Правила захоронения на еврейском кладбище

Правила захоронения на еврейском кладбище Правообладатель иллюстрации Louis Berk Image caption Летом кладбище на Брейди-стрит утопает в зелени

Кладбища на Брейди-стрит и Олдерни-роуд в лондонском Ист-Энде одни из старейших еврейских захоронений в Великобритании. Долгое время на эти заброшенные кладбища мало кто заглядывал.

Школьный учитель Луис Берк с 2004 года работал в средней школе на Брейди-стрит. Однажды, выглянув из школьного окна на третьем этаже, он увидел заросшее буйной растительностью старое кладбище.

Заинтересовавшись находкой, он выяснил, что его школа граничит с двумя старейшими в Великобритании еврейскими кладбищами.

Согласно документам, эти два кладбища появились здесь в 1761 и 1697 годах. Закрыты они оба были в 1850-х, после того как там не осталось места для новых захоронений.

В течение пяти лет Луис Берк ходил на эти кладбища, чтобы сфотографировать их разные времена года.

Правила захоронения на еврейском кладбище Правообладатель иллюстрации Louis Berk Image caption Многие надгробия здесь тонут в буйной растительности Правила захоронения на еврейском кладбище Правообладатель иллюстрации Louis Berk Image caption На кладбище, расположенном на Брейди-стрит, фотограф нашел необычный надгробный камень. Возможно, здесь был похоронен еврейский музыкант

Вот кладбище на Брейди-стрит. Здесь стоит необычный надгробный камень. Под ним, скорее всего, покоится еврейский музыкант.

  • Дата стерлась, но вполне вероятно, что это одно из более поздних захоронений, сделанное незадолго до закрытия кладбища в 1858 году.
  • Высокое надгробие, которое можно увидеть на снимке ниже, расположено рядом с южным периметром кладбища.
  • Отличительной особенностью этого мемориала являются горельеф с изображением покойной и библейские сюжеты, украшающие три его стороны.

Мемориал посвящен Мириам Леви, которая умерла в 1855 году. Она, судя по всему, была важным членом еврейской общины, и ее глубоко уважали за помощь бедным и больным.

Правила захоронения на еврейском кладбище Правообладатель иллюстрации Louis Berk Image caption Надгробный памятник Мириам Леви Правила захоронения на еврейском кладбище Правообладатель иллюстрации Louis Berk Image caption Кладбище на Олдерни-роуд поросло фиговыми деревьями

  1. На этом надгробном камне символ священника, и, как считается, особое расположение рук означает букву ש (Шин) на иврите.
  2. Это первая буква нескольких важных слов, в том числе Шхина и Шаддай (оба альтернативные имена Бога).
  3. Этот символ использовал актер Леонард Нимой в роли инопланетянина Спока в телесериале «Звездный путь».
  4. Нимой, сын правоверных еврейских иммигрантов, помнил, что этот знак использовался в религиозных службах, и решил применить его в качестве так называемого вулканского салюта («Живи долго и процветай»), хорошо знакомого фанатам этого сериала.

Правила захоронения на еврейском кладбище Правообладатель иллюстрации Louis Berk Image caption Изображение рук на надгробии может означать, что здесь похоронен священник

  • Захоронение польского иммигранта Хаймана Гурвица (на фото внизу) отмечено высоким обелиском.
  • Гурвиц приехал в Великобританию, когда ему было чуть больше 20 лет, и с 1799 года руководил школой для мальчиков в лондонском районе Хайгейт.
  • В 1826 году Авраам Голдшмид, попечитель нового Университетского колледжа, обратился с просьбой создать там кафедру иврита и литературы на иврите, а в 1828 году Гурвицу предложили ее возглавить.

Правила захоронения на еврейском кладбище Правообладатель иллюстрации Louis Berk Image caption Кладбище на Брейди-стрит ранней весной. Обелиск на могиле польского иммигранта Хаймана Гурвица Правила захоронения на еврейском кладбище Правообладатель иллюстрации Louis Berk Image caption Кладбище на Брейди-стрит осенью. Сквозь некоторые могилы здесь уже проросли деревья

Множество надгробий на кладбище приобрели с течением времени специфический зеленый цвет. Ученые считают, что этот процесс частично связан с повышением уровня кислотности в дожде, особенно из-за роста числа фабрик и мастерских в этом районе.

Другим фактором является влияние периодического замораживания и оттаивания на материал из мягкого песчаника некоторых надгробных камней, что приводит к одряхлению поверхности.

В результате микроорганизмы из воздуха попадают в трещины на поверхности, что и ведет к изменению цвета.

Правила захоронения на еврейском кладбище Правообладатель иллюстрации Louis Berk Image caption Кладбище на Брейди-стрит туманным днем Правила захоронения на еврейском кладбище Правообладатель иллюстрации Louis Berk Image caption Кладбище Брейди-стрит в разгар зимы. Такой снег в Лондоне можно увидеть далеко не каждый год

Фото Луиса Берка

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-40595297

кладбище

КЛА́ДБИЩЕ. В библейской и раввинистической лексике место захоронений носит различные названия: בֵּית עוֹלָם, бет-‘олам (`дом вечности`, Эккл. 12:5; на арамейском בֵּית עָלְמָא, бет-‘алма — ТИ., МК. 1:2, 80б или בֵּית עָלְמִין, бет-‘алмин — Плач Р.

1:4), בֵּית קְבָרוֹת, бет-кварот (буквально: `дом [место] могил`, ср. Нех. 2:3; Санх. 6:5); эвфемистически — בֵּית מוֹעֵד לְכָל חַי, бет-мо‘эд ле-хол хай (`дом собрания всех живущих`, Иов 30:23), בֵּית הַחַיִּים, бет-ха-хаим (`дом жизни`).

Наименования бет-кварот и бет-‘алмин вошли в современную лексику языка иврит.

Уже в эпоху Библии могилы считались ритуально нечистыми (Чис. 19:16; см.

чистота и нечистота ритуальные), и поэтому во времена патриархов и в период Первого храма места захоронений — обычно пещеры или высеченные в скалистой почве отдельные могилы или подземные склепы как на семейных участках (см.

Махпела пещера), так и на участках, отведенных под кладбище «сынов народа», — находились, видимо, на некотором расстоянии от поселений или жилища (Быт. 23:19; II Ц. 23:6).

Исключением (впоследствии строго порицаемым Иехезкелем, 43:7 и 9), очевидно, являлся обычай хоронить царей в их столицах, засвидетельствованный не только многократно встречающимися в Библии применительно к царям Иудеи и Израиля выражениями «почил с отцами», «погребен с отцами» (I Ц. 11:21; 22:40 и во многих других местах), но и прямыми указаниями на захоронение Давида и его преемников в «граде Давида» (I Ц. 2:10; 11:43; 14:31 и прочие).

«Народное» кладбище, упоминаемое вскользь уже в Библии (II Ц. 23:6), появляется во всех населенных пунктах Эрец-Исраэль, как следует полагать, лишь в эпоху Мишны, когда были разработаны и правила устройства кладбища. Оно должно было отстоять на расстоянии не менее 50 локтей (около 25 м) от ближайшего дома поселения (ББ. 2:9); участок, отведенный под кладбище, следовало огораживать.

Талмуд и более поздняя раввинистическая литература строго запрещают любое действие, свидетельствующее о неуважении к усопшим (еда, питье, сон, громкий разговор, пастьба скота на кладбище, использование склепов в качестве кладовых и т. п.

), или прохождение по кладбищу с целью сокращения пути (Мег. 29а; Ш. Ар. ИД. 368:1). На кладбище запрещается надевать таллит и тфиллин, вносить свиток Торы или читать из него, «дабы не устыдить» мертвых, которые уже не могут выполнять мицвот (Ш. Ар. ИД.

367:2, 3).

Превращение Иерусалимского кладбища в некрополь, впоследствии окруживший город со всех сторон, видимо, началось уже в эпоху Первого храма с захоронения членов царской семьи и знати вне семейных склепов (II Ц. 21:18, 26; II Хр. 26:23).

На северо-восточном склоне долины Кидрон (в районе Кфар-ха-Шиллоах) были обнаружены наземное строение так называемой гробницы дочери фараона со следами надписи древнеивритским шрифтом, а также несколько подземных захоронений, в том числе царского чиновника «что над домом» (домоправителя).

Большинство гробниц, восходящих к эпохе Второго храма и отличающихся законченностью архитектурной концепции и декоративностью притолок, фризов и тимпанов, сгруппированы вокруг Старого города в основном на востоке (по склонам Масличной горы и горы Скопус), на севере (от так называемой Гробницы членов Синедриона до Гробницы царей, см. Елена) и юге (вдоль долины Кидрон и ее ответвлений). Обычай погребения на Иерусалимском кладбище знатных, зажиточных или особо набожных лиц, скончавшихся в диаспоре, возник вскоре после разрушения Второго храма, со временем распространился на всю территорию Эрец-Исраэль и бытует поныне.

Обширный некрополь в Бет-Ше‘ариме служил для этой цели на протяжении 2–4 вв. н. э.

Известно, что даже в Химьяре (нынешний Йемен) умирающие завещали детям перевезти свои останки в Эрец-Исраэль для захоронения их в Святой земле, веруя, что этим избегнут загробных мук (хиббут ха-кевер) и предстоящего «скитания по подземным расселинам» (гилгул мехиллот) на пути в Землю Израиля, когда придет Мессия, а также в правдивость изречения «захороненный в земле Эрец-Исраэль, что захороненный под алтарем» (Кт. 111а).

К концу эпохи Второго храма относятся еврейские кладбища в районах горы Мерон (Галилея) и Кумрана (у Мертвого моря). В Риме имеется шесть еврейских кладбищ — катакомб, относящихся к 1–4 вв.

Отдельные еврейские катакомбы обнаружены также в итальянском городе Веноса (4–8 вв.), на островах Сардиния, Сицилия, Мальта, в Киренаике, Карфагене и Александрии.

В Эрец-Исраэль средневековые еврейские кладбища сохранились в Цфате и Кфар-Ясифе.

В христианских и мусульманских странах средневековой Европы наличие у еврейской общины участка для устройства кладбища было признаком ее жизнеспособности и признания властями.

Иногда правители, заинтересованные в участии евреев в развитии экономики подвластных им городов, старались привлекать их в свои владения, предоставляя им, наряду с прочим, необходимые для кладбища участки земли. Такой участок выделил в 1084 г. из церковных земель Рюдигер, епископ Шпейера, даровавший евреям города грамоту с привилегиями.

Возвышенность, на которой находилось еврейское кладбище Барселоны, носит до сих пор название Монтжуик (Еврейская гора). На кладбище в Пуэнте-Кастро близ Леона (на севере Испании) поныне находятся еврейские надгробия 11 в.

Кладбища еврейских общин средневековой Европы обычно располагались на краю гетто, и при них имелось (как и поныне на многих из них) особое строение для омовения покойников (хадар тохора).

Из-за небольших размеров кладбища часто приходилось хоронить в два (а иногда и более) слоя, оставляя между ними пласт земли толщиною в шесть ладоней (около 45 см; Ш. Ар. ИД.

Читайте также:  К чему снятся собственные похороны со стороны : значение в соннике

362:4), равный предписанному минимальному расстоянию между смежными могилами.

Часто несколько еврейских общин имели общее кладбище. Так, в Лондоне до 1177 г. еврейское кладбище было единственным на все общины Англии; в Альтоне (Германия) кладбище было общим для местной и Гамбургской общины; амстердамская община имела кладбище в Удеркерке; евреи Верхней и Нижней Баварии — в Регенсбурге; евреи Чехии (до 14 в.) — в Праге.

В настоящее время хорошо сохранившееся пражское еврейское кладбище является частью музейного комплекса (см. Прага). В средние века в Вене было центральное кладбище для евреев не только австрийского герцогства, но и соседних стран; в Швейцарии центральные кладбища были в Базеле и Цюрихе.

Владевшая кладбищем община порой взимала с других общин плату за право пользования им.

На некоторых небольших кладбищах могилы копали в последовательности погребений. Однако на большинстве кладбищ было принято выделять особый участок для погребения раввинов и других знатных или благочестивых членов общины, а для погребения кохенов, их жен и незамужних сестер (ср. Лев.

21:2, 3) отводить ряд у кладбищенской стены на расстоянии восьми локтей (около 4 м) от параллельного ряда захоронений, чтобы кровные родственники-кохены могли присутствовать на похоронах своих родных или посещать их могилы, находясь на разрешенном расстоянии в четыре локтя от других могил.

На многих кладбищах мужчин и женщин хоронили в разных рядах. Вероотступников, отлученных от общины (см. Херем), и самоубийц следовало хоронить в отдаленном углу кладбища или за его оградой (ср. Ш. Ар. ИД.

345:1, 4, 5). В отношении самоубийц это правило было впоследствии смягчено большинством галахических авторитетов. Враждующих запрещалось погребать рядом, так же как грешника около праведника (Ш. Ар. ИД.

362:5, 6).

Возникший у евреев в 19 в.

обычай сажать цветы на могилах вызвал строгое порицание со стороны ортодоксальных раввинов (которые считали это подражанием иноверцам — хуккат ха-гой); подобная практика и поныне не допускается на кладбищах, находящихся в ведении ультрарелигиозных общин Израиля. Однако на многих других кладбищах в Израиле, в частности на военных, разрешена посадка растений на могилах и близ них.

В 19 в. во многих городах Европы возникли объединенные кладбища с отдельными участками для различных вероисповеданий. Ведущие раввинистические авторитеты требовали, чтобы такой участок находился в постоянном владении общины, был огорожен и отдален от других участков минимальным расстоянием в четыре локтя.

Во время Второй мировой войны и Катастрофы было разорено большинство старинных еврейские кладбищ на территориях Центральной и Восточной Европы. Особенно пострадали еврейские кладбища в Польше.

В послевоенные годы многие еврейские кладбища в Германии пришли в запустение из-за исчезновения владевших ими общин.

Интенсивное городское строительство послевоенных лет в Восточной и Центральной Европе привело к ликвидации многих старинных еврейские кладбищ, оказавшихся в центре городов.

Однако некоторые из них (например, в Кракове, Люблине, Праге, Варшаве) восстановлены и содержатся в порядке. Памятник с надписью о бывшем здесь еврейском кладбище установлен в 1952 г. на окраине города Витория в Северной Испании (Страна басков), жители которого в 1492 г.

, приняв этот участок (так называемый Холм евреев) в дар от изгоняемой общины, обязались 460 лет охранять находившиеся на нем могилы. Подавляющее большинство еврейских кладбищ в Испании были превращены после изгнания евреев из страны (1492) в выгоны и со временем застроены.

Посещение кладбищ в дни поста (особенно в день Ава девятого), а также в канун новомесячья, в месяц элул, в канун Иом-Киппура и в йорцайт для молитв у могил родственников, «дабы те заступились за живых» (Та‘ан. 16а), стало широко распространенным обычаем, сохранившимся во многих общинах и поныне.

Во многих местах для предотвращения опасности, угрожающей всей общине (эпидемии и т. п.

) или отдельной семье (например, тяжелые роды), принято обмерять кладбище по периметру и жертвовать синагоге равное число свечей; обходить (как и при освящении кладбища) вокруг кладбища несколько раз (хаккафот), читая псалмы и слихот, либо даже устраивать на кладбище за счет общины свадьбу неимущей паре (так называемая `черная свадьба`).

При посещении кладбища по истечении 30 дней после похорон читают молитву, которая завершается второй бенедикцией из Амиды. Молитвенники обычно содержат и другие специальные молитвы для чтения при посещении могил родственников и цаддиков. Могилы цаддиков до сих пор служат местом паломничества хасидов (см. Хасидизм) со всего мира (в СССР они посещались даже в советские времена).

На территории бывшего Советского Союза самые старые еврейские надгробные памятники обнаружены в Крыму и на Кавказе (в Грузии). О существовании еврейских кладбищ в Крыму уже в 1–3 вв. н. э. свидетельствуют относящиеся к этому периоду надписи на греческом языке.

Еврейские надгробия, обнаруженные вблизи древней столицы Грузии — городе Мцхета (см. Грузинские евреи) и в других местах на территории Грузии, относятся ко 2–5 вв. Эти и более поздние надгробные памятники (в частности, относящиеся к 18–19 вв.

) содержат ценный эпиграфический материал для изучения истории еврейских общин Грузии.

Многие надгробия, сохранившиеся на еврейских кладбищах в Галиции, в Закарпатье, на Буковине, то есть на территориях, входивших ранее в состав Австро-Венгерской империи, а затем Польши, Венгрии и Румынии, свидетельствуют о замечательном искусстве еврейских мастеров-камнерезов.

После разделов Польши (конец 18 в.), в результате которых массы еврейского населения оказались под властью Российской империи, еврейские кладбища появились и в тех городах, где евреи ранее не проживали, в том числе и вне черты оседлости.

Иногда приобретение участка под кладбище предшествовало созданию еврейской общины. Так, в 1802 г. еврейская колония Петербурга (см.

Санкт-Петербург) вступила в соглашение с евангелическо-лютеранской общиной города, которая отвела в распоряжение евреев участок на своем кладбище (Бретфельдское, позднее — Волково кладбище).

Этот акт символизировал основание еврейской общины Петербурга. Евангелическая община снова пришла на помощь евреям, когда в 1862 г. старое кладбище оказалось заполненным, а православное духовенство, в ведении которого находились городское кладбище, отказалось предоставить евреям другой участок. В 1874 г.

, когда кладбище находились уже в ведении городской управы, евреям был предоставлен особый участок в семь десятин, так называемое Преображенское кладбище, на котором погребены многие видные представители русского еврейства (например, Д. Г. Гинцбург /см. Гинцбург, семья/, скульптор М. Антокольский и другие).

Во время Второй мировой войны некоторые памятники на Преображенском кладбище были повреждены (в том числе памятник М. М. Антокольскому работы И. Гинцбурга).

При советской власти наблюдалась постоянная, все усиливающаяся тенденция к ликвидации отдельных еврейских кладбищ и замене их «смешанными» кладбищами, на которых хоронят как евреев, так и неевреев. Иногда на смешанных кладбищах выделяется особый участок для еврейских могил.

Так, в Москве в 1932 г. прекратились захоронения на еврейском Дорогомиловском кладбище (окончательно ликвидировано в 1941 г.).

Прах некоторых евреев, погребенных на этом кладбище, был перенесен на еврейское кладбище Востряково в пригороде Москвы или на нееврейское Новодевичье кладбище.

В 1963 г. последнее еврейское кладбище Москвы (Востряково) было заполнено и закрыто. Евреев стали хоронить на смешанных участках; нередко предавать кремации. Однако евреи, сохранившие верность религиозным традициям, хоронят своих родственников на еврейских кладбищах на станциях Малаховка (недалеко от Москвы по Казанской железной дороге) и Салтыковка (Курская железная дорога).

В Киеве Лукьяновское еврейское кладбище, расположенное вблизи Бабьего Яра, было закрыто еще в конце 1930-х гг., а в 1960-е гг. его сровняли с землей (надгробные памятники были снесены, некоторые из них — проданы) и впоследствии эту территорию застроили.

Еврейское кладбище на Куреневке, открытое вместо Лукьяновского, было заполнено и закрыто.

В Киеве, как и во многих других городах Советского Союза, евреев стали хоронить на смешанных кладбищах (на Байковом кладбище — самом крупном и старом кладбище Киева — имеются еврейский и так называемый интернациональный участки).

Своими надгробными памятниками известны были в прошлом три еврейских кладбища Одессы, на одном из которых погребены видные деятели еврейской культуры (Менделе Мохер Сфарим, С. Фруг и другие). В советские времена еврейские кладбища оказались заброшены, памятники нередко подвергались надругательствам (например, памятники М. Мохер-Сфариму и отцу И.

 Бабеля с надписью в память писателя, место погребения которого неизвестно). На территории кладбища надзиратели расположенной поблизости одесской тюрьмы занимались тренировкой в стрельбе; в качестве подставок для мишеней использовались надгробные памятники. В Гродно еврейское кладбище было распахано в середине 1950-х гг.

, надгробия использовались при сооружении памятника Ленину.

Запустение царит на старых еврейских кладбищах местечек Западной Украины, где почти не осталось евреев после Катастрофы.

Разрушению и закрытию подверглись еврейские кладбища во многих городах Советского Союза: Минске, Кишинёве, Вильнюсе, Львове, Бердичеве, Могилеве и других.

Одно еврейское кладбище во Львове было разрушено во время немецкой оккупации; уцелевшие кладбища разрушились из-за отсутствия ухода. Власти проявляли демонстративное пренебрежение к проблемам еврейских кладбищ.

Источник: https://eleven.co.il/judaism/family-life-cycle/12113/

Кладбища-призраки

Все родственники умерших  хотят, чтобы похороны были пышными, памятники — дорогими и красивыми, а церемонии — скорбными и торжественными. Так было и так, наверное, будет всегда.

И конечно, всегда будет мотив заработать на этих естественных человеческих желаниях. Другое дело — что у страны и у города с такой наследственностью все, что должно быть естественным, устаканивается заново с трудом.

Отсюда и перестрелки на кладбищах, и другие кладбищенские уродства.

До страшной чумы, выкосившей пол-Москвы в 1771 году, москвичей хоронили в церковной ограде. А во время чумы правила захоронения изменили — появились первые кладбища за чертой города. Черта эта чуть ли не до 1920-х проходила по Камер-Коллежскому валу, в районе Третьего транспортного кольца.

Исключения, конечно, были: Донской и Новодевичий монастыри, например (кладбища за монастырскими стенами не подлежали новому правилу, установленному Сенатом). А вот старые погосты в центре не сохранились вообще. Между тем их было много. Представьте, сколько в Москве церквей и монастырей. Сорок сороков, 1600. Одни называют 300 исчезнувших церковных погостов, другие — 600.

Характерный пример — не сохранившийся некрополь храма Всех Святых на Кулишках, первого русского воинского мемориала. Там, по легенде, были похоронены герои Куликовской битвы — ну и где же эти могилы? Их нет.

Читайте также:  Погребальный набор: список того что нужно для похорон

Церковные некрополи за редким исключением были уничтожены. А там лежали представители древнейших боярских семей. Церковные патриархи. Царицы и великие княжны. Чиновники. Купцы. Церковные старосты. Просто хорошие люди.

Когда церковные помещения отдали под склады и советские учреждения, раки (церковные склепы) безжалостно выбросили. На фундамент или просто на выброс шли массивные каменные плиты. Их разбивали ломами. Растаскивали по дворам.

Камни с годами рождения и эпитафиями темнели на помойках и свалках… Между тем среди этих гробниц было много семейных захоронений.

…Однажды брел я по Франкфурту, буквально по центру города — и вдруг натолкнулся на старинное городское кладбище. Старые надгробия, старинный шрифт надписей, господи, не знаю, с XVI века, возможно, тут лежат германские покойники.

Понятное дело, никого тут больше не кладут, да и цветочков свежих нет — прямых наследников давно уже не осталось. И все же — будет жить страна с такими корнями. Будет, несмотря ни на что.

Есть в этом непонятный, почти мистический, но очень четкий закон.

Могила для оливье

Есть в Москве кладбище, которого не коснулись большевистские репрессии — могил не разбивали, не громили по атеистическому и классовому принципу. Это Немецкое, или Введенское кладбище.

Сюда, в Немецкую слободу, переселили тогдашних экспатов еще в XVII веке. Переселили, поскольку москвичи относились к иностранцам плохо — ненавидели, писали доносы, причем в огромных количествах.

Так называемые «немцы» (то есть немые, и слова не умеющие сказать по-русски) жили-жили да и начали по разным причинам умирать, и хотя сначала их, как и положено, хоронили при кирхах и костелах, в XVIII веке стали хоронить тут, недалеко от Лефортовского парка.

Кладбище удивительное, почти сказочное. Невероятной красоты семейные склепы. Скорбные девушки в платках, ангелы, драматические распятия, чего только нет.

Сюда приходят толпы экскурсантов. Одни, чтобы поглазеть на могилу создателя легендарного салата Люсьена Оливье, другие — поклониться Татьяне Пельтцер.

Есть и настоящие святыни — могила доктора Гааза, первого русского правозащитника и гражданского активиста, который не только был главным врачом московских тюрем и лечил арестантов, но и придумал наручники вместо колодок, с удобными кожаными ремнями — и тем облегчил страдания сотен тысяч зэков.

Эх, знал бы этот благородный немец, что будет твориться в русских тюрьмах после него… А если знает – тяжело ему тут лежать. Эти наручники прикованы к могиле доктора как парадоксальный символ деятельного добра, как символ того, что, хотя любовь к людям и гуманизм никогда не победят, делать что-то все равно надо.

Кладбище не трогали при советской власти по одной-единственной причине — сюда приезжали иностранцы.

В самые глухие сталинские годы родственники, дипломаты и журналисты могли приехать в гости к давно усопшему дядюшке или прадедушке, и они должны были убедиться, что могилу охраняют. Не только эту, но и соседние.

Родственники летчиков французского полка «Нормандия-Неман» вполне могли заглянуть на могилку наполеоновских гренадеров, которая тоже тут есть, и заодно осмотреть всю территорию вокруг, а значит, кладбище должно было быть чистым и главное — целым.

Ухаживали за могилами, конечно, не родственники (которых после 1917 года у этих покойников в России практически не осталось), а нанятые государством люди. Это было спецкладбище. Таким оно остается и до сих пор.

Кости из траншеи

Братское кладбище находится на Соколе, в районе Песчаных улиц. Его учредили в годы Первой мировой, чтобы с воинскими почестями хоронить павших героев, а их становилось все больше и больше. В 1917 году здесь похоронили юнкеров, защищавших Кремль от большевиков.

В 1920-е начали хоронить жертв массовых расстрелов: священников, дворян, бывших офицеров и так далее. В 1932-м стали строить парк, и кладбище попросту закопали. Во время прокладки труб и строительства кинотеатра в 1970-е кости стали вылезать из траншей.

Восстанавливать воинский мемориал начали только в последние годы.

В Москве десятки мест, где тайно хоронили расстрелянных в 1920-е и 1930-е. Территория Яузской больницы. Поселок Коммунарка. Да даже и места захоронения расстрелянных на Калитниковском, Рогожском, Ваганьковском кладбищах, в Донском крематории — много ли людей знают о том, кто там похоронен, многие ли ходят отдать дань памяти этим жертвам нашей истории?

Типичные для Москвы кладбища-призраки.

Прерванная история

С 1917 года кладбищенская история Москвы началась практически заново. 99% московских могил — это как бы с нуля начатая долгая семейная история. Вокруг нашей семейной могилы на Востряковском кладбище много еврейских фамилий. Многие могилы поросли травой — вся семья уехала.

Это результат двух мощнейших волн еврейской эмиграции, брежневской и горбачевской. Здесь нет могил, в которых лежали бы люди более ранних поколений, чем мой дед (а он 1891 г.р.): почти все они приехали в Москву в конце 20-х — начале 30-х, еще относительно молодыми, энергичными людьми.

Бухгалтеры, ученые, военные, инженеры, снабженцы, врачи, учителя, музыканты. По кладбищу можно изучать советскую историю. И, к сожалению, только ее.

Первое еврейское кладбище в Москве образовалось недалеко от патриотического музея «Бородинская панорама», рядом с еще более патриотическим музеем на Поклонной горе (где, кстати, есть синагога).

Это было при Екатерине, еще в конце XVIII века. Именно тогда, при очередном «кровавом режиме», еврейские купцы впервые получили право въезжать в Москву, торговать и жить в столице.

И именно тогда началось это явление — московские кладбища.

Я очень уважаю тех знаменитых москвичей, по могилам которых нынче водят экскурсии, но почти никто из них не лежит вместе со своими предками, в семейной усыпальнице. Одно-два поколения максимум…

А без этого трудно представить себе то, что называется «хорошей атмосферой». Поверьте, для кладбища она очень важна. Здесь должно быть именно «прилично». Наверное, должно пройти какое-то время, чтобы это чувство вновь появилось на московских кладбищах. На всех — русских, еврейских, армянских, немецких, мусульманских (которые тоже будут и уже есть).

Борис Минаев, специально для «Новой газеты»

Консультант рубрики Константин Полещук, историк, старший научный сотрудник Музея Москвы

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/06/03/68833-kladbischa-prizraki

Кладбища

Рижское самоуправление обеспечивает хозяйственное обслуживание и содержание 20 кладбищ площадью 452,35 га, из них:

    • 2 открытых кладбища, где рижане могут приобрести новое место для погребения умершего, если последнее декларированное место его жительства находилось на административной территории Риги, или похоронить умершего родственника на семейном месте;
    • 15 частично закрытых кладбищ, где погребение происходит на семейных местах, а предоставление новых мест ограничено;
    • 3 закрытых кладбища, где запрещены любые погребения, в т. ч. поверхностные, кроме захоронения кремационных урн на имеющихся семейных местах.

Открытые кладбища

Полузакрытые кладбища

Кладбище
Адрес
Телефон, эл. почта
Как добраться
1-е Лесное кладбище
схема кладбища
ул. Айзсаулес, 2 29167374
igors.tarasovs@riga.lv
Местонахождение на карте
Автобусы 9; 48. Трамвай: 11.
2-е Лесное кладбище
схема кладбища
ул. Гауяс, 12 20240113
inita.puzanova@riga.lv
Местонахождение на карте
Автобусы: 9; 48. Трамвай: 11.
Микельское кладбище
схема кладбища
ул. Гауяс, 2 67012411
antra.legzdina@riga.lv
Местонахождение на карте
Автобусы: 9; 48. Трамвай: 11.
Кладбище им. Райниса
схема кладбища
ул. Айзсаулес, 1а 67012034
jevgenijs.fiosins@riga.lv
Местонахождение на карте
Автобусы: 9; 48. Трамвай: 11.
Саркандаугавское кладбище
схема кладбища
ул. Несаулес, 9 67012419
kristīne.rihtere-sulce@riga.lv
Местонахождение на карте
Автобусы: 2; 19; 48.  Троллейбус: 3.
Саркандаугавское
горное кладбище

схема кладбища
ул. Целиниеку, 1 67012419
kristīne.rihtere-sulce@riga.lv
Местонахождение на карте
Автобусы: 2; 24. Троллейбус: 3.
Плявниекское кладбище
схема кладбища
ул. Лубанас, 94 67012422
peteris.bukovskis@riga.lv
Местонахождение на карте
Автобусы: 20; 48; 52.
Матисское кладбище
схема кладбища
ул. Маза Матиса, 1 67012393
daina.zarane@riga.lv
Местонахождение на карте
Автобус: 20.
Югльское кладбище
схема кладбища
ул. Стамериенас, 1 26525796
valda.berzina@riga.lv
Местонахождение на карте
Автобусы: 1; 14; 21; 40. Трамвай: 3; 6.
Бикерское кладбище
схема кладбища
ул. Бикерниеку, 148 26525796
valda.berzina@riga.lv
Местонахождение на карте
Автобусы: 5; 21; 31. Троллейбус: 18.
Лачупское кладбище ул. Балтэглю, 41 67012388
nora.zvaigzne@riga.lv
Местонахождение на карте
Автобусы: 13; 56; 39.
Зиепниеккалнское кладбище
схема кладбища
ул. Малу, 19 67012377
natalja.umalas@riga.lv
Местонахождение на карте
Троллейбусы 19; 24.
Плескодальское кладбище
схема кладбища
ул. Вентас, 3 67012429
livija.zake@riga.lv
Местонахождение на карте
Автобусы:  22; 32; 43; 53.
Новое еврейское кладбище
схема кладбища
ул. Лизума, 4 67012402
leonids.kelims@riga.lv
Местонахождение на карте
Автобусы: 1; 14; 21; 40. Трамвай: 3; 6.
Читайте также:  Что кладут в гроб умершему мужчине и женщине

Закрытые кладбища

Источник: https://mvd.riga.lv/управления/управление-кладбищ/кладбища/

Еврейские кладбища

Каков их статус святости еврейских кладбищ и захоронений? Есть ли разница в их значении в Израиле и диаспоре?

Можно ли ликвидировать старые кладбища? Есть ли какой-то срок давности, после которого территория кладбища может отойти под дорогу или застройку?

Оглавление

  • Предисловие: святость еврейских захоронений ↓
  • 1. Запрет использования тела умершего и могил «не по назначению» ↓
  • 2. Поведение и действия на кладбище, связанные с законами святости этого места ↓
  • 3. Общий запрет перезахоронения и раскапывания могил ↓
  • Почему важно охранять кладбища от осквернения? ↓
  • Особый статус захоронений в Эрец-Исраэль ↓

Предисловие: святость еврейских захоронений [↑]

Один из выдающихся мудрецов прошлого поколения Рав Вайнберг приводит ряд высказываний из Талмуда, где мудрецы называют осквернение и унижение мертвого тела своеобразной формой убийства:

«Душа еврея чувствует неимоверное страдание и боль от унижения ее тела.

Один из ришоним (ранних комментаторов), Коль Бо утверждает, что достойное и уважительное обращение с телом умершего является подтверждением веры в конечное воскрешение из мертвых. И, наоборот, осквернение и унижение — выдают убеждение, что смерть является окончательной и необратимой.

Поэтому мы видим, что время от времени, когда вставал вопрос о перезахоронении останков, великие мудрецы исполнялись страха и трепета и потому досконально и скрупулезно изучали все стороны вопроса, даже когда доводы в пользу того или иного решения были очевидны».

Попробуем вкратце разобрать некоторые аспекты в отношении к еврейским захоронениям.

1. Запрет использования тела умершего и могил «не по назначению» [↑]

  1. В Талмуде (Сангедрин 44б) сказано: как мертвое тело, так и надгробные камни и строения запрещено использовать и извлекать из них выгоду (камни и строения запрещено использовать не по назначению).

  2. По мнению многих галахических авторитетов это относится также и к земле, которая была использована для захоронения (Рамо 364:1).

  3. Следовательно, во многих случаях использование участка земли, на котором находилась кладбище, даже после перезахоронения, может представлять проблему.

2. Поведение и действия на кладбище, связанные с законами святости этого места [↑]

На кладбище запрещены различные формы легкомысленного поведения и некоторые виды деятельности. Эти ограничения были установлены мудрецами.

  • На кладбище запрещено:
  • — есть и пить;
  • — вести легкомысленные беседы;
  • — проходить, чтобы сократить путь;
  • — пасти животных;
  • — укрываться от дождя или солнца;

— спать и т.п.

Эти запреты подробно разбираются в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 368). (Можно обратить внимание, что многие из этих запретов подобны запретам легкомысленного поведения в синагоге).

Общая причина приведённых запретов — уважение к умершим и к святости места захоронения (см. также респонс Хатам Софер 335, Хазон Иш 209(15)).

Соответственно, даже после перезахоронения возведение на месте кладбища различных увеселительных заведений может быть проблематичным.

3. Общий запрет перезахоронения и раскапывания могил [↑]

Говоря в общем, еврейский Закон (за исключением чрезвычайных случаев) резко осуждает откапывание и перемещение трупов из их могил, даже если они будут перезахоронены в другом месте (или даже в том же месте).

Существуют два основных подхода к источнику этого запрета.

Некоторые галахические авторитеты рассматривают откапывание останков как акт осквернения и унижения умерших, подобный вскрытию и кремации (Респонс Шиват Цион 63, Швут Яаков 2:103).

Другие указывают, что когда тревожат останки, души умерших исполняются ужасом и трепетом, полагая, что их снова вызывают на Б-жественный Суд (Коль Бо, приводится в Бейт Йосеф, Йорэ Дэа 363).

Оба эти объяснения предполагают, что душа, которая находилась в теле при жизни, каким-то образом связана с этим телом и может испытывать страдание, когда останки тревожат.

  1. Кроме того, приводятся и другие галахические соображения.
  2. А) перезахоронение является своего рода кражей, ведь тело лишается своего «дома», в особенности, если место для захоронения было куплено за деньги.
  3. Б) если тело был захоронено в непосредственной близости от могил других членов семьи, перезахоронение лишает его привилегии покоиться рядом с предками (респонс Циц Элиэзер 5:20(18).
  4. В) Обширные раскопки легко могут привести к смешению костей и останков из разных могил, что является особой формой осквернения мертвого тела (респонс Хатам Софер, Йорэ Дэа 353).
  5. В тех крайних случаях, когда перезахоронение разрешается, с останками необходимо обращаться достойно, с надлежащим уважением, как это предусмотрено еврейским Законом.

Необходимо следить, чтобы останки разных тел не перемешивались и были захоронены отдельно. Это должно быть сделано максимально быстро и без различных археологических и тому подобных исследований.

Кроме того, если тело было захоронено прямо в земле, как правило, вместе с телом должна быть перезахоронена и земля глубиной на 3 пальца (МишнаНазир 9:3, Оалот 16:3, респонс Сридэй Эш 2:100).

Почему важно охранять кладбища от осквернения? [↑]

Может возникнуть соблазн спросить: с учетом всех остальных проблем еврейских общин в Эрец-Исраэль и за её пределами — почему наши усилия должны быть направлены на предотвращение осквернения кладбищ? В конце концов, не должны ли нашей главной заботой оставаться потребности живых?

На это можно дать несколько ответов.

Во-первых, одна проблема не отменяет другую. Наша обязанность как евреев — выступать против зла и осквернения, в какой бы форме они не проявлялись.

Во-вторых, проблема осквернения мест захоронения близка не только религиозным евреям, поэтому при правильном подходе в этом вопросе можно легко найти понимание.

В-третьих, Швут Яаков (2:103) пишет, что оскорбление умерших вызывает Б-жественный гнев и может стать причиной многих страданий и трагедий для живых. Поэтому когда еврейский народ проходит тяжёлые испытания (и в настоящее время), представляется разумным использовать все возможности, чтобы защитить себя и свою Землю и заслужить милость Вс-вышнего.

В-четвертых, Хатам Софер (6:37) отмечает: когда евреи относятся к своим умершим неуважительно (так, как народы мира не поступают), то представителей других народов ничто не удержит от осквернения и разрушении еврейских могил. «Если евреи не заботятся о себе, то почему мы должны?».

Действительно, ведущие раввины поколения обеспокоены тем, что в связи с раскопками, которые проводятся в Эрец-Исраэль, становится все труднее вести переговоры о предоставлении режима благоприятствования еврейским кладбищам в других странах.

В-пятых, если мы хотим показать другим народам и передать нашим детям и детям наших детей понимание, насколько глубоки наши корни в Эрец-Исраэль, не существует более очевидных доказательств, чем сохранение мест погребения тысячелетней давности.

Особый статус захоронений в Эрец-Исраэль [↑]

Не секрет, что испокон веков евреи всего мера мечтали быть погребёнными в Эрец-Исраэль. В Талмуде (Ктубот 111а) сказано: «тот, кто похоронен в Эрец Исраэль, — как будто похоронен под жертвенником Храма».

И в Тосефте (Авода Зара, гл.5) сказано, что земля Эрец-Исраэль очищает и искупает душу человека даже после смерти.

Рамбам (Законы Царей 5:11) пишет, что грехи того, кто похоронен в Эрец-Исраэль, искупаются, поскольку это — как погребение под жертвенником Храма, который также искупает грехи. Этим же объясняется обычай, который приводит Рамо (Йорэ Дэа 363:1), — класть в могилу горсть земли из Эрец-Исраэль.

Безусловно, особый уровень — удостоиться погребения в Иерусалиме. Об этом говорят Рамбан в Торат а-Адам, Радваз (762), Циц Элиэзер 11:75.

Радваз (респонс 196) объясняет обычай, существовавший в его время, — перевозить тела из Египта в Иерусалим для погребения, и пишет: существует традиция, что воскрешение из мертвых начнётся с Иерусалима, там души раньше всего снова спустятся в тела, и таким образом тело человека избежит мучительного «путешествия» к Иерусалиму.

В заключение хотелось бы привести слова одного писателя, который, сравнивая скромное кладбище на Масличной горе с помпезными кладбищами в других странах, сказал, что кладбище на Масличной горе представляется ему залом ожидания. Что действительно так: здесь тела ждут, чтобы снова соединиться с душами.

Источник: https://toldot.ru/evrejskieKladbishcha.html

Ссылка на основную публикацию