Добрый обычай молиться за усопших появился на заре христианства. Уже в литургии апостола Иакова, брата Господа, была вознесена молитва за почивших. Об их спасительной пользе свидетельствуют многие Святые Отцы и учителя церкви.
В молитвенной памяти проявляется любовь к почившему, желание спасти его душу, очистить от греха. Усопшему уже не требуются земные материальные блага. Сытные поминки и дорогие памятники не есть помощь покойному. Душа не может сама освободиться от горькой участи и получить Благодать Божью. Только в неустанных молитвах родных и близких проявляется забота об усопшем, духовная помощь ему.
Акафист за единоумершуюпоможет мятущейся душе обрести покой на том свете. Молитва за покойную — это молитва и о себе. Спаситель, за милость к усопшей, посылает свою милость молящемуся. Никакое добро, даже самое тайное, не пропадает даром. Загробная участь покойного зависит и от усердия живых.
Поминовение усопших
Скорбь и печаль приходят в дом усопшего. Смерть в православии — великое таинство, окончание земной жизни. Душа, покидая тело, отправляется в новое путешествие. Она проходит через 3 состояния — от утробы матери к земной жизни и загробному существованию.
Покаяние перед смертью, отпевание усопшего помогут душе очиститься от грехов. После смерти умершие также нуждаются в благотворении за их души. Молитвы за усопшего помогут не только его душе. Они принесут успокоение, мир в сердце близких и родственников. Существует специальная молитва — акафист за единоумершего(или единоумершую). Чтение его поможет обрести покой душе усопшего.
Молитвы за единоумершего — это молитвы только за одного человека. Священнослужители рекомендуют читать Псалтырь — он является словом Божьим. В то время как акафист — народное творчество.
Родственники и близкие в домашних поминовениях опираются на свои ощущения во время молитвы.
Акафист за единоумершую — это проникновенные слова, которые помогут утешить живых и примирят их с кончиной любимого человека.
Что такое акафист
Акафист — гимн, песнопение, которое читается стоя. Самый первый акафист в христианстве посвящен Богородице. Он был создан в VII веке в благодарность Божьей Матери за освобождение Константинополя от войска персов. Именно этот акафист назван Великим. По Уставу он включен в церковное богослужение.
Все остальные акафисты (переводы или оригинальные славянские изложения) появлялись повсеместно в течение всей истории христианства на Руси. Позднее начали издавать целые сборники таких текстов. Они представляют собой хвалебные песнопения святым, Спасителю, Богородице. Авторами являются священнослужители, духовные писатели или преподаватели духовных школ, семинарий.
Для того чтоб акафист вошел в богослужение, его направляют на рассмотрение в Комитет духовной цензуры. Решение Комитета перенаправляется в Святейший Синод. После чего гимн, соответствующий требованиям, может войти в богослужение и, таким образом, будет напечатан в официальном духовном сборнике.
Структура акафиста об единоумершем
Структура гимна состоит из 25 песней — 13 кондаков и 12 икосов. Они чередуются. Непарный, 13-й кондак поизносится трижды. После него читается первый икос и еще раз первый кондак.
Слово «акафист» в переводе с греческого означает «неседальная песнь». То есть во время исполнения гимна нельзя сидеть.
Первый кондак и все икосы заканчиваются призывом «Радуйся». Остальные 12 кондаков заканчиваются словом «аллилуйя». Читается гимн чаще всего дома. Поэтому вполне возможно произносить его без специального благословения батюшки.
По церковному преданию, душа после смерти начинает мытарства. Они длятся 40 дней, поэтому молитвы об единоумершем в это время считаются наиболее действенными.
После смерти в первые 3 дня душа находится у гроба, рядом со своими родственниками. С 3 по 9 день она облетает райские обители. С 9 по 40 день она созерцает ад и мучения в нем. Становятся ненужными для души все материальные блага — дорогой гроб, памятник. Она соединяется с миром духов, где важнее очищение от земной греховности.
Покаяние перед смертью помогает начать новый путь. Молитвенная помощь близких, их добрые дела в память об умершем — это необходимый духовный, жертвенный труд.
Святые Отцы говорят, что вместилищем страстей является душа, а не тело. Никому не известно, какие страдания уготованы сей бессмертной субстанции после земной жизни, какие страсти будут ее терзать.
Именно поэтому стоит просить об отпущении грехов и прощении усопшего.
В земной жизни мы сталкиваемся с малыми искушениями и не всегда стремимся побороть их. Мытарства — проверка силы души, испытание добром и злом. Покаяние перед смертью способно изменить внутренний настрой человека. Молитвы после его смерти помогут душе пройти испытания.
Усопшие уже не могут молиться за себя. Поэтому близкие и родственники должны молить о прощении грехов отошедших в мир иной. Только на 40 день заканчиваются мытарства души. Все это время близкие люди должны непрестанно просить Всевышнего о помиловании почившего. Часто родственники интересуются у священнослужителей: «Где можно найти акафист за единоумершего? Когда читать его?»
Не существует установленных канонов по прочтению молитв об умерших. Доподлинно неизвестно, попадет ли душа в рай, если родственники неустанно просят о прощении грехов усопшего. С помощью молитв нельзя купить благодать Божию. Но можно добрыми делами, словами, милостыней поминать умершего или умершую.
Молитвенная помощь за самоубийц, некрещеных людей допускается только в личной молитве. Текст акафиста, как уже упоминалось, можно найти в церковной литературе. Существуют разные слова гимна. Лучше всего выбрать тот вариант, который придется по душе и будет соответствовать внутреннему настрою.
Как читать акафист
Прихожане часто интересуются у священнослужителей: «Акафист за единоумершую… Как читать его? Обязательно ли стоять во время молитвы?»
Акафист — самодостаточная молитва. Его можно читать в церкви на молебне или дома. В некоторых случаях его соединяют с каноном святому или сочетают с заупокойной литией. Но чаще всего священнослужители советуют читать сам акафист и молитву после него. Платок для женщин обязателен только во время посещения храма. В домашних условиях допускается молитвенное чтение без покрытия головы.
Молитвы перед акафистом за единоумершего читаются на усмотрение родственников. Например:
- «Отче наш» 3 раза;
- «Господи, помилуй» 12 раз;
- «Придите, поклонимся»;
- псалом 50;
- сам акафист;
- молитва после акафиста;
- «Достойно есть».
Не обязательно стоять во время чтения гимна. Если существуют проблемы со здоровьем, то допускается произнесение слов сидя или даже лежа. Молитвы в домашних условиях читаются по желанию мирян.
В какие дни читается акафист?
Акафист за единоумершую читается:
- в течение 40 дней после смерти;
- в течение 40 дней перед годовщиной.
Единоумерший — это один усопший, по которому произносятся молитвенные слова. Весь текст гимна представлен в единственном числе.
Можно ли читать акафист за единоумершего в Светлую седмицу?Святые Отцы предупреждают, что в некоторые праздники Уставом запрещено чтение гимна. Так, эти тексты не произносятся в Страстную и Светлую седмицу.
Еще один распространенный вопрос: «Надо ли читать акафист за единоумершего в Пасху?» Поскольку праздник приходится на Светлую седмицу (она длится от Воскресения Господня до субботы включительно), упомянутая молитва не возносится. Но можно произносить слова Пасхального канона или читать Деяния святых апостолов всю неделю — это такая же молитвенная помощь усопшему, как и гимн.
Как правильно читать акафист за единоумершего дома?
Молитвы в домашних условиях читаются по желанию мирян. Не обязательно стоять перед иконостасом. Акафист допускает прочтение без образов. В этом случае важнее внутренний настрой.
Ленивое, расслабленное состояние души не принесет пользы усопшему. Благочестивый, смиренный настрой на молитву будет свидетельством любви к поминаемому.
Усердие в чтении утешительно и для души почившего, и для души поминающего.
Как читать акафист за единоумершего дома?Четких определений Устав не дает в этом случае. Все зависит от личного настроя и усердия. Акафист читается полностью, от начала до конца, после него идет специальная молитва.
Еще раз повторимся: если в доме нет иконостаса — не беда. Допускается чтение молитв перед окном или с закрытыми глазами. Поза просящего зависит от состояния здоровья. Если трудно долго стоять на ногах или на коленях — можно молиться сидя.
Чтение акафиста за единоумершего домаможно приурочить к ежедневным обращениям к Господу. Например, прочитать утреннюю молитву, поле нее — сам акафист, затем молитву после акафиста. По тому же принципу читаются вечерние церковные тексты.
Родственники усопших, переживая, спрашивают священнослужителей: «Можно ли записать на лист бумаги акафист за единоумершую? Как читатьего — вслух или про себя?» Гимн можно читать по книжке или наизусть.
Существуют даже специальные аудио- и видеозаписи — их допустимо включать во время домашней молитвы. Что касается вопроса о том, как молиться — вслух или шепотом, то ответ на него определяет каждый человек самостоятельно.
Как вам удобнее.
Позволяется молиться за умершего своими словами. Не обязательно заглядывать в брошюру или учить акафист наизусть. Если слова идут от души — они будут услышаны.
Как помочь усопшему?
Умершие родственники, друзья нуждаются в помощи живых. Священнослужители уверяют, что искренними и постоянными воззваниями к Отцу Небесному можно вымолить душу даже из ада.
Никому не известно, где будет обретаться душа после смерти до Страшного Суда. Поэтому духовная помощь близких и родственников всегда будет актуальна. На литургии в храме поминают всех крещенных усопших (для этого следует подать записку с именем покойного). Можно заказать сорокоуст — тогда все 40 дней на богослужении его будут поминать. Оптимально на 3, 9, 40 день заказать панихиду в храме.
Добрые дела — такое же ходатайство за умершего. Милостыня, помощь больным или малоимущим — это благотворение, которое будет способствовать искуплению грехов и обретению благодати.
Праведный Иоанн Кронштадтский предупреждал, что если нет любви к ближнему, то и милостыня будет напрасна. Только с добротой и искренним сердцем, с сожалением о бедности или болезни стоит творить дела милосердия.
Милостыня — это благодеяние в первую очередь для того, кто ее подает.
Не являются принципиальными суммы на пожертвования или количество заказанных панихид. Важно лишь чувство, с которым человек просит за усопшего.
Ходатайством является и акафист за единоумершего. Когда читать его? Сразу после смерти 40 дней подряд и 40 дней перед годовщиной. Молитвами облегчается загробная жизнь. Добрая память об умершем должна сопровождаться делами.
Прибраться на могиле, посадить цветы, поставить крест. Такие простые действия не всегда совершаются родственниками. Утрата близкого человека — большое горе. Добрые дела помогут справиться с отчаянием.
Ежедневные молитвы успокоят сердце поминающих и принесут пользу усопшему.
Не всегда у родственников, друзей усопшего есть возможность жертвовать на храм, подавать милостыню, заказывать панихиду. Есть такое понятие, как духовная милостыня. Она не требует финансовых вложений. Вместе с тем может принести ощутимую пользу душе как живущего, так и усопшего. В чем же её суть?
Это духовная помощь другому человеку. Она может заключаться в добрых словах поддержки и ободрении в трудную минуту. Или бесплатной раздаче книг духовного содержания.
Если кто-либо из знакомых находится в скорби или печали — даже самые незначительные слова утешения могут принести пользу. Таким образом, духовная поддержка горюющего — это тоже жертва ради души усопшего.
Дела милосердия, молитвы с любовью — это огромная сила, которая поможет искупить грехи почившего и вернуть ему Божью благодать.
Посещение кладбища — обязанность друзей и родственников усопшего. Но не стоит ходить на могилу против воли. Искреннее желание помочь умершему должно стать причиной посещения кладбища или молитв за почившего.
Нельзя устраивать поминки на могиле — для христиан оптимальны только молитвы, добрые слова об умершем. Можно зажечь свечи, прибраться. Близкие иногда интересуются у Святых Отцов: «Как произносить на кладбище акафист за единоумершего? Можно ли читатьего на могиле?»
Если на кладбище много народа, то вряд ли чтение акафиста принесет пользу. Не стоит отвлекаться от молитвы на мирские заботы. Поэтому на кладбище лучше прийти в такой день, когда никого поблизости не будет. В тишине и спокойствии должны звучать молитвенные слова. Тогда ходатайство об усопшем пойдет ему на пользу. Можно зажечь свечи, принести небольшую икону.
Священнослужители особенно настаивают на том, чтобы венков или искусственных цветов не было на могилах христиан. Живые цветы — символ жизни и Воскресения. Поэтому лучше принести на могилу один живой цветок, чем устилать ее искусственными венками.
Могила в православии считается местом будущего вознесения. Ее необходимо содержать в чистоте и порядке. Бессмертная душа испытывает потребность в постоянной молитве, так как не может сама за себя просить. Чтение акафиста и молитв у могилы покойного — долг христианина.
Мнения священнослужителей об акафисте
Святые Отцы не всегда приветствуют чтение акафистов об единоумершем. Некоторые из них допускают, что поминовение усопших можно сочетать с этим гимном. Суть акафиста — радостная, хвалебная песнь.
В православии смерти как таковой нет. А есть преставление души в вечную жизнь. Победа Спасителя над смертью, бессмертие души и соединение ее с Господом — это радость для христианина.
Поэтому и акафист за единоумершего следует читать с таким настроем.
Есть и другое мнение на этот счет. Так, некоторые священнослужители уверяют, чтоакафист за единоумершую (единоумершего) имеет сомнительное происхождение. Это утверждение основано на некоторых фактах.
- Внутренний смысл гимна противоречив. Это восхваление Господа, Богородицы или святых, а не ходатайство об умерших.
- Акафист не имеет разрешения Святейшего Патриарха или богослужебной комиссии.
- Замена чтения Псалтыря акафистом не принесет душевного успокоения ни живым, ни почившему.
Поэтому решение вопроса мирян о том, как правильно читать акафист за единоумершего,следует начать с согласования его со своим батюшкой. Только с его одобрения допустимо читать этот гимн.
Акафист «За единоумершую»: текст и правила чтения
Смерть близкого человека всегда является трагедией, боль от которой не может уменьшить время, но все под силу молитве и чтению акафиста за единоумершего.
Акафист за единоумершего — благодарственная песнь Богу, принявшего в Свои объятия усопшего, помогающая ушедшей в Небеса душе обрести мир, покой и Божью благодать.
Если в советское время считалось, что человек умер, и его уже нет, то по христианскому учению смерть означает переход души из тела в другое состояние, у нее только два пути, в рай или ад. Порой родственники, теряя близкого человека, особенно если это внезапная смерть, начинают роптать на Бога, ища виноватых.
Фокус потери направляется на собственную боль, а не на помощь почившему. Таинство рождения и смерти во власти Творца, христиане еще в первых церквях молились за ушедших в мир Бога. Можно поставить шикарный памятник, и ходить к нему по великим праздникам, но при этом забывая об усопшем в повседневной жизни.
Христиане молятся за усопших родных и близких, понимания глубокий смысл прошений перед Всевышним, осознавая путь, который проходит душа человека на третий, девятый и сороковой день пребывания на земле.
Часто самоубийцы, атеисты, и просто не воцерковленные христиане, пережившие клиническую смерть и видевшие муки ада, после возвращения к жизни меняют свое поведение, проводя время в познании сущности Всевышнего.
Читается ежедневно в течение 40 дней по смерти и столько же перед годовщиной смерти.
Кондак 1
Избранный Ходатаю и Первосвященник, о спасении мира грешного душу Свою положивший, давший нам власть чадами Божиими быть и обитать в невечернем дне Царствия Твоего! Даруй прощение и вечную радость усопшему, о нём же с мольбою взываем к Тебе: Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
- Икос 1
- Господом данный Ангел хранитель святой, приди помолиться о рабе твоём, его же на всех путях жизни сопровождал, хранил и наставлял его и, воззови с нами к Спасу Всещедрому.
- Иисусе, истреби рукописание грехов раба Твоего (имя).
- Иисусе, уврачуй его язвы душевные.
- Иисусе, да не будет на земле горьких воспоминаний о нём.
- Иисусе, сего ради помилуй огорчавших его и обиженных им.
- Иисусе покрой его несовершенства светоносною ризою Твоего искупления.
- Иисусе, возвесели его милосердием Твоим.
- Иисусе неизречённый, великий и чудный, явись ему Сам.
- Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
- Кондак 2
- Словно безутешная горлица носится душа над юдолию[113] земною, созерцая с высоты божественного разумения грехи и соблазны минувшего пути, горько скорбя о каждом невозвратном дне, ушедшем без пользы, но помилуй раба Твоего, Владыка, да войдёт он в покой Твой, взывая: Аллилуйя.
- Икос 2
Если Ты страдал обо всём мире, если Ты проливал слёзы и кровавый пот о живых и мёртвых, то кто нас удержит от молитвы за усопшего. Подражая Тебе, сошедшему даже до ада, молимся о спасении раба Твоего.
- Иисусе, жизни Податель, озари его светом Твоим.
- Иисусе, да будет он едино с Тобою и Отцом.
- Иисусе, всех призывая в виноградник Твой, не забудь озарить его светом Твоим.
- Иисусе, щедрый Раздаятель вечных наград, яви его светом чертога Твоего.
- Иисусе, верни душе его благодатные силы первозданный чистоты.
- Иисусе, да умножатся во имя его добрые дела.
- Иисусе, согрей осиротевших Твоею таинственною отрадою.
- Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
- Кондак 3
- Связанный узами плоти раб Твой падал греховно, но дух его томился по Твоей вечной правде и святости, ныне же, когда немощь плотская скована могильным тлением, да вознесётся душа его превыше солнца к Тебе Всесвятому и воспоёт песнь избавления: Аллилуйя.
- Икос 3
Верховный апостол Твой в холодную ночь у костра Трижды отрёкся от Тебя и Ты спас его. Единый ведый человеческого естества немощь, прости и рабу Твоему (имя) многовидные отпадения от воли Твоею.
- Иисусе, всели его там, где нет заблуждений.
- Иисусе, избавь его от тягостных терзаний совести.
- Иисусе, да сгинет навеки память грехов.
- Иисусе, соблазнов юности его не помяни.
- Иисусе, от тайных беззаконий очисти его.
- Иисусе, осени его тихим светом спасения.
- Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
- Кондак 4
- Бури жизни миновали, страдания земные окончены, бессильны враги с их злобою, но сильна любовь, избавляющая от вечного мрака и спасающая всех, о ком возносится Тебе дерзновенная песнь: Аллилуйя.
- Икос 4
Ты без числа милосерден к нам. Ты единый Избавитель, что мы прибавим к подвигу спасающей любви Твоей, но Симон Киринейский помогал нести Крест Тебе Всесильному, так и ныне благости Твоей угодно спасение близких совершать с участием нашим.
- Иисусе, Ты заповедал друг друга тяготы носить.
- Иисусе, союз любви положивший между мёртвыми и живыми.
- Иисусе, да послужат подвиги любящих во спасение рабу Твоему (имя).
- Иисусе, услышь его вопль сердечный, возносимый нашими устами.
- Иисусе, в наших слезах прими его покаяние.
- Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
- Кондак 5
Боже, да будет принят Тобою его предсмертный вздох сокрушения, как и мольба благоразумного разбойника. Он угас на жизненном кресте, дай наследовать ему Твои обетования, как и тому: «Аминь, говорю тебе, со Мною будешь в раю»[114], где сонмы раскаявшихся грешников радостно поют: Аллилуйя.
- Икос 5
- За нас Распятый, за нас измученный, простри руку с Твоего Креста, каплями крови Твоей бесследно смой излитые согрешения его, благообразною Твоею наготой согрей обнажённую осиротевшую душу.
- Иисусе, Ты знал его жизнь до рождения и возлюбил его.
- Иисусе, Ты видел его из далече с высоты Креста Твоего.
- Иисусе, Ты простирал ему в даль грядущему изъязвлённые объятия Твои.
- Иисусе, Ты Взывал о прощении его на кровавой Голгофе.
- Иисусе, Ты кротко умирал за него в тяжких муках.
- Иисусе, претерпевый во гробе положение, освяти его могильный покой.
- Иисусе воскресший, вознеси к Отцу озлобленную миром и Тобою спасённую душу.
- Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
- Кондак 6
Спит он вечным сном могилы, но душа его не дремлет, чает Тебя Господи, жаждет Тебя вечного Жениха. Да исполнятся на умершем слова Твои: «Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную«[115]. Дай ему есть от манны сокровенной и петь у Престола Твоего.
Аллилуйя.
Икос 6
Смерть разлучила со всеми ближними, стала дальше душа, знающие его сокрушаются, и только Ты Един[116] остался близок. Разрушились преграды плоти и Ты открылся в неприступном величии Божества с ожиданием ответа.
- Иисусе, Любовь превыше всякого разумения, помилуй раба Твоего.
- Иисусе, удаляясь от Тебя, он тяжко страдал.
- Иисусе, прости неверность его сердца.
- Иисусе, обманутые надежды рождали тоску по Тебе.
- Иисусе, вспомни те часы, когда душа его трепетала восторгом Твоим.
- Иисусе, дай скончавшемуся неземную радость и покой.
- Иисусе, единый верный, неизменный, прими его.
- Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
- Кондак 7
Веруем, что недолгой будет разлука наша. Мы хороним тебя, как на ниве зерно, ты произрастёшь в иной стране. Да погибнут в могиле плевелы грехов твоих, а дела добрые там просияют, где семена добра приносят нетленные плоды, где души святые поют: Аллилуйя.
- Икос 7
- Когда уделом умершего станет забвение, когда образ его поблекнет в сердцах и время изгладит место с могилою и ревность молитвы о нём, тогда Ты не оставь его, дай отраду одинокой душе.
- Иисусе, Твоя любовь не охладевает.
- Иисусе, неистощимо Твоё благоволение.
- Иисусе, в неумолкаемых мольбах Церкви да омоются грехи его приношением Жертвы Бескровной.
- Иисусе, предстательством всех святых даруй ему благодать молитвы о живых.
- Иисусе, в дни испытаний наших, прими его ходатайство о нас.
- Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
- Кондак 8
- Будем молиться со слезами, когда память об усопшем мучительно свежа, будем поминать имя его в ночи и во дни, раздавая милостыню, питая голодных, из глубины души взывая: Аллилуйя.
- Икос 8
Тайнозритель Иоанн Богослов созерцал у Престола Агнца Божия великое множество людей, облечённых в белые ризы: это те, кто пришёл от великой скорби. Они радостно служат Богу день и ночь, и Бог обитает с ними, и не коснётся их мука.
- Иисусе, причти к ним и раба Твоего (имя).
- Иисусе, он много страдал и томился.
- Иисусе, известны Тебе все горькие часы и тягостные минуты его.
- Иисусе, на земле он имел печали и скорби, дай на небе отраду.
- Иисусе, услади его от источников живой воды.
- Иисусе, отыми всякую слезу от очей его.
- Иисусе, всели его, где не опаляет, но живит солнце правды Твоей.
- Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
- Кондак 9
- Кончено странствование земное, какой благодатный переход в мир Духа, какое созерцание новых неведомых миру земному вещей и небесных красот, душа возвращается в отечество своё, где светлое солнце, правда Божия просвещает поющих: Аллилуйя.
- Икос 9
Если отблеск и след Твой полагает сияние на лице смертных, то каков же Ты Сам. Если плоды Твоих рук так прекрасны, и земля, отражающая только тень Твою, полна невыразимым величием, то каков же невидимый лик Твой. Открой славу Твою усопшему рабу Твоему (имя).
- Иисусе, обостри его слух к восприятию Твоего Божества.
- Иисусе, обостри его слух к разумению небесного.
- Иисусе, да будет его радость преисполненная.
- Иисусе, подкрепи его надеждою встречи в обителях блаженных.
- Иисусе, дай нам почувствовать благодатную силу заупокойной молитвы.
- Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
- Кондак 10
- Отче наш, скончавшегося в Царствие Твоё прими, где нет греха и зла, где нерушима Святая воля, где в сонмах чистейших душ и непорочных ангелов святится Твоё благодатное имя и благоухает хвала: Аллилуйя.
- Икос 10
В тот день ангелы поставят Престол Твой, Судья, и Ты воссияешь во славе Отца Твоего, неся воздаяние всякому человеку. О, воззри тогда милостиво на смиренного раба Твоего (имя), скажи ему: «Приди справа от Меня».
- Иисусе, как Бог власть имеющий оставлять грехи.
- Иисусе, прости его согрешения забытые или стыдом утаённые.
- Иисусе, отпусти беззакония немощи и неведения.
- Иисусе, избавь его от несвятимых глубин адского отчаяния.
- Иисусе, да унаследует он Твои животворящие обетования.
- Иисусе, сопричти его благословенным Отца Твоего.
- Иисусе, дай ему во веки нескончаемое блаженство.
- Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
- Кондак 11
- Владыко Всеблагий, да отверзятся усопшему солнцевидные врата райские, да встретят его с ликованием соборы праведных и святых, сонмы близких и любящих его, да возрадуются о нём светоносные ангелы Твои, да узрит он и Присноблаженную Матерь Твою там, где победно звучит: Аллилуйя.
- Икос 11
Дыхание Твоё оживляет цветы, воскресает природа, пробуждаются сонмы мельчайших тварей, Твой взор светлее весенних небес, Твоя любовь, Иисусе, теплее лучей солнечных. Ты из праха земного воскресил бренную плоть человеческую к расцвету вечной нетленной жизни весны, тогда озари и раба Твоего (имя) светом милостей Твоих.
- Иисусе, в Твоей деснице благоволение и жизнь.
- Иисусе, во взоре Твоём свет и любовь.
- Иисусе, избавь усопшего от вечной смерти духовной.
- Иисусе, он уснул с надеждою, подобно Нилу-реке[117] пред холодной зимой.
- Иисусе, пробуди его, когда терния земли облекутся цветом вечности.
- Иисусе, да не омрачит ничто земное его последнего сна.
- Иисусе, Счастье Неизменное и цель нашего бытия.
- Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
- Кондак 12
Христос! Ты — Царство Небесное, Ты — земля кротких, Ты — обитель многих, Ты — питие совершенно новое, Ты — одеяние и венец преподобных, Ты — ложе упокоения святых, Ты — Сладчайший Иисусе! Тебе подобает хвала: Аллилуйя.
- Икос 12
- Под образом тихих садов неземной красоты, и светлых как солнце обителей и в великолепии небесных песнопений Ты открыл нам блаженство любящих Тебя.
- Иисусе, да войдёт раб Твой в радость Твою.
- Иисусе, облеки его сиянием славы Отца.
- Иисусе, просвети его озарением Духа Святого.
- Иисусе, да будет он восходить от славы в славу.
- Иисусе, да узрит он Тебя лицом к лицу.
- Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
- Кондак 13
О, Жених Бессмертный, в полночь греха и неверия грядущий с небес с ангелами судить мир за всё. Отверзи двери славного чертога Твоего рабу Твоему (имя), да в бесчисленных сонмах святых во веки поёт: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.
(Трижды)
Затем читается 1й икос и 1й кондак
- Акцентируя свою любовь на усопшем, а не на своей боли, христиане особенно в первые сорок дней усердно читают молитвы, заупокойные песни из Псалтыря, который является Богодухновенным Писанием.
- Акафист за единоумершего — творение человеческое, рожденное любовью и памятью об умершем, во время чтения которого плачущие родственники и друзьям просят Творца:
- Акафист за единоусопшего может читаться как в храме, так и дома, ежедневно в течение сорока дней, в дальнейшем — по субботам, день поминовения мертвых.
- Главное при этом не забывать благодарить Бога Отца, Сына, Святого Духа и Пречистую Деву Марию за дарованную радость жить рядом с усопшим, выразить надежду на благодать и милость Всевышнего принять новопреставленную душу в Свой дом.
- Особенно ценными являются домашние прошения перед Господом за некрещеных умерших, взывая к святому Уару, которому дана особая благодать молиться за души некрещеных людей, извлекая их из ада.
- Усилить воззвания к Всевышнему могут и милостыни, подаваемые на храм, сиротам и вдовам, а также помощь больным, нищим, брошенным старикам и детям.
Что такое Акафист за единоумершего?
05.08.2021
Акафист за единоумершего — это своеобразный свод молитв за упокой недавно преставившегося христианина. Он во многом отличается от Канона и Псалтири и в первую очередь тем, что не одобрен Русской Православной Церковью.
Скорее всего, вы никогда не слышали об этом тексте. Его запрещено печатать, следовательно — в церковных лавках Акафист не увидишь. Впрочем, не все священнослужители поддерживают запрет, и в некоторых приходах брошюры все же распространяют. Однако делается это неофициально.
Возникает вопрос: чем свод молитв за упокой души не угодил высшему духовенству? И можно ли читать Акафист, если он не является каноническим текстом?
Что собой представляет Акафист за единоумершего?
Акафист за единоумершего — это сборник гимнов, состоящий из 25 песней. Он делится примерно поровну. В 13 песнях рассказывается обо всех прижизненных и посмертных делах души, а также содержатся обращения к Богу и Богородице. Остальные 12 песней — молитвы к Иисусу Христу с просьбой о милосердии к бедной душе.
Тут нужно пояснить, что в христианской традиции посмертие делится на определенные периоды. Так, первые 3 дня душа остается на земле, рядом со своим телом, и прощается с близкими людьми и с домом. Затем она возносится на Небеса, где пребывает до 9-го дня. После душа сходит в Ад, где проходит через испытания.
Представление о девяти кругах Ада, через которые якобы проходит душа до 40-го дня, неверно для православной традиции. И в католицизме девять адских кругов появились благодаря художественному вымыслу автора «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Несмотря на то, что живые надеются на милосердие Господа, и усердно молятся о спасении души близкого человека, они, в то же время, понимают, что его судьба не в их руках. И православные христиане должны со смирением принимать волю Бога, когда тот определит для души место, где она будет ожидать Страшного Суда. Это смирение подразумевают канонические молитвы. Но не Акафист за единоумершего.
Почему Акафист за единоумершего отвергается православной церковью?
Сразу оговоримся, что Акафист сам по себе не запрещен. Его не разрешено издавать в православных издательствах. Но сам по себе текст доступен, и, как мы уже говорили, не все священнослужители его отвергают. Однако Акафист не может считаться каноническим по нескольким причинам:
-
Сам жанр Акафиста ограничивает сферу того, что можно упоминать в таких молитвах, а что — нет. Это хвалебное песнопение, выражение благодарности Богу и Святым за их милость. Соответственно, в Акафисте нельзя говорить о мертвых.
-
Это не православные тексты в чистом виде. Молитвы здесь странным образом переплетаются с языческими заклинаниями, которые, очевидно, заимствованы из египетской «Книги Мертвых».
В одной из песней упоминается, что умерший уснул, подобно реке Нил, это нехарактерно для библейских текстов.
-
Язык Акафиста похож на древние заклинания-предупреждения, например: «Да сгинет тот, кто…», «Да не будет в мире…» и т.п.
-
Фразы в этих текстах выстроены очень специфически. Если читать их в определенном ритме, можно впасть в медитативное, трансовое состояние. А это характерно для языческих практик.
Этих причин вполне достаточно, чтобы считать Акафист за единоумершего неканоническим. Но если вам хочется читать именно его, никто не может этого запретить. Главное — читайте правильно.
Как правильно читать Акафист за единоумершего?
Если вы все же решили, что именно эти молитвы помогут душе вашего близкого наилучшим образом, знайте, что читать их нужно по определенным правилам:
-
Если вы уже начали читать Акафист, продолжайте чтение в течение всех 40 дней. Также его можно читать в течение 40 дней перед первой годовщиной смерти.
-
Перед чтением Акафиста прочтите «Отче наш».
-
Читайте гимны утром после пробуждения, обязательно стоя, при этом у женщины на голове должен быть платок.
-
Слова произносите отчетливо, не торопитесь.
-
Читайте Акафист трижды, также трижды произнесите последнюю песнь.
-
По завершении чтения прочтите «Молитву за единоумершего».
Если печальное событие случилось незадолго до Пасхи, не читайте Акафист во время Седмицы. В это время лучше читать Канон.
Но помните, что православная церковь с сомнением относится к этому тексту. Поэтому, если вы не уверены на сто процентов, лучше читайте 17-ю кафизму Псалтири или Канон. Псалтирь читают, желая помянуть нескольких человек, а Канон — одного.
Канон за единоумершего – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Код для вставки
Код скопирован
Канон за единоумершего — это заупокойная молитва об одном человеке, о прощении его грехов и о Божьей милости к его душе.
Текст канона за единоумершего
Канон за единоумершего на церковнославянском
Предлагаем вашему вниманию текст канона за единоумершего на церковнославянском языке в современном написании.
Также предлагаем вашему вниманию текст канона за единоумершего на церковнославянском языке по Псалтири 1632 года издания. В старинных книгах канон давался с предисловием, в котором верующий испрашивал у Бога благословения на молитву.
Канон за единоумершего на русском
Предлагаем вашему вниманию перевод канона за единоумершего на русском языке, также подходящий для келейного чтения.
Слушать канон за единоумершего
Можно не только самостоятельно читать, но и слушать канон за единоумершего. Чтобы не отвлекаться на свои мысли и не терять нить молитвы, имеет смысл все же следить за ней по тексту.
Текст канона за единоумершего состоит из восьми песен (всего их девять, но вторая песнь в большинстве канонов обычно опускается).
Ирмосы (начальное песнопение каждой части) традиционные и посвящены событиям ветхозаветной истории, ставшим прообразами событий новозаветных.
Воспоминания об этих событиях, о величии Господа и о Жертве Христовой важны для понимания, о чем мы просим, на что надеемся и во что верим.
Тропари каждой песни, седален, икос и кондак посвящены непосредственно молитве за усопшего и воспеванию милосердия Божия. Так как канон читается именно за одного умершего, то припев содержит прямое прошение об упокоении его души.
Канон обычно соединяется с литией — молитвами и псалмами, которые миряне могут читать самостоятельно вместо панихиды, совершаемой священником. Все чтение занимает около 15-20 минут, и потому доступно близким умершего в ситуации, когда они не имеют физических и моральных сил, но при этом имеют большое желание помолиться.
Зачем читать канон о единоумершем? Согласно христианскому учению, смерть — это лишь конец земного, телесного существования, душа же — бессмертна. Таким образом, умерший христианин продолжает оставаться членом Церкви, и потому с апостольских времен принято молиться за души усопших.
В храмах поминовение бывает на каждой Литургии, кроме этого, по просьбам верующих совершаются панихиды. Но также верующие обязательно молятся за своих умерших близких дома. Заупокойное поминовение соединяет два мира, видимый и загробный, позволяя почувствовать, что связь не прерывается даже после смерти.
По словам святителя Иоанна Златоуста, молитвы и милостыня за усопших не напрасны, установлены Самим Духом Святым и приносят пользу и живым, и мертвым.
Несмотря на то, что сам человек уже не может исправить совершенные при жизни ошибки и покаяться в своих грехах, Господь слышит просьбы живых о милосердии к умершему. Более того, в храмах не молятся за некрещеных, и потому еще важнее и необходимее для них домашнее поминовение. Помимо молитвы в ежедневном правиле, принято читать в память об умерших каноны и отрывки из Псалтири.
Канон за единоусопшего — это самая первая молитва за новопреставленного по разлучению души и тела. Его читают еще до того, как начинается чтение кафизм из Псалтири.
Согласно древнему требнику (книге, содержащей чинопоследования служб и треб) Последование по отходу души сразу после смерти должен совершать священник. Но в современной практике чаще всего это делают родственники или другие близкие покойного.
Затем этот текст с небольшими изменениями можно повторять в любое время, после сорокового дня заменив слово «новопреставленный» на «преставившийся».
Многим именно чтение этого канона в первое время помогает принять уход близкого и при этом продолжать с помощью молитвы заботиться и проявлять свою любовь к нему.
Канон или акафист за единоумершего
Молясь об усопших, нужно использовать именно канон, а не акафист за единоумершего. Читать последний Русской Православной Церковью не благословляется.
Акафист — это хвалебная песнь, прославляющая Господа, Богородицу, святых и все небесные силы.
Слово «радуйся» повторяется в нем множество раз, а главный его посыл — благодарность, что не вполне соответствует настрою заупокойной молитвы.
Несмотря на то, что, согласно Евангелию, «у Бога все живы», молитва об умерших предполагает не радость о том, что человек оставил этот мир, а прошения о прощении его грехов и милости Божьей к его душе.
Акафист за единоумершего, составленный неизвестным автором, содержит утверждения, противоречащие христианской вере, и мысли, характерные для языческого мировоззрения. Он написан в стилистике оккультных текстов. В нем встречаются речевые обороты, напоминающие заклинания и заговоры.
Особое внимание стоит уделить содержащемуся в акафисте прошению о том, чтобы Бог благословил умершего молиться за живых. Согласно христианским представлениям небесными заступниками и ходатаями могут стать только святые.
Если же человек не пришел к истинно праведной и святой жизни на земле, то о его нераскаянных грехах остается молиться тем, кто пока остается в этом мире.
Эти молитвы могут облегчить участь, повлиять на дальнейшую судьбу души в загробном мире, но они не могут изменить ее внутреннее состояние, сделать ее подобной ангельской.
Читая текст акафиста, человек соглашается с ошибочными представлениями, которые отдаляют его от Бога. В результате молитва превращается не в просьбу, обращенную к Господу, а в мистический призыв. В таком виде она не приносит пользы ни душе молящегося, ни душе усопшего.
Выбирая между каноном или акафистом за единоумершего, всегда надо обращаться именно к первому. Канону. Текст акафиста последнего распространять не нужно, а если человек по незнанию прочел именно его, то стоит покаяться на исповеди, и больше не повторять этот опыт.
Как читать дома канон за единоумершего
Искренне, с глубокой верой в воскресение и надеждой на милосердие Божие — других советов, как читать дома канон за единоумершего, нет. Как и для любой другой молитвы, нужны настрой и внимание. Молиться следует перед иконами или крестом, а не перед фотографией умершего. Можно также зажечь лампадку или свечу.
Перед чтением непосредственно канона произносятся начальные молитвы и псалмы (Псалом 90 и Псалом 50). Завершается чтение обычно литией — краткой заупокойной молитвой, которую мирянин может совершать и отдельно дома или на кладбище.
Читать каноны принято стоя, а сесть и немного передохнуть можно во время песнопения, которое так и называется — седален. Но если по какой-то причине стоять тяжело, лучше помолиться сидя, чем не молиться вовсе.
Ирмосы — начальные песнопения в каждой из песен в храмах обычно поются, но во время домашней молитвы их можно просто читать.
В Церкви нельзя подавать записки и молиться за некрещеных и за самоубийц, а вот поминать их келейно (самостоятельно) можно. Для этого существуют специальные молитвы и каноны, но можно использовать и текст канона за единоумершего.
Когда читается канон за единоумершего
Нет никаких особых предписаний, когда читается канон за единоумершего. Согласно древней традиции впервые он читался почти сразу после смерти, как только покойный был готов к погребению (омыт, одет, положен в гроб). Сейчас же это правило соблюдается не так строго, а канон читается в день смерти независимо от того, дома или нет находится тело, подготовлено оно уже к похоронам или нет.
Стоит всегда помнить, что молитва — это проявление любви и заботы, а значит, совершать ее можно в любое время, когда этого требует сердце.
Особое значение молитва за усопшего имеет в первые сорок дней после смерти. Это трудный и важный период перехода души из мира земного в мир загробный. Чтобы помочь и поддержать душу новопреставленного на этом этапе, обычно читаются канон и Псалтирь.
По окончанию сорокадневного срока умерший по-прежнему продолжает нуждаться в молитвенной заботе живых. Читать канон за единоусопшего можно в дни особого поминовения — общецерковные и личные.
В календаре Русской Православной Церкви есть несколько поминальных дней: шесть родительских суббот (Мясопустная, три Великопостных, Троицкая и Димитриевская), Радоница и день памяти усопших воинов 9 мая. В храмах совершаются заупокойные богослужения, а затем верующие посещают могилы своих близких.
После службы, где звучат молитвы обо всех усопших христианах, можно помолиться и за одного конкретного человека. Прочитать канон за него можно также и в годовщину его смерти, день рождения, именины и в любую другую дату, которая была значима для него при жизни.
Что же касается ограничений, то нежелательно читать канон об усопшем в дни, когда в храмах отменяются заупокойные богослужения — так в дни Святой Пасхи, когда даже отпевание совершается особым чином, его стоит заменить на пасхальный.
Когда вы хотите помолиться о нескольких людях, то нужно выбрать канон о многих усопших.
Старообрядческий канон о единоумершем
Старообрядчество стало отдельным ответвлением в русском православии в середине XVII века. Поэтому представители этого религиозного течения используют тексты многих молитв и канонов, написанных и составленных до момента раскола. Но при этом старообрядчество неоднородно, а потому встречается много разночтений и расхождений в деталях, как нужно молиться в той или иной ситуации.
Так например, встречаются указания, что после сорокового дня после смерти следует читать другой канона об умершем. В то время как новообрядцы могут читать и все тот же канон о единоусопшем, поминая уже не новопреставленного, а просто преставившегося раба Божьего, и канон о многих, молясь сразу за нескольких покойных.
Старообрядческий канон за единоумершего, читаемый до сорокового дня после смерти, мало чем отличается от приведенного в обычном православном молитвослове. Эта молитва существовала и активно использовалась в XVII веке. Но так как правила, обычаи и схема чтения у староверов имеют особенности, следует использовать для личной молитвы только тексты и рекомендации Русской Православной Церкви.