Омовение тела покойного – процедура строго обязательная и должна быть выполнена согласно правилам, которых люди придерживаются уже на протяжении многих веков. Если вы впервые сталкиваетесь с такой проблемой, то обратитесь за помощью к ритуальному агенту, как правило связаться с ними можно круглосуточно.
Проведение омовения усопшего: правила и советы
Этапы:
- Все интимные места прикрываются простыней и моют накрытыми, предварительно укутав руки куском материи.
- Нос и рот не поласкают, а просто вытирают влажным клочком ткани.
- После выполнения всех вышеперечисленных пунктов можно приступить ко всем остальным участкам тела. Процедуру начинают с правой стороны и используют лист дикого сидра (ююба). Перед применением листья нужно измельчить, положить в воду и хорошо встряхивать сосуд до тех пор, пока в нем не появится пена.
- Этой пеной моют голову усопшего и все оставшиеся участки тела. При необходимости процедуру повторить несколько раз (верующие настаивают на том, чтобы это количество было обязательно нечетным).
- Когда покойного омывают в последний раз, в воду добавляется камфара (она способствует замедлению процесса разложения и отгоняет от тела покойного насекомых).
- Помните! При омовении не должны присутствовать дети и беременные женщины.
После процедуры тело вытирается и заворачивается в саван. Весь процесс выполнить несложно, но желательно делать это не дома.
Важные правила:
- Спустя 60 минут после наступления смерти. За это время тело остывает и принимает правильное положение.
- Процедура должна выполняться в светлое время суток. После заката делать это традиции не позволяют.
- Воду следует вылить в безлюдном месте.
- Мыло и полотенце после омовения нужно утилизировать (в 40 день с момента кончины).
- Одежду, включая нательное белье, и постель на которой скончался человек нельзя отдавать или выбрасывать – ее следует сжечь (но после погребения).
- Одевать усопшего нужно во все новое, а также проследить, чтобы размер одежды был ему впору. Если новых вещей нет, можно одеть ношенные, только чистые и не красного цвета. Желательно те, которые при жизни любил человек.
- На шею покойного надевается крестик, даже если при жизни он его никогда не носил.
- Если усопший при жизни был военным, то хоронить его желательно в форменной одежде и с наградами.
- На лоб усопшего кладут венец, на котором изображены: Божья матерь, Иисус Христос и Иоанн Предтечи со словами Пресвятой песни.
- В руки умершего вкладывают носовой платок с крестиком или иконкой.
Если человек умирает в церковный праздник, то при погребении соблюдаются определенные каноны. Знать их простой человек не может. Чтобы все было соблюдено правильно, следует доверить похороны тем людям, которые знают все тонкости и нюансы этой процедуры.
В вашей семье случилось горе и абсолютно нет никаких сил заниматься подготовкой к похоронам, тогда рекомендуем заказать полный спектр ритуальных услуг в компании «Ритуальный дом». Это освободит вас от дополнительных стрессов, а стоимость услуги у нас ниже, чем в государственных агентствах.
+375 29 338-83-83
Источник: https://bel-ritual.by/info/kak-pravilno-myt-i-odevat-umershego
Обряд омывания тела покойного: что должен знать каждый правоверный?
В Священном Коране имеется аят, в котором сказано: «Каждое одушевленное создание обречено познать смерть». И где бы и кем бы мы не были, все равно не избежим своей участи. За какими бы толстыми бетонными стенами или в каких бы подземных бункерах не скрывались, все равно не сможем обмануть ангела смерти Азраиля. Смерть неминуема. Младенец, покидая чрево матери, начинает приближаться к своей смерти. После появления на свет ребенка, его искупав в воде, пеленают в белое, также в соответствие с Шариатом, тело покойника, обмыв, оборачивают в белый кафан, погружают в могилу и засыпают черной землей. Что делать с телом покойника? Как регламентирован процесс обмывания? Какова последовательность? Остановимся на этих животрепещущих вопросах подробнее.
Общеизвестно, что Ислам предъявляет очень высокие требования к чистоте. Тахарат (обряд омовения) предполагает содержание в чистоте тела, ураза (пост) – внутреннее или духовное очищение.
Выплата заката – очищение состояния, материального имущества. Подобно этому в последний путь каждый наш единоверец уходит в чистоте, обернутым в белый саван. Так повелось со времен Пророка Аллаха (с.
а.в.).
Говорят, что человек, занимающийся обмыванием покойников, избавляется от сорока грехов, которые совершил в своей жизни, а кто оборачивает тело в кафан, тому в награду в раю будут уготованы шелковые одеяния.
Покойника следует положить на правый бок, лицом на Каабу. После чего два раза читаются Слова Веры (Иман калимэсе). У покойника могут быть открыты глаза, необходимо их прикрыть. Если приоткрылся рот, надо сделать повязку с макушки головы к подбородку. Чтобы не вспучился живот, необходимо положить на него что-то не менее тяжелое, чем ножницы.
Для обмытия лица понадобится шесть кусков тряпиц, столько же для подмывания и для того, чтобы прикрыть гаурат (интимное место) две тряпицы большего размера. Тело помещают на специальные носилки, выполненные из жести, раздевают. Если одежда слишком изношена, ее можно и разрезать. А затем следует прикрыть аурат. Затем делают подмывание.
Чтобы избавить толстую кишку от кала, необходимо слегка надавить на область живота. Если тело покойника чересчур загрязнено, необходимо обмыть его мылом и мочалкой. Если тело чисто, необходимо совершить омовение, как делается это в обыденных условиях. Для этого используются приготовленные тряпицы.
Намотав на палец, промываем рот и носовую полость, а в завершающей стадии обмываем ноги. Затем обмывается голова. Если тело грузное, можно мыть голову в положении лежа, если легкое – в положении сидя. После чего тело кладется на левый бок и обмывается правая сторона, а затем смываются носилки, и поле этого обмывается левая сторона.
Эта процедура проделывается два раза. В третий раз в кувшин с водой добавляются благовония или камфора. После чего тело осушается, причем не обтирается, а именно осушается при помощи сухой тряпицы. В том случае, если тело начало разлагаться, необходимо совершить лишь гусль фард (обязательное омовение), то есть и лицо и все тело обливается водой.
В этом случае нельзя обмывать по три раза и совершать процедуру тахарата. В том случае, если тело потеряло свою форму, допускается захоронение в гробу.
В боевой обстановке, когда нет возможности тщательно соблюсти весь порядок обряда обмывания покойника, согласно Шариату, вступает в силу хукм (постановление) мученика. В данном случае достаточно обернуть покойного в материю и захоронить.
При обмывании тела покойника раньше произносились специальные ду’а, в настоящее время они подзабыты, но, приступая к работе, считается достаточным сказать: «БисмиЛлах» и гусль покойного будет совершенным.
Естественно, покойного мужчину, должно обмывать лицо мужского пола, а женщину – лицо женского пола. Причем супруга имеет право обмывать тело мужа, а вот мужу обмывать тело супруги не положено. Так как после смерти мужа супруга должна выдержать срок ожидания (4 месяца и 10 дней), в это время она считается неразведенной. А мужчина после смерти жены считается уже разведенным.
Рамиль хазрат Зарипов,
проректор медресе «Мухаммадия»
P.S. подробная информация по данной теме содержится на сайте: askimam.ru
Источник: http://islam-today.ru/obsestvo/obryad_omyvaniya_tela_pokojnogo_chto_dolzhen_znat_kazhdyj_pravovernyj/
Как хоронить мусульман. Правила омовения усопшего в исламе
Смерть – это то, что неизбежно ждёт всех людей, событие, которое считается началом нового пути раба Аллаха.
Когда становится понятным, что человек близок к смерти, важной задачей является напоминание умирающему о его вере. Это связано с тем, что на смертном одре особую активность начинает проявлять Иблис, который стремится сбить человека с верного пути. Поэтому покидающего наш мир верующего следует положить на правый бок по направлению к Каабе и проговаривать рядом с его ухом шахаду:
«Лээ илэхэ иллэ-лЛахи, Мухаммаду-р-расулулЛахи»
«Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник»
Будет большим благом, если последними словами человека будет именно шахада. В этом случае, как говорится в приведённом аль-Бухари хадисе Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.), покойный попадёт в Рай.
Согласно нормам Шариата, мусульманина следует придать земле в день смерти до захода солнца (кремация и иные виды похорон не допустимы!). Если же человек ушёл в мир иной ночью, его необходимо похоронить в течение суток до полудня.
Правила и порядок омовения умершего
1. После того, как станет понятно, что человек умер, необходимо перевязать его голову от подбородка до макушки, дабы не открывался рот, а также закрыть его глаза. Это касается не только мужчин, но и женщин.
2. Непосредственное мытьё покойного. Для этого его кладут на специальное корыто, которое следует перед омовением обработать чем-то ароматическим. В хадисе, который приводится в сборнике аль-Хакима, говорится, что обрабатывать корыто необходимо нечётное число раз. Надлежит снять одежду с покойного и закрыть его аурат (постыдные места). Мужчины омывают покойных мужчин, женщины – женщин.
3. Умершего кладут на корыто. Здесь следует совершить малое омовение, но без полоскания рта и носа. После этого покойному моют бороду (если она есть) с головой и обрабатывают ароматическими средствами. Затем тело кладётся на левый бок и полностью омывается водой. Далее всё повторяется, но только покойника необходимо повернуть на правый бок.
4. Придать трупу сидячее положение и надавить на его живот, чтобы выделились нечистоты, после чего следует их смыть водой. Вслед за этими действиями следует новое поливание водой всего тела. Труп вытирают, а использованную для покрытия постыдных мест материю меняют. Желательно добавить в воду ароматические средства. При мытье покойника можно использовать мыло.
Как завернуть покойника в саван?
Погребальное одеяние мужчин в исламе состоит из трёх частей, которые носят названия изар (штаны), камис (рубашка) и лифафа (покрывало).
Длина изара и лифафы одинаковая – они должны быть больше роста человека примерно на 30 см как со стороны головы, так и со стороны ног.
Камис – это отрезок материала в две длины от шеи человека до его стоп. Посередине этой материи имеется Т-образный вырез.
Считается, что изара и лифафы вполне достаточно, чтобы соблюсти правильную процедуру погребения покойника, однако ограничиваться только этими двумя частями савана в обычных условиях нежелательно (в степени макрух). Это одобряется только в экстраординарных случаях.
Части савана необходимо расстилать в следующем порядке: сначала расстилается лифафа, далее на неё стелится изар и, наконец, завершает всё камис. Предварительно саван необходимо обработать благовониями. Также это следует сделать с головой трупа, ладонями, ступнями и коленями.
Покойника помещают головой на Т-образный разъём, после чего тело укрывают камисом вплоть до стоп. Потом наматывается изар (справа налево) и лифафа. При наличии опасений, что саван может размотаться, можно перевязать его под стопами, над макушкой головы и посередине туловища.
Не следует стричь ногти покойных людей, расчёсывать им бороду и волосы.
Саван женщины отличается от мужского. Он состоит из 5 частей: дирг, хымар, хырка, лифафа и изар.
Дирг – это то, что у мужчин называется камисом.
Хымар представляет собой ткань, заменяющую платок.
Хырка – это ткань, которая оборачивает грудь. Её ширина – от груди до бёдер.
В случае нехватки соответствующих материалов достаточно лифафы, изара и хымара.
Части савана расстилаются аналогично мужскому варианту. Порядок завёртывания женщины в саван также не сильно отличается. Сначала расстилается лифафа, далее – изар и дирг. Голову покойницы продевают сквозь Т-образный разъём.
Далее волосы сплетаются в две косы, складываются на груди и обматываются хыркой. Потом волосы покрываются хымаром. Далее покойную завёртывают в изар и лифафу. Как и в случае с мужчинами, тело можно завязать в трёх местах.
Предварительно части погребального одеяния можно обработать благовониями.
После этого можно совершать похоронную молитву (джаназа). Следует учитывать, что тело усопшего выносят из дома ногами вперёд.
Порядок похоронного обряда
В исламе непосредственно в процессе похорон участвуют только мужчины, женщины на кладбище не идут.
Носилки с покойником берут как минимум четверо человек – по четырём углам. Они должны идти быстро, но без лишней суеты, неся усопшего головой вперёд. Во время шествия можно поменяться местами.
Сначала подменяется идущий спереди с правой стороны, остальные – по ходу часовой стрелки.
В условиях, когда до ближайшего кладбища идти далеко, допускается использовать для транспортировки транспортные средства.
На кладбище можно присесть, однако нежелательно делать это до того, как будут поставлены носилки.
Могила копается, как минимум, в половину роста человека, но лучше делать яму более глубокой. Её необходимо рыть перпендикулярно по отношению к Каабе.
В самом низу по направлению к главной мусульманской святыне прокапывается специальная ниша, которая носит название ляхд. Именно туда помещают покойника.
Его кладут правым боком лицом к Каабе, при этом три повязки, которые накладывали во избежание развязывание савана, убирают.
- При опускании в ляхд необходимо произнести слова:
- «БисмилЛяхи ва билЛяхи ва галя милляти расулилЛяхи»
- «С именем Аллаха и с Аллахом, и в общине Посланника Аллаха»
После этого ляхд нужно заложить каким-нибудь недорогим материалом (например, досками). Запрещается заливать её цементом или гипсом. Могилу закапывают, образуя над ней небольшой холмик высотой 20-25 см.
Затем присутствующие на похоронах родственники и близкие покойного могут прочитать специальное дуа, попросив Всевышнего простить его грехи и сделать обитателем Рая.
Источник: https://islam.global/verouchenie/omovenie/poryadok-omoveniya-umershego-i-ego-zakhoroneniya/
Омытие тела покойного мусульманина
Омытие покойного является обязательным (фард кифая)[1] для тех, кто занимается приготовлением его к захоронению. Если же таковых нет, то любой мусульманин должен это сделать.
Когда один из мусульман, находясь на горе ‘Арафа рядом с Пророком, упал с верблюда и, оказавшись под копытами животного, сильно пострадал и скончался, Пророк воскликнул: «Омойте его водою с сидром[2] и заверните в одежду его [ихрам[3] был использован в качестве савана]»[4].
Если говорить о том, кто должен омыть тело покойного или покойной, то ученые-факихи однозначно утверждают, что мужчины должны омывать тела покойных мужчин, а женщины — женщин.
Преимущество при омытии тел покойных мужчин имеют те, кто первостепенен в совершении погребальной молитвы над ними[5], а при омытии женщины — родственники ее.
Что касается выполнения этого кем-то из оставшихся в живых супругов, то по свидетельству сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) муж может омывать жену и наоборот. И только ученые ханафитского мазхаба говорят о непозволительности этого[6].
Необходимо, чтобы человек, который будет мыть тело покойного, знал последовательность ритуала и был надежен с точки зрения неразглашения тех или иных изъянов, что могут быть увидены на теле покойного и при жизни скрывались им.
Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар говорил: «Пусть именно надежные люди моют ваших покойников»[7]. Сам пророк Мухаммад говорил: «Кто омоет покойного и сокроет его [изъяны], тому будет Божье прощение сорок раз»[8].
Хорошее же и положительное о внешнем состоянии покойного говорить другим можно и нужно. Пророк призывал: «Упоминайте [лишь] положительные качества ваших покойных и воздержитесь от [упоминания] их недостатков (пороков)»[9].
- Желательно (мустахаб) для омывающего:
- — не мыть покойного под открытым небом;
- — никого не приглашать присутствовать, кроме помощника, если есть на то необходимость;
- — наполнить помещение благовонным запахом;
- — не смотреть на оголенные части тела покойного, кроме как вынужденно;
- — не дотрагиваться до тела покойного, кроме как через тряпку[10]. Можно надеть перчатки и мыть тело покойного губкой;
- — полностью вымыться (совершить полное омовение, гусль) по завершении омытия тела покойного[11].
Последовательность мытья тела покойного с учетом всех тонкостей:
1. Положить оголенное и накрытое от пояса до коленей тело[12] на доску.
2. Можно накрыть лицо покойного или покойной полотенцем или каким-либо полотном[13].
3. Желательно положить покойного на спину, ногами в направлении к Каабе, слегка приподняв голову.
4. Приподнять тело и провести рукой сверху вниз по животу для вывода остатков пищи из прямой кишки. Обмыть[14] место выхода нечистот.
5. Омыть те части тела, которые традиционно омываются при совершении вуду’ (малом омовении), за исключением полоскания рта и промывания носа. Рот и нос можно и лучше протереть мокрой тряпкой. Попадание воды внутрь крайне нежелательно[15].
6. Каким-нибудь благовонным моющим средством вымыть волосяной покров головы[16].
7. Повернуть покойного на левый бок и омыть мыльной водой правую сторону, пока вода не начнет стекать с левой части тела.
8. Повернуть на правый бок и также омыть с плеч до ног левую часть тела, пока вода не начнет стекать.
9. Затем тело положить на спину и облить его в третий[17] раз[18].
10. Протереть тело сухим полотенцем и нанести благовонное масло или жидкость на голову, бороду, лоб, нос, кисти рук, колени и ступни.
11. Ногти и волосы стричь нельзя, нежелательно[19]. Лучше промыть под ногтями от остатков грязи[20].
12. Руки располагаются вдоль туловища. После этого тело заворачивают в саван.
Необходимо знать обязательный минимум (фард) ритуала омовения тела покойного на случай нехватки воды, поспешности или отсутствия осведомленности в тонкостях данного процесса: единожды омыть или облить все тело покойного водой, предварительно смыв вышедшие нечистоты. Без данного минимума предавать земле тело покойного недопустимо. В случае когда тело было похоронено без омовения, то его, если это возможно, раскапывают и омывают[21].
Специальное намерение перед началом омытия необязательно. Также необязательно, чтобы омывающий был именно мусульманином. Такого мнения придерживается большая часть ученых, среди которых богословы шафиитского[22] и ханафитского мазхабов.
Вопросы по теме
Нужно ли мыть покойного в случае, когда сохранилась только часть тела, например, в результате авто- или авиакатастрофы?
Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов считают, что если даже незначительная часть сохранилась, то необходимо ее омыть и совершить над нею погребальную молитву[23].
Имам Абу Ханифа и имам Малик считали, что мытье тела покойного и совершение погребальной молитвы над ним происходит только при наличии большей части тела.
Если имеется меньше половины или, например, человеку ампутировали часть тела, то это предается земле без омытия и без совершения погребальной молитвы[24].
Если тело покойного не имеет целостности, то лучше сшить его части. Когда какую-то часть пришить невозможно, то после омовения все воедино заворачивается в саван.
- Как быть, когда нет воды для омытия тела покойного или когда состояние тела не позволяет омыть его водою?
- В такого рода случаях допускается совершение таяммума[25].
- Влияет ли каким-либо образом на процедуру захоронения то, что покойный умер в состоянии джунуб, то есть имел интимные отношения с супругой и не стал совершать полное омовение сразу, оставив его на утро, а ночью умер?
- Если человек умер, не успев вымыться, то это никак не отражается на состоянии покойного или специфике приготовления его к захоронению[26].
- Нужно ли мыть утопленника?
Утопленника, находящегося в воде, следует три раза окунуть с намерением ритуального омытия тела[27]. Такой процедуры будет достаточно. Если же его уже вытащили из воды, то омытие тела (хотя бы разовое) перед захоронением необходимо[28].
- Нарушается ли омовение, если дотронулся до тела умершего?
- Не нарушается[29].
- Подробнее о том, в каких случаях нарушается состояние ритуальной чистоты и необходимо малое или полное омовение, читайте в моей книге «Мусульманская молитвенная практика».
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Фард кифая — это то, что является обязательным для всех верующих и при выполнении кем-либо из них снимается обязанность со всех. Если же оно никем из числа мусульман не совершено, то грех ложится на всех, проживающих в данной местности.
[2] Сидр — лотос; применялся в качестве мыла. В современной практике может применяться любое благовонное моющее средство.
[3] Ихрам — специальное одеяние, надеваемое паломником во время паломничества и символизирующее особое состояние ритуальной чистоты. У мужчин оно состоит из двух белых полотен.
[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 378, хадисы № 1265–1268.
[5] Последовательность следующая: отец покойного, дед, сын, внук, брат, племянник, дядя, двоюродный брат. Более первостепенен религиозно грамотный, чем пожилой.
[6] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1484, 1485; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 348, 349; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 198, 199.
[7] Ибн Маджа М. Сунан. С. 161, хадис № 1461 «мавду‘»; Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]. В 12 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 371. По мнению ученых-мухаддисов данный хадис не является достоверным, но его смысл канонически верен.
[8] Св. х. аль-Хакима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 615, хадис № 928, «сахих».
[9] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 317, хадис № 1020; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 61, хадис № 905, «сахих».
[10] При омытии половых органов покойного использование тряпки обязательно (ваджиб), а при омытии остальных частей тела — желательно (мустахаб).
[11] Передается хадис: «Кто обмыл покойного, тот пусть совершит полное омовение (гусль)». Хадис от аль-Мугийры и Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и Ибн Хаббана. См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 161, хадис № 1463, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 535, хадисы № 8875, 8876, оба «хасан»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 462.
[12] ‘Аурат покойного должен быть обязательно накрыт, кроме тех случаев, когда это ребенок семи или менее лет. Допускается омытие тела через широкую и просторную рубаху.
Достоверно известно, что тело пророка Мухаммада было омыто одетое в рубаху. Однако ученые говорят, что это касается только самого Пророка, поэтому не расценивается как что-то необходимое для других. См.: Амин М.
(известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 195.
‘Аурат — это те части тела, которые, согласно каноническим предписаниям, подлежат обязательному прикрытию перед людьми противоположного пола, не являющимися близкими родственниками. У мужчин — от пупка и до колена, как перед мужчинами, так и перед женщинами, а у женщин — все тело, кроме лица и кистей рук перед мужчинами и от пупка до колена перед женщинами.
[13] См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 57.
[14] Желательно мыть прохладной водой.
[15] Умершему ребенку, не достигшему семилетнего возраста, нет необходимости совершать малое омовение (вуду’).
[16] Что касается причесывания волос покойного, то это допустимо, если есть на то необходимость. Упоминания о некоторой нежелательности встречаются в богословских трудах, но должного обоснования они не имеют.
См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 92; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 10.
[17] Один раз омыть все тело — обязательно (фард), а три раза повторить упомянутую процедуру — желательно (сунна).
[18] Если вдруг в процессе мытья или по завершении его из тела покойного выйдут какие-нибудь нечистоты, то заново мыть тело нет никакой необходимости. Достаточно будет смыть эти нечистоты водой. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С.
197; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 11. Большая часть ученых допускает, а порой говорит о необходимости использования ватных тампонов для блокирования, воспрепятствования выхода из тела покойного каких-либо нечистот или зловония.
Также по завершении омытия покойного с использованием ваты и марли, пропитанных благовонием, можно и нужно сделать повязку, которой стягиваются ягодицы, в форме подгузника. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 469; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш.
Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 19.
[19] См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 92; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 15.
[20] Если после смерти ногти или волосы были пострижены, то их заворачивают вместе с покойным в саван. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 198.
[21] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1484; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В. 8 т. Т. 2. С. 458.
[22] См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 8.
[23] Там же. С. 34.
[24] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 458; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 199.
- [25] Таяммум — альтернативный малому (вуду’) и полному (гусль) омовению способ приобретения ритуальной чистоты без использования воды. Порядок совершения таяммума:
- — начать со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим»;
- — произнести намерение на наличие для покойного ритуальной чистоты;
- — легко ударить ладонями по поверхности земли (песка, камня); возможна пыль и то, что содержит ее;
- — один раз протереть ладонями лицо покойного;
- — еще раз ударить по земляной поверхности;
- — один раз протереть сначала правую, затем левую руку до локтя включительно.
См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 458.
[26] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Мушаварат ва фатава. С. 22.
[27] Намерение может быть выражено в свободной форме и на любом языке.
[28] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1487; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 460.
[29] См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 3. С. 135.
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 109, хадис № 283.
Источник: https://umma.ru/omytie-tela-pokojnogo/