Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда

ГлавнаяКладбище

Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда

Мусульманское кладбище – это территория, выделенная под захоронения умерших, которые при жизни придерживались традиций ислама. Пол, раса, национальность в религии не имеет значения. Предавать земле лиц другого вероисповедания на погосте строго запрещено.

Отличия мусульманского кладбища от христианского

Кладбище у мусульман отличается от захоронений по христианской традиции. Сходство заключается в том, что территория ограждена, разрешается установка надгробных памятников с полумесяцем, за могилами ухаживают, посещение родственников приветствуется и поощряется.

Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда

Внешний вид

К организации, оформлению мусульманского кладбища предъявляется ряд требований:

  1. Территория должна находиться за пределами поселения. Христианские погосты могут быть при храмах в городской черте.
  2. Мусульманское отдельное кладбище должно быть огорожено.
  3. Разрешается выделять семейные участки, где будут захоронены ближайшие родственники. Учитывается удобство других жителей общины, возможность посещения места захоронения.
  4. Проходы между плитами должны быть достаточными. Перешагивание через чужое надгробие строго запрещено.
  5. Мусульманские могилы организуются таким образом, чтобы покойник лежал лицом в сторону святилища – Каабы.
  6. Памятник на кладбище скромный даже у состоятельных семей. Не приветствуются статуи, монументы, которыми заполнены христианские погосты.

Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда

Кого и как хоронят

На погосте хоронят лиц, исповедовавших ислам. Христианина похоронить на мусульманском кладбище – тяжкий грех.

Ритуалы, методика проведения правоверного в последний путь описаны в Коране. Обязательно приглашают имама для чтения сур. Он читает молитву «Калимат-шахадат» над смертным ложем.

Порядок подготовки к похоронам:

  1. На кладбище усопшего кладут ногами к Мекке.
  2. Нужно напоить страждущего. В рот покойному мусульманину капают сок граната или священную воду.
  3. Запрещено плакать и голосить. Женщин стараются не допускать к усопшему.
  4. Ноги, руки покойного выпрямляют. Подбородок подвязывают платком. Тело прикрывают плотной тканью. В Коране описано, как должен быть уложен умерший, количество ткани для савана женщины, мужчины и ребенка.

Похороны на исламском кладбище следует провести в день смерти. Мусульмане не пользуются услугами морга. По традиции женщины омывают умерших девушек, мужчины – мужчин. Если покойный был одиноким, тело моют соседи, дальние родственники.

Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда Нуждаетесь в совете специалиста? Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Похоронные одеяния в исламе простые — белая длинная рубаха. Запрещено одевать мужчину в шелковые одежды. Усопшего окутывают в саван, голова должна быть закрыта.

Погребение проводится только на мусульманском специальном кладбище. Кремация строго запрещена. Тело опускают ногами вниз, женщину полностью прикрывают сверху покрывалом.

Священник читает молитву, бросает в могилу горсть земли. Родственники поливают ее водой, закапывают. Стенки ямы выстилают жженым кирпичом, гробы для погребения не используются.

Поминки, аналогичные христианским, отсутствуют. Родные должны молиться, Коран запрещает правоверным вынуждать их хлопотать по хозяйству, готовить угощение.

Памятник на мусульманском отдельном кладбище ставится сразу же после похорон. Он должен быть обращен к Мекке. Запрещены вычурные надгробия, установка статуй. Допустим скромный, простой обелиск из натурального камня.

Почему мусульманки не ходят на кладбище и другие традиции погребения

Считается, что у мусульман женщины не ходят на кладбище. Посещать могилы правоверным девушкам разрешается при соблюдении определенных правил:

  1. Самостоятельно проведывать места захоронения можно, если оно расположено на территории города или поселка.
  2. Если могилы родственников размещены вне места постоянного проживания, их следует посещать в сопровождении мужчины. Разрешается приходить на участки погребения пророков, святых покровителей.

Требования по поведению женщины на мусульманском специальном кладбище:

  • иметь разрешение от мужа, другого близкого родственника мужского пола;
  • одежда должна соответствовать канонам Шариата;
  • вести себя скромно, тихо;
  • не плакать.

Если женщина не соблюдает мусульманские требования, посещать погост ей нельзя. Отказывать без веской причины в посещении могил детей, ближайших родственников муж не имеет права.

Существует ряд правил, регламентирующих поведение на мусульманском кладбище. Они сходны с христианскими обычаями:

  1. Запрещено наступать на могилу, переступать. Перешагнуть разрешается лишь в том случае, если другая возможность подойти к надгробию отсутствует.
  2. Могилу копают только родные. Оставлять ее нельзя. До момента похорон рядом с ней присутствует кто-то из мужчин. Размеры – вариативны, глубина не менее 1,5 м, чтобы исключить доступ животных к телу покойного.
  3. В Коране описаны правила обмывания покойного мусульманина. Запрещено во время процедуры переворачивать его вверх спиной.
  4. При посещении родственник обязательно приветствует всех обитателей кладбища словами «Да простит Аллах вам и нам грехи».
  5. Запрещено садиться на могилу, ложиться на нее.
  6. Правоверных мусульман не кремируют. Считается, что данным действием родственники обрекают усопших на тяжкие муки в аду.
  7. Между могилами следует передвигаться в обуви. Если же подошва запачкана, запрещено перешагивать через надгробные плиты.
  8. Мочеиспускание, испражнение на кладбище – тяжкий грех.
  9. Разрешается приносить цветы, плачь и громкие звуки под запретом. Считается, что женщинам запрещено посещать мусульманские кладбища и участвовать в похоронах, но не возбраняется.
  10. Поминки отсутствуют. Угощение готовят не родные, а соседи умершего. Специализированных блюд не существует. На стол ставится привычная пища. Обязательно присутствуют сладости — гарантируют сладкую жизнь почившего в загробном мире.
  11. Мужчины и женщины поминают умершего отдельно друг от друга.

Общие каноны поведения на кладбище мусульман не зависят от веры, религии. Они практически идентичны требованиям, принятым в христианстве или буддизме. Главное – не дорогостоящая служба в мечети, богатый поминальный стол и памятник с лепниной, а достойные проводы покойного в загробную жизнь.

Статья проверена редакцией сайта Ссылка на основную публикацию Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда

Нуждаетесь в совете специалиста?

Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Пожалуйста оцените статью:

4,00 / 5 Загрузка…

Источник: https://sorokoviny.ru/kladbishhe/musulmanskoe

Город на костях: В каких местах Улан-Удэ раньше хоронили людей

Евгений Коноплёв

Известный в Бурятии краевед рассказал о старых кладбищах, где и по сей день покоятся останки людей

Каждый день, идя по своим делам, мы, как правило, шагаем по одному и тому же пути, не задумываясь, что под нашими ногами покоятся чьи-то кости.

Неудивительно, скажете вы, ведь земле миллионы лет, возведенных в степени. Однако все же задумайтесь, а не за этим ли переулком когда-то принял мучительную смерть ваш предок.

О самых крупных и известных местах погребения умерших нам рассказал известный краевед Алексей Тиваненко. 

Восьмитысячелетнее кладбище

Вся наша земля перенасыщена костями зверей и, естественно, человека. Бурятия не исключение. Первые люди начали появляться здесь примерно 100 тысяч лет назад. Однако где они хоронили или съедали умерших, неизвестно, так как костей того периода на территории республики не осталось. Но, как оказалось, самое древнее захоронение, что было найдено, находится на Шишковке. 

— В овраге было найдено древнее захоронение каменного века. Там лежали два человека, а рядом с ними нефритовые топорики, наконечники стрел. Возраст их насчитывает примерно семь тысяч лет.

Очень большое захоронение находится в устье реки Селенги, где сейчас построили мост через реку, возле деревни Фофоново.

Там раскопано примерно 300 могил — начиная с раннего этапа каменного века и заканчивая ранним средневековьем, — рассказывает Алексей Тиваненко. 

Из этого следует вывод, что около восьми тысячелетий это место служило кладбищем на протяжении нескольких этапов человеческой истории. 

— Больше таких кладбищ не имеется. Это связано с одной древней эвенкийской легендой о том, что человек, умирая, в лодке плывет вниз по течению реки и выплывает в потусторонний мир. Вот у нас потусторонний мир считался в районе деревни Фофоново. Археологи даже выделили целый этап и назвали его фофоновским, — делится краевед. 

Находка в подвале

По словам Алексея, могил бронзового века у нас не перечесть. В районе села Ошурково даже сохранились следы раскопанных погребений кочевников — скотоводов Бурятии. Могилы бронзового века сохранились на станции Медведчиково, в поселке Восточном — в каждой пади по значительному кладбищу. Следы поселений бронзового века есть на улице Октябрьской. 

— Около 15 лет назад один житель углублял подполье и нашел древнее кострище, а возле него каменные орудия труда и обломки посуды из глины. На улице Почтамтской, где сейчас гостиница «Бурятия», находили каменные орудия труда, обломки посуды возрастом ближе к средневековью, — поясняет Тиваненко. 

Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда

В самом центре города находили каменные орудия труда и обломки посуды

Тоской острожной

Первые казаки обосновались в устье реки Уды. Первое казачье кладбище образовалось примерно в 1670 году. Устроили его на месте, где сейчас находится лесопромышленный колледж, а рядом стояла часовня, потому как христианам полагается лежать возле церкви. 

Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда

Первое казачье кладбище устроили на месте, где сейчас находится лесопромышленный колледж

— Это захоронение вплотную поступало к стенам острога. Кладбище расширялось, а затем стало отходить все ниже к современному рынку. Когда в 1960 году стали строить рынок, было найдено много захоронений.

А два года тому назад при раскопках стены Удинского острога нашли гробы, которые представляли собой выдолбленные из полого дерева колоды — в них клали покойника и закрывали второй колодой, — объясняет эксперт.

 

В то время доски сложно было найти, поэтому при жизни человек изготовлял себе из колод гроб. Бытует молва, что пожилые люди на всякий случай даже ложились туда спать. 

Читайте также:  Брать ли ребенка на похороны: советы психолога

Когда кладбищенское место было заполнено, на месте теперешнего Одигитриевского собора построили церковь, и уже около нее начало формироваться второе кладбище. 

—  Когда там делали новый пристрой, постоянно находили скелеты. А при раскопках внутри собора нашли могилу священника во всем облачении и с крестами. Естественно, служителей церкви хоронили внутри самого храма, — комментирует мужчина. 

Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда

При раскопках внутри Свято-Одигитриевского собора нашли могилу священника во всем облачении

Указ императрицы

Затем вышел указ Екатерины II о том, что все улицы и переулки должны быть под прямыми линиями, а вторым условием был запрет на захоронение в городе. Таким образом, у нас появилось новое место захоронения — проспект Победы.

В то время эта гора была пустым местом.  Поскольку население разрасталось, люди начали селиться за Удой, на казачьей станице. Им тоже нужно было свое кладбище. Выбрали место, где сейчас стоит Вознесенская церковь (бывшая Троицкая церковь).

Там возникло уже третье кладбище. 

Гражданская война

В Улан-Удэ на станции Дивизионная имеется и кладбище иностранных военнопленных. 

— Там жило около 45 тысяч военнопленных и еще 750 тысяч здесь, в Верхнеудинске. Это был один из самых больших лагерей военнопленных Первой мировой войны. И именно около танкового полигона они и устроили кладбище, — говорит эксперт. 

При отступлении Колчака в 1920 году у людей появилась возможность похоронить своих погибших товарищей. Тогда было устроено несколько братских захоронений, одно из которых находится около главного корпуса БГУ, а второе — в горсаде. 

Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда

Рядом с главным корпусом БГУ когда-то было братское захоронение

Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда

Не все улан-удэнцы знают, что территория горсада — бывшее кладбище

Останки под каждой шпалой

В период репрессий (1937 — 1938 годы) было арестовано около 30 тысяч человек. Арестовывали целыми семьями и в массовом порядке расстреливали. 

— Один палач рассказывал, что арестованных заводили в двухэтажный каменный дом на улице Линховоина. Раньше там был Центр восточной медицины. В советское время это был орган НКВД, кстати, сейчас около него стоит памятник репрессированным.

После ареста до момента расстрела проходило не более 15 минут. Люди успевали сказать только ФИО и им сразу оглашали приговор, даже не давали возможности что-то сказать.

Дело в том, что из Москвы поступало распоряжение, что в таком-то году, к примеру, 15 тысяч человек должно быть расстреляно, — объясняет он. 

Таким образом, расстреливали потом и в других местах. Дом культуры ЛВРЗ тоже стал местом гибели целой группы людей. При постройке общежития, что находится через дорогу от памятника Николаю Петрову, было найдено большое количество захоронений репрессированных. 

— По рассказам еще одного палача, в Медведчиково, где 100-е кварталы, есть глубокое ущелье. Там было расстреляно все первое правительство Бурятской АССР. Правда, Ербанова расстреляли в Москве, а вот остальных ночью увозили малыми партиями в этот карьер, расстреливали и закапывали, — объясняет Алексей Тиваненко. 

На Левом берегу по дороге на Богородский остров находился филиал тюрьмы, куда часть заключенных увозили на допросы и расстрелы. Когда-то в районе Вознесеновки стоял лагерь, его заключенные строили железную дорогу на Наушки. По воспоминаниям строителей, если собрать всех умерших от этого непосильного труда, то под каждой шпалой можно найти останки человека. 

Танцы на костях

В эпоху великих строек со всего Советского Союза прибыли рабочие для возведения мясокомбината, авиазавода, стеклозавода и т. д. Раньше они были на большом расстоянии друг от друга, а дополнительной «перегородкой» служил лес. В отличие от сибиряков, приезжие были непривычны к нашим условиям жизни (климат, недостаток йода в почве, клещи…), поэтому часто заболевали и умирали. 

— Стали расти местные кладбища. На ЛВРЗ появилось свое отдельное кладбище — оно находилось там, куда выходит улица Амбулаторная. Сейчас ближе к Новому мосту видны кресты. У строителей авиазавода было свое кладбище по Хоринской трассе, напротив поселка Восточный, в одной из ложбин хребта, — повествует краевед. 

Как оказалось, в нашем городе было и еврейское кладбище — на Левом берегу за Удой рядом с православным захоронением. Раньше в районе горсада на месте  школы № 1 располагалось мусульманское кладбище. Может быть, поэтому ходят слухи, что школьники и учителя часто видят здесь призраков. 

Городское кладбище раньше было очень большим, в одной части оно было перегорожено, там хоронили людей, не состоявших в приходах церквей. 

— Получается, три кладбища было только на этой горе. В годы советской власти там решили построить парк отдыха. Была танцевальная площадка, играл духовой оркестр, люди отдыхали.

В прямом смысле можно сказать, что плясали на костях. Почти так же как в Кяхте, только один вид отдыха сменяется другим. Там снесли кладбище и устроили футбольное поле.

Порой из земли появлялись черепа, и мальчишки гоняли их вместо мячика, — рассказывает Алексей.

Источник: https://www.infpol.ru/195221-gorod-na-kostyakh-v-kakikh-mestakh-ulan-ude-ranshe-khoronili-lyudey/

Бараны на кладбище: на могилах русских в Грозном пасут скот и орудуют вандалы — МК

Памятники героев Великой Отечественной находятся в ужасающем состоянии

В восстановленном после разрушительных войн Грозном река Сунжа теперь разделяет не проспекты Революции и Победы, а проспекты Владимира Путина и Ахмата Кадырова.

Между ними, в самом центре города, друг на друга смотрят главные его достопримечательности — мечеть «Сердце Чечни» и высотки «Грозный-Сити».

Новостройки делают Грозный больше похожим не на крепкий промышленный центр с едва уловимым восточным колоритом, а на типичный арабский мегаполис — богатый на вид, чистенький, ухоженный.

Если проехать от мечети и высоток минут десять на север, к остановке «Консервный завод», попадаешь ко главному входу на кладбище, от которого не осталось никаких видимых признаков — ни забора, ни сторожевой будки, ни калитки.

Вход можно опознать лишь по памятнику-солдату — мемориалу героям, павшим в боях за свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны.

От этого мемориала в советские годы шла центральная дорога, разветвлявшаяся к секторам.

Сегодня она заканчивается, едва начавшись: через несколько метров утыкаешься в чащу из деревьев Как и куда идти дальше — непонятно, да и спросить не у кого: в любое время суток здесь ни одной живой души.

На этом кладбище лежат и мои дедушка с прабабушкой, рядышком, на одном участке. До войны мы находили его просто: идем по центральной дороге, отсчитываем четыре поворота налево, пятый — наш, а вот и родные…

Дедушка, артиллерист, гвардии полковник Роман Федорович Крылов (1923–1989), с 1956 года служил в Грозном начальником гарнизона, а как вышел в отставку — трудился старшим инженером по безопасности магистральных трубопроводов.

Прабабушка, Ульяна Кондратьевна Донченко (1901–1991), работала здесь поваром на заводе. Вся моя семья по маминой линии жила на бывшем проспекте Революции до первой войны. А потом стали беженцами, оставив тут своих усопших родственников.

Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда Корреспондент «МК» лишь со второго раза нашла захоронение своих родственников.

В Чечено-Ингушской АССР до 1994 года проживало почти столько же русских, сколько чеченцев и ингушей. Русские хоронили своих на городских кладбищах, чеченцы с ингушами — согласно их традициям — в родовых селах.

После двух войн мусульманское население республики приехало обратно (а многие и не уезжали, переждав страшное время в бомбоубежищах), русские предпочли уехать навсегда… Огромные, в 35–50 га, христианские некрополи оказались брошены. В годы войны их минировали и бомбили, так как у консервного завода засела большая группа ваххабитов, после разминировали и очищали от неразорвавшихся бомб.

Долгое время к кладбищу даже подойти было страшно, и только несколько лет назад появилась частная контора, которая за деньги приводит в божеский вид заросшие участки. Работают в ней местные молодые ребята — человек пять или шесть чеченцев, мусульман.

За три тысячи рублей они только находят могилу семьи и отправляют родственникам ее фото и подробное описание, насколько там все запущено. За разовую уборку берут от 4 до 5 тысяч рублей.

Капитальные работы— выкорчевать деревья и кусты, положить на их место плитку или насыпать гальку (как финансы позволяют), подкрасить надгробную плиту, выровнять искореженные ограды, — обойдутся в сумму от 30 до 50 тысяч рублей.

Пользовалась услугами этих предприимчивых молодых людей и моя мама. Чеченцы из этой фирмы слали ей фото «до» и «после», а мама перечисляла им деньги на карточку.

И наконец спустя 25 лет приехав в город, где родилась, я пошла к деду с прабабкой. Увы! Но не смогла найти их могилы: на кладбище ни табличек, ни указателей.

Со своими чеченцами-провожатыми, соседями нашей семьи, мы продирались сквозь заросли и ограды, не зная толком, куда идем, пока не забрели совсем в глухую чащу, когда уже стемнело.

На дереве, растущем прямо из чужой могилы, ухала сова, а вдали светились два желтых глаза какого-то притаившегося дикого зверя… Мы поспешили обратно.

Читайте также:  Поминки: можно ли перенести годовщину смерти на 30 апреля

Некрополь в таком плачевном состоянии, что, кажется, это не лес разросся по всему кладбищу, а могилы вдруг выросли под деревьями. И как это могло произойти в самом центре Грозного, на поддержание внешнего блеска которого ушли и уходят миллиарды бюджетных рублей?

***

От грозненского похоронного бюро, которое существовало в советское время в каждом городе, остался только 62 летний Василий Иванович. Он последний его сотрудник, десять лет служивший на Центральном кладбище дворником.

— В январе 2011 года похоронное бюро в Грозном закрыли, так как нет финансирования, — объясняет Василий Иванович, удивляясь, откуда его нашел «МК», ведь он с тех пор на кладбище не работает.

 — Православные в городе живут, и когда им нужно друг друга хоронить, они выкручиваются как могут, ведь здесь даже гроба не купишь: местным мусульманам, которых в Чечне теперь — практически все население, они не нужны.

Их приходится заказывать в соседних Моздоке или Пятигорске и молиться, чтобы успели ко дню погребения.

Это на самом деле так: в Грозном нет ритуальных контор, а чеченцы прощаются со своими по традициям ислама — без привычных для православных атрибутов.

Соседи моей семьи рассказывали, что недавно хоронили самого младшего сына уважаемой в республике многодетной Касират Байсаровой — престарелой бабушки Дени Байсарова, сына Руслана Байсарова и Кристины Орбакайте.

У 46 летнего мужчины оторвался тромб. Его погребли по мусульманским канонам: в родовом селе, без гроба.

— Как бюро закрылось, приехал сюда один частный гробовщик, — вспоминает бывший дворник. — Но православных здесь мало, умирают они редко — за год, может, один или два человека, не больше. Гробовщик посидел без заказов да уехал.

  • У Василия Ивановича на Центральном кладбище лежат мама, бабушка и дедушка.
  • — Их могилы война пощадила, а у сестры бабули там муж закопан — так его от авиаудара выкинуло из могилы, — вздыхает он.
  • Обратно, признается мужчина, никого не закапывали: в чеченские войны было не до того.

— У этого кладбища в те годы движуха шла страшная: у его обочины и гаражи спецсвязи возвели, радиоканалы протянули, казармы для солдат понаставили, — перечисляет мой собеседник.

 — С одной стороны территорию держал свердловский ОМОН, с другой ехала ПМК-209 — передвижная механизированная колонна, с третьей подбирались боевики — из-за них-то некрополь минировали и бомбили.

Поэтому после войны людей туда не пускали еще долго, да они и сами не шли — боялись.

Когда оцепление сняли, кладбище полностью освободили от следов войны — к тому времени оно уже заросло.

— Большинство родных сюда уже не ходят, а их посаженные давным-давно тюльпаны да подснежники и спустя годы дают ростки — это настоящее чудо, — улыбается Василий Иванович. — Живности здесь много бегает, хоть на охоту приезжай. Водятся и зайцы, и лисы… Собаки бегают, пугают их.

По его словам, за десять лет службы он обошел все участки вдоль и поперек. Во время Великой Отечественной сюда в братскую могилу свозили бойцов, скончавшихся в местном госпитале. У нее и стоит единственный кладбищенский ориентир — памятник солдатам.

По совету дворника сравниваю его с фотографией советского времени и с ужасом вижу, что монумент-то не тот. Вместо воина с благородным лицом возвышается какой-то непропорциональный уродец.

— Скорее всего памятник стащили на металлолом, а потом спешно поставили гипсовую поделку, выкрашенную под бронзу, — поясняет бывший кладбищенский работник. — Здесь многое делалось напоказ, поэтому меня, собственно, и наняли дворником.

Это было во времена правления Ахмата Кадырова, к которому в начале 2000 х приезжали делегации московских властей. На кладбище высоких гостей тоже возили, но мы все десять лет чистили исключительно одну центральную дорогу, в районе памятника.

Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда Городские власти утверждают, что на кладбищах постоянно проводятся субботники. К сожалению, усилия уборщиков почти незаметны.

Охрану некрополя, когда столичные чиновники убедились, что все здесь чинно и благородно, тоже пустили на самотек: дом сторожа теперь занимают газовики, общую ограду и многие оградки участков растащили в пункты металлолома…

Больше всех пострадала Аллея почетных захоронений, где погребали Героев Советского Союза.

На надгробии генерал-майора, кавалериста Владимира Иосифовича Григоровича (1901–1973), который освобождал Украину, Венгрию, Австрию — следы от пуль, его портрет стерт осколками снаряда.

Бронзовый бюст и постамент из нержавейки на могиле полковника, танкиста Прокофия Яковлевича Калашникова (1906–1977) выкопали то ли вандалы, то ли охотники за ценным металлом. Та же участь постигла захоронения и многих других грозненских Героев.

— Кто же тогда знал, что бедой обернутся дорогие добротные памятники от государства, — сетует Василий Иванович и продолжает: — Насколько я знаю, за обе чеченские кампании здесь похоронили всего двоих русских солдат. Кресты поставили плохие: древесина быстро прогнила, и через год от могил, на которые даже плиты поставить не успели, не осталось и следа.

Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда

***

Но почему же местные власти совсем не заботятся о крупнейшем кладбище столицы, на котором покоятся и советские Герои? В мэрии Грозного «МК» заявили, что поддержание чистоты и порядка на нем в их обязанности не входит из-за его… статуса.

— Это кладбище не государственное и не частное, а общественное, поэтому следить за ним должны сами жители по мере сил, — отрапортовал заместитель председателя комитета городского хозяйства мэрии Бислан Бибулатов.

В ответ на вопрос, почему так все запущено, он для начала рассказал, что официальное название — Центральное христианское кладбище — не отражает действительности, так как на нем покоятся не только православные, но и мусульмане — не чеченцы, а жившие в советское время в республике татары, балкарцы, карачаевцы, кумыки, азербайджанцы. Всего же в Грозном четыре кладбища — по одному в каждом из его четырех районов. Центральное — самое крупное.

— У Аниты Цой на нем похоронен тесть, — припоминает Бислан Тутреевич. — Там покоятся и атеисты-красноармейцы, и иудеи… Конкретно по другим покойным ничего сказать, увы, не могу, так как вместе с закрытием похоронного бюро пропали и все его архивы, еще с дореволюционной эпохи.

Ликвидация бюро, уверяет меня чиновник, местным православным только на руку, так как теперь… никому их смерть не будет выгодна.

— Во всех городах на похоронах эти бюро наживаются, а в Грозном такого нет, — гордится он. — Сколько в Москве стоит место на кладбище? Несколько миллионов, не меньше. А у нас? Тысяча-две рублей на погребальные расходы, а так — хорони бесплатно!

По заверениям Бибулатова, родственникам православного покойного достаточно лишь прийти в мэрию и попросить любой участок на любом из четырех кладбищ — эти некрополи, выходит, еще и действующие. Если есть место в семейном захоронении, то положить туда только что умершего можно, даже не спрашивая разрешения властей.

— У мусульман считается грехом зарабатывать на смерти, поэтому у нас в этом плане для христиан благодать, — утверждает г-н Бибулатов.

— Каждый год на всех кладбищах весной проводятся субботники! — восклицает чиновник. — Они длятся не одну субботу, а по 2–3 недели. Для нас каждый усопший — это человек, не важно, какую религию он исповедовал при жизни. Поэтому на уборку выходят наши чеченцы-мусульмане, добровольно, десятки тысяч человек на каждое кладбище — от старшеклассников до пенсионеров.

Мэрия на это дело выделить бюджетные средства не может — кладбища-то не наши, но город им помогает, чем может.

Перевозчики сами выделяют им автобусы до места, а магазины в этот день дают уборщикам бесплатно хлеб и воду.

Мы с мертвыми не воюем! Хотя по закону имеем право снести кладбище целиком — на его месте будет вечный пустырь, — ровно через 60 лет после последнего захоронения, но делать этого не собираемся…

***

Если верить Бибулатову, по идее, десятки тысяч добровольцев выкорчевали бы с кладбища все кусты и деревья. Почему же большинство могил выглядят так ужасно? В мэрии ответить на этот вопрос затруднились, а бывший дворник рассказу Бислана Тутреевича подивился: говорит, субботники и правда проводили, но не каждый год и весьма скромными силами…

Более того, разовыми субботниками не решить проблему вандализма, которая осталась даже после того, как с кладбищ, казалось бы, утащили все ценное. Об этом «МК» поведали в межрегиональном правозащитном центре «Мемориал».

Мусульманское кладбище: почему женщины не ходят туда За некоторыми могилами ухаживают добровольцы.

— Начиная с 2010 года к нам все время обращаются русские жительницы Грозного, которые похоронили на местных кладбищах своих матерей и других родных.

Жалуются на откровенный вандализм: с участков пропадают металлические кресты, дощечки, даже вазы с цветами, — зачитывает выписки из этих обращений официальный представитель центра Юлия Орлова.

 — К сожалению, после проверок эти случаи подтверждаются.

Она передала в редакцию только что дошедшее до «Мемориала» написанное от руки послание от жительницы Грозного Валентины. «Прошу вашего содействия по наведению порядка на кладбище «Первомайское» Старопромысловского района (один из четырех районов столицы Чечни. — Е.М.), — просит женщина.

Читайте также:  Размер могилы: стандарт участка для захоронения на 1 место

 — Где целенаправленно выгуливают и пасут скот — баранов, коров, тем самым оскверняют и опорожняют могилы усопших. Прошла всего неделя после захоронения пенсионера, ветерана военной службы — спилили крест, раскиданы венки, вытоптана могилка. И в день похорон 18.11.2015 овцы паслись на кладбище под присмотром чабана.

Такого кощунства я не видела нигде…».

  1. Правозащитникам только и остается, что передавать эти письма в мэрию и надеяться хотя бы на ответ.
  2. ***
  3. Второй раз на кладбище я поехала с Хасаном — наконец найденным мною 23 летним чеченцем, который выкорчевывал с нашего участка деревья и кусты.

Хасан рассказывал, что за работу на этом кладбище ему перепадает по 25 тысяч рублей в месяц. Это его единственный заработок, причем парень содержит отца, мать, брата и сестру. За три года выкорчевывания он «заработал» грыжу, на удаление которой ушла большая часть сбережений.

Могилу мы нашли. Дедушка Роман и прабабушка Уля улыбались мне с начищенных до блеска табличек. Могила и правда ухожена. Но все соседние участки заросли бурьяном.

— Для души отошедшего к Господу полезнее было бы эти деньги отдать нищим, — сказал мне протоиерей Григорий Куценко, отец благочинный Грозненского церковного округа.

Ему 37 лет, из них семь он служит в единственной в городе православной церкви Архангела Михаила.

— В Грозном осталась всего одна тысяча человек русских, из них в церковь раз-два в месяц ходят человек 150, на Пасху и Рождество еще столько же, — сокрушается он. — А вы спрашиваете, почему мусульмане не следят за православным кладбищем или берут большие деньги за уход. Там и правда скот пасут, и машины моют, и свалки устраивают…

Но все же я считаю, что если вы стали беженцами, покинули родной Грозный, самостоятельно не имеете возможности навещать своих покойников, то лучше эти деньги отдать нуждающимся, а не тем, кто им розы на могилы принесет согласно тарифу… Хотя…

с другой стороны, если все эти деревья оттуда не выкорчевывать, то следующее поколение не поверит, что в Грозном когда-то жили православные русские.

Да и не в наших традициях, добавляет батюшка, совсем бросать своих покойных, пусть хоть такая забота.

По дороге обратно я встретила на кладбище еще одного чеченца — пожилого Эли Дукузова. Он прибирался у могил родственников своих православных друзей совершенно бесплатно, по велению сердца.

— Они скоро приедут своих навестить, — сказал Эли. — Когда люди среди этих непролазных джунглей видят чистый участок — плачут, будто только что покойника похоронили.

Елена МИЛЬЧАНОВСКА, Грозный

Источник: https://www.mk.ru/social/2016/09/22/barany-na-kladbishhe-na-mogilakh-russkikh-v-groznom-pasut-skot-i-oruduyut-vandaly.html

Посещение женщинами кладбищ

Скажите, девушкам, женщинам ходить на кладбище макрух (нежелательно) или харам (запрещено)? Йолдыз.

Запрет на посещение кладбищ некоторое время имел место быть при Пророке (да благословит его Всевышний и приветствует). Затем, когда закрепилась вера в сердцах людей, а также осознание мирского и вечного, посланник Всевышнего заявил об отмене данного запрета и допустимости посещения могил. Разрешение это, по мнению большинства мусульманских ученых, касалось как мужчин, так и женщин[1].

Пророк Мухаммад сказал: «Я одно время запрещал вам посещать могилы. Теперь же можете посещать их. Это напомнит вам о вечности [о том, что мирское — временно, а вечное — неотвратимо]»[2].

Однажды супруга пророка Мухаммада ‘Аиша возвращалась с кладбища.

Повстречавшийся ей Ибн Абу Малика спросил: «Откуда ты идешь, о мать правоверных?» — «Я посещала могилу моего брата ‘Абдурахмана», — ответила та.

«А разве Пророк не запретил нам посещать могилы?» — вопросил Ибн Абу Малика. «Да, запрещал раньше, но теперь он (да благословит его Всевышний и приветствует) призвал нас посещать могилы»[3].

Также достоверно известно, как однажды пророк Мухаммад увидел на кладбище женщину, которая плакала над могилой своего ребенка. Он призвал ее проявить терпение и не терзать себя. При этом посланник Всевышнего ничего не сказал о запрете посещения могил женщинами, никак не упрекнул ее по этому поводу[4].

Исходя из вышеупомянутого, когда женщина посещает могилы своих умерших родственников, желая почтить их память, помолиться за них и получить назидание от атмосферы кладбища (таинства жизни и смерти), тогда это в полной мере канонически допустимо[5].

Излишние и многочисленные посещения женщинами кладбищ не приветствуются и даже могут подвести их к Божьему проклятию[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Проклинаемы Богом женщины, постоянно посещающие кладбища»[7].

Замечу, что некоторые исламские ученые уточнили: все запрещающие хадисы, в том числе и только что процитированный, были высказаны Пророком до окончательной разрешенности: «Теперь же можете посещать их (кладбища, могилы)»[8].

Итак, посещение женщинами кладбищ и могил однозначно не является запретным (харам).

Я раз в год приезжаю на свою родину навестить родных. Считаю своим долгом посетить могилы близких. Но иногда это совпадает с наступлением у меня менструации. Ждать, пока она закончится, времени не бывает, так как нужно уезжать обратно. Скажите, пожалуйста, имеет ли женщина право посещать кладбище во время менструации? Рудана.

Да, конечно же, имеет полное право.

Могут ли женщины участвовать в похоронных процессиях?

Во-первых, советую учитывать те обычаи относительно посещения кладбищ, которые сложились у разных мусульманских народов. С точки зрения канонов, народные обычаи должны приниматься во внимание (безусловно, если они не вступают в явное и резкое противоречие с основами веры и религиозной практики), особенно когда нет однозначного положения по тому или иному вопросу в Коране и Сунне.

Во-вторых, основным достоверным хадисом являются слова Умм ‘Атыйи: «Нам (женщинам) было запрещено сопровождать похоронные процессии, но запрет этот не был категоричным»[9].

В своде хадисов ан-Насаи и Ибн Маджи, а также у Ибн Абу Шейбы имеется повествование о том, как однажды ‘Умар окликнул женщину, присоединившуюся к похоронной процессии.

Увидев это, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Оставь ее, ‘Умар [пусть она идет вместе с нами]»[10].

  • Подавляющее большинство исламских богословов говорило о том, что участие женщин в похоронной процессии является нежелательным (макрух танзихэн), но это допустимо и регулируется в соответствии с обстоятельствами[11].
  • Женщины, сопровождающие похоронную процессию вместе с мужчинами, должны идти позади[12].
  • О смерти и похоронах по Исламу читайте здесь.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. (2000). Т. 4. С. 191.

[2] Св. х. Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, аль-Хакима. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 4. Ч. 7. С. 46; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. (2000). Т. 4. С. 191; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 364, хадисы № 3234 и 3235, оба «сахих».

[3] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 191; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. С. 220.

[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадис № 1283.

[5] См., например: Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 220, 221.

[6] Среди тех, кто говорил об этом, обосновывая свое мнение упоминаемым хадисом, был и имам аль-Куртуби. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 191.

[7] Св. х. Ахмада, Ибн Маджа, аль-Хакима и ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 328, хадис № 1057, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 447, хадис № 7277, «сахих».

[8] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 328, хадис № 1057 и пояснение к нему.

[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 381, хадис № 1278.

[10] См.: Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Т. 3. С. 170, глава № 9, раздел № 71, хадис № 1; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 173, хадис 1587, «да‘иф»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 187.

[11] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 187; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 4. Ч. 7. С. 2.

[12] См.: Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 3. С. 170, глава № 9, раздел № 71, хадис № 4.

Источник: https://umma.ru/poseshhenie-zhenshhinami-kladbishh-2/

Ссылка на основную публикацию