Источник: www.neofit.ru
Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
Евангелие от Матфея
Историки долго не могли найти логического объяснения этим евангельским строчкам. Знаменитое Римское право исключало возможность подобного издевательства над приговоренными к смертной казни людьми.
Насмехаться же над иудеем из-за его религиозных убеждений, будучи абсолютно веротерпимыми, римляне вообще не могли.
Этот евангельский эпизод показался бы исследователям аллегорией, если бы не святость Писания и факт существования Тернового Венца.
Свет на загадку Тернового Венца пролили археологи. В конце 19 столетия ученые раскопали резиденцию прокуратора Иудеи – евангельскую Преторию, вместе с гарнизонной тюрьмой и каменным помостом, на котором Пилат судил Спасителя. По-гречески, он называется лифостротоном.
На каменных плитах Лифостротона до наших дней сохранились рисунки, чем-то напоминающие детскую игру. При внимательном рассмотрении на некоторых из них можно обнаружить корону, меч или греческую букву «В» — начальную от слова «Василевс» — царь. Перед нами излюбленная игра римских солдат в кости. Её победитель на три дня становился шутовским царём.
Его одевали в красную одежду, напоминающую царскую порфиру, на голову ему надевали шутовскую корону, а в руки вместо скипетра давали палку. Одетому таким образом «царю» в течение трёх дней оказывали почести, соответствующие «царскому» положению, давали право на удовлетворение самых низменных чувственных прихотей. По окончании игры победителя убивали.
Христа обвиняли в том, что Он называет себя царем Иудейским. Солдаты знали это. Поэтому, когда Пилат велел бичевать Иисуса, они, охотно выполнив приказание, решили уже «от себя» позабавиться и выразить перед толпой евреев свое римское презрение к жалкому претенденту в цари.
В 96 году новой эры христианство пришло в Лютецию – один из провинциальных городков Римской Империи. Его принес ученик апостола Павла, знаменитый писатель и богослов Дионисий Ареопагит.
Местные жители сочли, что его проповедь подрывает нравственно-религиозные устои общества и обезглавили вместе с двумя учениками далеко за городом, на лесистом холме, увенчанном храмом Меркурия.
Сегодня это место называется Холм Мучеников, по-французски Монмартр.
В 1226 году на французский престол вступил Людовик Девятый. Ему досталось государство с богатой тысячелетней историей христианства, но вместе с тем давно отступившее от христианских идеалов.
Раздробленное и потонувшее в житейских делах. Благочестивый молодой король, воспитанный в простоте и честности, решил сделать вверенную ему Францию процветающей и нравственно чистой страной.
Какой некогда была Византия.
Для такого идеального царства, о котором он мечтал, нужен был символ.
В 1239 году Людовик IX — знаменитый король-крестоносец, «святой Луи», которого современники заслуженно считали образцом монарха-христианина — для того чтобы поднять религиозный престиж Франции покупает у византийского императора Бодуэна II «терновый венец». Он платит за это 135 тысяч ливров – сумму неимоверно высокую по тем временам. Для сравнения строительство жемчужины мировой архитектуры капеллы Сен-Шапель, предназначенной для хранения святыни, обошлась Людовику Девятому втрое дешевле.
Долгое время большинство святынь христианского мира хранилось в Византийской Империи. В том числе и Терновый Венец, который некогда был передан Иерусалимской Церковью царице Елене. Царьград был столицей пилигримов. Особенно в те времена, когда Святая Земля была для них закрыта.
В 1204 году произошло событие, окончательно разделившее Церковь на западную и восточную. Католики-крестоносцы штурмом взяли Константинополь.
То, что начиналось как освобождение Иерусалима от иноверцев, закончилось разбойным нападением на дом церкви-сестры. Установив здесь свою империю и собственный патриархат без малого на шестьдесят лет, рыцари варварски разграбили Византию.
Часть святынь была навсегда утрачена, часть – расхищена и растаскана по всей Европе. Терновый Венец продан.
До наших дней сохранилось описание реликвий страстей Христовых, сделанное Николаем Месаритом – ризничим государева храма. Оно было составлено в 1200 году, то есть ровно за четыре года до разграбления Константинополя крестоносцами.
Вот что он пишет: «Первым для поклонения предлагается терновый венец. Ещё зеленеющий, цветущий и остающийся нетленным, так как был причастен к бессмертию от прикосновения главы Христа.
На вид он негрубый, при прикосновении не колючий, выглядит благоцветным, и если можно было бы дотронуться – гладкий и нежный.
При Людовике Девятом впервые расцвел Латинский квартал со скандально известными школярами и религиозными спорами. Париж стал интеллектуальной столицей средневековой Европы. Но с появлением схоластики исчезла святость. Вопреки всем стараниям короля, скромной христианской жизни образованные парижане предпочли шумные попойки.
Парижский университет Людовика Святого не верил в Бога. Единственной святой, которую искренне почитала Сорбоннская братия, была Геновефа Парижская, по-французски Женевьева. Она и сегодня единственная святая, имя которой известно французским студентам. Настолько, насколько святая Татьяна знакома московским.
Женевьева родилась в начале пятого века, когда Римская Империя уже разделилась на восточную и западную, но Церковь еще повсюду была православной. Западный Рим потерял свою власть. Европу раздирали войны и анархия. Римская Галлия была захвачена воинственными языческими племенами франков.
Подобно тому, как наша великая княгиня Ольга нашла путь к сердцу диких варягов, святая Женевьева стала просветительницей новых хозяев ее земли. Очарованный ее потрясающей чистотой, милосердием и бесконечной любовью к людям, вождь франков Хлодвиг решил принять веру Женевьевы и крестил свой народ.
В конце восемнадцатого века знаменитое французское «просвещение» принесло свои плоды. Страна, хранившая Терновый Венец Спасителя, стала первым в мире атеистическим государством.
Горели храмы, монастыри, библиотеки… Якобинцы боролись с Богом, мешавшим жить «так, как хочется». Священников и сохранивших веру мирян со всей строгостью революционного времени судили как врагов народа.
На Гревской площади обезумевшая от крови толпа сожгла мощи святой Женевьевы. Сгорела Сент-Шапель. Терновый Венец сразу сжечь не решились. Отправили в музей.
В годы Великой французской революции знаменитый Нотр-Дам-Де-Пари был включён сознательными гражданами в список зданий, подлежащих уничтожению. Его спасла только безумная идея Робеспьера, перепосвятить храм некоему абстрактному разуму, культ которого диктатор пытался насаждать в последние дни своего правления.
В таком осквернённом виде собор простоял вплоть до 1804 года, когда он был возвращён архиепископу Парижскому и заново освящён специально для коронации императора Наполеона Первого Бонопарта.
Для этой же целей из кабинета исторических древностей национальной библиотеки в Собор Парижской Богоматери был перенесён терновый венец.
Плох генерал, который не мечтает стать императором священно-римской империи. Это ведь единственный исторически-оправданный способ объединить под своим началом мир.
Помимо Тернового Венца Наполеон потребовал, чтобы его «венчание на царство» проходило в присутствии главной имперской святыни Австрии – Копья Судьбы. Считалось, что этим оружием был пронзен распятый на Кресте Христос.
Мистически настроенная Европа верила в то, что эта реликвия обладает магической силой, дающей безграничную власть.
Получив поддержку и благословение Рима, новоиспеченный преемник империи Августа понес семена просвещения в Москву. Очень скоро Россия поняла, что это новый крестовый поход. Лучшие сыны двенадцати европейских народов с редким для культурных наций остервенением грабили и оскверняли православные храмы. Может быть, впервые Наполеон задумался о том, что такое душа народа.
В конечном итоге судьба всех крестоносцев всегда заканчивалась бесславно. Какими бы ни были их лозунги, на деле походы превращались в обыкновенный бандитизм, бессмысленное убийство мирного населения и грабеж.
Даже войско Людовика Святого, возглавившего седьмой и восьмой крестовый походы, по большому счету было сбродом наемников, которые легко отступали перед серьезным противником.
Сам король попал в плен к египетскому султану, был выкуплен за огромные деньги и умер во время очередного похода в Тунисе. От чумы.
В 1898 году в Париже проходила всемирная выставка. К ее открытию был приурочен первый общественный показ Туринской Плащаницы, которую решено было поместить в папском дворце Авиньона. Именно здесь специально аккредитованный итальянский фотограф Секундо Пиа сделал её первые снимки.
Мир был потрясён. Нечеткое изображение на ткани, оказалось негативом. На пленке отчетливо проявились черты завернутого в древнюю плащаницу человека.
Стали видны следы от ударов бичей, кровавые раны на запястьях, на ступнях, на боку, огромный след на плече от несения тяжелого предмета и кровь, стекающая со лба.
Историческая наука не знает ни одного случая использования тернового венца в качестве орудия пытки или поругания осуждённого. Ни одного, кроме казни Спасителя. Долгое время это было поводом для разного рода недоумений со стороны учёных. Но когда в конце 19 века открылось чудо нерукотворного образа на знаменитой Туринской Плащанице сомнения скептиков были развеяны.
Характер пятен крови и кровоподтёков на Плащанице явно свидетельствует об истинности евангельского повествования. Кроме того, стало известно, что Терновый Венец представлял собой не «венок», подобный лавровым венкам римских триумфаторов, а каску, сплетенную из терновых веток, с 70-ю шипами, охватывавшую всю голову и вызывавшую неимоверно острую боль и страдания.
Только в конце двадцатого века техника превратила утверждение о подлинности Туринской Плащаницы в научный факт. Но и раньше было понятно, что это единственное, всеми узнаваемое и неповторимое, царственно спокойное лицо принадлежит Иисусу Христу. Это фотография Бога.
Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Книга пророка Исаии
Скачать
Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
Что означает выражение «терновый венец»?
Терновый венец
Терновый венец — мученичество, страдание, пытка, терзание, боль. Происхождением словосочетание обязано Библии, точнее Новому завету. Считается. что лавровый венец, венок из терна, возложили на голову Христа римские солдаты перед казнью, чтобы добавить ему мучений. Об этом рассказано в трех Евангелие: от Матфея, от Марка, от Иоанна
Евангелие от Матфея, 27
27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие
Евангелие от Марка, 15
16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,
17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его
Евангелие от Иоанна, 19
- 1 Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.
2 И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, - 3 и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам
-
Тёрн, или Терновник, или Слива колючая — кустарник высотой 3,5—4,5 метра. Ветви покрыты колючками. Разрастаясь образует густые колючие и труднопроходимые заросли. На Ближнем Востоке терновник высаживают в качестве ограды. Ветхозаветные предания гласят, что Моисею, бежавшему из Египта, явился из горящего тернового куста сам Бог
-
Матфей, Марк, Иоанн, а так же Лука — ближайшие ученики Иисуса Христа, апостолы. Их ещё называют евангелистами, потому что они — авторы четырёх канонических Евангелий (благих вестей)
Кто есть апостолы?
В деле своего общественного служения Иисус избрал учеников. Они называются святыми апостолами. Христос объяснял апостолам учение о Боге, расскрывал истины христианства. Апостолы были с Христом во время его чудес, а также в главные и важнейшие моменты его жизни.
Иногда Христос брал с собой трех учеников в качестве свидетелей его великих чудес. Так, например, Петр, Иаков и Иоанн стали свидетелями преображения Иисуса Христа, воскресения дочери Иаира.
Среди апостолов выделяют 12 и 70 человек.
Первыми на апостольство были призваны Андрей Первозванный, Петр, Иоанн, Иаков Зеведеев, Матфей, Филипп, Варфоломей, Симон Зилот, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей, Матфий. Они именуются апостолами от 12-ти. Позднее Христом было избрано еще 70 апостолов.
Апостолы, то есть «посланники, послы»; их задачей было разрешать человека от грехов, крестить народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Что такое канонические Евангелие?
Это те евангелие, которые признает христианская церковь. Они признаны таковыми и внесены в Новый Завет в 325 году первым Никейским собором, созванным при поддержке римского императора Константина Великого. Кроме канонических Евангелие существуют ещё Апокрифические Евангелия
Что такое апокрифические евангелие?
Это раннехристианские тексты (различные евангелия, послания, откровения), не признанные «богодухновенными» христианской церковью и не вошедшие в библейский канон, например Евангелие от египтян, Евангелие от ессеев, Евангелие от евреев, Евангелие от Петра, Евангелие от Марии, Евангелие от Никодима, Евангелие от Филиппа, Евангелие Иуды, Евангелие от Фомы
Что такое библейский канон?
Это совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными. Книги, входящие в библейский канон, составляют в христианстве Священное Писание и служат первоисточниками и нормами веры. В библейский канон входят книги Ветхого завета и Нового завета. Книг Ветхого завета 41, книг Нового завета 27
Что значит для христианской церкви Первый Никейский собор?
Никея (сегодня город Изник в Турции). Первый Вселенский собор в истории христианства. Провозглашено окончательное отделение от иудаизма, приняты символы веры, выходным днём назначено воскресенье вместо иудейской субботы, определено время празднования Пасхи, осуждены ереси, в том числе арианская
-
Символ веры — формула вероисповедания: Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого….
Ещё статьи
Что означает выражение «белая ворона»
Звезда Давида
Символ Единорог
Терновый венец Иисуса Христа
Одной из самых достопочтимых считается терновый венец Христа — символ Его страданий и силы веры в человечество! Христианские реликвии обладают божественной силой. Все потому что в свое время они имели контакт с Всевышним.
В свое время, эта новость облетела весь интернет, привлекая внимание верующих. Речь идет о пожаре в соборе Парижской Богоматери, который произошел 15 апреля 2019 года.
На первый взгляд, пожар нанес большой ущерб самой величественной постройке. Однако, лишь единицы догадывались, в какой опасности оказалась одна из главных реликвий христианства – терновый венец Иисуса Христа.
Данная святыня важна для верующих. И на то есть ряд важных причин.
За что распяли Иисуса Христа
Из чего состоял терновый венец
Представленная святыня сумела найти путь в наше время и существует сейчас. Представляет собой венок, сплетенный из прочных стеблей колючего растения.
Чтобы жертва испытывала еще больше страданий, в состав венца добавляли стебли зизифуса. Именно эта разновидность кустарника обладает огромных количеством острых шипов.
Исследователи насчитывают порядка 70 шипов, которые причиняли Спасителю мучительную боль.
Известны сведения, согласно которым в XIII веке венец имел тенденцию к цветению. Так как проблема заключается в том, чтобы сохранить кустарник в первозданном виде, его поместили в футляр из хрусталя, который также запаяли для большей сохранности. Наблюдая за реликвией можно заметить, что у футляра имеются рассечения золотыми скобами.
В период Французской революции, венец поделили на три части. Так верующие хотели уберечь реликвию, сохранить ее для следующего поколения. С Божьей помощью удалось сохранить все три части, что позволило обрести венцу свою единую форму.
Значение тернового венца Иисуса Христа
Среди людей мало тех, кто не знает истинной истории этой своеобразной «короны» для сына Божьего. По преданию считается, что его сплели римские легионеры и водрузили на голову Спасителя. Шипы сразу же вонзились в Его голову, принося неисчислимые страдания, главным из которых было обильное кровотечение.
Но физические страдания – это лишь малая часть того, к чему стремились римские богохульники. Здесь был еще и момент морального унижения, насмешек над Христом. Когда именно венец был снят с головы Божьего Сына неизвестно. Большинство исследователей полагают, что его убрали после распятия последователи Иисуса Христа.
Далее венец начинает путешествовать. Сначала он обитал в Иерусалиме до Х века. После раскола христианства, византийские императоры перенести его в Константинополь. Реликвию перенаправили в Европу после захвата Константинополя крестоносцами.
Следует помнить, что до того, как святыня попала в Париж, она находилась в руках правителя Латинской империи Балдуина II. Но тот в свою очередь имел огромный долг перед венецианскими купцами.
Обстоятельства вынудили его заложить венец под высокую сумму, чтобы оплатить все долги. Купцы хранили реликвию вплоть до 1239 года, пока Людовик Святой (правитель Франции) не выкупил ее за 135 тысяч ливров.
Существует придание, согласно которому король и его старший брат встретили ковчег с венцом за 40 км от Парижа.
Икона Воскресение Христово
Оба были одеты в простую одежду, а именно холщовые рубахи, без обуви. Они подарили Франции эту реликвию. Местом ее первичного хранения было решено сделать часовню Сент-Шапель. Правитель занимался сбором святынь, поэтому в скором времени во Францию прибыли:
- части Креста Господня;
- копье Лонгина, пронзившее Христа;
- посох Христа, плеть Его бичевания;
- святой гвоздь.
Но настали времена Великой Французской революции. Ситуация была нестабильной, в столице случались пожары, которые могли безвозвратно уничтожить реликвию. Было решено разделить ее на три части и хранить до тех пор, пока революция не сойдет на нет. Так и случилось. В 1806 году по велению Наполеона Бонапарта венец был помещен в собор Парижской Богоматери. Там он обитает и сейчас.
Интересные факты
- Разделение венца. Об этом уже говорилось. Венец, в период Великой Французской революции, разделили на три части. Каждая из них уцелела и дошла до наших дней.
- Доказательство мучений Христа. Венец принес Спасителю много страданий.
Об этом можно судить по Туринской плащанице, в которое было завернуто его тело. По оставшимся следам можно сделать вывод, что реликвия нанесла 13 ран на лбу и 20 на затылке.
- Способ хранения. Любое растение разлагается спустя некоторое время.
Но специальный футляр из хрусталя, в котором хранится Его венец, не позволяет растению утратить свой вид. К тому же, кустарник, из которого сплетена эта «корона» достаточно прочен, чтобы пройти проверку временем.
- Количество шипов. Изначальный венец имел до 70 шипов.
Но умелые купцы, перед продажей реликвии королю Франции, срезали их и отдали в монастыри по всему свету, как частичку Его.
Терновый венец считается символом страданий Христа. Ради человечества, он принял чашу испытаний и испил ее до дна. Реликвия имеет огромное значение для всех христиан.
Благодаря заботе людей, эта реликвия не потерялась в прошлом, чему нельзя не радоваться. Сегодня каждый желающий может прибыть в Собор Парижской Богоматери и вознести молитву венцу.
Шип из тернового венца Спасителя и часть Его одежды переданы в Соликамскую епархию / Православие.Ru
У этого термина существуют и другие значения, см. Терновый венец (значения).
- «Ecce Homo», Корреджо
- Реликварий тернового венца в Нотр-Дам де Пари
- Терно́вый вене́ц
(др.-греч. στέφανον ἐξ ἀκανθῶν) — венец из ветвей растения с шипами (терниями), который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.
Глава VIII. Русская митрополия: от Киева до Москвы
Евангельская история
О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:
и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский![1]
и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него[2]
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу[3]
О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом.
Венец Христа: через тернии к правде
Что же надели на голову Иисуса в смертный день?
Двести видов колючек
«И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29)», – так говорится в Библии о самых драматичных моментах жизни Христа.
А из какого растения был сделан терновый венец Христа?
Оказывается, библейские «тернии» – это собирательное название, которое во времена Христа обозначало любое растение с шипами. Оно объединяет почти 200 видов различных «колючек», которые росли и растут до сих пор на Святой земле.
Шутовская коронация
По римской традиции, венок возлагали на головы победителей и царей. Их плели из ветвей благородных растений – лавра, дуба, оливы или мирта, которые, легко переплетаясь, создавали горделивый ореол из листьев.
У римских легионеров бытовал грубый казарменный ритуал: шутовская коронация осуждённого на смерть. Колючую «корону» они соорудили и для вообразившего себя царем иудейского преступника, коим в их глазах являлся Христос.
То есть ветви христовой тернии были гибкими, имели листья и очень острые шипы. В таком случае это мог быть зизифус настоящий, или унаби. У него впечатляющие колючки, широкие листья, ветви отлично гнутся, и на Святой земле он произрастает. Загвоздка в том, что зизифуса полно у озера Галилейского, а в районе Иерусалима его нет.
Табличка с Креста Господня в Риме: святыня или подделка?
Зато встречается палиурус. Его так прямо и называют – христовы тернии. Третье название палиуруса – держидерево.
Ведь если оно вцепится во что-нибудь своими двунаправленными колючками, то уже не отпустит. Венок из палиуруса красив, особенно когда усеян нежными жёлтыми цветами. Однако носить его – сплошная мука.
Да и сплести венец практически невозможно: слишком колюч и не очень гибок.
Смертельная решётка
Ещё один претендент – саркопотериум колючий из семейства розовоцветных. Вид у него безобидный, но за листочками-цветочками скрывается твёрдая, геометрически правильная решётка с цепкими колючками. Из неё не вырваться никакой добыче, в том числе живой плоти.
В Библии упомянуто 120 растений. Среди них таинственное дерево ситтим – священное дерево евреев. Это акация. Правда, в древности ситтимом называли вообще все акации, и не ясно, какой именно её вид стал священным.
Некоторые учёные считают, что ситтим – это сенегальская акация, невысокое деревце с длинными твёрдыми тройными шипами, загнутыми вниз. Достигая 10 сантиметров в длину, они даже когда-то использовались в качестве швейных игл.
Реликвия с подоконника
На нескольких древних иконах узнаваем венец из молочая блестящего (молочая Миля), который в народе частенько называют «кровь Христа», «венец Христа» или просто «терновый венец».
Во времена Иисуса молочай рос в окрестностях Иерусалима. Колючий цветущий кустарник с белыми побегами чем-то похож на кактус. Возможно, именно он в Библии фигурирует как белый терновник. Сегодня он числится комнатным растением, но в дикой природе по-прежнему растёт до двух метров, образуя непроходимые заросли.
У молочая Миля прекрасные цветы. Сплести из него венец не составляет труда. Если венец Христа и в самом деле был сделан из молочая, то выглядел он красиво, только шипы – длинные, острые и твёрдые – очень больно ранят.
Митра как орудие пытки
Итак, точного ответа нет. Однако сам венец был, и именно с шипами.
На Туринской плащанице их острота очевидна и ужасна: на лбу Христа было 13 ран, ещё 20 отпечаталось на затылке. Видны следы около 30 ручейков крови, причём и артериальной, и венозной, разной плотности и однородности.
Исследователи сделали вывод: венец Христа вовсе не был венцом. Он представлял собой плетёную колючую шапку в форме митры, покрывавшую всю голову. И шипы на ней были семисантиметровые.
Кто мог сплести такое голыми руками – непонятно. Такую шапку даже в руках держать больно. Скорее всего, легионеры накинули её на голову Христа, подцепив мечами.
Общая же картина ран на голове подтверждает факт из Библии: «короновав» Христа, его били. И не просто, а по голове, на которую была нахлобучена терновая митра, и с каждым ударом её шипы проникали глубоко внутрь.
- Марина Сотникова
- Фото © Shutterstock.com
- Целиком эту статью можно прочитать в журнале «Чудеса и приключения» №1/2020
Икона Иисуса Христа – история, значение, как и в чем помогает, как молиться
В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится Терновый венец Иисуса Христа – терновник с острыми шипами был возложен на голову Спасителя, усугубляя Его мучения.
Образ Иисуса Христа с терновым венцом – образ страдания, ведь венец был «шутовским» коронованием и являлся орудием пытки. Но это и предмет почитания и надежды. Почему – вы узнаете в этой статье.
Самые распространенные образы
Первая икона, согласно преданию, была именно ликом Спасителя — он чудесным образом запечатлелся на полотенце, которым отерся Христос. Сегодня это изображение известно как Спас Нерукотворный. Неважно, какая именно икона Христа Спасителя будет находиться в доме. Главное, чтобы хозяева расположили ее на самом почетном месте среди остальных образов.
- В католичестве есть собственная версия происхождения первой иконы Спасителя Иисуса Христа. Во время крестного пути благочестивая женщина Вероника подала страдальцу платок, чтобы Он смог отереть кровь с лица. На ткани остался отпечаток. Так появился «Плат Вероники». В отличие от православной версии, на нем присутствует терновый венец. Сейчас реликвия хранится в Риме.
Существует мнение, что оба варианта нерукотворной иконы восходят к Туринской плащанице, которая просто хранилась в свернутом виде, и так побывала в разных городах. В православной церкви распространены также следующие иконы:
Изучаем церковные термины: пресвитер – кто это такой
- Спас Вседержитель — Христос изображен по пояс, в левой руке — Книга;
- Спас в силах — в белых одеждах восседает на троне;
- Эммануил — Спаситель в возрасте отрока (подростка);
- Архиерей Великий — Иисус в облачении архиерея;
- Благое Молчание — Спаситель в виде Ангела, до земного воплощения. Встречается редко, хотя существует с 15 в.
Все эти иконы — канонические, перед ними можно читать любые молитвы Господу, Святому Духу, Богу Отцу.
Где хранится терновый венец Иисуса Христа
Одна из величайших святынь христианского мира находится в красивейшем месте. Славный город Париж хранит святыню в великолепном готическом Соборе парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари).
Не многие знают, что кроме знаменитых витражей и химер, скрытая от посторонних глаз, здесь находится святыня такой величины, что перед ней меркнут все достижения поистине шедеврального готического искусства.
Что и говорить, даже не все парижане знают об этом.
До X века Терновый венец Христа, как и большинство христианских святынь, хранился в Константинополе. После захвата латинянами он оказался в венецианском банке.
В 1238 году король Людовик IX выкупил святыню из банка, куда ее поместил под залог латинский завоеватель Византии Балдуин II, за половину годового дохода всей Франции – 135 тысяч ливров.
Он встретил Венец за 40 км от Парижа и, сняв королевские регалии и обувь, нес ее на плечах. За его любовь к Богу Людовика IX прозвали Святым.
Во время революции святыню, пытаясь спасти от обезумевшего Парижа, разрезали на три части. Все они уцелели. Венец помещен в футляр из хрусталя с золотым орнаментом, по уровню разрезов находятся непрозрачные скобы.
О чем рассказывает икона
Обращая свой взор на изображение Христа, надо помнить, что икона не может вместить Бога целиком. Она лишь образ, причем только земного воплощения. Божественная сущность не может быть постигнута человеком. Как муравей не может полностью осознать окружающий мир, а только ту часть, которую способен воспринять.
Описания внешности Спасителя встречаются у древних историков, но в иконах им не следуют дословно, хотя общие черты остаются узнаваемыми. В иконографии сложилась традиция изображать святой Лик по правилам золотого сечения. Классический русский вариант — Новгородский Спас. Существуют общие правила:
- Нимб в форме креста — состоит из 9 перекладин, по количеству ангельских чинов.
- Выразительные глаза, их размер больше обычного.
- Греческие буквы, сокращение одного из имен Бога — Сущий.
- Славянское сокращение имени Иисус Христос.
Дополнительными элементами могут быть платок (плат), слова молитвы, ангелы, святые.
Символика образов
Рыба. Согласно учению Нового Завета, рыба есть проповедь. Сам Господь сравнивает апостолов, которые ранее были рыбаками, с «ловцами человеков».
Царствие Небесное — это невод, закинутый в воду и захвативший рыб всяческого рода. В самом начале христианской эры люди носили на шее «амулеты» с изображением рыбок из камня и стекла. По этому условному символу христиане распознавали друг друга. Даже на стенах торговых лавок, на полу рыночной площади, везде, где случалось скопление людей, были начертаны рыбы.
Это служило знаком для странствующих христиан о том, где собираются единоверцы.
Агнец. В христианском мире агнец есть имя Иисуса как Мессии. Изображение Агнца — тайна Христовой смерти. Часто встречается изображение, где Агнец Божий стоит на небольшом холме, с которого стекают водные потоки. Холм — это Церковь, ручьи — символика четырех Евангелий.
Лоза винограда. Евангельский образ Христа — источника жизни для православного человека. Ветки винограда символизируют членов Церкви, а грозди, которые клюют птицы — символика Причастия. Ведь Сам Спаситель именовал себя виноградной лозой, Своего Отца — виноградарем, а учеников-апостолов — ветвями.
Крест. Восьмиконечное изображение распятия есть тот самый Крест, на котором был распят Спаситель человечества.
Иисус Христос Пантократор, с пророками и апостолам
Редкие иконы Христа
Очень известная икона находится в Храме Христа Спасителя, ее автором является Евграф Сорокин, выдающийся русский иконописец. Его Спас очень узнаваем — длинные волосы опускаются на плечи, глаза глубоко посажены, в их выражении можно заметить глубокую печаль. Хотя в большинстве храмов предпочитают использовать все же более классические образы византийского письма.
В иконографии Христа существуют совместные иконы Спасителя и Божией Матери. Они рассказывают о тяжелейшем моменте — погребении Христа.
Богородица прижимает к себе тело Сына, уже погруженного в гроб, глаза его закрыты, руки сложены на груди. Образ напоминает о том дне, когда грядущее Воскресение было еще впереди, и немногие в него верили.
Композиция легко узнаваема, хотя многие детали на ней могут меняться, даже положение тела Христа.
Весьма редким является также образ «Христос во гробе» — тело Спасителя покоится на каменном ложе, как принято было хоронить у иудеев. Иисус лежит на спине, в белых пеленах, на теле могут изображаться раны (на руках и ребре). Подобные иконы должны напоминать о цене, которой был искуплен весь род человеческий.
В чем помогает икона иисуса христа спасителя
Образ Иисуса Христа – центральный в любом храме или домашнем иконостасе.
Любая икона Иисуса Христа Спасителя обладает огромной силой, если молитва перед ней возносится от чистого сердца, с искренней верой.
В этом, по сути, заключается значение каждой иконы: не икона отвечает на наши молитвы, а святой, изображенный на ней, который предстательствует пред Господом за наши нужды.
Поэтому не имеет особого значения, будут ли это лики Иисуса Христа на иконах прошлого века, которые сегодня являются предметами антиквариата и высоко ценятся, или небольшие иконы, приобретенные в церковной лавке, – силу имеет не сама икона, а тот, кому она посвящена.
Известно, какой популярностью пользуются среди верующих и как помогают намоленные иконы, то есть иконы, как бы впитавшие в себя истовые молитвы, возносившиеся перед ними многими людьми. Иконе Спасителя можно молиться о любых своих нуждах, но не забывать при этом ежедневно читать главную молитву – «Отче наш».
Молитва помогает укрепиться в вере, преодолеть отчаяние, принять верное решение и следовать по праведному пути.
На иконах двунадесятых, то есть основных православных праздников изображены различные эпизоды земной жизни Спасителя, от Рождества до Распятия, а также связанные с Богородицей и Святой Троицей, поэтому празднование каждой иконы совпадает с соответствующим двунадесятым праздником.
Значение иконы Христа Спасителя
Значение иконы Спасителя — напоминать о том, что Он по сей день является Богом Живым, а не книжным персонажем древних сказаний. Поэтому каждый христианин обязан установить с Ним личные отношения. Делается это при помощи молитвы. Для этого и предназначены образы — чтобы помочь человеку отвлечься от дневной суеты, вспомнить о главном.
В земной жизни человека ждет много проблем, болезней, горестей. Такова его судьба после того, как первые люди потеряли райские обители. Икона Спасителя помогает верующим вспомнить, что у них есть надежный помощник, верный и преданный — Иисус. К Нему можно обратиться в любой беде, покаяться, попросить сил, здоровья. Также чтобы лучше понять Бога, необходимо читать, изучать Священное Писание.
- Икона Трилетствующая
- Икона Божией Матери Спорительница хлебов — смотрите здесь
- Икона Рождество Христово —
Правильная молитва должна приносить душе умиротворение, уверенность в том, что все будет хорошо. Если осталось ощущение беспокойства — следует попросить совета у более опытного в духовных делах священника.
Спаситель в терновом венце: икона
Икона Спасителя в терновом венце пришла в православную культуру из католической церкви, где это изображение было очень популярным и начало распространяться еще в 13 веке, сразу после покупки Людовиком IX.
В русской иконографии образ появляется после реформ Петра I и усиливается в 19 веке. У христиан пользуется популярностью эмоциональный портрет Христа в венце «Се человек», написанный Гвидо Рени в 17 веке. На нем Христос изображен с поднятой чуть наклоненной головой, с закатившимся взором.
Изображение передает момент физической боли, телесных страданий Спасителя.
Терновый венец Иисуса Христа напоминает нам каждый раз о том, как мы можем помочь себе быть снисходительней по отношению к другим людям. Ведь стоит только задуматься над глубиной пережитого Спасителем и смыслом всех этих страданий, как становится очевидным – христианство не может быть выдумано. Это просто нельзя придумать.
Невинный взял на себя все раны мира, чтобы искупить виновных. Безгрешный пришел на землю, чтобы искупить от греха и смерти. Вся современная культура, известные нам ценности, понятие свободы, человеческого достоинства – все, что дорого для современного прогрессивного человека – все это родилось из христианства.
Как часто мы вспоминаем об этом?
Молитва 1-я ко Господу Иисусу Христу
О, Владыко, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Премногия благости Твоея, нас ради человек и нашего ради спасения в плоть оболкийся и распныйся и погребыйся, и Твоею Кровию обновивый растлевшее естество наше, приими мое покаяние во грехах и услыши глаголы моя: согрешила, Господи, на небо и пред Тобою, словом, делом, душею и телом, и мыслию ума моего, заповеди Твоя преступила, не послушала повеления Твоего, прогневала Благость Твою, Боже мой, но яко творение Твое есть, не отчаяваюся во спасении, но к безмерному Твоему Благоутробию дерзая прихожду и молюся Тебе: Господи! в покаянии даждь ми сокрушенное сердце и приими мя молящуюся и даждь ми мысль благую, даждь ми помысл исповедания грехов моих, даждь ми слезы умиления, Господи, даждь ми по благодати Твоея положити начало благое. Помилуй мя, Боже, помилуй мя, падшую, и помяни мя, грешную рабу Твою, во Царствии Твоем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Моление перед образами Христа
Каждый верующий христианин должен знать, в чем помогает икона Иисуса Христа:
- в исцелении от тяжелых, смертельных болезней;
- в любой беде, в сложных жизненных ситуациях;
- дарует помощь в указании верного пути в жизни;
- помогает в принятии серьезных, судьбоносных решений;
- избавляет от глупых и грешных мыслей, тревог;
- укрепляет физические и духовные силы;
- оберегает от нашествия диавольской силы;
- ограждает от влияния злых, завистливых и хитрых людей;
- дарует мир и покой в доме.
Когда помогает икона Спасителя? Помощь Свыше является тем людям, кто обращается за помощью к Творцу с верой чистой и глубокой, кто не избегает покаяния во грехах и тем, делом чьей жизни является Спасение и жизнь вечная. Таким христианам Господь всегда протянет Свою Руку помощи.
Старинная икона