускаем период Российской империи, где армия шла в бой «За веру, царя и Отечество!», освящаемая полковыми батюшками. До революции в любом полку можно было услышать команду: «На молитву, шапки долой!»

В годы СССР религия переживала разные этапы. И всё же люди в церкви ходили, многие солдаты в годы войны носили на шее крестики и облатки, а ребятишек также крестили в церквах, как и раньше. Просто не в таком количестве.

Как говорил великий Райкин: «Эпоха была жуткая, и погода была мерзопакостной». И всё же меня крестили сразу же в петровской церкви «Петра и Павла» в Лефортово в начале 1960-х, как я только начал орать. Никаких проблем.

Забавно, что оставляя меня с бабой Дуней в коммуналке, родители с удивлением видели, как я бью вместе с ней земные поклоны перед иконами.

Хоть здесь вспомню эту русскую чужую бабушку-соседку: муж погиб в Первую мировую, рядом книги на церковно-славянском и фотографии главнокомандующего русской армии — царя Николая II.

Но хватит лирики. Кстати, в 1970-е годы в тогдашней главной церкви российского православия — Елоховской — на Пасху можно было увидеть и партийных бонз. Пошла «мода» на старину и православие. Один сбор икон по весям и деревням в своё время принял в советской России какое-то паломничество. Правда, нередко с криминальным душком.

Сегодня и Российская империя, и Советский Союз канули в лету. Зато появилась Российская Федерация, которая, на мой взгляд, сдала православные традиции тому же СССР. Это не только дичайшее падение нравственности, морали, неуёмное желание населения сделать близкому больно, но и какое-то более циничное отношение к религии, даже если вы и обвешаетесь крестиками и иконками в том же автомобиле.

Женившись на наследнице константинопольского престола Зое, царь Иван III объявил себя «Третьим Римом — четвёртому не бывать!» Сегодня пора говорить о том, что мы — Россия, и нам Рим не нужен. Хорошие были слова в солдатской песне: «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех».

Центральная Россия — это православная Россия

Думаю, всё же истоки такого «неверия» надо искать в нынешней православной церкви, а вернее у тех, кто ей руководит. РПЦ отошла от наших реалий, хотя и имеет все рычаги давления на ту же власть.

А это не только теле-радиоканалы, но главное — церкви, где собираются верующие, сочувствующие.

Это монастыри, где есть послушники, куда немало даже молодых людей ещё лет 15 назад приходили просто поработать и помочь монахам.

Полагаю, что в нынешних условиях необходимо в кратчайшие сроки пересмотреть закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», где статья 5 закона гласит, что «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

В частности, речь идёт о том, что центральная Россия должна быть клерикальным образованием в нынешней Российской Федерации. Что, в общем-то, исторически традиционно.

Ведь история последних 500 лет показывает, что это абсолютно не мешало жить у нас лучшим представителям других религий.

Вспомните сподвижника Петра I Лефорта из «Немецкой слободы», героев 1812 года с немецкими и шотландскими фамилиями, учёных и людей искусства с мусульманскими корнями, обосновавшихся в Москве в советское время.

Но, но, но… Конечно, нынешним иерархам РПЦ проще сидеть на госбюджете и помалкивать, когда надо кричать во всё горло. Моральное и нравственное падение русской национальности сегодня просто чудовищно. Дальше больше.

К сожалению, сегодня никто из РПЦ не занимается тем же миссионерством (ещё недавно кто только не ходил по квартирам, цитируя разные абзацы Библии и комментируя их в пользу своей религии или секты, но только не в пользу православия и России). Весьма актуально это сегодня и на фоне исламизации той же столицы Российской Федерации — Москвы.

Конечно, слова-слова, но должна быть и помощь тем же старикам или русским, жизнь которых сейчас «благостной» не назовёшь. Тряпки можно отыскать пока и в помойках. Нужны продукты, а судя по тому, что ещё недавно было немало волонтеров кормивших бомжей, найдутся люди, дайте помощь.

Так как наша власть отказалась от социальных завоеваний СССР, давайте вернёмся к старому проверенному лозунгу «Православие — самодержавие — народность». С царями у нас сегодня сложно — оставим в стороне «самодержавие».

Хоть и говорят нынешние российские либералы о том, что клерикализм — это плохо, не согласимся. Польша, Италия, Испания, Южная Америка — глубокий клерикализм, вкупе, особенно в Польше, окрашенный в национализм.

Но, конечно, в этом случае и наши иерархи должны стать другими, не стяжателями, а пастырями. Как святой Сергий Радонежский, благославивший князя Дмитрия перед битвой на поле Куликовом.

В прошлом году Русская Православная Церковь отметила 455-летие со дня восшествия на митрополичью кафедру святого митрополита Филиппа.

В 1566 году он стал во главе Церкви, около двух лет управлял ею, выступил против опричнины. Сначала увещевал государя тайно, а затем публично отказал ему в благословении.

Был подвергнут суду, низвергнут с митрополичьего сана, оказался простым монахом. Как результат — убит Малютой Скуратовым в 1569 году.

Митрополит Филипп не хотел распространения злобы в христианском обществе. Он хотел сохранения любви. И главная фраза, которая наилучшим образом характеризует митрополита Филиппа, прочитывается в одном из его посланий «Бога ради живите любовно».

И именно за эту любовь он, как великий пастырь, «как один из главнейших светочей нашего иночества» положил свою жизнь. «Пастырь положил жизнь за словесных овец своих», как говорили в то время.

Кстати, Романовы оценили подвиг митрополита: в 1652 году его мощи были перенесены в Москву, и ныне они лежат в Успенском соборе Московского Кремля.

Редактор: Алексей Ткаченко, Куратор: Наталия Красовская

Что делать, если чувствуешь, что теряешь веру?

Сайт Горловской и Славянской епархии

Возможно ли потерять веру? С чего начинается духовное охлаждение? Что делать, если оно с вами по каким-то причинам произошло?

Почему так происходит?

Многие люди считают, что, если вера появилась, то потерять её нельзя. В случае, когда у кого-то она пропадает, прикрываются словами апостола: «Они вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2:19). Однако всё может быть, и сомнения в вере, потеря веры — в том числе. Отчего же это происходит? Причины могут быть самые разные.

Человек может неправильно расставить приоритеты. У меня были знакомые, которые всё внимание, весь смысл своего хождения в храм сводили к красивой священнической одежде, дорогой утвари и благолепию храма. То есть они ходили любоваться и не более того.

Легко теряют веру те, у кого она осталась на уровне ребёнка. Любой взрослый может с лёгкостью разрушить её, она дрогнет под натиском обычных научных фактов.

Потеря веры может происходить от духовного кризиса или в процессе поиска Бога.

Нередко веру теряют те, кто говорит: «Я уже всё о ней знаю!», — а на самом деле даже не подступили к её изучению. Это люди поверхностные, наивные, мало читающие — возможно, просто юные.

Сейчас православная вера не так интересна людям, как некоторые восточные религии и культы. Наверное, это и не удивительно, потому что в церковных лавках мало творений святых отцов и литературы, которая адекватно рассказывает о нашей Церкви. Из-за этого христианское учение может некоторым показаться недостаточно глубоким.

Вера теряется, когда мы перестаём молиться. Мы можем продолжать ходить в храм, регулярно читать утреннее и вечернее правило, добавлять к этому правилу ещё что-то, но при этом терять живое присутствие Бога, забывать, что с Ним можно говорить как с другом, как с кем-то самым близким. Та же проблема возникает, когда человек молится, ходит на службы, но не причащается Святых Христовых Таин.

Бывает, что человеку кажется, что он теряет веру, но на поверку оказывается, что он её не имел никогда. Он принял как данность, что Бог есть, но встречи с Ним у него не произошло.

Читайте также:  Сыночку: стихи умершим от мамы чтобы затронуло душу

Я помню по себе, через что пришлось пройти, прежде чем я познакомился с живым Христом. Помню, как сидел, пил чай — и вдруг понял, что я вовсе не христианин, хотя хожу в храм, причащаюсь и даже пономарю.

В тот момент и возникло желание честно поговорить с Богом.

Что же делать, если человек чувствует, что теряет веру?

Прежде всего важно найти человека, в глазах которого вы увидите огонь веры во Христа. Не важно, какой у него будет пол и возраст, в сане он будет или нет. В окружении каждого верующего хотя бы один такой человек есть. Не надо сразу говорить, что вы потеряли веру, просто пообщайтесь.

Надо разобраться в себе, понять, почему охладели, куда делась ревность о Боге, в которой мы должны не умаляться, а возрастать.

Может, вы просто привыкли — к иконам, молитвослову, молитвам, святыням, что находятся у вас в доме? У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть рассказ о том, как инок пришёл к духовнику и говорит: «Авва, я приобрёл непрестанную молитву!» — а тот ему отвечает: «Нет, просто у тебя молитва вошла в привычку». Может, у вас тоже так? В этом случае нужно посоветоваться со священником, он подскажет, что и как изменить.

Возможно, для вас явились соблазном какие-то второстепенные моменты из жизни священника — типа дорогой машины или его внешнего вида.

Может быть, священник как-то неправильно вёл себя или общался с кем-то нехорошим, вы разочаровались в нём — и перенесли это разочарование на православие в целом? Но если разобраться, оказывается, что это не причина терять веру.

Священник — живой человек, с достоинствами и недостатками, и общаться он должен не только со святыми, но со всеми, кто к нему приходит.

Вам могут быть непонятны или не близки какие-то догматы или постановления Церкви. Это вопрос посерьёзнее предыдущего, но он тоже решаем. Мы живём в век интернета, когда можно задать вопрос куда и кому угодно — хоть в богословскую комиссию.

Главное — хотеть разобраться, искать ответы. Пишите, спрашивайте! Я слышал историю о священнике, который ещё в доинтернетные времена нашёл номер телефона Алексея Ильича Осипова и советовался с ним по вопросам, которые беспокоили его прихожан.

Если от решения определённых вопросов зависит ваша вера, ищите на них ответы.

Вера может колебаться, когда человек, не укрепившийся в ней, начинает наполнять себя чем-то другим, в частности — искать какое тайное знание, учение для избранных.

Могу сказать, что они его уже нашли: православие и есть учение для избранных, только избранным может стать каждый, кто хочет, а не только какая-то горстка посвящённых.

Тем, кому кажется, что истина не только в христианстве, но и где-то ещё, я рекомендую почитать книгу святителя Николая Сербского «Феодул».

Вера может пропасть у человека, который ждёт, что Бог сделает так, чтобы в жизни всё было хорошо. Магическое мышление у наших людей никуда не делось, мы по-прежнему думаем, что выполнив определённые ритуальные действия, можем исправить свою жизнь, добиться успеха в чём-либо.

Некими обрядами задобрим Бога, и Он сделает всё, что нам хочется. Чтобы избавиться от этого заблуждения, надо читать не только Евангелие, но и Деяния святых апостолов. Мне кажется, что этой книге не уделяют достаточного внимания.

Так вот, апостол Иаков учит: если мы просим, но не получаем просимого, то либо просим о том, что пользы не принесёт, либо просим плохо. Если вас не удовлетворяет такое объяснение, то есть молитва, которая отвечает на все вопросы. Это «Отче наш», где есть слова, известные всем: «Да будет воля Твоя».

Очень часто святые отцы пишут: если можете — не просите ничего у Бога, Он сам знает, что вам нужно. Лучше научитесь Его благодарить. Мы очень часто забываем об этом — и очень редко радуемся.

Надо учиться радоваться, находить поводы для этого. Запоминать моменты, когда мы счастливы. Я и сам этому учусь. Всё это помогает научиться быть благодарными Богу, а в благодарности расцветает и вера.

Следите за тем, чем вы себя наполняете. Порой человек так увлекается всем злым, страшным и печальным, что происходит в мире, что не замечает ничего доброго.

От этого рождаются уныние и пессимизм, которые вряд ли помогут обрести крепкую веру.

Бывают моменты, когда кажется, что ваши молитвы не слышат, они идут куда-то в пустоту. Однако это не значит, что нужно всё забросить и не молиться. Надо поступать, как Господь нас учит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).

Каждому из нас полезно периодически просто отложить телефон и посидеть в тишине. Не читать, ничего не смотреть, просто подумать, помолчать. Круговорот жизни не даёт возможности сосредоточиться на себе, а без этого сложно сосредоточиться на своих отношениях с Богом.

Причиной потери веры могут быть депрессивные состояния, то есть проблемы со здоровьем. Верующий может регулярно исповедоваться в унынии и маловерии, но ему нужен психолог или даже врач-психотерапевт. Мы выросли в обществе, где считалось, что психологических проблем ни у кого нет.

И к психологам, если они не называют себя «православными», верующие люди не обращаются. Хотя, если психолог называет себя так, у меня к нему много вопросов, потому что православной психологии не существует. Так вот: отказываться от психологической помощи не стоит.

Даже Патриарх не раз уже поднимал тему священнического выгорания, а ведь выгорают не только священники. Нет ничего плохого в том, чтобы человеку в его проблемах, связанных с психикой, помог специалист.

Моя знакомая врач-психиатр говорит: «Если бы Церковь и мы работали в тандеме, можно было бы помогать эффективнее».

Было бы неплохо, если бы верующие люди читали книги по психологии. Тогда они бы знали, что в нашем мозге есть процессы, которыми мы можем управлять ради улучшения качества нашей жизни.

Есть серьёзные психологи и психиатры, читать которых действительно стоит — Виктор Франкл, например, который прошёл через концлагерь и писал свои работы на грани жизни и смерти.

Его книга «Логотерапия» может быть полезна многим.

Ещё раз подчеркну, что нужно найти собеседника, с которым вы сможете говорить о вере. Сейчас о ней говорить не модно, а о сомнениях — вообще не принято.

Я считаю, что любые духовные недоумения могут быть предметом обсуждения, потому что иногда проблемы, кажущиеся нам неразрешимыми, со стороны выглядят и решаются довольно просто. Всегда есть люди, которые готовы прийти нам на помощь.

Если вдруг вы не нашли таких людей вокруг себя, можно найти их в интернете. Сейчас многие прекрасные священники ведут блоги в соцсетях, каналы в YouTube, не боятся отвечать на трудные вопросы и поднимать острые темы.

Обратите внимание на передачи и книги архимандрита Саввы (Мажуко), канал «Серафим» в YouTube, посмотрите ответы на вопросы, которые даёт на канале «Спас» отец Геннадий (Войтишко), загляните в блог отца Павла Островского в Instagram, и вы найдёте современных, интересных православных людей.

Ещё посоветую искать вокруг себя просто добрых людей, которые говорят о правильных и хороших вещах, ещё не подозревая, что они верующие.

Возможно, такой человек Христа ещё не встретил, но Спаситель уже идёт рядом с ним и ждёт, когда он повернёт к Нему голову.

Да и тем, кто чувствует охлаждение в вере, тоже стоит внимательно посмотреть по сторонам: может быть, Христос уже рядышком, просто ждёт, когда мы на Него посмотрим.

Священник Димитрий Паламарчук

Православный информационный портал «Вера»

О проекте

Приветствуем вас, дорогие братья и сестры во Христе!

В современном мире, полном искушений и соблазнов, порой очень трудно удержаться и не впасть в грех. Многие люди, далекие от православия, чувствуют душой, что живут неправильно, но не могут понять, что же не так. Те же, кто уже открыл для себя православную веру, начинают понимать, что учиться жить с Богом нужно всю свою жизнь.

Вне зависимости от веры в Бога, каждый человек хочет жить счастливо.

Счастье каждый трактует для себя по-своему, но настоящее, истинное счастье можно познать только лишь тогда, когда в человеческую жизнь входит Господь.

Без Бога жизнь человека, даже наполненная материальными благами, зачастую бывает сера, скучна и уныла. Так как же впустить Христа в свою жизнь? Именно этому и учит православная вера.

Наш православный сайт специально разработан для тех, кто хочет разобраться в особенностях православной веры и воцерковления. Нашими гостями могут быть как новоначальные христиане, так и давно воцерковленные, а также еще сомневающиеся в выборе собственного жизненного пути.

Жизнь православного человека немыслима без молитвы. Апостол Павел через Библию призывает нас к непрестанной молитве, этому же учат и святые отцы. Специальный раздел Молитвослов познакомит вас с большим количеством молитв на все случаи жизни. Тут можно найти как общие молитвословия ко Господу и Пресвятой Богородице, так и отдельные молитвы любимым православным святым.

В разделе Духовная жизнь собраны ответы на актуальные вопросы повседневной жизни христианина. Как правильно поститься, зачем нужно обязательно ходить в храм, можно ли верить в Бога «в душе», почему аборт является убийством – все это и многое другое вы сможете понять, посетив этот раздел.

Церковная жизнь имеет свой особый ритм, диктуемый значимыми датами и христианскими праздниками. Помимо основных Великих праздников, Церковь чтит различные памятные даты, связанные с важными событиями в истории христианства. Суть и смысл большого разнообразия церковных праздников вы сможете узнать из раздела Календарь.

Важной частью православия является почитание святых икон. Икона – это образ, глядя на который, человеческий ум возносится к Первообразу Господа, Богородицы, святых. Молитва перед иконой побуждает нас к большей внимательности, помогает преодолеть рассеяние. Раздел Иконы расскажет вам о почитаемых в православии образах, многие из которых являются чудотворными.

Невозможно представить себе христианство без подвига. Православие зиждется на святых, которые жизнью своей исповедали Христа, и после своей смерти помогают нам идти христианским путем. Раздел Жития святых расскажет вам удивительные истории о жизни подвижников благочестия, об их мирском пути, о познании Бога.

Церковь является земным домом Бога, и не бывает православия без храмов. Посещая богослужения в святых местах, душа человеческая очищается и получает божественную благодать, исцеляется от грехов и страстей. Раздел Церкви и храмы отправит вас в путешествие по храмам и монастырям всего православного мира.

Вступая на путь православной веры, человек преображается и внутренне, и внешне. Постараемся сделать так, чтобы этот путь духовного развития был понятен и приносил радость от приближения к Богу.

Храни нас всех Господь, дорогие братья и сестры!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector