Сретение Господне — история и значение Праздника

Сретение Господне — в чем смысл праздника?

Сретение Господне – это встреча с Господом. В этот день Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм.

Сретение Господне в 2023 году — 15 февраля

15 февраля – один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви – Сретение Господне. В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.

Сретение Господне - история и значение Праздника

Как произошло Сретение Господне?

В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык.

Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.

Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».

Сретение Господне - история и значение Праздника

Этими словами Симеон с радостью говорит: «Теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоему обещанию), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».

Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35).

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме.

Вознесение

Что означает слово Сретение?

Славянское слово «сретение» переводится как «встреча»: встреча человечества, в лице старца Симеона, с Богом.

Но почему Сретение, а не Встреча? – размышляет митрополит Вениамин (Федченков).

Праздник Сретения Господня становится известен с IV века, а на Западе – с V века.

Песнопения Сретения Господня

Тропарь Сретения Господня

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение.

Кондак Сретения Господня

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим, / и руки Симеона благословивший, / заранее, как надлежало, / и ныне Ты спас нас, Христе Боже. / Но огради миром среди войн народ Твой / и укрепи тех, кого* Ты возлюбил, / Единый Человеколюбец.

Величание Сретения

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

Иконы Сретения Господня

  • Первая икона Сретения
  • Сретение Господне - история и значение Праздника
  • Сретение. Иосиф Бродский
  • Сретение. Читает Иосиф Бродский
  • Анне Ахматовой
  • Сретение Господне - история и значение ПраздникаКогда Она в церковь впервые внесла
    Дитя, находились внутри из числа
    людей, находившихся там постоянно,
  • Святой Симеон и пророчица Анна.
  • И старец воспринял Младенца из рук
    Марии; и три человека вокруг
    Младенца стояли, как зыбкая рама,
  • в то утро, затеряны в сумраке храма.
  • Тот храм обступал их, как замерший лес.
    От взглядов людей и от взоров небес
    вершины скрывали, сумев распластаться,
  • в то утро Марию, пророчицу, старца.
  • И только на темя случайным лучом
    свет падал Младенцу; но Он ни о чем
    не ведал еще и посапывал сонно,
  • покоясь на крепких руках Симеона.
  • А было поведано старцу сему
    о том, что увидит он смертную тьму
    не прежде, чем Сына увидит Господня.
  • Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,
  • реченное некогда слово храня,
    Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
    затем что глаза мои видели это
  • Дитя: Он – Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». – Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.

  1. Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
  2. кружилось какое-то время спустя
    над их головами, слегка шелестя
    под сводами храма, как некая птица,
  3. что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»

  • И старец сказал, повернувшись к Марии:
  • «В лежащем сейчас на раменах Твоих
    паденье одних, возвышенье других,
    предмет пререканий и повод к раздорам.
  • И тем же оружьем, Мария, которым
  • терзаема плоть Его будет, Твоя
    душа будет ранена. Рана сия
    даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
  • в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.

  1. Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
  2. для двух этих женщин под сенью колонн.
    Почти подгоняем их взглядами, он
    шел молча по этому храму пустому
  3. к белевшему смутно дверному проему.
  4. И поступь была стариковски тверда.
    Лишь голос пророчицы сзади когда
    раздался, он шаг придержал свой немного:
  5. но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо

врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.

  • Он шел по пространству, лишенному тверди,
  • он слышал, что время утратило звук.
    И образ Младенца с сияньем вокруг
    пушистого темени смертной тропою
  • душа Симеона несла пред собою
  • как некий светильник, в ту черную тьму,
    в которой дотоле еще никому
    дорогу себе озарять не случалось.
  • Светильник светил, и тропа расширялась.
  • 16 февраля 1972

Архимандрит Кирилл (Павлов) о Сретении Господнем

Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся эти пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам.

Он пришел для того, чтобы спасти всё человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами.

Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел.

Радость встречи. Пасха

Сретение Господне - история и значение Праздника

Архимандрит Серафим (Тяпочкин) о Сретении Господнем

«Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Так звал к Себе во время Своей земной жизни Божественный Учитель, Господь наш Иисус Христос.

Он звал к Себе труждающихся и обремененных, Он звал к Себе не­счастных и обездоленных, Он звал к Себе всех тружеников и страдальцев земли.

Его Божественный голос проникал в человеческие души, потрясал умы и влек к Нему сердца людей.

Так зовет и нас с вами, дорогие братие и сестры, Христос, обещая дать покой душам нашим. Покой души – какое это счастье для человека.

Что может быть в жизни нашей дороже этого покоя?! Можно иметь полное жизненное довольство, можно иметь в пользовании все удобства жизни, все блага мира сего, можно считать себя счастливым в семейной и общественной жизни, но если на душе не будет покоя, то, увы, счастье наше будет далеко не совершенным.

Можно ли назвать истинным счастьем то, что временно и скоропреходяще? Сегодня мы в славе и почете, а завтра можем быть в презрении и поношении. Сегодня кричим «осанна», а завтра – «распни», сегодня мы в силе и здравии, завтра – в немощах и болезнях, сегодня мы живем, а завтра пелена смерти может затянуть наши глаза, и гроб станет нашим последним достоянием здесь, на земле.

Он согреет нас Своей любовью. Он утешит нас. Он простит все вины наши пред Ним, Он забудет все оскорбления, какие так часто мы наносим Ему, Он вернет нам Свое благоволение, и в лоне бесконечной любви мы обрящем покой душам нашим. Аминь.

  1. Сретение Господне - история и значение Праздника
  2. Вы прочитали статью Сретение Господне в 2023 году.
  3. Сретение Господне в 2024 году — 15 февраля
  4. Сретение Господне в 2025 году — 15 февраля
  5. Сретение Господне в 2026 — 15 февраля

Прочтите материалы о других больших праздниках православия:

Сретение Господне. Видео о смысле праздника:

Помогите Правмиру

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Помогите нам быть вместе!

15 февраля: Сретение Господне. История и духовный смысл праздника — Леди-Шеф.Ру / Женский сайт

Сретение Господне православные христиане и греко-католики отмечают в середине февраля – пятнадцатого числа. Праздник посвящен принесению в Иерусалимский Храм 40-дневного Иисуса Христа.

Сретение Господне - история и значение Праздника

Иконография Сретения. Роспись конца VII века, церковь Санта Мария Кастельсеприо, Италия

Причина празднования

Церковь и простые миряне 15 февраля будут в очередной раз вспоминать о важной духовной встрече Спасителя в младенческом возрасте с Симеоном (старцем) в Иерусалимском Храме Господнем. Это событие, состоявшееся после рождения Иисуса на сороковой день, описано в Новом завете, в Евангелии от Луки.

Особенности праздника Сретения Господня

Праздник входит в так называемые двунадесятые торжества. Речь идет о самых главных православных праздниках на протяжении одного года. Еще одна важная деталь – Сретение всегда приходится на пятнадцатое февраля, то есть оно не является так называемым переходящим праздником.

Читайте также:  Почему на поминках едят ложками: ответы священников

Сретение Господне - история и значение Праздника

1408 г. Мастерская Андрея Рублева. Из иконостаса Успенского собора Владимира

Что следует понимать под «сретением»?

Как известно, в русской православной традиции используется церковно-славянский язык. В нем слово «сретение» употребляется вместо современного русского – «встреча».

Празднование духовного смысла сретения Иисуса младенца с Симеоном установлено православной церковной властью на основании текста в Евангелии от Луки.

Что случилось в тот день?

Дева Мария и Иосиф Обручник по установленной законом традиции явились вместе с младенцем Иисусом в Иерусалим. Им предстояло в Храме принести Всевышнему Богу в знак благодарности за своего первенца небольшую жертву.

О какой благодарственной жертве идет речь?

Чтобы уяснить этот вопрос, нам придется окунуться в мир ветхозаветных законов. Для еврейских женщин в то время существовал запрет посещать Храм после рождения мальчика целых сорок дней, а после рождения девочки – восемьдесят дней.

По завершению такого срока мать с ребенком должны были явиться к священникам для приношения Господу благодарственной и очистительной жертвы.

Фактически это были два различных жертвоприношения – годовалый ягненок без физических недостатков и голубка. Но для бедных слоев населения позволялось послабление – замена ягненка голубкой.

Отсюда и пошло церковное выражение «две горлицы или два птенца голубиных».

Для мальчика, который появлялся в семье первым, на сороковом дне после рождения был предусмотрен еще и специальный обряд посвящения Богу. Подчеркнем особо, что предусматривалась не просто дань некой привившейся традиции, а строгое следование Моисееву закону. Основание – радость освобождения от египетского рабства на протяжении четырех сотен лет и великий исход в Землю Обетованную.

Сретение Господне - история и значение Праздника

Сретение. Эмаль. Конец XII -начало XIII вв. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси

Почему пресвятая Дева Мария нуждалась в очищении?

Христианство считает, что зачатие Иисуса Господа было непорочным. Разве это не говорит о том, что обряд очищения для Марии не был необходимостью?

Да, это, несомненно, так. Тем не менее, святая женщина пришла в Иерусалимский Храм для точного исполнения Закона, с благородной целью проявить нам свою исключительную кротость.

Для очистительной жертвы Богородица избрала, как символ бедности, скромности и целомудрия, двух голубиных птенцов.

