Платок для денег: что сделать с атрибутом похорон

Заказать платочек носовой в руку покойного с доставкой по телефону (495)943-00-90 круглосуточно
Вы можете приобрести белье, костюмы, колготки и чулки для усопших, церковные атрибуты. Доставка.

  • Похоронная одежда для умерших, наборы и поштучно, интернет магазин одежды для похорон.
  • Белье для усопших, платки на голову, продажа в розницу, организована доставка.
  • Одеяние, костюм, платье для покойной, саваны, белье, чулки, погребальные наборы с доставкой.
Выбрать и купить платок на голову. венки, корзины, написать именную ленту на венок. Белье, одежда и обувь для усопших, ритуальные услуги, кресты, таблички и др.
доставка заказа в морг — доставка заказа на дом — доставка на любой адрес — круглосуточно
Одежда Доставляется  курьером в круглосуточном режиме. Оплатить заказ можно в месте приема.  
Платок для денег: что сделать с атрибутом похорон

  1. НОСОВОЙ ПЛАТОК
  2. ДЛЯ УМЕРШИХ
  3. арт. ИН-12
  4. 40 руб.
Платок для денег: что сделать с атрибутом похорон

  • НОСОВОЙ МУЖСКОЙ
  • ПЛАТОК ДЛЯ УМЕРШЕГО
  • арт. ИН-13
  • 40 руб.
Платок для денег: что сделать с атрибутом похорон

  1. НОСОВОЙ МУЖСКОЙ
  2. ПЛАТОК ДЛЯ УМЕРШЕГО
  3. арт. ИН-14
  4. 55 руб.
Платок для денег: что сделать с атрибутом похорон

  • НОСОВОЙ МУЖСКОЙ
  • ПЛАТОК ДЛЯ УМЕРШЕГО
  • арт. ИН-15
  • 40 руб.
ТРУСЫ, МАЙКИ, ЧУЛКИ, НАТЕЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ БЕЛЬЕ ДЛЯ УСОПШИХ НА ЗАКАЗ  ПО ТЕЛ. (495)943-00-90 ДОСТАВКА-500 руб.
Платок для денег: что сделать с атрибутом похорон

  1. НОСОВОЙ МУЖСКОЙ
  2. ПЛАТОК ДЛЯ УМЕРШЕГО
  3. арт. ИН-16
  4. 35 руб.
Платок для денег: что сделать с атрибутом похорон

  • НОСОВОЙ ЖЕНСКИЙ
  • ПЛАТОЧЕК ДЛЯ УМЕРШЕЙ
  • арт. ИН-17
  • 35 руб.
Платок для денег: что сделать с атрибутом похорон

  1. НОСОВОЙ ЖЕНСКИЙ
  2. ПЛАТОЧЕК ДЛЯ УМЕРШЕЙ
  3. арт. ИН-18
  4. 120 руб.
Платок для денег: что сделать с атрибутом похорон

  • НОСОВОЙ ЖЕНСКИЙ
  • ПЛАТОЧЕК ДЛЯ УМЕРШЕЙ
  • арт. ИН-19
  • 40 руб.
ЗАКАЗАТЬ ДОСТАВКУ ОДЕЖДЫ ДЛЯ ПОКОЙНЫХ ПО ТЕЛ. (495)943-00-90 СТОИМОСТЬ — 500 руб.
  1. Платок для денег: что сделать с атрибутом похорон
  2. НОСОВОЙ ЖЕНСКИЙ
  3. ПЛАТОЧЕК ДЛЯ УМЕРШЕЙ
  4. арт. ИН-20
  5. 40 руб.
Платок для денег: что сделать с атрибутом похорон

  • НОСОВОЙ ЖЕНСКИЙ
  • ПЛАТОЧЕК ДЛЯ УМЕРШЕЙ
  • арт. ИН-21
  • 50 руб.
  1. НОСОВОЙ ЖЕНСКИЙ
  2. ПЛАТОЧЕК ДЛЯ УМЕРШЕЙ
  3. арт. ИН-22
  4. 90 руб.
  • НОСОВОЙ ЖЕНСКИЙ
  • ПЛАТОЧЕК ДЛЯ УМЕРШЕЙ
  • атласный арт. ИН-23
  • 120 руб.
ЗАКАЗАТЬ ПОХОРОННУЮ ОДЕЖДУ МОЖНО ПО ТЕЛ. (495)943-00-90 ДОСТАВКА-500 руб.
  1. НОСОВОЙ ЖЕНСКИЙ
  2. ПЛАТОЧЕК ДЛЯ УМЕРШЕЙ
  3. арт. ИН-24
  4. 50 руб. 
  • НОСОВОЙ ЖЕНСКИЙ
  • ПЛАТОЧЕК ДЛЯ УМЕРШЕЙ
  • арт. ИН-25
  • 60 руб.
 

  1. ЦЕРКОВНЫЕ АТРИБУТЫ
  2. НА ПОХОРОНЫ
  3. свечи, стихи
  4. траурные открытки
 

  • ВЕНКИ  ТРАУРНЫЕ
  • НА ЗАКАЗ
  • ленты со стандартным текстом
  •  ленты с заказным текстом 
ЗАКАЗАТЬ ЧУЛКИ, КОЛГОТКИ — ПОХОРОННАЯ ОДЕЖДА В МОСКВЕ  ПО ТЕЛ. (495)943-00-90 ДОСТАВКА-500 руб. посмотреть костюмы для женщин — одежда для умерших с доставкой

Платки носовые на похороны. Зачем нужен носовой платочек для умершего? Носовой платок клали в левую руку умершего.

В Старорусском похоронном обряде, сохранившимся и до наших дней, считали, что носовой платочек в руку усопшему нужен для того, чтобы стереть пот во время Страшного Суда, а также для того, чтобы вытереть слезы, если человек, перешедший в мир предков, всплакнет при встрече с близкими на «том свете».

Одевали умершего обязательно во все новое, чтобы «там» он «выглядел хорошо» ведь умерший отправляется на житье «вековечное».

Смертная одежда не только завещалась, но и могла готовится заранее, называлась она в деревнях и селах «смертный узелок», им могли даже хвастаться перед соседями, таким образом, одевая тело в приготовленные похоронные одежи выполнялось последнее желание человека, но церковь говорит обратное — готовиться к смерти, собирать деньги на похороны — большой смертный грех, который придется отмаливать.. Собирайте усопших в последний путь сами, все, от носового платочка, до похоронного костюма. Этим должен заниматься Душеприказчик или ближайшие, родные люди.

Кто такой «Душеприказчик»? Издавна старые люди имели своих душеприказчиков, такой человек обязан был исполнять волю умершего после его смерти. Ему могли рассказать — как и где его схоронить, что сделать с его вещами, как разделить, отдать, продать. Последняя воля умершего выполняется неукоснительно, иначе Душеприказчик берет на себя грех, согласно христианской вере и ритуалам.

Шитье одежды — тоже старый ритуал: когда ее шили, то узлы не делали и не отрывали их, как и нитки. Шили в один шов, иголкой вперед, швы не выворачивали, пуговицы не нашивали. Раньше чаще всего шили кофту и юбку.

Распространенной «смертной» одеждой была рубаха, как для мужчин, так и для женщин. Сегодня, такое одеяние называется Погребальная рубашка и хоронят в них чаще все богобоязненных, глубоко верующих, воцерквленных людей.

На сайте представлены носовой женский платочек для умершей, мужской носовой платок в руку для усопшего. Эти вещи обязательны в обряде погребения человека христианской веры.

Источник: https://www.ritual-uvao.ru/stati/katalog-tovarov/platki-nosovye-ritualnaya-odezhda

Что кладут в гроб?

Платок для денег: что сделать с атрибутом похорон

Смерть близкого человека всегда неожиданная. Но задачей родственников являются достойные проводы покойного в последний путь.

СОДЕРЖАНИЕ

Что кладут в гроб женщине?Что класть в гроб мужчине?Можно ли класть вещи в гроб?Можно ли класть деньги в гробЧто нельзя класть в гроб умершему?Правильная подготовка к похоронам, их проведение по всем традициям зависит от знаний и общепринятых правил.

Их существует немалое количество, но самый важный вопрос, который часто возникает – что кладут покойнику.

Священнослужители постоянно твердят, что близкие умершего не обдумывая складывают личные вещи. Такие поспешные решения приводят к тому, что душа усопшего не сможет обрести вечный покой.

Таким образом, и родственники не получают полного спокойствия. Поэтому очень важно знать, что можно положить. Часто родные жалуются на то, что умерший человек приходит во снах, постоянно прося что-нибудь. Тогда необходимо в церкви поставить свечу за упокой и прочитать молитву.

Вещи, которые просил скончавшийся, должны быть отданы бедным людям, нуждающимся в них.

Многие люди интересуются, что нужно сделать для покойного до того, как он отправится на кладбище. Прежде всего, перед тем, как поместить его в гроб, все окропляется освяченной жидкостью.

Затем обязательно кладется небольшая подушка, погребальное покрывало (со священным крестом, образами святых, молитвенными надписями на изображении), которым накрывают тело до пояса.

Если такового нет, можно накрыть простыней белого цвета.

Левая рука умершего держит погребальный крест, а на груди размещена освященная святая икона. Традиция изображения иконы:

  • у мужчины – образы Спасителей;
  • у женщины – образы Божьей Матери.
  • Главное и очень важное правило – перед погребением, на похоронах, иконки убираются. По православным законам хоронить иконы строго запрещено.

    Родные могут взять их к себе, оставив в доме, а другой вариант – понести их в церковь, поставив на каноны (подсвечник квадратной формы, расположенный перед распятием Христа), где ставятся заупокойные свечи.

    После того, как пройдет сорок дней после кончины, икону забирают из храма и относят в свой дом.

    На лоб возлагается символ, который подтверждает наличие православной веры и то, что умерший совершил христианский жизненный подвиг. Это нужно для надежды почившего получить от господа нетленный венец. Венчик должен иметь изображение Спасителя, Божьей Матери, пророка Иоанна Предтечи. Его можно приобрести в специальной лавке при церковном дворе.

    На гроб в могилу, после погребения, сверху каждый пришедший на похороны должен кинуть по горсти земли, сказав: «Земля тебе пухом». Бросать нужно только от себя, стоя лицом к могиле.

    В других случаях, вы сможете навредить себе. После окончания процессии захоронения, нужно со всеми пришедшими отправиться на поминки.

    Там за поминальным обедом вспоминают все хорошее, что было связано с умершим, молятся за упокой.

    Что кладут в гроб женщине?

    Для начала требуется сложить все веревки, которые связывали руки, ноги покойнику, а также все, чем снимали параметры для приобретения.

    Такие же действия касаются гребешков, расчесок, которыми расчесывали скончавшегося. Обусловлено это тем, что данный предмет – носитель плохой, мертвой энергии.

    Такую вещь плохой человек может использовать для колдовских целей, если она попадет ему в руки.

    Часто бабушке или другой умершей родственнице кладут те вещи, которые нравились ей при жизни. Это могут быть:

  • элементы одежды;
  • любимые книжки;
  • дорогие для человека аксессуары;
  • коллекционные предметы;
  • вещи, созданные ее руками.
  • Также не лишним атрибутом будут головные уборы (платки, шляпы, чепцы). Незамужняя девушка обязательно должна быть накрашена и одета в свадебный наряд, у изголовья кладется фата.

    Если умерла маленькая девочка, то ее одевают в красивое новое платье, а рядом помещают новые и любимые игрушки. Такие же вещи кладут при погребении беременных женщин, включая детские пеленки, подгузники, соски.

    Обязательно нужно положить крестик, с которым крестили усопшего. Если этот элемент остается дома, его в ни в коем случае нельзя носить.

    Какие цветы выбрать на похороны? Юным и/или незамужним девушкам чаще всего несут цветы белого или розового цвета, которыми подчеркиваются красота, чистота, невинная душа. Женщинам старше 30 лет несут красные, желтые, оранжевые, сиреневые цветы. Что касается характера, то:

  • мягкость, спокойствие – это симметричные букеты с цветами пастельного тона;
  • яркость, активность – чистый, контрастный тон с асимметрией в сборке букета.
  • Очень важно при желании возложить цветы, использовать гербарий или искусственные цветочные изделия. Также не стоит забывать, что их сбор заранее, а также хранение в доме – строго запрещены. Живые букеты бросают на путь, по которому понесут тело (то есть перед началом похоронного процесса), а также возлагают на могиле.

    Что класть в гроб мужчине?

    Умершему мужчине кладут всю православную атрибутику, как и женщинам. К православным атрибутам относятся:

  • одежда для погребения;
  • венчик;
  • рукописи;
  • погребальный и нательный крестик в левой руке;
  • саван или погребальная пелена.
  • Помимо вышеперечисленного, если покойник при жизни был госслужащим и у него была форма (военная, пожарная, полицейская), она кладется ему в гроб вместе с фуражкой и медалями.

    Если, будучи живым, человек попросил похоронить его в этой форме, желание обязательно учитывается.

    Когда умирает ребенок, маленького мальчика одевают в красивый новый брючный костюм, а внутрь можно положить его любимые игрушки, машинки, конструктор и прочее.

    Во время нахождения тела в доме и проведения похоронной процессии, у изголовья должна находиться икона. По православным правилам для людей мужского пола следует приобрести икону с изображением Спасителя.

    Родственники усопшего часто задаются вопросом, какие цветы нужно нести на похороны. Для мужского букета характерно строгое, контрастное сочетание цветов:

  • белый – черный;
  • желтый – синий;
  • оранжевый – фиолетовый.
  • Если мужчина был очень активный и решительный, цветы в букетах должны быть асимметрично расположены. Ни в коем случае не стоит приносить мужчине разнообразные букеты розового оттенка с тонким или нежным ароматом.

    Можно ли класть вещи в гроб?

    Церковь придерживается мнения, что так, как мы пришли в эту жизни с пустыми руками, то таким образом нужно и уйти. Загробный мир предполагает полное очищение душ людей, избавление от мирских привычек.

    Читайте также:  Мусульманские памятники на могилу: виды надгробий

    Захоронение личных вещей, например, крестика – это языческий ритуал, который мешает очищаться. Но близкие усопшего считают, что если не заполнить свободные места, то семья столкнется с новым горем.

    Поэтому необходимо точно знать, какую вещь можно положить, а какую нет.

    К покойнику нужно положить только его личные вещи, которые никак не связаны с живыми людьми. Например, обручальное кольцо должно принадлежать исключительно ему, которое должно лежать рядом с ним, ни в коем случае не стоит надевать его на палец. Это же касается и наручных часов.

    Источник: https://pohorony.com.ua/blog/chto-kladut-v-grob/

    Традиции похорон: что нельзя делать на похоронах

    Смерть человека – область непостижимого и сакрального. Все неизвестное страшит, а страхи всегда связаны с запретами и табу. Каким бы ни было происхождение этих запретов, они уже давно укоренились в народной культуре, приметах и нормах поведения.

    Похороны – это время, когда даже не суеверный человек старается соблюсти все погребальные обряды и традиции, следует приметам и поверьям независимо от того, как он к ним относится.

    Религиозные запреты

    В любой религии смерть занимает особое место, и православие не стало исключением. Священник, проводящий отпевание, может рассказать о том, что православному можно и нельзя делать на похоронах. Перечислим основные правила:

    Нельзя заказать отпевание для некрещеных

    По Уставу Церкви нельзя совершать обряды погребения и церковного поминовения людей некрещеных, крещеных, но отрекшихся от веры, относившихся к Церкви и вере с насмешкой или враждой, некрещеных и самоубийц. Для самоубийц исключение возможно, но только если человек был психически болен (что подтверждают медицинские справки) и на отпевание получено разрешение епархии.

    Нельзя заочно отпевать покойного

    Это правило небезусловное. Прежде заочное отпевание разрешалось только при условии отсутствия останков для предания их земле – например, когда человек сгорел в пожаре, бесследно утонул, исчез при землетрясении и иных стихийных бедствиях.

    Практика заочного обряда отпевания широко распространилась во времена СССР. Тогда множество храмов было закрыто или разрушено, и провести обряд было негде. Верующим людям не оставалось другой возможности, кроме как просить о заочном отпевании.

    В некоторых местах нашей страны по-прежнему нет церквей, из-за чего перевезти тело к месту отпевания невозможно. В таких случаях церковь идет навстречу нуждам верующих и обычно разрешает провести заочный обряд отпевания.

    Нельзя вписывать некрещеных и неверующих в записку “О упокоении”

    Молитва поминовения в церкви — это упоминание имен почивших во их спасение в ходе литургии и панихиды. Осуществляется по запискам “О упокоении”, в которые вписывают имена крещеных. Нельзя вписывать некрещеных, безбожников, вероотступников, самоубийц. 

    Нельзя хоронить икону в гробу с покойным

    Некоторые настоятели считают, что хоронить покойного вместе с иконой – это неправильно. Хотя многие православные с этим соглашаются, важно знать, что запрета со стороны церкви на этот счёт нет, поэтому те, кто хоронил своих близких вместе с иконами, могут не переживать.

    По мнению настоятеля одного из московских храмов, это допустимо, поскольку почившего и так погребают в покрывале с изображением Иисуса Христа и налобным венчиком с изображениями икон. Кроме того, св.

    Серафим Саровский лично завещал, чтобы его тела предали земле с иконой «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому», а святой не мог просить о том, что грешно.

    Таким образом, оставлять ли у себя икону из гроба после похорон – личное дело близких покойного.

    Если она будет служить духовным проводником, связью с этим человеком, ориентиром для благих пожеланий душе усопшего, её следует не просто сохранить, но и регулярно доставать для молитв и почитания.

    Если же скорбь о потере столь сильна, что каждое напоминание об ушедшем вызывает безутешное горе, следует не мучить себя, но с лёгкой душой отпустить память о покойном, предав икону земле вместе с покойным или вернув её в храм.

    На православных похоронах нельзя говорить: «Пусть земля будет пухом»

    Для христианской культуры такое пожелание чуждо: душа человека после смерти и до Страшного Суда никак не связана с телом, следовательно, любые пожелания в адрес тела не имеют никакого отношения к состоянию души умершего.

    Некоторые православные священники советуют не использовать фразу «Пусть земля будет пухом» не похоронах христианина из-за её языческого происхождения.

    Многие другие не считают этот вопрос сколько-нибудь важным и не препятствуют её произнесению на похоронах.

    Нельзя класть в гроб иконы, если предстоит кремация

    Хотя икона кладется в гроб, перед кремацией её следует забрать из гроба. Сжигать иконы (даже во время кремации) – это кощунство и грех.

    Народные приметы и поверья

    Народная культура содержит множество правил, запретов и ограничений в вопросе похорон. Некоторые из них имеют под собой веские медицинские основания, другие уже давно стали правилами похоронного этикета. Есть и просто суеверия, уже давно слившиеся с традициями похорон. Перечислим основные вещи, которые нельзя делать на похоронах:

    Нельзя, чтобы покойник лежал в гробу с открытыми глазами

    Объяснений не счесть. Кто-то боится, что открытые глаза покойного высматривают, кого бы забрать с собой и скоро кто-то умрет еще. Другие считают, что внешнее зрение для этого мира покойному уже не нужно: закрыв глаза умершему, мы помогаем ему обрести внутреннее зрение, пригодное для мира иного. Рот умершего тоже должен быть закрыт.

    Нельзя класть в гроб вещи живых людей

    Древняя народная примера гласит: положишь в гроб свою вещь, пойдешь вслед за покойным.

    Нельзя забивать крышку гроба в доме умершего

    Народная мудрость считает, что если забивать крышку гроба в доме покойного, то его семью ждет еще одна смерть. Выносить гроб должны только неродные покойному мужчины. Считается, что кровь тянется к крови, и усопший уведет родственников за собой.

    Вынося гроб, нельзя задевать о дверной косяк

    Дурная примета: считается, что человек, ударивший гроб с покойным, сам вскоре отправится на тот свет.

    Нельзя выносить покойника головой вперед

    Считается, что на похоронах нельзя выносить умершего головой вперед. Его несут только ногами вперед, иначе душа не сможет вернуться назад. Это древнее языческое поверье уже давно вошло в обиход и известно, пожалуй, всем.

    Когда выносят гроб с покойным, живым нельзя оборачиваться назад

    Издревле идет поверье, что, провожая покойного, нельзя смотреть назад, иначе смерть придет за тобой или в твой дом. Уходя с кладбища после похорон, нельзя оглядываться.

    Нельзя убираться в доме, пока в нем тело усопшего

    Народная пословица гласит: “сор при покойнике вымести – всех из дому вынести“.

    Беременным женщинам и детям до трех лет нельзя присутствовать на похоронах

    Этот запрет связан с мыслью о том, что новая жизнь несовместима со смертью, а психика детей еще недостаточно устойчива и атрибуты смерти могут негативно на них повлиять.

    Нельзя приходить на похороны в светлой одежде

    Во многих культурах цвет траура – это черный. Считается, что не обязательно приходить именно в черном, но оттенки одежды должны быть темными: светлые оттенки якобы привлекают внимание смерти.

    Нельзя идти перед гробом

    По примете, тот, кто идет впереди гроба, может «уйти» на тот свет раньше покойника. На похоронах также нельзя также обгонять катафалк – это сулит болезни или неприятности.

    Нельзя двигаться навстречу похоронной процессии

    Если вам навстречу движется похоронная процессия, лучше остановитесь и переждите. Мужчина должен снять головной убор. При встрече с похоронной процессией нельзя переходить дорогу, так как тем самым ты переходишь дорогу смерти, и привлечешь её к себе.

    На кладбище нельзя шуметь, ругаться, спорить

    Душе покойного это может не понравиться, и ему будет плохо на том свете. Но дело, скорее, не в поверье, а в том, о чем говорилось в начале статье: смерть страшит, и все замолкают.

    Нельзя целовать покойного в губы

    Прощаясь с покойником, необходимо поцеловать венчик на лбу, но не следует прикасаться губами к телу. У этой приметы есть и практическая сторона: таким образом можно подхватить инфекцию.

    Нельзя брать с кладбища

    Забирать можно только то, что у вас при себе, например, свои личные вещи. Все остальное, например, используемые во время похорон платки и полотенца, нужно оставить, иначе вы унесете с собой смерть.

    Во время похорон и поминок нельзя говорить о покойном плохо

    В каждом есть что-то хорошее и что-то плохое. Если поминать усопшего дурным словом, то его душа на том свете будет страдать и маяться. Лучше вспомнить что-нибудь хорошее о нем. Вспомним известную пословицу: о покойном можно говорить только хорошее (или ничего).

    Нельзя говорить во время минуты молчания

    В это время нельзя не только говорить, но и вообще издавать какие-либо звуки. Переходить с места на место или копаться в вещах считается неуважением к покойному.

    Нельзя носить одежду умершего

    Кто-то считает, что нельзя носить одежду умершего, другие, наоборот, видят в этом возможность прикоснуться к любимому человеку, быть вместе с ним хотя бы и таким способом. Здесь всё зависит от чувств, индивидуальности и настроя.

    Другое дело – смертная одежда – та, что была на человеке в момент ухода из жизни. Если умершего не сразу доставили в морг, то в его теле начинается процесс разложения. Носить или передавать одежду, которая была на теле в момент смерти, опасно и от неё лучше избавиться.

    Мысль о том, что обувь усопшего влияет на его душу отразилась в ряде поверий. Таких, например, что не надо завязывать узлы на обуви усопшего, так как его душа завяжется в узел, и он будет являться живым во сне.

    Возможно, вам будет интересно:

    28 марта 2019

    Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/tradicii-pohoron-chto-nelzya-delat-na-pohoronah/

    Электронная библиотекапубликации о музее-заповеднике «Кижи»

    Летские коми – локальная группа коми–зырян, проживающая в Прилузском районе Республики Коми и обладающая спецификой в языковом и культурном пространстве.

    В данной статье на основе полевых материалов автора, собранных во время этнографической экспедиции 2006 г., описывается один из интереснейших элементов погребальной обрядности летских коми.

    Погребальный обряд летских коми не являлся предметом специального изучения, поэтому тщательная фиксация отдельных его элементов представляет интерес для выявления общего и специфичного в традиционной культуре прилузских коми.

    Поскольку погребальный обряд направлен на обеспечение перехода умершего в статус предка (родителя), покровительствующего живым, большинство составляющих его элементов носит магический характер, что, возможно, еще более увеличивает значимость их выполнения участниками обряда.

    Читайте также:  Отпевание усопшего: длительность и чин процедуры

    Наиболее сложным и ответственным считается комплекс обрядов третьего дня, связанных с выносом умершего из дома и его погребением, важным элементом которого является «пажун» (пажын) (обед).

    Пажун в качестве элемнта собственно погребального обряда фиксируется в Прилузье только у летских коми.

    Словом «пажун» называют мешочек с обедом, который летские коми выносят в первую очередь, перед выносом гроба на крыльцо дома в день похорон. «А пажун тожo индывлiсны пыр. Дзебан лунтo, кор дзебны нуны мoдасны, кoшель вурасны, стакан, пань, нянь–тo, но мый сеян–юан–тo» (А пажун тоже всегда заранее готовили.

    В день погребения, когда хоронить нести будут, кошель (мешочек) сошьют, стакан, ложку, хлеб, что–нибудь из еды и питья) [1] . Мешочек (кошель) специально шили вручную швом вперед иголкой (от себя), так как по словам информантов: «покойнику назад возвращаться нельзя» [2] . В кошель кладут все необходимое умершему для жизни на том свете: «Это все ему необходимо.

    Он там жить будет» [3] . В него помещают тарелку, чашку, ложку, катушку ниток с иголкой, также в некоторых случаях пуговицу, полотенце, бумажные деньги, спички, из съестного кладут выпечку (чаще всего рыбник), яйцо, пачку чая, сахар, соль, бутылку спиртного.

    Символика пажуна достаточно прозрачна: «чтобы покойник был сытым, чтобы ни в чем не нуждался» [4] , «для того, чтобы ты голодным на том свете не жил, потому что на том свете тоже живут как и здесь» [5] .

    Человек, который несет пажун–кошель, обычно идет впереди похоронной процессии. В настоящее время этот мешок может нести любой человек. «Пажун» принято отдавать первому встретившемуся на пути похоронной процессии человеку.

    Согласно одним материалам, желательно, чтобы встретившийся был одного пола с умершим, согласно другим — нужно, чтобы имя этого человека совпадало с именем умершего.

    Несмотря на все предъявляемые требования, основное значение заключается в том, чтобы человек взял подаренный ему мешочек и обязательно использовал вещи и съестные припасы, находящиеся в нем: «чтобы пажун не выбросил хоть» [6] .

    В настоящее время многие перестают брать пажун–кошель: «Первому встречному дают, а некоторые еще не берут, брезгуют, еще умрут, покушают если. А некоторые берут, там все чистое, хорошее» [7] .

    Поэтому пажун стараются отдать человеку, который находился в хороших отношениях с умершим, либо просто пожилому человеку, сохраняющему традицию. Как правило, пажун–кошель отдают со словами: «Вспомнишь умершего. Чашку, ложку увидишь и вспомнишь» [8] или «Поминать будешь, вот тебе подарок» [9] . Возможно, что сохранение памяти об умершем в народном представлении является залогом жизни умершего на «том свете», что способствовало бы благополучию живых.

    Исходя из народных объяснений, выполнение данного элемента погребальной обрядности продиктовано стремлением живых обеспечить умершего всем, что может пригодиться для жизни на том свете, и таким образом, заручиться его поддержкой и помощью как будущего предка – покровителя.

    Так, пажун–кошель выносят перед гробом, как бы благословляя покойного в дальний путь, заранее обеспечивая его всем необходимым. Вполне объясним и выбор того человека, которому отдают пажун. Первый встречный (неизвестный, чужой) человек воспринимался в традиционном сознании как представитель иного мира.

    Человек, принимая пажун–кошель, тем самым становился посредником между живыми и умершим, через которого пажун достигает загробного мира. Однополость и одноименность первого встречного с умершим являются свидетельством того, что он выступает в роли заместителя усопшего [10] .

    В то же время, способ изготовления мешочка свидетельствует об установлении границы между миром живых и миром мертвых.

    Само обозначение мешочка словом «пажун» (обед) свидетельствует о том, что главная роль в нем отводится еде. Не случаен выбор блюд, помещаемых в мешочек (кошель). Как правило, в него помещают основную ритуальную пищу: выпечку, чаще всего рыбник, а также яйца.

    Разнообразная выпечка является обязательным атрибутом погребального обряда, что связано с представлением о богатстве и обилии в загробном мире: «пoжалoны кoть этик штукаoн быд пoлoс кутшoмoс пoжаласны — шаньга, пирожок–торъяс» (пекут хотя бы по одной штуке из всего, что пекут, — шаньги, пирожки) [11] . В состав пажуна входят яйца, олицетворяющие зарождение жизни.

    У карел бытовало представление, что «покойникам яйцо и рыбник очень хорошо, сорок покойников можно накормить одним яйцом» [12] .

    В силу того, что обрядовая пища имеет свое символическое значение, существуют запреты на употребление некоторых блюд. У летских коми запрещено брать на кладбище, а также помещать в пажун–кошель рыбники с щукой, в с.Прокопьевка — с щукой и налимом. Возможно, данная особенность связана со старообрядческой традицией.

    Запрет на употребление мяса налима печорские коми старообрядцы объясняют следующим образом: «налим питается утопленниками» [13] . Подобные же объяснения распространены и на р. Летке. Влияние старообрядческих традиций на культуру летских коми вполне объяснимо, поскольку, в ряде волостей летских коми приверженцы старообрядчества появились еще в первой половине XIX в [14] .

    Запрет на употребление щуки летские коми объясняют тем, что «Щука – хищная рыба, всю остальную рыбу съедает» [15] , «Рыбники из щуки нельзя брать на кладбище, потому что ест утопленников, хищная рыба» [16] . Запрет выпекать рыбники с щукой и налимом также фиксируется в погребально–поминальной обрядности карел и коми–пермяков.

    В мешочек летские коми обязательно кладут сопутствующие обеду принадлежности тарелку, чашку, ложку.

    В предметный набор пажуна также входят катушка ниток с иголкой и полотенце, которое иногда заменяется платком. Обязательное наличие в вещественном наборе ниток с иголкой объясняют тем, что: «Это делают для покойника, чтобы у него если что–то порвется, чтобы иголка с ниткой были» [17] .

    В настоящее время большинство информантов не придает значения цвету ниток, однако, чаще всего в пажын–кошель кладут нитки белого или черного цветов. Интересно единичное сообщение о том, что в пажун нельзя было помещать нитки красного цвета, так как красный цвет ассоциировался с пожаром [18] .

    Использование в погребальном обряде иголки с ниткой является достаточно распространенным обычаем среди финно–угорских народов. В погребальном обряде южных удмуртов нитки символизировали дорогу, по которой придется передвигаться умершему в потустороннем мире, а также способствовали связи умерших с живущими родичами [19] .

    У марийцев отмечен обычай помещать в гроб нитки, с помощью которых умерший мог достичь загробного мира [20] .

    Идея «путеводной нити» прослеживается в использовании в погребальном обряде полотенца, на котором опускают гроб в могилу [21] . Как известно, полотенце (в целом, холст) в погребально–поминальной обрядности символизируют дорогу умершего в загробный мир.

    И в то же время, по–видимому, способствует установлению контакта живых с умершим предком. Так, в поминальные дни летские коми с. Прокопьвка на кладбище берут с собой полотенце, которое вывешивают на намогильное сооружение во время трапезы. Покидая кладбище, полотенце забирают домой. В с.

    Прокопьевка в пажин–кошель кладут полотенце, которым накрывали стакан воды и тарелку, поставленные сразу после наступления смерти человека. Интересно, что это полотенце раньше отдавали тому, кто первый входил в дом: «сiя полотенцесo водзын сетлiсны кодi первoй пырас.

    А oнi сiйo сетoны полотенцесo пажунас, пажун–кошеляс» (Это полотенце давали тому, кто первый зайдет. А сейчас его, это полотенце, дают в пажуне, пажун–кошеле (мешочке с пажуном) [22] .

    В погребально–поминальной обрядности лузских коми, проживающих на сопредельной территории с летскими коми, подобную обрядовую жертву выносят на сороковой день со дня смерти усопшего. Обычно в полотенце, которое сорок дней висело в «красном углу», заворачивают сахар, пачку чая, выпечку, иногда дополнительную одежду.

    На поминках роль заместителя умершего выполняет специально выбранный человек. После поминальной трапезы, его провожают по деревне до развилки трех дорог и прощаются со словами: «Биись, ваысь видзед миянoс. Миянoс бура видзь» (От огня, воды нас береги. Хорошо нас береги) [23] .

    Таким образом, провожали умершего, снабдив его всем необходимым и попросив хранить живых (оберегать). Обычай провожать ритуального заместителя умершего на сороковой поминальный день также, по–видимому, связан со стремлением благословить на дальнейшую загробную жизнь покойного и самим заручиться его поддержкой.

    Об этом в первую очередь свидетельствует и сам обряд прощания с душой умершего.

    В рассмотренном элементе погребального обряда прослеживаются архаичные представления о продолжении жизни в загробном мире. Мешочек со сложенными в него едой и предметами Н.И.

    Шутовой был обозначен как «жертвенный комплекс», призванный обеспечить умершего всем необходимым для жизни в загробном мире [24] .

    Идея такого «жертвенного комплекса» является, вероятно, универсальной с множеством локальных вариантов, имеющих единую семантическую основу.

    • [1] Сажина М.Н., 1932 г.р., д.Малая Беберка.
    • [2] Филиппова В.Н., 1941 г.р., с.Летка.
    • [3] Кетова К.С., 1928 г.р., д.Выставка.
    • [4] Лобанова Е.И., 1930 г.р., с.Прокопьевка.
    • [5] Морокова М.Д., 1925 г.р., д.Выставка.
    • [6] Кетова З.И., 1930 г.р., пос.Гуляшор.
    • [7] Сажина М.Н., 1932 г.р., д.Малая Беберка.
    • [8] Лобанова Е.И., 1930 г.р., с.Прокопьевка.
    • [9] Лобанова Е.Ф., 1923 г.р., с.Прокопьевка.
    • [10] Седакова О.А. Поэтика обряда: погребальная обрядность восточных и южных славян. М., 2004. С.110.
    • [11] Потапова Е.Н., 1930 г.р., с.Прокопьевка.
    • [12] Лавонен Н.А. Из наблюдений о бытовании погребально-поминального обряда в Южной Карелии // Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1993. С.40.
    • [13] Чувьюров А.А. Пищевые предписания и запреты в религиозно-обрядовой культуре коми старообрядцев-беспоповцев // Пир – трапеза – застолье в славянской и еврейской культурной традиции. Сб. статей. М., 2005. С.129. (Академическая серия; Вып.17).
    • [14] Там же. С.125.
    • [15] Перминова П.И., 1926 г.р., с.Черемуховка.
    • [16] Филиппова В.Н., 1941 г.р., с.Летка.
    • [17] Потапова Е.Н., 1930 г.р., с.Прокопьевка.
    • [18] Перминова П.И., 1926 г.р., с.Черемуховка.
    • [19] Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: опыт комплексного исследования. Ижевск, 2001. С.122.
    • [20] Марийцы. Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола, 2005. С.182.
    • [21] Семенов В.А. Некоторые архаичные представления коми по материалам погребального обряда // Вопросы этнографии народа коми. Сыктывкар, 1985. С.173. (Труды Ин-та яз., лит. и истории Коми науч. центра; Вып.32).
    • [22] Потапова Е.Н., 1930 г.р., с.Прокопьевка.
    • [23] Лихачева Н.А., 1929 г.р., с.Объячево.
    • [24] Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: опыт комплексного исследования. Ижевск, 2001. С.122.

    //
    Рябининские чтения – 2007
    Отв. ред Т.Г.Иванова

    Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.

    Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

    Источник: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/369.html

    Что раздают на похоронах: полотенце и носовые платки

    На похоронах раздают разные вещи, которые, по поверью, облегчают участь души в час Божьего суда. Традиция пришла в жизни людей с принятием христианской веры. Важно проявить уважение к почившему и его родственникам, принять символический дар.

    Читайте также:  Что кладут в гроб умершему мужчине и женщине

    Зачем дарят носовые платки и полотенца

    Традиция требует, чтобы на поминках присутствующим презентовали платки. Женщинам дают тот, которым можно покрыть голову, мужчинам – классические носовые. В некоторых случаях допустимы вариации.

    На похоронах раздают носовые платки в течение многих сотен лет. Обычай воспринимается как должное, без вникания в смысловую нагрузку. Люди принимают подношение, не задумываясь о его предназначении.

    Подношение полотенец необязательно. Обычно ими заменяют платки. Традиция зависит от региона.

    Раздавать платки принято по таким причинам:

    • ими можно обернуть свечу при отпевании, чтобы горячий воск не жег руки;
    • чтобы вытирать слезы;
    • поминать усопшего, когда предмет попадет в руки.

    Полотенце, платок нужно положить в карман. Мужчинам, которые будут нести гроб – обвязать вокруг руки. Старшее поколение, помня о традиции раздавать платочки на похоронах, начинают копить их задолго до смерти. В больших городах это стало архаизмом.

    Как и когда раздавать платочки

    В зависимости от местности проживания, одни и те же предметы использую по-разному. Обычно на похоронах раздают платки, чтобы их повязали на руку:

    • все присутствующие;
    • посторонние;
    • родственники умершего;
    • копатели и носильщики гроба.

    Дарить принято их в начале похорон. В некоторых регионах предметы раздают после поминального обеда.

    Что еще раздают христиане

    Ошибка – дарить предметы во время похорон, находясь на кладбище. Это делается после поминальной трапезы. Полотенца, которые повязали носильщикам гроба, снимаются, когда могила закопана. Руки поливают водой, и каждый христианин вытирает ладони тканью.

    Полотенце нужно отдать женщине, которая льет воду на руки носильщиков.

    Присутствующим на похоронах раздают:

    • кружки, чашки;
    • ложки;
    • тарелки;
    • носки для мужчин;
    • еду – сладости, пирожки, выпечку.

    Есть регионы, где на похоронах раздают комплекты из платка или полотенца и кускового мыла. Остатки еды с поминального стола, сладости разрешено забрать домой, чтобы там помянуть умершего.

    Вещи, принадлежавшие покойному при жизни, нельзя раздавать сразу. Это принято делать по истечении сорока дней с минуты смерти. То, что было дорого умершему, без чего он не обходился в быту, перед похоронами кладут в гроб. Обычно это вставные челюсти, ремни, зажигалки, сигареты, нательный крест.

    Символизм в традиции одаривания в разных религиях

    Не только у русских существует традиция одаривать присутствующих на траурной процессии. На похоронах мусульманина раздают садаку – ритуальную милостыню. Для этого заранее готовят вещи или деньги.

    Родственник несет садаку на кладбище. Собранную денежную сумму вручают человеку, показавшему место, где следует рыть могилу, и людям, которые опускали на полотенцах тело в землю, читали над могилой Коран.

    У татар невелик выбор предметов для саадака – носки, платки, полотенца, отрезы ткани. Вещи раздают пришедшим в знак соболезнования. Предметы для саадака копятся в семье – на черный день. Часто используют то, что было получено от других людей.

    В Китае на кладбище по завершении похорон родственники раздают приглашенным конверты к красного цвета, в которых лежит монета. Считается, что люди подвергаются воздействию потусторонних злых сил и духов во время погребения. Конверт с деньгами обеспечивает безопасность человека, возвращающегося домой.

    Что дают первому встречному

    Похороны – эмоциональное событие, которое потрясает семью. Со времен язычества люди живут в благоговейном страхе перед смертью. Сложилось много примет и традиций, которые нельзя нарушать – игнорирование обрядов и правил накличет беду, а покойник, по поверью, утащит родственников и приглашенных за собой.

    Похоронные обряды, в том числе, раздавать вещи, призваны защитить живых от воздействия злых сил, улучшить условия существования души усопшего в загробном мире. Мебель, на которой стоял гроб, после выноса переворачивают вверх ножками. Возвращать табуреты и стулья в прежнее положение разрешено на сороковой день после смерти.

    С языческих времен, когда царило мракобесие, люди не касались атрибутов, применяемых на похоронах, боясь умереть. Гроб, венок несли в перчатках, погружали на полотнища, сани.

    Перед тем как выдвигаться на кладбище, собирают узелок для обряда первой встречи. В платок или полотенце заворачивают:

    • нитки;
    • иголку;
    • чашку;
    • ложку;
    • соль;
    • хлеб;
    • сладости;
    • чулки женщинам, носки для мужчин.

    Обряд берет корни в древних временах. Сверток с предметами получает первый встречный человек на пути после похорон, когда траурная процессия выйдет из ворот кладбища. Это символизирует связь, образующуюся между живыми и мертвыми.

    Подарки, которые раздают во время похорон, послужат напоминанием для человека, которому их вручили, о необходимости читать молитвы за упокой незнакомца. Для души обряд играет важную роль.

    Что делать с платком и полотенцем после погребения

    Традиционно дарят полотенца в деревнях. Села хранят древние обычаи, самобытность. Жители городов подстраиваются под реалии, меняя детали обрядов. В крупных населенных пунктах присутствующим на похоронах раздают носовые платочки. Ими можно обернуть церковную восковую свечку, чтобы воск не обжигал руки в процессе поминальных чтений.

    Во время погребения следует всматриваться в пламя, вспоминая усопшего в положительном ключе, желать ему обрести покой в загробном мире и небесного царства. Когда гроб закопан, а свеча сгорела, платок можно оставить себе.

    Известна примета, запрещающая приносить с кладбища вещи. Это касается тех, которые находились на погосте. Нельзя собирать посуду, подсвечники с могил. Траурные платочки и полотенце, которые раздают во время погребения, оставляют у себя и пользуются в быту, вспоминая умершего человека.

    Обряды и приметы, связанные с похоронами, не регламентируются христианской религией. Традиции, которые берут корни в языческой культуре, православие и церковь не приемлет. К таким поверьям относится запрет смотреть в окно, когда проходит траурная процессия – якобы душе умершего это не понравится.

    В регионах существуют местные требования, сложившиеся в области. В одном округе с пониманием отнесутся к желанию бросить полотенце, платок, которые раздавали, в могилу, когда закапывают гроб. В другом родственники усопшего воспримут такой поступок как оскорбление.

    Вещи, которые на похоронах дарят, не несут опасности. Полотенце после похорон не нужно выбрасывать.

    Посуда, текстиль не являются артефактами, которые применяются в магических обрядах.

    Чернокнижники охотятся за постелью, на которой умер человек, водой, омывавшей тело усопшего, его волосами.

    Предметы, контактировавшие с мертвецом в миг смерти и традиционных приготовлениях к погребению, используются в черной магии – с их помощью наводятся сильные порчи, делаются привороты.

    На похоронах раздают новые полотенца, платки, посуду. Традиция не имеет негативного подтекста. Вещами можно пользоваться в обиходе ежедневно, не ожидая потенциальной мистической опасности. Многие испытывают брезгливость перед предметами, связанными со смертью, не могут заставить себя съесть поминальные угощения. В таких случаях еду, вещи относят в церковь.

    Дарят предметы, которые пригодятся в быту. Платки и полотенца преподносят, заботясь о присутствующих. Платочком вытирают слезы с лица. Полотенцем, которое нужно повязывать, вытирают руки, несшие гроб – традиция требует вымыть их на кладбище.

    Вторая цель раздавать вещи на похоронах – символизм воспоминаний. Пользуясь посудой, текстилем, человек вспомнит, откуда вещь, помянет умершего. Людям важно сохранить память об ушедших в иной мир родственниках и друзьях.

    Раздача предметов поможет в этой задаче.

    Если нет возможности отнести вещи, которые раздают после похорон, в церковь, а хранить их не хочется по личным соображениям – нет ничего зазорного в том, чтобы их выбросить.

    Традиция преподносить на похоронах текстиль, посуду, сладости пришла из древней Руси, ее можно назвать милостыней. Люди, принявшие в дар вещи, обязаны помолиться за упокой души, частично берут на себя грехи усопшего.

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cd1c1480092d700b8983b3d/chto-razdaiut-na-pohoronah-polotence-i-nosovye-platki-5cd3e1490092d700b89854e2

    Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации

    • ГОССТРОЙ РОССИИ
    • АО «ДИАГНОСТИКА АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ»
    • (АО «ДИАС»)
    • РЕКОМЕНДАЦИИ

    О ПОРЯДКЕ ПОХОРОН И СОДЕРЖАНИИ КЛАДБИЩ

    В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. МДК 11-01.2002
    2. Москва 2002
    3. В Рекомендациях представлены материалы по подготовке, проведению и организации похоронных церемоний, кремационного дела, устройству и содержанию кладбищ.
    4. Необходимы для работников ритуальных служб всех уровней, руководителей субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также рядовых граждан России.

    РАЗРАБОТАНЫ Госстроем России (В.П. Ковалевский, Л.Н. Гавриков) и АО «Диагностика аварийных ситуаций» (Н.И. Жуков, М.Ю. Лимонад, А.А. Королев, Л.Н. Щедельская).

    РАССМОТРЕНЫ И РЕКОМЕНДОВАНЫ НТС Госстроя России протоколом № 01-НС-22/1 от 25 декабря 2001 г.

    ВЗАМЕН «Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации», утвержденной приказом Минжилкомхоза РСФСР от 12 января 1979 г. № 25.

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    Жизнь человека на Земле сопровождается непрерывной сменой поколений — таков непреложный закон природы. Похоронная культура является одной из древнейших форм социальной культуры, распространенной повсеместно. Места погребения всегда сопутствуют местам проживания человека.

    Хотя похоронная культура характеризуется устойчивостью форм, они с течением времени и изменением социальной ситуации видоизменяются и совершенствуются.

    Очередной цикл изменений в похоронной культуре связан с введением Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.96 № 8-ФЗ. Требования этого закона существенно расширили гражданские права в этой деликатной сфере обслуживания населения, что в свою очередь потребовало изменения подзаконных актов. Важнейшим понятием закона стало «достойное отношение» к покойному.

    До принятия закона основным документом в течение многих лет была «Инструкция о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации».

    Значительная часть положений этих документов использована для разработки настоящих Рекомендаций, которые приведены в соответствие с требованиями Федерального закона и конкретизируют их применительно к удовлетворению насущных нужд населения в области похоронной культуры.

    При рассмотрении процесса похорон основное внимание уделено гражданскому обряду. Остальные виды обрядовых церемоний рассмотрены в контексте их связи с гражданским обрядом. Приведенные приложения направлены на оказание методической помощи гражданам, органам местного самоуправления, специализированным службам по вопросам похоронного обслуживания населения.

    • Для облегчения пользования материалами Рекомендаций в них приведены основные понятия, термины и определения, которые сформулированы в соответствии с
    • — Федеральным законом «О погребении и похоронном деле»;
    • — «Инструкцией о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации»;
    • — Большой Советской энциклопедией;
    • — Советским энциклопедическим словарем;
    • — справочником «Ритуальное обслуживание».
    • Помещая в Рекомендациях данный раздел, авторы не претендуют на установление терминологии в области ритуального обслуживания.
    • Все положения Рекомендаций не носят директивного характера, и их следует рассматривать именно как рекомендательные.

    Нормативные ссылки

    Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.96 № 8-ФЗ

    Градостроительный кодекс Российской Федерации

    Земельный кодекс РСФСР (в редакции Закона РФ от 28.04.1993 г. № 4888-1)

    Источник: https://ohranatruda.ru/ot_biblio/norma/243472/

    Ссылка на основную публикацию