Земля с ладаном: в чем суть традиции

Новости сайта

Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым». 

Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»

  • Дмитрий Гришин (Россия). «Явление Святой Руси в европейском Петербурге» К 100-летию освящения Барградского Николо-Александровского храма
  • Фотоальбом «Великая Пятница в храме Гроба Господня. 11 апреля 2015 года»
  • Документальный фильм «Храм Гроба Господня». Первый канал
  • «Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
  • Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
  • Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
  • Иерусалимское отделение ИППО выпустило второй номер «Иерусалимского вестника»
  • Представитель ИППО в Израиле Павел Платонов принял участие в съемке репортажа НТВ о Сергиевском подворье

Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г.

Лариса Блинова. Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев 

Влад Соколовский. Эфиопское присутствие на Святой Земле в свете пребывания императора Хайле Селассие I в Иерусалиме в 1936 году 

Михаил Король.  Драгоман Яков Егорович Халеби. В поисках биографии 

Павел Платонов.  Храм святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду Иерусалима 

Павел Платонов. Вениаминовское подворье Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме 

Павел Платонов.  История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры 

Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. — Сообщения ИППО 

Лариса Блинова. Панорамы на евангельские темы в России. Часть 2. Апостол Петр и первые христиане в Риме императора Нерона: панорамы Яна Стыки по мотивам романа Г. Сенкевича «Камо грядеши?»  

Лариса Блинова. Панорамы на евангельские темы в России. Часть 1. Сюжет Голгофы: европейские работы в российских городах  

Дата в истории

1 ноября 2014 г. — 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея

  1. 10-й фестиваль Света в Иерусалиме. 27 июня-5 июля 2018
  2. Вифлеем и его окрестности. 24 июня 2018
  3. Подводная обсерватория редких рыб Красного моря в Эйлате. 4 июня 2018 
  4. Главная страница фотогалереи

Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года Святая Земля в 2016-2017 годах В предверии Рождества 2016 года Русские православные паломники на Святой Земле. Сентябрь-октябрь 2015 г. 

Интервью с паломником

Протоиерей Вячеслав Харинов (Россия). «Я хотел бы привить людям любовь к Святой Земле и дать понимание, как важно ее ценить в далекой России»

Священник Андрей Кордочкин (Испания). «Мы не сможем восстановить Россию как страну, имеющую духовный стержень, без молитвы русских паломников на Святой Земле»

Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва…»

Материалы наших читателей

  • Наталья Глебова. Хождение за Благодатным Огнем
  • Заказ икон из бисера  
  • Вадим Кустов. Святые места древнего христианства в пространстве Святой Руси 
  • Вадим Кустов. Александр Невский и его имя на Святой Земле 
  • Даша Миронова. На Святой Земле 
  • Павел Платонов. От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме

Вышел осенний номер журнала № 54

  1. Архив номеров
  2. Проекты ПНПО «Россия в красках»:
  3. Закончена работа над созданием первой серии цикла фильмов о Святой Земле. Фонд для фильмов о Святой Земле

Раритетный сборник стихов из архивов «России в красках». С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

  • Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
  • Славьте Христа  добрыми делами!
  • Спасем от гибели храм, построенный Александром Суворовым! 
  • Фотоальбом: Императорское Православное Палестинское Общество

Публикация из архивов. Школьная деятельность ИППО. Письма в Назаретский мужской пансион

Публикация из личных архивов. Неделя в Палестине. Из путевых воспоминаний В.Н.Хитрово

  1. Павел Платонов. Быт и нужды русских православных поклонников на Святой Земле в XIX-XXI веках
  2. Павел Платонов: От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме
  3. На Святой Земле
  4. 30 июня 2015 года в Российском культурном центре в Тель-Авиве состоялась презентация уникального издания книги английского священника К. Гейки «Святая Земля и Библия»
  5. Обращение к посетителям сайта

Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

  • Наши баннеры для обмена ссылками
  • Наш сайт о России «Россия в красках»
  • Земля с ладаном: в чем суть традиции
  • Земля с ладаном: в чем суть традиции
  • Россия и христианский восток 

Источник: http://palomnic.org/live_faq/?p=37

"Не только в храме". Почему ладан используют неправильно

МОСКВА 14 мая — РИА Новости, Артем Буденный. На Пасху в храмах покупают не только свечи и лампадное масло, но и ладан. Это благовоние известно со времен Древнего Египта.

Ладан обладает целебными свойствами, а некоторые считают — и магическими. Священники размахивают кадилом — разносится сладковатый аромат. «От него голова болит», — жалуются порой прихожане.

Что это — некачественный продукт или «нечистый ладана боится»? Как делают ладан и есть ли тут свои «ГОСТы» — в материале РИА Новости.

«Дьяки курят ладан»

Воскурение (поджигание и тление) ладана — древняя ритуальная традиция, о которой упоминается еще в Библии. Ладан был среди даров, поднесенных волхвами младенцу Христу.

В современных христианских церквах каждение ладаном — часть богослужения.

Ладан делают из древесной смолы и ароматических масел. В древности — из смолы «библейского» ливанского кедра. Сегодня это редкость, сырье обычно берут из босвеллии, распространенной в Аравии и Восточной Африке.

«Со смолой и ладаном — как с вином: все зависит от происхождения сырья, года производства, влажности, погоды в том месте в то время», — рассказывает монах одного из афонских монастырей, где делают ладан и кадильные свечи.

Их еще называют «монашенки», или фимиам. Кадильные свечи — это смесь ладана, угля и ароматических масел.

«Стоит зажечь кадильную свечу, как дом наполнится тонким благоуханием лучших сортов афонского ладана», — говорится на сайте производителя.

Такой сертификат в России не выдают

«Ни на ладан, ни на кадильные свечи никакого государственного стандарта нет. К сожалению, это приводит к подделкам», — рассказывает Михаил Чернин, гендиректор компании «Фаворский Свет», изготавливающей кадильные свечи в России.

«Покупатели иногда просят предъявить сертификат. Мы обращались в Ростест, нам ответили: эта продукция не подлежит сертификации», — продолжает он.

Это подтверждают и на Афоне. «Такой сертификат в России не выдают. Нам четыре раза присылали отказные письма с объяснением, что ладан — это общеупотребительное название», — уточняет монах.

По словам Михаила Чернина, каждый завод сам выбирает сырье. Зачастую под видом ладана продается смола, например, сосны. «Дым, конечно, не вредный. Но это и не ладан. Настоящий куда дороже», — подчеркивает он.

Продукт для народа

«Чем меньше формализма, тем лучше», — считает епископ Клинский Стефан (Сергей Владимирович Привалов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Сегодня много предприятий выпускают церковную утварь, и все, полагает владыка, стараются работать качественно.

Читайте также:  Искусственные цветы для кладбища или живые: какие носят

В храмах больше всего покупают свечи и ладан. Продукцию поставляют как светские предприятия, так и церковные. «Есть завод в Софрино, в котором благословляется закупать все церковные принадлежности.

Там действуют жесткие стандарты.

Есть и малые предприятия — они, если на чем-то и экономят, все равно полезны, потому что не каждый может позволить себе восковые свечи и архиерейский ладан высокого качества», — отмечает епископ.

По его словам, важно, «чтобы и малоимущий мог что-то для себя приобрести, поэтому качество бывает разным». Это актуально и для приходов: «есть то, что в церковной среде называется «канифоль», то есть достаточно дешевый ладан, а есть продукция афонских умельцев».

Голос афонского ладана

На Афоне не уверены в необходимости сертификации ладана. «Это как с колоколами: у каждого свой голос. Как можно сертифицировать голос человека?» — размышляет монах.

«Нигде, в том числе в Священном писании, не сказано, в каких долях соединять компоненты ладана. Сырье у всех одинаковое, но пропорции свои — подбирают опытным путем. Поэтому ладан из разных скитов Афона пахнет по-разному», — добавляет он.

Московские производители считают иначе. «Был бы ГОСТ, было бы чему соответствовать, — рассуждает Михаил Чернин.

— Любая контрольная организация или клиент могли бы проверить продукцию, к тому же покупателю было бы куда жаловаться.

Сейчас мы просто говорим, что делаем все из натуральных компонентов или из компонентов, не содержащих вредных веществ. Но, по сути, кроме как на наши слова, положиться не на что».

С жалобами на ладан — «не тот запах» и «голова болит» — тоже не все просто. Считается, что «освященный ладан воздействует на людей, которые одержимы злобными духами, поэтому многие чувствуют недомогание», — объясняет афонский монах.

«Запахи в ладане специально подбирают, чтобы каким-то образом включать человека в духовную работу. В том числе эти уникальные ароматы объединяют нас — христиан», — уточняет владыка Стефан.

«Все связано с молитвой»

Но ладан используют не только священники. В интернете обсуждают, как окуривать ладаном дом и даже домашний скот — чтобы «квартира лучше продалась», а корова «давала больше молока».

Никакими «очистительными» и волшебными свойствами сам по себе ладан не обладает, подчеркивают в церкви. Это уже суеверия и язычество.

То же самое касается свечей: не дым имеет силу, но Бог — поэтому важна молитва.

«И с горением свечи, и с окуриванием ладаном связана молитва к Богу и одновременно — участие небесных сил в этом духовном процессе. Еще это способствует определенному настрою. Но в любом случае это не магический ритуал, и от качества ладана тут ничто не зависит. Если мы пытаемся с помощью качественного ладана изгнать бесов — это неправильный подход», — говорит владыка Стефан.

«В церковном восприятии, в отличие от магизма, ничего не происходит механически. У нас все связано с молитвой над ладаном, святой водой, свечами, маслом. Все, что употребляется для молитвы, освящается в церкви, и надо всем читается особая молитва», — объясняет настоятель одного из московских храмов.

Многие покупают церковную утварь в храме, потому что она освящена, и либо несут ее домой, либо отдают в алтарь — как приношение, жертву за себя и ближних.

«То, что покупается в храме, действительно представляет собой жертву на храм. Если человек пытается сэкономить и приобретает на стороне, то доход идет тем людям, которые извлекают из этого коммерческую прибыль», — отмечает епископ Стефан.

«Коммунальные услуги, содержание храма, прихрамовой территории, зарплата священников — все это достаточно затратно. То, что церковь получает от продажи свечей и других церковных предметов, — лишь малая толика, но существенная для жизни храма», — добавляет он.

Освящен, значит вооружен?

«При освящении жилья мы свидетельствуем о том, что это место посвящается Богу, и это должно храниться людьми. Поэтому нет смысла кропить святой водой, а потом там ругаться. Мы наполняем своим внутренним содержанием окружающий нас мир: сами меняем эту атмосферу», — предупреждает настоятель одного из московских храмов.

«В богослужении священнослужитель благословляет кадило, есть чины, когда мы освящаем мед, свечи — в определенные дни года. Но мы не с аурой боремся, а стараемся освятить предмет для духовной жизни, — говорит епископ Стефан. — Все, что освящено в храме, — свечи, масло, ладан, вода — верующий человек может применить для духовной поддержки».

Ладан используют в качестве благовония и дома — чтобы «воспроизвести атмосферу храма» и лучше настроиться на молитву. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» — часто поют в церкви. Дым ладана символизирует молитву, которая возносится к Богу.

Есть кадильницы домашние — ими окуривают «в частном порядке», при освящении домов, во время заупокойной службы на кладбищах. Впрочем, есть разница между окуриванием ладаном и освящением святой водой, продолжает владыка Стефан.

«Говорят, «ладан беса отгоняет».

Люди одержимые не переносят запах ладана — есть такой момент, но в любом случае духовная сила святой воды, на мой взгляд, серьезнее, чем воскурение ладана, потому что она образуется на водосвятном молебне», — уверен архиерей.

Вообще, любой предмет можно окропить святой водой или перекрестить. «Мы освящаем жилище, транспорт, даже постель свою стараемся перекрестить, чтобы никто из бесовских сил не мешал отдыхать в ночное время», — говорит владыка Стефан.

Однако освящать все вокруг себя — другая крайность. «Не всегда это целесообразно, так как порой превращается в кликушество, когда человек всего боится. Православный христианин не должен ничего бояться, в том числе бесовских сил, которые не способны сделать человеку ничего плохого, если он верует в Бога и надеется на его помощь», — заключает он.

Источник: https://ria.ru/20190514/1553430661.html

Личное мнение о ладане

Когда приглашают священника освятить квартиру, он читает молитву по чину благословления (освящения) жилища и именно кадилом с ладаном обязательно проходит по всем помещениям в квартире, очищая их от бесовских духов. Почему его боятся бесы? Об этом позже, нам расскажет архимандрит Герман — «главный» православный изгонитель бесов.

Перед использованием ладана, священник его освящает. Ладан подлежит освящению в церкви, наравне со свечами, маслом и вином.

В Большом Требнике (в 43ей главе), существует для этого специальная молитва, которую читает священник: «Владыко Господи Боже наш, Твоя от Твоих приносити Тебе по предложению комуждо повелевый, и вечных Твоих благ воздаяние сим даруяй; иже вдовы по силе приношение благоугодно приемый, приими и ныне принесенная от рабов Твоих свечи, елей, ладан и вино в жертву Тебе благоприятную, в честь и славу Твою и святых Твоих, во очищение грехов наших, во исцеление немощей и избавление от скорбей душевных и телесных, и сего ради Сам Ты, Всесвятый, благослови сия и освяти и в вечных Твоих сокровищах возложитися сим сподоби даруя приносящим сия и мирских Твоих благ обильное восприятие, со всеми полезными. Яко Ты ecu благословляяй и освящаяй всяческая Христе Боже наш, и Тебе славу восзылаем со безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Покровская поминальная суббота: какого числа и обзор молитв

Ладан-ароматическая древесная смола используемая в церковных богослужениях и требах. Его разжигают в кадиле при помощи угля и окуривают алтарь, молящихся, иконы и всю церковь. Благодать Духа Свята символизируется ладаном и всегда используется с молитвой Богу, поэтому бесы его не переносят.

Все, что связано с Христом для бесов смертоносно и всегда приводит к их бегству, следовательно для христиан — это живоносно и полезно.

Ладан к нам «пришел» из Ветхого завета, где в храмах воскуривали фимиам, его же упоминает царь и пророк Давид в своих псалмах — » как огонь свечи непременно возносится к небу, вверх, так и ладанное благоухание из кадильницы возносится туда же, с ними молитвы верующих направляются к Богу…»

Еще в древние века было замечено, что вдыхание дыма ладана улучшает настроение, уменьшает тоску, апатию и тревогу, повышает активность, нормализует сон и аппетит, то есть устраняет то, что во многих случаях, объясняется действием нечистой силы.

Для людей верующих, благоухание тлеющего ладана благоприятно, умиротворяет и позволяет сосредоточиться на молитве.

Современные исследования подтвердили полезное действие натурального ладана — в нем содержится сильнейший антидепрессант — ацетат инценсола, который оказывает общее оздоравливающее действие на нервную систему и на общее самочувствие организма.

Ладан также называют Христовым благоуханием. Три волхва с Востока (святые Каспар, Мельхиор и Валтасар), пришедшие на поклонение младенцу Христу в числе прочих подарков — золота и смирны, вручили новорожденному богочеловеку ещё и шарики этой смолы.

Ладан был принесен Иисусу Христу, в знак признания его Богом. Эти драгоценные дары сейчас находятся на Святом Афоне в монастыре святого Павла и до сих пор источают сильное, ароматное благоухание.

Монахи столетиями замечали, что они подают исцеление душевнобольным и одержимым беснованием

В Евангелии описывается, что немалую часть своего времени Христос посвятил изгнанию бесов. Бесы узнавали его сразу, при первом появлении, раскрывали его сущность, называя Сыном Божьим. Спаситель изгонял их словом, наложением рук на одержимых и Духом Святым.

Все его действия описаны в Новом завете достаточно подробно. Его же именем изгоняли бесов и его ближайшие ученики — апостолы. Именно поэтому, вознося молитвы Богу и призывая Его, христианские священники тоже могут изгонять бесов, не своей силой, но властью Христа.

Отец Герман(Чесноков), занимающийся отчитками бесноватых и не понаслышке знающий о кознях дьявола и умеющий «с первого взгляда» распознавать, кто перед ним — обычный душевнобольной, или одержимый, говорит, что бесы очень боятся «Иисусовой молитвы» и молитвы «Отче наш», а также святой воды, ладана и крестного знамения.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/kupol/lichnoe-mnenie-o-ladane-5cc19c118e370c00b366cdbf

Кадило, каждение

Кади́ло – (греч. θυμιατός (фимиатос), θυμιατήριον (фимиатирион), λιβανωτός (ливанотос)) – металличекий сосуд, используемый в литургической практике Православной и Католической Церквей для совершения каждения (курения ладана — важнейшего символического действия, совершаемого во время богослужения).

С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан (фимиам). При сгорании он образует благовонный (ароматный) дым.

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля.

Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ (Исх.30:1-9).
Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан.

Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу (Откр.8:3-5).

Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе.

Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение. 
На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке.

В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.

По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу.

Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется Кадилом благовонным.

Когда священник кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздаёт честь и хвалу Богу. Каждение людей символизирует благословение и схождение Святого Духа. 

Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».
Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.

Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона.

Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу.

Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.

Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с возглашением молитвенных прошений — ектений. Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.

В ответ на каждение принято кланяться. Во время каждения всего храма достаточно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться, нет необходимости крутиться вокруг своей оси. 

Не существует чина освящения кадила, но существует традиция, согласно которой священнослужители кадят в храме кадилом с цепочками, а миряне в своих жилищах используют кацею.

В качестве топлива для каждения применяют уголь, он продается в виде таблеток, которые легко разжигаются при помощи спичек (быстроразжигающиеся таблетки) или на плите (обычные таблетки). Ладан используйте только хорошего качества, чтобы получить действительно благовонный фимиам.

Обходя комнаты в доме и совершая кадилом крестное знамение, можно произносить 90-й и 100-й псалмы, а также молитву Честному Кресту.

  • Кадило – металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония.
    Ручное кадило в форме ковша именуется кацией.
  • Паникадило – большая свечная люстра или канделябр в храме.
Читайте также:  Почему покойников целуют в лоб на похоронах: особенности ритуала

Теперь вы не перепутаете кадило с паникадилом, как это сделал русский классик: Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле (И.С. Тургенев).

С кадилом в руках изображают первосвященника Аарона и святых архидиаконов Стефана и Лаврентия (их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат). 

***

«Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами.

Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб).

И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение.

С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».
Михаил Скабалланович. Толковый типикон.

Источник: https://azbyka.ru/kadilo

6 января – праздник Трёх королей

День Богоявления с 2011 года в Польше является государственным выходным. Пользуясь свободным днём, множество людей проводят его на богослужениях, а затем на улицах в карнавальных шествиях и представлениях.

Сейчас по всей Польше полным ходом идёт подготовка к Шествию трёх королей.

Яркий костюмированный карнавал с пением коленд, яслями, рождественскими звёздами, Иисусом, Марией, Иосифом, Ангелами и бесами, и конечно Тремя королями, пришедшими поклониться Христу, завершает рождественский цикл в Польше.

В Польше праздник Трёх королей имеет свои традиции, связанные с костёлом и верой. Есть и более современные начинания, но всё же традиционные устои сохраняются и даже крепнут.

Сам праздник имеет более долгую историю, чем празднование Рождества. История праздника уходит корнями в Евангелие, где описаны события принесения даров волхвами Младенцу Иисусу. Принесли они Ему смирну, ладан и золото. В ясли, где родился Спаситель, их привела Вифлеемская звезда.

Кто же эти трое, кто пришёл поклониться новорождённому Спасителю человечества? До сих пор нет точного ответа на этот, пожалуй, самый распространённый вопрос. Были ли они царями – тоже загадка. Волхвы всё же – не царские особы, а скорее маги или мудрецы. Но в польской традиции они известны как Три короля.

Те, кто читал Библию, а точнее Евангелие, знают, о каких событиях идёт речь. Но даже тот, кто священную для христиан книгу не открывал, тоже что-то слышали о трёх королях – или волхвах.

Упомянутые лишь однажды, в Евангелии от Матфея, волхвы с Востока приносят младенцу Христу дары. Но что они означают?

Этот момент в Евангелии указывает на особое значение, которое волхвы придавали младенцу. Здесь стоит присмотреться к описанию Евангелиста, ведь тут важны детали. Матфей указывает, откуда пришли волхвы: с Востока.

А в восточной традиции приближаться к правителю без приношения было нельзя.

То есть данный эпизод важен своей символикой: волхвы, а в католической традиции – Три короля – не иудеи, а жители других земель, принося подарок младенцу Иисусу, признают в Нём и своего правителя – Царя царей.

Их имена условны, но именно они укоренились в сознании христиан: Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Совсем не условны подарки, принесённые Христу. Ведь важна их символика. Она вновь и вновь указывает на Христа как на Царя и Спасителя.

Ладан считался дорогим и ценным подарком. Особенно его ценность заключалась в духовном предназначении. При помощи ладана в храмах совершается каждение – символ жертвы Богу. Каждение совершает священник, а значит, волхвы, принося в подарок ладан, признавая Божественную сущность Иисуса, указывают читателям Евангелия на то, что Христос – Первосвященник и принесёт жертву Богу.

Золото испокон веков считалось божественным металлом. Им украшали и до сих пор украшают предметы, связанные с образом Бога, в чём бы образ Его ни выражался. На иконах, на символических предметах храмовой и литургической утвари – всюду мы встретим или золото или позолоту.

Золото было признаком высокого положения. Цари носили головные уборы, сделанные с использованием этого металла, оно могло быть и знаком мудрости. Преподнесённое Царю царей золото было признанием его мудрости и власти над всеми без исключения народами.

Смирна – благовоние, использовавшееся в древности в ритуале погребения усопших. Она была преподнесена как символ жертвы самого Христа, которую Ему только предстоит принести во искупление грехов человечества.

Его смерть станет дорогой к вечной жизни всех людей, это подчёркивает символизм подарков, принесённых волхвами Спасителю и в этом смысле перекликается с преподнесённым ладаном.

В память этого события в Польше в костёлах происходит освящение золота и ладана, который укоренился на стыке XV-XVI вв., а также мела и воды. Вода тут не случайна, ведь в древности в этот день все христиане праздновали Крещение Господне. Сейчас Крещение празднуется в другие дни.

Часто в Польше на дверях можно увидеть написанные мелом три буквы K+M+B. Что это за буквы? Так вот, в Польше они считаются инициалами Трёх королей. Освящённым в костёле мелом на дверь наносят их инициалы и текущий год. В оригинале это выглядело иначе – C+M+B.

C латыни это можно расшифровать так: Christus Mansionem Benedicat – Христе Боже, благослави этот дом. Версию K+M+B можно назвать характерной для Польши, в остальных традиционно католических странах на двери будет именно C+M+B.

Легенда о «Трёх королях» появилась в Польше в Средневековье, возможно, поэтому она глубоко укоренилась в сознании поляков, отчего до сих пор пишут K вместо C, объясняя это именно именами волхвов, а не аббревиатурой с латинского.

Освящённым ладаном кадили дома. Это должно было уберечь от болезней и сил зла. Освящённым золотом проводили по всей длине шеи, что также было направлено на защиту человека от недугов и злого глаза.

По традиции, на праздник Богоявления в Польше пекут миндальный сладкий пирог. В нем прятали один целый миндальный орех, и тот, кто его находил, объявлялся миндальным королём.

Считалось, что найти в торте орех сулит удачу.

Известна традиция, согласно которой дети ходили по домам, пели колядки на Трёх королей, за что получали «щедрики»(szczodrki) – вкусные рогалики, испечённые специально к празднику.

Многие из традиций сохранились до нашего времени. Значимость праздника подчёркивает и отношение к нему государства. 6 января в Польше является выходным. Сделано это для того, чтобы каждый имел возможность посетить храм и глубже задуматься над сутью праздника Богоявления.

Источник: https://polomedia.ru/news/tradicii/6-yanvarya-prazdnik-tryoh-koroley

Ссылка на основную публикацию