Симеон Богоприимец. Что мы должны знать о нем?

Святое предание говорит о том, что Дева Мария, неся младенца на руках, встретила в момент переступания порога Храма древнего старца по имени Симеон. С древнего иврита это слово переводится как «слышание».

То же предание утверждает, что старец прожил около 360-ти лет. Симеон в свое время входил в партию семидесяти двух книжников, переводивших по приказу Птолемея в третьем веке до нашей эры на греческий язык Библию.

Легенда гласит, что старец работал над книгой пророка Исайи и обратил внимание на строку: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». В этих словах он увидел несоответствие реалиям и решил «девственницу» заменить «женщиной».

Но Ангел, вдруг явившийся ему, не позволил исправить предложение. Симеон получил от Посланника уверение, что придет время, когда он сам убедится в правильности пророчества.

До этого светлого часа ему было предписано жить и ждать исполнения предписанного.

Читайте об этом в Новом Завете: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

И вот, наконец, наступил день Сретения. Пришло завершение длинной и насыщенной жизни Симеона, ибо исполнилось то, о чем писалось в пророчестве.

Праведный старец, взяв на руки Спасителя, с радостью произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).

В православной традиции праведник, удостоившийся великой благости, упоминается также под именем святого Симеона Богоприимца.

Что еще известно о праведном старце?

В шестом столетии мощи Симеона поместили для почитания в Константинополе.

По легенде, гроб святого пророка в начале тринадцатого века посетил под видом скромного паломника Антония архиепископ Новгорода.

Епископ Феофан Затворник упоминал о Симеоне, как о личности, освятившей водораздел между Ветхим и Новым Заветами.

Старый Мир, по его мнению, отходил во время Сретения в прошлое, открывая все возможности для прихода христианства.

Это новозаветное событие упоминается в православных храмах обязательно в каждом богослужении. Обратите внимание на особую Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».

Анна-пророчица. Что известно о ней?

Во время Сретения в Господнем храме произошло еще одно важное событие. В Евангелии от Луки упоминается такой факт – к Деве Марии приблизилась некая вдова 84-х лет. Это была дочь Фануилова.

Люди любили ее за духовное рвение во имя Бога и называли Анной-пророчицей. Известно, что старица прожила много лет при Храме, трудясь для его блага, «постом и молитвой служа Богу день и ночь».

Женщина, увидев новорожденного Христа, поклонилась ему, и поспешила распространить благую весть по святому городу Иерусалиму. Горожане с великой радостью принимали в свои сердца новость о наступлении эры Мессии, родившегося для окончательного избавления Израиля от старого бремени. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

История праздника Сретения Господня

Сретение Господне является последним и завершающим торжеством из череды рождественских праздников. Христианская Церковь ввела его в обиход еще в глубокой древности. Восточная ветвь последователей Христа празднует день очищения приблизительно с четвертого века, а западная – с пятого века. Во всяком случае, если принимать во внимание некоторые ранние христианские свидетельства.

Интересно, что в период становления веры Сретение не считалось полностью состоявшимся праздником и носило название «сорокового дня от Богоявления».

Откуда это известно?

До нашего времени дошел ряд текстовых проповедей, посвященных этому дню, от святителя Кирилла Иерусалимского, а также от таких корифеев Церкви, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Существуют документальные свидетельства и других, менее известных иерархов.

Изучение таких текстов приводит к логичному выводу, что первые христиане подобным праздникам придавали меньшее значение, чем мы.

Это было связано с длинным процессом становления обрядности, непрестанными гонениями в разных уголках мира последователей Христа и тяжелыми условиями для выживания.

Сретение Господне - история и значение Праздника

Сретение Господне, XII век. Часть тимпана западного фасада в Ла-Шарите-Сюр-Луар, Бургундия, Франция

Легенда из византийской Антиохии

Положение изменилось во время правления императора Юстиниана в шестом веке. В истории упоминается 544 год, как время страшных бед в городе Антиохии. Горожане неимоверно страдали от моровой язвы.

Каждый день гибли сотни и сотни людей. Спасение пришло неожиданно.

Один из верных последователей христианского учения получил приказание от Божьего Посланника передать горожанам повеление о праздновании Сретения Господня в более торжественной форме.

Эпидемия прекратилась сразу же после того, как 15 февраля 544 года все жители города провели во всенощном бдении, а утром совершили крестный ход. Церковная власть после этого чуда постановила встречать праздник Сретения Господня очень торжественно и в большом трепете.

Различия в названиях праздника

Начиная с пятого столетия века, люди стали называть Сретение «праздником Встречи» и «праздником Очищения». В восточной христианской традиции он продолжает оставаться Сретеньем до сих пор. А вот на Западе до семидесятых годов прошлого столетия этот день считался «праздником Очищения». Теперь католики его называют «Праздником Жертвования Господнего».

