Как хоронят мусульман: обычаи и положение покойного в могиле

ГлавнаяПохороны

Как хоронят мусульман: обычаи и положение покойного в могиле

Ритуальные традиции ислама регламентируются шариатом, отличаются от православных обычаев. Порядок того, как хоронят мусульман, одинаков во всех регионах: подготовка тела к погребению, передача земле, молитвенное поминание покойного.

Похоронные обычаи мусульман

Начинают готовиться к смерти последователи ислама при жизни. Человек должен помнить о кончине, чтоб легко и бесстрашно пройти этот этап. Процедуры начинают, когда человек близок к гибели. Правоверные мусульмане строго соблюдают ритуальные обычаи, правила.

Как хоронят мусульман: обычаи и положение покойного в могиле Как хоронят мусульман: обычаи и положение покойного в могиле Как хоронят мусульман: обычаи и положение покойного в могиле

Подготовка тела к похоронам

Умирающий повторяет «Калимат-шахадат». Если мусульманин не способен говорить, за него текст произносит имам, родственники. Его поят водой Зам-Зам. После смерти тело поворачивают на правый бок, лицом к Мекке. Можно положить покойного на спину.

Усопшему фиксируют подбородок, разминают суставы, закрывают глаза перед захоронением. Конечности мусульманина распрямляют. На грудь, живот помещают ножницы, металлическую вещь. Усопшего накрывают погребальной материей.

Ислам завещает погребать покойников без вскрытия в день гибели. Через сутки предают земле, если смерть произошла ночью.

Мусульмане придают большое значение очищающим процедурам. Выполняет их гассал – близкий родственник или правоверный человек, хорошо знающий похоронные обряды. Он должен быть одного пола с покойным. Супруги могут омыть тело усопшего партнера. Умерших младенцев — мужчины или женщины.

Гассалу помогает три человека, абдест он выполняет самостоятельно. Помощники поворачивают тело, подают воду. Посторонние не присутствуют при этом.

Процедура ритуального обмывания мусульманина проходит перед похоронами возле кладбища, мечети. Зажигают благовония, трижды ополаскивают руки. Усопшего помещают на твердое ложе, накрывают полотенцем. Порядок очищения:

  • лицо, голова;
  • ступни до щиколоток;
  • правая, левая сторона тела;
  • спина.

Половые органы перед похоронами не омывают, льют воду через полотенце. Ритуал мусульмане проводят трижды: с кедровым порошком, камфорой, чистой жидкостью.

Если возможности провести процедуру нет, тело очищают песком. Конечности, ноздри, лоб смазывают благовониями.

Покойного окутывают кафаном — ритуальным саваном из белого полотна или ситца. Хоронить правоверных мусульман в одежде запрещено.

Кафан имеет три слоя:

  • лифофа – ткань, которой закрывают тело, с двух сторон оставляют по 40 см, чтобы завязать материю;
  • изор – отрез, которым укутывают бедра;
  • камис – погребальная рубашка.

Грудную клетку покойниц покрывают киркой – похоронной мусульманской материей. Голову устилают платком — химором. Размеры убора – 2 х 0,6 м, полотна – 1,5 х 0,6 м.

Если умерший был бедняком, его погребает община. Пожертвование трех отрезов материи для кафана называют сунной. Усопших мусульман провожают в последний путь без обуви.

Как хоронят мусульман: обычаи и положение покойного в могиле Как хоронят мусульман: обычаи и положение покойного в могиле Как хоронят мусульман: обычаи и положение покойного в могиле

Особенности захоронения

Окутанное саваном тело кладут на носилки, застилают одеялом – тобутом. Сверху оставляют комплект одежды, чтобы знать, мужчина это или женщина. На крышку кладут ткань, ковер, одеяло. Выносят покойного головой вперед.

Усопших закапывают на кладбище. Мусульманская религия запрещает кремацию. Сжигание трупа обрекает душу покойного на адские муки. Если человек погиб, путешествуя, на море, ритуал могут перенести. Иногда проводят погребальный обряд, опуская тело с привязанным к ногам камнем под воду.

Похороны у мусульман называют Дафн. Тобут ставят перпендикулярно Киблы. Имам читает молитву — джаназ. Он стоит рядом с носилками, за ним выстраиваются остальные.

Без обращения к Богу Дафн недействителен. Ее не читают над мертворожденными младенцами.

Вид могилы — кабры зависит от местности, где прощаются с усопшим. Погребения мусульман:

  • лахад – внутренняя келья, куда помещают тело, айван;
  • ярма – шикка для трупа.

Кабра должна быть просторной. Характерное положение мертвого создает впечатление, что в исламе покойников хоронят сидя.

Ритуал можно проводить без использования гробов. Чтобы животные не разрыли мусульманскую могилу, ее укрепляют кирпичом.

Усопшего располагают головой к Кибле. Сначала опускают ноги. Над женщинами придерживают накидку, чтобы не оголять тело. Под голову насыпают грунт, располагают труп на правом боку.

Родственники бросают в яму горсть земли. Первым это делает имам, читая суры. Засыпанная могила должна быть выше уровня почвы.

Как хоронят мусульман: обычаи и положение покойного в могиле Нуждаетесь в совете специалиста? Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

После похорон присутствующие покидают кладбище, остается мусульманин, читающий талкин. Это помогает душе обрести покой.

Со стороны головы вкапывают могильный камень, табличку. Пишут имя умершего, даты рождения, смерти. Через год устанавливают памятник. Гравируют инициалы, аяты Корана. Надгробие поворачивают к Мекке.

Поминок сразу после погребения не организовывают. 3 дня родственники молятся о покойном, просят Аллаха отпустить грехи усопшего. Ритуальный обед мусульмане организовывают на третьи, сороковые сутки после похорон. Траурную одежду носят три дня. Женщины после смерти супруга — 130.

Говорить слова соболезнования и сочувствия можно единожды, на протяжении трех дней с момента погребения.

Мусульманская примета вещает: если человек умер в Рамадан, он избежит адских страданий. Текст от Анаса утверждает, что в священный месяц загробные муки прекращаются.

Как хоронят мусульман: обычаи и положение покойного в могиле Как хоронят мусульман: обычаи и положение покойного в могиле

Запреты на похоронах

  1. Когда человек умирает, громко плакать, причитать запрещено. Женщин могут вывести из дома, пока правоверный отходит в мир иной. Оставлять умирающего одного нельзя – с ним находятся родственники.
  2. При омовении мусульманина не переворачивают на живот.

    Чтобы очистить спину, усопшего поднимают и удерживают.

  3. Запрещено подстригать перед похоронами покойникам волосы, обрезать ногти – это делают заранее, при жизни.
  4. Правоверных закапывают на исламских погостах. Если беременная жена умерла, исповедуя другую веру, запрет можно нарушить.

    Тело кладут спиной к Мекке, младенец повернут личиком к священному городу. Похороны по мусульманским обычаям для представителей других религий запрещены.

  5. Во время Дафна нельзя садиться, пока не опустят тело. Запрещено стоять, молиться у могилы.

  6. Джаназ-намаз во время восхода и захода солнца, когда оно в зените, не совершают.
  7. Мусульманские похороны проходят без женщин. Им разрешено посещение кладбища после погребения.
  8. Родственники могут целовать усопшего.

  9. Исламская религия не позволяет приносить на могилы букеты цветов, венки. Запрещено нескромное поведение, громкие выкрики, самобичевание у мусульман.
  10. Шариат не разрешает вскрытие могил.

Отличаются ли похороны мужчин и женщин в исламе

Традиции для разных полов во многом совпадают. Различия при погребении мужчин и женщин:

Женщина исламской веры Мусульманин
Омовение проводят Девушки, супруг. Выполняют перед похоронами мужчины или жена.
Саван Состоит из пяти частей. Грудь мусульманки накрывают похоронной хиркой, лицо заволакивают химором. Трехслойный.
Опускание в могилу Тело и яму прикидывают покрывалом.

Особенности региональных отличий похорон у мусульман

Погребение в разных регионах имеет свои особенности. В странах Советского Союза ставили памятники с портретами умерших. Современные погребения с фото порицаются шариатом.

  1. Гассала в Узбекистане называют словом мурдашуй. Могилу мусульманину копает гуркав. Заупокойную молитву узбеки читают ровно в полдень в мечети. Есть два распорядителя обрядом похорон – мужской и женский. По традиции, проводят прощальное чаепитие вместо поминок. Перевозка покойника не практикуется, тело несут на руках.
  2. Когда умирает татарин, на грудь укладывают ножницы, чтобы душу не украл джинн. Сверху – платок, полотенце. Выкопанную могилу не оставляют без присмотра, внутрь кладут монету. Хоронят по канонам мусульманской веры. После обряда моют дом и все, что связано с покойным. Многократно поминают.
  3. У казахов женщины громко голосят над усопшим. Акырет (саван) готовит мулла. Тело заворачивают в ковер. Погребение этот народ проводит на второй-третий день после смерти.

Похоронные обычаи в исламе строго регламентированы. Это последовательность ритуалов, имеющих сакральный смысл. Они направлены облегчить загробную жизнь мусульманина.

Статья проверена редакцией сайта Ссылка на основную публикацию

Нуждаетесь в совете специалиста?

Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Пожалуйста оцените статью:

0,00 / 5 Загрузка…

Источник: https://sorokoviny.ru/pohorony/horonyat-musulman

Похороны у мусульман | Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России

Как хоронят мусульман: обычаи и положение покойного в могиле

По вероучению ислама, все сущее в мире создано Аллахом, все предо­пределено Им и происходит по Его воле.

Вся жизнь мусульманина от рождения до смерти определяется Шариа­том – систематизированным сводом мусульманских законов. Шариатом предполагается целая система правил по переселению мусульман в загробный мир. Шариат требует, чтобы мусульманин еще в земной жизни готовился к загробному миру.

Аллах Всевышний сказал в Коране, что прежде всего ни одному человеку Он не давал вечной жизни (Коран 21:36).
Каждый чело­век вкусит смерть… Каждая душа вкусит смерть, потом она (душа) будет возвращена богу (Коран 29:56).

Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды.
Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководст­вом духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов – долг каждого мусульманина.

Прежде всего, умирающего (будь то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить умирающего на правый или левый бок лицом к Мекке.

Умираю­щему так, чтобы он слышал, читают молитву «Калимат-шахадат» («Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха, Его Пророк»). Последний долг перед умирающим – дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Но желательно давать по каплям священную воду Зам-Зам или сок граната.

Возле умирающего не принято вести слишком громкий разговор или плакать.

После смерти мусульманина над ним совершается следующий обряд.
Покойному подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). Затем делают гусул, как и всем умершим мусульманам.


Омовение (тахарат) и обмывание (гусул)

Над умершим совершается обряд омовения и обмывания водой.
Как правило, умершего омывают и обмывают три раза: 1. водой, содержащей кедровый порошок; 2. водой, смешанной с камфарой; 3. чистой водой.

Покойника кладут на жесткое ложе таким образом, чтобы его лицо было обращено к Кибле. Такое ложе всегда имеется при мечети и на кладбище. Окуривают помещение благовониями. Порядок омовения известен Гассалу (омывающему).

Затем производится обмывание.
Лицо покойного и его руки по локоть моются три раза.
Смачиваются голова, уши и шея.
Моются ноги по щико­лотки.
Голову и бороду моют с мылом, желательно теплой водой, содержащей кедровый порошок (гулькаир).
Кладут покойного на левый бок и моют правый.
Льют воду, протирают тело, затем снова льют воду.
Все это проделы­вается три раза.
То же самое проделывают, положив покойного на правый бок.
Запрещено класть покойного грудью вниз.
Обязательно обмывать покойного один раз.
Свыше трех раз – считается излишним.

Мокрое тело покойного вытирается полотенцем, ароматизируется благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур…): лоб, ноздри, руки, ноги покойного.

В омовении и обмывании участвуют не менее четырех человек.
Гассалом (омывающим) может быть близкий родственник, его помощник, который поливает тело водой. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного в процессе обмывания. Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин.
Разрешается обмывать маленьких детей.

Жена может обмывать тело своего мужа. В случае, если умерший – мужчина, а среди окружающих его были одни женщины (и наоборот), то произво­дится только таяммум.

Саван (кафан)

Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Он требует окутывать его саваном. Саван изготавливается из белого полотна или ситца.

Саван для мужчин состоит из трех частей:

1) лифофы — ткани, покрывающей покойного с головы до ног (при этом с обеих сторон остается еще лишняя ткань, чтобы после окутывания тела можно было завязать саван с обеих сторон);

2) изора – куска ткани для окутывания нижней части тела;

3) камиса – рубахи до колен обыкновенной.

Саван для женщин состоит из пяти частей:

  • 1) лифофы – ткани любого вида и хорошего сорта, покрывающей по­rойную с головы до ног;
  • 2) изора – куска ткани для окутывания нижней части тела;
  • 3) камиса — рубахи, не имеющей воротника, с вырезом для головы (открывается на оба плеча);
  • 4) химора — платка для покрывания головы и волос женщины шириной 60 см, длиной 2 м;
  • 5) хирки – куска ткани для покрывания груди длиной 1,5 м, шириной 60 см.

Для умерших младенцев и новорожденных достаточно только лифофы.

Для мальчиков, не достигших 8 или 9 лет, допускается окутывание в саван, как это принято для взрослого или младенца. Желательно, чтобы саван готовили для умершей жены – муж, для умершего мужа – жена, родст­венники или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляют соседи.

Если умерший был состоятельным человеком и не оставил после себя долгов, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят, — в знак уважения к нему.

Если умерший был несостоятельным человеком, обязательное условие – покрыть тканью все тело. Тело умершего можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая.

Запретом является покрытие тела умершего мужчины шелковой тканью.


Окутывание

Перед окутыванием борода и волосы не стригутся, не расчесываются.

Порядок окутывания для мужчин: перед окутыванием на ложе расстилается лифофа. Ее посыпают благоуханными травами, ароматизируют благово­ниями типа розового масла. Поверх лифофы расстилают изор. Затем кладут покойного, одетого в камис. Руки укладывают вдоль тела.

Покойного ароматизируют благовониями. Читают молитвы и прощаются с ним. Изо-ром окутывают, начиная с левой стороны, затем окутывают правую. Лифофу также заворачивают, начиная с левой стороны, затем окутывают правую и завязывают узлы у головы, у пояса и у ног.

Эти узлы развязываются при опускании тела в могилу.

Порядок окутывания женщин и мужчин идентичен, однако разница в том, что перед надеванием камиса груди покойной закрываются хиркой. Надевается камис, и волосы опускаются на него. Лицо покрывается плат­ком – химором, подложенным под голову. Различие только в этом.


Погребальные носилки (тобут)

В большинстве мест тобут обычно имеется при мечети и на кладбище и представляет собой носилки с раздвижной крышкой. На носилки стелят одеяло, на которое кладут покойного. Крышка тобута закрывается и по­крывается материей. По некоторым обычаям сверху кладется одежда по­койного, чтобы молящиеся знали, кого хоронят, — мужчину или женщину.


Погребальная молитва (джаназа)

Особое значение придается погребальной молитве.
Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим. Тобут устанавливается в на­правлении Киблы. Ближе всех к тобуту стоит имам, за ним рядами стоят собравшиеся.
Отличие от обычных молитв состоит в том, что здесь не совер­шаются Рукны (коленопреклонения) и Сажда (падение ниц). Погребальная молитва состоит из четырех такбиров (Аллаху-Акбар), приветствия (вправо и влево) и обращения к Всевышнему с просьбой о прощении грехов и милости к покойному.

Перед началом молитвы имам трижды повторяет «Ас-Салат!», то есть «Приходите на молитву!».

Перед молитвой имам обра­щается к собравшимся на молитву и к родственникам усопшего с вопросом, есть ли за усопшим долги, не выплаченные им при жизни (или, наоборот, остался ли ему кто-то должен или был в споре с ним) и просит простить его или рассчитаться с родственниками. Без чтения молитвы над покойным похороны считаются недействительными.

Если умер ребенок или новорожденный, имевший жизненные признаки, то молитва обязательна. Если ребенок родился мертвым, молитва нежела­тельна. Молитву читают, как правило, после омовения и окутывания умершего в саван.


Похороны

Умерших масульман не кремируют. Кремация по мусульманской похо­ронной традиции сравнивается со страшной карой – «горением в аду».

Правила захоронения по Шариату следующие.
Рекомендуется как можно скорее похоронить умершего. Рекомендуется хоронить умершего на ближай­шем кладбище. Мусульман не принято хоронить в гробу. Когда умершего кладут на землю, голова его должна быть повернута в сторону Киблы.

В могилу тело опускается ногами вниз, а когда женщину опускают в могилу, над ней держат покрывало, чтобы мужчины не смотрели на ее саван.

В могилу бросают горсть земли, говоря на арабском языке айят из Корана (2:156), который в переводе означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». Засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца.

Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на нее по горсти земли и читают молитву; айят из Корана (20:57), который в переводе означает: «Из Него мы сотворили вас и в Него возвращаем вас, из Него изведем вас в другой раз».

Особенностью мусульманских кладбищ является то, что все могилы и надгробные памятники обращены в сторону Мекки, хоронить мусульма­нина на немусульманском, а немусульманина на мусульманском кладбище строго запрещено.


Рецитации Корана во время похорон

С погребальным обрядом связаны Рецитации Корана – чтение айятов из Корана. Согласно завету Пророка, читается сура «Аль-Мулк», которая сопровождается многочисленными просьбами, обращенными к Аллаху Всевышнему, чтобы Тот сжалился над покойным.

В молитвах, особенно после похорон, чаще всего упоминается имя умершего, причем о нем гово­рится только хорошее.

Необходимы молитвы, просьбы к Богу, так как, со­гласно преданиям, в первый же день (ночь) в могиле появляются Ангелы Мункар и Накир, которые начинают допрос покойного, и молитвы должны способствовать облегчению его положения перед «подземным судом».

Плач по умершему ислам не запрещает, но оплакивания заменяет за­упокойной молитвой. Однако строго запрещается оплакивать громко. Пророк сказал, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его. По Шариату, если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, их окружающие должны упрекать, а плачущих детей и стариков следует нежно успокаивать.

Ислам строго запрещает и профессию плакальщиков по мертвым, хотя, вопреки запретам Ислама, во многих мусульманских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, обладающие особенно тро­гательными голосами.

По Шариату, траур – первые три дня.

Как хоронят мусульман: обычаи и положение покойного в могиле Как хоронят мусульман: обычаи и положение покойного в могиле «Введение в практику Ислама»
Книга, представленная вниманию читателей, стала настольной для нескольких поколений мусульман нашей страны. Ее автор, видный татарский богослов, педагог, просветитель и журналист Ахмад Хади Маскуди, оставил после себя большое литературное наследие.
«Ислам проклинает террор»
Мораль Ислама — источник мира и доверия между людьми
О войне в Коране
Подлинное лицо террористов, действующих «от имени веры»

Источник: https://dum-spb.ru/poxorony-u-musulman

Джаназа (намаз по покойному)

Как хоронят мусульман: обычаи и положение покойного в могиле

Джаназа – это исламский похоронный обряд.

Похороны в исламе

Джаназа – это исламский похоронный обряд. Все действия, которые необходимо проделать в процессе джаназа, описаны в Сунне Мухаммада. Вся ответственность за исполнение джаназа возлагается на родных и близких умершего и является для них религиозным обязательством (фард). Если у умершего нет родных, то похоронный обряд проводят мусульмане, которым стало известно о смерти этого человека.

В разных мусульманских странах похоронный обряд имеет некоторые различия, которые связанны с их доисламскими обычаями, но существуют основные правила, которым следуют все мусульмане мира.

Подготовка

Когда мусульманин находится на смертном одре, другие мусульмане стараются быть с ним и помогают его семье. Такое поведение мусульман считается благоугодным.

Больной перед смертью должен читать шахаду, а если он сам не в состоянии, тогда шахаду ему шепчут на ухо. Согласно шиитской традиции, умирающий человек обязан слушать или читать 36 суру Корана (Сура Йа Син).

После смерти, ему закрывают глаза и рот, руки складывают по швам, а тело накрывают куском материи.

Омовение

Мытьё умершего – это обязательное действие, с которым не следуют затягивать. Всё тело умершего мусульманина омывают как минимум один раз. Если тело омывается несколько раз, то процесс не должен превышать трёх раз – это уже излишнее. В процессе омовения принимает участие как минимум 4 человека.

Человек, который совершает омовение – гассал, и он может выбираться из числа родственников умершего. Женщину моет только женщина, а мужчину – мужчина. Исключение, если в омовении участвует муж и жена.

Помещение, в котором проводят омовение, окуривается благовониями, в процессе омовения используют мыло или другие чистящие средства.

Тело умершего кладут на жёсткое ложе (танашир) таким образом, чтобы его лицо было направлено к кибле. Срамные места покойника закрывают тряпкой и в процессе омовения смотреть на них запрещено (а они моются в первую очередь). Затем умершему моют голову, лицо, потом руки и ноги.

После того как умыли голову, тело переворачивают на левый и бок и трижды омывают его правую сторону. После каждого омовение тело протирают, кроме половых органов. Первые два раза тело моют при помощи мыла, а в третий раз в воду добавляют камфару.

После этого тело переворачивают на правый бок и повторяют процедуру.

Для того чтобы омыть покойнику спину, его приподнимают, так как класть умершего грудью вниз запрещено.

После омовения спины, тело покойника моют полностью, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки, ноги.

Не обмываются только трупы не мусульман, а также тела шахидов – мусульман, которые пали смертью мученика, сражаясь за веру. Таких мусульман хоронят в той одежде, в которой они приняли мученическую смерть.

Облачение в саван

Шариат запрещает хоронить покойника в одежде. Тело умершего мусульманина следует окутать в саван (кафан).

Кафан обычно изготавливают из белой материи, и для мужчин он состоит из трёх частей:

  1. Изар (изор) – это кусок бязи, которым окутывают тело с головы до пят.
  2. Камис (кафани) – рубаха, длинна которой должна прикрывать половые органы умершего.
  3. Лифафа (чадар) – кусок ткани из бязи, которой закрывают тело поверх изара. Лифафа должна быть немного длиннее изара.

В редких случаях мужской кафан состоит только из двух частей: лифафа и изар. Также к кафану добавляют иногда ткань для головы – чалму.

Женский кафан, помимо перечисленных выше 3-х частей имеет ещё два одеяния:

  1. Химар (орни) – платок, который используют для покрывания головы и волос покойной.
  2. Кирка (синабанд, хирка) – кусок ткани для покрывания груди (от подмышек до бёдер) женщины.
  • Иногда для женщин используют только три части одеяния: химар, лифаф и изар.
  • Для похорон ребёнка используют только один или два куска ткани.
  • Согласно исламу, кафан изготавливается ещё при жизни человека и после его смерти одевается на покойного определённым образом.

В табуте (гроб без верхней крышки) расстилают лифафу, поверх которой стелют изар. Лифафу пропитывают ароматными благовониями и посыпают благовонными травами. Покойного мужчину одевают в камис и укладывают в табут. Затем тело накрывают изаром, начиная с левой, а потом с правой стороны, и после этого покойного также заворачивают сверху боковыми частями лифафы.

Покойной женщине, перед тем как обернуть её тело в изар и лифафу, волосы разделяют на две части и укладывают их на груди.

Затем волосы на голове прикрывают химаром, а её концами прикрывают волосы, которые уложены на груди. Далее тело накрывается хиркой, которая может быть уложена и до и после изара. После того как тело завернули в лифафу, оба его конца и середину (район живота) связывают куском бязи. Эти узлы развязываются, когда тело опускают в могилу.

По мусульманским правилам, перед окутыванием тела нельзя покойному подстригать и расчёсывать волосы и бороду, а также подстригать ногти и удалять золотые коронки. Всё это должно делаться при жизни.

Тело покойного оборачивают в изар и лифафу только после того, как над умершим прочитают молитвы и попрощаются с ним.

Джаназа-намаз (похоронная молитва)

Во время похорон молитве придаётся особое значение. Молитву совершает имам мечети или же лицо, которое его заменяет. Намаз проходит после обмывания тела и совершается стоя. Никаких поясных и земных поклонов в нём.

Молитву не совершают над телами не мусульман и лицемерами. Об этом говорится в  аяте Корана: «И никогда не молись ни об одном из них, кто умер, и не стой над его могилой.

Ведь они не веровали в Аллаха и Его посланника и умерли, будучи распутными!» (9: 84).

Во время молитвы ближе всех к могиле находится имам, за ним уже выстраиваются все остальные мусульмане. Джаназа-намаз состоит из: ният (намерение), такбиры (обращение к Всевышнему) и киям (стояние на ногах).

Перед началом молитвы имам троекратно повторяет фразу «Ас-Салат!» («приходите на молитву!»). Перед тем как прочитать молитву имам обязательно спрашивает родственников и присутствующих о долгах покойного, которые тот не успел выплатить при жизни или возможно кто-то из присутствующих не успел рассчитаться с ним. Только после прочтения молитвы похороны считаются признанными.

Захоронение

Хоронят покойного на близлежащем кладбище, и процесс захоронения следует проводить как можно раньше. Могилу делают глубокой и просторной, а её стенки следует укрепить кирпичом или камнем.

Хоронят умершего в дневное время и покойного кладут в могилу на правый бок, головой к кибле.

В могилу бросается горсть земли со словами «Инна лиляхи уа инна иляйхи раджиун» («Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему»).

Процесс погребения сопровождается чтением сур Корана и касиды аль-Бурда. Могила засыпается землёй на 4 пальца выше уровня земли и поливается водой.

После этого на могилу ещё семь раз бросают по горсти земли и произносят молитву: «Из неё мы сотворили вас, и в неё возвращаем вас, и из неё выведем вас в другой раз». После всех этих процедур у могилы остаётся всего лишь один человек, который читает талкин.

Религиозные авторитеты против того, чтобы отмечать могилу, но всё же большинство мусульман ставят надмогильные камни с надписями имени, даты рождения и даты смерти покойного человека.

Тазия (соболезнование семье умершего)

Соболезнование семье умершего выражают в течение первых трёх дней после смерти, но нежелательно выражать тазию более одного раза. Шариат также разрешает тазию и в более поздний срок, если соболезнующий поздно узнал о смерти или был в это время в пути.

Тазию совершают для того, чтобы успокоить семью покойного и напомнить им о терпении (сабр) и что всё в этой жизни происходит по воле Аллаха.

«А‘замал-лаху аджрака ва ахсана ‘аза-’ака ва гафара лимай-йитика» — так говорят мусульманину, когда произносят соболезнование. Эта фраза означает: «Да окажет Всевышний Аллах тебе благодеяние, да возвысит тебя степенью и позволит стойко перенести утрату. Да простит грехи покойного».

Источник: http://islam-today.ru/veroucenie/nacinausim/dzanaza-pogrebalnaa-molitva/

Похороны и поминки у мусульман

Как хоронят мусульман: обычаи и положение покойного в могиле

Кто живет по Шариату, тому эта информация не нужна. Есть несколько разночтений традиций поминовения мусульман в разных регионах страны. Не нам судить и определять, что является более верным. Главное понять, как себя правильно вести на похоронах и поминках мусульман, если это предстоит впервые.

Нередко сравнивают традиции христианства с Исламом. Не сказать, что это в корне неверно. Обе религии стремятся призвать народ к обращению к Всевышнему. Но что позволено христианину, не всегда дозволено делать у мусульман.

Отношение к смерти в Исламе.

Прежде, чем станем разбирать, как себя вести на похоронах и поминках мусульман, необходимо понять основные тезисы. Любая религия не считает смерть концом всего. Наоборот, жизнь только начинается. Не в привычном существовании на Земле, со всеми горестями и печалями. Предстоит жизнь вечная, которой не избежать никому.

Шариат-это Путь, указанный для мусульман, Божественный Закон. Коран-Священная Книга, наряду с сунной (примеры из жизни) пророка Мухаммеда определяют жизнь и традиции в Исламе. Зная первооснову не так сложно определиться с манерой поведения на похоронах и поминках не зависимо от региональных отличий.

Мирская жизнь создана для человека, а человек создан для жизни вечной. Ислам не ценит человеческое стремление возвеличить себя путем накопления богатства. Всевышний создал Землю и больше ни разу не оглянулся в эту сторону. Все, что мы ценим в этом мире не будет оценено в следующем.

Единственно верное и правильное в жизни — это только следовать верному Пути, Законам Шариата. Это значит поклонение Аллаху. Последний нищий, который живет по Шариату, будет править в мире ином. Жизнь, полная лишений дается только для того, чтобы в следующей наградить его благами, которые не могут даже приснится власть имущем.

После Страшного Суда, лишенные всего при жизни первые войдут во врата Рая. Остальным останется только дожидаться своей участи. Делая из своей жизни Бога, становитесь ее рабом. Нищий имеет право за руку ввести во врата Рая человека, который был к нему благосклонен в мирской жизни.

Как итог можно смело утверждать, что смерть в Исламе является благословением.

И сказал Пророк: «Земная жизнь — тюрьма для верующего и Рай для неверующего» (Передал Муслим)     

Похороны мусульман.

Как уже становится ясно из написанного ранее, похороны у мусульман не являются трагедией. Это шок для близких умершего в любом случае. Мусульмане воспринимают смерть не столь болезненно и относятся к ней, как к неизбежному факту, без особого почтения.

Смерти нет по сути. Есть краткий этап избавления от временной оболочки, чтобы достичь жизни вечной. Поэтому не придется на похоронах слушать рыданья безутешной родни. Это только усугубит положение покойного в ином мире. Слезы никем не запрещены. В любом случае для близких тяжело осознавать, что они лишились близкого человека рядом. Женщин не допускают к похоронам.

Хоронят в день смерти и в той земле, где это случилось. Умершего омывают и заворачивают в несколько слоев белой ткани, саван (кафан). После над телом покойного читают похоронный намаз аль-джаназа. В этом намазе нет поклонов. В этот момент все стоят и повторяют слова молитвы про себя.

Потом тело на носилках (тобут) несут на кладбище и хоронят в специально подкопанной нише (ляхад) в могиле на правом боку, лицом в направление к Кибле. Это обязательные этапы в похоронах. На кладбище запрещается вести разговоры на мирские темы. Надлежит думать о вечном и Судном дне. Могила-это дверь в Рай для одних и бездна Ада для других

В различных регионах могут существовать дополнительные традиции, возникшие еще со времен дедов и прадедов. Соблюдение данных правил не запрещено, но и не обязательно. Возможно молитвы над покойным будут прочитаны еще не раз; до внесения тела во врата кладбища, над могилой после того, как тело закончат просыпать землей.

Шариат не запрещает выражать соболезнование семье умершего. Главное, чтобы не было лишних слез и не пришлось причинить боль родне умершего неосторожным словом. Вы можете ознакомиться с тем, как правильно выражать соболезнования. Все, кто принимал участие в похоронах обязаны молится в этот день за покойного.

Ислам зародился в жарких местах. Этим обусловлена необходимость похорон в день смерти. Если же смерть наступила после захода солнца, то похороны переносятся на следующий день. Так же хоронят именно до заката. На надгробном камне обычно пишут эти слова:

«Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун»

(Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены.)

Поминки мусульман.

Вот здесь все далеко неоднозначно. Нередко ведутся споры о том, можно ли вообще проводить поминки у мусульман. Даже в день похорон не принято устраивать поминки. Причина одна. Родне и близким покойного надлежит помогать в этот день, а не объедать их.

Пиршество на поминках и вовсе запрещено. Поминки у мусульман в определенные дни: на три дня, семь, сорок и другие больше похожи на христианские дни поминовения. Это слияние традиций двух религий произошло видимо в то время, когда ощущалось гонение верующих людей.

В Коране нет строк об обязательном поминовении в определенные дни. Но также и запрета нет, как такового. Запрещено только предаваться чрезмерному горю, с рыданиями и лезть в долги, чтобы собрать пышный стол. Категорически запрещается для этого использовать деньги несовершеннолетних наследников.

Сторонники отказа от поминок в целом указывают на то, что садака (благодеяние, не только в материальном плане), которое раздают близкие покойного своим родственникам на поминках не учитывается.

Они же не нуждаются в этом. Поэтому не за чем собирать поминки. Богоугодным делом будет, если родственники покойного дадут садака нуждающимся.

Помощь бедным, является основным критерием оценки полезности поминок.

Казахский поэт Абай Кунанбаев не стал делать поминок после смерти своего отца, который был истинным мусульманином. Сразу же получил оценку от народа прижимистого малого, который не мог достойно почтить память своего отца. Он же раздал имущество и скот нуждающимся. Богоугодный поступок, в лучшем своем проявлении.

В хадисе имама Ахмада и Абу Давуда есть слова о том, что Посланник Аллаха и люди его поели еду, которую принесла жена покойного, после того, как они вернулись с похорон. Следовательно, в этом нет ничего предосудительного.

Если собирается родня и близкие умершего на поминки, то обычно приглашают имама или лица его замещающего. Человек веры способен призвать всех присутствующих чтить Аллаха и прочитать молитвы за душу покойного. Если все будет проходить соответствующим образом, то польза несомненно в этом есть.

Как уже была написано, что Пророк Мухаммад после похорон не отказал жене покойного и поел со своими сподвижниками. Может все же еда для тех, кто участвовал в похоронах не является поминками в прямом понимании этого слова? Люди пришли добровольно помочь в похоронах, трудились, устали пока несли тело и копали могилу. Накормить тех, кто помог тебе не может быть грехом.

Кормить людей, пришедших с похорон, желательно не в доме покойного. Ничто не должно привести к тому, что близкие покойного не смогут сдержать свои эмоции и начнут рыдать, при виде тех, кто участвовал в похоронах. Вот это уже будет грех. Можете создать запрос на услугу проведения поминальных обедов на нашем сайте и вопрос будет с помещением и проведением решен.

Женщины и мужчины за одним столом сидеть не должны. Для женщин выделяется отдельное помещение или в крайнем случае ставится отдельный стол. Опять же и эта традиция не считается обязательной и нередко сидят за общим столом, как принято у христиан.

Еда на столе не должна быть изысканной и отвлекать от размышления о бренности существования и мыслях о Страшном Суде. В отличии от обязательных в этом случае слов поминовения у православных христиан, за столом мусульман сохраняется молчание.

Теперь уже можно с уверенностью сказать, что традиции поминовения у христиан и мусульман далеко не похожи. Слова имама на поминках мусульман могут лечь в благодатную почву. Ведь только после смерти, кого-то из близких, начинаешь задумываться о вечном.

После смерти придут два ангела: Мункар и Накир. И спросят они, кто Господь твой, религия и кто твой пророк.

Правоверный мусульманин ответит, не задумываясь: Господь мой-Всевышний Аллах, религия-Ислам, пророк — Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует.

  Материал для написания статьи был собран с сайтов:

Ислам. Вечность Рая http://islamvera.ru

Почему Ислам http://www.whyislam.to

http://www.religia.kz/

Электронный минбар https://e-minbar.com/

 

Источник: https://mortem.rip/blog/pokhorony-i-pominki-u-musulman-25/

Мусульманские похороны – похоронные традиции ислама

Ислам – одна из самых распространенных религий в Москве, по числу верующих уступающая лишь православию.

Религиозные и культурные традиции этого вероисповедания многообразны, поэтому даже правоверные мусульмане порой не знают некоторых их нюансов.

Так, похороны в соответствии с традициями ислама – это сложный комплекс ритуалов, требующий участия духовного лица. Наша статья поможет вам узнать больше о том, как хоронят мусульман.

  • Соболезнование
  • Отправить онлайн
  • Отправить онлайн

Перед смертью

Если христианские конфессии требуют от умирающего исповедоваться в своих грехах, то умирающему мусульманину необходимо читать Калима-и Шахада, молитву, гласящую: «Свидетельствую, что нет Божества, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха».

Если умирающий не может сам произнести Шахаду, то её должны тихо нашептывать близкие. Считается, что если последними словами покойного была Шахада, то Всевышний проявит к нему милость. Также близким запрещается оставлять умирающего в одиночестве.

Они должны быть рядом, чтобы подать ему стакан воды – это важная и старинная мусульманская традиция.

Подготовка к погребению

Когда близкие уверены, что смерть наступила, они кладут умершего на правый бок лицом в сторону Мекки. Также допускается расположить умершего ногами по направлению к Мекке и приподнять ему голову. Исламские традиции предписывают позаботиться о теле умершего и придать ему подобающий вид.

Для этого необходимо размять суставы, положить груз на живот (в целях предотвращения вздутия), подвязать челюсть (нежелательно, чтобы она произвольно открылась) и опустить веки.

Когда факт смерти установлен, близким умершего следует вознести молитву Аллаху о прощении грехов покойного и освящении его могилы.

Омовение – сложная ритуальная процедура, необходимая при похоронах каждого мусульманина. Для её проведения требуется четыре человека того же пола, что и умерший – исключение возможно для супругов.

Самим омовением занимается только один человек, которого называют гассал – обычно это либо близкий родственник, либо специально нанятый человек.

Задача помощника гассала – лить воду на умершего (используется вода с кедровым порошком и чистая вода), в то время как другие участники процедуры поддерживают и переворачивают тело.

Омовение начинается с того, что покойного располагают на жестком ложе (такое можно взять в мечети) лицом в сторону Мекки, а на бедра кладут тряпку или полотенце, прикрыв тем самым половые органы. Поскольку при омовении происходит прочищение кишечника, то помещение следует окурить благовониями. Омовение состоит из нескольких этапов.

Сперва покойному необходимо омыть голову и лицо, следом омываются ступни по щиколотки. Затем умершего поочередно кладут на бок, омывая правую и левую стороны тела. Процедура завершается омовением спины. Покойного нельзя класть на живот – для омовения спины его тело приподнимают помощники гассала.

Омывать покойного более трех раз считается излишним.

После того как покойного омыли, его облачают в специальный саван, называемый кафан.

Мужской саван состоит из нескольких предметов: лифафы – ткани, закрывающей тело с головы до ног, изара – ткани, которой оборачивают нижнюю часть тела, и камиса – длинной рубашки, закрывающей тело от плеч до таза.

Женский кафан также включает в себя химар – широкий платок для покрытия головы, и кирку – ткань, которую кладут на грудь. Лифафу принято посыпать благовониями, чтобы перебить возможный запах разложения.

Похоронная молитва и погребение

Хоронить умершего принято в день кончины. После того как покойного омыли и одели, его кладут на тобут (специальные похоронные носилки). Тело на тобуте относят к месту совершения похоронной молитвы (джаназа).

Этот намаз отличается тем, что проводится за стенами мечети, все его участники молятся стоя, а тело умершего кладется перед имамом так, чтобы его лицо было повернуто к Мекке. В рамках молитвы участники просят Аллаха простить грехи умершего и даровать ему Свою милость.

Если джаназа не была совершена, то с точки зрения ислама похороны нельзя считать действительными.

После совершения джаназы тело умершего на тобуте относят на кладбище, где и совершаются похороны (дафн). В исламе используются могилы, отличающиеся от принятых в христианстве и иудаизме – в мусульманских могилах делаются специальные ниши, называемые ляхад.

Тело умершего погружают в могилу под чтение аятов (чаще всего используется сура Аль-Мульк) и размещают в ляхаде так, чтобы голова смотрела в сторону Мекки, после чего ляхад закрывают кирпичом или досками.

Ислам неодобрительно относится к надгробным монументам, так что могильные памятники оформляются предельно скромно, как правило на них указаны лишь имя покойного, его годы жизни и сура. Все могильные памятники надлежит обращать фасадом к Мекке.

Примечательно, что женщины на похороны обычно не допускаются. Также Коран запрещает хоронить мусульман на немусульманских кладбищах, а представителей иных религий – на мусульманских.

Поминовение и соболезнования

Соболезнования (тазия) семье и близким покойного также регламентированы. Их следует высказать в течение трех дней после смерти, при этом сделать это следует всего один раз.

В случае, если друзья, соседи или близкие семьи умершего во время похорон были в пути, то тогда им позволяется высказать соболезнования с опозданием. Носить траур более трех дней также считается непозволительным.

Исключением в этом правиле является женщина, носящая траур по супругу – ей следует скорбеть «четыре месяца и десять дней».

Высказывать соболезнования следует в доме покойного или в мечети. Рекомендуется использовать формулу: «Да окажет Всевышний Аллах тебе благодеяние, да возвысит тебя степенью и позволит стойко перенести утрату».

Коран не возражает против высказывания соболезнований иноверцам и их семьям, но в таком случае формула отличается. Поминать умерших принято на третий, седьмой и сороковой день после кончины.

Коран считает грехом выражать свою скорбь слишком эмоционально – допустим тихий плач, но не вскрики и причитания.

Мусульманские кладбища в Москве

В Москве существует несколько мусульманских кладбищ, а также мусульманские участки на немусульманских кладбищах. Подобное разделение предписывается Кораном, который запрещает хоронить мусульман на кладбищах иноверцев, и наоборот.

В число действующих мусульманских кладбищ Москвы входят Даниловское мусульманское и Кузьминское. Древнейшим мусульманским кладбищем столицы было Татарское кладбище за Калужскими воротами, но до наших дней оно не сохранилось.

В 1980-е годы были созданы мусульманские участки на Бутовском, Волковском, Домодевском, Захарьинском, Щербинском кладбищах и в ряде других некрополей.

Возможно, вам будет интересно:

15 сентября 2017

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/musulmanskie-pohorony-pohoronnye-tradicii-islama/

Обряд погребения в исламской традиции. Справка

Над мусульманином, находящимся при смерти, уже совершаются особые обряды под Руководством духовных лиц и считаются особые погребальные молитвы.
Последний долг перед умирающим — дать ему глоток холодной воды, которая облегчит жажду. Возле умирающего не ведут громких разговоров и не плачут.

— необходимо положить покойного на правый бок, лицом в направлении к Кибле. Также возможно положить покойного на спину, ногами в направлении к Кибле, слегка приподняв голову. Последний вариант наиболее практикуем и распространен. В случае тех или иных затруднений, можно оставить покойного в том положении и направлении, которое наиболее оптимально для него;

— опустить веки покойного и молиться за него, прося у Всевышнего возведения его на уровень праведников, прощения его прегрешений и освещения его могилы;
Желательно, чтобы все это было сделано одним из близких родственников, который отнесется к этому внимательно и с должным уважением.

Расходы, связанные с приготовлением похорон должны быть взяты из оставленного им наследства. Если такового нет, то материальные расходы берет на себя обеспечивавшие его материально при жизни. Если и этого нет, — то на государственные органы или отдельных имущих мусульман.

Муж берет на себя затраты, связанные с захоронением жены.
Приготовление к захоронению должно быть как можно более скорым.

Пророк Мухаммад подчеркивал: «Недопустимо удерживать труп мусульманина в кругу семьи (преднамеренно задерживать приготовление его к захоронению и само захоронение) «

Омытие покойного является обязательным для тех, кто занимается приготовлением его к захоронению. Если таковых нет, то для любого мусульманина.

Если говорить о том, кто должен омыть тело покойного или покойной, то ученые-факихи однозначно утверждают, что мужчины должны омывать тела покойных мужчин, а женщины — женщин.

Преимущество при омытии тел покойных мужчин имеют те, кто первостепенен в совершении погребальной молитвы над ними, а при омытии женщины — родственники ее.

Что же касается мужа и жены, то большая часть богословов говорит, что они могут омыть тело друг друга. 

 Необходимо, чтобы человек, который будет мыть тело покойного, знал последовательность этого ритуала и был надежен с точки зрения неразглашения тех или иных изъянов, что могут быть увидены на теле покойного и при жизни были скрываемы им.

Сподвижник Пророка Мухаммада Ибн ‘Умар говорил: «Пусть именно надежные люди моют ваших покойников».Сам Пророк Мухаммад говорил: «Кто омоет покойного и сокроет его изъяны, тому будет Божье прощение сорок раз».

Пророк призывал: «Говорите о хороших качествах покойных и воздержитесь от упоминания их недостатков».

В случае нехватки воды, поспешности или отсутствия осведомленности в тонкостях данного процесса допускается одиножды омыть или облить все тело покойного водой. Без данного минимума предавать земле тело покойного недопустимо.

Если тело было похоронено без омовения, то его, если это возможно, раскапывают и омывают.
Минимальный саван — это когда ткань покрывает все тело покойного одним слоем. Наилучшим же, в соответствии с преданием Пророка Мухаммада является: три полотнища для мужчин и пять — для женщин.

Лучше, если они будут белого цвета и пропитаны благовонием.

Саван и мужчин, и женщин перевязывается так, чтобы тело не оголялось. Конец савана у ног можно завязать, направляя в сторону головы, а у головы — направляя в сторону ног. Когда покойного уже положили в могилу, узлы нужно распустить.

  • Погребение:
  • Желательно, чтобы носилки несли не менее четырех человек, держа их с четырех сторон.
  • Когда покойного приносят к могиле, лучше, чтобы никто не присаживался, пока тело не опустят на землю.

При раскапывании могилы, должно учитываться, что тело будет направлено в сторону Каабы, лежа на правом боку.

В правой стороне могилы делают нишу (ляхад), которая закрывается необожженными кирпичами или досками, после того, как покойного поместят туда.

Когда в могилу опускают тело покойной женщины, ее дополнительно чем-нибудь накрывают, ограждая от взоров и взглядов. Тело женщины опускает муж и ее родственники.

Следует опускать покойного головой вперед с той стороны могилы, где будут находиться его ноги. Можно опускать его со стороны Киблы.

Тот, кто опускает тело в могилу и укладывает в нишу произносит: «Бисмил-ляях ва ‘аля милляти расуулил-ляях». После того, как тело поместили в нишу и закрыли досками, могилу засыпают землей так, чтобы образовался пригорок. Сначала присутствующие бросают по три горсти земли в область головы, затем могилу закапывают лопатами.
Женщины в могилу не спускаются.

Топтать могилу, сидеть на ней, спать или молится запрещено.

Табличка с надписью имени и фамилии покойного, а также лет его жизни устанавливается в области головы покойного.

Лучше, если семья покойного в дни похорон не будет заниматься приемом гостей и приготовлением поминальных угощений. В этом им могут помочь соседи или близкие.
Соболезнования высказываются до захоронения и после него в течение трех дней.

Смысл его — успокоить и призвать к терпению. Можно сказать: «Пусть Аллах воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение, и пусть простит возможные прегрешения покойного».

Специальные собрания для принятия соболезнований не устраиваются, так как они усугубляют горе и несчастье родных.

Плачь по причине сердечной боли допускается, но оплакивание, особенно сопровождаемое криками и воплями крайне порицаемо, грешно и наносит боль покойному.

Источник: https://ria.ru/20061207/56588442.html

Ссылка на основную публикацию