Мы продолжаем наш разговор о христианском понимании смерти со священником Георгием Хариным, настоятелем Свято-Никольского храма. Сегодня он расскажет о том, что происходит с душой человека после смерти согласно учению Церкви.
Согласно церковному опыту душа, разлучившись с телом, первые три дня находится в тех местах, где человек любил бывать при жизни, причем переносится из одного места в другое мгновенно, одной лишь силой мысли. Поэтому мы, бывает, видим усопшего в его же доме, рядом с теми, кто был ему дорог.
В качестве примера Георгий Харин приводит воспоминания знаменитого богослова Алексея Осипова, который писал о том, как его спасла его же собственная мать.
– Мать Алексея Ильича была при смерти, и он поехал к ней из Москвы, чтобы проститься, но опоздал на транспорт и вынужден был идти пешком, – рассказывает отец Георгий.
– По дороге он заблудился, наступила ночь, но вдруг Алексей Ильич увидел свою мать, которая подсказала ему, куда идти. Добравшись до дома, он узнал, что она умерла, причем именно в тот самый день и час, когда явилась ему в лесу.
Перед смертью она переживала, что не повидалась с сыном, но после кончины у ее души была краткая возможность не только увидеть его, но и помочь ему.
Третий, девятый и сороковой дни считают со дня смерти, причем день кончины – первый в этом ряду архив редакции
Посмертные испытания души
С третьего дня, то есть со дня похорон, и по девятый день душа усопшего проходит так называемые воздушные мытарства. Это своего рода испытание, выдержать которое можно только в том случае, если человек жил праведно и старался ограждать себя от зла и искушений.
– Благодаря голливудским фильмам многие привыкли считать, что духи зла обретаются в аду, однако на самом деле они находятся здесь, среди нас, – объясняет отец Георгий.
– Духи эти ведут бесконечную борьбу с ангелами за наши души. Для Бога каждый человек ценен, и демоны, чтобы досадить Вседержителю, стараются оторвать, отлучить от Него дорогого Ему человека.
В том числе с помощью посмертных испытаний.
С 3-го по 9-й день душе умершего предлагаются всевозможные искушения: пустословие, блуд, прелюбодеяние, чревоугодие, зависть, злоба и т. д. Всего 20 испытаний
– Скажем, если при жизни человек был чревоугодником, то и после смерти не сможет пройти мимо богато накрытого стола, поддастся искушению и окажется плененным этим испытанием, – говорит отец Георгий.
– Когда душа наша отделена от тела, то не остается никаких сдерживающих факторов, никакой силы воли. Ты теперь такой, какой ты есть.
Если ты привык к греху, то испытания тебе не пройти, и наоборот: душа человека, который старался жить нравственно, соблюдал пост, избегал греховных мыслей, пройдет воздушные мытарства легко.
Почему так важен девятый день?
На девятый день, пройдя все испытания, душа человека, сопровождаемая своим ангелом-хранителем, предстает перед Богом.
– Для кого-то это радостная встреча, а для кого-то – нет, – говорит отец Георгий. – Представьте, что человек, никогда не веривший в Бога и живший самым скотским образом, вдруг сталкивается с пылающей, всеобъемлющей любовью лицом к лицу.
Это можно сравнить с супружескими отношениями: например, муж в командировке не пропустил ни одной юбки, а когда вернулся домой, его там встретила жена, искренне, всей душой его любящая. Что он почувствует? Сильнейший стыд.
Так же и с Богом, только стыд этот не загонишь глубоко внутрь, не отмахнешься от него, ведь когда твоя душа обнажена, ты ощущаешь этот стыд всем своим существом.
Вот почему девятый день – особенный. В этот день родные усопшего приходят в храм, заказывают панихиду, затем идут на кладбище, чтобы проведать могилу, а потом устраивают поминки.
Решающее значение все-таки имеет не обряд как нечто внешнее, а внутренние переживания тех, кому усопший был близок и дорог. Самое важное – не потерять внутренней связи с этим человеком, не забывать его, делать что-то доброе в память о нем.
– Сегодня поминки превратились в какой-то бессмысленный и даже безобразный ритуал, – говорит священник. – Смысл этого дня не в том, чтобы собрать всех родственников и, выпив по рюмке за покойного, начать делиться новостями и обсуждать семейные дела. Наоборот: всегда было принято, чтобы родственники покойного устраивали отдельные поминки – каждый в своем доме.
В день поминок в память об усопшем нужно сделать доброе дело, пожертвовать деньги в благотворительный фонд, помочь детскому дому, больнице
Более того, этот день посвящали добрым делам: помогали нуждающимся, кормили бездомных, раздавали милостыню и так далее.
Когда же родных усопшего за это благодарили, они отвечали: «Мы это делаем за почившего такого-то, помолитесь за него».
Сейчас можно поступить так же: сделать доброе дело, пожертвовать деньги в благотворительный фонд, помочь детскому дому, больнице или же хотя бы просто купить продуктов малоимущим.
Что такое Страшный суд?
С девятого по сороковой день душа проходит райские обители и адские обители и либо радуется тому, что избежала страшной участи пребывать в аду, либо скорбит о потерянном рае.
Сороковой день – день так называемого Частного суда, когда определяется, где именно – в раю или в аду – душа будет ожидать всеобщего Страшного суда.
Поэтому в сороковой день также устраивают поминки по усопшему, идут на кладбище, заказывают церковную молитву и особенно усердно молятся сами.
– Страшный суд – это самое ожидаемое событие для каждого верующего, – говорит отец Георгий. – Случится он после Второго пришествия Христа и всеобщего воскрешения к жизни.
На Страшном суде у каждого из нас будет возможность, находясь пред лицом Божьим, решить, чего он хочет: остаться с Богом в раю или отринуть Его и отправиться в ад.
Если Бог ему не нужен, никто не будет неволить человека, то есть Страшный суд – это акт нашей абсолютной свободы воли.
Как помочь душе усопшего?
Один из главных вопросов, которым задаются родные умершего человека: можно ли как-то помочь его душе, облегчить ее участь, особенно в том случае, если почивший вел не самую праведную жизнь. Отец Георгий объясняет: христианское отношение к почившему можно свести к трем моментам. Это церковная молитва, домашняя молитва и доброделание в память об усопшем.
1. Церковная молитва
Сразу после смерти человека или после отпевания и похорон его родные могут обратиться в любой храм или в несколько храмов, чтобы заказать так называемый сорокоуст. Это сорокадневное поминовение во время службы в церкви, когда священник называет имя усопшего среди других.
Просьбу помолиться об усопшем можно также передать в монастырь – сегодня это несложно сделать через официальные сайты обителей. Главное, не нарваться на мошенников, которые могут также через интернет собирать деньги якобы на какие-то церковные услуги.
Есть и более простое церковное поминовение, когда на панихиде кто-то из священнослужителей или из благочестивых мирян просто помянет имя усопшего. Кроме того, можно заказать поминальную службу, которая длится не 40 дней, а больше, например, год.
2. Домашняя молитва
Это чтение Псалтыри родными усопшего: регулярно, искренне, от души. И не стоит забывать, что домашняя молитва своими словами – это единственная возможность помолиться за умершего, если тот не был крещен, так как заказывать церковные службы и ставить свечи в память о некрещеных нельзя.
3. Доброделание
Хорошо, если родные и близкие почившего будут делать в память о нем и от его лица те или иные добрые дела, бескорыстно и искренне.
Это не только помогает душе человека пройти посмертные испытания, но и приносит живым душевное облегчение.
Духовный мир тесно связан с земным: когда мы делаем что-то хорошее в память о почившем, он этому радуется, а мы чувствуем эту радость, и она приносит нам покой и позволяет умерить скорбь.
Какие предрассудки связаны со смертью?
– Похороны и поминки часто окружены множеством предрассудков и примет, которые Церковь решительно не приветствует, – говорит отец Георгий. – Не нужно ставить на стол фотографию усопшего, наливать ему водки и класть хлеб – душа его не пьет и не ест.
Не нужно оставлять на могиле еду – это чистой воды язычество, да и самим возле могилы лучше не есть. Не нужно верить в то, что в доме, где лежит покойный, нельзя открывать форточки, наоборот, их надо открывать, чтобы воздух не застаивался и не было запаха.
И зеркала мы закрываем не потому, что там может поселиться дух, а потому, что смотреть на себя в зеркало в это время – грех праздности.
Нет никакого смысла и в других ритуалах, таких, например, как «заземление» покойника, когда его проволокой привязывают за палец к батарее. Не нужно класть ему за уши яйца, чтобы потом их раздать. И уж тем более не нужно заставлять маленьких детей потрогать усопшего за ногу, «чтобы потом он их не пугал». Это бессмысленное действие напугает их куда больше.
Вопрос-ответ
Сны об умерших и отношение Церкви к кремации
– Мой сын умер несколько лет назад, и мне часто снится сон, в котором он страдает от холода и словно бы сражается с кем-то на войне. Как мне помочь ему?
Нина Николаевна
– Я бы посоветовал в такой ситуации усерднее молиться за сына, дома и в храме, делать добрые дела в память о нем, например, раздать его вещи бедным, помочь кому-то из соседей и так далее. Хорошо бы и самой что-то сделать: сходить на исповедь, причаститься святых тайн.
Наконец, огромное духовное значение в этом смысле имеет именно церковная молитва – например, сорокоуст. Заказать ее можно даже по прошествии нескольких лет со дня смерти. Приведу пример из еще дореволюционной книги протоиерея Григория Дьяченко «Невидимый мир».
Он рассказывает о благочестивой паре: у них трагически скончался сын, который вел образ жизни предосудительный, и родители скорбели, что он умер не как христианин, без покаяния. Они обратились в один из монастырей, чтобы им помогли узнать посмертную участь сына.
И старцу было видение: огромная огненная река, и в ней множество пылающих тел, среди которых – сын этой пары. Он рассказал старцу, что всегда находится в огне и страдает, кроме одного дня в году.
Старец передал его слова родителям, и оказалось, что их сын не страдает только в день своей кончины, потому что каждый год в это время его мать и отец приходили в храм, чтобы заказать о нем поминальную службу. Поэтому сорокоуст, соборная молитва, имеет очень большое значение и, как и домашние молитвы и добрые дела, служит залогом дальнейшего устроения души в ином мире.
– Как православная церковь относится к кремации?
Евгения
– Христианство в целом и православие в частности к кремации относятся отрицательно. Во-первых, эта традиция берет начало в языческих обычаях, которые были характерны для нехристианских стран.
Во-вторых, мы верим во всеобщее воскрешение, верим в то, что человек был взят от земли, земля его всю жизнь кормит, а значит – он должен после смерти вернуться в землю. Как сказано в чине погребения, «яко земля еси, и в землю отыдеши».
Хотя здесь нужно оговориться: само по себе сожжение не влияет на душу – это касается, например, тех трагических ситуаций, когда человек погиб на пожаре.
– Отец Георгий, как вы относитесь к роскошным похоронам? Нужно ли стараться подобрать самый красивый и дорогой гроб, установить на могиле дорогой крест, и так далее? Или лучше скромные похороны?
Наталья
– Это, безусловно, личное дело каждого. Но, на мой взгляд, все-таки лучше провести похороны более скромно, иначе есть опасность впасть в тщеславие с мыслями о том, чтобы у вас все было «лучше, чем у других». Многие святые, благочестивые христиане особо просили перед своей смертью, чтобы их похоронили по-простому, без роскоши. А оставшиеся средства лучше пустить на добрые дела.
Задать свой вопрос Георгию Харину вы можете здесь, в х, по телефону в редакции (3412)94-50-05 или по электронной почте ellende@mail.ru
Ижевчане собирают деньги на строительство храма
Возле Биатлонного комплекса имени генерала Демидова в Ижевске строится храм Святого Георгия Победоносца. Возведены стены, закончена внешняя отделка, в храме проходят службы, однако нужно завершить внутреннюю отделку, украсить храм иконами и росписью.
Всех неравнодушных просим откликнуться и внести свой, пусть даже небольшой, вклад в строительство храма Георгия Победоносца. Пожертвования принимаются на карту Сбербанка с номером 4276 8680 1311 5281. Держатель карты: Егор Сергеевич Харин.
Ознакомиться с ходом стройки можно по адресу: ул. Славянское шоссе, 0/13.
Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально-значимых проектов «Источник».
Источник: http://izhlife.ru/vera/81399-svyaschennik-georgiy-harin-o-tom-kuda-dusha-cheloveka-popadaet-posle-smerti.html
Что происходит с душой после смерти до 40 дней в православии?
«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)
К большому сожалению, люди уходят безвозвратно. И те, кто сталкивается с такой потерей, хотят знать, что происходит дальше с их родными и как они могут повлиять на их праведный уход в мир иной. Важность сорока дней для души неоспорима, и для этого крайне необходима помощь близких. О том, что значит 40 дней после смерти и как проводить душу усопшего на 40 день из дома, далее в статье.
Что делает душа до 40 дней после смерти
Как известно, земную жизнь тело проходит в единстве с душой. Когда человек умирает, душа улетает и продолжает «жить» отдельно. При этом все свои страсти, привычки и привязанности она не забывает. А после смерти ей приходится нести ответ за все свои мысли и действия.
После физической смерти душа продолжает путь к бессмертию. Православные люди знают, что жизнь на Небесах поистине прекрасна и стараются сделать всё возможное для того, чтобы судьба родного человека решилась как можно лучше.
В Святом Писании сказано, что именно после смерти и до 40 дней душа ищет своё, пребывая в самых разных местах, в частности:
- возле своего тела;
- близ родного дома;
- рядом с семьёй;
- в местах, о которых остались самые лучшие воспоминания.
Родные в это время должны усердно молиться о снятия с неё всех грехов, совершённых на земле, и обретении лёгкого пути в рай.
Куда уходит душа усопшего
Часто встречающийся вопрос: “Куда уходит душа человека после смерти после 40 дней?”40 дней после смерти – самые тяжёлые для души умершего.
Верующие считают этот день столь же трагическим, так и сам день смерти, тат как именно в это период душа ещё не знает, что ей уготовано в дальнейшем.
За 40 дней ей необходимо пройти множество сложных испытаний и сполна отчитаться перед Господом за свою прожитую жизнь.
Первые шесть дней после физического ухода душа находится в раю, смотрит на блаженную жизнь находящихся там праведников. Далее она отправляется в ад, где начинаются её мытарства. В православии их насчитывается двадцать. И это не количество грехов, а сумма самых различных пороков. 20 страстей – 20 “экзаменов” для души.
Такое хождение по аду продолжается вплоть до сорокового дня, дабы человек имел возможность для полного покаяния.
Интересным есть и тот факт, что и во время земной жизни каждый может покаяться перед Богом за свои грехи и получить долгожданное прощение. Это, как правило, происходит при исповеди. В загробном же мире такая возможность отсутствует.
Кроме того, во время исповеди человек может скрыть какой-либо из своих пороков, а в аду такого права он лишён, ибо там важна только правда.
И всё же душа не остаётся беззащитной. Перед Всевышним и Верховными Судьями в качестве защитников выступает Ангел-хранитель, который сопровождает каждого человека с момента рождения.
Но не они будут судить человека за его пороки. Человек сам судит себя. Представ перед ликом Святого, душа или соединяется с блаженным светом, или ниспадает в пропасть.
Это зависит от душевного состояния, ставшего итогом всей прежней жизни.
По утверждению Церкви Суд на 40 день – не последний. Ведь далее грядёт другой, Страшный и окончательный. И именно там судьбы многих душ могут быть изменены кардинально и бесповоротно.
Многих интересует вопрос о том, может ли душа умершего приходить домой после 40 дней, если она проходит такое длительное “путешествие” в поисках смирения и вечности.
После сорока дней душа спускается на грешную землю и прощается со всем самым родным для неё при жизни. Нередко люди, пережившие потерю близких, видят их во снах и даже наяву с помощью определённых образов. После они просто перестают чувствовать их присутствие рядом.
Как правильно проводить душу усопшего на 40 день дома
Перед вынесением приговора в сороковой день каждая душа, имея огромное желание попасть в рай, искренне служит Богу. К данному этапу верующие готовятся всю жизнь. И при этом не имеет значения то, насколько красивым будет гроб на похоронах или насколько пышными станут проводы, главное – узреть и принять Божью милость. Молитвы о душе идут к Господу и помогают очиститься от грехов.
В этом случае важным этапом являются поминки на 40 день. Они должны проходить в кругу родственников, близких и друзей, знавших усопшего и быть выполнены согласно следующих церковных правил:
- на поминальном столе должно присутствовать определённое количество разнообразных блюд (обязательно кутья);
- оставить место для покойного (сервировать и положить кусочек хлеба);
- запрещено распивать алкогольные напитки;
- по возможности, меньше проливать слёз;
- раздать милостыню бедным и немощным;
- сделать пожертвования на храм;
- сходить на кладбище, взяв с собой парное количество цветов, свечу и тарелочку с кутьёй (при этом на могиле не желательно громко говорить, кричать, плакать, есть и пить спиртное);
- раздать личные вещи родным.
Очень важной поддержкой для состояния души считаются личные молитвы родных, друзей и молебны, произнесённые в церкви. Поминки в этот день можно также проводить в храме, если покойный был истинным и постоянным прихожанином. С разрешения священника там же, в столовой, можно провести поминание, на которое пригласить только близких усопшего.
Особенности проведения обрядов:
- перед поминанием посетить храм;
- заказать панихиду;
- читать молитвы самостоятельно;
- вспоминать только хорошие поступки безвременно ушедшего и восхвалять его деяния перед Господом.
Важно помнить и о том, что в течении 40 дней не рекомендуется очень следить за своей одеждой, остригать волосы и проводить уборку в доме, так как это есть проявлением неуважения к памяти ушедшего.
На ночь всегда закрывать окна и двери, днём — все отражающие предметы (в особенности зеркала), дабы не притянуть душу покойного.
На подоконник каждый день ставить стакан с водой и класть полотенце, чтобы душа родного человека, покинувшего этот мир, могла прийти и умыться.
Проведение данных обрядов является традиционным для православия и имеет огромное значение для дальнейшего пути души умершего человека в другом мире. Но сама душа не сможет помочь себе найти покой и вечность, ведь на земле остаются те, кто любил её, а значит, она остаётся в мыслях и сердцах. В этом случае отпустить – самое верное решение, и именно оно определит силу их веры.
Господь всегда с Вами!
Что происходит с душой после смерти до 40 дней в православии?
Источник: https://tolkovanie.info/chto-proishodit-s-dushoj-posle-smerti-do-40-dnej-v-pravoslavii/
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. Куда прибывает душа человека после его смерти, почему поминальные дни — это третий, девятый и сороковой? / Православие.Ru
Расскажите, пожалуйста, куда прибывает душа человека после его смерти, почему поминальные дни — это третий, девятый и сороковой?
После отделения души от тела для нее начинается самостоятельная жизнь в мире невидимом. Накопленный Церковью духовный опыт дает возможность построить ясное и стройное учение о загробной участи человека.
Ученик преподобного Макария Александрийского (+ 395) рассказывает: «когда мы шли по пустыне, видел я двух ангелов, которые сопровождали св. Макария, один с правой стороны, другой – с левой».
Один из них рассказал о том, что делает душа в первые 40 дней по смерти: «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда.
Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящими при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело А добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду.
В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу.
После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого – Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле.
Но если виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы» мне! Как я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благости По рассмотрении же в продолжение шести дней все радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего.
После вторичного поклонения Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них.
В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших и приявших Крещение» (Св. Макарий Александрийский. Слово о исходе душ праведников и грешников…, — «Христианское чтение», 1831, ч. 43, с. 123-31; «Как проводит душа первые сорок дней по исходе из тела, М., 1999, с.
13-19). Великий подвижник нашего времени св.
Иоанн (Максимович) пишет: «Следует иметь ввиду, что описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций святые, которые вовсе не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо» (Блаженный святитель Иоанн Чудотворец, М.,2003, с. 792) .
Православная Церковь придает большое значение учению о воздушных мытарствах, которые начинаются на третий день после разлучения души от тела.
Она проходит в воздушном пространстве «заставы», на которых злые духи обличают ее в содеянных грехах и стремятся удержать как сродную им. Об этом пишут святые отцы (Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Макарий Великий, Иоанн Златоуст и др.).
Душа человека, жившего по заповедям Божиим и уставам св. Церкви безболезненно проходит эти «заставы» и после сорокового дня получает место временного упокоения.
Нужно, чтобы близкие молились в Церкви и дома за усопших, помня что до Страшного суда многое зависит от этих молитв. «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5:25).
31 декабря 2003 г.
Источник: https://pravoslavie.ru/6255.html