Что такое некролог и история возникновения жанра

ГлавнаяПогребение

Что такое некролог и история возникновения жанра

Некролог — это маленькая статья в газете, которая извещает о смерти человека. Данная заметка обязательно состоит из фотографии умершего, биографических сведений с описанием достижений умершего перед обществом.

Что такое некролог

Наука некрология начала развиваться задолго до возникновения посмертных статей. Человечество понимало, что не существует бессмертных людей. Смерть — окончание жизни, после которого человек попадает в рай или ад, согласно Священному Писанию. Чтобы почтить память умерших, придумали некролог.

Созданием газетной заметки об усопшем занимаются журналисты или родственники покойного, его коллеги.

Траурный текст отличается от других сообщений следующими характеристиками:

  1. Он размещается на последней странице газеты.
  2. Траурная заметка содержит фото, важные моменты жизни покойного, его заслуги, причину летального исхода, соболезнования близких людей и коллег.
  3. Объем сообщения составляет ¼ —⅙ часть газетной страницы.
  4. В некрологе указывается место, дата захоронения покойного.
  5. Традиционно сообщение о смерти украшается рамкой черного цвета. Она представляет собой символ траура.

Что такое некролог и история возникновения жанра Что такое некролог и история возникновения жанра Что такое некролог и история возникновения жанра

Раньше посмертные заметки пользовались большой популярностью. На сегодняшний момент газеты отходят на второй план. Вместо них современный человек предпочитает телевизор и компьютер.

Мода на некрологи среди стран постсоветского пространства постепенно угасает.

На территории США, Англии, Австралии заметки о смерти не теряют популярности, жители данных стран продолжают таким образом высказывать соболезнования родственникам усопшего.

История возникновения жанра

Появление некролога имеет древнюю историю и уходит корнями в античные времена. Наибольшую популярность газетная заметка о смерти получила вместе с возникновением печатных средств информации в XVIII столетии.

До наших дней в музеях хранятся некрологи, которые были написаны еще в Древнем Риме.

Несколько слов об умершем римлянине размещалось на пергаменте с другими ежедневными новостями страны. Сообщения о смерти человека быстро распространялись среди населения Древнего Рима.

После падения государства о газетных сообщениях забыли на долгий промежуток времени. Второй бум популярности некрологов приходится на период развития книгопечатания. Характерной особенностью данной эпохи было распространение информации о смерти человека через глашатаев. Потом сообщения появлялось на страницах газет.

Что такое некролог и история возникновения жанра Нуждаетесь в совете специалиста? Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

XVI-XVII столетия — это длинный период уличных некрологов. Богатые люди заказывали специальные листовки, где сообщалось о смерти умершего родственника. В заметке обязательно указывался титул и заслуги гражданина. Когда листовка была готова, ее прикрепляли на стену в людном месте. Таким способом новость о смерти человека распространялась среди населения страны.

XVII век приблизил некрологи на еще одну ступень совершенства. Заметки о смерти людей появляются на страницах первых французских, английских, голландских газет. Они приобретают современный внешний вид. Сообщениям о предстоящей дате похорон отводится большая роль в жизни общества.

XIX век — пора расцвета грамотности среди населения и эпоха развития книгопечатания. Газеты стали главным средством для получения информации. Большая часть общества могла прочитать заметки, узнать интересные факты. Что такое некролог и история возникновения жанра Что такое некролог и история возникновения жанра Что такое некролог и история возникновения жанра Что такое некролог и история возникновения жанра Что такое некролог и история возникновения жанра

Именно в XIX веке редактор известной газеты The Times в Англии внес предложение публиковать некрологи на правах рекламного объявления. Его предложение принесло приличные деньги изданию. Данному примеру вскоре последовали другие печатные предприятия. Некролог становится одним из распространенных жанров в газетной индустрии.

В каких случаях необходим

Конкретной необходимости написания некролога не существует. Небольшой заметной публикацией люди чтят память об умершем.

  1. Некрологи должны писаться по общественным деятелям. Из газет можно узнать дату и место захоронения известного человека, чтобы прийти и почтить его память.
  2. Траурные публикации желательно писать по умершим знаменитостям.
  3. Газетной публикацией о смерти следует чтить память всех хороших людей.

Для написания небольшой заметки необязательно нанимать специальных литераторов или журналистов. Близкому родственнику или коллеге достаточно написать несколько положительных слов об умершем.

Через газеты желающие узнают необходимую информацию, чтобы почтить память покойного.

Советы по написанию некролога

Написание сообщения о смерти — это кропотливая работа. На небольшом участке газеты необходимо вместить слова соболезнования, биографию умершего.

В заметке следует вспомнить деятельность усопшего, его заслуги перед обществом.

Чтоб ничего не забыть, нужно соблюдать следующие рекомендации по написанию некролога:

  1. Указывается полностью фамилия, имя и отчество покойного.
  2. Внутри публикации необходимо обозначить три важных даты для умершего. В начале газетного сообщения указать число смерти покойного. Далее следует дата рождения. Ее указывают в биографической части некролога. Последнее число будет соответствовать точному времени проведения похорон и панихиды. Перечисленные сведения несут важную информацию для друзей и знакомых умершего.
  3. Главное правило журналистики — собрать побольше точных данных. Журналист, пишущий некролог, должен узнать всю информацию о покойном. Важно спросить родственников о месте последней работы, должности, роли сотрудника в развитии компании. Нельзя забывать о профессиональных и общественных заслугах усопшего.
  4. При указании причин, обстоятельств смерти нужно быть сдержанным. Правильный посмертный диагноз может поставить только врач-патологоанатом.
  5. Согласно христианским традициям газетное уведомление не должно содержать критических высказываний по поводу жизни покойного. Плохие черты характера упускаются. Данное правило касается аморальных личностей, самоубийц. В газетной публикации следует написать слова сожаления, что не смогли уберечь, помочь или поддержать покойного при жизни.
  6. Конец текста следует посвятить людям, которые заказали заметку. Они перечисляются по старшинству, степени близости к умершему.
  7. Человек даже без журналистского образования может по образцу написать некролог. Кроме интернет-ресурсов, примеры по оформлению посмертной статьи можно найти в изданиях по литературе.
  8. Публикация о смерти должна содержать утешительные слова для родственников усопшего.
  9. При составлении заметки следует избегать клише. Материал должен содержать сдержанные, искренние выражения. Текст желательно писать на простом и понятном языке.
  10. Окончательная часть публикации состоит из слов о вечной памяти и уместной цитаты.

Траурную заметку необходимо составлять умело и правильно. Плохо написанный некролог считается признаком дурного тона. Каждый покойный заслуживает приятных слов о своей прижизненной деятельности, чтобы родственники могли гордиться и помнить о нем.

Статья проверена редакцией сайта Ссылка на основную публикацию

Нуждаетесь в совете специалиста?

Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Пожалуйста оцените статью:

0,00 / 5 Загрузка…

Источник: https://sorokoviny.ru/pogrebenie/nekrolog

Некролог

Некролог в переводе с древнегреческого языка дословно означает «слово о мертвом» и представляет собой сообщение о смерти человека, которое сопровождается информацией о жизненном пути покойного, его деятельности, заслугах и достижениях. Некролог пишется в публицистическом жанре и, как правило, публикуется в средствах массовой информации.

Изначально в основе некролога лежала идея восхваления умершего человека, но на сегодняшний день он приобрел форму соболезнования родным и близким. И поскольку такой жанр уведомления о смерти является частью обряда прощания с умершим, для некролога характерны свои определенные правила и традиции написания. 

Что такое некролог и история возникновения жанра

Некролог считается древним публицистическим изобретением. В эпоху существования Древнего Рима некрологи писались в газетах, наряду с ежедневными новостями, а также выводились на пергаменте. Благодаря такому способу информирования римляне узнавали о смерти известных людей.

Затем, после падения Римской Империи, некрологи утратили свой традиционный газетный вид и получили распространение через уличные листовки, которые заказывались зажиточными гражданами для информирования всех местных жителей о кончине близкого человека, а также о его личных и общественных заслугах.

Тем не менее, некролог как отдельный жанр публицистики зародился с момента появления первых печатных изданий в XVIII веке. Некрологи печатались в отдельной колонке в форме краткой информационной справки с биографией и общей характеристикой человека. Иногда такие уведомления могли сопровождаться словами соболезнования и содержать элементы разговорной речи.  

Что такое некролог и история возникновения жанра

В настоящее время некрологи можно встретить на просторах Интернет-ресурсов, реже – в печатных изданиях. Но как правило, публикуются они для того, чтобы:

Что такое некролог и история возникновения жанра Проинформировать общественность о смерти человека через средства массовой информации, в том числе и Интернет. Сегодня традиция печати некрологов распространена исключительно в местных и районных газетах. Более крупные СМИ публикуют некрологи только в случае смерти известного человека, но такие информационные материалы могут не соответствовать традиционным правилам их написания.   
Что такое некролог и история возникновения жанра Сообщить определенному кругу лиц, например, рабочему коллективу, о смерти их коллеги или партнера. В таком случае текст некролога печатается в форме листовки или плаката и размещается сотрудниками на определённом стенде или официальном сайте компании.   
Читайте также:  Молитва о усопших детях: читать матери о покойном сыне

Иногда родственники заказывают и оформляют текст некролога для проведения прощальной церемонии, размещая его у входа в траурный зал. Таким образом, родные люди публично проявляют искреннюю любовь и уважение к умершему человеку, демонстрируя его нелегкий жизненный путь и особые личные качества.  

Что такое некролог и история возникновения жанра

За долгие века существования такого вида жанра выработался определенный стиль его написания. 

Структура некролога традиционно состоит из трех частей:

Что такое некролог и история возникновения жанра В первой части сообщается самая главная информация – кто, когда, по какой причине скончался или погиб и на каком году жизни.   
Что такое некролог и история возникновения жанра Во второй части некролога обычно говорится о том, где, когда, в какой семье родился умерший, где он учился, работал, какой был специалист, человек, какие имел награды, научные и военные звания.  
Что такое некролог и история возникновения жанра И, наконец, в третьей части отмечается значимость утраты и приносятся соболезнования родным и близким  

В стилистически верно написанном некрологе должны соблюдаться следующие моменты:

  • В начале текста обязательно должны быть упомянуты полные фамилия, имя и отчество усопшего. В дальнейшем наиболее корректно будет использовать обращение по имени-отчеству.
  • Некролог должен содержать три основные даты: первая – дата смерти, вторая – дата рождения и третья – дата проведения похорон. В случае публичного прощания с человеком необходимо указать место и время проведения траурной церемонии.
  • Также стоит деликатно упомянуть причину смерти или гибели. Например: «Скоропостижно ушел из жизни после затяжной болезни».
  • Для того, чтобы наиболее подробно оформить жизнеописание умершего, необходимо собрать все его биографические данные – место рождения и учебы, информацию о военной службе, его карьерный путь и т.д.
  • Отдельное внимание стоит уделить наградам и профессиональным достижениям. Если некролог пишется в честь коллеги по работе, то стоит упомянуть его вклад в развитие предприятия или бизнеса.
  • Очень важно рассказать о личных качествах человека, подчеркнуть его особые черты характера.
  • В некрологе недопустима критика. Важно помнить, что об умершем нужно говорить либо хорошо, либо вообще не говорить. Ни в коем случае нельзя его в чём-то упрекать и порицать, даже если он покончил жизнь самоубийством. Лучше будет сообщить о жизненных трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться и которые повлияли на его судьбу.
  • Обязательно стоит сказать слова утешения близким людям. Семейный статус родных перечисляется, согласно следующей иерархии: прародители, родители, супруг или супруга, дети, внуки, правнуки, братья, сестры.
  • И, наконец, необходимо помнить, что некролог – это часть ритуала прощания с умершим, поэтому его текст должен быть сдержанным и искренним. Целесообразнее всего закончить некролог добрыми словами и обещанием всегда помнить покойного.  
Что такое некролог и история возникновения жанра
Что такое некролог и история возникновения жанраВажно отметить, что некролог не может быть представлен в едином формате — для написания такого информационного уведомления важно учитывать индивидуальные достижения покойного, его профессиональные качества и особые характеристики личности. Написание некролога можно возложить на плечи специалистов ритуальной сферы услуг, которые владеют разными подходами к написанию сообщений о смерти того или иного человека.

Источник: http://ritualagency.ru/srv/obituary

Некрологи как жанр литературно-критической статьи. История публикации некрологов об Анненском

Оглавление

Введение 3 Глава 1. Литературные критические публикации. Некролог. 5 Глава 2. История публикации некрологов об Анненском. 8 2.1.Иннокентий Федорович Анненский 8 2.2. История публикации некрологов об Анненском 11 Заключение. 17 Список использованной литературы: 18

Введение

Творчество И. Анненского и русская поэзия ХХ века поставлены в положение взаимного освещения. Такой угол зрения на историю русской поэзии обусловлен культурно-философским контекстом идей персонализма, которые нашли выражение не только в философском течении, но и в одной из ветвей русской поэтической традиции, в центре которой оказалась лирическая система И. Анненского.

Монографические и диссертационные исследования об Анненском последних десятилетий (А. Е. Аникина, А. В. Боровской, Н. Гамаловой, А. С. Дубинской, Г. В. Петровой, И. Э. Чернакова и др.) подготовили почву для описания оригинальной поэтической системы, созданной И. Анненским. Говоря о некрологе, то можно сказать следующее.

Слово некролог имеет греческие корни и в буквальном переводе некролог значит – слово о мертвом. Этот журналистский жанр известен и распространен достаточно давно, поэтому как составить некролог не тайна.

Некролог представляет собой слова о покойном, сообщение о его заслугах, краткое описание и характеристику его жизненного пути, также некролог может содержать и сообщение о причинах кончины. Если речь идет о газетной форме некролога, тогда он будет представлять краткую заметку в конце издания, где содержится информация о смерти, соболезнования близким и родственникам усопшего.

Как жанр берет свое начало в первое время Христианства. Тогда в церковных книгах отмечались кончины священников и отряжались гонцы с известиями о кончине. Известия имели вид свитка и содержали некоторую информацию о покойнике.

Именно эти свитки позднее и разрастутся в подробные некрологи разной формы: некролог в стихах, в прозе, при этом такие некрологи имеют историческую и литературную ценность. Цель исследования – определить значение некролога на жизнь человека, его влияние и особенности формирования литературы.

Объектом исследования – История публикации некрологов об Анненском Предметом изучения – особенность значения некролога в литературе. В момент зарождения жанра некролога было принципиальным восхвалять покойного, сейчас же, некролог свелся к тому, чтобы просто перечислить места учебы, работы человека, его родственников и близких, а также, выразить им соболезнования.

Традиционно, в сегодняшней газетной журналистике, некрологу отводится небольшое по объему газетной колонки, место на последнем развороте газеты – его принято помещать в колонки с черной рамкой. В курсовой работе хотелось раскрыть следующие задачи: — изучить литературные источники по выбранной теме; — проанализировать литературные критические публикации. Некролог — рассмотреть историю развития публикации некрологов об Анненском — изучить биографию Иннокентия Федоровича Анненского — рассмотреть историю публикаций некрологов об Анненском

Заключение

В заключении хотелось отметить, обусловленность завершением одного из сложнейших историко-культурных периодов развития русской литературы – эпохи ХХ века – и необходимостью целостного осмысления и определения ее специфики в общем потоке русского историко-литературного процесса.

В современном литературоведении идет интенсивный методологический поиск для изучения и описания этого периода, а также накопление фактического материала, доступ к которому по разным историческим причинам был почти невозможен до недавнего времени. Анализ отношений русской лирики и творчества И.

Анненского соотнесен с этой актуальной задачей современной науки о литературе, так как позволяет уточнить представление об истории русской поэзии ХХ века в целом и прояснить одно из значительных направлений поэтической традиции. В русской литературе ХХ столетия сложилась вполне определенная ветвь поэтического диалога с И.

Анненским, которая отдельными авторами стала восприниматься как форма приобщения к русской классической традиции. В процессе работы по выявлению диалогически ориентированных авторов впервые обобщены разрозненные наблюдения литературоведов о влиянии И. Анненского на творчество других поэтов.

Некролог является одним из жанров журналистики в газетах, который с течением времени стал отдельной колонкой, занимая особенной место на странице. Некрологу отводится миссия уведомить читателя газеты о смерти определенного человека. Некрологи не призваны рассуждать о личности ушедшего, критиковать его, демонстрировать недостатки.

Некролог, как правило, подразумевает описание жизни покойного, его заслуги, его роль в обществе, какой вклад он привнес в развитие общества, чем запомнится для окружавших его людей. За много лет некрологи не поменяли свою суть, разве что, слегка подверглась корректировке форма изложения. Цели, предмет, объект и задачи курсовой работы рассмотрены.

Список литературы

1.Анненский И.Ф. Письма к М.А.Волошину / Публ. А.В.Лаврова и В.П.Купченко // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1976 год. Л.,1978. С.242 – 252. 2.Анненский И. Письма к С.К. Маковскому / Публ. А.В. Лаврова и Р.Д.Тименчика // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1976 год. Л.,1978. С.222 – 242. 3.Гитин В.

Материалы к киевскому эпизоду биографии Иннокентия Анненского // Минувшее: Исторический альманах. Т.7. М.,1992. С.415 – 423. 4.Головин А.Я. Встречи и впечатления. Воспоминания художника. Л.; М.,1940. 5.Зелинский Ф.Ф. Предисловие редактора // Еврипид. Драмы. Т.II. М.,1917. С. X – XXII. (Сер. “Античные мыслители”) 6.Кривич Валентин.

Иннокентий Анненский по семейным воспоминаниям и рукописным материалам // Литературная мысль. III. Л.,1925. С.208 – 255. 7.Лавров А.В. И.Ф.Анненский в переписке с Александром Веселовским // Русская литература. 1978. №1. С.176 – 180. 8.Лавров А.В., Тименчик Р.Д. Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях // Памятники культуры. Новые открытия.

Читайте также:  Табличка на памятник или на кресты: гранитные и мраморные

Ежегодник. 1981. Л.,1983. С.61 – 146. 9.Маковский Сергей. Из воспоминаний об Иннокентии Анненском // Воспоминания о серебряном веке. Сборник. М.,1993. С.102 – 114. 10.Орлов А.В. Юношеская биография Иннокентия Анненского // Русская литература. 1985. .№2. С.169 – 175. 11.Первые литературные шаги.

Автобиографии современных русских писателей / Собрал Ф.Ф.Фидлер. М.,1911. С.171 – 172.

Источник: http://www.work5.ru/gotovye-raboty/66439

Искусство писать мертвые слова | Милосердие.ru

Слово «некролог» произошло от двух греческих слов – «некрос» и «логос», то есть, «мертвый» и «слово». Мертвое слово. Слово, сказанное о мертвом.

Первые некрологи появились в глубочайшей древности. Чаще всего они существовали в устной форме: в Древнем Риме и Древней Греции принято было на похоронах выступать с витиеватыми речами, посвященными достоинствам покойного.

Существовали даже образцы, составившие своего рода классическое наследие некролога. В первую очередь это надгробная речь Юлия Цезаря, сказанная им над гробом его усопшей супруги Корнелии. Увы, текст речи не дошел до наших дней.

Известно только, что она произвела сильное впечатление на присутствующих: и своей трагической страстью, и тем, что это вообще была первая речь, сказанная над гробом молодой женщины, — до этого подобной чести удостаивались лишь старухи.

Можно сказать, что этот полководец и диктатор здорово расширил границы некролога.

О недостатках умалчивали, и эта особенность жанра дошла до наших дней. Кстати, известная фраза «О мертвых либо хорошо, либо ничего» относится к числу расхожих штампов, вырванных из контекста. В действительности она была произнесена поэтом и политиком Хилоном из Спарты и первоначально выглядела так: «О мертвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды».

С распространением христианства некрологи перешли на бумагу, а точнее, на страницы церковных книг, где отмечались даты смерти священников, а иной раз давались и краткие характеристики усопших церковнослужителей. Эта информация дублировалась на специальных свитках, которыми снаряжали гонцов – оповестить окрестности о смерти духовного лица.

В повседневную же практику некрологи начали входить лишь в XVI – XVII веках, когда богатые люди стали проплачивать написание извещений о смерти своих близких и развешивание этих извещений на городских улицах. Такая традиция до сих пор существует на Балканском полуострове, в первую очередь в Болгарии. Правда, сейчас там это делают бесплатно и самостоятельно.

А в девятнадцатом веке редактор газеты The Times Джон Тадеус Делан решил, что некролог – дело ужасно прибыльное. За определенную мзду он стал публиковать в своем издании извещения о смерти в каких-то нечеловеческих количествах.

Каждый желающий мог прославить своего усопшего родственника фактически на весь мир. А ежели еще и приплатить газетному сотруднику, то он в таких словах распишет и реальные, и выдуманные достоинства покойного, что весь мир зарыдает.

Соблазн был велик. Джон Делан процветал.

Он скончался в 1879 году, обогатив тем самым «Таймс» очередным прекрасным некрологом. Дело его, однако, процветало, и в скором времени этот жанр сделался одним из ведущих жанров журналистики вообще.

Известна фраза Гилберта Честертона: «Журналистика – это когда сообщают: «Лорд Джон умер», – людям, которые и не знали, что лорд Джон жил».

Она прозвучала в рассказе «Лиловый парик», написанном в 1913 году. А еще через год началась Первая мировая война, и отношение к смерти серьезно изменилось. Некрологи по никому не известным городским обывателям сделались, мягко говоря, неуместными.

«…Рукою, из которой сочилась кровь»

Фрагмент главных ворот Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Дмитрий Коробейников / РИА Новости

В России еще в 1837 году император Николай Первый утвердил Положение об издании губернских газет, в котором предписывалось публиковать «некрологи известных в губернии лиц, заслуживающих общего внимания».

Всю страну в то время заставил содрогнуться некролог, написанный в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду»» на смерть Александра Сергеевича Пушкина: «Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина!»

Кстати, автор этих знаменитых строк по сей день неизвестен. Предполагают, что их написал лично издатель «Прибавлений» господин Краевский.

В дальнейшем этот жанр совершенствовался и нередко привлекал поэтов и писателей первейшего разбора.

Известен цикл стихов Анны Ахматовой под названием «Венок мертвым» – своего рода сборник поэтических некрологов, открывающихся стихотворением под названием «Памяти Бориса Пильняка».

Оно было написано в 1937 году, а сам «Венок» оформился как целостное произведение только через четверть века, в шестьдесят втором.

В «золотой фонд» отечественного некролога вошла речь Льва Троцкого (отнюдь не чуждого литературной деятельности) на смерть поэта Сергея Есенина: «Мы потеряли Есенина – такого прекрасного поэта, такого свежего, такого настоящего.

И как трагически потеряли! Он ушел сам, кровью попрощавшись с необозначенным другом, может быть, со всеми нами. Поразительны по нежности и мягкости эти его последние строки.

Он ушел из жизни без крикливой обиды, без позы протеста, не хлопнув дверью, а тихо призакрыв ее рукою, из которой сочилась кровь».

Вы ушли,
как говорится,
в мир иной.
Пустота…
Летите,
в звезды врезываясь.
Ни тебе аванса,
ни пивной.

Трезвость.

  • А это – Владимир Владимирович Маяковский, и все по тому же печальному поводу.
  • Немало легенд было связано с сообщением о смерти Владимира Высоцкого.

Оно появилось лишь в одной центральной газете – «Советской культуре» – и состояло всего лишь из нескольких слов в черной рамке. Но пересудов было множество: сам ли редактор принял такое решение? согласовывал ли? поплатился ли за вольнодумство?

Каждый раз эпоха диктовала свои правила игры.

За чтением собственного некролога

Отдельная тема – курьезы, связанные с публикацией некрологов. Чаще всего эти курьезы заключались в преждевременности объявления о смерти. Известна историческая фраза Марка Твена: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены».

Преждевременно в одной из лондонских газет похоронили и Редьярда Киплинга, на что он ответил посланием: «Я только что прочел, что я умер. Не забудьте удалить меня из списков подписчиков вашей газеты».

Не избежал этой участи и Хемингуэй. Правда, он не стал иронизировать на этот счет – просто время от времени под соответствующее настроение любил перечитывать свой некролог, попивая при этом дорогое шампанское.

Уже упоминавшийся «Таймс» опубликовал некролог на смерть спортивного комментатора Рекса Альстона, после чего, что называется, на голубом глазу, поместил объявление о его очередной женитьбе.

Считается, что именно такому случаю обязана своим рождением Нобелевская премия. Якобы Альфред Нобель, прочитав в утренней прессе о собственной смерти, неожиданно задумался.

«А я же когда-нибудь и правда умру, – размышлял предприниматель. – Что останется после меня? Что хорошего обо мне вспомнят?»

Ситуация усугублялась тем, что в некрологе Нобеля неоднократно называли «торговцем смертью», и даже заголовок был «Торговец смертью мертв» (Нобель, как всем известно, изобрел динамит и получал со своего изобретения неплохие дивиденды).

И в результате возникло решение об утверждении премии – согласно завещанию Альфреда Нобеля, большая часть его несметного состояния шла на раздачу ежегодных премий по физике, химии, медицине, литературе и за вклад в укрепление мира.

Читайте также:  17 кафизма из псалтири по усопшим: текст на русском языке

А основатель Всемирной ассоциации по улучшению положения негров скончался от инфаркта в тот момент, когда читал свой некролог в газете «Чикаго Дефендер». Среди прочего там сообщалось, что он умер «в нищете, одиночестве и лишившись былой популярности».

* * *

Сегодня некролог – не только скорбь и слезы, но и бизнес. В интернете можно обнаружить множество предложений составить душещипательный текст за определенную плату. Чаще всего такие предложения встречаются на сайтах похоронных контор, но есть и самостоятельные сочинители-одиночки.

И, не имея возможности оценить доходность этого своеобразного промысла, мы можем лишь пожелать вам жить долго и счастливо.

Присоединяйтесь к нам

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/iskusstvo-pisat-mertvye-slova/

Тертычный А.А. Жанры переодической печати. ГЛАВА 2

  • Глава 2
  • ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРОВ
  • Заметка
  • Информационная корреспонденция
  • Информационный отчет
  • Информационное интервью
  • Блиц-опрос
  • Вопрос – ответ
  • Репортаж
  • Некролог

Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Всесторонности, полноте этого мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений, которое и становится предметом рассмотрения в данной части учебного пособия.

  1. в начало
  2. ЗАМЕТКА
  3. Общая характеристика

Жанровое определение «заметка» соотносится с типом материала, отличающегося небольшими (с точки зрения устоявшихся в журналистике соответствующих представлений об объеме публикаций) размерами, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления (знакомства с этим предметом).

В таких материалах если и упоминается о том, из какого источника почерпнута информация, то очень кратко; обычно не рассказывается о глубине этого изучения, о том, какими методами была получена информация о предмете. Не излагается ход этого изучения, авторские эмоции, которыми оно сопровождалось, и т.п.

Главное для заметки – именно краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы. Причем эти события, явления, проблемы, стороны личности человека должны выступать для аудитории как «новость», т.е.

потенциальная информация, превышающая то, что уже известно читателям. Чем больше будет это «превышение» (естественно, в рамках доступного осознанию), тем значимее будет новость.

  • Что представляет собой информация, составляющая содержание такого «результата»?
  • Типы информационного содержания заметки
  • Как уже говорилось выше, человеку для ориентации в мире, осуществления деятельности по удовлетворению своих разнообразных потребностей нужна всесторонняя информация, которая бы помогала ему устанавливать факт существования каких-то явлений, их значимость, ценность и направления их развития, будущее их состояние, определять соответствующие нормы (рамки) их «использования» и возможные варианты собственных действий (в том числе, возможно, и со стороны других членов аудитории), связанных с такими явлениями.

Всесторонность информации возникает в результате комбинирования (то ли целенаправленного, то ли спонтанного) неких исходных типов этой информации.

А именно: фактов (фактологической, дескриптивной информации), оценок (оценочной, валюативной информации), норм (нормативной предписательной информации), программ (программной, рекомендательной информации), предположений (прогностической, вероятностной, превентивной информации).

В конкретной заметке может превалировать тот или иной из перечисленных типов информации, в ней может вообще содержаться только один тип информации. В результате возникает относительно большое содержательное разнообразие заметок.

Рассмотрим указанные выше типы информации подробнее.

Фактологическая информация. Факты, так же как и иные виды знания, устанавливаются в ходе познания действительности разными методами. Чаще всего под фактом в журналистике понимают описание какого-то явления, события, процесса, ситуации.

Хотя на самом деле это понятие гораздо шире изложенного и представляет собой достоверное знание о существовании самых разнообразных явлений как предметного, так и информационного плана. Надо заметить, что фактами иногда называют и сами события, явления, процессы и пр. В этом случае говорят об онтологическом плане факта.

Для журналиста факты – это прежде всего достоверные сведения, устанавливающие реальность существования каких-либо явлений (предметного или идеального, т.е. информационного ряда) в настоящем или прошлом.

Из публикации «Украли труп»

(АиФ. №45. 1999)

В одном из домов молдавского города Шолданешты все было готово к похоронам. Но усопшей так и не дождались. Живущие на Украине внуки покойной Грегори и Штефан – согласно последней воле бабушки – должны были упокоить старушку на ее родине в Молдавии.

Завернув усопшую в ковер, мужчины прикрепили скорбный груз к багажнику машины и в таком виде повезли родственницу в соседнюю республику.

По дороге в молдавском населенном пункте Спивково безутешные внуки зашли перекусить в столовую, а когда вышли на улицу, то обнаружили, что покойницу у них похитили.

В данной публикации автор рассказывает о вполне конкретном событии.

Конечно же, «факт» можно придумать, что случается и относительно нередко (особенно часто это происходит в «желтой прессе», которая в ряде случаев в основном и существует за счет вымышленной информации).

Но то, что автор называет точное место, примерное время, имена участников события очень важный момент, предполагающий возможность проверки сообщения и позволяющий при особой необходимости произвести ее.

Вероятностная информация. Она включает предположение или совокупность предположений о настоящем, прошлом или о будущем каких-либо явлений. Предположения могут опираться на достоверную информацию о предмете суждения или же могут быть вообще лишены всяких оснований.

Предположения, относящиеся к будущему, называются прогнозами (прогноз означает в переводе с латыни – предвидение). Как уже говорилось ранее, прогнозы бывают разными по степени их обоснованности, серьезности. В любом случае их реализация зависит как от известных «прогнозисту» факторов, так и от неизвестных.

Чем больше таких «неизвестных», тем труднее предсказать будущее того или иного интересующего читателя явления. И даже если предположить, что автору прогноза известны все факторы (что вряд ли возможно), то и в этом случае он не всегда может «просчитать», какой в итоге будет «равнодействующая» их взаимного влияния.

Предположения могут относиться и к прошлому. В этом случае их обычно не называют прогнозами, поскольку намерение «предвидеть» по отношению к событиям, которые уже когда-то произошли, выглядит несуразно.

Чаще всего предположения, адресованные прошлому, называются гипотезами (хотя иная гипотеза может представлять собой суждение о будущем).

Если существует множество предположений относительно одного и того же предмета, то каждое из них называется версией.

Ниже на примере трех текстов рассмотрим, как разнятся эти типы информации.

Из публикации «Серия рекордов скоро подойдет к концу»

(Коммерсант. 12 января. 1995)

Фундаментальные факторы – соотношение спроса и предложения, рост потребления алюминия в автомобильной промышленности, более прогнозируемое и цивильное поведение России на мировом рынке – по-прежнему прочат алюминию блестящее будущее.

В этом уверено большинство аналитиков брокерских контор Лондонской биржи металлов. Алюминиевые кампании, как российские, так и западные, тоже строят свои производственные планы на 1995 год, исходя из высоких цен на алюминий.

Таким образом, все участники рынка, особенно после каникул, переполнены самых радужных надежд и полагают, что цены на алюминий будут расти вечно.

Однако специалисты технического анализа, которые составляют свои прогнозы, исследуя движение цен, думают иначе. Например, сотрудники компании Base Metall Trading Ltd полагают, что в долгосрочной перспективе – несколько месяцев или год – цены на 3-х месячные контракты действительно продолжат свой рост.

Через один-два месяца цены дойдут до 2081–2111 долларов, а верхняя граница повышения цен будет находиться, в зависимости от ситуации, либо в диапазоне 2378–2412 долларов за тонну, либо между 2263–2309 долларов за тонну. Но после достижения этих уровней цены в течение года-полутора неизбежно снизятся, либо плавно, либо (как в 1982 году) резко.

В качестве наиболее вероятной отметки, до которой дойдет падение цен на алюминий, называется 1719 долларов за тонну.

Из публикации «Виртуальная политика»

(АиФ. №4. 1998)

Мистификации на благо Родины не такая уж редкость. О большинстве их не известно ничего. Но есть исключения.

Источник: http://evartist.narod.ru/text2/04.htm

Ссылка на основную публикацию