Содержание:
|
Пространство между язычеством и православием плотно заполнили народные суеверия. Они делают жизнь проще: не надо думать, просто поступай так или иначе, плюй через левое плечо, стучи по дереву, не смотри в разбитое зеркало и не рассыпай соль. Почему так? Самое распространенное мнение — так бабушка говорила.
И эти «бабушкины советы» реализуются в разных сферах жизни, огромное количество их связано с темой смерти. В этой статье вы можете более подробно узнать о поминальных суевериях и о том, имеют ли эти традиции хоть какое-то отношение к православию. Обязательно ли завешивать зеркала, ставить хлеб и водку для покойника? Почему на поминках едят ложками?
Почему покойников предают земле?
Христианство — это религия жизни, а не смерти. Поэтому оно говорит о смерти не как о конце существования, а как о надежде на вечную жизнь, переходе в иной мир.
После телесной смерти душа никуда не исчезает, ибо она бессмертна. Так христианство говорит о том, что придет время, когда и тело человека воскреснет. Когда это будет? После Второго пришествия Христова.
Все мертвые восстанут, и восстанут не только душевно, но и телесно. На небе и в преисподней человек будет пребывать телесно.
Откуда такая уверенность? Сам Христос показал человечеству пример: Он вознесся на небо и телом, и духом.
По словам апостола Павла, тело человека не что иное, как храм Святого Духа, святыня. Вот поэтому христиане благочестиво хоронят покойников: омывают тело, переодевают его в погребальные одежды, кладут в гроб и предают земле. К сожалению, к благочестивому обряду погребения сегодня добавилось много народных похоронных суеверий.
Вера в вечную жизнь отображается даже на этимологии слова «усопший» — уснувший, отошедший на покой, а не канувший в небытие. Поэтому христиане не вычеркивают из памяти имена усопших. Наоборот: они помнят о них, молятся, благодарят за все хорошее.
Для отошедшего в мир иной нет разницы, как вы проведете поминки, завешаете ли зеркала, будете ли носить черное и держать траур как минимум год. Но ему не все равно, будете ли вы за него молиться. Главный акцент — на молитве и милостыне, а не на тех странных вещах, которые продолжают делать сторонники народных суеверий.
Чтобы вам и вашим родственникам было легче расстаться с похоронными предрассудками, рассмотрим самые яркие, гипотетические истории их происхождения и развенчаем «бабушкины сказки» с христианской точки зрения.
Почему завешивают зеркала в доме умершего?
Бывалые священники признаются: за годы их пастырства они не встречали ни одного дома или квартиры, куда их звали на отпевание, в котором бы не были завешаны все зеркала.
Если спросить: «Зачем вы это сделали?», то в тройке самых популярных ответов окажутся: «Все так делают», «Так бабушка говорила», «Чтобы душа покойника, увидев себя в зеркале, не испугалась / Чтобы родственники, увидев в зеркале пролетающую душу, не боялись».
Как христианин, верующий в Бога и загробную жизнь, может верить в такую чушь? Дело, наверное, не в пролетающей над зеркалом душе, а в чем-то другом.
Говорят, много веков тому назад, когда в доме богача умирал родной человек, родственники завешивали сверкающие люстры, мебель, элементы декора черной тканью. Почему они так поступали? Сверкающий интерьер отвлекал их от молитвы за родного человека, чтобы сосредоточиться, родственники убирали все «раздражители».
Сегодня эта традиция изжила себя. Совсем непонятно, почему завешивают зеркала те, у кого нет в доме огромных хрустальных люстр и дорогой блестящей мебели. Новый контекст этой истории с отражением души в зеркале является не чем иным, как укоренившимся суеверием.
В гроб покойника нужно класть деньги и его любимые вещи
Земные пристрастия и финансовые схемы люди пытаются вписать даже в загробный мир. Чтобы обеспечить умершему комфортное пребывание на том свете, они кладут в гроб телефоны, деньги, любимую одежду и так далее.
Зачем покойнику деньги? Разве в вечной жизни доллары или евро имеют ценность? Некоторые люди дают такое объяснение народному суеверию: чтобы умерший мог заплатить за вход в рай.
Ничего не напоминает? В греческой мифологии человек не мог так просто попасть в Царство мертвых, для этого ему надо было переплыть реку Стикс.
Переправиться на иной берег помогал извозчик Харон, вот ему-то и платили за оказанные услуги.
Во многих древних цивилизациях в гроб или склеп клали также любимые вещи, продукты, одежду, доходило даже до того, что убивали жену, наложниц, слуг, чтобы и за гробом обеспечить человеку беззаботное пребывание.
Но нужны ли покойнику деньги? Купить место в раю никак не получится, ведь туда попадают только за праведную жизнь и искреннее раскаяние в грехах.
Необходим ли отошедшему в мир иной мобильный телефон, любимая игрушка или дорогая одежда? Что это: народные суеверия на новый лад? Бессмертной душе не понадобятся еда, модные наряды и предметы связи. Она оказывается в том мире, где нет пространства и времени. Душе, как бессмертной субстанции, еда, одежда и предметы роскоши просто ни к чему.
Лучше раздать эти предметы нуждающимся. Милостыня считается одним из эффективных видов помощи умершему.
Вещи усопшего надо обязательно сжечь
Обязательно ли сжигать вещи покойника? Многие говорят, что да, ведь вместе с этими вещами передается и определенная энергетика. Тем, кто особо отстаивает это народное суеверие, советуем сжечь бабушкину квартиру, папины сбережения и мамины драгоценности. Обычно, когда речь идет о чем-то ценном, люди забирают свои слова обратно.
Если отошел в вечность дорогой вам человек и вы пытаетесь побыстрее избавиться от горьких воспоминаний и всего, что разрывает ваше сердце, не спешите предавать все огню. Лучше раздайте вещи нуждающимся.
Обычно сжигают только полотенца после обмывания и постель, на которой лежал покойник. А одежду, которую он носил при жизни, почему не отдать другим? Можно оставить что-то себе на память.
Есть ли какое-то хоть более-менее логичное объяснение похоронному суеверию для любителей сжигать?
Можно предположить, что во время инфекционных эпидемий желательно было предавать огню вещи покойников, чтобы эти предметы не стали причиной заражения остальных.
Можно найти и второе объяснение для любителей магизма. Вещи несут в себе определенную энергетику. И если человек длительное время болел, то, соответственно, притягивал к себе негативную энергию.
А если умерший раньше страдал от каких-то психических расстройств? Христианин не должен этого бояться.
А если все же возникают какие-то сомнения, то всегда можно помолиться, перекрестить вещи и окропить их святой водой.
Почему на поминках едят ложками?
Наверняка вам неоднократно приходилось видеть такую картину: поминальный обед по усопшему, и из столовых приборов только ложки.
Использовать ножи и вилки ни в коем случае нельзя! Так зачем тогда ставить на стол запеченное мясо или блины, с которыми вряд ли справишься только ложкой?
Историки объясняют это укоренившееся похоронное суеверие реформами Петра І. Именно при этом императоре появилась традиция использовать вилку и нож. Но русскому народу оба предмета не понравились: нож ассоциировался в том числе и с орудием убийства, а вилка — черта с рогами. Ложка казалась намного безобидней.
Вторая версия связана с возможностью передела имущества умершего. Якобы на поминки приедут разные родственники, они могут не согласиться с завещанием. Вот тогда в ход и пойдут колюще-режущие.
Еще один вариант объяснения народного суеверия: если поминают с водкой, то после рюмки-второй-третьей кто-то может нечаянно зацепить соседа. Или сделать это сгоряча, под влиянием алкоголя.
Также на поминки принято готовить коливо — ритуальное блюдо из пшеницы или риса с медом и сухофруктами. Есть эту кутью удобнее всего ложкой. Любители суеверий нашли и свое оправдание: если проткнуть коливо вилкой, то умершему будет плохо.
Что в этих ситуациях можно сказать? Поминки — это возможность соединить два вида помощи усопшему: молитву и милостыню (поминальный обед). Не стоит превращать их в ссору наследников или попойку для всех желающих. От алкоголя и излишних блюд стоит отказаться в пользу времени для воспоминаний и молитвы.
Покойнику будет все равно, поставите вы 10 блюд или 25, при сервировке используете только ложки или еще и вилки с ножами. Если же вы заботитесь и об удобстве приглашенных, то вилки точно не помешают. Народные суеверия с запретом на «рогатый» прибор точно не имеют ничего христианского.
После покойника нужно переосвятить дом
Для первого человека смерть была чем-то противоестественным, и в мир она вошла только после грехопадения.
Для многих святых отход в мир иной был радостным событием — христианин наконец-то встречался с Богом. На могилах первых христиан, в катакомбах, совершалась Литургия. И по сей день на мощах мучеников совершается Литургия. Об этом знают далеко не все, но в алтаре на престол стелют специальный четырехугольный плат, в который вшивают частичку мощей мучеников. Этот плат называют антиминсом.
Даже далекие от Церкви с уважением относятся к останкам святых, а верующие почитают их за величайшую святыню. Как уже говорилось в начале статьи, во время Второго пришествия Христова все люди воскреснут в своих телах.
Так почему же мы так боимся жить в доме, где некоторое время находилось тело покойника? Считаем такое пребывание осквернением жилища? Зовем священника для переосвящения дома?
Как преодолеть эти и другие народные суеверия, связанные с погребальной тематикой? Христианской жизнью. Если человек становится православным не номинально — в детстве крестили — а на практике, то место предрассудков и языческих обрядов из его жизни вытесняют молитва, милосердие, любовь. Либо здравый рассудок.
О суевериях, связанных с похоронами и кладбищем, рассказывается и в видеобеседе со священником. Смотрите далее…
Источник: https://subscribe.ru/group/posidelki/12652531/
Почему на поминальном обеде нельзя есть вилками
Православные поминальные традиции касаются не только дней и дат, но некоторых условностей обряда. Одной из них является то, что на поминальный стол кладут только ложки. Чтобы ответить на вопрос, почему на поминках нельзя есть вилками, необходимо заглянуть в историю.
Одной из исторических предпосылок, почему на поминках не едят вилками, можно считать исключительно бытовой факт – на Руси вообще не пользовались вилками до времен Петра Великого.
Именно первый российский император ввел в обиход вилки, а до этого даже в боярских домах пользовались только ложками. Как и любое нововведение, вилки вызывали неприязнь, их даже называли бесовским орудием по аналогии с трезубцем дьявола или хвостом черта.
Неприятие особенно остро это проявилось у староверов, в их общинах до сих пор едят только ложками.
Еще одной версией, почему не нельзя пользоваться вилками на поминках, является обычная человеческая жадность и импульсивность. На поминальный обед съезжаются близкие родственники умершего человека, нередко прямо там же начинался дележ наследства, который в пылу могу закончиться поножовщиной.
Можно ли на поминках есть вилками по церковным канонам?
Представители православной церкви уже не единожды говорили о том, что использование вилок никак не противоречит церковным канонам. Для священнослужителей гораздо важнее проведение отпевания и соблюдение похоронной церемонии. Вопрос, почему на поминки не кладут вилки, к церкви и ее обрядам не имеет никакого отношения.
Самой вероятной из всех причин не использования вилок на поминальных обедах, является традиция на поминках первым блюдом употреблять кутью. Также на поминки готовили блины, ставили блюда с хлебом и киселем. Для всех этих блюд вилка попросту не нужна, поэтому ее и не клали на стол.
Источник:
Почему на поминках едят ложками и нельзя есть вилками?
20.07.2016
Поминальные обеды, которые организовываются для близких людей, друзей, коллег усопшего, которые пришли почтить его память, берут свое начало с языческих времен. Еще тогда на могилах умерших людей было принято вкушать еду.
Такая традиция дошла до наших времен. После похорон проводятся поминальные обеды и выполняются определенные правила за столом. Многим интересен ответ на вопрос, почему на поминках едят ложками и нельзя есть вилками. Давайте попробуем разобраться.
По историческим данным на Руси до времен правления Петра I даже в боярских домах не пользовалиcь вилками. Их просто не было в обиходе.
Нововведение первым российским императором нового столового прибора вызвало большую неприязнь среди всех слоев населения. А большая схожесть с трезубцем дьявола еще больше усилило враждебное отношение к вилкам.
Во многих общинах староверов, которые особенно остро проявили нежелание принять новый столовый прибор и ввести в свой обиход, до сих пор пользуются только ложками.
- Вторая версия ответа на вопрос, почему среди столовых приборов на поминальных обедах отсутствуют вилки, предусматривает обычную человеческую импульсивность и жадность.
- Близкие родственники усопшего на поминках часто начинают выяснять долю своего наследства.
- Алкогольное опьянение сопровождается сильным возбуждением, агрессией, яростью, и может привести к совершению противоправных деяний, поножовщине, телесным повреждениям друг друга.
Служители церкви не единожды указывали на то, что в религиозных канонах отсутствуют советы и рекомендации по организации поминальных обедов, проводимых для почтения памяти усопших людей.
- Такой вопрос не имеет никакого отношения к церковным обрядам, правилам, требованиям.
- Для священнослужителей важно соблюдение похоронной процессии, проведение отпевания, организация поминок на 9-й и 40-й дни после ухода близкого человека в потусторонний мир.
Таким образом, считать запрет на использование вилок на поминках многовековой традицией или самым обычным суеверием – это личное дело каждого. В любом случае родственникам усопших придется самостоятельно принимать решение о сервировке поминального стола.
Рейтинг статьи: 4581 просмотр
Источник:
Приметы на поминках — почему не едят вилками, не пьют спиртное и другие
У современного человека много вопросов, связанных со старинными обычаями — почему на поминках нельзя есть вилками, пить ли алкоголь на скорбной трапезе, присутствовать ли на ней беременным и многие другие. Ниже вы найдете пояснения по всем существующим поминальным поверьям.
Застольные приметы
До правления Петра l русский народ вообще ел только ложками. Появление вилок на столах восторга не вызвало. Их сравнивали с чертовыми хвостами и вилами, которыми истязают грешников. Особо прикипевшими к старым укладам люди считали, что появление этого столового прибора — еще один инструмент «царя-антихриста» против христианских душ.
Со временем вилка все-таки прижилась в России. Но на поминках все же не пользовались из-за «сатанинского» внешнего вида. Эта традиция дожила до сегодняшних дней. В общинах староверов и вовсе по сей день едят только ложками.
Еще одна причина отсутствия вилок на поминальном столе — боязнь потревожить спокойствие умершего. Дело в том, что кутья, одно из обязательных угощений, символизирует Царство Небесное. Если ткнуть в обрядовую пищу ножом или вилкой, можно растревожить мертвых. Впрочем, большинство поминальных блюд не слишком удобно ими есть. Традиционно это кутья, блины и кисель.
Народные поверья, как известно, часто бывают рациональными. Так, использование острых столовых приборов можно объяснить попыткой предотвратить драки с поножовщиной. На поминки съезжаются даже самые дальние родственники, которые могут не упустить шанса припомнить друг другу старые обиды. Кроме того, к дележу наследства, в старину приступали практически сразу же после похорон.
С точки зрения биоэнергетики, с острых концов вилок и ножей стекает энергия. Поэтому запрет на их использование вызван необходимостью защитить поминающих от энергетических атак. Астральное тело усопшего может находиться рядом с близкими, и такая атака может причинить боль и ему. Известно, что на похоронах и поминках энергетика не слишком-то позитивная.
Кстати, несмотря на суеверия, которые ходят в народе, церковь разрешает пользоваться ножом и вилкой во время поминальной трапезы.
Алкогольные суеверия — поминание спиртным
Стакан водки возле портрета усопшего и утверждение, что хотя бы одну рюмку за упокой души нужно выпить — все это известно каждому. Однако можно ли на поминках пить спиртное? Откуда пошла эта традиция?
Церковь к питью на поминках относится отрицательно. Это касается и водки, и вина, и других алкогольных напитков. Так, вино – символ земной радости, которая на поминальной трапезе неуместна. Очевидцы, побывавшие на том свете, рассказывали, что страдания человека, которого помянули алкоголем, многократно усиливаются.
Несложно понять, почему нельзя поминать водкой с точки зрения христианства.
Алкоголизм — грех, а ведь родственники собрались за столом для того, чтобы способствовать своими добрыми словами и молитвой прощению грехов умершего.
Не допустима просить у Бога о прощении и одновременно грешить. В народе говорят, что детей тех, кто пил вино или водку за поминальных столом, Бог наказывает алкоголизмом.
Традиция употреблять алкоголь на кладбище, похоронах и поминках — не дань древним традициям, а относительно современный стереотип.
Он уже успел обрасти различными поверьями, например, о том, что нельзя чокаться на скорбном застолье. Так можно ли выпивать на поминках, когда так делают практически все? Советуем не делать этого.
Даже старинных примет на эту тему нет, потому как нашим предкам и в голову не приходило употреблять алкоголь на поминальной трапезе.
Можно ли забирать еду домой
Известно, что еду с кладбища не едят. Это в некой мере позволено только тем, кто не имеет другого способа добыть пропитание, кроме как взять с могилы помин. Но можно ли забирать еду с поминок домой?
Еда с поминального стола предназначена для того, чтобы накормить ей как можно большее количество людей. Остатки принято раздавать нуждающимся. Эта пища не несет в себе негатива. Она была приготовлена для того, чтобы люди угостились и за трапезой вспомнили светлые дела покойного при жизни.
Можно также отдавать еду пришедшим почтить усопшего с собой. Для вас передали что-то с поминок, на которых присутствовал ваш близкий человек? Угоститесь, вспомните об умершем человеке, пожелайте ему упокоения. Правда, здесь есть одно «но». На поминальные яства часто делают колдовство с различными целями. Поэтому не берите их из рук тех, кто может желать вам зла.
Если после застолья что-то осталось, можно забрать угощения с собой. А вот выбрасывать их нельзя, лучше отдайте объедки животным.
Во время скорбной трапезы выставляют портрет покойного, а возле него — стакан воды и кусок хлеба. Тот, кто выпьет или съест его угощение, заболеет и умрет вскоре. Его нельзя отдавать даже животным.
Поминальное меню — о конфетах и не только
Раздавать сладости в поминальные дни — старинная традиция. Это часто делают на кладбищах, не стоит пугаться таких подарков.
Нельзя есть только те угощения, которые ранее лежали на могилах. Такие сладости предназначены усопшему. Традиционно их могут забрать только люди, живущие в нужде.
Опасения может вызывать тот факт, что на любые поминальные блюда, в том числе и конфеты, можно навести приворот или порчу. Поэтому не нужно есть то, что было получено из рук человека, который может желать вам вреда. Незнакомцев со сладостями зачастую пугаться не стоит — они просто соблюдают древнюю поминальную традицию.
Стоит ли беременным ходить на поминки
Известно, что приметы для беременных не рекомендуют им ходить на кладбище и посещать похороны. Не стоит им ходить и на поминки, которые, по сути, являются логическим продолжением похорон.
Энергетика там все та же — скорбь, смерть, горе. Если имеется возможность отказаться от поминания, лучше сделать это.
Если прощание с покойным можно отнести к необходимым мероприятиям, то поминки — уже нет.
Биополе беременной женщины слабо защищено. А ведь она отвечает не только за себя, но и за ребенка. Подпитаться его энергетикой окажутся совсем не против сущности, которых притягивают сильные негативные эмоции большого количества людей.
Церковь не запрещает беременным ходить на поминальные обеды, похороны и кладбище. Однако и не обязывает делать это. Если самочувствие не позволяет присутствовать, можно посетить церковь вместо кладбища, поставить свечку за упокой души, заказать молебен.
Другие суеверия на поминках
Соблюдать народные приметы на поминках крайне важно. От этого зависит качество загробной жизни человека, ушедшего в мир иной. Так, на поминальном обеде полагается вспоминать только хорошие его поступки и черты характера. Оставьте обсуждение недостатков. О мертвых — либо хорошо, либо ничего. Неспроста придумана эта пословица.
Приметы после похорон советуют по возвращению с кладбища согреть руки над пламенем свечи, желательно церковной. Но после кладбища обычно сразу едут на поминки. Перед едой полагается мыть руки, и это правило заменяет свечную примету. Не стоит переживать о том, что съедите частицу мертвой энергетики. Во время мытья рук вода смоет ее.
Поминки — не время для слез. Много плакать по умершему нельзя, иначе он захлебнется в загробной жизни. Смеяться тоже не рекомендуется. Тот, кто засмеется на поминках, в скором времени прольет много слез.
Какие побочные эффекты от «ярины»
В целом, существует множество поминальных примет. Некоторые из них появились относительно недавно, но большинству суеверий — сотни, если не тысячи лет. Они предназначены для того, чтобы научить правильному поведению поминающих, ведь от него зависит то, куда попадет душа покойного после смерти.
Источник:
Вопрос священнику. О поминовении усопших
Вопрос священнику. О поминовении усопших
Источник: https://soveti-masterov.com/instruktsii/pochemu-na-pominalnom-obede-nelzya-est-vilkami.html
funeral.by
Поминки представляют собой не просто обычный обед, а целый обряд, главная цель которого – вспомнить умершего, поговорить о его добрых делах и хороших качествах.
На поминках присутствуют самые близкие покойного, которые с помощью молитвы просят Бога облегчить страдания души, простить грехи и зачесть добродетели.
Каким должен быть поминальный стол?
Обед, на котором поминают умершего, не должен ставить задачу накормить присутствующих или удивить их кулинарными шедеврами. Однако важно, чтобы блюда были сытными – таким образом вы отблагодарите гостей, которые пришли поддержать вас, предложили свою помощь и вместе с вами вспоминали все то хорошее, что было связано с ушедшим.
Составляя меню для такого мероприятия, как поминальная трапеза, учитывайте ее следующие особенности:
- Стол должен быть строгим и максимально простым
- Еда должна помочь восстановить силы, а не свалить с ног
- В качестве продуктов должны быть использованы только свежие овощи, фрукты, мясо и рыба.
- По православным канонам во время постных дней блюда для поминок должны быть постными. Если поминки попадают на Великий пост, то их нельзя устраивать в дни с понедельника по пятницу, стоит подождать субботы или воскресенья.
В ходе поминального обеда желательно вести тихую и душевную беседу, посвященную покойному.
Что подать?
Каждый хозяин сам в праве решать, каким будет поминальный обед. Мы лишь приведем примеры самых распространенных блюд, которые принято подавать в таких случаях.
- Кутья (обязательное блюдо, с которого начинается трапеза. После прочтения молитвы кутья передается по кругу, при этом каждый из гостей должен съесть ее три ложечки).
- Домашний борщ
- Котлеты
- Гречневая каша
- Картофельное пюре
- Блины
- Рыба (селедка, рыба в кляре, копченая скумбрия)
- Салаты (овощной, Оливье)
- Нарезка (колбаса, ветчина, сыр)
- Хлеб
- Курица (жареные бедрышки или ножки)
- Бутерброды с икрой
- Сладкое (слойки, печенье, конфеты, рулетики, пряники)
- Фрукты (яблоки, бананы, апельсины, груши)
- Овощи (свежие и маринованные)
- Напитки (компот, минералка, сладкая газировка)
Рассчитывайте на то, что в день похорон вам придется накормить около тридцати человек. На девятый и сороковой день можно использовать то же самое меню, только с расчетом на самых близких людей.
Можно ли употреблять алкоголь?
Несмотря на то, что водка считается традиционной составляющей траурного стола, православная церковь выступает категорически против этого.
Ведь молитва, которая является главной целью трапезы, не может быть совместима с нетрезвым состоянием. Также православные каноны запрещают ставить наполненную рюмку с хлебом около фотографии умершего.
Однако, конечно, подавать вино и водку гостям или нет, решать только хозяевам.
Если по каким-то обстоятельствам у вас нет возможности самостоятельно заниматься готовкой, то вы вполне можете заказать поминки в кафе, предварительно обсудив с официантами меню и оформление зала.
Источник: https://funeral.by/traditions/26
Почему на поминках не едят вилкой?
27 апреля 2016
На вопросы отвечает протоиерей Олег Кириченко, председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, делам казачества Общественной палаты Волгоградской области.
? Я понимаю, что буддизм или ислам – совершенно разные религии, далекие от христианства. Но если брать православных и католиков, ведь по сути у нас одна вера. Мы с ними братья и сестры во Христе.
Но с нашей православной точки зрения католики – грешники. Однако ведь и среди них есть действительно верующие люди, например те же монахи и монахини.
Неужели из-за того, что их представления о Господе расходятся с нашими, когда католики умрут, их души погибнут, даже души монахов и священнослужителей?
– Господь может спасти кого угодно, и католика, и буддиста, и мусульманина, и даже язычника… Очевидно только одно, Он их спасет не потому, что они католики, мусульмане и язычники, а по другой, лишь ему одному известной причине. Например, по слову апостола, за то, что они жили по совести… Поэтому надо вести речь о другом…
Не о том, спасутся ли католики, а спасительно ли католичество? Так вот оно не спасительно. Как философско-богословская система католицизм ущербен. Между верой православных и верой католиков есть различие, и большое.
Православные сохранили христианскую веру в чистоте и неповрежденности, как открыл ее Господь Иисус Христос, проповедали апостолы, как изъяснили Вселенские Соборы и Святые Отцы и Учителя Церкви; а католики исказили Христову веру рядом еретических учений и приняли обычаи, не согласные с преданием Святой Церкви.
Если и будут спасены католики, то не благодаря тем заблуждениям, которые есть в католицизме, а вопреки им и благодаря тому истинному, что осталось у них еще со времен до их отпадения.
? Хотела бы справить поминки по своим родителям. Из каких постных блюд можно приготовить поминальный обед? Обязательно ли в период поста делать исключительно постные поминальные обеды? Нина Ивановна
– Если вы человек верующий, соблюдающий пост, то и блюда соответственно должны быть постными. Если на поминках будут присутствовать люди, далекие от церкви, то можно пойти ради них на некоторые уступки, например подать рыбу.
Поминальный стол должен быть достаточно скромным, без излишеств. Начинается поминальная трапеза с кутьи, это сладкий рис с изюмом, вкушается трижды со словами: «Царствие Небесное новопреставленному рабу Божию такому-то».
Традиционно подают первое блюдо: например постный борщ или грибной суп. Второе блюдо – здесь может быть большое разнообразие, главное, повторюсь, без особых изысков, это же не свадьба. Например пюре или гречка. Можно поставить соленья, грибы, постные блины, пирожки.
Из напитков компот, вода, сок, кисель. Спиртное на поминках недопустимо, независимо от того, пост или мясоед.
? Интересно, почему во время поминания принято есть ложками, а не вилками? Откуда вообще это пришло, церковная традиция или просто суеверие?
– Никаких канонических запретов на использование вилок на поминках не существует. Это сложившаяся столетиями традиция, имеющая несколько версий. Одна из них: так как трапеза начинается с кутьи и ее едят ложкой, как и другие блюда, которые раньше обязательно присутствовали на столе – каша, блины и кисель, поэтому вилка просто была не нужна.
Другая – та, что до Петра I на Руси ели только ложками, а потом вилка долгое время считалась в народе бесовским орудием по аналогии с трезубцем сатаны, ну и третья – совсем мирская: чтобы при дележе наследства не возникло ссоры с поножовщиной. Какая из них верна, неизвестно, да и не столь важно. Сила традиций у нас на Руси велика, и существует их великое множество.
Хуже, когда традиции перерождаются в суеверия.
? Часто бабки и прочие народные знахари говорят, что на человеке лежит порча. А как церковь относится к этому понятию, вообще, существует ли порча с православной точки зрения?
– Деятельность «бабок» и «народных знахарей», ставящих посетителям диагноз «сглаз» или «порча», богопротивна.
За последние годы расплодилось огромное количество подобного рода людей, которые или сознательно обманывают болящих, хватающихся за них, как за последнюю соломинку, или вполне искренне уверены в своих исключительных способностях. В любом случае они служат не Богу. Для церкви порча, сглаз и т. п.
не более чем языческое суеверие и мерзость. Обращаться за помощью в лечении к подобного рода «специалистам» недопустимо. В любом случае человеку верующему и регулярно участвующему в церковных таинствах никакая «порча» грозить не может.
Источник: http://vv-34.ru/pochemu-na-pominkah-ne-edjat-vilkoi.html
Вопрос священнику
18 декабря 2013
Какие продукты нужно использовать для поминок 21 декабря 2013 г.?
евгений
Евгений, главное в поминовении — это не продукты и не поминальный обед, а молитва за усопшего. 21 декабря обязательно нужно сходить в церковь и помолиться за усопшего, а по окончании службы попросить священника отслужить панихиду – вот что самое главное. Сейчас идет Рождественский пост, и на трапезе нельзя кушать мясных, молочных продуктов и яйца, кстати, эти продукты вообще не принято есть на поминальной трапезе.
иеромонах Викторин (Асеев)
12 декабря 2013
Здравствуйте! 14 декабря у моего папы 40 дней. В этот день дома читаем Псалтырь. Мне бы хотелось съездить на кладбище и заказать панихиду на этот же день. Читалка сказала, что надо ехать на кладбище после того, как будет 1 поминальный стол. Как правильно надо сделать, чтобы не было суеты?
Елена.
Обычно подобные «читалки» с их собственными странными традициями как раз и вносят такую суету. Поезжайте накануне в церковь, закажите на 14 число поминовение за Литургией, утром можно съездить совершить панихиду на кладбище, днем почитать Псалтирь, а вечером устроить поминки.
диакон Илья Кокин
06 декабря 2013
Скажите, после помина на 40 дней осталась кутья, на следующий день утром поеду на могилу. Можно ли принести на могилу с собой кутью и пшено, которое лежало в тарелочке, где стояла свечка? И что делать с огарками свечей?
Мария
Мария, не понимаю, зачем возить кутью на могилу, тем более что 40 дней уже прошло. Кутью и пшено нужно съесть самим дома, огарки от свечей отнесите в церковь.
иеромонах Викторин (Асеев)
29 ноября 2013
Мой единственный 25-летний сын пропал без вести 8 декабря 2012 года. Его искали почти 8 месяцев, останки были найдены 31 июля 2013 года. Я точно не знаю дату гибели, труп лежал в лесном овраге с зимы, дикие животные все растащили и обглодали. Сын был в отрочестве крещен, батюшка отпел его в день похорон. Я сразу после похорон заказала сорокоуст за упокой. Накануне 40-го дня обнаружения останков заказала панихиду, для меня отсчет шел со дня трагического известия, не оставлявшего места теплившейся до того надежде… Скоро год, как он пропал, есть свидетельские показания, что через месяц после исчезновения его видели еще живым, но крайне изможденным и с видом блаженного, в смысле психически не совсем адекватного. Это был точно не суицид, а несчастный случай: мальчик выбился из сил, блуждая в лесу, прилег отдохнуть и во сне замерз насмерть. Я примерно вычислила дату его гибели с точностью до 2-3 дней. Понимаю, что опоздала с литургией на 40 день, т. к. тогда еще не знала и верила в чудо, молилась Иоанну-воину… Но вот близится годовщина его исчезновения, а в январе, в конце первой декады примерно, годовщина смерти… Как мне поступить, чтобы правильно, по всем церковным канонам помянуть бедного моего сыночка? Когда я молюсь за него, невольно плачу… Мне все говорят, что плакать нельзя, хватит уже, но я как представлю, что дикие звери терзали его тело после гибели — не могу унять горьких слез….
Ольга
Здравствуйте, Ольга. Примите мои соболезнования. Не нужно такое большое значение придавать датам. Мы не знаем точно дату смерти очень многих святых, ни даже места погребения. А сколько их всего, безвестно сгинувших, кого никогда не нашли. Можете установить условную точку отсчета на день обнаружения тела. Плакать можно, и полезно, если только научиться плакать о себе, о своих грехах, и о своей горькой посмертной участи. Животные-падальщики не испытывают к нам никакой ненависти, они просто хотят есть, и приступают к человеческим останкам только тогда, когда их покинет жизнь. А вот демоны-мучители люто нас ненавидят, и ждут возможности приступить с безжалостными пытками к самой душе нашей. Вот об этом надо плакать. И молиться Господу о помиловании. Тогда и молитвы Ваши об усопшем будут ему отрадой и помощью.
иерей Александр Белослюдов
26 ноября 2013
Здравствуйте! Можно ли справлять 9 и 40 дней самоубийце?
мария
Дорогая Мария, молиться о самоубийце могут лишь близкие родственники и те, кто добровольно желает взять на себя подобную ответственность. Поэтому в храме поминовение о самоубийцах не совершается. Что до поминальной трапезы, то традиционно ее не совершают по самоубийце. Лучше будет, если родственники самовольно прервавшего свою жизнь в эти дни усилят о нем молитву, а также раздадут милостыню. Храни Вас Господь!
протоиерей Андрей Ефанов
22 ноября 2013
Здравствуйте, батюшка! В 18 лет я вышла замуж. Я была беременна. Начинали жить тяжело, муж никак не мог отойти от свадьбы, все пил со своими друзьями, радовался, наверное, что ушел от матери своей. Она очень сильно влияла на него, а тут свобода. Ему 25, мне 18, передо мной отчитываться не надо, свобода! Мать его постоянно обвиняла меня во всем. Я училась тогда в медицинском. Короче, ребенка я уже не хотела, иногда говорила, что лучше бы не было этой беременности, в сердцах, конечно. Сама ничего не предпринимала, делала все как положено, готовилась к родам. Правильно питалась, пила витамины, ни одной таблетки не выпила. Плакала только из-за мужа и свекрови. В 30 недель у меня случились преждевременные роды, мальчик прожил несколько часов и умер. Скажите, есть ли моя вина, что так случилось? Мне сейчас уже 31 год, у меня есть дочка. Но я все равно вспоминаю своего малыша. Нужно ли идти и покаяться в том, что произошло, через такое время? И нужно ли ставить за упокой? Мальчика мне не показали, хоронить не дали, сказали, меньше 1 кг. не хоронят. Я его никак не назвала, значит, надо имя придумать, если ставить за упокой?
Марина
Марина, бедная вы женщина! Могу только посочувствовать вашему давнему горю… Называть малыша не надо. Молиться о его душе? Да таковых есть Царство Небесное! За него не переживайте. Бог упокоил! А грех? Надо каяться (если не каялись) в ненормальном замужестве. Это причина всех зол.
протоиерей Максим Хижий
11 ноября 2013
Добрый день, батюшка. Почему на поминальной трапезе нельзя пользоваться вилками?
Антон
Антон, такого правила в православной Церкви не существует. Это какое-то суеверие. Мы пользуемся за трапезой вилками, потому что это удобно. В том числе и на поминках, и на других мероприятиях мы пользуемся вилками. Не нужно что-то придумывать и осложнять себе жизнь.
иеромонах Викторин (Асеев)
08 ноября 2013
Здравствуйте, батюшки! Когда венчали в церкви, упала в обморок, но венчание батюшка провел до конца через какое-то время. Мамина подруга спросила у служителей церкви, как к этому относиться, они сказали, что все тяготы семейной жизни я буду нести на своих плечах и нужно набраться терпения. Так ли это на самом деле? И ещё вопрос, слышала, что по усопшим нельзя плакать, им там плохо, так ли это?
Светлана
Здравствуйте, Светлана! Думаю, такое странное объяснение дал не священник, а какая-нибудь служащая храма из разряда «церковных бабушек». Верить таким объяснениям не следует. Еще святой апостол Павел предупреждал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим., 4;7). Семейная жизнь сама по себе является совместным несением Креста, и обмороки здесь не имеют никакого значения. По отношению к умершим мы должны скорбеть, но с надеждой на милосердие Божие и вечную жизнь. Безутешный плач может говорить только о нашем неверии.
иерей Владимир Шлыков
29 октября 2013
Здравствуйте, батюшка! Много раз наблюдал, когда в храме в дни особого поминовения усопших — родительские субботы — прихожане в принесенные на канун продукты ставят свечи. Нужно ли это делать, или не обязательно?
Алексей
Алексей, обычно ставят свечи только в Пасху, когда ее освящают, и в кутью во время отпевания или панихиды. Во все остальные дни, в том числе и в родительские субботы, этого делать не нужно. Продукты приносят на канун, а свечи нужно ставить на подсвечник.
иеромонах Викторин (Асеев)
24 октября 2013
Здравствуйте, у моего мужа выпадает 40 дней на понедельник, мне сказали, что в понедельник поминают только самоубийц. Правда ли?
мария
Мария, первый раз такое слышу. Люди умирают каждый день, и поминаем мы их тоже каждый день. Поэтому поминать на 40 дней в понедельник можно. Кстати, самоубийц церковь вообще не поминает и не молится за них. Главное — в этот день придти в церковь и помолиться за усопшего за Литургией, а по окончании службы отслужить панихиду – это самое главное, а не обед.
иеромонах Викторин (Асеев)
02 октября 2013
Здраствуйте. Скажите, надо ли делать поминки за умершего, 11 лет?
Елена
Елена, за умершего необходимо молиться независимо от того, сколько ему лет и как давно он умер. Усопшие всегда ждут нашей молитвы за них. В годовщину усопшего нужно обязательно помолиться за него в церкви, и по окончании службы попросить священника отслужить панихиду. Другое дело поминальный стол – это далеко не так важно, хотя и не будет лишним.
иеромонах Викторин (Асеев)
02 октября 2013
Что значит «годовщина памяти усопшего»?
Светлана
Светлана, само слово за себя говорит. Годовщина – значит год (или несколько лет) со дня смерти усопшего. Годовщину принято справлять каждый год. Это означает, в первую очередь помолиться за усопшего, а потом только справить поминальную трапезу.
иеромонах Викторин (Асеев)
01 октября 2013
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, ходила в храм, ставила свечи за упокой моей бабушки, оставляла записки о упокоении, но недавно выяснила, что она не была крещеной. Большой ли грех я сделала? И как его можно исправить?
Анна
Анна, это грех неведения, Вам нужно просто пойти на исповедь и рассказать обо всем священнику – тогда это перестанет тяготить Вашу душу. Храни Вас Бог.
игумен Никон (Головко)
30 сентября 2013
Здравствуйте, батюшка! У меня вопрос о моём прадеде. Мне рассказывали, что во время революции, чтобы его семью не выслали на север как кулаков, он прилюдно вынес и сжег все иконы. Бабушка рассказывала, что все женщины плакали, просили этого не делать. В связи с этой историей у меня вопрос: это считается вероотступничеством? И можно ли подавать за него поминальные записки? Я уж не спрашиваю, как на нас это сказывается, и так нетрудно догадаться. Есть ли какая-то молитва о прощении грехов своих предков? Благодарю за ответ.
Елена
Елена, плохо, конечно, когда прадед так «отличился», но я не думаю, что судьба вашей семьи, о которой вы намекаете («уж не спрашиваю как на нас это сказывается, и так не трудно догадаться»), так сильно зависит от грехов предков. Зависит, если его дети оказались безбожниками, вероотступниками, нераскаянными грешниками. Но бывает и так: прадеды были гонителями Христа, предателями веры, а потомки не пошли по их пути, остались христианами. Поэтому не стоит объяснять проблемы рода грехами предков и гневом Бога на потомков, которые в этом не виноваты.
Молиться за него близким можно, но осторожно, со смирением: «его, Господи, упокой, если возможно, а нас, Господи, прости».
протоиерей Максим Хижий
30 сентября 2013
Можно ли заказывать Проскомидию за усопшего, если он не посещал храм?
людмила
Людмила, если человек крещен в православной вере, то за него можно молиться, даже если он и не ходил в церковь. Церковь не молится за некрещеных, инославных и самоубийц.
иеромонах Викторин (Асеев)
23 сентября 2013
Здравствуйте! Я недавно узнала от подруги, что приходя на кладбище, нельзя употреблять спиртного, иными словами, поминать, т. к кладбище, считается, как и церковь, святым местом. Правда ли это? Заранее спасибо.
любовь
Дело в другом: от того, что Вы на кладбище что-то выпьете или съедите, покойному не будет «ни тепло, ни холодно». Это все пережитки языческих обычаев и к Христианству это не имеет ровным счетом никакого отношения. Христиане поминают своих усопших молитвой и милостыней.
диакон Илья Кокин
23 сентября 2013
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, где можно заказать вечное поминание усопшего? Обращалась во многие монастыри, но никто такую услугу не оказывает.
Татьяна
Вообще-то священноначалие запретило принимать записки на «вечное» поминовение, поскольку это неисполнимо на практике, так что, если Вы где-то и найдете такое, это будет нарушением церковных правил.
диакон Илья Кокин
19 сентября 2013
Здравствуйте!
Могу ли я заказывать в храмах и монастырях требы за усопших некрещеных родственников, в частности канон св. мученику Уару? Некоторые монастыри и храмы (на православных ярмарках) принимают такие требы и говорят, что по благословению. Заранее благодарен за ответ!
Илья
Илья, вокруг молитв мученику Уару в последнее время разгорелся нездоровый ажиотаж, им приписывают чуть ли не мистическую, таинственную силу, но официальная церковная позиция заключается в том, что некрещеных людей в храме на общественной молитве поминать нельзя. Однако их можно поминать на молитве частной – и дома, и в храме. О том, что в последнее время сложилась антицерковная практика поминовения некрещеных людей за богослужением, говорил Святейший Патриарх Алексий II: «Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению» (Доклад на епархиальном собрании Москвы 2003 г.)
игумен Никон (Головко)
19 сентября 2013
Здравствуйте, 23 сентября будет 40 дней, как умерла моя подруга. Причина смерти — падение с высоты с непонятными намерениями, до сих пор не готовы результаты следственного эксперимента. Ведется следствие, батюшка отказался ее отпевать. Я ее хорошо знала и уверена, что это не самоубийство. Она мне снится постоянно, куда обратиться, чтобы ее согласились отпевать?
Екатерина
Здравствуйте, Екатерина. Сначала дождитесь официального заключения следствия. А уже по его результатам будете действовать. Если будет доказано, что ей никто не помог упасть, а она сделала это сама, то отпевание невозможно, самоубийц не отпевают. Исключения составляют те случаи, когда есть доказательства невменяемости человека на этот момент жизни. Для этого понадобится соответствующее медицинское заключение и благословение архиерея. Если следствие докажет, что имело место убийство или смерть от несчастного случая, то любой священник совершит отпевание и без специального разрешения архиерея.
иерей Александр Белослюдов
Источник: http://www.zakonbozhiy.ru/question/?tag=%EF%EE%EC%E8%ED%EE%E2%E5%ED%E8%E5
Вопросы, встречающиеся в практике приходского консультирования, и ответы на них
– Одно из назначений человека на земле – славить и прославлять Бога – своего Небесного Отца. Это прославление выражается наиболее в величественных богослужениях Церкви. В Церкви люди находят и полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры.
Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19,20).
Апостол Павел называет Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23 ), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1Тим. 3:15). Церковь есть опора для христиан, и она обладает критерием для истины и является ее хранительницей.
Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Тот, кто не посещает храм, фактически находится вне Церкви.
– Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестом сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно и просто перекреститься со словами «Господи, помилуй». Главное попытаться оставить мирские, суетные мысли и иметь в душе молитвенный настрой на общение с Богом.
– Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Женщины не должны приходить в храм в брюках, коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины не должны приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины должны снимать головные уборы.
Приходить в храм следует за 10–15 минут до начала богослужения. За это время надо подать записки, купить и поставить свечи, приложиться к иконам. После этого занять удобное место.
Следуя древнему правилу, женщины стоят во время богослужения в левой части храма, мужчины – в правой. Если свободного места достаточно, не надо занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам.
Во время помазания елеем, Причащения, прикладывания к кресту мужчин пропускают первыми.
Не следует ходить по храму во время богослужения, вести разговоры. Пришедшим в храм во время богослужения надо воздержаться от того, чтобы ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы.
Нельзя в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно.
– В первую очередь хорошо поставить свечу в центре храма, где на аналое (специальном столике с наклонной поверхностью) лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери.
О упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике (это канун). Можно поставить свечу любому святому или святым.
Молиться надо о прощении грехов, благодарить Господа за Его благодеяния, просить помощи в имеющихся нуждах.
– В храме совершаются богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит пред Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение.
Христианин во время богослужения – не любопытный зритель, а благоговейный соучастник священного действия. И кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости.
Конечно, люди, страдающие телесными недугами, либо нуждающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста) могут сидеть на скамейках, имеющихся во всех храмах.
Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии следует вставать.
«Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», – говорил московский святитель XIX века Филарет (Дроздов).
– В четвертой заповеди говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу.
Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение накануне (в субботу вечером), и, по возможности, в дни церковных праздников.
Можно приходить в храм и в любое другое время – помолиться, поставить свечи перед иконами, подать заранее записки на Литургию, побеседовать со священником.
– По Уставу Церкви делать это не положено. Тот, кто не причащался, вкушает по окончании богослужения антидор, который можно принимать только натощак. Послабления возможны для детей и людей, страдающих физическими недугами, которым разрешается принимать пищу перед посещением храма. Устав Церкви рассчитан на физически здоровых людей.
– Причащение – это самая важная часть богослужения, поэтому в этот период не следует ставить свечи и прикладываться к иконам. Кто в этот день не причащается, должен стоять на одном месте и молиться, сохраняя благоговение перед величайшим Таинством.
Духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Свеча имеет символическое значение, но спасает не символ, а подлинная сущность – божественная благодать, которая подается в Таинствах. Поэтому во время богослужения все внимание должно быть обращено на то, что поется и читается в храме. Ставить свечи надо до начала богослужения, а если не успели, после его окончания.
– Уходить из храма до окончания Литургии допускается лишь по немощи или в случае крайней необходимости, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.
Желательно не выходить из храма до возгласа священника «С миром изыдем».
– Никакого вреда некрещеному не будет от того, что его помажут освященным маслом. Но только надо задуматься, а будет ли это ему полезно.
Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, если он, пока еще не решившись креститься, проявляет интерес к этим действиям Церкви, то это хорошо.
А если же им таковые действия воспринимаются как своеобразного вида магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится воцерковиться, чтобы стать православным христианином, считает, что помазание послужит ему каким-то оберегом, то в таком случае лучше не подходить.
– К святым мощам и иконам некрещеным прикладываться можно, если они имеют веру и благоговение перед святыней.
– К кресту прикладываются каждый день по окончании богослужения, потому что крест – главная христианская святыня, это символ веры и орудие нашего спасения.
– Плачущего ребенка надо успокоить, а если это не удается, то выйти с ним из храма, чтобы не мешать молящимся.
– Общецерковного запрета на фото- и видеосъемку в храмах не существует (пример: регулярные телетрансляции Патриарших и Митрополичьих Рождественских и Пасхальных богослужений). Однако в целях соблюдения церковного благочиния следует испрашивать благословение священника на эти действия.
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/voprosy-vstrechayushhiesja-v-praktike-prihodskogo-konsultirovanija-i-otvety-na-nih/