Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви

Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви

Канон об усопшем – это способ проявления заботы о душе, призывающий ее к упокою и смирению, замаливания грехов перед Богом. Он читается в церкви, за ее пределами, в домашних условиях.

Что такое каноны об усопших и зачем молиться за умерших

Канон об упокоении усопших – заупокойные молитвы, которые замаливают грехи умершего. В священных книгах прописано, что обязанность живого человека – поминать новопреставленного или давно усопшего человека добрым словом, независимо от того, каким человек был в жизни.

Совершать канон за упокой души нужно, пытаясь замолить личные грехи перед умершим человеком, совершить покаяние перед ним, если по вине живого произошла ссора.

Существует поверье – заупокойная панихида выводит душу мирянина из ада. Свечка, зажженная в момент повиновения мученика – благодать для усопшего. Имя умершего, произнесенное при молитве в церкви слышат все святые.

Какие каноны об усопших бывают

В православной церкви умирающего к смерти готовит батюшка, к которому он обращается с покаянием, процесс называется причащанием. Существует несколько разновидностей канонов об усопшем.

Каноны Октоиха

Октоиха – богослужебная книга, разделенная на восемь глав. Они обозначают восемь гласов, воспевающих усопшего в течение восьми дней. Особенности:

  1. Канон продолжается каждый день на протяжении одного года. Создателем восьмигласного молебна является преподобный Феофан – исповедник, рожденный в Иерусалиме, который совершил исповеднеческий подвиг.
  2. Октоих содержит описание и слова нескольких вариантов молитв об упокоении души усопшего.
  3. Он не поется в родительские субботы и на кладбище.

Все остальные субботы года с помощью Октоиха по славянскому обычаю осуществляется поминовение в церкви всех умерших и мучеников, к которому приготавливаются заранее, собирая записки с именами.

В субботний день высший чин читает написанные имена, молится за них на утренней и вечерней службах.

Считается, поминальная служба в вечер субботы особенная – все святые собираются, помогая усопшему.

В каждый день канона Октоиха вспоминается один святой или священное событие:

  • в воскресенье поминают воскресенье Христово;
  • во вторник – святого Иоанна Крестителя;
  • в пятницу – богородичный молебен, восхваляющий Божью Матерь.

Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви

О единоумершем

Канон о единоумершем человеке читается в любой день:

  • любым христианином;
  • родственником усопшего;
  • церковнослужителем.

Молитва о новопреставленном состоит из псаломов и песней. В данном каноне восславляется умерший, просится милость к нему на небесах. В начале всегда зачитывается Отче наш, а после приступают к молитве за усопшего.

Текст прописан в церковных книгах. Всего в молебне о единоумершем восемь песен. В молитве просят о успокоении души и быстром поиске пристанища усопшего. Все каноны написаны на церковно-славянском языке, но у них есть современная интерпретация.

Текст единый для всех церквей и храмов.

Каноны о умершем мужчине и женщине различаются. В церкви разрешается заказать или прочитать молебен самостоятельно.

Поминовение о некрещенных и не покаявшихся

В православной церкви отношение к некрещеным людям отличалось во время их жизни и после смерти. Отпевать некрещеного умершего запрещается.

Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви Нуждаетесь в совете специалиста? Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Во время войн и эпидемий людей хоронили в одну яму, не разбираясь, кто крещен, а кто нет. Над всеми читали заупокойный молебен.

Особенности:

  1. Молитва за людей некрещенных действенна. Текст упоминает факт некрещенности человека, просится прощение за все совершенные грешные деяния.
  2. Обращение разрешается не к Господу, а к Божьей Матери – Богородице. В момент молитвы по четкам позволяется прочитать «Богородице Дево, радуйся».
  3. Православная церковь позволяет повиновение некрещенных, ссылаясь на святого мученика Уара, имевшего благодать молиться за некрещенных, но осуществлять молебен разрешается самостоятельно дома.

Запрет имеет вселенский единый масштаб: некрещенных и самоубийц нельзя отпевать в храме и писать их имена в записки, но самостоятельно, как того пожелает душа, молиться никто не запрещает.

В дни вселенского поминовения – в родительские субботы, поминают не покаявшихся.

Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви

Моление при разлучении души от тела и за новопреставленных

Моление при разлучении души от тела имеет три канона:

  • канон молельный при разлучении духа от тела;
  • канон бываемый на разлучение души от тела (используется в ситуациях мучительной смерти, когда человек бьется в агонии, но скончаться не может);
  • канон по исходе души от тела (за новопреставленного).

Текст канона за усопшего читает другой человек, при смерти разговаривать больной не может. Обращаются в молельном каноне к пресвятой Богородице, не к Богу. Основное обращение: »Пресвятая Богородица, спаси нас». Молебен призывает предоставить грешным и смиренным прибежище.

Канон бываемый читается в ситуации, если человек умирает в муках и на помощь ему прийти никто не может.

В ходе молебна просится прощение у Бога за слова, помилование души, милость Господа.

За новопреставленного молитва просит скорого упокоения души и сил пережить утрату близким. Читается на третий, девятый и сороковой дни: в то время, пока душа покойника ищет пристанище. Основная фраза: «Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего».

О грехе убийства чад в утробе

Убийство нерожденного младенца в православной церкви – большой грех. В нем обвиняется мать и отец, молиться следует вдвоем. В процессе кающиеся говорят об ошибке, признают свою вину. В некоторых случаях просится о повторном даровании дитя в будущем.

Обращается молящий к святой Марии, она – покровительница деторождения и семьи.

Моление о грехе убийства чад в утробе – покаяние. Во время моления женщина просит прощения за совершенные нарочно и случайно грехи в жизни.

Убиение младенца в утробе – тяжкий грех, за совершение которого положена божья кара. Чтобы отмолить грех, женщине нужно помогать беднякам и детям.

Заупокойный канон субботы мясопустной

Поминовение усопших в заупокойный канон мясопустной субботы осуществляется дома самостоятельно верующим или группой людей.

В Псалтире размещены примеры вечерней и утренней молитвы, порядок определяется самостоятельно молящимся, ему предоставляется право на выбор настроения моления.

Осуществляется заупокойный канон утром и вечером в день мясопустной субботы – первая великая родительская суббота в уставе Православных церквей. Традиция поминовения усопших в мясопустный день – семейный обед. Читается молебен во время литии – вечерней и утренней праздничной службы.

Какие каноны можно читать дома и как правильно это делать

К богу разрешается обращаться в любое время. Молиться разрешается сидя, стоя или лежа – в зависимости от самочувствия христианина. Исключение: запрещается молиться в дни Великих праздников, на Страстной и Светлой седмице. За всех усопших позволяется молиться дома.

Канон призван вспоминать скончавшихся близких добром и просить облегчения их тягот на небесах, о попадании в Рай. Православные почитают умерших в специальные дни. Записки о поминовении в храме оставляют в любой день.

Каноны предполагают наличие правил к соблюдению, но возможные исключения, не противоречащие правилам.

Статья проверена редакцией сайта

Источник: https://sorokoviny.ru/pominki/kanon-ob-usopshem

Молитва об усопших

Во всех делах твоих помни о конце твоём (Сир. 7:39).Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38).

Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11:26). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

Молитва в храме

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу.

Читайте также:  Молитва на 9 дней после смерти по усопшему: текст

Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог.

Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест.

Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования.

Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.

Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Источник: www.pravmir.ru

Домашняя молитва об усопших

Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви

  • Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины.
  • Церковь также заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, родственниках и знакомых. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
  • Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
  • Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, в которую записываются имена живых и усопших сродников.
  • Поминовение в Церкви

Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане.

Почему именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления – упокоить умерших со святыми.

А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей. Это:

  • Мясопустная вселенская родительская суббота за неделю перед Великим Постом;
  • Троицкая вселенская родительская суббота перед днем Святой Троицы;
  • Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста;
  • Димитриевская родительская суббота (за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского – Небесного Покровителя благоверного великого князя Дмитрия Донского);
  • Радоница (во вторник второй недели после Пасхи).
  1. Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.
  2. Подробнее: Родительские субботы — дни особого поминовения усопших
  3. Молитва о новопреставленных

Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине. Как правило в эти дни в храме или на кладбище служат панихиду об усопшем и поминают его.

В течение 40 дней по кончине человека о его упокоении моляться усиленно. Родные и близкие каждый день читают канон об усопшем и одну кафизму из Псалтири.

Читайте подробнее здесь: Молитва о новопреставленных.

На кладбище

Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного безсмертия и воскресения.

Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.

Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, помолиться. Желательно совершить литию (это слово в буквальном смысле означает «усиленное моление»). Для совершения чина литии можно пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, есть в полных молитвословах. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

  • Отпевание. Молитва о новопреставленных
  • Чтение Псалтири об усопших
  • 100 вопросов и ответов о поминовении усопших
  • Молитва об усопших. Вопросы священнику
  • Как молиться за некрещеных
Читайте также:  Захоронение в могилу родственника: разрешается ли

Источник: http://rok-kreuznach.de/index.php/2015-07-01-09-30-05/2015-07-01-09-37-03

Молитва о усопшем в день похорон — Sgei.ru

| admin|

Умерший человек, с момента смерти которого прошло не более 40 дней, считается новопреставленным. Считается, что первые 2 дня душа умершего находится на земле и только на третий день переносится на небеса, где будет находиться до 40 дня. Православные молитвы об усопшем человеке помогают его душе пройти все воздушные мытарства, и способствуют прощению Господом свершенных земных прегрешений.

Молитва о новопреставленном до 40 дней

В период до 40 дней молитвы об усопшем человеке следует читать, следуя определенным правилам. Все дело в том, что со дня наступления смерти Господь призывает к себе своего раба и с этого момента начинается сложный и тернистый путь для определения места для души усопшего.

Текст молитвы, читать над телом усопшего до 3 дней

Третий день после смерти человека называется третинами. На данные сутки душа упокоившегося отправляется на небо. Поэтому очень важно все три дня возносить молитвы над телом и после похорон, чтобы душа не маялась, а получила временное успокоение.

Сразу после смерти совершается специальный обряд омовения и облачения покойного. После него близкие люди могут прочитать молитву-обращение к Ангелу Хранителю над телом покойного.

Звучит она следующим образом:

Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви

Молитва за упокой после похорон

Молитва за упокой сразу после похорон очень важна, так именно в этот момент душе очень важна поддержка живущих близких людей. Ни в коем случае нельзя относится небрежно к умершим людям, так как в этом случае Господь оценит такое отношение и не окажет снисходительности к душе умершего на Страшном Суде.

Считается, что после похорон лучше всего прочесть специальную молитву в храме. Это самая сильная молитва. С ее помощью можно вымолить прощение многих грехов покойного человека, которые он свершил при жизни.

Текст молитвы после похорон звучит так:

Молитва на 9 день после смерти

С третьего на девятый день на небесах душе усопшего показывают райские кущи. После этого ей придется блуждать по аду, переживая разные мытарства. Чтобы поддержать душу усопшего перед ожидаемыми испытаниями, в тот день рекомендуется обязательно устраивать поминки.

Молитва, которая читается на 9 день после смерти, звучит так:

Молитва к Пресвятой Богородице за новопреставленного

Очень сильной молитвой за новопреставленного является обращение к Пресвятой Богородице. При жизни Пречистая Дева Мария испытала много горя, связанного с потерей близких людей. Поэтому ее молитвы всегда успокаивают, но самое главное, то такие обращения обязательно учитываются Господом при вершении Суда.

Молитва об упокоении души новопреставленного

До 40 дней молитва к Пресвятой Богородице за новопреставленного звучит следующим образом:

Молитва о новопреставленном усопшем после 40 дней

После 40 дней молиться об упокоении усопшего, обращаясь к Пресвятой Богородице, нужно в специальные дни, а также тогда, когда в этом возникает внутренняя необходимость. Для этого не обязательно посещать. Можно возносить молитву Пречистой Деве Марии в домашних условиях перед ее образом.

Звучит молитва так:

Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви

Какие молитвы принято читать об усопших и зачем это нужно

Согласно канонам православной веры, умершие люди, если за них возносятся молитвы за упокоение души, получают облегчение, а иногда и освобождение от загробных Божьих наказаний за свершенные при земной жизни прегрешения. Об это говорит Святитель Иоанн в своей «Жизни после смерти».

Звучит это приблизительно так:

Поминовение новопреставленного должно обязательно проводиться на 3,9 и 40 день. При этом:

  • В 3-й день после смерти поминальные молитвы читаются в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и образа Пресвятой Троицы.
  • В 9-й день после смерти молитвенные обращения совершаются в честь девяти ангельских чинов, являющихся слугами Царя Небесного и ходатайствующих о помиловании усопшего.
  • В 40 -й день, по преданию апостолов, основанием для молитв является сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея.

После 40 дня особенно сильны поминовения на Литургии, которые совершаются священниками для упоминания усопших верующими подаются специальные записки.

Следует понимать, что определенного установленного числа молитв, гарантирующих попадания душ в рай не существует. Живущие не могут ничего знать о Божьем Суде.

Поэтому при каждом возможном случае следует подавать записку в храме перед проведением Литургии.

Кроме того поминальные молитвы важны для живущих, так как только с их помощью можно утолить скорбь разлуки с умершим человеком. Во время молитвенных обращений приходит понимание того, что христианство не связывает жизнь с концом всего. Она является переходным этапом, который предначертано Богом пройти любому человеку.

Смерть с точки зрения христианства — это переход на другой, более совершенный уровень жизни. Душа бессмертна, поэтому провожать ее в другой мир всем живущим нужно не слезами, а молитвой за упокой души. А после того, как ее участь будет решена на Божьем Суде, необходимо поддерживать ее периодическим чтением молитв за упокой в определенные, назначенные Церковью дни.

В это время читаются панихиды — общественные богослужения.

Молитва усопшему до похорон

Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви

Советуем ознакомиться молитва усопшему до похорон с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции

Молитва об усопшем родственнике, читаемые дома до 40 дней

Источник: https://sgei.ru/574-molitva-o-usopshem-v-den-pohoron

Каноны о усопших восьми гласов

Шрифт

  • Каноны Октоиха
  • Каноны о единоумершем
  • Поминовение некрещеных и не покаявшихся
  • Моление при разлучении души от тела и за новопреставленных
  • О грехе убийства чад во утробе

Чтение заупокойных канонов при поминовении усопших

Заботится и спасении душ усопших, молиться о них Господу Богу, чтобы Он простил им согрешения вольные и невольные, — священный долг каждого верующего во Христа. По усопшим обычно читают Псалтирь, каноны, Панихиды, в современной трациции Православной Церкви так же акафисты.

Настоящий раздел Православного молитвослова включает тексты канонов о усопших, взятые из Октоиха и Следованной Псалтири и адаптированные для чтения в домашней молитве.

Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви

Каноны о усопших входят в большинство заупокойных служб; они весьма разнообразны по содержанию и настроению, в зависимости от назначения.

Каноны о усопших 8-ми гласов помещаются в субботней службе Октоиха (одной из основных богослужебных книг) в качестве вторых канонов на Утрени. По Уставу их положено петь в пятницу вечером (т.к. богослужебный круг — сутки начинается с вечера). Эти же каноны могут входить в последование панихиды, их можно читать и в домашней молитве о усопших.

Каноны о усопших Октоиха написал преподобный Феофан исповедник, Начертанный, епископ Никейский.

Его имя указано в акростихе канона 5-го гласа (а в славянском Октоихе он, кроме того, указано отдельно в 3-м, 6-м и 7-м гласах), однако и другие каноны о усопших Октоиха несомненно принадлежат преподобному Феофану.

Каноны поставлены в численном порядке, который обозначается в акростихах: «Верою усопшим первую песнь приношаю», «Умершим второе сплетаю пение», и т. д. Все они неразрывно связаны и составляют единое целое.

Преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский, исповедник

Преподобный Феофан исповедник родился в Иерусалиме в христианской семье. Вместе со своим старшим братом Феодором обучался в Лавре святого Саввы, где оба брата приняли иночество и сан пресвитера. Братья Феодор и Феофан прославились как поборники иконопочитания.

Читайте также:  Пища с кладбища: можно ли забрать с собой остатки

По поручению Иерусалимского Патриарха они отправились в Константинополь для обличения императора-иконоборца Льва Армянина (813-820) и защиты Православия; впоследствии они обличали и императоров-иконоборцев Михаила Балбу (820-829) и Феофила (829-842), за что им пришлось вынести заточение, голод, тяжкие муки.

Император Феофил приказал раскаленными иглами написать на их лицах оскорбительные стихи, в которых о святых исповедниках говорилось как о «сосудах суеверного заблуждения». Отсюда происходит наименование, усвоенное обоим братьям – «Начертанные». Преподобный Феодор скончался в темнице.

Феофан, брат его по плоти и по духу, положил тело во гроб, пропев над ним надгробные песнопения – может быть, именно те заупокойные каноны, которые потом были включены в Октоих. Преподобный Феофан дожил до окончания иконоборческого гонения на православие. Исповеднический его подвиг продолжался 25 лет – с 817 до 842 года.

По возвращении из ссылки он был рукоположен во епископа Никейского святым патриархом Мефодием († 847).

Симеон Логофет, сообщая об этом, говорит: «Когда нашлись такие, которые были недовольны этим, указывая на то, что он сирианин и православный ли – поручиться в том, некому, святой Мефодий отвечал, указывая не чело его: не нужно желать лучшего свидетельства после этой надписи ». Вскоре после этого, около 850 года, преподобный Феофан скончался. Память его Церковь совершает 11 (24) октября.

Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви

Преподобный Феофан был автором многих сочинений, в том числе в защиту иконопочитания; он также написал множество церковных песнопений – ему принадлежит около 150 канонов в Октоихе, Минее и Триоди.

В Греческой Минее читаем следующие слова в его честь: «Как светило пресветлое озаряешь ты светом догматов твоих всю подсолнечную; подобно Давиду, ударяя в цитру, поешь достойные песни святым Христовым и оглашаешь Эпир (область, где преподобный Феофан был епископом) весь.

Потому-то ты прославлен достойно, священнотаинник Феофан» . Каноны о усопших принадлежат к лучшим творениям преподобного Феофана; их высокое достоинство отмечают многие исследователи церковной гимнографии.

Тропари канонов расположены в следующем порядке: первый тропарь содержит молитву к святым мученикам; мы побуждаем их на ходатайство перед Богом за наших усопших, особенно сильное, поскольку они претерпели безчисленные муки, пролили кровь за Господа и не пощадили своей жизни ради Него.

Кроме того, обращение к мученикам в канонах о усопших, вообще частое в заупокойных богослужениях, напоминает нам о том, что эти песнопения восходят к надгробному пению первых христиан около останков святых мучеников за Христа. Припев перед первым тропарем «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» соответствует содержанию этих тропарей.

Затем следуют два тропаря, содержащие в себе наши прошения за умерших. В них мы представляем пред Господом Иисусом Христом все, что только может склонить Его к милосердию, указываем на Божественную Премудрость, Которой мы сотворены в начале, поминаем Его Божественное истощание, Его страдания, смерть и воскресение, обновившие падший род человеческий.

Разрушив смерть и ад, Он даровал нам безсмертие, избавил от смерти и тления. Господь знает немощь нашего естества, и Он неизреченно милосерден, «приснотекущий Источник благости», «весь сладость, весь желание и любовь ненасытная, весь добр’ота несказ’анная». Он – Владыка всего, имеющий власть над живыми и мертвыми.

В Царстве Его обителей много, и Он «разделяет их всем по достоянию, по мере добродетели». Мы не смеем пред лицом Бога высказать ничего о вечной судьбе душ усопших, лишь смиренно напоминаем, что они рабы Его и, «очистившись от древнего прародительского падения крещением и паки порождением и имея жезл силы – Крест Его, прошли мирское море» (каноны 4-го и 8-го гласов).

В последних тропарях каждой песни канонов мы обращаем наши молитвы ко Пресвятой Богородице и просим Ее ходатайства за нас и усопших наших .

В седальне по 3-й песни и в кондаке по 6-й песни мы молим милостивого Владыку и Господа простить усопшим грехи и упокоить их вместе со святыми, там, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, ввести в безконечную жизнь.

Икос дает нам образец христианского отношения к смерти: естественная для человека скорбь пред лицем смерти растворяется в нем смиренной покорностью воле Создателя и хвалой безсмертному Богу: мы рабы Создавшего нас, повинуемся Ему, а не противимся.

«Для созданного, хотя и от земли, но предназначенного не для земли, — поясняет епископ Афанасий (Сахаров), — возвращение в землю, как не соответствующее предназначению, естественно вызывает надгробное рыдание. Но для христианина это рыдание не то, что надгробное рыдание не имущих упования (см. 1 Фес. 4, 13).

Для имущих упование надгробное рыдание о возвращении в землю растворяется мыслью о том, что это совершается по Божию повелению. А что повелено Богом, то все – благо. Поэтому христианин и рыдая хвалит Господа, его надгробное рыдание сплетается с ангельской хвалой Бога: “аллилуия”, которая сама по себе никогда не может быть рыданием, а всегда, даже в заупокойных последованиях, остается ангельской хвалой ».

В Следованной Псалтири помещается особый канон о едином усопшем.

Употребление этого канона наряду с канонами о усопших 8-и гласов удобно тем, что упоминание об усопшем в нем – в единственном числе, тогда как в канонах о усопших – во множественном, и поэтому нет нужды приспосабливать текст к поминовению одного или многих. Для удобства чтения мы даем этот канон отдельно для усопшего (муж. род) и усопшей (жен. род).

Канон о едином усопшем поется на 8-й глас; начинается он с молитвы о самих молящихся – с просьбы подать нам слово для усердной молитвы. В нем отсутствуют обращения к мученикам, а в третьем тропаре (на «Слава») каждой песни, кроме последней, прошения о усопшем (и о нас самих) обращены к Святой Троице.

Мы с дерзновением и упованием просим Господа о милости к нашему усопшему, с которым, может быть, совсем еще недавно «многажды вкупе снидохомся, и в дому Божии вкупе пояхом» , и он молится вместе с нами: «Я преступил заповедь, которую Ты дал мне, и стал смертным, но Ты, Христе Боже, сошедший во гроб и воскресивший души от века умерших, не возстави меня на мучение, но на покой».

В древнерусских «Псалтирях» перед каноном о едином усопшем имеется следующее предисловие от лица усопшего, обращенное к своему духовному отцу. Оно может быть обращено и ко всем, кто мог бы молиться о нем.

Как правильно читать каноны о усопших

Каноны о усопших (как о едином, так и о многих) можно читать в домашней молитве по выбору и желанию в любое время, кроме двунадесятых и великих праздников, а также дней Страстной и Светлой седмиц.

За одного усопшего всегда следует читать канон о едином усопшем. Его читают ежедневно в первые сорок дней по кончине христианина – во время сугубого поминовения, особенно же в 3-й, 9-й и 40-й дни .

За многих усопших читается один из канонов о усопших 8-и гласов, желательно канон текущего гласа (то есть того гласа, на который в ту седмицу поются песнопения Октоиха) . Этот канон можно читать за всех своих родственников и близких накануне субботы.

Источник: https://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/usopshim/kanoni/index.html

Ссылка на основную публикацию