Из всей Псалтыри уже на первый взгляд – прежде всего из-за большого объема – по-особому воспринимается Псалом 118: для чего читают этот текст – обширный, однообразный и трудный для современного читателя?
Самый общий ответ – для ценнейшего христианского нравственного урока, который глубоко ценил сам Блаженный Августин.
Сравнивая эту песнь с другими псалмическими главами, он называл те разбросанными по небу звездами, а этот – полуденным солнцем. Не случайно именно этими словами принято поминать души покинувших этот мир близких.
- Как проводить 40 дней после смерти родственника
- Значение 17-й кафизмы из Псалтири
- Текст 17 кафизмы из Псалтыри, читаемый по усопшим
- Как правильно читать 17-ю кафизму
- Дни особого поминовения усопших в Православии
- Заключение
Как проводить 40 дней после смерти родственника
Православные верят, что на сороковину душа умершего в последний раз навещает близких, прежде чем предстать перед Божьим судом. Она нуждается в ободрении и наставлении – еще есть время для просвещения и преображения к вечной жизни.
- Этому помогает церковная поминальная служба, в пятом гласе которой припевом звучит двенадцатый стих 118 Псалма: «Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим».
- Всем близким ушедшего полагается совершать добрые поступки во спасение ушедшего (пожертвование постных продуктов в храм, покупка свечи, милостыня просящему).
- Рекомендуется как можно чаще быть в храме в эти первые сорок дней, подавать записки, заказать сорокоуст и службы на 3, 9, 40 дни, молиться как можно усерднее.
Разрешается собраться за поминальным столом, вспомнив умершего, но это действие нужно именно оставшимся, а не тому, чья душа уже покинула тело. Алкоголь ослабит духовную связь присутствующих с путешествующей душой – его на поминках не нужно.
Хорошо помолиться вместе и вести разговоры, побуждающие к размышлению о смысле жизни и смерти. Священнослужители особенно рекомендуют читать 17 кафизму, которая полностью вмещает в себя 118 Псалом.
Значение 17-й кафизмы из Псалтири
Пространная песнь посвящена осмыслению христианином огромного значения для него Бога. Лирический герой делится благодатным и сокровенным откликом своей души на Закон Господа – вот почему это не только глубоко личная молитва, но еще чистая прекрасная поэзия.
Почти в каждом стихе – новый эпитет для Божьего слова: поведения, суд, повеление, свидетельство, уставы, откровения, стезя, постановление, закон.
Оно пробуждает в душе поющего богатство чувств и переживаний: радость, любовь, поклонение, жажда, ревностное стремление к истине и добру, откровенность, тревожные переживания о собственном достоинстве перед Творцом и одновременно дерзновение просить его о защите и просвещении.
Самое частое слово здесь «Я»: это откровение сердца, тронутого Божеством и убежденного в великой благости творимого Им порядка. Толкование кафизмы воссоздает подлинную духовную практику христианина. А для кого важнее прикоснуться к ней, как ни для души, готовящейся вот-вот предстать перед Небесным Отцом?
Текст 17 кафизмы из Псалтыри, читаемый по усопшим
Русскому читателю текст кажется композиционно бессвязным, потому что является переводом с древнего языка семитской группы. Произведение задумывалось как акростих.
В оригинале каждая восьмая строчка из 22 разделов последовательно начиналась с буквы еврейского алфавита. Этот замысел не случаен: ведь человеческий язык, пожалуй, самая подходящая и всеохватная метафора для предмета произведения.
Как правильно читать 17-ю кафизму
На дело лучше благословиться у священнослужителя. Текст лучше проговаривать негромко вслух. Допускается сидеть во время исполнения.
- Сначала зачитывают молитвы, положенные перед началом чтения Псалытри.
- Сама кафизма делится на три части – статии или славы: это момент славословия Святой Троицы на Литургии.
- Стихи 1, 2,12, 22, 25, 29, 37, 58, 66, 72, 73 и 88 читаются с припевом об упокоении души: «Упокой, Господи, душу усопшего (-ей) раба Твоего (рабы Твоея)».
- Строки 92 и 93 повторяют троекратно – и снова заупокойный припев.
Этот же припев сопровождает строчки 94, 107, 114, 121, 131, 132, 133, 142, 153, 159, 163 и 170 (после каждой строки следует читать припев). Две последних 175 и 176 опять исполняются трижды и снова припев за усопшего раба.
В финале звучат установленные молитвы – «по XVII кафизме».
Все они имеются в молитвослове, который следует покупать в церковной лавке православного храма или монастыря.
Дни особого поминовения усопших в Православии
Помимо Акафиста об упокоении всех усопших, псалом «Непорочны» является универсальным текстом для всех поминальных дней, в том числе и в родительские субботы. Всего таких в православии девять. Обозначают их по названию самых близких для каждого людей – родителей.
Вот эти дни, когда следует вспоминать умерших, заказывать службы (заранее, лучше с вечера, тем более, если не сможете присутствовать на панихиде), и молиться дома:
- Вселенские: Троицкая (перед Святой Троицей) и Мясопустная (за неделю до Великого поста);
- в предпасхальную Четыредесятницу: шестой день 2, 3 и 4-ой седмиц;
- частные: девять дней спустя после Светлого Воскресенья – Радуница;
- День памяти православных воинов – 11 сентября;
- Дмитриевская суббота перед восьмым ноября — днем памяти великомученика Дмитрия Солунского;
- Поминовение погибших в Великую Отечественную войну на день Великой Победы.
Очень удобно приобретать православный календарь на предстоящий год, там указаны все посты, дни поминовения умерших, все праздники и многое другое.
Заключение
Эта часть Псалтыри способна подарить вдумчивому читателю поистине неисчерпаемый духовный опыт. Недаром многие священнослужители и духовные деятели христианства рекомендовали читать семнадцатую кафизму ежедневно.
Источник: https://1001molitva.ru/molitvy/17-kafizma-psalom-118.html
Правила чтения по усопшим 17 кафизмы из псалтири: текст молитвы
Поминки
Текст 17 кафизма из псалтири по усопшим нужно читать в поминальные дни. Псалтирь – книга, относящаяся к Ветхому Завету, включает в себя кафизмы и псалмы, в них собраны ценные советы по познанию Божьего слова.
Значение и толкование 17 кафизмы из Псалтыри
На протяжении 40 дней со смерти человека, родственникам необходимо читать текст из псалтири по усопшим. Он состоит из кафизм, которые вмещают псалмы. 17 глава состоит из одного псалма – 118, самого крупного.
Семнадцатая глава используется в составе многих православных богослужений, рекомендуется читать 17 кафизму по усопшим дома.
Текст 17 главы псалтири сложен для восприятия неподготовленным человеком.
Глубина смысла, напутствия являются основной ценностью. Согласно толкованиям епископа Тамбовского Феофана, каждый стих главы – молитва об исполнении Божьей воли.
Человеку, ежедневно читающему кафизмы, легче устоять перед искушениями, проще отгородить себя от совершения греховных деяний.
Оригинальный текст главы в псалтири по усопшим на иврите составлен по принципу алфавитного показателя, насчитывает 22 восьмистишия, которое начинается со следующей буквы алфавита. Евреи именуют 118 псалом – Великим алфавитом.
Как и когда необходимо читать 17 кафизму по усопшим
17 отличается от других глав по усопшим псалтыри — послужило возникновению определенных правил ее чтения:
- после стихотворений под № I, II, XII, XXII, XXV, XXIX, XXXVII, LVIII, LXVI, LXXII, LXXIII, LXXXVIII, XCIII проговаривается «Вспомни, Господи, душу отрока (имя) Божьего»;
- после текста из псалтири по усопшим под номером XCIV, CVII, CXIV, CXXI, CXXXI-CXXXIII,142, 153, 159, 163, 170, 176 говорят «Успокой, Боже, душу раба (имя) Божьего»;
- строки кафизмы под номером 92, 93, 175, 176 читаются по 3 раза;
- после того как прочитана глава и тропари, идущие за ней, читают тропари непорочны за упокой.
Нужно прочесть особый текст молитвы из псалтири, которой завершается кафизма, далее последования при уходе души от тела.
Согласно христианским традициям 17 главу по усопшим принято читать на 3, 9 и 40 день, в годовщину со смерти родственника или близкого. Кафизма является более сильной молитвой, которая помогает вымолить прощения за грешника.
Используется иная тактика чтения 17 кафизмы из псалтири в составе утреннего правила. текста является учением о целях существования, бессмертности душ, воздаянии за мирские дела перед Господом.
Актуальный текст 17 главы из псалтири для чтения по усопшим на поминальные дни. Относят кафизмы:
- Пресвятую родительскую Троицкую субботу.
- Радоницу (начало Фоминской недели) – девятый день после Пасхи.
- Дмитриевскую поминальную субботу – первые числа ноября.
- День усекновения главы Иоана Крестителя Предтечи.
Кафизмы из псалтири включают в трехдневное чтение текстов перед погребением. Чтением поминать до 40 дня после смерти усопшего, а по желанию, продлить дальше.
Текст 17 кафизмы по усопшим
Перед главой 17 из псалтири по усопшим, прочесть молитвенные обращения к Господу, Святой Троице, тропари. Для правильного восприятия тексты молитв предоставлены на русском языке. Дьяконы или священники читают писание на церковном изложении.
Современная кафизма «Молитва Троице»:
«Троица Святая, помилуй наши души. Господи, Иисусе, очисти нас от грехов людских. Владыка всего насущного, прости за беззакония. Дух Святой, посети души наши, наполни их верою да покорностью. Смилуйся Всевышний, смилуйся Всевышний, смилуйся Всевышний. Славься Отец, славься Сын, славься Дух Святой. Аминь».
Священный текст кафизмы из псалтири по усопшим «Обращение к Господу»:
«Господи наш, Всесильный, всемогущий, Отец дня и ночи. Даруй нам, Боже, спасение да покорность воли Господней. Прости грехи наши, ведомые иль неведомые. Не оставь на пути, в горести и радости. Уповаем на милость Господню, ибо сила — воля Твоя несокрушимы.
Не дай усомниться или сотворить деяние греховное. Ибо мы слабы в неведении своем. Сохрани от лукавого, поддержи в минуты слабости, печали. Даруй милость Свою душам людским, ибо все мы деяния руки Божьей, жаждем любви Господа. Не оставь души умерших праведников, даруй им блаженство Небесное.
На все воля Твоя. Во веки веков. Аминь».
Нуждаетесь в совете специалиста?Получите консультацию эксперта онлайн.Задайте свой вопрос прямо сейчас!
Тропари из псалтири, голос 6 по усопшим:
«Смилуйся Всевышний, даруй ответы для несведущих. В молитве к Тебе уповаем – помилуй нас. Пусть Ангелы ликуют во славу Тебе, торжеству Сына.
Богородице, Владычице, в покаянии своем к Благодати Твоей прибегаю. Посети душу немощную, моли Сына — Господа нашего простить грехи, да не оставить без веры. Едина Пречистая, Боголюбимая, Дева Мария, помилуй нас.
Господь, помилуй нас. (повторить текст 40 раз)
Явитесь, уклонимся Царю Богу нашему. Явитесь, уклонимся, припадем к Христу Царю Богу нашему. Явитесь, уклонимся, припадем к Самому Христу Царю Богу нашему».
Текст кафизмы из псалтири распределяется на 3 части, что называются «Славами». После очередной части говорят «Славься Отец. Славься Сын. Славься Святой Дух. Славьтесь во веки веков. Аминь. Аллилуйя (3 раза). Смилуйся Господи (3 раза)».
Прошение в псалтири за душу усопшего, текст кафизмы:
«Смилуйся, Всевышний, Всемогущий. Вспомни в уповании, веровании, жизни Вечной, имя новопреставленного раба Господнего (имя). Оставь, спусти его дела греховные сделанные иль замышленные. Избавь его от мук вечных в геенне огненной.
Позволь ему вкусить блаженство вечного, причастия святого, что уготовано для всех любящих Тебя. Ибо веровал он в Бога, Божьего Сына, Духа Священного до последнего вздоха своего. Щедр Ты в Своем человеколюбии, на все воля — сила Твоя.
Славим Тебя, Господи, Единый Всемогущий. Отца, Сына, Духа Святого! Аминь».
Какие еще кафизмы читают
В псалтири присутствует 20 кафизм, которые отличаются количеством псалмов. Священнослужители рекомендуют дома читать псалтирь полностью. Если человеку сложно прочесть весь текст, чтение разделяют на несколько дней. Проводить ритуал желательно до похорон, еженедельно на протяжении 40 дней со дня смерти усопшего:
- первому песнопению, состоящему из первых 8 псалмов (о блаженстве в царствии Божьем);
- псалтирь усопшим 10 кафизма, включающая псалмы с 70 по 76;
- текст 15 песнопения – псалмы со 105 по 108;
- 20 песнопению, где размещены 143 – 150 псалмы (хваления Господа).
Молитвы псалтири помогают усопшим и живым. Чтение кафизм позволяет лучше познать Господа, его деяния. Несмотря на сложность написанного текста (чаще вследствие ударений), при верном толковании, человеку открывается истина мироздания. В то же время чтецу рекомендуется ответственно относиться к песнопениям.
Поминальные кафизмы по усопшим из псалтири – важный атрибут православного христианского канона поминовения. Если сложно понять суть или тактику молитвенного текста, нужно обратиться за пояснениями к священнослужителю.
Статья проверена редакцией сайта Ссылка на основную публикацию
Нуждаетесь в совете специалиста?
Получите консультацию эксперта онлайн.Задайте свой вопрос прямо сейчас!
- Пожалуйста оцените статью:
Источник: https://mnogomolitv.ru/17-kafizma-na-russkom-yazyke.html
Поминовение усопших. 17 кафизма. псалом 118
Павел Рыженко «И душа успокоится…»
- Вопрос :
- Обязательно ли мне читать 17 кафизму 40 дней по умершему родственнику?
- Ответ:
Усопшему в первые 40 дней особо тяжело. Ему очень нужна помощь, поддержка, ограждение от демонов. Усопшему это будет великая помощь! А читающему — это своего рода духовная милостыня. Читают Псалтирь все кафисмы по усопшим. Считается, это очень облегчает участь усопших.
Но особое утешение приносит именно 17 кафизма.Блаженный Августин говорил, что все псалмы это как звёзды, а 17 кафизма (псалом 118) — это солнце. Он был так поражен глубиной этого псалма, что долго не мог приступить к его толкованию.
Некоторые даже в обязательное молитвенное правило берут читать эту кафисму каждый день.
Старица схимонахиня Антония советовала ежедневно читать 17 кафизму и добавляла, что это будет защищать на мытарствах.Чтение этой кафисмы полезно самому читающему. Ведь цель нашей жизни — соблюсти заповеди, удалиться от греха. В 17 кафизме очень много таких призываний.
Прочитав эту кафизму хотя бы раз, трудно не умилиться. Обязательно читайте по усопшему эту кафизму, если умеете читать Псалтирь. Это милостыня очень щедрой рукой. Вы почувствуете великое утешение. Будут препятствия, нехватка времени, но постарайтесь всё-таки найти время для такого добрейшего дела. Вы не будете разочарованы.
Поминовение усопших важно также для спасения и нашей души.
— Спаси, Господи! Вот уже 4 дня читаю, как умею, и на душе действительно воцарилась тишина и покой.- Псалтирь отгоняет лукавых духов. Прп. Варсонофий Оптинский говорил, что для каждого православного христианина нужно читать хотя бы Славу в день. Я хочу сказать, что прп.
Александр, начальник обители Неусыпающих, ввёл Чин Неусыпаемой Псалтири в монастырях. О нём очень хорошо написано в в Четьи-Минеях. Некоторые духовные исполины читали и всю Псалтирь в день на постоянной основе. Как, например, Симеон Дивногорец, Парфений Киевский, и др. Ефрем Сирин говорит о псалмах, чтобы они были непрестанно на наших устах.
Это такая сладость — слаще меда и сот. Благ нам закон Господень паче тысящ злата и сребра. Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Псалом 118, 127). Действительно, читаешь и не можешь умилиться. Это прекрасно! При чтении не всё понятно. Но Амвросий Оптинский говорит, что понимание приходит со временем.
Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псалом 118, 18). Будем надеяться, действительно, что откроются наши духовные очи.
— Не ум понимает, а дух. Я тоже многого не понимаю, но мне это не мешает.
— Да, человек это чувствует. Осознаёт, какая это великая помощь. Но поверьте, если молитва понимается и умом, уяснены скрытые смыслы, намного лучше для молящегося, молитва куда более сильнее. Я хочу сказать, что в псалмах говорится о силе креста и о молитве Иисусове, но неявно, а в подсмыслах. Об этом говорил и Амвросий Оптинский.
Если читать обыкновенно — это не видно. Старец Иероним Санаксарский говорил, что Псалтирь по своему смыслу бездонна. И ещё я скажу. Потом хорошо заучивать некоторые псалмы наизусть и читать их в дороге, размышляя. Так советовал Антоний Великий. Об этом также говорил Феофан Затворник.
Кроме того встречаются иногда просто малопонятные слова, такие как: скимен, василиск, аспид, горлица, еродиво, ганание и др. В идеале – со всем этим разобраться. Посмотреть параллельный русский перевод, поработать со словариком. Кроме того есть очень хорошее толкование Псалтири.
Так и называется: «Псалтирь в святоотеческом изъяснении». Там понемногу практически про каждую строчку.
Церковные требы в православных храмах Иерусалима
Сорокоуст о упокоении
Неусыпаемая псалтирь
Церковная записка
Молебен о здравии
Сорокоуст о здравии
Храмы и монастыри в которых совершаются богослужения
SocButtons v1.5
Источник: http://simvol-veri.ru/xp/pominovenie-usopshix.-17-kafizma.-psalom-118.html
Как читать псалтирь
Молитесь друг за друга (Иак.5:16).
Псалтирь — священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа.
Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.
В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком.
При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму.
Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку.
Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу.
Советы начинающим
1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома.
2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух — вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).
3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это — грех.
4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» — «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».
5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев — бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.
6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача — бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь — бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов.
Молитвы перед чтением кафизмы Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный.
Трисвятое по Отче наш.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
- Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе».
- На «Славах»
- Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).
Господи, помилуй (3 раза).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Спаси, Господи, и помилуй Патриарха (имя рек), далее — поминается имя правящего архиерея и имена по списку, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй! (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего).
На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе — имена о упокоении: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!» (и земные поклоны).
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
И далее — следующие псалмы.
После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз — по пальцам или четкам.
Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.
После чтения кафизмы
Достойно есть и заключительные молитвы _____________________________________
Читайте Псалтирь, Апостол, Евангелие — здесь все. Кто читает Псалтирь ночью две кафизмы — за весь Псалтирь идет. Вслух Псалтирь читать ценнее, про себя по необходимости. Поднимайте ночной Псалтирь — отмолите себя и тех кого и не знаете до седьмого колена. Дневной тоже ценно. Как листья спадают по осени с дерева, так и грехи с человека читающего Псалтирь.
Читайте 17-ю кафизму — отмолите свои грехи и грехи родных до 7-го колена. 17-ю кафизму обязательно вечером в пятницу читайте. 17-ю кафизму по умершему читайте каждый день. Вымолите в Царствие небесное.
Схиархимандрит Иоанникий _____________________________
Одна девяностолетняя старушка рассказала, что ей на сороковой день после своей смерти явился во сне знакомый псаломщик. При жизни, она помогала ему по хозяйству: мыла полы, посуду, стирала. Он с грустью сказал: “Отчего вы так мало молитесь, а ведь для нас нет лучшей помощи, чем чтение Псалтири”.
Рассказ сельского священника ______________________________
Мы жили с мужем вдвоем, но мира и тишины в доме не было. Я мужу не уступала, а он, в свою очередь, доказывал свою правоту, и так долго продолжалось.
Наконец мне все это надоело, и я решила вести себя по-другому. Муж мне скажет обидное слово, чувствую, что начинаю раздражаться, — беру Псалтирь и начинаю читать. Муж немного пошумит, потом замолчит. И так мало-помалу у нас в доме водворились тишина и спокойствие.
Пришла я в храм, мимо проходит отец, остановился около меня и говорит: «Вот давно бы так!».
Из книги «Жизнеописание старца схиигумена Саввы. С любовью о Господе, ваш Д.О.С.», М., 1998. ___________________________________
«Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно.
Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас». Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до ней доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают.
—- Для усопших — это великая помощь!
Старица схимонахиня Антония ________________________________
Старец советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) — читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших».
За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина — образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам).
- — На жалобы батюшка отвечал:
- — Читай Псалтирь!
- — Батюшка, в семье большие ссоры.
- — Читай Псалтирь.
- — Батюшка, на работе неприятности.
- — Читай Псалтирь.
Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать — и все устраивается.
Иероним (Санаксарский) ________________________________
— Псалтирь отгоняет лукавых духов. Прп. Варсонофий Оптинский говорил, что для каждого православного христианина нужно читать хотя бы Славу в день. Я хочу сказать, что прп. Александр, начальник обители Неусыпающих, ввёл Чин Неусыпаемой Псалтири в монастырях. О нём очень хорошо написано в в Четьи-Минеях.
Некоторые духовные исполины читали и всю Псалтирь в день на постоянной основе. Как, например, Симеон Дивногорец, Парфений Киевский, и др. Ефрем Сирин говорит о псалмах, чтобы они были непрестанно на наших устах. Это такая сладость — слаще меда и сот. Благ нам закон Господень паче тысящ злата и сребра.
Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Псалом 118, 127). Действительно, читаешь и не можешь умилиться. Это прекрасно! При чтении не всё понятно. Но Амвросий Оптинский говорит, что понимание приходит со временем. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псалом 118, 18).
Будем надеяться, действительно, что откроются наши духовные очи. __________________________________________
КАК ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ДЕМОНИЧЕСКИХ СИЛ
«Многие подвижники, например праведный батюшка Николай Рагозин. Или например Блаженная старица Пелагия — Рязанская подвижница — советовали для защиты от тёмных сил почаще читать 26 псалом.
Блаженная Полюшка говорила: «Кто будет читать этот псалом хотя бы три раза в день — тот будет ездить среди колдунов как на танке» — вот такое образное выражение.
Ещё Блаженная Полюшка советовала, что если человек одержим нечистым духом или занимался колдовством, — то есть демоны насилуют этого человека, — то очень полезно взять благословение у хорошего священника и в течении 40 дней по 40 раз в день прочитать 26 псалом.
Конечно это большой подвиг, но многие люди через это получают исцеление. Этот псалом по словам Блаженной Полюшки — имеет огромную силу. Это самый сильный псалом во всей Псалтири»…
иерей Андрей Углов
***********************-************После молитвы 'Отче наш' читать Тропари сия, глас 6: Помилуй нас. Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели.
Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поём Ти: Аллилуиа.И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная. Господи, помилуй, 40 раз. И поклонися, елико ти мощно.
Таже молитва Святей Живоначальней Троице: Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мiра, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
- — — — — —
Источник: https://elitsy.ru/events/1435/1258626/
Псалтирь пророка и царя Давида, перевод на русский язык, Кафизма 17 — читать, скачать — Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков
- 1712 Блаженны непорочные на путях своих, соблюдающие закон Господень.
- 2713 Блаженны познающие откровения Его, всем сердцем ищут они Его.
- 3714 Ибо те, кто не творит беззаконий, путями Его ходят.
- 4715 Ты заповедал крепко хранить заповеди Твои;
- 5716 Да будут правыми пути мои, и сохраню повеления Твои!
- 6717 Тогда не постыжусь я, взирая на заповеди Твои.
- 7718 Прославлю Тебя в правде сердца моего, когда постигну праведные суды Твои.
- 8 Повеления Твои сохраню; не оставляй меня.
9719 Как исправит юноша путь свой? Когда сохранит он слова Твои.
- 10720 Всем сердцем моим искал я Тебя; не отстрани меня от заповедей Твоих!
- 11721 В сердце моем сберег я слова Твои, да не согрешу пред Тобой.
- 12722 Благословен Ты, Господи; научи меня повелениям Твоим!
- 13 Устами моими возвещал я изреченное устами Твоими.
- 14 На пути откровений Твоих услаждался я, словно великим богатством.
- 15 О заповедях Твоих размышлять буду, и уразумею пути Твои.
- 16 Повелениям Твоим научусь; не забуду слов Твоих.
- 17723 Воздай должное мне, рабу Твоему; даруй мне жизнь, и сохраню слова Твои!
- 18724 Отверзи очи мои, и уразумею чудеса, явленные законом Твоим.
- 19725 Пришлец я на земле; не скрой от меня заповедей Твоих!
- 20 Отрадно душе моей внимать судам Твоим во всякое время.
21726 Наказал Ты гордых. Прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих!
- 22 Сними с меня позор и унижение, ибо искал я откровений Твоих.
- 23 Ибо собрались князья и на меня клеветали, раб же Твой размышлял о повелениях Твоих;
- 24 Ибо откровения Твои – в поучение мне, и советниками моими стали повеления Твои.
- 25727 Поникла душа моя; возврати мне жизнь словом Твоим!
- 26728 Пути мои возвестил я Тебе, и услышал Ты меня; научи меня повелениям Твоим!
- 27 Дай уразуметь мне путь повелений Твоих, размышлять буду о чудесах Твоих.
- 28729 Впала в дремоту душа моя от уныния; утверди меня в словах Твоих!
- 29730 Удали от меня пути неправды и по закону Твоему помилуй меня!
- 30731 Путь истины избрал я и судов Твоих не забыл.
- 31732 Припал я к откровениям Твоим, Господи, не посрами меня!
- 32733 Путем заповедей Твоих ходил я, когда расширил Ты душу мою.
- 33734 Сделай законом для меня, Господи, путь повелений Твоих, и буду вечно искать его;
- 34735 Вразуми меня, да познаю закон Твой и сохраню его в сердце моем.
- 35 Наставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо она желанна мне.
- 36736 Склони сердце мое к откровениям Твоим, а не к наживе неправедной!
- 37 Отврати очи мои, дабы не узреть мне суеты; на пути Твоем даруй мне жизнь!
- 38 Дай рабу Твоему принять слово Твое со страхом!
- 39 Сними с меня поношение, о котором я помышляю, ибо суды Твои благи.
- 40737 Возжелал я заповедей Твоих; правдой Твоей даруй мне жизнь!
- 41738 И да низойдет на меня милость Твоя, Господи, и буду спасен по слову Твоему;
- 42 И дам ответ тем, кто порочит меня, ибо я уповаю на слова Твои.
- 43 И не отними слов правды от уст моих, ибо я на суды Твои уповаю;
- 44 И сохраню навсегда закон Твой, на вечные времена.
- 45 Просторно стало сердцу моему, ибо искал я заповедей Твоих.
- 46 И говорил я об откровениях Твоих пред царями, и не смущался;
- 47 И поучался заповедям Твоим, которые возлюбил;
- 48 И простирал я руки мои к заповедям Твоим, которые возлюбил, и углублялся в повеления Твои.
- 49739 Дай мне, рабу Твоему, помнить слова Твои, на которые Ты велел мне уповать.
- 50 Утешило это меня в унижении моем, ибо слово Твое вернуло мне жизнь.
- 51 Гордые дерзостно попирали закон; но не уклонился я от закона Твоего.
- 52740 Вспоминал я суды Твои от века, Господи, и утешался.
- 53 Печаль объяла меня при виде грешников, отвергающих закон Твой.
- 54741 Воспевал я повеления Твои во время странствия моего.
- 55 Вспоминал я в ночи имя Твое, Господи, и хранил закон Твой.
- 56 Был он в сердце моем, ибо я искал повелений Твоих.
- 57742 Ведом Тебе удел мой, Господи; сказал я: «Сохраню закон Твой».
- 58 Помолился я пред лицом Твоим всем сердцем моим; помилуй меня по слову Твоему!
- 59 Помыслил я о путях Твоих и вновь направил стопы мои к откровениям Твоим.
- 60 Приготовился я и не смутился, сохраняя заповеди Твои.
61 Сети грешников опутали меня. Но я закона Твоего не забыл.
- 62 В полночь вставал я прославлять Тебя за правые суды Твои.
- 63 Друг я всем боящимся Тебя и хранящим заповеди Твои.
- 64 Милости Твоей, Господи, исполнена земля; повелениям Твоим научи меня!
- 65743 Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему;
- 66 Милосердию, покорности и разумению научи меня, ибо верю заповедям Твоим.
- 67 Доколе не испытал я унижений, я согрешал, но ныне храню слово Твое.
- 68 Благ Ты, Господи, и по благости Твоей научи меня повелениям Твоим!
- 69 Умножилась и восстала на меня неправда людей гордых; я же всем сердцем моим познавать буду заповеди Твои.
- 70 Отвердело, будто сыр, сердце у них; я же закону Твоему поучаюсь.
71744 Благо мне, что смирил Ты меня. Да научусь повелениям Твоим.
- 72 Благ мне закон уст Твоих, дороже он многого множества золота и серебра.
- Слава:
- 73745 Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим.
- 74 Боящиеся Тебя увидят меня и возвеселятся, ибо я на слова Твои уповал.
- 75746 Уразумел я, Господи, что праведны суды Твои, и воистину смирил Ты меня.
- 76 Да осенит меня милость Твоя, да утешит меня по слову Твоему, что сказал Ты рабу Твоему;
- 77 Да низойдут на меня щедроты Твои, и жив буду, ибо закон Твой наставляет меня.
- 78 Да постыдятся гордые, ибо они неправедно и беззаконно поступали со мной; я же размышлять буду о заповедях Твоих.
- 79 Да направят меня на путь Твой боящиеся Тебя и познавшие откровения Твои.
- 80747 Да будет сердце мое непорочно хранить повеления Твои, и не буду я посрамлен.
- 81748 Изнемогает душа моя, ожидая от Тебя спасения, на слова Твои уповал.
- 82 Изнемогли очи мои в ожидании слова Твоего; когда утешишь Ты меня?
- 83749 Ибо стал я точно мех, скованный морозом, но повелений Твоих не забыл.
84 Много ли дней жизни остается рабу Твоему? Когда рассудишь Ты меня с гонителями моими?
- 85 Поведали мне беззаконники измышления свои, но далеки они от закона Твоего, Господи.
- 86 Все заповеди Твои – истина; неправедно гонят меня, помоги мне!
- 87 Едва не погубили меня на земле, но не оставил я заповедей Твоих.
- 88 По милости Твоей верни мне жизнь, и сохраню откровения уст Твоих.
- 89750 Вовеки, Господи, слово Твое пребывает на Небесах.
- 90751 Из рода в род неизменна истина Твоя; сотворил Ты землю, и существует она.
- 91 Как заповедал Ты, наступает день; ибо все в мире подвластно Тебе.
- 92 Если бы не соблюдал я закона Твоего, постигла бы меня гибель в унижении моем;
- 93752 Вовеки не забуду повелений Твоих, ибо они даровали мне жизнь.
- Середина псалма.
- 94 Я Твой, спаси меня; ибо я ищу повелений Твоих.
- 95 Стерегли меня грешники, задумав погубить меня; но я откровения Твои уразумел.
- 96753 Увидел я, что всему приходит конец; но бесконечно широка заповедь Твоя.
97754 Как возлюбил я закон Твой, Господи! Всяк день он наставляет меня.
- 98 Умудрил Ты меня больше, чем врагов моих, заповедью Твоею, и навеки она моя.
- 99755 Вразумился я больше учителей моих, ибо откровения Твои наставляют меня.
- 100 Вразумился я больше старцев, ибо ищу заповедей Твоих.
- 101 От всякого пути греховного удалялся я, да сохраню слова Твои;
- 102756 От судов Твоих я не уклонялся, ибо даровал Ты мне закон.
103757 Как сладки в гортани моей слова Твои! Они слаще меда в устах моих!
- 104 Заповедями Твоими вразумился я и возненавидел всяк путь неправды.
- 105758 Светильник стопам моим закон Твой, и свет его на путях моих.
- 106759 Поклялся я неизменно хранить суды правды Твоей.
- 107 Смирился я глубоко; Господи, даруй мне жизнь словом Твоим!
- 108760 Прими, Господи, обеты, что по доброй воле произнес я устами моими, и судам Твоим научи меня!
- 109 Душа моя в руках Твоих навеки, и я закона Твоего не забыл.
- 110 Расставили грешники сети мне; но не изменил я заповедям Твоим.
- 111761 Навеки унаследовал я откровения Твои, ибо они радость сердца моего;
- 112762 Возжелал я в сердце моем исполнять вовеки повеления Твои, да наградишь Ты меня.
- 113763 Беззаконных я возненавидел, закон же Твой возлюбил.
- 114 Ты Податель помощи и Заступник мой; на слова Твои уповаю.
- 115 Отойдите от меня, люди лукавые, и познавать буду заповеди Бога моего!
- 116 Защити меня словом Твоим, и жив буду; и не посрами меня в надежде моей!
- 117 Помоги мне, и обрету спасение, и поучаться буду повелениям Твоим.
- 118 Унизил Ты нарушающих повеления Твои, ибо неправедны помыслы их.
- 119 Нарушителями воли Твоей признал я всех грешников на земле; и вот возлюбил я откровения Твои.
- 120764 Дай мне всегда страшиться Тебя, Господи, ибо грозит мне суд Твой.
- 121765 Рассудил я и поступил по правде; не предай меня оскорбителям моим!
- 122 Прими раба Твоего для блага его, да не клевещут на меня гордые!
- 123766 Очи мои изнемогли, ожидая спасения и слова правды Твоей;
- 124 Поступи с Твоим рабом по милости Твоей, и повелениям Твоим научи меня!
- 125 Раб я Твой; вразуми меня, и познаю откровения Твои.
- 126 Пришло время Тебе, Господи, явить силу Твою; попрали закон Твой!
- 127767 И вот возлюбил я заповеди Твои больше золота и топаза.
- 128 И устремлялся ко всем заповедям Твоим, всяк путь неправды возненавидел.
- 129768 Дивны откровения Твои: познает их душа моя.
- 130769 Явленные в Писании слова Твои просвещают и вразумляют младенцев.
- 131 Я отверз в молитве уста мои и воспрянул духом, ибо заповедей Твоих возжелал.
- Слава:
- 132 Воззри на меня и помилуй меня, как судишь Ты милостиво любящих имя Твое.
- 133770 Стопы мои направь словом Твоим, и да не овладеет мною беззаконие!
- 134 Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои!
- 135771 Сиянием лица Твоего озари раба Твоего и научи меня повелениям Твоим!
- 136 Потоки слез изливают очи мои, ибо не сохранил я закона Твоего.
- 137772 Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои;
- 138773 Заповедал Ты правду в откровениях Твоих и полноту истины Твоей.
- 139774 Истомился я, стремясь к Тебе, ибо враги мои слова Твои забыли.
- 140775 Пламенно слово Твое, и раб Твой возлюбил его.
- 141776 Я самый юный и унижен я, но повелений Твоих не забыл.
- 142 Правда Твоя – правда вовеки, и закон Твой – истина.
- 143 Беды и скорби овладели мной; но заповеди Твои – в поучение мне.
- 144 Правда вечная откровения Твои; вразуми меня, и жив буду.
145777 Воззвал я всем сердцем моим, услышь меня, Господи! Повелений Твоих ищу.
- 146 Воззвал я к Тебе, спаси меня, и сохраню откровения Твои.
- 147778 Встал я до зари и воззвал к Тебе; на слова Твои уповаю.
- 148 Встретили утро очи мои, да поучусь словам Твоим.
- 149779 Зов мой услышь, Господи, по милости Твоей; судом Твоим правым даруй мне жизнь!
- 150 Приблизились гонители мои беззаконные; от закона Твоего отступили они.
- 151780 Близок Ты нам, Господи, и все пути Твои – истина.
- 152781 С давних пор познал я из откровений Твоих, что навеки даровал Ты их.
- 153782 Воззри на унижение мое и избавь меня, ибо я закона Твоего не забыл.
154783 Рассуди тяжбу мою и избавь меня! По слову Твоему даруй мне жизнь!
155 Далеки грешники от спасения, ибо не искали они повелений Твоих.
156784 Велики щедроты Твои, Господи! Судом Твоим даруй мне жизнь!
157 Много у меня гонителей и угнетателей, но откровений Твоих не оставил я.
158785 Видел я неразумных и сокрушался, ибо не сохранили они слов Твоих.
159 Воззри, как возлюбил я заповеди Твои! Господи, по милости Твоей даруй мне жизнь!
- 160786 Основа слов Твоих – истина, и вечны суды правды Твоей.
- 161787 Князья преследовали меня без вины моей; но слов Твоих устрашилось сердце мое.
- 162788 Возрадовался я о словах Твоих, точно обрел богатство великое.
- 163789 Неправду возненавидел я и возгнушался ею, а закон Твой возлюбил.
- 164790 Всяк день семикратно восхвалял я Тебя за праведные суды Твои.
- 165791 Великий мир осеняет любящих закон Твой, и не страшны им соблазны.
- 166 Ждал я, что Ты даруешь мне спасение, Господи, и заповеди Твои возлюбил.
- 167 Хранит душа моя откровения Твои, и крепко возлюбила их.
- 168792 Я храню заповеди Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою, Господи!
169793 Да вознесется к Тебе моление мое: Господи! По слову Твоему вразуми меня!
170 Да вознесется прошение мое к Тебе: Господи! По слову Твоему избавь меня!
- 171794 Изольется из уст моих песнопение, когда научишь Ты меня повелением Твоим.
- 172 Возгласит язык мой слова Твои, ибо заповеди Твои – правда.
- 173795 Да спасет меня рука Твоя, ибо я заповеди Твои возлюбил.
- 174 Желал я, чтобы Ты спас меня, Господи, и закон Твой поучает меня.
- 175796 Жива будет душа моя и восхвалит Тебя; и Твой суд оправдает меня.
- 176797 Блуждаю, словно овца потерявшаяся; но Ты найдешь раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл!
- Слава:
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/psaltir-proroka-i-tsarja-davida-perevod-na-russkij-jazyk/17
Как молиться в дни поминовения
Значение 17-й кафизмы
Значение 17-й кафизмы. В течение всех сорока дней после смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день – зависит от времени и сил читающих, но чтение должно быть непременно ежедневным. Когда прочитана вся Псалтирь, она читается сначала.
Только не следует забывать, что после каждой «Славы» надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего из «Последования по исходе души от тела». Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет времени или нет навыка чтения по церковнославянски, доверяют это чтение другим (читальщицам) за плату или иное вознаграждение.
Бог слышит и такую молитву. Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего. Не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы научиться читать по церковнославянски и потом самому читать Псалтирь.
В третий, девятый и сороковой дни следует читать по усопшему особую кафизму (в нее входит только 118-й псалом). Ее называют поминальной. А в богослужебных книгах – «Непорочны», по слову, находящемуся в первом ее стихе: Блажени непорчнии в путь, ходящии в законе Господни.
У иудеев был такой обычай: во время Пасхальной вечери и по окончании ее петь псалмы и преимущественно псалом 118-й, посвященный исходу евреев из Египта. Согласно преданию, Христос с учениками вышел из дома, где совершалась Тайная Вечеря, при пении псалма, по всей видимости, именно этого: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф.
26: 30) Стих Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (Пс. 118:12) всегда поется Церковью при погребении умерших, а кафизма (118-й псалом) читается в дни их особого поминовения.
В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем (то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим). Вот перевод некоторых стихов из этого 118-го псалма: Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем.
Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое (Пс.
118: 97 – 101).
Как правильно читать 17-ю кафизму
Дома она читается так же, как и всякая другая. 1-й, 2-й, 12-й, 22-й, 25-й, 29-й, 37-й, 58-й, 66-й, 72-й, 73-й, 88-й стихи кафизмы читаются с припевом: «Упокой, Господи, душу усопшего (-ей) раба Твоего (рабы Твоея)». Окончательные стихи первой половины кафизмы (92-й, 93-й): Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем.
Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня – поются трижды. После этого еще раз повторяется припев. Во второй части кафизмы (после слова «Среда») стихи 94-й, 107-й, 114-й, 121-й, 131-й, 132-й, 133-й, 142-й, 153-й, 159-й, 163-й, 170-й читаются с припевом: «Упокой, Господи, душу усопшего (-ей) раба Твоего (рабы Твоея)».
В заключение поются трижды конечные стихи 118-го псалма (175-й, 176-й): Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл. После них еще раз повторяется припев с прошением упокоить душу того, за кого молятся. После «Славы» читается молитвенное прошение.
После кафизмы читаются положенные тропари (они указаны сразу после 118-го псалма в молитвослове), а за ними 50-й псалом и тропари непорочны, или тропари за упокой (всего их восемь) с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Вчитаемся в эти тропари (на церковнославянском и русском языках).
1) Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую: да обрящу и аз путь покаянием; погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя (Лик святых обрел источник жизни и дверь в рай: да найду и я путь туда через раскаяние, я – потерянная овца. Спаситель! Воззови, подай мне голос, найди и спаси меня). Припев: Благословен Ты, Господи! Научи меня уставам Твоим.
2) Агнца Божия проповедавше, и заклани бывше, якоже агнцы, и к жизни нестареемой, святии, и присносущней преставльшеся; Того прилежно, мученицы, молите, долгов разрешение нам даровати (Святые мученики, проповедавшие Агнца Божия и сами закланные, как овцы, и переселившиеся туда, где жизнь не стареет и вечно не изменяется, молите Его усердно, чтобы Он даровал нам прощение грехов).
Припев.
3) В путь узкий хождшии, прискорбный, вси в житии крест, яко ярем, вземшии, и Мне последовавши верою, приидите, насладитеся, ихже уготовах вам почесте, и венцев небесных (Вы все, которые шли тесным и горьким путем, которые во время земной жизни несли крест, как ярмо, с верой последовали за Мной! Придите, насладитесь теми наградами, которые Я приготовил вам, и венчайтесь венцами небесными). Припев.
4) Образ есмь неизреченный Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений: ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя (Хоть и ношу я на себе язвы грехов, но все же я – отражение Твоей невыразимой языком человеческим славы. Владыка! Окажи милосердие Твоему созданию, очисти по Своему человеколюбию и даруй мне желанную отчизну, делая меня снова жителем рая). Припев.
5) Древле убо от не сущих создавый мя, и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, на еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися (Ты, вначале из небытия создавший меня и украсивший Своим Божественным образом, но за нарушение заповеди опять возвративший меня в землю, из которой я взят, восставь меня, чтобы во мне отразилось прежнее совершенство). Припев.
6) Упокой, Боже, раба Твоего и учини его в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют, яко светила: усопшаго раба Твоего упокой, презирая его вся согрешения (Боже! Упокой раба Твоего и всели его в рай, где лики святых и праведники сияют, как светила (небесные). Господи! Упокой скончавшегося раба, оставляя (ставя ни во что) все грехи его). Слава… 7) Трисиятельное Единаго Божества благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне и Божественный Душе, просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити (Благоговейно воспоем тройственным светом сияющего единого Бога, взывая: «Свят Ты, Отец Безначальный, и Собезначальный Сын, и Божественный Дух! Просвети нас, служащих Тебе верою, и избавь вечного огня»), И ныне… 8) Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение, Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная! (Радуйся, Чистая, родившая Бога плотию для спасения всех; Ты, чрез Которую спасся род человеческий! Богородица Чистая, Благословенная! Да найдем и мы через Тебя рай). Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). После этих тропарей читается «Последование по исходе души от тела».
- Следует обратить внимание на то, что в церкви во время панихиды 17-я кафизма разделяется на две половины (статии) и читается она несколько по-иному, чем дома.
- Дни особого поминовения всех умерших православных христиан
В русском народе есть обычай называть усопших, своих и чужих, старых и малых, родителями. Выражение «идти на родителей» означает идти на могилы умерших. Представление умерших «родителями», то есть принадлежащими уже к роду отцов, к которым они отошли, пробуждает в нас благоговение к их памяти.
В некоторые дни – в субботы – совершается вселенское поминовение усопших. Эти дни получили название родительских суббот.
В субботу, а не в другие дни, полагается моление об умерших потому, что так установлено Православной Церковью: в каждую субботу недели, в день покоя, принято поминать своих умерших родных и близких.
Как поминать? В каждом православном молитвослове в конце утренних молитв есть подробные молитвы за живых и усопших. Не поленимся читать это небольшое поминовение за своих почивших сродников, называя их имена, прибавляя молитвенное прошение об их упокоении из «Последования по исходе души от тела».
Днями особого (сугубого) поминовения усопших являются пять вселенских суббот. Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за неделю до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, умерших внезапною смертью: во время потопа, землетрясения, войн и т.д.
Троицкая вселенская родительская суббота бывает перед днем Святой Троицы (на 49-й день после Пасхи). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан. Родительские вторая, третья и четвертая субботы Великого поста. Вместо ежедневного поминовения усопших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая Церковь положила совершать усиленное поминовение в эти три субботы.
Частные родительские дни Вторник Фоминой недели. Неделя называется Фоминой потому, что на ней вспоминается апостол Фома.
Сам же вторник в русском народе назван Радоницей: в этот день живые спешат на кладбище приветствовать умерших родителей радостной вестью о Воскресении Господа.
Живые христосуются с умершими, принося с собой на могилы окрашенные яйца. Это девятый после Пасхи день (второй вторник после Пасхи).
11 сентября (по новому стилю), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (полагается строгий пост), совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных.
Поминовение православных воинов установлено в Русской Церкви в 1769 году по указу императрицы Екатерины II, во время войны с турками и поляками.
Димитриевская родительская суббота совершается за неделю перед 8 ноября по новому стилю (день памяти великомученика Димитрия Солунского). Установлена она благоверным великим князем Димитрием Донским.
Одержав знаменитую победу на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, святой князь Димитрий совершил поминовение павших воинов перед днем своего Ангела.
Великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно, а народ прозвал эту субботу Димитриевской.
Впоследствии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но вместе с ними и всех усопших. В эти дни закажите о своих умерших близких обедни или поминовение на проскомидии. Проскомидия в переводе с греческого языка означает «приношение». Для того, чтобы заказать поминовение на проскомидии, христианину в храме нужно заполнить листок с заголовком «Об упокоении», в котором перечисляются имена умерших (крещеных в Православие и не покончивших жизнь самоубийством).
В родительские дни посетите могилы умерших, придите в церковь, помолитесь во время панихиды об их упокоении, дома читайте 17-ю кафизму, помяните умерших во время трапезы. Будет хорошо, если все это вы исполните вместе со своими детьми.
Если они малы, достаньте альбом с фотографиями, вспомните вместе с ними дедушку, бабушку, других родных, расскажите о них, что знаете.
Научите своих детей хотя бы в краткой молитве обращаться к Богу: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и даруй им Царствие Небесное».
Источник: https://www.shamordino-m.ru/osnovy-very/azbuka-very/o-pominovenii-usopshikh/kak-molitsya-v-dni-pominoveniya.html