Римско-католическая Церковь делает особый акцент на Очищении Богоматери. Праздничное Богослужение посвящается также принесению младенца Спасителя в Храм Господень для искупительной жертвы.

Обряд очищения Дева Мария прошла через сорок дней после рождения Иисуса. В католицизме такое действие упоминается под термином Chandeleur (светильник). Этот праздник посвящается непосредственно Божией Огненной Марии.

О чем упоминается в богослужебном уставе (типиконе)?

В этом важном для восточных христиан уставном документе обряд освящения свеч и воды во время Богослужения, посвященного празднику Сретения, не упоминался. Вы не найдете такой информации даже в самых старых требниках. Но начиная с 1946 года в новых требниках для дня очищения типографии стали специально печатать правила освящения свечей.

С чем было связано такое изменение?

После войны Униатская Церковь западных регионов Украины перешла в юрисдикцию Православия. У бывших греко-католиков к тому времени для Сретения закрепился обычай освящения церковных свечей. В Украине православные христиане о такой католической традиции знали еще в семнадцатом столетии.

Вспомним по этому случаю, например, о знаменитом митрополите Петре Могиле, авторе изменений в «Требнике для малоросских епархий». Правка учитывала подробное описание чина прохождения со светильниками в римском требнике. В русском православии этот обряд распространения не получил. Его нет также у греков и старообрядцев.

В украинских церквях же такой чин существует и поныне.

Когда освящают свечи в русских епархиях?

Обряд освящения свечей священники откладывают до времени произношения молитвы за амвоном. Также этот обряд употребляется при молебне после основной литургии. Но это касается не всех церквей, так как во многих из них вообще отсутствует такая традиция.

По мнению некоторых пастырей, сретенские свечи являются просто элементом магического языческого ритуала, связанного с почитанием огненного культа «громницы».

Речь идет о закамуфлированном виде преклонения перед богом Перуном, доставшемся нам от предков-славян.

«Умягшение злых сердец». Духовный смысл старой иконы

Наверное, вы уже слышали о чудодейственной иконе, посвященной Сретению Господню. Это изображение Пресвятой Богородицы под названием «Умягчение злых сердец». У него есть и другое обозначение – «Симеоново проречение». Икона представляет собой символическое изображение осуществления предсказания от Симеона Богоприимца.

Сретение Господне - история и значение Праздника

Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Старец, по словам апостола Луки, в день очищения произнес в Святом Храме такое пророчество: «Тебе Самой оружие пройдёт душу».

Внимательно приглядитесь к иконе. Вы увидите на ней Деву Марию, стоящую на облаке и сердце, которое разит семь мечей. Три из них с правой стороны. Три – с левой стороны. Один меч – в нижней части. Отметим также, что христиане часто используют изображения Богородицы и на специальных поясах.

Под числом «семь» подразумевается вся полнота пройденного нелегкого жизненного пути Богоматери, наполненного горем, печалью и сердечной болью. Иногда образ Девы Марии дополняется умершим Богомладенцем, покоящемся у нее на коленях.

Сретение и приметы

В давние времена в русских деревнях на Сретение люди собирались для определения необходимых сроков полевых работ на начало весны. Народные приметы определяют день, разделяющий февраль на две части, как пограничное состояние между зимним и весенним сезонами.

Читайте также:  Может ли навредить усопшему захоронение рядом с самоубийцей

Это хорошо видно на примере такой русской поговорки, как: «Сретенье — зима с весной и летом повстречалась».

Погода и праздник

День Сретения, по мнению крестьян, непосредственно указывал на то, какими будут весна и лето. Погодные условия в праздник определяли и виды на урожай.

«Какова погода на Сретение, такова будет и весна».

Если на Сретение случалась оттепель, люди ждали с нетерпением ранней и теплой весны. Холода на праздник свидетельствовали о затяжной и трудной весне. Если выпадал снег, то прогнозы были еще хуже – приходилось ждать выматывающего и очень дождливого сезона.

  • «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних».
  • «На Сретение капель — урожай пшеницы».
  • «На Сретенье ветер — к плодородию фруктовых деревьев».
  • Как бы то ни было, а Сретение – это всегда радость расставания с зимой и ожидание нового урожайного года.
  • На фото вверху: Сретение Господне. Дуччо ди Буонинсенья
  • Ирина ЛАЗУР, журналист и писатель в «Элегантная Вселенная», специально для Леди-Шеф.Ру

Что такое Сретение Господне и почему мы его празднуем?

Православный праздник Сретение Господне в народной традиции символизирует не только встречу Христа с праведником Симеоном, но и встречу зимы с весной. Это неудивительно, ведь старославянское слово «сретение» означает «встреча». Ivbg.ru рассказывает об истории этого древнего солнечного праздника, а также его основных приметах и интересных христианских традициях.

Сретение Господне - история и значение ПраздникаИзображение: free-images.com

Что такое Сретение и когда его празднуют

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Православные христиане отмечают праздник ежегодно 15 февраля. В православии Сретение относится к посвященным Христу двенадцати (двунадесятым) важнейшим праздникам и всегда отмечается в один и тот же день.

Смысл библейской легенды

Сретение Господне связано с библейской легендой, описанной в Евангелии от Луки. Согласно преданию, в этот день — сороковой после рождения Иисуса — Дева Мария принесла в храм младенца, чтобы совершить совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

Как того требовал ветхозаветный закон, женщине, родившей мальчика, нельзя было переступать порог храма 40 дней (и 80, если на свет появлялась девочка). Также в церковь нужно было принести Господу благодарственную очистительную жертву — годовалого ягненка, а во оставление грехов — голубку.

Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных». Кроме того, на 40-й день нужно было посетить храм и для обряда посвящения Богу.

Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырёхвекового рабства.

И хотя Дева Мария не нуждалась в очищении, поскольку Иисус родился от непорочного зачатия, она переступила порог храма в знак смирения. Навстречу ей вышел старец Семион (по-древнееврейски означает «слышание»).

По преданию, старец прожил 360 лет: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем.

Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть.

Симеон взял на руки младенца и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Кто такая Анна Пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 — 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 — 38).

Сретение в традиционном представлении славян

Традиционно Сретение принимается славянами как долгожданная встреча уходящей и ослабевающей зимы с наступающей весной. Уходят холода и тёмные ранние вечера, световой день постепенно увеличивается, а это означает, что весна уже очень близко.

Что можно и что нельзя делать в Сретение

На Руси Сретение как праздник любили за то, что в этот день прежде всего нужно было веселиться и отдыхать, в то время как ссоры, брань и излишне усердная работа были неуместны, так как могли обидеть солнце.

На Руси в Сретение принято было гулять на свежем воздухе, угощаться блинами, которые символизируют светило, всячески веселиться и радоваться скорейшему приближению весенней поры.

Не зря мы уже неоднократно упомянули солнце — праздник Сретение напрямую связан с обрядами «ублажением небесного светила», которое является самым ярким природным символом весны.

На Сретение нельзя печалиться и скучать, а также не принято выполнять работу. Даже все дела по дому и быту, кроме приготовления пищи, оказывались под запретом.

Также не принято было в этот день совершать уборку в доме, подметать и работать на дворе и в огородах. По поверию считалось, что такие действия могут навлечь беды не только на человека, но и на его близких и даже на всю деревню.

Кстати, стирка и мытьё тоже оказывались в Сретение под запретом.

Среди запретов в Сретение также брань и ругань — в этот солнечный день она сулит сплошные неприятности.

Сретение Господне: история, традиции и смысл православного праздника

Сретение Господне входит в список 12 самых значимых — двунадесятых — праздников в году. Он относится к непереходящим, то есть всегда отмечается 15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова. С древнецерковного языка «сърѣтение» переводится как «встреча». ТАСС рассказывает, почему этот праздник считается символической границей между Ветхим и Новым Заветами.

Почему Сретение празднуют на 40-й день после Рождества?

У древних иудеев была традиция: мать, у которой родился мальчик, приходила с младенцем в Иерусалимский храм через 40 дней после родов, чтобы принести очистительную жертву. Если рождалась девочка, то появиться в храме женщина могла только на 80-й день — до этого она считалась еще «нечистой».

В жертву приносили годовалого ягненка и голубку, но если семья была бедной, то разрешалось заменить ягненка на второго голубя. Так как семья Иосифа испытывала нужду, Мария принесла в храм двух птиц.

Несмотря на то, что, согласно Писанию, Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия и его матери очищение не требовалось, Богородица проявила смирение и уважение к иудейскому обычаю и соблюла его.

На 40-й же день иудеи посвящали мальчиков-первенцев Богу. Это был Моисеев закон, который иудеи установили в память исхода евреев из Египта и освобождения от рабства.

«Сретение» означает «встреча». Кто с кем встретился?

В Евангелии от Луки описывается, как после совершения обряда в храме к родителям Иисуса подошел глубокий старик по имени Симеон. Это был один из 70 ученых, который переводил Священное Писание с иврита на греческий.

По преданию, когда-то, во время работы над текстом, он принял за ошибку фразу «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и собрался исправить «дева», то есть «непорочная девушка», на «жена», что означало «женщина».

Но в этот момент к Симеону явился ангел и сказал, что он не умрет, пока не увидит своими глазами Младенца и не убедится в правдивости пророчества. С тех пор праведник ждал рождения мессии, тяготясь столь длинной жизнью.

Взяв на руки Иисуса, Симеон, согласно Писанию, произнес:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…».

Вслед за Симеоном к родителям подошла пожилая женщина, праведная Анна, которая работала в храме. В Иерусалиме ее звали пророчицей за пламенные проповеди о Боге. Анна поклонилась Иисусу и пошла на улицу, чтобы рассказать горожанам о рождении избавителя Израиля, а Мария и Иосиф с ребенком отправились домой, в Назарет.

Какой смысл вкладывают в праздник Сретения верующие?

Философское значение праздника Сретения — встреча старого языческого мира и христианства, Ветхого Завета и Нового.

Верующие в этот день празднуют встречу с Богом. Смирение и радость, с которой приняли Иисуса праведные Анна и Симеон, являются для христиан примером того, как принять Бога всей душой.

Вскоре после встречи с Младенцем Симеон преставился: произошло столь желаемое им избавление от бремени земной жизни и обретение покоя.

Эта история также несет философский смысл: встреча с Богом несет освобождение и радость. Личное сретение, по мнению богословов, случается и в жизни каждого уверовавшего человека, когда он приходит впервые в храм.

Сретение Господне - история и значение Праздника

Как празднуют Сретение в России?

Сретение стало государственным праздником в Византии в VI веке. Оттуда традиция празднования распространилась по христианскому миру. Известны сретенские проповеди Иоанна Златоуста, Григория Богослова, младшего брата Василия Великого — Григория Нисского.

В первые века в этот день славили Богоматерь, а позже — Иисуса Христа. Поэтому до сих пор во время праздничной службы священников можно увидеть и в голубом облачении (цвет, символизирующий непорочность и чистоту Девы Марии), и в белом (символ божественного света).

Есть несколько икон, посвященных Сретению: это икона Богородицы «Умягчение злых сердец» (ее еще называют «Симеоново проречение»), на которой Мария изображена с семью вонзенными в сердце мечами — как символ предстоящих материнских страданий. Евангелист Лука написал, что Симеон, взяв на руки Иисуса, предрек его матери: «И Тебе Самой оружие пройдет душу», — подразумевая, что женщина увидит крестные страдания своего ребенка. Число семь выражает чрезмерность материнских мук.

Перед этим образом верующие молятся о прекращении вражды или раздоров в семье, между супругами и родственниками, о защите от нападения во время войны.

Еще одна икона, связанная со Сретением, — Симеона Богоприимца. Святой изображен на ней с Младенцем. А на иконе Сретения Господня Симеон принимает Иисуса из рук Марии.

На Сретение в православных храмах служат праздничную литургию, иногда с крестным ходом. Свечи со сретенской службы верующие обычно забирают с собой, чтобы зажигать во время домашней молитвы.

Особо радостным и любимым праздник Сретения на Руси был еще и потому, что совпадал с окончанием жестоких холодов. В народе говорили: «Сретение — зима с летом встретились». Поэтому последние морозы и первые оттепели называли сретенскими.

Во время загрузки произошла ошибка.

Сретение Господне: в чем суть праздника, что можно делать, а что нельзя — Российская газета

Отвечу сразу — 15 февраля 2022 года опасно делать все то, что не стоит совершать 14 и 16 февраля любого года от Рождества Христова. Что касается грехов, то праздник Сретения список заповедей никак не меняет, и соблюдать эти заповеди стоит не только 15 февраля, но и во все остальные дни. Про то, как этот день провести правильно, позже, сначала что же мы празднуем на Сретение Господне.

Начну с того, что слово «сретение» означает встречу. Но Встречу особенную, потому мы и пишем ее с заглавной буквы. В основе праздника — рядовое, бытовое событие: на сороковой день после Рождения Иисуса родители Богомладенца Мария и плотник Иосиф приходят в храм. Здесь, в Иерусалимском храме, и происходит Встреча, увековеченная в Евангелии от Луки.

Читайте также:  Домашний иконостас – как правильно устроить

«Сретение Господне», иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

Задолго до рождения Богомладенца жил в Иерусалиме праведник Симеон — переводчик Священных текстов с древнееврейского на греческий. Переводя пророка Исайю и его пророчества о том, что грядущий Спаситель, Мессия, родится от Девы, Симеон усомнился в том, что Дева, не познавшая мужа, может родить.

Тогда Симеону явился Ангел и сказал, что он будет жить до тех пор, пока воочию не увидит Спасителя. Жизнь в бесконечности, жизнь, не имеющая логического конца, как оказалось, может быть и не в радость. Евангелие, отдельно не останавливаясь на этом моменте, дает понять: старец Симеон жил все эти долгие годы ожиданием Встречи с Мессией.

Долгие-долгие годы в ожидании Сретения.

И вот сорокадневного Младенца Иисуса родители приносят в Иерусалимский храм. Сюда же, именно в этот день, ведомый Божьим вдохновением, приходит и старец Симеон. В Сыне бедного плотника из Назарета Симеон узнает Мессию и берет Младенца на руки. Вслушайтесь, сколько тепла и нежности в этой сцене, изложенной стихом Иосифа Бродского:

  • «И старец воспринял Младенца из рук
  • Марии; и три человека вокруг
  • Младенца стояли, как зыбкая рама,
  • в то утро, затеряны в сумраке Храма.

…И только на темя случайным лучом

  1. свет падал Младенцу; но Он ни о чем
  2. не ведал еще и посапывал сонно,
  3. покоясь на крепких руках Симеона».

«Старец Симеон и Анна узнают Господа в Иисусе». Рембрандт, 1627г.

«Свершилось! Я дождался Тебя, и теперь могу уйти!» — бьется радость в сердце библейского старца. И Симеон произносит знаменитые слова: «Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром…

» «Теперь Ты отпускаешь меня, Господь, отпускаешь уйти дорогой отцов, разрешаешь пройти через дверь смерти, и эти врата уже не страшны для меня — ибо я видел Спасение — мое и Твоих людей».

Теперь Симеон может отойти в вечность, теперь он может сойти в мир усопших, неся туда, первым, весть: он видел на земле Бога, пришедшего в наш мир плотью.

С этого момента старца Симеона, принявшего в руки Младенца Христа, так и называют — Симеон Богоприимец, Симеон, принявший Бога.

Как сообщает дальше Евангелие, Иосиф и Мария, услышав слова праведного старца, «дивились сказанному», а Симеон, благословив их, продолжил пророчество.

«…и сказал Марии, Матери Его: се (т.е. вот), лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец».

Это слова о той борьбе, которая развернется вокруг явившегося в мир Спасителя. Слова, предсказывающие крестный путь Богородицы, Ее страдания, когда Она будет стоять у Распятия Своего Сына.

Посмотрите, как эпизод рисует чеканный стих Бродского:

  • «И старец сказал, повернувшись к Марии:
  • «В лежащем сейчас на раменах Твоих
  • паденье одних, возвышенье других,
  • предмет пререканий и повод к раздорам.
  • И тем же оружьем, Мария, которым
  • терзаема плоть Его будет, Твоя
  • душа будет ранена. Рана сия
  • даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
  • в сердцах человеков, как некое око».

Пророческие слова старца Симеона к Марии «и Тебе Самой оружие пройдет душу» легли в основу знаменитых икон «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная». Эти чудотворные образы похожи, на них Богородица изображена с вонзенными в ее сердце мечами. Перед иконами молятся о мире, желая смягчить сердца врагов.

Евангелие не рассказывает о том, что произошло дальше со старцем Симеоном. Бродский дорисовывает сцену, описанную евангелистом Лукой, — уход Симеона Богоприимца из Иерусалимского храма. Уход не в смерть, уход в Жизнь Вечную:

  1. «Он шел умирать. И не в уличный гул
  2. он, дверь отворивши руками, шагнул,
  3. но в глухонемые владения смерти.
  4. Он шел по пространству, лишенному тверди,
  5. он слышал, что время утратило звук.
  6. И образ Младенца с сияньем вокруг
  7. пушистого темени смертной тропою
  8. душа Симеона несла пред собою,
  9. как некий светильник, в ту черную тьму,
  10. в которой дотоле еще никому
  11. дорогу себе озарять не случалось.
  12. Светильник светил, и тропа расширялась».

Гениально схваченный образ: старец Симеон, ожидающий Встречи — Сретения с Богомладенцем, родившемся от Девы, ожидающий Встречи как избавления от противоестественно затянувшейся жизни, и, — о, чудо! — Встреча, которая становится не столь долгожданным концом, но дверью, открытой в Жизнь Вечную. Открытой отныне для всех нас!

Люди веками задумывались над тем, а так ли уж хорошо жить вечно? Что главное надо успеть в жизни? На первый вопрос евангельский сюжет дает вполне определенный ответ — жизнь без Встречи бессмысленна, даже если это бесконечно долгая жизнь. Выходит, такая Встреча и есть главное. Но это еще не все.

Давайте обратим внимание на один принципиальный момент: старцу Симеону Бога поднесли не ангелы, люди! Юная Дева Мария и плотник Иосиф явили Симеону Богомладенца. Так было две тысячи лет назад, так есть и сейчас. У каждого своя Встреча с Богом.

И всегда она происходит не через ангелов, не через дивные видения. Встреча с Богом происходит через людей. Всегда и обыденно, и необыкновенно. Через чью-то жертвенность, бескорыстие, любовь, чье-то прощение и милосердие…

Когда за человеческим поступком нам зримо явлено присутствие Божье в нашем мире.

А теперь, раз обещала, о том, как правильно провести праздник Сретения Господня. Обычно верующие в этот день приходили в храм, омикрон-штамм внес тут свои коррективы.

Поэтому, собираясь в церковь, надо позаботиться о том, чтобы ненароком никого не заразить, в этом будет проявление нашей любви к ближнему.

Ну а болеющие и люди из группы риска могут следить за ходом богослужения по интернету и молиться вместе с молящимися в храмах.

Сретение Господне. История и значение праздника

«Сретение» в переводе с церковнославянского языка означает встречу и символически указывает на одно из значимых событий в земной жизни Иисуса Христа, описанное в Евангелии от Луки.

На сороковой день после рождения Младенца Дева Мария и праведный Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм.

Согласно закону Моисееву женщине, родившей мальчика, не должно было в течение 40 дней ходить в храм Божий, а по прошествии этого срока надлежало матери с младенцем принести Господу благодарственную и очистительную жертву в храме. Несмотря на то что Дева Мария не нуждалась в очищении, она смирилась и подчинилась предписанию закона. 

В то время в Иерусалиме жил праведный старец Симеон. Он был одним из тех, кто согласно преданию  занимался переводом Ветхого Завета с иудейского на греческий язык для Александрийской библиотеки.

   Во время перевода слов пророка Исаии Симеон усомнился в пророчестве о том, что Спаситель родится от Девы.

Он даже хотел исправить текст,  но откровение, снизошедшее на праведного старца, открыло ему, что он будет жить до тех пор, пока не увидит, как пророчество сбывается.

Приехав в Иерусалим, святой Симеон поселился там и ежедневно посещал храм, ожидая встречи с Младенцем. И вот на 365-м году его жизни такая встреча состоялась — в храме появился Спаситель на руках у матери Девы Марии.

Тогда святой Симеон взял Младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 — 32).

Деве Марии же он предрек: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35).

Слова «оружие пройдет в душу» толкуются следующим образом: значит, участь Матери Божией подразумевает тяжелые испытания и страдания через Ее Сына.

История становления празднества

Сретение Господне – один из древнейших праздников христианской Церкви, он был известен еще с IV века н.э. на Востоке, а на Западе — с V века н.э.

История хранит свидетельства о том, что в этот день в разное время произносили проповеди святители Мефодий Патарский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Амфилохий Иконийский, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

До VI века н.э. этот праздник совершался не так торжественно, как это принято сейчас.

В 528 году н.э., во время правления императора Юстиниана, город Антохию ( «колыбель христианского богословия»)  сотрясло землетрясение, в результате которого погибло много людей.

За этой бедой последовала другая – в 544 году моровая язва унесла жизни тысяч человек. Тогда согласно преданию одному из благочестивых христиан открылось, что Сретение Господне нужно праздновать торжественнее.

После совершения в день праздника  всенощного бдения и крестного хода бедствия прекратились.

Песнопения, вышедшие из-под пера святителя Андрея, архиепископа Критского, святителя Косма, епископа Маиумского, святителя Германа, архиепископа Солунского и многих других, украсили празднование Сретения Господня и дошли до наших дней.

С праздником Сретения связана икона Пресвятой Богородицы под названием «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение», которая символизирует исполнения пророчества святого Симеона «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35).

На иконе изображена Богоматерь с 7 воткнутыми в сердце мечами: три справа, три слева и один снизу. Эту икону не следует путать с иконой Богородицы под названием «Семистрельная», хотя образы Божьей Матери на обеих иконах весьма схожи (на иконе «Семистрельной» — три меча с одной и четыре с другой стороны).

 
Верующие просят перед обеими образами о примирении враждующих и избавления от жестокосердия.

Традиция освящения свечей

В праздник Сретения Господня принято освещать свечи. Это древний чин, который в православной традиции совершается в знак очищения мира Светом Христова Евангелия.

Традиция происходит от древнего обычая устраивать в день Сретения шествие, наподобие крестного хода, с зажженными светильниками.

В молитвах на освящение свечей в праздник Сретения Господня верующие молятся о том, чтобы их души и сердца, просвещенные Святым Духом, избегали греха («слепоты»). А зажженная свеча символизирует огонек Благодати Божией, который нужно хранить на протяжении жизненного пути.

Хранят Сретенские свечи бережно весь год, а возжигают их для домашней молитвы.

Ольга Звонова, Алена Кухарь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector