Мытарство это испытание или наказание?

Современные люди стали настолько развитыми, что могут получить практически все, кроме бессмертия. Поэтому все, что остается за гранью жизни остается загадкой.

Никто не даст ответа, что происходит с душой после того, как она покидает физическую оболочку. Однако, есть люди, которые после перенесения клинической смерти начали утверждать, что после смерти есть продолжение.

Существуют мытарства души после смерти, которые определят что будет дальше.

Испытания для души

Мытарство это испытание или наказание?

В каждой религии существует свое понятие рая и ада. Но святые люди, получавшие благодать и находящиеся сейчас подле Господа отвечали на многие волнующие вопросы. Отталкиваясь от этих ответов Церковь переняла опыт в понимании человеческой души и знания, позволяющие излечить ее от мытарств.

20 мытарств души

В церковном представлении существует 20 мытарств, а точнее страшные испытания, которые проходит человеческая душа после того, как покидает тело. Тайны мытарства дают понять достойна ли она попасть в рай, обрести покой и вечную благодать.

Испытания настолько страшны, что согласно поверьям даже Дева Мария их боялась и просила сына дать возможно миновать этих мук.Мытарство это испытание или наказание?

Однако все они неизбежны, ни для одного умершего. Душе можно помочь и сделать это могут только люди, которые на земле были к человеку ближе всего. За новопреставленного ставят свечи и молятся.

Душа перемещается из одного мытарство в другое. И каждое из них становится страшнее предыдущих.

Рассмотрим список по их последовательности:

  1. Празднословие. Любовь к пустословию. Разговорам, которые могут переходить все грани.
  2. Ложь. Человек при жизни намеренно обманывал других. Он мог получать от этого удовольствие и выгоду.
  3. Клевета. Уничижающее мнение о других деяниях. Распространение неправдивых слухов.
  4. Чревоугодие. Огромное пристрастие к еде.
  5. Праздность. Бездействие и большая часть жизни проведенная в лени.
  6. Воровство. Присвоение себе чужих вещей.
  7. Сребролюбие. Привязанность, обожание материальных ценностей.
  8. Лихоимство. Желание получать вещи преступными путями.
  9. Неправда в делах и поступках. Свершение нечестных деяний и тяга к ним.
  10. Зависть. Желание получить ту же ценность, что имеет сторонний человек.
  11. Гордыня. Превозношение своей личности выше других.
  12. Ярость и гнев. Проявление агрессии, совершение насилия над другими.
  13. Злопамятность. Память о чужих проступках, желание мести.
  14. Убийство. Насильственное лишение жизни человека.
  15. Чародейство. Владение магией и ее использование.
  16. Блуд. Половые связи имеющие беспорядочный характер.
  17. Прелюбодеяние. Измена законному мужу.
  18. Содомия. Однополые браки. Бог отрицает такие союзы.
  19. Ересь. Поклонение чужой религии и отрицание Бога.
  20. Жестокость. Неумение сострадать. Обладание черствым характером.

В своем большинстве мытарства представлены как представление о добрых деяниях человека, которые предписаны каждому человеку. Душа попадет в рай только в том случае, если сможет преодолеть все двадцать мытарств. Если же она не справится хотя бы с одним, она будет направлена в ад, где будет предана вечным мучениям.

Дни мытарства

Итак уже на третий день начинаются испытания и длятся они ровно столько, сколько грехов человек совершил при своей жизни. Заканчиваются испытания на день 40 мытарств души. Только после этого вершится суд на котором и принимается решение, куда душа будет направлена.

В Библии сказано, что несмотря на количество совершенных грехов, любая душа может быть спасена. Но для этого нужно покаяние и оно должно быть сделано искренне.

Попав в рай душа не будет знать терзаний, смятений, у нее не будет никаких желаний, кроме радости от того, что она находится подле Господа. Что же касается попадания в ад, то здесь их мучения и страдания будут вечными. И даже после того, как произойдет всемирное воскрешение, когда они будут во плоти, страдания не прекратятся.

Что ждет душу после смерти по дням

Мы определили когда после смерти душа проходит мытарства, но что происходит еще. Разберемся по дням. Первое, что нужно знать — покидая тело, душа уже не может себя контролировать. Умершему следует смириться с произошедшим и принять то, что с ней происходит.

А что именно с ней происходит в первые дни:

  1. В первые дня два душа еще находится возле своей физической оболочки. Ей дается возможность попрощаться со своей земной жизнью и людьми, которые ее окружают. В эти дни возле нее находится ангел и демон, каждый пытается переманить на свою сторону.
  2. На третий день новопреставленного ждут мытарства. В эти дни всем близким нужно усердно молиться за усопшего, ставить за него свечи и вспоминать лишь о нем лишь хорошее. После того как мытарства окончатся, душу относят в рай, чтобы она увидела, какие блаженства ее могут там ожидать.
  3. С наступлением шестого дня забываются все заботы. Это период покаяния. Душа искренне должна покаяться в том, что ею было сделано при жизни и неважно было это целенаправленно или неведомо.
  4. Полное очищение от содеянного душой происходит на девятый день. Тогда она предстает перед Богом, а после будет отправлена ангелами в ад дабы узреть муки и терзания, которые там происходят. Родственникам важно усердно молиться за усопшего. Нельзя проливать слез, чтобы не утяжелить страдания. Следует просить помилования. Желательно отобедать кутьей с медом, это покажет, как сладко жить при Господе.
  5. По достижению сорокового дня душа снова предстает перед Богом. В этот день решается, куда будет направлена душа для проведения вечности. Молитвы, которые будут читать родные на земле помогут сгладить грехи сделанные человеком при жизни.
  6. Спустя шесть месяцев душе дается еще одна возможность навестить своих родных на земле. Но в этот период сделать что-то для изменения решения нельзя. Остается только продолжать читать молитвы о покое и чтить хорошую память.

Мытарство это испытание или наказание?

Важные напутствия

Когда православный человек готовится покинуть жизнь, его исповедует священник и проводит причастие, а если это возможно соборует. Об этом следует заблаговременно позаботиться, ведь у человека может наступить беспамятство.

После этого священнослужитель читает канон, который исходит от лица человека. Если человек находится в состоянии, он может сам прочесть канон. Так церковные слова готовят душу к предстоящим мытарствам.

Если же человек уже отошел в иной мир, то незамедлительно нужно прочитать “Последование по исходе души от тела”.

Мытарство это испытание или наказание?

Обязательно, сразу, как только настанет, смерть следует обратиться в церковь для заказа сорокоуста. Это ежедневное поминовение на протяжении сорока дней. Это принесет большую пользу для души, ведь все совершенные ранее грехи омываются Кровью Христа. Если ежедневные службы в вашей церкви не предусмотрены, обязательно обратитесь в другую.

При наступлении третьего дня после погребения проводят отпевания. Конечно, лучше обратиться с этой просьбой в храм. Считается, что если в один день проводят несколько отпеваний, то лучше делать их совместными, так мольба будет горячее.

Что чувствует душа

Мысли о предстоящей смерти нормальны. Каждому человеку хочется знать, что находится за этой тайной завесой, что его ожидает. Существует наука танатология. Она занимается изучением осмысление смерти людьми. Доказывает, что наши предки к загробной жизни готовились заранее. Ее воспринимали как неотъемлемую часть жизни. И это было очень мудро с их стороны.

Мытарство это испытание или наказание?

Важно знать и то, что с приходом смерти, душу ожидает то, что человек заслужил за свою жизнь, от того, какие поступки он совершал. Перед тем как отойти в мир иной важно покаяться, простить обидчиков, извинитесь перед теми, кого обидел и сохранить хорошие отношения с близкими. Именно эти люди помогут перенести то, что ждет душу с легкостью и достигнуть покоя и блаженства.

Заключение

Следует принять смерть, как то, что неизбежно. С этим придется столкнуться каждому. Но нужно и помнить о том, что это не конец, а выход из физической оболочки и продолжение пути, обретение истинного бессмертия. Не следует печалиться, чтобы с легким сердцем покинуть родных и позже встретиться с ними на другой стороне.

Мытарства души после смерти • Испытания для души православного

В православной традиции принято поминать умершего человека на третий, девятый и сороковой день после смерти. Этот обычай очень тесно связан с представлениями Церкви о мытарствах души.

  • Считается, что в первые три дня после завершения земного пути нематериальная сущность усопшего облетает все дорогие ей места и находится рядом с близкими людьми.
  • На третий день принято хоронить и отпевать покойного. В этот момент душа в сопровождении ангела-хранителя отправляется на Небеса.
  • До девятого дня она созерцает и познает все прелести Райской обители. Затем душа предстает перед Богом, после чего ей предстоит пройти самый ответственный экзамен.
  • С 9 по 40 день она будет находиться в аду и проходить этап мытарств.
Читайте также:  Можно ли называть ребенка в честь умершего родственника

Подробнее: судьба души в первые дни после смерти.

Что такое мытарства?

Мытарства — это испытания, которые должна пройти душа на пути к Царствию Небесному. Они представляют собой встречи с бесами, чью волю покойный исполнял при жизни и во славу которых совершал грехи.

Слово «мыта́рства» (ударение падает на второй слог) дословно переводится как «таможня». Мы́тарь — сборщик податей в Иудее.

Мытарство это испытание или наказание?

Таким образом, душа как бы проходит через таможенные посты, на каждом из которых особые демоны (мытники, мытари) взимают пошлину за каждый из грехов.

От того, насколько успешно душа выдержит этот экзамен, зависит ее участь на Небесном Суде, который совершается на сороковой день после смерти.

Мытарства души после смерти перекликаются с католическим догматом о чистилище, где пребывают души тех людей, которые умерли в мире с Богом, но нуждаются в очищении от последствий совершённых ими при жизни грехов.

Количество мытарств души в православии

Разные христианские источники говорят о различном количестве испытаний души. Некоторые отцы Церкви заявляют о более чем 30 грехах, страстях и душевных недугах, за которые покойному приходится держать ответ перед Всевышним.

Страница памяти расскажет о человеке детям, внукам и их потомкам

Как создать страницу памяти

Блаженная Феодора рассказывала о 20 посмертных мытарствах, через которые проходит душа. Вот этот список мытарств:

  • Празднословие и сквернословие. Это самый первый этап испытаний, на котором душа отвечает за речь, наполненную бранными словами, словесное осквернение святынь, разговоры сверх меры, сплетни, анекдоты, слухи, беседы на недушеполезные темы.
  • Оклеветание и осуждение. На этом «таможенном посту» душу пытают за ложные обещания, дачу неправдивых показаний, лицемерие, неискренние угодливые восхваления, уничижительное мнение о ближних.
  • Ложь. Здесь душа держит ответ за один из самых страшных грехов. Лживые заявления, умышленное искажение правды, борьба с истиной прямо противоречат девятой заповеди.
  • Чревоугодие. Демоны истязают душу за угождение своему желудку в ущерб душе и духовному развитию. К греху чревоугодия относится не только пристрастие к обильной, вредной и вкусной пище, но также тайноядение, замена постных продуктов заменителями мяса в пост, гурманство, регулярное и неумеренное употребление алкогольных напитков, курение, наркомания и другие пороки, связанные с отсутствием желания или воли ограничивать себя в чем-либо.
  • Гордость. На этом этапе мытарств душа истязается за отсутствие работы над своим духовным развитием, отвержение Бога, презрение к другим людям. Гордость считается одной из самых опасных страстей. Это связано с тем, что ее повод лежит не в материальном, а в духовном мире. Подверженный этому греху человек наслаждается своим падшим эго, утверждается в своей исключительности в противовес Богу и ближнему своему.
  • Леность. Душа подвергается испытаниям, связанным с отсутствием желания трудиться, впадением в уныние, пассивностью и равнодушием.
  • Воровство. Это мытарство является очень тяжелым для тех, кто при жизни занимался грабежом, присвоением чужого, вымогательством, получением платы за работу, которую не выполнял.
  • Сребролюбие и скупость. Этот этап подвергает душу испытаниям за жадность к деньгам, ненасытному увеличению материальных благ, страстью к накоплению и сохранению богатства. Сребролюбие считается тяжким грехом, нарушающим вторую заповедь, которая запрещает поклонение «золотому тельцу».
  • Лихоимство и мздоимство. Душе приходится отвечать за взяточничество, ростовщичество, спекуляции, вымогательства, злоупотребление властью, совершение обмана в сделках и торговле.
  • Зависть. Для людей, которые при жизни печалились о благе ближнего, это будет сложной частью мытарств. От греха зависти предостерегает 10 заповедь Божия. Это ненасытное чувство, которое убивает любовь к близким людям. При этом порок не приносит ни малейшего удовлетворения грешнику.
  • Тщеславие. Душа, дошедшая до этого этапа посмертных мытарств, встречается с бесами, которые испытывают ее страстями кичливого высокомерия, любви к славе, мании величия, крайнего эгоизма, неуступчивости, пренебрежительного отношения к другим людям.
  • Гнев и ярость. Мытники пытают душу за сильные возмущения, негодования, раздражительность, действия, проникнутые ненавистью, злорадством, отвращением. Согласно учению Церкви, гнев входит в число восьми наиболее пагубных страстей.
  • Злопамятство. Душа подвергается допросу о поступках, когда она не прощала причиненных обид. Это тяжкое испытание для мстительных людей, постоянно сеющих распри и раскол. Церковь считает злопамятность отвержением любви и отречением от Бога.
  • Разбойничество. С этого этапа начинаются самые суровые испытания. Душу призывают к ответу за нанесение увечий кому-либо, в том числе самому себе, намеренное отравление, покушение на убийство, умышленный аборт.
  • Волшебство и чародейство. Это мытарство спиритизма, которое представляет собой мистическую веру в возможность общения с умершими людьми. Также с души спрашивают за грехи гадания, призвания бесов, азарта.
  • Блуд. Истязанию подвергаются души, которые занимались любодеяниями, не состоя в законном браке, а также совершали грех соблазна, непристойного поведения, бесстыдства, половой распущенности, пошлости, порочного образа жизни.
  • Прелюбодеяние. Испытания ожидают тех, кто не хранил супружескую верность в течение жизни, а также души, обещавшие Христу хранить свою чистоту, но нарушившие обет.
  • Содомские грехи. Речь идет о греховных помыслах или деяниях, направленных на влечение к представителям своего пола, и других половых извращениях.
  • Идолопоклонничество. Это мытарство ереси, на котором демоны истязают человека за верования, противоречащие вероучению Церкви, богохульство, суеверия, осквернение святынь, сознательное упорное противление Божьей Истине.
  • Немилосердие и жестокосердие. Это мытарство души может оказаться самым непроходимым. Список страстей, которыми истязают усопшего, включает грех бездушия, отказ от помощи, ожесточенность на ближнего или Бога.

Мытарствам души в православии не подвержены святые, принявшие мученическую смерть. Они сразу попадают на Небеса. Кроме того, согласно учению Церкви, души не проходят испытания в одиночку. Их сопровождают ангелы, которые помогают человеку проходить истязания злыми духами.

Также помощь оказывают молитвы священников, родных и близких людей.

Поэтому родственникам усопшего очень важно на протяжении 40 дней после смерти усиленно молиться во имя спасения его души.

Как читать Псалтырь

Синонимы слова «мытарства»

Слово «мытарства» вошло в светский обиход и используется и поныне. Синонимы слова мытарства:

  • пытка
  • истязание
  • маета
  • мука
  • терзание
  • страдание
  • препятствие

Рекомендуем:

  • Поминки на 9-й день и на 40-й день после смерти.
  • Родительские субботы

Мытарство это испытание или наказание? Мытарство это испытание или наказание?

Мытарства

Мытарство это испытание или наказание?

Мыта́рства — (“тамо­жен­ные посты”) — 1) места посмерт­ного испы­та­ния души, на каждом из кото­рых осо­быми демо­нами, мыт­ни­ками, взыс­ки­ва­ются опре­де­лен­ные виды грехов; 2) посмерт­ное испы­та­ние души, обна­ру­жи­ва­ю­щее её нрав­ствен­ное состо­я­ние, совер­ша­е­мое перед оком Бес­при­страст­ного Судьи, при непо­сред­ствен­ном уча­стии анге­лов и демо­нов, вли­я­ю­щее на опре­де­ле­ние Част­ного Суда.

Мытарство это испытание или наказание?

Мытар­ства – это образ­ное, сим­во­ли­че­ское пред­став­ле­ние част­ного суда: осо­зна­ние итогов земной жизни при посред­стве падших духов, кото­рым Бог попус­кает дей­ство­вать ору­ди­ями своего пра­во­су­дия.

Следуя пра­во­слав­ному учению, после смерти чело­ве­че­ского тела ведо­мая анге­лами душа хри­сти­а­нина вос­хо­дит к Богу. На этом пути чело­ве­че­скую душу встре­чают падшие духи, родо­на­чаль­ники всех грехов и поро­ков. Они пре­пят­ствуют ее вос­хож­де­нию своими обви­не­ни­ями. Про­цесс этого обви­не­ния назван мытар­ствами или истя­за­ни­ями.

Истя­за­те­лями (мыта­рями) на нем высту­пают падшие духи. Они обли­чают чело­ве­че­скую душу в соде­ян­ных ею грехах, стре­мясь обна­ру­жить гнез­дя­щи­еся в ней стра­сти.

Изоб­ли­чая гре­хов­ные стра­сти чело­ве­че­ской души, они «ста­ра­ются найти в ней срод­ство с собою, свою гре­хов­ность, свое паде­ние и низ­ве­сти ее во ад» (свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов).

На мытар­ствах чело­ве­че­ские грехи «при­зна­ются загла­жен­ными про­ти­во­по­лож­ными доб­рыми делами или соот­вет­ствен­ным пока­я­нием» (свт. Феофан Затвор­ник).

Мытар­ства – удел хри­сти­ан­ских душ, обна­ру­жи­ва­ю­щих на них вер­ность или измену своему Спа­си­телю и Иску­пи­телю – Бого­че­ло­веку Иисусу Христу.

«Неве­ру­ю­щие же во Христа и вообще все не веда­ю­щие истин­ного Бога этим путем не вос­хо­дят, потому что во время земной жизни живы только телом, а душой уже погре­бены во аде.

И когда они уми­рают, бесы без вся­кого испы­та­ния берут их души и низ­во­дят в геенну и про­пасть». (Рас­сказ бла­жен­ной Фео­доры о мытар­ствах)

  • «Как ни дикою кажется умни­кам мысль о мытар­ствах, но про­хож­де­ния их не мино­вать».
    cвя­ти­тель Феофан Затвор­ник
  • ***
  • В рас­сказе бла­жен­ной Фео­доры ука­заны сле­ду­ю­щие мытар­ства (Житие пре­по­доб­ного отца нашего Васи­лия Нового):
  • Мытар­ства, согласно свт. Кириллу Алек­сан­дрий­скому
  • («Слово об исходе души и Страш­ном Суде»):
  1. Мытар­ство духов огла­го­ле­ния и чрев­ного неистов­ства: ложь, кле­вета, закля­тия, клят­во­пре­ступ­ле­ния, празд­но­сло­вие, зло­сло­вие, пусто­сло­вие, кощун­ства, руга­тель­ства; блу­до­де­я­ние, пьян­ство, без­мер­ный смех, нечи­стые и непри­стой­ные цело­ва­ния, блуд­ные песни
  2. Мытар­ство духов лести и пре­ле­сти — к виде­нию очей: непри­стой­ное взи­ра­ние, непо­треб­ное любо­пыт­ство; необуз­дан­ное воз­зре­ние
  3. Мытар­ство духов-нашеп­ты­ва­те­лей — к чув­ству слуха: услаж­де­ние всем, что льстиво раз­дра­жает наш слух, при­стра­стие ко всему гре­хов­ному, что при­ни­маем через слух
  4. Мытар­ство страж­ни­ков над пре­ле­стью обо­ня­ния: страст­ное услаж­де­ние чув­ства обо­ня­ния, напри­мер, при­стра­стие к бла­го­вон­ным экс­трак­там из рас­те­ний и цветов, так назы­ва­е­мые «духи», масти, обык­но­венно упо­треб­ля­е­мые на пре­льще­ние блуд­ными жен­щи­нами
  5. Мытар­ство духов — к чув­ству ося­за­ния: без­за­ко­ния и мерз­кие дела, учи­нен­ные посред­ством рук
  6. Прочие мытар­ства: злоба, зависть и рев­ность, тще­сла­вие и гор­дость, раз­дра­жи­тель­ность и гнев, остро­жел­чие и ярость, блуд, пре­лю­бо­дей­ство и руко­блу­дие; убий­ство, чаро­де­я­ние и прочие деяния бого­мерз­кие и сквер­ные, о кото­рых свя­ти­тель не гово­рит подробно (согласно его учению, всякая душев­ная страсть и всякий грех имеет своих пред­ста­ви­те­лей и истя­за­те­лей).
Читайте также:  Молитва для похудения - православный взгляд

Мытар­ства, согласно свт. Иоанну Мило­сти­вому

(Пролог, 19 декабря. Святой Иоанн Мило­сти­вый):

  1. Ложь
  2. Кле­вета
  3. Ярость
  4. Зависть
  5. Гнев
  6. Памя­то­зло­бие
  7. Гор­дость
  8. Сра­мо­сло­вие
  9. Непо­кор­ство
  10. Лихва
  11. Среб­ро­лю­бие
  12. Пьян­ство
  13. Объ­еде­ние
  14. Зло­пом­не­ние
  15. Волх­во­ва­ние
  16. Бра­то­не­на­ви­де­ние
  17. Убий­ство
  18. Воров­ство
  19. Неми­ло­сер­дие
  20. Блуд
  21. Пре­лю­бо­де­я­ние.

На чем осно­вано учение о мытар­ствах и что они собой пред­став­ляют?

Учение о мытар­ствах осно­вано на Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии Церкви. О жела­нии демо­нов власт­во­вать над чело­ве­ком Боже­ствен­ное Откро­ве­ние сви­де­тель­ствует неод­но­кратно.

Напри­мер, о диа­воле сооб­ща­ется, что он «ходит, как рыка­ю­щий лев, ища, кого погло­тить» (1Пет.5:8). Само собой разу­ме­ется, что жела­ние диа­вола погло­тить свою жертву не огра­ни­чи­ва­ется рам­ками её земной жизни, но рас­про­стра­ня­ется и на посмерт­ную жизнь.

Именно в этом кон­тек­сте ста­но­вится понят­ным биб­лей­ское изоб­ра­же­ние ада под видом живого суще­ства с без­мерно рази­ну­той хищ­ни­че­ской пастью (Ис.5:14), нена­сыт­ной утро­бой (Сир.51:7). Ведь в ад чело­век сходит не иначе как душой, то есть после раз­лу­че­ния души с телом.

Соб­ственно, воз­мож­ность схва­тить и зато­чить чело­ве­че­скую душу в аду откры­ва­ется перед бесами только в этот период.

Сатана назван в Писа­нии князем, гос­под­ству­ю­щим в воз­духе (Еф.2:2). Воздух же есть та над­зем­ная сфера про­стран­ства, сквозь кото­рую души почив­ших воз­но­сятся к Небу (Деян.1:9).

Именно здесь раз­во­ра­чи­ва­ется театр борьбы демо­ни­че­ских сил за овла­де­ние душой, кото­рую диавол, в сотруд­ни­че­стве с под­чи­нен­ными ему пад­шими духами, «под­сте­ре­гает в пота­ен­ном месте, как лев в лого­вище; под­сте­ре­гает в засаде, чтобы схва­тить бед­ного; хва­тает бед­ного, увле­кая в сети свои» (Пс.9:30).

Но вот оказия! Просто так взять и пле­нить чело­ве­че­скую душу, ото­брав её у Вла­дыки владык, диавол не в состо­я­нии (Иов.2:6). Ведь хотя он и силь­ный, однако же не все­силь­ный, как Бог. Поэтому он и стре­мится добиться гос­под­ства над душой, желая выка­зать её недо­стой­ной и, глав­ное, неспо­соб­ной жить в Цар­стве святых.

Поскольку диавол есть кле­вет­ник и отец лжи, да к тому же и «чело­ве­ко­убийца» (Ин.8:44), постольку понятно, что если бы не вме­ша­тель­ство Бога, не попе­чи­тель­ство анге­лов, он, под вывес­кой спра­вед­ли­вого изоб­ли­че­ния, обо­лгал бы любого. Ведь «Когда гово­рит он ложь, гово­рит свое» (Ин.8:44).

Отсюда и необ­хо­ди­мость в Боже­ствен­ной помощи, отсюда и молитва: «Гос­поди, Боже мой! на Тебя я уповаю… да не исторг­нет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избав­ля­ю­щего [и спа­са­ю­щего]» (Пс.7:2).

Задача оправ­ды­вать душу, вспо­ми­ная её добрые дела (мысли, жела­ния и пр.), воз­ла­га­ется Богом на анге­лов, так как «они суть слу­жеб­ные духи, посы­ла­е­мые на слу­же­ние для тех, кото­рые имеют насле­до­вать спа­се­ние?» (Евр.1:14).

Клас­си­че­ским при­ме­ром ангель­ского попе­чи­тель­ства о душе служит притча о бога­том и Лазаре: «Умер нищий и отне­сен был Анге­лами на лоно Авра­амово» (Лк.16:22). Пример же взятия души злыми демо­нами встре­чаем в повест­во­ва­нии о безум­ном богаче: «Бог сказал ему: безум­ный! в сию же ночь душу твою возь­мут у тебя» (Лк.12:20).

Раз­ли­ча­ясь между собой иерар­хи­че­ским сте­пе­нями, злобой, ковар­ством, демоны, вместе с тем, раз­ли­ча­ются и направ­ле­ни­ями дея­тель­но­сти, свя­зан­ной с погуб­ле­нием душ.

В данной связи опре­де­лен­ные виды грехов взыс­ки­ва­ются с душ не какими бы то ни было, но опре­де­лен­ными демо­нами, мыт­ни­ками.

Всё это про­ис­хо­дит поэтапно, после­до­ва­тельно: сперва в одном месте с души спра­ши­ва­ется за одни виды грехов, затем, в другом за другие, и так — до окон­ча­ния испы­та­ний (иногда насчи­ты­вают два­дцать и более типов таких мест). Душа при этом тер­за­ется, терпит стра­да­ния и мучи­тель­ный ужас.

Места, на кото­рых испы­ты­ва­ется вос­хо­дя­щая к Небу душа, по ана­ло­гии с теми местами, где с людей соби­рают налоги и пошлины, назы­ва­ются «мытар­ствами» (от слова «мытарь» — сбор­щик нало­гов, пода­тей).

Такая парал­лель уместна не потому, что любой сбор­щик нало­гов апри­ори упо­доб­ля­ется демо­нам и наобо­рот, а в связи с тем, что в древ­но­сти мытари нередко вер­шили жесто­кость, неспра­вед­ли­вость и лихо­им­ство.

В чем заклю­ча­ется раз­ли­чие под­хо­дов к интер­пре­та­ции мытарств?

Пре­да­нию Церкви известно мно­же­ство опытов про­хож­де­ния мытарств. В прин­ципе, их объ­яс­не­ние сво­дится к двум, не про­ти­во­ре­ча­щим друг другу суж­де­ниям. По мнению одних, про­хож­де­ние мытарств суть испы­та­тель­ный этап, пред­ва­ря­ю­щий Боже­ствен­ное реше­ние — Част­ный Суд; а по утвер­жде­нию других, этот Суд как раз и начи­на­ется с мытарств.

Так, по сви­де­тель­ству пре­по­доб­ного Мака­рия Алек­сан­дрий­ского, Божий Суд над душой совер­ша­ется на соро­ко­вой день по исходе из тела. До этого душа ещё дважды воз­во­дится на покло­не­ние Богу — в третий и девя­тый дни.

При сем первые два дня она пре­бы­вает на земле; с тре­тьего по девя­тый обле­тает про­стран­ства Небес­ного Рая, а с девя­того до соро­ко­вого осмат­ри­вает адские бездны (чит.

подроб­нее: Извле­че­ние из слова об исходе душ пра­вед­ни­ков и греш­ни­ков ).

Анто­ний же Вели­кий, созер­цая вос­хож­де­ние душ, видел огром­ного вели­кана, стре­мив­ше­гося пре­гра­дить им путь к Небу. Вели­кану спо­спе­ше­ство­вали демоны. Какие-то души успешно пре­одо­ле­вали этот путь, а какие-то обру­ши­ва­лись вниз (чит. подроб­нее: Житие преп. Анто­ния Вели­кого ).

Нечто ана­ло­гич­ное опи­сано у свя­ти­теля Гри­го­рия Двое­слова.

Испы­та­ние души, по его иллю­стра­ции, заклю­ча­лось в пере­ходе через таин­ствен­ный мост над зло­вон­ной рекой, за кото­рой был рас­ки­нут пре­крас­ный бла­го­уха­ю­щий луг.

Пра­вед­ные души сво­бодно пере­хо­дили через него, а греш­ные не пере­хо­дили и падали с моста (см.: Диа­логи. Собе­се­до­ва­ния о жизни ита­лий­ских отцов и о бес­смер­тии души кн. 4, гл. 36).

Какой из двух под­хо­дов наи­бо­лее пра­виль­ный?

И первая, и вторая оценка роли мытарств в опре­де­ле­нии участи души вполне соот­вет­ствует букве и духу Писа­ния:

  • И в первом и во втором случае Судьей при­зна­ётся Гос­подь, в соот­вет­ствии с Его точным пре­ду­пре­жде­нием: «У Меня отмще­ние и воз­да­я­ние» (Втор.32:35); «Я воздам» (Рим.12:19).
  • И первое, и второе объ­яс­не­ние согла­су­ется с фор­му­лой: «Бог пору­гаем не бывает. Что посеет чело­век, то и пожнет» (Гал.5:7-8); «чело­ве­кам поло­жено одна­жды уме­реть, а потом суд» (Евр.9:27).

Между тем, с опре­де­лен­ной долей уве­рен­но­сти можно ска­зать, что второй подход всё же острее фоку­си­рует вни­ма­ние на той нрав­ствен­ной истине, что воз­мож­ность пере­се­ле­ния в горние оби­тели свя­зана с внут­рен­ней спо­соб­но­стью души жить в един­стве с Богом и ближ­ними, жить по закону и нормам святых. Если же душа, в тече­ние жизни на земле, такой спо­соб­но­сти не выра­бо­тала, она и осуж­да­ется на муче­ния в аду. Что ей делать в Цар­стве святых? К тому же, этот подход оче­вид­ней сбли­жа­ется со сло­вами: «Легко для Гос­пода — в день смерти воз­дать чело­веку по делам его» (Сир.11:26).

Бывают ли случаи осо­бого вос­хож­де­ния к Небу?

Исто­рия знает такие при­меры. А вообще, чем чище душа, тем сво­бод­ней её устрем­ле­ние выспрь. Поло­жим, душу Пре­свя­той Бого­ро­дицы, после Успе­ния, лично принял Хри­стос.

Цитаты о мытар­ствах

«Вне зави­си­мо­сти от того, насколько бук­вально вос­при­ни­ма­ются сви­де­тель­ства о мытар­ствах –  будь то древ­ние или совре­мен­ные сви­де­тель­ства – учение о том, что после смерти чело­века ждет испы­та­ние, сле­дует счи­тать обще­при­ня­тым для пра­во­слав­ной тра­ди­ции. Это испы­та­ние в учеб­ни­ках по дог­ма­ти­че­скому бого­сло­вию назы­вают «част­ным судом», в отли­чие от того все­об­щего Страш­ного Суда, на кото­ром опре­де­ля­ется окон­ча­тель­ная посмерт­ная участь каж­дого чело­века».
мит­ро­по­лит Ила­рион Алфеев

Мытарства души после смерти в православии: двадцать мытарств

Мытарства души – это понятие используется в христианской религии. Обозначает препятствия, которые придётся проходить душе каждого из нас после смерти на пути к Царству Небесному.

Впервые термин «мытарства» встречается в сочинении 10 столетия «Житие преподобного Василия Нового», раскрывающее тайны загробного мира. Давайте узнаем, какие мытарства ожидают душу по представлениям православных христиан в этой статье.

Мытарства души после смерти – что это такое?

У православных самыми важными днями после смерти человека считаются 3, 9 и 40. Откуда взялись данные числовые значения? Они тесным образом связаны с мытарствами души в христианстве.

  • Считается, что на протяжении первых 3 суток с момента кончины, духовная субстанция ещё находится на земном плане, чтобы последние мгновения побыть вблизи от своих родных и дорогих сердцу людей.
  • На 3 сутки традиционно происходят похороны и отпевание. Теперь за душой с Небес спускается ангел-хранитель, забирая её с собой.
  • С 3 по 9 дни – она находится в Раю, наслаждаясь всеми прелестями райской жизни.
  • После чего душу ожидает встреча с Богом. А затем наступает наиболее сложная часть – в период с 9 по 40 сутки она оказывается в аду, подвергаясь мытарствам.
  • На 40 сутки – происходит Небесный Суд, а на нём участь души определяется окончательно.
Читайте также:  Новости Православия – где искать и кому верить

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Мытарства подразумевают собой «свидания» с бесами, воля которых исполнялась усопшим при жизни. Мытарство в точном переводе означает «таможня». Их можно условно сравнить с прохождением таможенного поста, где мытники в обличье демонов берут плату за конкретные грехи.

У христиан считается, что это испытание душе очень важно пройти достойно, ведь оно повлияет на решение Небесного Суда.

«Житие», упомянутое в начале статьи, рассказывает, что душа человека сопровождается двумя ангельскими существами в процессе переживания мытарств. Общее число мытарств по тому же изданию – двадцать (хотя в других источниках их количество может увеличиваться до тридцати и даже более).

Каждое мытарство пребывает под контролем конкретных бесов (нечистых духов). Их задачей является утащить оказавшуюся у них душу в Царство Сатаны.

Демоны составляют и предъявляют перечень грехов покойного, подпадающих под конкретное мытарство (к примеру, на мытарстве лжи – перечень раз, когда умерший врал). А ангельские сущности составляют такой же список, но хороших поступков, которые человек совершил в своей жизни.

При преобладании добрых деяний над дурными, душа сможет перейти к следующему мытарству. Но в случае перевешивания неблаговидных действий, когда силы Света не могут ничем аргументировать, демоны радостно увлекают душу в адский мир.

Бывают и промежуточные варианты, когда количество добра и зла, сотворённого усопшим, одинаковое. Тогда победа остаётся за человеколюбием Божиим. В некоторых ситуациях милость Господа настолько безгранична, что она перекрывает нехватку хороших поступков на фоне многочисленных плохих.

Кто же следит за подсчётом доброго, что мы совершаем при жизни на Земле? Это задача нашего личного ангела-хранителя. Согласно христианской концепции, каждый человек получает персонального небесного защитника при совершении обряда крещения.

Плохое же, соответственно, считает демон, который призван подтолкнуть человека совершать различные грехопадения.

Мытарства души после смерти в православии

На сегодня самое популярное повествование на тему мытарств души в загробном мире – это вышеупомянутое «Житие преподобного Василия Нового».

В нём приводится рассказ преподобного Григория, бывшего учеником преподобного Василия Нового про мытарства блаженной Феодоры (она приходилась кормилицей патрицию Константину, служившему Василию Новому).

Указанное сочинение обретает славу на русских землях в период с 11 по 12 столетия. Оно серьёзно повлияло на литературу древних русичей, внесло свой вклад в развитие фольклора, изобразительного искусства.

20 мытарств души: список

Теперь давайте обратимся непосредственно к самим мытарствам, рассмотрев подробно каждое из них.

  1. Празднословие. С него начинаются посмертные испытания верующего. Здесь умершему придётся отвечать за пустую болтовню, сплетни о других людях, словесные оскорбления святых мест или людей, за бранные слова, разговоры на вредные для души темы, излишний смех.
  2. Ложь. Намеренное произнесение неправды считается одним из наиболее тяжких грехов. Ведь искажение истины, совершение лживых заявлений – это прямое нарушение девятой библейской заповеди.
  3. Осуждение и клевета. Сюда относятся словесные оговоры других людей, лицемерие, неискренность, обесславление ближних, насмехательство над ними. Грешники, которые виновны в осуждении и клевете, будут подвергнуты истязаниям, как и люди, в своё время оговорившие Спасителя.
  4. Чревоугодие. Ему будут подвергнуты все те, кто ставил свой желудок на первое место, нанося вред духовному развитию. Грех проявляется чрезмерным употреблением вкусной пищи, сластолюбием, пьянством, не соблюдением религиозных постов, тайноединием. Сюда же относится зависимость от табака, наркотиков и прочие пороки, вызванные нехваткой силы воли и нежеланием ограничивать себя.
  5. Леность. Данное мытарство предстоит пережить тунеядцам; всем тем, кто при земной жизни не желал работать; кто брал оплату наперёд, но не выполнял свои обязательства. А ещё тем, кто ленился посещать церковные мероприятия, кому было скучно на службах в храме, кто не заботился о духовном, был пассивен, равнодушен, инертен.
  6. Воровство. Достаточно тяжкий грех, в котором виновны люди, присваивающие чужое имущество, деньги или вещи; те, кто занимался вымогательством, грабежом; кто брал плату за услуги, которых не оказывал.
  7. Сребролюбие и скупость. Мытарство предполагает наказание за прижизненно проявлённую скупость к финансам, избыточную экономность, нежелание тратить деньги на необходимые вещи, страсть совершать денежные накопления. Это тяжкий грех, ведь он противоречит второй заповеди из Библии, согласно которой люди не должны преклоняться перед «золотым тельцом».
  8. Лихоимство (неправедное приобретение). Грешники, виновные в таком грехе, при жизни брали взятки, участвовали в спекуляциях, превышали свою власть, занимались ростовщичеством, обманывали других людей, совершая сделки.
  9. Неправда. Сюда относятся любые деяния, которые приводили к обману: неуплата обещанной зарплаты работникам, неправедное решение судьи из-за собственных корыстных мотиваций.
  10. Зависть. Ему будут подвержены те, кто расстраивался, если у ближних дела шли лучше, чем у них самих. Зависть порицается десятой библейской заповедью, где говорится, что она уничтожает чувство любви к окружающим.
  11. Гордыня. Душа согрешившего будет подвержена истязанию за то, что не развивалась духовно, отвергала Всевышнего, пренебрежительно относилась к другим людям. Гордыня является одним из самых страшных пороков потому, что её корни связаны не с физическим миром, а с духовным. Это грех Эго, его убеждение в собственной избранности, противопоставление ближним.
  12. Гнев и ярость. Бесы будут наказывать душу за прижизненные проявления негативных эмоциональных реакций (раздражения, возмущения, злости, ненависти, отвращения) по отношению к другим людям. Гнев по Библии относится к 8 самым страшным человеческим порокам.
  13. Злопомнение (злопамятство). Мытарство подразумевает кару за мстительность, злость на людей, нежелание прощать их, а стремление причинить им вред. По мнению церкви, злопамятство – равносильно отвержению любви и отречению от Господа.
  14. Убийство. Страшный грех против ближнего. Сюда относится умышленное лишение жизни других людей любым способом, аборты, причинение тяжких телесных увечий.
  15. Чародейство, призыв бесов. Мытарство для тех, кто при жизни занимался гаданиями, общался с магами, медиумами, заказывал у них различные услуги, самостоятельно призывал нечистую силу.
  16. Блуд. Испытание предназначено для душ грешников, которые часто имели похотливые мысли, соблазняли, вели себя непристойным образом, пошло, практиковали половую распущенность, порочный образ жизни.
  17. Прелюбодеяние. Мытарству будут подвергнуты те, кто был уличён при жизни в супружеской неверности, осквернял свою постель блудом, давал обещание Богу быть чистым, но нарушил его. Сюда же относится и сексуальное насилие.
  18. Содомские грехи. Говорится о разных извращениях: кровосмешении (сексуальных контактах между родственниками), слиянии с представителями своего же пола, животными и прочих аналогичных действиях.
  19. Ересей. Подразумевает неправильные рассуждения о вере, противоречащие мнению церкви, суеверия, богохульство, очернение религиозных святынь, борьбу с христианской религией.
  20. Немилосердие и жестокосердие. Одно из самых страшных мытарств. Грехи проявлялись бездушием, отказом помогать ближнему, проявлениями жестокости по отношению к другим людям, Богу.

Однако, не всем душам обязательно прохождение посмертных мытарств. Так, согласно православной традиции, исключение делается для святых личностей, которые умерли как мученики. Они сразу же оказываются в Царстве Небесном.

Интересно и то, что в христианстве считается, душа не остаётся с испытанием один на один. Она сопровождается ангелами, а те оказывают ей помощь в прохождении мытарств и нападок бесов.

Кроме того, полезными будут молебны родственников и близких покойного, священнослужителей. Именно по этой причине у христиан самыми значимыми считаются 40 суток после смерти, когда необходимо постоянно молиться за спасение души ушедшего в мир иной.

Напоследок просмотрите видео по теме:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector