Протестантизм это нетрадиционное христианство

Протестантизм это нетрадиционное христианство

Как известно, в христианстве существует три направления: католичество (представленное католической церковью), православие (представлено, соответственно, православной церковью) и протестантизм. Церковь, исповедующая последнее направление христианства, получила название протестантской.

Церковь «Благая весть онлайн» относится к протестантскому направлению христианства. 

Откуда появилось название «протестант»? 

Существует несколько версий ответа на этот вопрос. Основная версия – историческая. В 1526 году Первый Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 года отменил это постановление.

В ответ на это шестью князьями и четырнадцатью свободными городами Священной Римской империи на рейхстаге в Германии был подан так называемый «шпейерский протест».

По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название «протестантов», а возникшие в результате Реформации конфессии — «протестантскими».

 Особенности протестантской церкви

В чём суть протестантской церкви, и чем она отличается от двух других христианских церквей?

Прежде всего, отметим, что протестантская церковь – это самая настоящая церковь. У неё есть все признаки и характеристики церкви. Помимо этого, время и история доказали, что протестанты – это не каприз эпохи Средневековья, а христианская церковь, занявшая своё уникальное место в истории христианства.

Протестантизм возник в Европе в 1-й половине XVI в. как оппозиция установлениям и практике Римско-католической церкви.

Процесс преобразования церковной практики принято называть «Реформацией», или «воссозданием».

Идеалом Реформации было возвращение к апостольскому христианству с его первоначальными христианскими принципами, от которых, по мнению идеологов Реформации, Римско-католическая церковь отошла.

Возглавил движение по возвращению Церкви к апостольскому христианству священник Мартин Лютер.

Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось 17 октября 1517 года, когда он обнародовал 95 тезисов с критикой учения католической церкви о торговле индульгенциями, чистилища, молитв за умерших и спасения заслугами святых.

Среди прочего, им были отвергнуты папская власть, особая благодатность священства и его посредничество в спасении людей, церковная обрядовость и подчинённость Церкви светской власти.

Основы вероучения протестантской церкви

Во что, кроме базовых общехристианских постулатов, верят протестанты? Протестантское богословие включает в себя такие понятия, как необходимость оправдания верой, всеобщее священство, исключительный авторитет Библии, полная греховность человека и возможность спасения только по Божьей благодати. Богословским итогом Реформации — в противопоставлении учению Римско-католической церкви того времени – стали классические для протестантизма принципы Quinque Sola («только пять») — пять латинских тезисов, за которым стоят фундаментальные постулаты Реформации. Вот они:

  • Sola Scripture («только Писание»): Библия является единственным боговдохновенным и подлинным Божьим Словом, единственным источником христианских доктрин, ясным и способным истолковать само себя.
  • Sola Fide («только верой»): Прощение грехов можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам.
  • Sola Gratia («только благодатью»): Спасение приходит только посредством Божьей благодати, как незаслуженно явленной милости, явленной Богом грешнику ради Иисуса, но не как нечто заслуженное грешником.
  • Solus Christus («только Христос»): Иисус является единственным посредником между Богом и человеком; спасение возможно только через веру в Него.
  • Soli Deo Gloria («только Богу слава»): человек должен почитать только Бога и поклоняться только Ему, поскольку спасение даруется только и единственно через Его волю и действия — не только дар искупления Иисуса на Кресте, но также дар веры в это искупление, рождённой в сердцах верующих Святым Духом.

Какие деноминации считаются протестантскими?

В ходе исторического и богословского развития в протестантизме возникли и закрепились следующие базовые течения: лютеранство (от фамилии «Лютер»), цвинглианство (от фамилии «Цвингли»), кальвинизм (от фамилии «Кальвин»), анабаптизм, меннонитство и англиканство.

В дальнейшем внутри некоторых основных течений возник ряд других – таких, как: Евангельские христиане, баптисты, адвентисты седьмого дня, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения, харизматы и др.

Преимущества и особенность протестантской церкви «Благая весть онлайн»

Церковь «Благая весть онлайн», как протестантская церковь, не только придерживается пяти вышеназванных истин, но и распространяет их в своих евангелизационных мероприятиях, проповедях, учении и публикациях. Каждый посетитель церкви сайта, социальных сетей или подписчик рассылок церкви «Благая весть онлайн», открыто узнаёт об этом.

По своей деноминационной принадлежности церковь «Благая весть онлайн» относится к протестантизму, в частности, христианам веры евангельской (пятидесятников).

Мы служим людям онлайн, поэтому для нас не важно, в какой стране или в каком городе Вы проживаете.

Наши богослужения смотрят в России, Украине, странах СНГ (Беларусь, Казахстан, Молдова, Армения, Кыргызстан), в странах Европы (Германия, Латвия, Эстония), а также русскоязычные зрители в США и Канаде.

Подробнее об этом читайте в публикации «Что такое «евангельская церковь».

Протестантизм это нетрадиционное христианство

Зародился Протестантизм в начале XVI в Германии.

Католический монах и богослов Мартин Лютер высказал недовольство действиями Римско-Католической Церкви, в первую очередь широкой продажей индульгенции — документа, за определенную плату отпускающего грехи или отменяющего действие наложенной на человека ранее епитимьи. Свою критику Мартин Лютер изложил в документе “95 тезисов против продажи индульгенции (1517год)”.

Данные тезисы получили широкую огласку и распространение в германских землях. Требование церковных властей отречься от своих идей Лютер отверг, в результате его отлучили от Католической Церкви и признали еретиком. Но при этом он сумел заручиться доверием у многих католиков, также недовольных действиями священства и трактовкой Священного Писания Римским Папой и ватиканскими богословами.

Как появились протестанты? В результате действий Лютера и начавшегося обсуждения его идей образовалось крупное антикатолическое движение, распространившееся на большую часть Германии.

А 1526 году 6 германских князей и 14 городов подали “Шпейерский протест” на документ, в котором Мартин Лютер признавался еретиком.

От название этого протеста религиозное антикатолическое движение получило название “протестантизм”.

Кто такие протестанты

В шестнадцатом веке в Западной Европе произошло отделение значительной части верующих от Римско-католической церкви. Данное событие в историографии носит название «реформация». Таким образом, протестанты — это часть христиан, которые не согласны с католическими принципами богослужения и некоторыми вопросами теологии.

Далее мы разберемся в отличии протестантизма от таких направлений, как православие и католицизм. А пока стоит немного углубиться в историю этого течения.

  Для чего верующие посещают Литургию и Всенощное бдение?

Средневековье в Западной Европе оказалось таким периодом, когда общество попало в тотальную зависимость не столько от светских правителей, сколько от церкви.

Практически ни один вопрос не решался без участия священника, будь то свадьба или бытовые проблемы.

Вплетаясь все больше в социальную жизнь, католические святые отцы накапливали несметные богатства. Кричащая роскошь и двойные стандарты, практикуемые монахами, отвращали от них общество. Росло недовольство из-за того, что многие вопросы запрещались или решались с принудительным вмешательством священников.

Именно в этой ситуации и появилась возможность у Мартина Лютера стать услышанным. Это немецкий теолог и священник. Будучи членом ордена августинцев, он постоянно наблюдал развращенность католического клира. Однажды, по его словам, снизошло озарение об истинном пути правоверного христианина.

Результатом стали «Девяносто пять тезисов», которые Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге в 1517 году, а также выступление против продажи индульгенций.

Основу протестантизма составляет принцип «sola fide» (только с помощью веры). Он гласит, что никто на свете не может помочь человеку спастись, кроме него самого. Таким образом, отметается институт священников, продажа индульгенций, стремление к обогащению и власти со стороны служителей церкви.

Давайте далее остановимся подробнее на теологических различиях трех направлений христианства.

Вероучение протестантизма

  • По итогом Реформации (такое название получил процесс отделение протестантизма от католичества) были составлены основные тезисы нового религиозного движения:
  • – Библия является единственной духовной книгой Священного Писания, а Священное Предание Православия и Католицизма считают ересью и ложью. Соответственно трактуется Библия только на основании своих умозаключений, не опираясь на мнения Святых Отцов Церкви;
  • – грехи прощаются человеку только на основании его веры в Бога, дела и поступки не имеют к прощению непосредственного отношения;
  • – спастись человек может только по милости Бога, его усилия, добрые дела и поступки не не играют существенной роли в деле спасения души;
  • – Иисус как Богочеловек является связующим звеном между Богом и человеком, никаких посредников в виде священнослужителей для этого общения не требуется;
  • – верующий христианин не должен почитать святых и Богородицу, только Бог заслуживает почитания и поклонения, только к Нему можно обращаться с молитвами.
  • Этими основными тезисами отличаются протестанты от католиков.

Отличие католиков от протестатов

Несмотря на то что протестанты — это выходцы католицизма, между этими двумя религиями есть существенные отличия. Так, в католицизме считается, что жертва Христа искупила все грехи всех людей, а протестанты, впрочем, как и православные, полагают, что человек изначально грешен и одной крови, пролитой Иисусом, недостаточно для искупления грехов.

Человек должен замаливать свои грехи. Отсюда и отличие в устроении храмов. У католиков алтарь открыт, каждый может увидеть престол, у протестантов и православных в храмах алтарь закрыт.

Вот еще, чем католики отличаются от протестантов — общение с Богом у протестантов происходит без посредника — священника, а у католиков священники обязательны для посредничества между человеком и Богом.

  Предсказания монаха Авеля о будущем России в XXI веке

У католиков на земле есть представитель самого Иисуса, по крайней мере, у них так принято считать, — это Папа Римский. Он — личность непогрешимая для всех католиков. Папа Римский находится в Ватикане — едином центральном органе управления всеми в мире католическими Церквями.

Еще одно отличие католиков от протестантов заключается в отвержении протестантами представления католиков о чистилище. Как уже говорилось выше, протестанты отвергают иконы, святых, монастыри и монашество. Они полагают, что верующие святы сами по себе. Поэтому у протестантов нет различия между священником и прихожанином.

Священник-протестант подотчетен протестантской общине и не может ни исповедовать, ни причащать верующих. По сути, он просто проповедник, то есть читает проповеди для верующих. Но главное, чем католики отличаются от протестантов, это все же вопрос связи между Богом и человеком.

Читайте также:  Ругаться с покойником во сне: толкование ссоры с умершим

Протестанты полагают, что личной веры в Бога достаточно для спасения, а Благодать человек получает от Бога без участия Церкви.

Протестантизм это христианство, но не Православие

Протестанты и православные хоть и являются ветвями единой религии – христианства, но имеют существенные различия в догматах веры.

Главное отличие протестантов от православных это отсутствие главного Таинства – Причастия. Полагая, что Причастие является лишь символом и напоминанием о библейских событиях Нового Завета, а не Таинством, установленным Самим Спасителем для спасения души христианина.

Протестанты отвергают Священное предание. Тем самым противоречат изначальным христианским принципам, так как в посланиях апостола Павла говорится: “Стойте и держитесь предания, которым вы научены или словом или посланием нашим” (2 Фес.; 2,15)

Православные христиане руководствуются толкованием Святых Отцов Церкви, чтобы избежать искажения в трактовке текста и не впасть в ересь. Из-за самовольной трактовки Библии Протестантизм разделился на тысячи отдельных течений, не сохранив внутреннего единства.

Протестанты не признают священноначалия и не верят, что через священников может действовать Бог. У протестантов вместо священников существуют пасторы, которые решают административные вопросы общины и произносят проповеди.

Отличительные черты протестантов

Протестанты не признают почитания святых и икон, считая это проявлением идолопоклонства. Православные почитаю святых, которые подают пример истинной любви и служения Богу и людям. Православные христиане с почтением относятся к иконам как к образу Бога, Богородицы и святых угодников.

У протестантов нет обязательных постов, но они могут добровольно ограничивать себя в пище. Православные христиане традиционно постятся в течение установленных Церковью постов, ограничивая себя в пище и развлечениях.

У протестантов нет монашества. Сам Мартин Лютер, принявший постриг в Католической Церкви, впоследствии женился на бывшей монахине, тем самым отвергая иноческие обеты.

Протестанты придерживаются мнения, что для спасения души достаточно одного лишь признания Иисуса Христа Спасителем. Православные христиане считают необходимым добрыми делами и аскетикой показывать свою веру, основываясь на слова Спасителя: “Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного!(Мф. 7,21).

Сравнение

Внутренняя организация церкви

В православии существует территориальное деление на поместные церкви, которые, однако, не имеют существенных отличий в богослужебных вопросах. В протестантизме существует либо централизация, как в лютеранстве или англиканстве, либо полная независимость общин друг от друга, как в баптизме. Церковь – невидимое духовное сообщество людей.

Православное белое духовенство вступает в брак, но при условии, что произойти это должно до принятия священства. Монахи соблюдают обет безбрачия. Священниками могут быть исключительно мужчины. В протестантизме нет особых условий вступления в брак духовенства. Они те же, что и для обычных граждан. В некоторых направлениях допускается служение женщин в священническом сане.

В православии распространено монашество. В протестантизме его нет.

Монашество в православии

  Кто такие католики. Как крестятся католики. Пост у католиков

В православии крестятся и дети, и взрослые. Детям обязательно выбираются крестные мать и отец. При крещении взрослых присутствие восприемников не обязательно. В протестантизме крещение совершается только над взрослыми людьми.

Вероучение

Высший авторитет в вопросах православной веры – Священное Писание и Священное Предание. Кроме этого, Символ Веры, правила и решения Семи Вселенских Соборов, многовековая практика Церкви.

Безусловный авторитет в протестантизме – Священное Писание. В православии сам человек не имеет права толковать Священные Книги.

В большинстве направлений протестантизма крайний индивидуализм в этом вопросе вполне приемлем.

В православии глубоко почитание Пресвятой Богородицы. Она, по учению Церкви, лишена любого, даже первородного греха. Многие молитвы православных обращены именно к Богородице. В протестантизме Она всего лишь совершенная женщина.

Знамение Пресвятой Богородицы

В православии Таинств семь: крещение, миропомазание, причащение, елеосвященство, покаяние, брак, священство. В протестантизме таинств два – крещение и причащение. У квакеров и анабаптистов нет даже их.

В православии существует учение о посмертных мытарствах души, то есть о страданиях ее за совершенные при жизни грехи. Православные молятся о своих умерших. Протестантизм такое учение отвергает. Принимается только вера в Страшный Суд.

Церковная практика

Причащение священства и мирян совершается на квасном (дрожжевом) хлебе. Под видом хлеба человек принимает Тело Христово, а под видом вина – Его Кровь. В протестантизме причащение совершается только хлебом, причем, вид его не имеет значения.

Исповедь в присутствии священника обязательна в православии. В самых исключительных случаях допускается прямая исповедь перед Богом. Протестанты считают, что не должно быть посредника между Богом и человеком и используют прямое покаяние.

Богослужение

Главное богослужение в православии – Божественная Литургия. В протестантизме используются различные формы собраний верующих и какой-то особой, одинаковой для всех, не существует.

В православии почитаются иконы, крест и мощи святых. Протестантизм, за малым исключением, это отвергает.

Основные течения протестантизма

К протестантизму относят себя более тысячи различных направлений, значительно отличающиеся друг от друга догматам веры. Перечислим основные течения.

Лютеранство

Лютеранство. Течение в протестантизме, основанное самим Мартином Лютером по его 5 главным тезисам веры.

Англиканство

Англиканство это одно из направлений христианства, возникшее в ходе английской реформации. Нечто среднее между католицизмом и протестантизмом.

Кальвинизм

Кальвинизм. Основан французским проповедником и теологом Жаном Кальвином. Приверженцы этого религиозного течения придерживаются мнения, что по воле Божией человек должен быть здоровым, успешным и процветающим. В свою очередь болезни и бедность являются следствием греха и свидетельством наказания человека за нарушение Божьей воли.

Адвентисты

Адвентисты. Основой для проповеди служит утверждение о скором времени Второго Пришествия Спасителя.

Баптисты

Баптисты. Одним из главных принципов вероучения является крещение в сознательном возрасте. Младенцев, не способных самостоятельно осознать и исповедовать основные догматы, крестить запрещается.

Пятидесятники

Пятидесятники. Главной религиозной идеей пятидесятников считается крещение Святым Духом.

Пятидесятники приравнивают крещение Святым Духом к событию, произошедшему с апостолами на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа, когда Дух Святой сошел на них и они стали проповедовать на разных языках. Этот день называется Пятидесятницей, отсюда и произошло название религиозного течения “пятидесятничество”.

Евангелисты

Евангельские христиане. Делают акцент на личном духовном возрождении и развитии, уделяя внимание личной этике. Считают спасение души свершившимся по факту веры в Христа. Основной своей практической задачей считают проповедь Евангелия.

“Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа” (святитель Феофан Затворник).

Читайте нас удобно в соцсетях:

Протестантизм: суть вероучения, межцерковные связи, проблемы

Протестантизм: суть вероучения, межцерковные связи, проблемыВ России само существование евангельских церквей становится проблемой. Поборники почвенничества и агрессивного православия называют их сектами, нетрадиционными и неисторическими конфессиями.

При этом сами евангельские верующие своим социальными служением на деле доказывают патриотизм и гражданскую ответственность, а также искренне стремятся к диалогу и общению с православными церквами. Предлагаем вашему вниманию выступление Олега Алексеева, пастора Первой баптистской церкви г.

Воронежа, на публичных слушаниях в областной думе (апрель, 2008).

Протестантизм в России – это собирательное название христианских церквей евангельской направленности.

В частности – это адвентисты седьмого дня, евангельские христиане-баптисты, лютеране, методисты, пресвитериане и христиане веры евангельской (пятидесятники).

Возникновение евангельских церквей обусловлено закономерными историческими событиями конца XVIII – первой половины XIX столетий. Ключевым из них стало издание Библии в синодальном переводе. В 1862 году было положено начало периодическим изданиям синодального перевода Нового Завета, а в 1876 году – полной Библии, которыми до сего времени пользуется русскоговорящее население России.

Ко времени евангельского движения в России народы, населявшие ее, были по преимуществу православными. Православие породило в русском народе великое богоискательство, какого не знал и не знает ни один народ мира. Первых евангелистов так и называли: православные, живущие по Евангелию.

Подтверждением тому служит тот факт, что и до сего дня, большинство протестантов в России вместе с православными празднуют Пасху и восемь из двунадесятых праздников по юлианскому календарю. Здесь следует отметить, что поначалу они не хотели выходить из православия.

Но когда их жизнь изменилась коренным образом, то возникла необходимость начать новый уклад религиозных служений.

С благодарностью мы отмечаем заслуги православной церкви в деле сохранения Священного Писания для народа, и в том, что она сделала его доступным каждому читающему.

Протестантское движение в России имело глубокие национальные корни. Оно было подготовлено многими предшественниками. Оно не случайное и не привнесенное. Оно – библейское. Непосредственными предшественниками протестантов были молокане.

Молоканство можно назвать мистико-рационалистическим направлением в развитии русской религиозной жизни.

Читайте также:  Как прощаться с покойником у гроба правильно

Молокане близко подошли к центральной теме евангельского благовестия, но остановились перед ней: они и не помышляли о «новом человеке», рожденном от Слова Божия и Духа Святого (Еф. 4:24).

Но они явились благодатной «почвой» для проповеди протестантов. Именно с них начнется евангельское движение в России, и именно из их числа выдвинутся первые протестантские руководители.

Каковы основные принципы протестантского вероучения?

Протестанты исповедуют любовь к Библии, как к Божьему Слову, ее абсолютный авторитет, а также постоянство в изучении и применении Библейских истин. Применение Божьего Слова направляет людей на созидательную деятельность, а сама Библия несет в себе созидательный потенциал и основу для перемены человека к лучшей нравственной жизни.

Протестанты исповедуют Никейский символ веры: исповедуют Иисуса Христа как Бога и Человека, и Спасителя души; разделяют Библейское учение о Триедином Боге, веруют в бессмертие души и воскресение тела. Протестанты в Воронеже не соглашаются с модернистским богословием, идущим с Запада, умаляющим Божественное достоинство Иисуса Христа. Мы также не соглашаемся с любыми искажениями Библии. 

Протестанты учат, что наиболее убедительным аргументом истинной веры может быть только личный пример благочестивой и добродетельной жизни. Мы признаем право каждого человека на свободу выбора и отрицаем всякие методы принуждения и насилия над личностью в духовно-воспитательном процессе.

Протестанты исповедуют законопослушность, но при этом – отделение церкви от государства. Протестанты – противники конфронтации в любой форме и никогда ее не искали.

Учение протестантских церквей направляет верующих на путь спасения и служение конкретному человеку, формируя активную жизненную позицию.

Эта позиция выражается в здоровом образе жизни, в неприятии пьянства, разврата и других пороков, в честном и добросовестном отношении к труду, в уважении к государству и властям, поставленных Богом, в социальном служении нуждающимся людям, а также в воспитании добрых братских отношений – словом то, к чему призывает нас Евангелие.

Протестантские церкви на практике осуществляют социальное служение в детских домах, среди малообеспеченных и социально незащищенных категорий населения, в тюрьмах. Нами активно проводятся программы реабилитации алкоголиков,  наркоманов, преступников, которые возвращают их к нормальной жизни, делают полезными для общества.

Предметом особой заботы и внимания протестантов является подростающее поколение: дети и молодежь.

Для них постоянно работают воскресные школы, организовываются молодежные хоры, музыкальные ансамбли, группы театрального служения, группы по изучению Библии, Библейские школы и семинарии, детские оздоровительные лагеря с христианской программой, проводится профилактика наркомании, СПИДа и абортов.

Протестантскими церквами накоплен положительный опыт социального служения, которое является их вкладом в оздоровление и развитие общества. Наше социальное служение отмечено правительственной наградой и многими благодарностями от Администрации Воронежской области и города.

В словах и действиях протестантских церквей государство может видеть дружественный настрой и желание процветания нашему российскому обществу, неотъемлемой частью которого они являются.

Каждое течение в протестантизме – это организационная структура, имеющая определенный порядок. Большинство протестантских церквей имеют государственную регистрацию в Минюсте.

Баптистские и пятидесятнические поместные церкви в организационном плане полностью сохраняют свою автономность. Решение принимает высший орган управления церковью – членское собрание.

Методисты, хотя и имеют епископальную структуру, но руководствуются своим российским уставом и создают свою церковь с российским лицом.

Остальные конфессии при некоторых вероучительных различиях роднятся схожими принципами управления, но также активно участвуют в созидательном труде на благо нашему обществу.

Русские протестантские общины исстари были открыты для христианского сотрудничества с единоверцами из-за рубежа. Братские международные контакты расширяли духовный горизонт верующих без потери собственного самобытного лица.

В целом русский протестантизм представляет собой своеобразное явление в истории мирового христианства – органичное сочетание Западной и Восточной религиозной культуры. Как любая христианская церковь, протестантские церкви развивают связи с христианскими церквами как своих, так и других деноминаций, в том числе зарубежных.

Они обмениваются делегациями, участвуют в международных конгрессах, конференциях и других мероприятиях. При этом они остаются независимыми, свободными от постороннего контроля.

Жертвенность – вот одна из главных наших ценностей, и служение протестантских церквей отличается верой и делами. При любых внешних условиях жизни протестанты остаются достойными высокого звания христианина, способными и готовыми на любое доброе дело.

Это наше призвание. Поэтому основная проблема российского протестантизма – недостаток у общества ясной и понятной информации о целях и деятельности протестантов в России. По этой причине христиане часто встречают непонимание со стороны государства и общества.

Установление открытого и четкого диалога между христианскими деноминациями и органами власти позволит снять множество вопросов организации и деятельности наших церквей на территории Воронежской области, которые заинтересованы действовать исключительно в рамках российского законодательства.

Межконфессиональность, существующая в России, является ценным духовным ресурсом. Она позволяет совместными усилиями охватить как можно больше направлений социального служения нашему обществу.

Чтобы явить миру любовь, как принцип отношений, необходимо признание религиозной свободы каждого человека и ценности христианского многообразия. Что подтверждается Священным Писанием: «…если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.

Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (Фил. 3:15-16) и, не почитая себя достигшими, забывая заднее, простираемся вперед (Фил. 3:13).

Негативные явления разделения и осуждения другу друга действительно имели место в протестантских церквах в прошлом, что говорило об их духовной незрелости. Сегодня многое изменилось. Добрые отношения и желание служить друг другу дарами, полученными от Бога, не ища похвалы, сделали возможным близкое общение и совместный труд.

В нашем городе между христианами сложилась добрая атмосфера, которая сделала возможным совместно участвовать в созидательном социальном труде.

При содействии и поддержке Межконфессионального Совета Воронежской области христиане показывали и показывают пример эффективности совместного сотрудничества в таких социальных проектах, как: показ фильма «Иисус», «Надежда есть», «Ощути силу перемен», «Время жить».

Общим результатом уже завершенных проектов были многочисленные положительные отзывы жителей города Воронежа и области.

Сегодня протестанты Воронежской области продолжают совершать молитвы за всех россиян. Будучи гражданами одной страны, представители протестантских деноминаций совместно с православными христианами и другими христианскими конфессиями г.Воронежа и области намерены и в дальнейшем приносить пользу российскому обществу.

Протестанты: во что они верят и как в них разобраться?

О чем речь? Протестантизм — одно из трех основных направлений в христианстве, возникшее в XVI в. в ходе Реформации.

Сколько протестантов?

Протестантизм занимает второе место среди мировых течений христианства по численности последователей после католиков (свыше 600 млн чел.; по некоторым данным – около 800 млн чел.). В 92 странах протестантизм – крупнейшая христианская конфессия, в 49 из них протестанты составляют большинство населения. В России протестанты – около 1% населения (1,5 млн чел).

Откуда взялся термин?

Термин «протестанты» возник в Германии на Шпейерском рейхстаге 1529 г., на котором было предложено отменить решение предыдущего рейхстага о том, что князья и т.н.

имперские города имеют право выбирать вероисповедание до созыва общегерманского собора. Сторонники Реформации не согласились с этим и, составив протестный документ, покинули заседание. Подписавшие протест стали называться протестантами.

Впоследствии этот термин стал применяться ко всем последователям Реформации.

Во что верят протестанты?

В основе протестантизма лежат пять «только»:

  1. человек спасается только верой («только верой», sola fide)
  2. верить следует только в одного Посредника между Богом и человеком – Христа («только Христос», solus Christus);
  3. человек обретает веру в Него только через милость Божию («только благодать», sola gratia);
  4. добрые дела человек делает только по милости Божьей и только для Бога, поэтому вся слава должна принадлежать Ему («только Богу слава», soli Deo gloria);
  5. авторитетом в делах веры является только Священное Писание («только Писание», sola Scriptura).

Кого относят к протестантам?

Протестантизм, возникнув как совокупность различных течений, никогда не был единым. К его крупнейшим направлениям относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство, которые принято называть «классическим» протестантизмом или первой волной Реформации.

С ними связаны другие самостоятельные деноминации, возникшие в XVII-XIX вв. (вторая волна Реформации), которые отличаются друг от друга догматикой, культом и организацией: баптисты, квакеры, меннониты, методисты, адвентисты и др. Пятидесятничество, которое появилось в ХХ в.

, относят к третьей волне Реформации.

А кого не относят?

Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны), Общество христианской науки, Церковь Христа (Бостонское движение), которые генетически связаны с протестантизмом, но в своём идейном развитии далеко вышли за его рамки (как и христианства в целом), обычно относят к новым религиозным движениям.

Как разобраться с конфессиями, когда кто возник и во что верит?

Последовательно рассмотрим историю протестантизма. Выступив в 1517 в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, Лютер положил начало процессу Реформации и новой конфессии — лютеранству.

В дальнейшем учение Лютера об оправдании верой, ставшее краеугольным камнем протестантизма в целом, вызвало широкий резонанс в обществе и осуждение со стороны папства; в 1521 г. папской буллой Лютер был отлучён от церкви.

Особое отношение Лютера к Писанию (большим вкладом в культуру стал его перевод Библии на немецкий язык), особенно к новозаветным текстам как к главному авторитету послужило причиной именования его последователей евангелическими христианами (впоследствии этот термин стал синонимом слова «лютеране»).

Второй крупный центр Реформации возник в Швейцарии среди последователей цюрихского священника Ульриха Цвингли.

Доктрина Цвингли имела общие черты с лютеранством – опора на Писание, резкая критика схоластического богословия, принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства» (отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека, священство всех верующих).

Читайте также:  Терновый венок (венец) - история и значение

Главное отличие состояло в более рационалистичной трактовке Евхаристии и более последовательной критике церковных обрядов. С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии связаны с именем Жана Кальвина и его деятельностью в Женеве.

Последователи Кальвина и Цвингли стали называться кальвинистами. Главные положения учения Кальвина – учение о предопределении ко спасению и неразрывной связи государства и церкви.

Третье крупное направление протестантизма, англиканство, появилось в ходе реформационных преобразований в церкви Англии, начатых по инициативе короля Генриха VIII. Парламент в 1529–1536 гг. принял ряд документов, сформировавших независимую от Рима национальную церковь, с 1534 г. подчинённую королю.

Главным идеологом английской Реформации был архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер.

Проведение Реформации «сверху», компромиссный характер преобразований (сочетание положений католической церкви и Кальвина), сохранение церковной иерархии с апостольским преемством рукоположений позволяют считать англиканство самым умеренным протестантским течением. Англиканство в идейном плане делится на т.н.

высокую церковь (она выступает за сохранение дореформационного богослужения), низкую церковь (близкую к кальвинистам) и широкую церковь (выступает за христианское единство и дистанцируется от доктринальных споров). Англиканская церковь называется епископальной, как правило, за пределами Великобритании.

Со второй половины XVI в. расхождения в протестантской теории и практике послужили причиной образования различных течений в реформационном движении. В кальвинизме произошло разделение по принципу устройства общин на пресвитериан (управляемых выборной консисторией во главе с пресвитером) и конгрегационалистов (провозгласивших полную автономию общин).

Общины континентально-европейского происхождения, преимущественно французские, нидерландские и швейцарские, стали называться реформатскими. Реформатские церкви обычно признают централизованное управление, и у некоторых из них, в отличие от пресвитериан и конгрегационалистов, есть епископы.

В Англии появились пуритане, выступавшие за очищение англиканской церкви от католического наследия в духе идей Кальвина. Полемизировавший с Кальвином испанский богослов теолог Мигель Сервет стал одним из первых проповедников унитарианства – учения, отвергающего догмат о Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа. Во второй половине XVI в.

унитарианство распространилось в Польше, Литве, Венгрии, в XVII в. – в Англии, в XIX в. – в США.

Реформация нашла широкую поддержку всех слоёв европейского общества, представители низов получили возможность выразить социальный протест с апелляцией к библейским заповедям.

В Германии и швейцарском Цюрихе активную проповедь об утверждении социальной справедливости в обществе начали анабаптисты, вероучительными особенностями которых было требование крестить только взрослых и не брать в руки оружие.

Подвергшиеся жестоким гонениям и от католиков, и от «классических» протестантов анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию (гуттериты), позднее – в Северную Америку. Часть анабаптистов слилась с последователями т. н. Моравской церкви (последователей Яна Гуса, проповедника, жившего в XV в.) и в XVIII в.

образовали общину гернгутеров. Наиболее известная анабаптистская деноминация – меннонитство (1530), названная по имени её основателя голландского священника Менно Симонса, последователи которого эмигрировали в знак социального протеста. От меннонитов во второй половине XVII в. отделились амиши.

Под влиянием идей анабаптистов и меннонитов в середине XVII в. в Англии появилось квакерство, отличающееся учением о «внутреннем свете», необычной для XVII в. социальной этикой (отрицание социальной иерархии, рабства, пыток, смертной казни, бескомпромиссный пацифизм, веротерпимость).

Для протестантского богословия XVII–XVIII вв. характерна идея, что церковь должна состоять только из сознательно обращённых людей, переживших личную встречу со Христом и деятельное покаяние.

В «классическом» протестантизме выразителями этой идеи стали пиетисты (от слова pietas – «благочестие») в лютеранстве и арминиане (провозгласившие свободу воли) в кальвинизме. В конце XVII в.

в Германии из пиетистов в отдельную деноминацию выделилась закрытая община данкеров.

В 1609 г. в Голландии из группы английских пуритан образовалась община последователей Джона Смита – баптисты, заимствовавшие анабаптистское учение о крещении взрослых. Впоследствии баптисты разделились на «общих» и «частных». В 1639 г.

баптизм появился в Северной Америке и ныне является самой крупной протестантской деноминацией в США. Последователями баптизма являются известные проповедники и писатели: Чарльз Сперджен (1834–1892), Мартин Лютер Кинг, Билли Грэм (род. в 1918 г.

).

Главной особенностью методизма, возникшего из англиканства в Великобритании в нач. XVIII в.

, является учение об «освящении»: свободное обращение человека ко Христу проходит в два этапа: сначала Бог освящает человека праведностью Христа («оправдывающая благодать»), затем даёт ему дар святости («освящающая благодать»).

Методизм быстро распространился, прежде всего в США и в англоязычных странах, благодаря своеобразным формам проповеди – массовым богослужениям под открытым небом, институту странствующих проповедников, домашним группам, а также ежегодным конференциям всех служителей. В 1865 г.

в Великобритании на базе методизма появилась Армия Спасения, которая является международной благотворительной организацией. Из методизма также выделились Церковь Назарянина (1895 г.) и Уэслианская церковь (1968 г.), упрекавшие методизм в излишнем доктринальном либерализме.

Реформационные процессы затронули и православную Россию. В XVII–XVIII вв. среди русских появилось т.н. духовное христианство – христоверы (хлысты), духоборы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.).

Деноминация Плимутских братьев (дарбистов), появившаяся в Великобритании в 1820-е гг. из англиканства, придерживается доктрины, согласно которой история человечества делится на отд. периоды, в каждом из которых действует характерный для него закон Бога (диспенсационализм). В 1840-е гг. произошёл раскол на «открытых» и «закрытых» дарбистов.

Адвентизм появился в 1830-е гг. в США на основе толкования библейских текстов о Втором пришествии Иисуса Христа и возможности его точного вычисления. В 1863 г. создана организация самого крупного течения в адвентизме – Церковь адвентистов седьмого дня. Во время 1-й мировой войны выделились адвентисты-реформисты, недовольные частичным отказом адвентистов от пацифизма.

Адвентисты седьмого дня отличаются отрицанием бессмертия души и вечных мук (грешники будут просто уничтожены во время Страшного Суда), почитанием субботы как «седьмого дня» служения Богу, признанием восстановления дара пророчества и видений через основательницу церкви Элен Уайт, а также рядом пищевых запретов и предписанием здорового образа жизни («санитарная реформа»).

Отличительной особенностью Новоапостольской церкви, возникшей во второй половине XIX в. в Великобритании на основе общин т. н. ирвингиан (общины, отколовшейся от пресвитериан), является культ «апостолов» – руководителей церкви, чьё слово – такой же вероучительный авторитет, как Библия.

В XIX в. наметилась тенденция к объединению протестантских церквей. В англоязычном мире этому способствовал т.н. ривайвелизм – движение, призывавшее христиан к покаянию и личному обращению. Результатом стало появление Учеников Христа (Церкви Христа), т.н. евангеликов (Evangelicals) и объединённых церквей. Ученики Христа (Церковь Христа) появились в начале 1830-х гг.

в США из пресвитерианства. В эту деноминацию вошли протестанты, которые провозгласили полный отказ от любых догматов, символов и установлений, не указанных в Новом Завете. Ученики Христа допускают разномыслие даже по таким важным вопросам, как Троица, считая, что этот и многие другие догматы не разъяснены точно в Писании. Евангелики, появившиеся в США в XIX в.

, проповедуют внеденоминационное личное обращение, «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, веру в крестную жертву Христа и активное миссионерство. Консервативное крыло евангеликов создало диспенсационализм, либеральное – социальный евангелизм (изменение социальной реальности с целью приближения её к Царству Божьему).

На базе евангеликализма возник фундаментализм (название по серии брошюр «Фундаменталии», изданных в 1910–1915 гг.). Фундаменталисты настаивали на абсолютной достоверности общехристианских догматов и буквалистском прочтении Библии. Т.н. неоевангеликализм появился в 1940-х гг.

, объединив тех, кто критиковал либеральных евангеликов за нравственный релятивизм, а фундаментализм – за закрытость, и выступал за активную проповедь современными средствами. Неоевангеликализм породил в США т.н.

мегацеркви – церковные организации, в которых существует «центр» (главная церковь во главе с руководителем, которая вырабатывает стиль богослужения и проповеди, пособия для воскресных школ и социальной работы и т.д.) и «филиалы» (многочисленные церковные общины, находящиеся в прямом и жёстком подчинении «центру»).

В середине XIX–нач. XX вв. появились т.н. объединённые церкви в результате слияния разных протестантских деноминаций – лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др.

В большинстве случаев слияние происходило добровольно, иногда навязывалось государством. Объединительной основой этих церквей является их историческая причастность Реформации и вероучительная близость. В конце XIX в. появились т. н.

свободные церкви – протестантские общины, существующие независимо от государственных протестантских церквей.

Развитие богословия протестантизма в XX в. характеризуется идеями, что в церковь должны вернуться мистические дары древней церкви и что христианство нужно адаптировать к неевропейским культурам. Так, в начале XX в.

из методистской группы «Движение святости» образовалось пятидесятничество, которое характеризуется исключительную ролью в церкви Святого Духа, даром глоссолалии (произнесения специфических звуков, напоминающих неизвестные языки во время молитвы) и т.п. В 1960–70-х гг.

пятидесятничество получило новый импульс развития за счёт представителей христианских деноминаций, использующих пятидесятнические практики. Под влиянием т.н. пятидесятничества в XX в. возникли самобытные азиатские и африканские церкви, отличающиеся сочетанием христианских и языческих практик.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector