Антихрист это “вместо” и “против” Христа

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Код для вставки

Код скопирован

Антихриста наше воображение склонно представлять как отвратительного типа, крайне неприятного и зловещего на вид.

Действительно, как же еще может выглядеть противник Христа, главный слуга дьявола на Земле? Но вот любопытный факт: в одном итальянском соборе эпохи Возрождения есть фреска, на которой изображен этот самый Антихрист, стоящий посредине людской толпы.

И там он внешне очень похож на… самого Христа! И одеждой, и фигурой, и обликом. Есть только одно отличие, возможно, не сразу бросающееся в глаза: у Антихриста на фреске очень злые глаза.

Антихрист это “вместо” и “против” ХристаПроповедь Антихириста (фрагмент). Фреска Луки Синьорелли. Орвието, 1500–1504

Почему же итальянский художник именно так изобразил Антихриста? На этот вопрос нам поможет ответить обращение к древнегреческому слову ὁ ἀντίχριστος (antichristos), переводом с которого и является русское слово антихрист. Дело в том, что в древнегреческом языке приставка ἀντί (anti) имеет два значения.

Ее можно переводить не только как «против», но и как «вместо». То есть антихрист — это не только противник Христа. Это также и тот, кто попытается собой подменить Спасителя, выдать себя — за Него. Как и Христос, он будет творить чудеса, у него тоже будут свои ученики и свое подобие Церкви.

Как и Христос, он будет открыт для всех людей, наций и культурно-религиозных традиций, и для него так же не будет ни эллина, ни иудея. Он будет обольщать людей чудесами и материальным благополучием. Но как раз перед самым концом света, когда все люди на Земле с облегчением будут говорить: «…

„мир и безопасность“, тогда внезапно настигнет их пагуба» (1 Фес 5, 3).

Церковное предание говорит, что в финале истории человечества Антихрист сорок два месяца будет обладать всей полнотой политической власти на Земле, после чего и наступит конец света.

Обычно предполагается, что означенный деятель прославится лишь жестокими гонениями на христиан, и его приход будут знаменовать ужасные несчастья. Действительно, Священное Писание говорит, что в те страшные времена люди претерпят множество страшных бедствий: войны, междоусобицы, голод, землетрясения…

Однако начало деятельности Антихриста внешне будет другим. Как пишет русский религиозный философ Владимир Соловьев в «Краткой повести об Антихристе» из своих «Трех разговоров о войне, прогрессе и конце всемирной истории», чтобы понравиться людям, Антихрист будет обаятелен и ласков, очень умен и деятелен.

Чтобы добиться власти, он будет творить милость и добро, проявлять жалость и сострадание. И будет складываться впечатление, что ему удается решить все земные проблемы.

Антихрист это “вместо” и “против” ХристаХристос с ангелами. Фреска Луки Синьорелли. Морра, Умбрия. 1508–1510 Trestina — Own work / Wikipedia / CC BY-SA 4.0

Владимир Соловьев пишет, что Антихрист будет стараться угождать всем людям при условии признания его власти. Он даже Церкви даст множество льгот, разрешит ей богослужения и пообещает возвести прекраснейшие храмы.

Но за все это он потребует в итоге отречения от Христа, к Которому будет испытывать глубочайшую личную ненависть. Эту ненависть в полной мере испытают на себе все христиане, которые сохранят верность Христу и не поддадутся на обманы новоявленного «благодетеля».

Закончится царствование Антихриста полным крахом: сам он погибнет, а учрежденное им всемирное государство вместо обещанного блага принесет человечеству неисчислимые бедствия.

Но почему же Антихристу удастся добиться таких успехов в начале своей деятельности? Почему его власть добровольно признают большинство жителей Земли? Дело в том, что пришествие Антихриста будет не случайным результатом стечения политических обстоятельств, а вполне закономерным следствием духовного состояния человечества. Антихрист придет только тогда, когда люди будут… горячо желать его прихода, когда в глубине души они окажутся к его приходу готовы и будут ждать именно его. Эта готовность выразится во всеобщем желании лишь земного, материального благополучия. Люди будут ждать лишь решения экономических, социальных, экологических проблем, но не более того. Вопросы духовной жизни будут восприниматься как вторичные, стремление человека к Богу полностью вытеснят вполне земные цели и задачи, все интересы людей будут направлены исключительно — на земное, и человечество по сути дела — откажется от Бога.

Поэтому не стоит предаваться механическим гаданиям о том, в каком же году наступит конец мира. Куда более важно осознать, что именно мы, люди, своим духовным состоянием либо приближаем приход Антихриста, либо — делаем его приход невозможным.

На заставке: фото NuttyPyro/www.flickr.com

Антихрист это “вместо” и “против” Христа | Православиум

Рубрика: Добродетели и грехи, Основы веры

Среди книг Нового Завета есть особенная, мистическая книга – Откровение Иоанна Богослова. В ней речь идет о последних временах существования человечества и приоткрываются тайны грядущих событий.

Именно из этого сложного, аллегорического священного текста мы можем узнать о времени, предваряющего Второе Пришествие Иисуса Христа и об антихристе, который будет жить и властвовать в мире. Греческое слово “anti” (“анти”) означает противоположность, направленность против чего-то, враждебность.

Соответственно, антихрист это тот, кто противостоит или будет стремиться заменить собой Христа.

Антихрист это “вместо” и “против” ХристаЗрители на концерте рок-группы, чьи песни восхваляют антихриста (Загреб, Хорватия, 2018)

Образ антихриста носит мистический характер, не стоит пытаться сопоставить его с конкретным политическим лидером. В церковном сознании утвердилось мнение, что антихрист выйдет из иудейского народа. Он будет из колена Данова, то есть потомком Дана – одного из сыновей пророка Иакова. Книга Бытия гласит:

“Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь Господи!” (Быт. 49:17-18). 

Многие ошибочно предполагают, что антихрист – это сам сатана, который воплотится в человеке. Преподобный Иоанн Дамаскин опровергает такие умозаключения:

“Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем”.

Существует версия, что антихрист родится от впавшей в блуд девицы. Он будет воспитываться в тайне, о нем до определенного времени ничего не будет известно. Но затем он “внезапно восстанет, возмутится и воцарится” (преподобный Иоанн Дамаскин).

Кто такой антихрист

В Православии существуют два основных понимания термина “антихрист”:

  1. человек, который родится, будет жить в последние времена (предваряющие конец света) и выдаст себя за Христа, второй раз Пришедшего на землю. При этом по своему духу и делам он будет самым ярым противником Спасителя. Всей своей деятельностью антихрист устремится разрушить христианскую Церковь и отвратить от веры наибольшее количество верующих. “Он призовет к себе весь народ иудейский из всех стран, в которых он рассеян; он присвоит их себе, как своих собственных детей, возвестит им, что он восстановит страну и восстановит их царство и храм, и все это с тою целью, чтобы они поклонились ему, как Богу” (священномученик Ипполит Римский);
  2. второе определение вытекает из 1-го послания Иоанна: “Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына” (1Ин.2:22). То есть каждый, кто не признает Иисуса Мессией, Сыном Божьим и не соглашается с Его учением является антихристом – осознанным противником Христа.

Наиболее широкое распространение получило первое определение. В этой статье речь идет об антихристе как определенной личности, властвующей миром в последние времена. Иоанн Дамаскин писал:

“Надобно знать, что должно прийти антихристу, хотя антихрист есть и всякий, не исповедающий, что Сын Божий пришел во плоти, но в собственном смысле и преимущественно, антихристом называется тот, который придет к кончине мира”.

Царство антихриста

По Писанию, антихрист станет правителем Земли и станет обладателем полной власти над всем миром. Его владычество продлится 42 месяца, столько же, сколько проповедовал Иисус Христос. Антихрист будет непомерно горд, превознесется выше всего (2Фес.2:4). Отличительной чертой его правления станет скрытая борьба с христианством и богохульство.

“И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно…И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе” (Откр. 13:5-6).

Чтобы склонить верующих на свою сторону, он будет изображать из себя Христа. С помощью лжепророков будет совершать ложные чудеса и знамения. В его руках будет не только политическая власть, но и религиозная сила. Многих христиан он и лжепророки переманят на сторону зла. 

Ни одному человеку собственными усилиями не удастся справиться с антихристом и свергнуть его власть. Только Христос во время Второго Пришествия на землю одолеет силы зла и низвергнет “сына погибели”.

Пришествие антихриста: причины

Приход антихриста – не случайность, а следствие множества факторов и неизбежный итог духовного движения человечества.

Последние времена и правление антихриста настанут, когда вера в Господа и Спасителя Иисуса Христа практически угаснет. В мире будет царить полное моральное разложение.

Такие понятия, как любовь и милосердие останутся за границами человеческого сознания. Люди забудут даже элементарные основы нравственности, свойственные для всех мировых религий. 

“…В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским… (1Тим.4:1); …будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху… (2Тим.4:3).

Народам нужен будет такой правитель, который даст лишь материальные блага и решит “земные” проблемы. При этом людей не будут волновать вопросы духовности, вечности и участи души после смерти тела. Сотрутся понятия добра и зла, человечество отвернется от Бога.

Игнатий Брянчанинов писал:

“Отступление нового Израиля от Спасителя к концу времен примет обширное развитие, как предвозвестил апостол: “доколе не придет прежде отступление”, а потом, как последствие и плод отступления, “откроется человек греха, сын погибели” (2 Фес.

Читайте также:  Пища с кладбища: можно ли забрать с собой остатки

2: 3), который дерзнет назвать себя обетованным Мессией, потребует себе божеского поклонения и получит его от приготовивших себя к принятию антихриста явным и тайным отступлением от Христа… Греховные соблазны и примеры так умножатся, что увлекут в греховную жизнь бесчисленное множество людей.

Вера во Христа едва будет существовать, как возвестил Сам Господь: “Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?” (Лк. 18: 8)”.

Апостол Павел, говоря о последних временах, дает точное определение морального состояния людей:

“ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся” (2 Тим.3:2-5).

Когда придет антихрист

Отвечая на вопрос: “когда придет антихрист?”, нужно обращать внимание на моральный облик человечества, а не высчитывать конкретные даты. Ведь время, когда в мире воцарится антихрист, точно не известно никому, кроме Бога.

“Антихрист как самый ожесточенный и злобный враг Христа и Его Церкви придет перед концом мира. Это ясно указано в ряде мест Священного Писания. Время кончины мира и второго пришествия Иисуса Христа не ведомо ни людям, ни ангелам. Следовательно,  и о рождении антихриста мы знать не можем. По-видимому, уже в апостольский век были люди, которые смущали людей ложными  утверждениями.

Поэтому апостол пишет: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2Фес.2:1-3)” (архимандрит Иов (Гумеров)).

Каждый верующий человек ожидает прихода Христа и готовится к этому событию. Поэтому страх перед последними временами и антихристом свойственен людям далеким от христианского вероучения, и “верующим в душе”.

“Не надо ждать антихриста, не надо готовиться к его приходу. Надо ждать Господа и учиться жить с Ним уже в настоящий момент…

И если о чем-то требуется заботиться всерьез ввиду всех происходящих событий, ввиду «знамений времен», угрожающих и смущающих, то только об этом: о том, чтобы постараться удалить от себя все, что мешает действительно быть со Христом, что преграждает наш путь к Нему, открыть для Него свое сердце и впустить в его сокровенность. И тогда Он Сам научит нас, что делать, и покажет, как пройти, не повредив своей душе, через череду самых тяжких испытаний” (игумен Нектарий (Морозов).

Какие качества современных людей созвучны духу антихриста

Современный человек все ближе к упадническому духовному состоянию, предсказанному в Священном Писании. Взять, к примеру, абсолютная нетерпимость людей друг к друг. Это наиболее наглядно проявляется в виртуальном пространстве Интернета. Там, где тебя никто не видит, изливают всю грязь, накопившуюся в душе,  на собеседников.

Нетерпимость также проявляется и в реальности, скажем, среди автомобилистов. Водители не только не скупятся на нелестные отзывы друг о друге, но и намеренно создают аварийные ситуации, не задумываясь при этом о возможных трагических последствиях. Примеров такого злобного отношения между людьми множество и со временем становится еще больше. 

Еще большим злом является падение нравственности. Юноши и девушки не стремятся сохранить добрачную чистоту, наоборот, считают целомудрие чем-то устаревшим и ненужным. Развод еще 100 лет назад казался чем-то ненормальным, немыслимым, из ряда вон выходящим. А сейчас разрушение семьи расценивается как повседневное и обыденное дело. 

Так же немыслимо на протяжении человеческой истории было убийство матерью своего беззащитного ребенка. В наши дни нерожденные дети до определенного срока не считается живым организмом. Женщины идут на аборт, не задумываясь о зародившейся маленькой жизни.

Причин называется множество. Потому что “с мужем нездоровые отношения”. Или “только устроилась на работу”. Часто звучит что-то вроде “уже есть один ребенок”, “не хочу плодить нищету”.

Набирает популярность мотив “да просто не хочу сейчас рожать, хочу пожить для себя”. 

Все вышеперечисленные признаки это свидетельства приближения прихода антихриста. И только придерживаясь традиционного уклада жизни и сохраняя душу и тело в чистоте, можно затормозить процесс духовной деградации.

Когда мы живем христианской жизнью, участвуем в богослужениях, приступаем к исповеди и причастию, творим добрые дела, мы впускаем в свое сердце Бога.

Именно в таком состоянии человеку не страшны ни последние времена, ни антихрист.

“Мо­лись, что­бы Гос­подь во­ца­рил­ся в серд­це тво­ем, тог­да пре­ис­пол­нит­ся оно ве­ли­ким ли­ко­ва­ни­ем и ра­достью, и ни­ка­кая пе­чаль не в си­лах бу­дет пот­ре­во­жить его” (преподобный Нектарий Оптинский).

Антихрист — Православный портал «Азбука веры»

Анти́христ (от греч.

ἀντί – против, вместо и Χριστός – Пома­зан­ник, Хри­стос; ἀντίχριστος) – 1) чело­век, кото­рый объ­явится перед кон­чи­ной мира, неза­долго до Вто­рого При­ше­ствия Спа­си­теля, создаст, при помощи дья­вола, все­мир­ное монар­хи­че­ское цар­ство, воз­гла­вит его, будет ярым про­тив­ни­ком Христа и хри­стиан, назо­вет себя богом и станет тре­бо­вать по отно­ше­нию к себе боже­ского покло­не­ния; многие иудеи при­знают его истин­ным мес­сией, истин­ным хри­стом; 2) про­тив­ник Христа, любой, кто не испо­ве­дует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвер­гает Его учение (1Ин.2:22).

Каковы при­знаки при­ше­ствия анти­хри­ста?

При­знаки при­ше­ствия анти­хри­ста: повсе­мест­ное рас­про­стра­не­ние Еван­ге­лия (Мф.24:14), появ­ле­ние лже­про­ро­ков, лжехри­стов (Мф.24:5; Мф.24:11), глу­бо­кое паде­ние нрав­ствен­но­сти среди жите­лей земли, мас­со­вое охла­жде­ние любви в людях (Мф.

24:12); воз­рас­та­ние коли­че­ства / интен­сив­но­сти раз­ру­ши­тель­ных войн (Мф.24:6-7); при­род­ные ката­клизмы (Мф.24:7; Лк.21:25). При этом, при­ше­ствие анти­хри­ста по дей­ствию сатаны будет со всякою «силою и зна­ме­ни­ями и чуде­сами лож­ными» (2Фес.2:9).

Дьявол и анти­христ – это одно и то же лицо?

Нет. Дьявол – падший ангел. Анти­христ – обыч­ный чело­век, кото­рый, однако, будет наде­лен огром­ной вла­стью, спо­соб­но­стями и силой, будет дей­ство­вать при пособ­ни­че­стве сатаны. Согласно ука­за­нию многих святых отцов Церкви, осно­ван­ному на сви­де­тель­ствах Писа­ния, анти­христ про­изой­дет из колена Дана (Иер.

8:16), то есть он будет иметь еврей­ское про­ис­хож­де­ние.  Пола­гают, что он родится от блу­до­де­я­ния, будет вос­пи­тан тайно. Апо­стол Павел назы­вает анти­хри­ста «чело­ве­ком греха и сыном поги­бели» (2Фес.2:3).

В широ­ком зна­че­нии слова анти­хри­стом может име­но­ваться всякий чело­век, отри­ца­ю­щий бого­че­ло­ве­че­ство и бого­сы­нов­ство Иисуса Христа (1Ин.2:22).

Почему анти­хри­сту усво­ено такое наиме­но­ва­ние?

В гре­че­ском языке слово «анти» может иметь два зна­че­ния: «против» и «вместо». По отно­ше­нию к анти­хри­сту оба зна­че­ния пра­во­мочны, так как анти­христ будет как про­тив­ни­ком Христа, вся­че­ски истреб­ля­ю­щим хри­сти­ан­ство, так и тем, кто попы­та­ется «занять Его место».

Анти­христ – это имя?

Имя анти­хри­ста неиз­вестно, но известно его число – 666, точнее чис­ло­вой экви­ва­лент его имени. Подроб­нее см. Число зверя.

Откуда берет начало наиме­но­ва­ние «анти­христ»?

Пред­став­ле­ние об анти­хри­сте воз­никло не на иудей­ской, а на хри­сти­ан­ской основе. Непо­сред­ственно слово «анти­христ» или «анти­хри­сты» упо­ми­на­ется в Первом и Втором посла­ниях св. Иоанна Бого­слова (1Ин.2:18, 1Ин.2:22, 1Ин.4:3, 2Ин.1:7).

Почему власть анти­хри­ста будет про­дол­жаться 3,5 года?

О том, что власть анти­хри­ста будет про­дол­жаться 3,5 года, ука­зано в Свя­щен­ном Писа­нии (Откр.13:5), что равно или 42 меся­цам, а точнее 1260 дням (Откр.12:6).

Этот срок, в при­бли­зи­тель­ном исчис­ле­нии, рав­ня­ется про­дол­жи­тель­но­сти обще­ствен­ного слу­же­ния Иисуса Христа на земле.

Ука­за­ние на при­чину огра­ни­че­ния срока прав­ле­ния анти­хри­ста можно видеть в словах: «И если бы не сокра­ти­лись те дни, то не спас­лась бы ника­кая плоть; но ради избран­ных сокра­тятся те дни» (Мф.24:22).

Что будет, когда придет анти­христ?

Анти­христ будет пре­воз­но­ситься «выше всего, назы­ва­е­мого Богом или свя­ты­нею» (2Фес.2:4), «…придет во имя свое» (Ин.5:43), то есть будет бороться против всех рели­гий, поскольку харак­тер­ной чертой его будет бого­хуль­ство (Откр.13:5-6). Он будет выда­вать себя за Бога: «В храме Божьем сядет он как Бог, выда­вая себя за Бога» (2Фес.2:4).

«Рели­ги­оз­ная» власть при анти­хри­сте будет соче­таться с вла­стью поли­ти­че­ской – то есть насту­пит своего рода сата­но­кра­тия: власть анти­хри­ста будет «…над всяким коле­ном и наро­дом, и языком, и пле­ме­нем» (Откр.13:7).

Те, кто не примут его власти, вынуж­дены будут тер­петь лише­ния, скорби и даже смерть: «…уби­ваем был всякий, кто не будет покло­няться образу зверя» (Откр.13:15). Цер­ковь вынуж­дена будет «скры­ваться в пустыне» (Откр.12:1-6), но «врата ада не одо­леют ее» (Мф.16:18), и Евха­ри­стия не пре­кра­тится до Вто­рого При­ше­ствия (1Кор.11:26).

Отдель­ных святых этой сата­нин­ской власти будет попу­щено побе­дить: «И дано ему вести войну со свя­тыми и побе­дить их» (Откр. 13:7).

Когда придет анти­христ?

Точное время при­ше­ствия анти­хри­ста нам неиз­вестно. Это время знает Гос­подь. Анти­христ придет тогда, когда созда­дутся соот­вет­ству­ю­щие усло­вия. Не нужно ждать анти­хри­ста, не нужно гото­виться к его при­ходу. Но надо ждать Гос­пода и учиться жить с Ним уже в насто­я­щий момент: «Довольно для каж­дого дня своей заботы» (Мф.6:34). 

Нужно ли бояться анти­хри­ста?

Хри­сти­а­нин должен иметь страх Божий. При столк­но­ве­нии с тяж­кими труд­но­стями, в том числе со столь тяж­кими, кото­рые будут свя­заны с воца­ре­нием анти­хри­ста, хри­сти­а­нину сле­дует упо­вать на Бога.

Что каса­ется пути или средств пре­одо­ле­ния страха перед анти­хри­стом и его цар­ством, «совер­шен­ная любовь изго­няет страх, потому что в страхе есть муче­ние» (1Ин.4:18).

Однако необ­хо­димо пом­нить, что не только чрез­мер­ный страх, но и лег­ко­мыс­лен­ная, бес­ша­баш­ная бра­вада перед анти­хри­стом (мол, я настолько храбр, свят и тверд в вере, настолько велик, что никого не испу­га­юсь, ни от чего не пошат­нусь) может сви­де­тель­ство­вать о духов­ных изъ­я­нах бра­ви­ру­ю­щего.  

Читайте также:  Как хоронят мусульман: обычаи и положение покойного в могиле

Можно ли про­ти­во­сто­ять анти­хри­сту?

Про­ти­во­сто­ять анти­хри­сту может чело­век, защи­щен­ный Божией бла­го­да­тью, живу­щий хри­сти­ан­ской верой, при­ни­ма­ю­щий уча­стие в цер­ков­ных Таин­ствах и все­цело упо­ва­ю­щий на Его милость. Однако, духовно про­ти­во­стоя анти­хри­сту, Цер­ковь вынуж­дена будет скры­ваться от него (Откр.12:13-16).

Как и кем будет низ­вер­жен анти­христ?

Сокру­шит анти­хри­ста окон­ча­тельно и бес­по­во­ротно Сам Иисус Хри­стос; Он пора­зит анти­хри­ста «…духом уст Своих и истре­бит явле­нием При­ше­ствия Своего» (2Фес.2:8). После всех этих собы­тий нач­нется Суд Хри­стов.

Цитаты об анти­хри­сте

  • «Воз­вы­сив­шись над всеми царями и над всяким богом, он построит город Иеру­са­лим и вос­ста­но­вит раз­ру­шен­ный храм, и всю страну и пре­делы ее воз­вра­тит иудеям».
    свя­щен­но­му­че­ник Иппо­лит Рим­ский
  • «Вос­ста­но­вит он также и камен­ный храм в Иеру­са­лиме».
    свя­щен­но­му­че­ник Иппо­лит Рим­ский
  • «Он при­зо­вет к себе весь народ иудей­ский из всех стран, в кото­рых он рас­сеян; он при­своит их себе, как своих соб­ствен­ных детей, воз­ве­стит им, что он вос­ста­но­вит страну и вос­ста­но­вит их цар­ство и храм, и все это с тою целью, чтобы они покло­ни­лись ему, как Богу».
    свя­щен­но­му­че­ник Иппо­лит Рим­ский

«Яко же ему (анти­хри­сту) сести в церкви Божией. В какой же церкви? Разу­ме­ется, разо­рен­ный иудей­ский храм. Да не будет же того, чтобы разу­мелся сей храм, в кото­ром мы! Но для чего гово­рим это? Да не поду­мают, что мы гово­рим из лести себе.

Если анти­христ придет к иудеям, как Хри­стос, и от иудеев вос­хо­щет покло­не­ния, то, чтобы более обо­льстить их, пока­жет вели­кое усер­дие к их храму, внушая о себе ту мысль, что он рода Дави­дова, и что ему должно создать храм, соору­жен­ный Соло­мо­ном.

Придет же он, когда в Иудей­ском храме не оста­нется камня на камне, по опре­де­ле­нию Спа­си­теля».
свя­ти­тель Кирилл Иеру­са­лим­ский

  1. «Апо­стол открыл то, на что и я не раз ука­зы­вал, что в Иеру­са­лиме храм был построен по рас­по­ря­же­нию Истин­ного Бога… В нем-то и будет сидеть про­тив­ник, ста­ра­ясь пред­ста­вить себя Хри­стом».
    свя­щен­но­му­че­ник Ириней Лион­ский
  2. «Сде­лает он (анти­христ) во время своего цар­ства; пере­се­лит цар­ство в этот город (то есть Иеру­са­лим) и сядет в храме Божием, обо­льщая покло­ня­ю­щихся ему, как будто он Хри­стос».
    свя­ти­тель Кирилл Иеру­са­лим­ский
  3. «Зло­че­сти­вый и гроз­ный тать придет прежде, в свое время, с наме­ре­нием похи­тить, заклать и погу­бить избран­ное стадо Истин­ного Пас­тыря, тотчас узнают обман­щика, потому что голос зло­че­сти­вого нимало не похож на голос Истин­ного Пас­тыря, но язви­те­лен: голос татя при­тво­рен и вскоре дела­ется извест­ным, каков он…».
    пре­по­доб­ный Ефрем Сирин

«Анти­христ придет на поги­бель чело­ве­че­скую, чтобы нано­сить людям обиды. В самом деле, чего только он не наде­лает в то время! Все придет в смя­те­ние и в заме­ша­тель­ство, как посред­ством пове­ле­ний, так  и посред­ством страха.

Он будет стра­шен во всех отно­ше­ниях: и своею вла­стью, и жест­ко­стью, и без­за­кон­ными пове­ле­ни­ями… Апо­стол назы­вает анти­хри­ста чело­ве­ком без­за­ко­ния, потому что он совер­шит тысячи без­за­ко­ний и побу­дит других к совер­ше­нию их. А сыном поги­бели назы­вает его потому, что и он сам погиб­нет.

Кто же он будет? Ужели сатана? Нет, но чело­век некий, кото­рый вос­при­мет всю его силу (сатаны).

Он не будет при­во­дить к идо­ло­слу­же­нию, а будет бого­про­тив­ни­ком, отверг­нет всех богов и велит покло­няться себе вместо Бога и будет вос­се­дать в храме Божием, не в Иеру­са­лим­ском только, но и повсюду в церк­вах… Не сказал, что он будет назы­вать себя богом, но что будет ста­раться пока­зать себя богом. Он совер­шит вели­кие дела и пока­жет чудес­ные зна­ме­ния».
свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

«Придет время, воз­люб­лен­ные дети мои, когда монахи оста­вят пустыни и поте­кут вместо них в бога­тые города, где вместо этих пустын­ных пещер и тесных келий воз­двиг­нут гордые здания, могу­щие спо­рить с пала­тами царей, вместо нищеты воз­рас­тет любовь к соби­ра­нию богатств, сми­ре­ние заме­нится гор­до­стью, многие будут гор­диться зна­нием, но голым, чуждым добрых дел, соот­вет­ству­ю­щих знанию; любовь охла­деет; вместо воз­дер­жа­ния умно­жится чре­во­уго­дие, и очень многие будут забо­титься о рос­кош­ных явствах, не меньше самих мирян, от кото­рых монахи ничем другим отли­чаться не будут, как оде­я­нием и наглав­ни­ком; и, несмотря на то, что будут жить среди мира, будут назы­вать себя уеди­нен­ни­ками».
пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий

«В церкви Божией (сядет) – не в нашей, но в древ­ней, иудей­ской; ибо он придет не к нам, но к иудеям; не за Христа, но против Христа и хри­стиан: почему и назы­ва­ется анти­хри­стом. Итак, должно, чтобы сперва было про­по­ве­дано Еван­ге­лие у всех наро­дов (Мф.24:14).

«Тогда явится без­за­кон­ник, его же есть при­ше­ствие по дей­ству сатаны во всякой силе и зна­ме­ниях и чуде­сах ложных,  и во всякой льсти неправды, поги­ба­ю­щих, его же Гос­подь убиет гла­го­лом уст Своих и упразд­нит явле­нием при­ше­ствия Своего» (2Фес.2:8).

Итак, не сам дьявол дела­ется чело­ве­ком, подобно воче­ло­ве­че­нию Гос­пода, — да не будет! Но рож­да­ется чело­век от блу­до­де­я­ния и при­ни­мает на себя все дей­ствие сатаны.

Ибо Бог, зная напе­ред раз­вра­щен­ность буду­щего про­из­во­ле­ния его, попус­кает дья­волу все­литься в него… В начале своего цар­ство­ва­ния, или вернее – тира­нии, он при­кры­ва­ется личи­ною свя­то­сти; когда же сде­ла­ется побе­до­нос­ным, то начнет гнать Цер­ковь Божию и выка­жет всю свою злобу.

Придет же он в зна­ме­ниях и чуде­сах ложных, вымыш­лен­ных, а не истин­ных, и тех, кото­рые имеют слабый и нетвер­дый ум, обо­льстит и отвра­тит от Бога».
пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин

«Явит себя анти­христ крот­ким, мило­сти­вым, испол­нен­ным любви, испол­нен­ным всякой доб­ро­де­тели: при­знают его таким, и поко­рятся ему по при­чине воз­вы­шен­ней­шей его доб­ро­де­тели те, кото­рые при­знают прав­дою падшую чело­ве­че­скую правду, и не отрек­лись от нее для правды Еван­ге­лия.

Зна­ме­ния анти­хри­ста пре­иму­ще­ственно будут являться в воз­душ­ном слое: в этом слое гос­под­ствует сатана.

…Отступ­ле­ние нового Изра­иля от Спа­си­теля к концу времен примет обшир­ное раз­ви­тие, а потом, как послед­ствие и плод отступ­ле­ния, откро­ется чело­век без­за­ко­ния, сын поги­бели, кото­рый дерз­нет назвать себя обе­то­ван­ным Мес­сией… Обиль­ное земное пре­успе­я­ние  и огром­ные земные пред­при­я­тия, как оче­вид­ные для всех, выстав­лены словом Божиим в при­знак послед­него вре­мени и созрев­шей гре­хов­но­сти чело­ве­че­ства, боль­шей частью неяв­ной и непо­нят­ной при поверх­ност­ном и неопыт­ном взгляде на чело­ве­че­ство. Постигли вре­мен­ные и вечные бед­ствия вет­хого Изра­иля за отвер­же­ние Иску­пи­теля: эти бед­ствия – слабый образ страш­ных бед­ствий, дол­жен­ству­ю­щих быть карою нового Изра­иля за его пре­ступ­ле­ние… Цер­ковь будет низ­вра­щена от меча – от убий­ствен­ного наси­лия соблаз­нов – и пуста весьма. Умно­жив­ши­еся отступ­ники, назы­ва­ясь и пред­став­ля­ясь по наруж­но­сти хри­сти­а­нами, тем удоб­нее будут пре­сле­до­вать истин­ных хри­стиан; умно­жив­ши­еся отступ­ники окру­жат бес­чис­лен­ными коз­нями истин­ных христиан…Они будут дей­ство­вать против рабов Божиих и наси­лием власти, и кле­ве­тою, и зло­хит­рыми коз­нями, и раз­но­об­раз­ными обо­льще­ни­ями, и гоне­ни­ями лютыми».
свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов

«Своей внеш­ней показ­ной сто­ро­ной жизни он будет ста­раться под­ра­жать Христу.

Боль­шин­ство хри­стиан, руко­вод­ству­ю­щихся …плот­ской муд­ро­стью, не увидят обмана и при­знают анти­хри­ста Хри­стом, вто­рично при­шед­шего на землю… Испы­та­ния для святых Божиих наста­нет страш­ное: лукав­ство, лице­мер­ство, чудеса гони­теля будут уси­ли­ваться, стрем­ле­ние обма­нуть и обо­льстить их, утон­чен­ные и про­ду­ман­ные, при­кры­тые ковар­ной изоб­ре­та­тель­но­стью пре­сле­до­ва­ния и стес­не­ния, неогра­ни­чен­ная власть мучи­теля поста­вит их в самое затруд­ни­тель­ное поло­же­ние… Про­тив­ники анти­хри­ста сочтутся воз­му­ти­те­лями, вра­гами обще­ствен­ного блага и порядка, под­верг­нутся при­кры­тому и откры­тому пре­сле­до­ва­нию…».
свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов

АНТИ́ХРИСТ

Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)

АНТИ́ХРИСТ (греч. ὁ ἀντίχριστος – букв. «про­ти­во-» или «вме­сто-» Хри­ста), в Свя­щен­ном Пи­са­нии име­но­ва­ние вся­ко­го от­ри­ца­юще­го то, что Иисус есть Хри­стос, обе­то­ван­ный Бо­гом Мес­сия, при­шед­ший во пло­ти, а так­же вся­ко­го от­вер­га­юще­го его Бо­го­сы­нов­ство (1 Ин. 2:22; 4:3; 2 Ин. 1:7). В ко­неч­ном эс­ха­то­ло­гич. зна­че­нии А.

 – са­мый страш­ный и же­сто­кий враг Хри­ста, ко­то­рый явит­ся на зем­ле в по­след­ние вре­ме­на как впол­не оп­ре­де­лённая лич­ность и бу­дет стре­мить­ся к раз­ру­ше­нию де­ла Хри­ста, в то же вре­мя вы­да­вая се­бя за Не­го. Уче­ние об А. как о впол­не оп­ре­де­лён­ной лич­но­сти не до­пу­ска­ет про­из­воль­ной ин­тер­пре­та­ции.

Так, не со­от­вет­ству­ет пря­мо­му смыс­лу Свя­щен­но­го Пи­са­ния мне­ние, что под А. сле­ду­ет по­ни­мать без­лич­ное на­ча­ло зла, ко­то­рое, уси­ли­ва­ясь, при­об­ре­тёт ог­ром­ное вли­яние в кон­це вре­мён и ко­то­рое бу­дет унич­то­же­но от­кро­ве­ни­ем Цар­ства Сла­вы. Тем бо­лее не­до­пу­сти­ма «ис­то­ри­чес­кая» трак­тов­ка про­ро­честв об А.

как по­вест­во­ва­ний о кон­крет­ных ис­то­рич. лич­но­стях (Не­рон, Ка­ли­гу­ла и т. п.).

Соб­ст­вен­ное имя А. не от­кры­то и не­из­вест­но. В От­кро­ве­нии ап. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва ука­за­но толь­ко чис­ло име­ни зве­ря, т. е. А., – 666 (13:18). По­сколь­ку бу­к­вы греч. ал­фа­ви­та обо­зна­ча­ют так­же и чис­ла, свя­тые от­цы Церк­ви, Ири­ней Ли­он­ский (Ad­ver­sus hae­re­ses. V 30. 3), Ип­по­лит Рим­ский (Dem­on­stra­tio de Christo et An­ti­christo. L) и др.

, по­ла­га­ли, что имя А. бу­дет со­сто­ять из та­ких букв, сум­ма чи­сел ко­то­рых бу­дет рав­на 666. Ап. Па­вел опи­сы­ва­ет А. как «че­лове­ка гре­ха», «че­ло­ве­ка без­за­ко­ния», «сы­на по­ги­бе­ли», «без­за­кон­ни­ка»: «в хра­ме Бо­жи­ем ся­дет он, как Бог, вы­да­вая се­бя за Бо­га» (2 Фес. 2:4). А.

при­дёт во вре­мя, пре­дус­та­нов­лен­ное Бо­гом, это про­изой­дёт не­по­сред­ст­вен­но пе­ред Вто­рым при­ше­ст­ви­ем Ии­су­са Хри­ста, Ко­то­рый его «ис­тре­бит яв­ле­ни­ем при­ше­ст­вия Сво­его» (2 Фес. 2:8; срав­ни: 1:7–10). По­сколь­ку ни­кто не зна­ет, ко­гда при­дёт Ии­сус Хри­стос и на­сту­пит кон­чи­на ми­ра, то не­из­вест­но так­же и вре­мя при­ше­ст­вия А.

Но до при­хо­да А. бу­дут по­яв­лять­ся «лже­хри­сты», со­блаз­няю­щие лю­дей в от­ступ­ни­че­ст­во от Бо­га (Мф. 24:24; Мк. 13:5–7, 21–22). От­кро­ве­ние ап. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва ри­су­ет эс­ха­то­ло­ги­че­скую кар­ти­ну, пред­став­ляя двух сим­во­ли­че­ских чу­до­вищ­ных зве­рей.

Пер­вый ху­лит Бо­га, за­став­ля­ет по­кло­нять­ся се­бе и пре­сле­ду­ет ис­тин­ных ве­рую­щих (13:1–10). Вто­рой со­вер­ша­ет лож­ные чу­де­са и со­блаз­ня­ет лю­дей, что­бы при­вес­ти их к по­кло­нению пер­во­му зве­рю (13:1–17). В кни­ге про­ро­ка Да­нии­ла и в От­кро­ве­нии ап. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва А.

изо­бра­жа­ет­ся как мо­гу­ще­ст­вен­ный и су­ровый за­вое­ва­тель, ко­то­рый бу­дет ве­с­ти вой­ны со мно­ги­ми ца­ря­ми и по­бе­дит их, он жес­то­ко по­ка­ра­ет не­по­кор­ных ему (Дан. 7:19–25; 11). О при­ше­ст­вии А. лю­ди бу­дут пре­ду­пре­ж­де­ны дву­мя сви­де­те­ля­ми – про­ро­ка­ми Или­ей (Мал. 4:5–6; срав­ни: Mф.

11:14; 17:10–11; па­рал­лель­ные) и Ено­хом (по пре­да­нию, ос­но­ван­но­му на Иуд. 14); по­слан­ные Бо­гом, они бу­дут про­ро­че­ст­во­вать 1260 дней и по окон­ча­нии сви­де­тель­ст­ва уби­ты А. (Откр. 11:3–8). Но как ни ве­ли­ки бу­дут си­ла и власть А. и как ни жес­то­ка бу­дет брань его про­тив Церк­ви, «вра­та ада не одо­ле­ют её» (Mф. 16:18).

Читайте также:  Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви

Пра­во­слав­ное и ка­то­ли­че­ское бо­го­сло­вие со­хра­ня­ют пред­став­ле­ние, ос­но­ван­ное на биб­лей­ской тра­ди­ции и тол­ко­ва­ни­ях от­цов Церк­ви об ожи­дае­мом гря­ду­щем А. и о его пред­те­чах. В совр. про­тес­тант­ской тео­ло­гии он ча­ще все­го ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с ан­ти­хри­сти­ан­ским дви­же­ни­ем во­об­ще.

Изо­бра­же­ния А. встре­ча­ют­ся с 10 в. (гл. обр. в ил­лю­ст­ра­ци­ях к От­кро­ве­нию ап. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва и к тол­ко­ва­ни­ям на не­го). Он пред­ста­ёт ли­бо как фан­та­стич. зверь (де­та­ли за­им­ст­во­ва­лись из апо­ка­лип­тич. опи­са­ний «дра­ко­на» и двух «зве­рей»), ли­бо в че­ло­ве­че­ском об­ли­ке (т. н. Бам­берг­ский Апо­ка­лип­сис, ок.

1020, и др.). С кон. 12 в. по­яв­ля­ет­ся апок­ри­фич. цикл «Жизнь А.», вклю­чаю­щий его ро­ж­де­ние, убий­ст­во пра­вед­ни­ков Илии и Ено­ха, лож­ные чу­де­са, по­бе­ду ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла над А. В нём А. пред­ста­ёт в че­ло­ве­че­ском об­ли­чье, в цар­ских оде­ж­дах и ко­ро­не. С нач. 14 в.

в рос­пи­сях встре­ча­ют­ся ком­по­зи­ции Рас­пя­тия с си­лу­этом А. под кре­стом; он име­ет че­ло­ве­че­ское ту­ло­ви­ще, льви­ную го­ло­ву и длин­ные ког­ти. На ико­не «Апо­ка­лип­сис» из Ус­пен­ского со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля (кон. 15 в.) А.

по­ка­зан как царь, вос­се­даю­щий на пре­сто­ле, с по­со­хом, в дал­ма­ти­ке и вен­це; из уст его ис­хо­дят три жа­бы. Боль­шое влия­ние на зап.-ев­роп. изо­бра­зит. тра­ди­цию ока­за­ли ил­лю­ст­ра­ции к Апо­ка­лип­си­су А. Дю­ре­ра (1498), где А.

пред­став­лен в об­ли­ке кры­ла­то­го дра­кона с длин­ным че­шуй­ча­тым хво­стом, с се­мью ро­га­ты­ми ко­ро­но­ван­ны­ми го­ло­ва­ми (льва, коз­ла, ка­ба­на, ва­си­ли­ска и пр.). Как фаль­ши­вый двой­ник Хри­ста А. пред­ста­ёт в цик­ле фре­сок Л. Синь­о­рел­ли в со­бо­ре в Ор­вие­то (1499–1505); изо­бра­же­ния А. в об­ли­ке рим.

пап ис­поль­зо­ва­лись в по­ле­ми­ке сто­рон­ни­ков Ре­фор­ма­ции с ка­то­лич. цер­ко­вью (ил­лю­ст­ра­ции Л. Кра­на­ха Стар­ше­го к «Стра­стям Хри­ста и ан­ти­хри­ста» М. Лю­те­ра). В бо­лее позд­нее вре­мя изо­бра­же­ние А. встре­ча­ет­ся поч­ти ис­клю­чи­тель­но в ил­лю­ст­ра­ци­ях к От­кро­ве­нию ап. Иоан­на Бо­го­сло­ва.

Антихрист: по каким признакам можно определить его пришествие

 Русская семеркаРусская семерка

В греческом языке приставка «анти» имеет два значения – «против» и «вместо». Другими словами, Антихрист это тот, кто действует одновременно под именем Христа, и против него.

https://www.youtube.com/watch?v=nVr6ncdyWXAu0026t=101s

По словам апостола Павла, Антихрист – «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес 2,4). Святой Павел понимает Антихриста и как собирательный образ – «человек греха». Это олицетворение сил зла, которые могут воплотиться в отдельной личности – «как теперь, так и в будущем».

Нередко Антихриста представляли, как реальное историческое лицо, как, например, старообрядцы Петра I. Однако в Библейском словаре Маккензи отмечается, что существуют веские основания, чтобы подвергнуть сомнению версию, согласно которой Антихрист является реальным историческим эсхатологическим персонажем.

Хотя образ Антихриста возник на христианской почве его предтечу можно найти в иудаизме. Евреи видели Антихриста в лице нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана (ок. 215 до н. э. – 164 до н. э.

), который стремился склонить иудеев к принятию эллинского язычества.

Этот образ содержится и в пророчестве о Гоге (книга Иезекииля), пришедшем войной на земли Израиля из земли Магог, но в конченом итоге, уничтоженном небесным огнем.

Апокалипсис от святого Иоанна так описывает Антихриста: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть».

В иудаизме поздних времен существует представление об Антихристе под именем Армиллия («губитель народов») как о чудовищном гиганте, рыжем, плешивом, «двенадцати футов росту и двенадцати же футов толщины».

Есть также описание исламского Антихриста – Даджжаля, которого мусульмане представляли краснокожим, широкотелым с кучерявыми волосами, с нарисованной на лбу буквой «каф» или словом «кафир» («неверующий»).

Раннехристианский автор Ипполит Римский пишет, что Антихрист, «возвысившись над всеми царями и над всяким богом, построит город Иерусалим и восстановит разрушенный храм, и всю страну и пределы её возвратит иудеям» с той лишь целью, чтобы евреи поклонились ему, как Богу.

Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает о ложном образе Антихриста: «Явит себя антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким, и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели».

Иудейские, христианские и мусульманские богословы единодушны во мнении: в каком бы образе не явился Антихрист, прельщение людей будет главным его инструментом, а завоевание человеческих душ – главной целью.

Первое известное нам ожидание прихода Антихриста упоминается накануне 1000-го года нашей эры, в дальнейшем апокалиптические настроения вернулись в годы Первого крестового похода (1096-1099), во время пандемии чумы (1346–1353).

В Византии в XIII веке Антихристом считали папу Иннокентия III, организовавшего Четвертый крестовый поход, а в XV столетии – турецкого султана Мехмедa II, завоевавшего Константинополь.

Антихриста видели в образе Наполеона, Ленина, Гитлера и многих других лиц, чья деятельность приводила к социальным катаклизмам.

Образ Антихриста у нас прочно ассоциируется с так называемым числом зверя – 666, которое приводится в книге Откровения. Одно из наиболее популярных толкований выводит его из числового значения имени римского императора Цезаря Нерона (KSR NRWN), который в I веке нашей эры жестоко преследовал христиан. Сложение цифр 100, 60, 200, 50, 200, 6, 50 и дает искомое число 666.

Иногда при объяснении числа зверя прибегают к нумерологии, в которой цифра 6, отображающая все несовершенное, противопоставляется числу 7 – символу полноценности и чистоты. Один из вариантов использования цифры 6 – это троекратная шестерка, означающая крайнюю степень несовершенства.

Отцы Церкви не раз говорили, что ни время второго пришествия Мессии, ни сроки явления Антихриста нам не известны, «ибо Господь сказал: Не ваше дело знать времена или сроки». Однако некоторые богословы все же делают попытку истолковать священное писание и определить хотя бы приблизительную дату появления Антихриста.

Основатель «Церкви Иоанна Богослова» проповедник Олег Моленко говорит, что «приход Антихриста, как и славное пришествие Христа Господа» состоятся в уже наступившем третьем тысячелетии. Он ссылается на строки Евангелие о Луки (13:32): «И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу».[С-BLOCK]

Ключ к этим словам Моленко видит в строках находящихся во втором Соборном послании апостола Петра (гл.

3): «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».

Третий день, согласно проповеднику, это и есть третье тысячелетие, когда «Господь прекратит в Церкви Своей и среди людей на земле исцелять и изгонять бесов, ибо наступит уже вечное Его царство».

Профессор богословия Виктор Чернышев говорит о 5 признаках, описанных в Новом Завете, которые возвестят о приходе Антихриста. Первый – повсеместное распространение Евангелия, второй – появление лжепророков, третий – глубокое падение нравственности, четвертый – разрушительные войны, и пятый – участившиеся природные катаклизмы. То, что мы и наблюдаем в настоящее время.

Согласно богословской точке зрения, смысл прихода Антихриста был сформирован в Эдемском саду. Тогда библейские Адам и Ева ослушались наставлений Бога и вкусили запретный плод. И исполнилось тогда пророчество змея-искусителя: открылись их глаза, и стали они как боги знать добро и зло.

Позднее, как мы знаем из текстов Нового Завета, дьявол попытался искусить Христа. Однако не поддался Христос соблазнам мира, испив чашу страданий до конца, искупив тем самым грехи падшего человечества.

Теперь цель дьявола – искушение Церкви Христовой. Для этого он и намерен использовать Антихриста, который должен помешать планам господа в установлении его воли и царствия на земле.

Архиепископ Троицкий и Сиракузский Аверкий утверждает, что «Антихрист будет не дух какой-либо или демон, а погибельное исчадие человеческого рода, не воплотившийся Диавол, как думали некоторые, а человек». Многие предполагают, что Антихрист родится от связи девы и сатаны.

Апостол Павел называет Антихриста человеком греха, сыном погибели (2 Сол. 2:3). «По самому достоверному и более распространенному мнению, антихрист будет истинным человеком, родится же он от беззаконного супружества, от мнимой девицы – скверной жены, в противоположность Иисусу Христу, родившемуся от Пресвятой Девы Марии», – пророчествует святой.

Библия говорит, что недолог будет век Антихриста и предрекает его скорую гибель, после чего установится земле 1000-летнее царство Христа с избранными Им святыми, которое явится переходным периодом для вечного царства Божьего. Битва воинства Христа с силами тьмы, которую иудейская традиция называет Армагеддоном, описана в Откровении Иоанна Богослова:

«И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector