Похоронные традиции: рюмка и хлеб на ней

Женщины Лайфхаки Мужчины Религия Традиции Церковь

Какую бы жизнь ни прожил человек и какие бы поступки ни совершал, в Царстве Божьем мы все едины. Провожать в последний путь близких людей очень тяжело. Хочется ничего не упустить и сделать всё правильно, особенно если при жизни не успел.

Похоронные традиции: рюмка и хлеб на ней© DepositPhotos

Поминки после смерти

Сегодня многих людей интересует вопрос, как поминать усопшего, как лучше организовать застолье, раздавать ли калачи и платки и зачем закрывать зеркала в доме? Кто придумывает эти правила?

Редакция «Так Просто!» очень долго изучала христианские традиции в православной библиотеке. Но, посоветовавшись с священнослужителями, мы узнали, где истинное учение, а где языческая предохранительная магия.

Мы предлагаем тебе ознакомиться с советами по проведению похоронного обряда. Ведь поминовение умерших означает желание помочь душе человека и облегчить ее страдания.

Похоронные традиции: рюмка и хлеб на ней© DepositPhotos

Вокруг поминок много народных примет, которые стали традициями. Мы привыкли беспрекословно следовать им, пребывая в незнании и шоковом состоянии. Многих людей можно понять, ведь они надеются, что таким образом отгонят беды от своей семьи. Вот некоторые из популярных суеверий.

  1. На похоронах нельзя есть вилками.
  2. Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады.
  3. Все зеркала в доме, где находится покойник, нужно закрывать черной тканью.
  4. На поминальном обеде умершему отводится отдельное место за столом, с рюмкой спиртного, прикрытой кусочком хлеба, и тарелкой с ложкой.
  5. Детям до 6 лет и беременным нельзя ходить на похороны.
  6. Если покойник лежит в доме, там нельзя убирать, пока тело не вынесут за пределы помещения.
  7. Всем, кто был на похоронах, нужно дать хлеб и платок.
    Похоронные традиции: рюмка и хлеб на ней
  8. Лавку, на которой стоял гроб, необходимо перевернуть на сутки и положить возле нее топор. Это делается для того, чтобы в доме не появился еще один покойник.
  9. Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже мертвым человеком.
  10. Дверь и ворота дома, где умер человек, следует держать открытыми три дня.

Верующие люди советуют не обращать внимание на суеверия, а советоваться с церковными служителями. Поминовение усопших — это, прежде всего, церковный молебен. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Oтца Mоего Hебесного», — пишется в Eвангелии от Mатфея.

Похоронные традиции: рюмка и хлеб на ней

Согласно церковным учениям, поминать умерших надо в третий, девятый, сороковой дни после смерти и на годовщину. День смерти всегда считается первым. Самое главное не поминальная трапеза, а совместная молитва. Если твоя семья решила организовать обед в память усопшего, запомни несколько правил.

  1. В особые дни поминовения (3-й, 9-й, 40-й и на годовщину) закажи в церкви панихиду и присутствуй на литургии, если она положена в этот день.
  2. Посоветуйся со священником, на какой день можно перенести обед, если он приходится на большой праздник. Лучше всего проводить трапезу в субботу. Поминки в пост проводить тоже можно.
    Похоронные традиции: рюмка и хлеб на ней
  3. Не устраивай пышного застолья. «Если можешь помолиться за человека – помолись, не можешь помолиться – скажи о нём хорошо, не можешь сказать – подумай о нём хорошо».
  4. В особый день поминовения следует зажечь свечу, купленную в церкви, и прочитать молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».

    Похоронные традиции: рюмка и хлеб на ней© DepositPhotos

    Перед принятием пищи, каждый, кто сидит за обеденным столом, должен прочитать «Отче наш». После трапезы проси у Бога за всех умерших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

  5. На поминальном столе не должно быть много еды. Первым блюдом, которое гости едят на поминках, является кутья (коливо, или сочиво) — отваренные зерна пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно является символом воскресения, а мёд — сладостью праведников в Царстве Божьем. Кутью желательно освятить во время панихиды, но если не получается, надо окропить святой водой.
    Похоронные традиции: рюмка и хлеб на ней
  6. Пищу с поминок можно раздать нуждающимся, выбрасывать ее нельзя.
  7. Приносить еду на могилу покойника неправильно, это языческая традиция.
  8. Поминки на годовщину после смерти делают скромными. В этот день соберитесь в тесном кругу близких и помяните усопшего общей молитвой, можно без трапезы.
  9. Церковь не одобряет употребления спиртного на поминках. Вино считается символом земной радости, а поминки — время для усиленной молитвы о человеке, который может тяжело страдать в загробной жизни. Оставлять на столе рюмку с водкой и кусок хлеба нельзя ни в коем случае, это пережиток язычества, и в верующих семьях так не делают.

    Похоронные традиции: рюмка и хлеб на ней© DepositPhotos

Но что делать, если умерший был неверующим, некрещеным, самоубийцей или следовал другим религиозным учениям? Вот как отвечает святой отец на этот вопрос:

«В храмах за таких людей не молятся и их не отпевают, но в случае с самоубийцами по благословению священников следует читать домашнюю молитву, не возбраняются и поминальные трапезы с родственниками. Следует посетить храм в Tроицкую родительскую субботу — в этот день церковь молится обо всех “от века почивших”, в том числе и об “иже во аде держимих”.

Подавать записки о самоубийце нельзя, а вот поучаствовать в службе и помолиться именно “обо всех” можно и даже нужно. B память об иноверцах, нужно молиться о них и раздавать милостыню. Так как они никогда не были в лоне православной церкви, записки о них не подают и свечи не ставят».

Похоронные традиции: рюмка и хлеб на ней
Похоронные традиции: рюмка и хлеб на ней

Никто не живет на этой земле вечно, мы приговорены к летальному исходу. Но смерть — это рождение в новую жизнь, ведь умирает только физическое тело, а душа бессмертна. Людям суждено встретиться после кончины, но где, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь.

Молись и кайся, живи по заповедям и не проливай бесполезных слез об умерших. Вспоминай их в домашней молитве или в храме.

© DepositPhotos

Если тебе знакомо чувство утраты, расскажи нам, как тебе удалось с ним справиться. Как ты считаешь, что делать с поминальными суевериями: следовать им, а вдруг сработает эта магия, или прислушиваться к библейским заповедям и мнению священнослужителей? Не забудь написать комментарий.

Покажи статью друзьям в социальных сетях, ведь здесь именно та информация, о которой должен знать каждый.

Источник: https://takprosto.cc/pominki-posle-smerti/

Похороны: правила или предрассудки ?

Между двумя этими событиям находится жизнь.

У одного человека она длинная, у другого — короткая, но в своей жизни люди, как правило, отгоняют мысль о смерти. Но вот приходит смерть, а с нею — неизбежные горькие хлопоты о погребении дорогого вам человека. 

Еще более тягостными часы подготовки к похоронам становятся, если этот процесс сопровождается множеством «важных советов» об обязательных «традициях» похорон.

Такие рекомендации часто буквально навязываются родственникам, делая похороны невыносимым и пугающим событием.

На самом деле большинство из них — суеверия и предрассудки, накопленные человечеством на протяжении веков и не имеющие ничего общего с реальностью. 

Вот лишь некоторые из таких суеверий. Впрочем, каждый человек волен решать для себя, чему следовать, а чему нет.

  • Не часто, но случается так, что человек думает о своей будущей смерти и заранее готовит себе гроб. Такое изделие, как правило, хранят на чердаках. Но здесь существует маленькое, но очень существенное «но»: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не происходило, в пустой гроб насыпали опилки, стружку, зерно. После смерти человека опилки, стружку, зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.
  • Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.
  • Обязательно снимите с умершего все серебряные предметы: ведь это именно тот металл, который используется для борьбы «с нечистыми». Поэтому последние могут «потревожить» тело покойного.
  • Если в доме покойник, не затевайте стирки. Это необходимо сделать после похорон.
  • Когда делают гроб родным и близким запрещено в этом участвовать. Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю, в крайнем случае, бросить в воду.
  • Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Возьмите ее и вынесите в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух опел ее трижды.
  • Когда наступит время укладывать усопшего в гроб, тогда кропят святой водой тело усопшего и его гроб снаружи и внутри. Можно окадить и ладаном. Затем тело переносят в гроб. На лоб умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего приносят на отпевание. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Не следует надевать на почившего православного христианина галстук. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин — образ спасителя, для женщин — образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку — крест, а на грудь усопшего — Святой образ. Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.
  • Увидев покойника в гробу, машинально не касайтесь своего туловища руками. Это связано с тем, что на том месте, где вы брались рукой, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.
  • Если в доме находится покойник, то, встречая там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.
  • Пока покойник находится в доме, не следует мести пол. Если вы не выполните этот совет, то могут вскоре заболеть члены вашей семьи, а то случится и худшее.
  • Во время похорон нельзя посещать могилы родственников и знакомых, находящиеся на том же кладбище.
  • Не слушайте тех людей, которые советуют для сохранения тела покойника от разложения положить на его губы накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.
  • Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в голову можно положить пучок шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели — отгонять «нечистую силу». Для таких же целей можно использовать ветки вербы, которая святится в Вербное воскресенье и хранится за образами. Эти ветки можно положить под покойника.
  • Умер человек, его тело положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесена. К вам могут подойти знакомые или незнакомые с просьбой поваляться на этой постели. Аргумент выдвигают следующий: чтобы не болела у них спина и кости. Не слушайте их. Не причиняйте себе вред.
  • Не кладите мертвецу в гробживые цветы. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные.
  • Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света — лучшую загробную жизнь.
  • В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.
  • Вместо подсвечника для свечей используют часто стаканы, в которые насыпают пшеницу. Некоторые люди обсыпают других этой пшеницей и тем самым наводят порчу. Эту пшеницу также нельзя использовать на корм птице или скоту.
  • Следите за тем, чтобы под покойника не положили чьи-нибудь чужие вещи. Если вы заметили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где-нибудь подальше сжечь.
  • Бывает, когда по незнанию некоторые сердобольные мамы клали фотографии своих детей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинал болеть, и если вовремя не была оказана помощь, мог наступить смертельный исход.
  • Нельзя давать свои вещи для одевания покойника. Покойника хоронят, а тот, который отдал свои вещи, начинает болеть.
  • Из дома выносят гроб с покойником, а возле двери стоит кто-то и начинает завязывать узлы на тряпках. Людям эту операцию он объясняет тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гробов. Хотя на уме у такого человека совершенно другое…
  • Если беременная женщина пойдет на похороны — этим она сделает себе зло. Может родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком необходимо заранее — до похорон.
  • Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.
  • Когда несут по улице покойника в гробу — старайтесь не смотреть из окна своей квартиры, дома.
  • Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае, как правило, их используют для наведения порчи.
  • Если вы прощаетесь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.
  • Если вы боитесь покойника, возьмитесь за ноги умершего и подержитесь. Это можно делать перед тем, как его кладут в могилу.
  • Иногда люди могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте — это делается для наведения порчи.
  • Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной свечи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.
  • Похороны позади, и по старому христианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что-нибудь из еды. Следите за тем, чтобы маленькие дети по неосторожности или взрослые не выпили из этого стакана или не съели чего-нибудь. После такого угощенья и взрослые, и дети начинают болеть.
  • Во время поминок усопшему, по традиции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто-то советовать.
  • На вашей улице покойник, а вам необходимо срочно посадить картофель. Не тратьте зря времени и усилий. Если вы посадите картофель во время, когда покойника еще не похоронили, не ждите хорошего урожая.
  • Если Вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что-нибудь посадить, начинаете копать и выкапываете вещи, которые там не должны находиться. В таком случае все, что вы нашли, необходимо вынести за кладбище и сжечь. Когда это будет гореть, старайтесь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.
  • Похороны в Новый год — очень плохая примета: в наступившем году, по меньшей мере, раз в месяц будут хоронить.
  • Похороны в воскресенье предсказывают еще трое похорон в течение недели.
  • Опасно откладывать похороны, по какой бы то ни было причине. Тогда одна, две или три смерти в семье или в ближайшей округе произойдут в течение недели или месяца.
  • Если похороны откладываются на следующую неделю, то это наверняка к несчастью, потому что мертвец изо всех сил постарается взять кого-нибудь с собой.
  • После похорон не заходите ни к кому из своих знакомых или родственников в гости.
  • В головах на могилах юношей и девушек сажают калину.
  • В первые семь дней со дня смерти умершего не выносите из дома никаких вещей.
  • До 40 дней не раздавайте вещей умершего родственникам, друзьям или знакомым.
  • Если у кого-нибудь из вас умер близкий или родной человек, и вы по нему часто плачете, то советуют завести в доме траву чертополох.
  • Когда кто-нибудь умирает, постарайтесь, чтобы при этом присутствовали только женщины.
  • Если больной тяжело умирает, то для более легкой смерти уберите у него из-под головы подушку из перьев. В селах умирающего кладут на солому.
  • Для облегчения смертной агонии больного необходимо накрыть белым материалом, который в дальнейшем пойдет для обивки гроба.
  • Когда в доме покойник, то в соседних домах нельзя пить утром воду, которая находилась в ведрах или кастрюлях. Ее необходимо вылить, а свежей налить.
  • Желательно, чтобы омовение тела умершего происходило в светлое время суток — от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Необходимо выкопать яму вдалеке от двора, огорода и жилых помещений, там, где не ходят люди, и всю, до последней капли, туда вылить и засыпать землей. Дело в том, что на воде, в которой обмывали покойника, делают очень сильные порчи. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался.
  • Старайтесь не разлить эту воду по квартире, чтобы живущие в ней не болели.
  • Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.
  • Как правило, покойника готовят в последний путь только пожилые женщины.
  • Саван необходимо шить на живую нитку и обязательно иголкой от себя, чтобы в доме не было еще смертей.
  • В доме, где лежал умирающий, вынимали все ключи из замочных скважин и открывали двери и окна, чтобы душа человека без помех могла покинуть тело. Когда человек отдавал Богу душу, его обязательно обмывали, чтобы он предстал перед Господом чистый душой и телом.
  • При омовении усопшего соблюдались строгие правила. Покойника клали ногами к печи и 2–3 раза обмывали теплой водой с мылом из нового глиняного горшка. Вода, которой мыли покойника, становилась «мертвой», и ее выливали куда-нибудь подальше, чтобы здоровый человек не наступил на это место, а так же чтобы колдун не взял ее себе для наведения порчи. Так же поступали с водой, которой мыли посуду после поминок и полы после выноса покойника из дома. От других атрибутов омовения так же старались поскорее избавиться.
  • В гроб покойнику кладут его крестильный нательный крестик, образок, венчик на лоб, свечи и »рукописание» — написанную молитву, отпускающую грехи. В руки дают полотенце (платок), чтобы усопший мог пот с лица вытереть во время Страшного суда. Кто умер на Пасху — яичко в руку.
  • Хоронят покойника обычно в белой одежде, олицетворяющей младенческую чистоту христианской души.
  • Строго соблюдалась примета: не делать гроб больше покойника, иначе другой покойник будет. В доме в знак траура занавешивают или поворачивают «лицом» к стене зеркала, чтобы душа человека не осталась запертой по ту сторону зеркала. Также останавливают все часы в знак того, что жизненный путь человека завершен. Перед похоронами с человеком приходят проститься его знакомые и родственники, но за 20 минут до выноса тела с умершим должны остаться только самые близкие родственники.
  • Сор при покойнике из дома вынести — всех из дома выносить.
  • Готовясь к выносу тела, сначала выносят из дома венки и портрет покойного, затем крышку гроба (узкой частью вперед), а уж в конце сам гроб (покойника выносят вперед ногами). При этом нельзя задевать пороги и косяки, чтобы у покойника не было соблазна вернуться домой.
  • «Покойник один из дома вон», — говорят вынося его и запирая в доме на время жильцов. По старой традиции, нельзя выносить покойника до полудня и после захода солнца, чтобы заходящее солнце могло «захватить» умершего с собой. Родным нельзя нести гроб, чтобы покойник не увел за собой в могилу кровного родственника.
  • После выноса гроба из дома обязательно моют все полы (раньше мыли одной водой не только полы, но и весь дом).
  • Путь траурной процессии к кладбищу устилают еловыми ветвями, которые служат оберегом, гарантией того, что покойник не будет «ходить», не вернется по своему следу.
  • На похоронах принято одаривать присутствующих пирогами, конфетами, носовыми платками. Это ни что иное как раздача милостыни, которая обязывает принявших ее помолиться за усопшего. При этом молящиеся берут на себя часть грехов покойного.
  • Придя домой после похорон, нужно погреть руки, чтобы не занести в дом могильного холода. После поминок 40 дней хмельного в рот не берут. На поминках же пьют только водку, а пришедших обязательно кормят блинами и кутьей.
  • Для души покойника на стол ставят стопку с водкой, накрытую ломтем хлеба. Стоять она должна 40 дней, пока еще душа человека окончательно не покинула этот мир.
  • На поминках долго не задерживаются. Шесть недель после похорон на подоконнике должен стоять стакан с водой, а на углу дома, снаружи у окна висеть полотенце, чтобы душа до поминок могла купаться и утираться. На сороковой день душа умершего является в свой дом на целые сутки и уходит лишь после так называемых проводин. Если их не устроить, покойник будет мучиться. Через шесть недель после смерти пекут «лесенки» из теста, чтобы помочь душе взобраться на небо. По русской традиции, в народном месяцеслове существуют специальные дни, в которые православные поминают тех, кто переселился в мир иной.
Читайте также:  Смерть единственного сына: нужно ли сообщать матери

Источник: https://funeralportal.ru/library/1109/21446.html

Покойник как символический участник крестьянской поминальной трапезы

Покойник как символический участник крестьянской поминальной трапезы // Проблемы изучения фольклора и русской духовной культуры. Материалы межвузовской научной конференции. 31 мая — 2 июня 2007 года, Орел. Сборник научных статей. Орел, 2008. С. 28-34.

      Трапезы встречаются практически на всех этапах похоронно-поминального ритуала и играют важную роль в его общей структуре. Большое застолье сразу после погребения завершает похоронный обряд, а в поминальных обрядах трапеза является одним из наиболее значимых элементов.

     Мертвые (определенный покойник или умершие предки в целом) в символическом плане являются ключевыми фигурами обрядового застолья. Обладая особым статусом и «силой», они могут как навредить живым, так и обеспечить их благополучие. По народным представлениям, покойники, как и живые люди, нуждаются в пище, поэтому их угощению уделяется особое внимание.

      Существуют два объяснения, для чего необходимо кормить покойника. Наиболее распространенное объяснение – его нужно обеспечить едой в посмертном существовании. Как писал Г.И.

Куликовский, «в поминках нужно видеть лишь пополнение постоянно истощающегося запаса пищи, попечение о том, чтобы покойник не голодал: они [родные] или сами носят покойнику на могилу пищу или приглашают его в известные дни в свой дом и там уже угощают» [7: 419].

Собственно, кормление умершего начинается еще до погребения, пока он лежит в доме.

Рядом с покойником на табуретке ставили «угощение», в которое «обязательно входили чай в чашке или в стакане, кусок пирога-рыбника, калитка или другая выпечка (на тарелке) и кусок ржаного хлеба» [8: 147–148]. Об обычае кормить покойника во время ночных бдений уже шла речь выше.

     Необходимо было постоянно кормить покойника (или его душу) и в течение сорока дней после смерти. {С. 28} Все это время на открытом месте в доме (подоконник, шкаф, «божница») хранят рюмку с водкой, накрытую куском хлеба, которая остается после поминок в день похорон: [А покойнику ставили еду?] Ну, рюмочку ставишь. Вот фотография всегда стоит, в рамке, а в деревне не было, так ставили на божницу. [И рюмку туда?] Да […] Сорок дней. […] Она, говорят, что если ночью ходит, он выпивает, она [водка] куда-то девается [СМН]. В данной записи показательно использование фотографии умершего (очевидная новация в традиционном обряде). Таким образом подчеркивается, кому именно предназначено угощение.

Читайте также:  Брать ли ребенка на похороны: советы психолога

     Иногда покойнику каждый день кладут новую еду, то есть кормят «как живого», регулярно снабжая пищей: Ставят [покойнику еду], даже сорок дней держат. Еду меняют. Вот тарелку поставят. Портрет или фотография в уголке стоит, ну вот, и у фотографии, например, ставят тарелку, там наливают чай и кладут еду [ААВ].

     После 40-го дня потребность умершего в еде ослабевает, и уже нет необходимости кормить его каждый день. Однако это не означает, что на том свете у него больше нет нужды в пище.

Напротив, для поддержания равновесия между миром живых и миром мертвых родные должны регулярно одаривать едой покойных предков.

В противном случае умершие в загробном мире будут голодать: Говорят, на том свете, хто [из родных] помянул вовремё, так эти все [покойники] накормлены, а хто как не помянул вовремя […], дак все сидят и плачцут, што голодные, йих не кормят [ФЕС].

    Родные, не поминающие должным образом усопших, рискуют вызвать гнев покойников. Как правило, мертвые сообщают о своем недовольстве во снах*. Так, например, в Устюжненском районе Вологодской области была записана быличка о том, как приснившийся покойник упрекал родных, что на могилу все носят пряники: «А хлебца никто не принесет, нам хочется хлебца» [9]. В Никольском районе Вологодской области мать забыла положить сыну в гроб кусок хлеба, после чего тот стал сниться ее сестре, живущей в Ленинграде, и жаловаться, что «ему голодно» [6: 699]. В Каргопольском районе Архангельской области жена приснилась мужу и попросила еды: Вот жена у меня хозяйка померла, так тут мне приснилась во сне. Вот она сидит в этом месте, вот я захожу, она мне говорит: «Ты что ходишь-то, я […] есть хочу». Пробудился. Ну, значит, бабка есть хочет, надо помянуть ей. Я утром взял банку тушёнки, десять штук яиц, да печенья, да конфеты, вон старухе [соседке] снёс. «На, — говорю, — Помяни бабку, она во сне-то приснилась, у меня просит поесть». Всё, больше тово не было, не стала сниться [ЛММ]. {С. 29} По народным поверьям, покойники, обделенные вниманием живых, могли не только беспокоить их во снах, но и вредить: Вы поминайте своих-то [умерших родных], поминайте, а не будете поминать, дак они там и молятца: «[Господи], возьми ты у них [живых] любого чцеловека, штобы помер, дак и нас [вспомнят] [МАФ].

    Кормление умерших как «задабривание» более актуально в поминальной обрядности. А в похоронной обрядности существует еще одно объяснение наделения покойника едой. Живые, угощая умершего, выделяют ему его «долю». Народные представления о доле и ее обрядовом перераспределении подробно анализирует А.К. Байбурин.

Он пишет, что во время похорон покойнику отдается его доля: дом (гроб), одежда, зерно, деньги и т.п., а после погребения «происходит перераспределение общей доли, в которой нет уже доли умершего» [1: 81].

К этому следует добавить, что в традиционной культуре существует устойчивое представление о том, что сам покойник стремится забрать на тот свет все, что ему принадлежит. В первую очередь опасность угрожает домашним животным: У меня вот, например, умер, вот, это, Клавкин мужик, Ванька. Собаку забрал с собой.

Собака у меня умерла. Мой мужик умер – кошку забрал. Вот. Сразу и кошка пала у меня. […] Не пропала, он забрал вообще. Она же, это, здоровая, и кобель был здоровый [3: 262].

По свидетельству начала XX века, в русских районах Карелии «тотчас же после смерти члена семьи хозяин дома или старший в роде идет в хлев и там усердно молится богу скота – Власию, чтобы тот сохранил любимую лошадь или корову от возможных посягательств на нее со стороны усопшего» [10: 5].

     Иногда родные специально жертвовали корову или овцу, что осмыслялось как выделение «доли» покойника: «В Каргопольском уезде после обряда похорон родственники покойного дают обыкновенно какому-либо бедняку корову-нетель, приговаривая: “Коровку покойнику”» [7: 417–418]. В Заонежье «долей» покойника считалось животное, зарезанное для поминальной трапезы [11: 172].

    Однако существовало представление о том, что покойник может забрать не только свое, но и чужое имущество.

В некоторых районах Костромской губернии на поминках не клали на стол лишней ложки, «чтобы умерший хлеба не ел» [12: 21], в Заонежье после поминальной трапезы в день похорон оставляли всю еду на столе, но закрывали ее (кроме пищи, предназначенной умершему), объясняя: «А то душа съест» [8: 174]. В Кенозерье покойнику, лежащему в доме, связывали руки на груди, чтобы «не побежал», а то «побежит и все у тебя отнимет» [4: 157].

    Именно для того, чтобы покойник не покушался на общее благосостояние семьи и не пытался забрать «свою долю» после захоронения, необходимо было выделить ему долю в ходе похоронного обряда. Чаще всего долю олицетворял кусок хлеба с солью, который клали в гроб перед погребением. {С. 30} В Каргопольском районе Архангельской области это действие сопровождали магическим приговором: Хлеб да соль ещё [в гроб клали]. В гроб под левый локоть кладут, што «Хлеб-соль с собой, не приходи домой». Штобы не снился [ФЕС]. В другом варианте приговора прямо говорится о том, что хлеб с солью являются символической «долей» покойника: [Под локоть покойника кладут кусок хлеба и говорят:] «Вот тебе доля, вот тебе половина, не ходи к нам» [АТВ].

     Кормление покойника бывает двух видов: прямое и опосредованное.

В первом случае умершему ставят еду и напитки, которые никто не имеет права трогать и которые затем могут подвергаться ритуальному уничтожению (спиртное из рюмки выливают через левое плечо, пищу выбрасывают «к стенке дома в большом углу», отдают скоту и т.д.).

Когда водка в рюмке, стоящей в течение 40-ка дней, испаряется, то считается, что ее выпивает покойник [4: 158]. Иногда еду могут закапывать в могилу, лить на нее напитки [6: 696].

Кормление покойника должно обезопасить родных от его визитов с кладбища, поэтому, оставляя еду на могиле, приговаривают: «Поешь, попей, побудь с нами. А пойдем – за нами не ходи, вслед не смотри, оставайся тут, как этот крест, как эта земля, как эта трава, как этот камень. Аминь. Аминь. Аминь» [2: 51].

Читайте также:  К чему снится похоронная процессия чужого человека

     Во втором случае кормят не самого покойника, а его символических «заместителей»: священника, нищих, странников, птиц и т.д. Существует устойчивое представление о том, что на том свете покойник будет иметь ту одежду и еду, которую пожертвуют его родственники [13: 177].

Иногда носители традиции сами говорят о том, что кормление «чужих» равнозначно кормлению самого покойника: [ВАА:] В первый день похоронят и стопку нальют. На девятый день кто первый чцеловек придёт помянуть чужой – эту стопку выпивает. И потом ему [покойнику] наливают другую, до сорокового дня. Эта стопка стоит.

На сороковой день кто придёт первый человек чужой – эту стопку опять выпивает. [КАМ:] Это как покойник сам выпил. Так будет чцувствоваца, што покойник сам эту стопку выпил [ВАА+КАМ].

    Кормление птиц на кладбище в поминальные дни было широко распространено на Русском Севере [12: 22; 8: 203; 6: 693 и др.]. Птицы могут восприниматься как символические заместители покойника или же выступать в качестве посредников между миром живых и миром мертвых: Дак я положу [крупу на кладбище], а птички-то и склюют. Она [покойница] чуствуёт уже, што я ей поминала севодни [ПАН]. Однако иногда носители традиции выражают недовольство этим обычаем, так как с их точки зрения вся еда, оставляемая на кладбище, предназначена покойнику, которому неудобно есть крупу: {С. 31} Говорят, крупы сыпать нельзя, но мы сыплем. [Почему нельзя?] Потому што ево [покойника] заставят все эти крупинки собрать, так што тут не еда пойдёт, а мука [ЕЗИ]. Иногда умершие сами выражают свое недовольство таким угощением: «Чево, — говорят, — [крупу] носите? Мы не птицы, чтоб клевать». Кому-то приснилось так. Во сне покойник приснился [РКИ].

   Отношение к покойнику во время обрядового застолья зависит от его статуса, который меняется по ходу обряда. Совершая долгое путешествие на тот свет, умерший постепенно из «своего» становится «чужим».

Если во время ночных «бдений» до похорон его кормят наравне с присутствующими (ставят рядом с телом чашку с чаем, выпечку), то после похорон он символически присутствует на поминальной трапезе как «дорогой гость», явившийся извне.

После того как покойник окончательно переселяется в «мир иной», живые вынуждены сами совершать «путешествие» к нему на могилу, «навещать» его.

   Необходимо особо выделить трапезы, на которых за столом присутствуют только умершие. На Русском Севере подобные застолья встречаются не во всех локальных традициях, но не являются чем-то исключительным. Обычно таким образом угощают всех умерших родных («родителей»).

В Вытегорском уезде Олонецкой губернии «в дни поминок никто из приглашенных за стол не садится; на стол накрывается столько приборов, сколько по дому числится умерших. Домашние, раскладывая по приборам кушанья, приговаривают: «Кушайте, родимая тетушка, кушайте, родимая сестрица, кушайте, родимый братец!» и т.д.

Пришедшим на поминки гостям говорят: «Дайте родителев покормить!» Священники на поминках здесь не присутствует, но если погост близко, то по окончании обеда им относят все, что было предложено покойникам, в противном случае раздают ее нищей братии» [7: 421].

Похожим образом кормили «родителей» в поминальные субботы в Белозерском уезде Вологодской губернии, где главным угощением на столе был кисель в большом блюде [6: 692]. В Череповецком районе Вологодской области со второго дня после похорон в течение сорока дней каждый день на стол клали хлеб, ставили тарелку киселя и вокруг тарелки клали 12 ложек, чтобы покойники ели.

Каждый день ставили новый кисель; старый съедали дети. Пирог стоял все сорок дней; когда молились, его держали в руках [11]. В Новгородской губернии в прощеное воскресенье после ужина ничего не убирают со стола, «при этом верят, что ночью приходят родные и заговляются на весь Великий пост [5: 10].

     В некоторых деревнях еще в середине XX века в поминальные дни накрывали столы для умерших родственников, о чем свидетельствуют современные полевые записи: У меня мама, бывало, рассказывала, говорит… У нас вот здесь кладбище было три километра от нашей деревни, а у нас озеро такое в Водлозере, что в  лодках надо [ехать на кладбище]. {С. 32} Дак ведь не всегда и попадёшь-то… Ехать [в поминальные дни] што времени, может, нету ли што… Ак она, бывало, скатерётки были раньше тучённые, самы точиво-то ткали, да возьмёт вот [мама] всё-всё-всё приготовит там, […] всё соберёт и вот вилки, ложки положит и с четырёх сторон уголки [скатерти] загнёт. Так всё.  [Информант показывает  руками, как загибает наверх края скатерти на углах стола]  Вот, а мы-то были тоже ещё небольшие дак, мы смотрим ещо, што будёт. «Ну, давай, кушайте, кушайте!» – скажут. Этово… «Помяни вас Господи! Упокой вас Господи!» да там… А мы стоим: «Мама, а мы-то скоро будем за стол садится?» «А  вот как наши усопшие поедят, а потом и мы будём». Потом уголки отвёртыват и скажут: «Ну вот, а теперь садитесь, будем мы… поминать йих». [А им посуду ставили?] Всё-всё-всё! Всё. Даже щей начерпают вот половники, всё вот всё. Всё! И рыбники разрежут и Всё. Всю еду, на столе штобы была. Только уголки загибала… [Уголки скатерти?] Наискось вот так. [Их поднимали так, чтобы еды не было видно?] Нет. Видно! Еда вся на столе. Просто вот так вот… немного [загибают] с той стороны и наискосок. Вот так и вот так. [Показывает, как загибают скатерть с четырех углов] [А когда сами садятся, отгибают обратно?] А потом отгибат и: «Ну, садитесь давай!» И мы садимся. Едим [УКМ].

    Как мы видим, специфическое «застолье мертвых» могло быть приурочено к самым разным этапам поминального ритуала. Однако для русских крестьян все-таки более характерна общая трапеза, на которой живые и мертвые соседствовали за столом.

Литература

1. Байбурин А.К. Обрядовое перераспределение доли у русских // Судьбы традиционной культуры: Сб. статей и материалов памяти Л. Ивлевой. СПб., 1998. С. 78–82. 2.  Балашова О.Б. «В том дому, где живут в ладу…» // Живая старина. 1994. № 3. С. 50–51. 3. Бобылева Е.В., Миргородская Н.Н. Народные рассказы о приходе покойника // Традиции в фольклоре и литературе: Статьи, публикации, методические разработки преподавателей и учеников Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного университета. СПб., 2000. С. 253–274. 4. Бузин В.С. Традиционная погребальная обрядность Кенозерья // Историческая этнография: Русский Север и Ингерманландия. СПб., 1997. С. 153–164. 5.    Воскресенский В.А. Из быта и поэзии крестьян Новгородской губернии // Живая старина. 1905. Вып. 1. С. 11. 6.    Кремлева И.А. Похоронно-поминальные обычаи и обряды // Русский Север: этническая история и народная культура XII — XX века. М., 2004. С. 661–705. 7.    Куликовский Г.И. Похоронные обряды Обонежского края // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Онежского края. Петрозаводск, 1894. Вып. 3. С. 411–422. 8.    Логинов К.К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993. 9. Похоронно-поминальные обряды Устюжненского района. Вологда, 2000. Цит. по: http://www.cultinfo.ru/arts/folk/ustuzhna_funeral.htm{С. 33} 10.  Похоронные обряды русской Карелии // Правительственный вестник. 1915. № 5. С. 5. 11. Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года: Календарные праздники и обряды. Похоронно-поминальные обряды. Вологда, 2000. Цит. по: http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/083/poh_per/pohor.htm 12.  Смирнов В.И. Народные похороны и причитания в Костромском крае. Кострома, 1920. 13. Стишева А.Ю. К народным представлениям о душе в погребально-поминальной обрядности Русского Севера (локальный вариант) // Традиционные ритуалы и верования. М., 1995. Ч. 1. С. 161–197.

Список информантов

СМН — Архив экспедиций лаборатории фольклора Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета в Каргопольский район Архангельской области (далее – КА). Записано от Соколовой М.Н., 1915 г.р., в с. Усачево в 1998 году. ААВ — Архив экспедиций Центра исторической антропологии им. Марка Блока Российского государственного гуманитарного университета в Пудожский район Республики Карелия (далее – ПА ЦМБ). Записано от Алексеевой А.В., 1927 г.р., в с. Семеново в 2003 году. ФЕС — КА. Записано от Фалиной Е.С., 1928 г.р., в с. Шильда в 1996 году. ЛММ — КА. Записано от Ласикова М.М. в с. Архангело в 1995 году. МАФ — КА. Записано от Монастырских А.Ф., 1918 г.р., в с. Усачево в 1998 году. ФЕС — КА. Записано от Фалиной Е.С., 1928 г.р., в с. Шильда в 1996 году. АТВ — КА. Записано от Авдеевой Т.В., 1926 г.р., в с. Лекшма в 1998 году. ВАА+КАМ — КА. Записано от Володиной А.А. [ВАА], 1977 г.р., и Кустовой А.М. [КАМ], 1936 г.р., в с. Троица в 1998 году. ПАН — КА. Записано от Поповой А.Н., 1927 г.р., в с. Ольховец в 2000 году. ЕЗИ — КА. Записано от Еремеевой З.И., 1949 г.р., в с. Лядины в 1997 году. РКИ — КА. Записано от Рахмановой К.И., 1923 г.р., в с. Ухта в 1996 году. УКМ — ПА ЦМБ. Записано М.Д. Алексеевским от Устиновой К.М., 1928 гр., в поселке Красноборский в 2005 году. * — Существуют и другие способы привлечь внимание живых. Так, например, в Новгородском уезде Новгородской губернии считалось, что если во время еды стол «крячит» (скрипит), это значит, что «родители просят панихиды» [5: 12]

{С. 34}

Источник: http://mdalekseevsky.narod.ru/orel2008.html

Ссылка на основную публикацию