Приблизительное время чтения: 3 мин.
Код для вставки
Код скопирован
Антихриста наше воображение склонно представлять как отвратительного типа, крайне неприятного и зловещего на вид.
Действительно, как же еще может выглядеть противник Христа, главный слуга дьявола на Земле? Но вот любопытный факт: в одном итальянском соборе эпохи Возрождения есть фреска, на которой изображен этот самый Антихрист, стоящий посредине людской толпы.
И там он внешне очень похож на… самого Христа! И одеждой, и фигурой, и обликом. Есть только одно отличие, возможно, не сразу бросающееся в глаза: у Антихриста на фреске очень злые глаза.
Проповедь Антихириста (фрагмент). Фреска Луки Синьорелли. Орвието, 1500–1504
Почему же итальянский художник именно так изобразил Антихриста? На этот вопрос нам поможет ответить обращение к древнегреческому слову ὁ ἀντίχριστος (antichristos), переводом с которого и является русское слово антихрист. Дело в том, что в древнегреческом языке приставка ἀντί (anti) имеет два значения.
Ее можно переводить не только как «против», но и как «вместо». То есть антихрист — это не только противник Христа. Это также и тот, кто попытается собой подменить Спасителя, выдать себя — за Него. Как и Христос, он будет творить чудеса, у него тоже будут свои ученики и свое подобие Церкви.
Как и Христос, он будет открыт для всех людей, наций и культурно-религиозных традиций, и для него так же не будет ни эллина, ни иудея. Он будет обольщать людей чудесами и материальным благополучием. Но как раз перед самым концом света, когда все люди на Земле с облегчением будут говорить: «…
„мир и безопасность“, тогда внезапно настигнет их пагуба» (1 Фес 5, 3).
Церковное предание говорит, что в финале истории человечества Антихрист сорок два месяца будет обладать всей полнотой политической власти на Земле, после чего и наступит конец света.
Обычно предполагается, что означенный деятель прославится лишь жестокими гонениями на христиан, и его приход будут знаменовать ужасные несчастья. Действительно, Священное Писание говорит, что в те страшные времена люди претерпят множество страшных бедствий: войны, междоусобицы, голод, землетрясения…
Однако начало деятельности Антихриста внешне будет другим. Как пишет русский религиозный философ Владимир Соловьев в «Краткой повести об Антихристе» из своих «Трех разговоров о войне, прогрессе и конце всемирной истории», чтобы понравиться людям, Антихрист будет обаятелен и ласков, очень умен и деятелен.
Чтобы добиться власти, он будет творить милость и добро, проявлять жалость и сострадание. И будет складываться впечатление, что ему удается решить все земные проблемы.
Христос с ангелами. Фреска Луки Синьорелли. Морра, Умбрия. 1508–1510 Trestina — Own work / Wikipedia / CC BY-SA 4.0
Владимир Соловьев пишет, что Антихрист будет стараться угождать всем людям при условии признания его власти. Он даже Церкви даст множество льгот, разрешит ей богослужения и пообещает возвести прекраснейшие храмы.
Но за все это он потребует в итоге отречения от Христа, к Которому будет испытывать глубочайшую личную ненависть. Эту ненависть в полной мере испытают на себе все христиане, которые сохранят верность Христу и не поддадутся на обманы новоявленного «благодетеля».
Закончится царствование Антихриста полным крахом: сам он погибнет, а учрежденное им всемирное государство вместо обещанного блага принесет человечеству неисчислимые бедствия.
Но почему же Антихристу удастся добиться таких успехов в начале своей деятельности? Почему его власть добровольно признают большинство жителей Земли? Дело в том, что пришествие Антихриста будет не случайным результатом стечения политических обстоятельств, а вполне закономерным следствием духовного состояния человечества. Антихрист придет только тогда, когда люди будут… горячо желать его прихода, когда в глубине души они окажутся к его приходу готовы и будут ждать именно его. Эта готовность выразится во всеобщем желании лишь земного, материального благополучия. Люди будут ждать лишь решения экономических, социальных, экологических проблем, но не более того. Вопросы духовной жизни будут восприниматься как вторичные, стремление человека к Богу полностью вытеснят вполне земные цели и задачи, все интересы людей будут направлены исключительно — на земное, и человечество по сути дела — откажется от Бога.
Поэтому не стоит предаваться механическим гаданиям о том, в каком же году наступит конец мира. Куда более важно осознать, что именно мы, люди, своим духовным состоянием либо приближаем приход Антихриста, либо — делаем его приход невозможным.
На заставке: фото NuttyPyro/www.flickr.com
Антихрист это “вместо” и “против” Христа | Православиум
Рубрика: Добродетели и грехи, Основы веры
Среди книг Нового Завета есть особенная, мистическая книга – Откровение Иоанна Богослова. В ней речь идет о последних временах существования человечества и приоткрываются тайны грядущих событий.
Именно из этого сложного, аллегорического священного текста мы можем узнать о времени, предваряющего Второе Пришествие Иисуса Христа и об антихристе, который будет жить и властвовать в мире. Греческое слово “anti” (“анти”) означает противоположность, направленность против чего-то, враждебность.
Соответственно, антихрист это тот, кто противостоит или будет стремиться заменить собой Христа.
Зрители на концерте рок-группы, чьи песни восхваляют антихриста (Загреб, Хорватия, 2018)
Образ антихриста носит мистический характер, не стоит пытаться сопоставить его с конкретным политическим лидером. В церковном сознании утвердилось мнение, что антихрист выйдет из иудейского народа. Он будет из колена Данова, то есть потомком Дана – одного из сыновей пророка Иакова. Книга Бытия гласит:
“Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь Господи!” (Быт. 49:17-18).
Многие ошибочно предполагают, что антихрист – это сам сатана, который воплотится в человеке. Преподобный Иоанн Дамаскин опровергает такие умозаключения:
“Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем”.
Существует версия, что антихрист родится от впавшей в блуд девицы. Он будет воспитываться в тайне, о нем до определенного времени ничего не будет известно. Но затем он “внезапно восстанет, возмутится и воцарится” (преподобный Иоанн Дамаскин).
Кто такой антихрист
В Православии существуют два основных понимания термина “антихрист”:
- человек, который родится, будет жить в последние времена (предваряющие конец света) и выдаст себя за Христа, второй раз Пришедшего на землю. При этом по своему духу и делам он будет самым ярым противником Спасителя. Всей своей деятельностью антихрист устремится разрушить христианскую Церковь и отвратить от веры наибольшее количество верующих. “Он призовет к себе весь народ иудейский из всех стран, в которых он рассеян; он присвоит их себе, как своих собственных детей, возвестит им, что он восстановит страну и восстановит их царство и храм, и все это с тою целью, чтобы они поклонились ему, как Богу” (священномученик Ипполит Римский);
- второе определение вытекает из 1-го послания Иоанна: “Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына” (1Ин.2:22). То есть каждый, кто не признает Иисуса Мессией, Сыном Божьим и не соглашается с Его учением является антихристом – осознанным противником Христа.
Наиболее широкое распространение получило первое определение. В этой статье речь идет об антихристе как определенной личности, властвующей миром в последние времена. Иоанн Дамаскин писал:
“Надобно знать, что должно прийти антихристу, хотя антихрист есть и всякий, не исповедающий, что Сын Божий пришел во плоти, но в собственном смысле и преимущественно, антихристом называется тот, который придет к кончине мира”.
Царство антихриста
По Писанию, антихрист станет правителем Земли и станет обладателем полной власти над всем миром. Его владычество продлится 42 месяца, столько же, сколько проповедовал Иисус Христос. Антихрист будет непомерно горд, превознесется выше всего (2Фес.2:4). Отличительной чертой его правления станет скрытая борьба с христианством и богохульство.
“И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно…И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе” (Откр. 13:5-6).
Чтобы склонить верующих на свою сторону, он будет изображать из себя Христа. С помощью лжепророков будет совершать ложные чудеса и знамения. В его руках будет не только политическая власть, но и религиозная сила. Многих христиан он и лжепророки переманят на сторону зла.
Ни одному человеку собственными усилиями не удастся справиться с антихристом и свергнуть его власть. Только Христос во время Второго Пришествия на землю одолеет силы зла и низвергнет “сына погибели”.
Пришествие антихриста: причины
Приход антихриста – не случайность, а следствие множества факторов и неизбежный итог духовного движения человечества.
Последние времена и правление антихриста настанут, когда вера в Господа и Спасителя Иисуса Христа практически угаснет. В мире будет царить полное моральное разложение.
Такие понятия, как любовь и милосердие останутся за границами человеческого сознания. Люди забудут даже элементарные основы нравственности, свойственные для всех мировых религий.
“…В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским… (1Тим.4:1); …будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху… (2Тим.4:3).
Народам нужен будет такой правитель, который даст лишь материальные блага и решит “земные” проблемы. При этом людей не будут волновать вопросы духовности, вечности и участи души после смерти тела. Сотрутся понятия добра и зла, человечество отвернется от Бога.
Игнатий Брянчанинов писал:
“Отступление нового Израиля от Спасителя к концу времен примет обширное развитие, как предвозвестил апостол: “доколе не придет прежде отступление”, а потом, как последствие и плод отступления, “откроется человек греха, сын погибели” (2 Фес.
2: 3), который дерзнет назвать себя обетованным Мессией, потребует себе божеского поклонения и получит его от приготовивших себя к принятию антихриста явным и тайным отступлением от Христа… Греховные соблазны и примеры так умножатся, что увлекут в греховную жизнь бесчисленное множество людей.
Вера во Христа едва будет существовать, как возвестил Сам Господь: “Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?” (Лк. 18: 8)”.
Апостол Павел, говоря о последних временах, дает точное определение морального состояния людей:
“ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся” (2 Тим.3:2-5).
Когда придет антихрист
Отвечая на вопрос: “когда придет антихрист?”, нужно обращать внимание на моральный облик человечества, а не высчитывать конкретные даты. Ведь время, когда в мире воцарится антихрист, точно не известно никому, кроме Бога.
“Антихрист как самый ожесточенный и злобный враг Христа и Его Церкви придет перед концом мира. Это ясно указано в ряде мест Священного Писания. Время кончины мира и второго пришествия Иисуса Христа не ведомо ни людям, ни ангелам. Следовательно, и о рождении антихриста мы знать не можем. По-видимому, уже в апостольский век были люди, которые смущали людей ложными утверждениями.
Поэтому апостол пишет: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2Фес.2:1-3)” (архимандрит Иов (Гумеров)).
Каждый верующий человек ожидает прихода Христа и готовится к этому событию. Поэтому страх перед последними временами и антихристом свойственен людям далеким от христианского вероучения, и “верующим в душе”.
“Не надо ждать антихриста, не надо готовиться к его приходу. Надо ждать Господа и учиться жить с Ним уже в настоящий момент…
И если о чем-то требуется заботиться всерьез ввиду всех происходящих событий, ввиду «знамений времен», угрожающих и смущающих, то только об этом: о том, чтобы постараться удалить от себя все, что мешает действительно быть со Христом, что преграждает наш путь к Нему, открыть для Него свое сердце и впустить в его сокровенность. И тогда Он Сам научит нас, что делать, и покажет, как пройти, не повредив своей душе, через череду самых тяжких испытаний” (игумен Нектарий (Морозов).
Какие качества современных людей созвучны духу антихриста
Современный человек все ближе к упадническому духовному состоянию, предсказанному в Священном Писании. Взять, к примеру, абсолютная нетерпимость людей друг к друг. Это наиболее наглядно проявляется в виртуальном пространстве Интернета. Там, где тебя никто не видит, изливают всю грязь, накопившуюся в душе, на собеседников.
Нетерпимость также проявляется и в реальности, скажем, среди автомобилистов. Водители не только не скупятся на нелестные отзывы друг о друге, но и намеренно создают аварийные ситуации, не задумываясь при этом о возможных трагических последствиях. Примеров такого злобного отношения между людьми множество и со временем становится еще больше.
Еще большим злом является падение нравственности. Юноши и девушки не стремятся сохранить добрачную чистоту, наоборот, считают целомудрие чем-то устаревшим и ненужным. Развод еще 100 лет назад казался чем-то ненормальным, немыслимым, из ряда вон выходящим. А сейчас разрушение семьи расценивается как повседневное и обыденное дело.
Так же немыслимо на протяжении человеческой истории было убийство матерью своего беззащитного ребенка. В наши дни нерожденные дети до определенного срока не считается живым организмом. Женщины идут на аборт, не задумываясь о зародившейся маленькой жизни.
Причин называется множество. Потому что “с мужем нездоровые отношения”. Или “только устроилась на работу”. Часто звучит что-то вроде “уже есть один ребенок”, “не хочу плодить нищету”.
Набирает популярность мотив “да просто не хочу сейчас рожать, хочу пожить для себя”.
Все вышеперечисленные признаки это свидетельства приближения прихода антихриста. И только придерживаясь традиционного уклада жизни и сохраняя душу и тело в чистоте, можно затормозить процесс духовной деградации.
Когда мы живем христианской жизнью, участвуем в богослужениях, приступаем к исповеди и причастию, творим добрые дела, мы впускаем в свое сердце Бога.
Именно в таком состоянии человеку не страшны ни последние времена, ни антихрист.
“Молись, чтобы Господь воцарился в сердце твоем, тогда преисполнится оно великим ликованием и радостью, и никакая печаль не в силах будет потревожить его” (преподобный Нектарий Оптинский).
Антихрист — Православный портал «Азбука веры»
Анти́христ (от греч.
ἀντί – против, вместо и Χριστός – Помазанник, Христос; ἀντίχριστος) – 1) человек, который объявится перед кончиной мира, незадолго до Второго Пришествия Спасителя, создаст, при помощи дьявола, всемирное монархическое царство, возглавит его, будет ярым противником Христа и христиан, назовет себя богом и станет требовать по отношению к себе божеского поклонения; многие иудеи признают его истинным мессией, истинным христом; 2) противник Христа, любой, кто не исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвергает Его учение (1Ин.2:22).
Каковы признаки пришествия антихриста?
Признаки пришествия антихриста: повсеместное распространение Евангелия (Мф.24:14), появление лжепророков, лжехристов (Мф.24:5; Мф.24:11), глубокое падение нравственности среди жителей земли, массовое охлаждение любви в людях (Мф.
24:12); возрастание количества / интенсивности разрушительных войн (Мф.24:6-7); природные катаклизмы (Мф.24:7; Лк.21:25). При этом, пришествие антихриста по действию сатаны будет со всякою «силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес.2:9).
Дьявол и антихрист – это одно и то же лицо?
Нет. Дьявол – падший ангел. Антихрист – обычный человек, который, однако, будет наделен огромной властью, способностями и силой, будет действовать при пособничестве сатаны. Согласно указанию многих святых отцов Церкви, основанному на свидетельствах Писания, антихрист произойдет из колена Дана (Иер.
8:16), то есть он будет иметь еврейское происхождение. Полагают, что он родится от блудодеяния, будет воспитан тайно. Апостол Павел называет антихриста «человеком греха и сыном погибели» (2Фес.2:3).
В широком значении слова антихристом может именоваться всякий человек, отрицающий богочеловечество и богосыновство Иисуса Христа (1Ин.2:22).
Почему антихристу усвоено такое наименование?
В греческом языке слово «анти» может иметь два значения: «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба значения правомочны, так как антихрист будет как противником Христа, всячески истребляющим христианство, так и тем, кто попытается «занять Его место».
Антихрист – это имя?
Имя антихриста неизвестно, но известно его число – 666, точнее числовой эквивалент его имени. Подробнее см. Число зверя.
Откуда берет начало наименование «антихрист»?
Представление об антихристе возникло не на иудейской, а на христианской основе. Непосредственно слово «антихрист» или «антихристы» упоминается в Первом и Втором посланиях св. Иоанна Богослова (1Ин.2:18, 1Ин.2:22, 1Ин.4:3, 2Ин.1:7).
Почему власть антихриста будет продолжаться 3,5 года?
О том, что власть антихриста будет продолжаться 3,5 года, указано в Священном Писании (Откр.13:5), что равно или 42 месяцам, а точнее 1260 дням (Откр.12:6).
Этот срок, в приблизительном исчислении, равняется продолжительности общественного служения Иисуса Христа на земле.
Указание на причину ограничения срока правления антихриста можно видеть в словах: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф.24:22).
Что будет, когда придет антихрист?
Антихрист будет превозноситься «выше всего, называемого Богом или святынею» (2Фес.2:4), «…придет во имя свое» (Ин.5:43), то есть будет бороться против всех религий, поскольку характерной чертой его будет богохульство (Откр.13:5-6). Он будет выдавать себя за Бога: «В храме Божьем сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:4).
«Религиозная» власть при антихристе будет сочетаться с властью политической – то есть наступит своего рода сатанократия: власть антихриста будет «…над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (Откр.13:7).
Те, кто не примут его власти, вынуждены будут терпеть лишения, скорби и даже смерть: «…убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр.13:15). Церковь вынуждена будет «скрываться в пустыне» (Откр.12:1-6), но «врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18), и Евхаристия не прекратится до Второго Пришествия (1Кор.11:26).
Отдельных святых этой сатанинской власти будет попущено победить: «И дано ему вести войну со святыми и победить их» (Откр. 13:7).
Когда придет антихрист?
Точное время пришествия антихриста нам неизвестно. Это время знает Господь. Антихрист придет тогда, когда создадутся соответствующие условия. Не нужно ждать антихриста, не нужно готовиться к его приходу. Но надо ждать Господа и учиться жить с Ним уже в настоящий момент: «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:34).
Нужно ли бояться антихриста?
Христианин должен иметь страх Божий. При столкновении с тяжкими трудностями, в том числе со столь тяжкими, которые будут связаны с воцарением антихриста, христианину следует уповать на Бога.
Что касается пути или средств преодоления страха перед антихристом и его царством, «совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1Ин.4:18).
Однако необходимо помнить, что не только чрезмерный страх, но и легкомысленная, бесшабашная бравада перед антихристом (мол, я настолько храбр, свят и тверд в вере, настолько велик, что никого не испугаюсь, ни от чего не пошатнусь) может свидетельствовать о духовных изъянах бравирующего.
Можно ли противостоять антихристу?
Противостоять антихристу может человек, защищенный Божией благодатью, живущий христианской верой, принимающий участие в церковных Таинствах и всецело уповающий на Его милость. Однако, духовно противостоя антихристу, Церковь вынуждена будет скрываться от него (Откр.12:13-16).
Как и кем будет низвержен антихрист?
Сокрушит антихриста окончательно и бесповоротно Сам Иисус Христос; Он поразит антихриста «…духом уст Своих и истребит явлением Пришествия Своего» (2Фес.2:8). После всех этих событий начнется Суд Христов.
Цитаты об антихристе
- «Возвысившись над всеми царями и над всяким богом, он построит город Иерусалим и восстановит разрушенный храм, и всю страну и пределы ее возвратит иудеям».
священномученик Ипполит Римский - «Восстановит он также и каменный храм в Иерусалиме».
священномученик Ипполит Римский - «Он призовет к себе весь народ иудейский из всех стран, в которых он рассеян; он присвоит их себе, как своих собственных детей, возвестит им, что он восстановит страну и восстановит их царство и храм, и все это с тою целью, чтобы они поклонились ему, как Богу».
священномученик Ипполит Римский
«Яко же ему (антихристу) сести в церкви Божией. В какой же церкви? Разумеется, разоренный иудейский храм. Да не будет же того, чтобы разумелся сей храм, в котором мы! Но для чего говорим это? Да не подумают, что мы говорим из лести себе.
Если антихрист придет к иудеям, как Христос, и от иудеев восхощет поклонения, то, чтобы более обольстить их, покажет великое усердие к их храму, внушая о себе ту мысль, что он рода Давидова, и что ему должно создать храм, сооруженный Соломоном.
Придет же он, когда в Иудейском храме не останется камня на камне, по определению Спасителя».
святитель Кирилл Иерусалимский
- «Апостол открыл то, на что и я не раз указывал, что в Иерусалиме храм был построен по распоряжению Истинного Бога… В нем-то и будет сидеть противник, стараясь представить себя Христом».
священномученик Ириней Лионский - «Сделает он (антихрист) во время своего царства; переселит царство в этот город (то есть Иерусалим) и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос».
святитель Кирилл Иерусалимский - «Злочестивый и грозный тать придет прежде, в свое время, с намерением похитить, заклать и погубить избранное стадо Истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не похож на голос Истинного Пастыря, но язвителен: голос татя притворен и вскоре делается известным, каков он…».
преподобный Ефрем Сирин
«Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего только он не наделает в то время! Все придет в смятение и в замешательство, как посредством повелений, так и посредством страха.
Он будет страшен во всех отношениях: и своею властью, и жесткостью, и беззаконными повелениями… Апостол называет антихриста человеком беззакония, потому что он совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. А сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет.
Кто же он будет? Ужели сатана? Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу (сатаны).
Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе вместо Бога и будет восседать в храме Божием, не в Иерусалимском только, но и повсюду в церквах… Не сказал, что он будет называть себя богом, но что будет стараться показать себя богом. Он совершит великие дела и покажет чудесные знамения».
святитель Иоанн Златоуст
«Придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо них в богатые города, где вместо этих пустынных пещер и тесных келий воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей, вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств, смирение заменится гордостью, многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие будут заботиться о роскошных явствах, не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и, несмотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками».
преподобный Антоний Великий
«В церкви Божией (сядет) – не в нашей, но в древней, иудейской; ибо он придет не к нам, но к иудеям; не за Христа, но против Христа и христиан: почему и называется антихристом. Итак, должно, чтобы сперва было проповедано Евангелие у всех народов (Мф.24:14).
«Тогда явится беззаконник, его же есть пришествие по действу сатаны во всякой силе и знамениях и чудесах ложных, и во всякой льсти неправды, погибающих, его же Господь убиет глаголом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего» (2Фес.2:8).
Итак, не сам дьявол делается человеком, подобно вочеловечению Господа, — да не будет! Но рождается человек от блудодеяния и принимает на себя все действие сатаны.
Ибо Бог, зная наперед развращенность будущего произволения его, попускает дьяволу вселиться в него… В начале своего царствования, или вернее – тирании, он прикрывается личиною святости; когда же сделается победоносным, то начнет гнать Церковь Божию и выкажет всю свою злобу.
Придет же он в знамениях и чудесах ложных, вымышленных, а не истинных, и тех, которые имеют слабый и нетвердый ум, обольстит и отвратит от Бога».
преподобный Иоанн Дамаскин
«Явит себя антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким, и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую правду, и не отреклись от нее для правды Евангелия.
Знамения антихриста преимущественно будут являться в воздушном слое: в этом слое господствует сатана.
…Отступление нового Израиля от Спасителя к концу времен примет обширное развитие, а потом, как последствие и плод отступления, откроется человек беззакония, сын погибели, который дерзнет назвать себя обетованным Мессией… Обильное земное преуспеяние и огромные земные предприятия, как очевидные для всех, выставлены словом Божиим в признак последнего времени и созревшей греховности человечества, большей частью неявной и непонятной при поверхностном и неопытном взгляде на человечество. Постигли временные и вечные бедствия ветхого Израиля за отвержение Искупителя: эти бедствия – слабый образ страшных бедствий, долженствующих быть карою нового Израиля за его преступление… Церковь будет низвращена от меча – от убийственного насилия соблазнов – и пуста весьма. Умножившиеся отступники, называясь и представляясь по наружности христианами, тем удобнее будут преследовать истинных христиан; умножившиеся отступники окружат бесчисленными кознями истинных христиан…Они будут действовать против рабов Божиих и насилием власти, и клеветою, и злохитрыми кознями, и разнообразными обольщениями, и гонениями лютыми».
святитель Игнатий Брянчанинов
«Своей внешней показной стороной жизни он будет стараться подражать Христу.
Большинство христиан, руководствующихся …плотской мудростью, не увидят обмана и признают антихриста Христом, вторично пришедшего на землю… Испытания для святых Божиих настанет страшное: лукавство, лицемерство, чудеса гонителя будут усиливаться, стремление обмануть и обольстить их, утонченные и продуманные, прикрытые коварной изобретательностью преследования и стеснения, неограниченная власть мучителя поставит их в самое затруднительное положение… Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся прикрытому и открытому преследованию…».
святитель Игнатий Брянчанинов
АНТИ́ХРИСТ
Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)
АНТИ́ХРИСТ (греч. ὁ ἀντίχριστος – букв. «противо-» или «вместо-» Христа), в Священном Писании именование всякого отрицающего то, что Иисус есть Христос, обетованный Богом Мессия, пришедший во плоти, а также всякого отвергающего его Богосыновство (1 Ин. 2:22; 4:3; 2 Ин. 1:7). В конечном эсхатологич. значении А.
– самый страшный и жестокий враг Христа, который явится на земле в последние времена как вполне определённая личность и будет стремиться к разрушению дела Христа, в то же время выдавая себя за Него. Учение об А. как о вполне определённой личности не допускает произвольной интерпретации.
Так, не соответствует прямому смыслу Священного Писания мнение, что под А. следует понимать безличное начало зла, которое, усиливаясь, приобретёт огромное влияние в конце времён и которое будет уничтожено откровением Царства Славы. Тем более недопустима «историческая» трактовка пророчеств об А.
как повествований о конкретных историч. личностях (Нерон, Калигула и т. п.).
Собственное имя А. не открыто и неизвестно. В Откровении ап. Иоанна Богослова указано только число имени зверя, т. е. А., – 666 (13:18). Поскольку буквы греч. алфавита обозначают также и числа, святые отцы Церкви, Ириней Лионский (Adversus haereses. V 30. 3), Ипполит Римский (Demonstratio de Christo et Antichristo. L) и др.
, полагали, что имя А. будет состоять из таких букв, сумма чисел которых будет равна 666. Ап. Павел описывает А. как «человека греха», «человека беззакония», «сына погибели», «беззаконника»: «в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4). А.
придёт во время, предустановленное Богом, это произойдёт непосредственно перед Вторым пришествием Иисуса Христа, Который его «истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:8; сравни: 1:7–10). Поскольку никто не знает, когда придёт Иисус Христос и наступит кончина мира, то неизвестно также и время пришествия А.
Но до прихода А. будут появляться «лжехристы», соблазняющие людей в отступничество от Бога (Мф. 24:24; Мк. 13:5–7, 21–22). Откровение ап. Иоанна Богослова рисует эсхатологическую картину, представляя двух символических чудовищных зверей.
Первый хулит Бога, заставляет поклоняться себе и преследует истинных верующих (13:1–10). Второй совершает ложные чудеса и соблазняет людей, чтобы привести их к поклонению первому зверю (13:1–17). В книге пророка Даниила и в Откровении ап. Иоанна Богослова А.
изображается как могущественный и суровый завоеватель, который будет вести войны со многими царями и победит их, он жестоко покарает непокорных ему (Дан. 7:19–25; 11). О пришествии А. люди будут предупреждены двумя свидетелями – пророками Илией (Мал. 4:5–6; сравни: Mф.
11:14; 17:10–11; параллельные) и Енохом (по преданию, основанному на Иуд. 14); посланные Богом, они будут пророчествовать 1260 дней и по окончании свидетельства убиты А. (Откр. 11:3–8). Но как ни велики будут сила и власть А. и как ни жестока будет брань его против Церкви, «врата ада не одолеют её» (Mф. 16:18).
Православное и католическое богословие сохраняют представление, основанное на библейской традиции и толкованиях отцов Церкви об ожидаемом грядущем А. и о его предтечах. В совр. протестантской теологии он чаще всего отождествляется с антихристианским движением вообще.
Изображения А. встречаются с 10 в. (гл. обр. в иллюстрациях к Откровению ап. Иоанна Богослова и к толкованиям на него). Он предстаёт либо как фантастич. зверь (детали заимствовались из апокалиптич. описаний «дракона» и двух «зверей»), либо в человеческом облике (т. н. Бамбергский Апокалипсис, ок.
1020, и др.). С кон. 12 в. появляется апокрифич. цикл «Жизнь А.», включающий его рождение, убийство праведников Илии и Еноха, ложные чудеса, победу архангела Михаила над А. В нём А. предстаёт в человеческом обличье, в царских одеждах и короне. С нач. 14 в.
в росписях встречаются композиции Распятия с силуэтом А. под крестом; он имеет человеческое туловище, львиную голову и длинные когти. На иконе «Апокалипсис» из Успенского собора Московского Кремля (кон. 15 в.) А.
показан как царь, восседающий на престоле, с посохом, в далматике и венце; из уст его исходят три жабы. Большое влияние на зап.-европ. изобразит. традицию оказали иллюстрации к Апокалипсису А. Дюрера (1498), где А.
представлен в облике крылатого дракона с длинным чешуйчатым хвостом, с семью рогатыми коронованными головами (льва, козла, кабана, василиска и пр.). Как фальшивый двойник Христа А. предстаёт в цикле фресок Л. Синьорелли в соборе в Орвието (1499–1505); изображения А. в облике рим.
пап использовались в полемике сторонников Реформации с католич. церковью (иллюстрации Л. Кранаха Старшего к «Страстям Христа и антихриста» М. Лютера). В более позднее время изображение А. встречается почти исключительно в иллюстрациях к Откровению ап. Иоанна Богослова.
Антихрист: по каким признакам можно определить его пришествие
Русская семеркаРусская семерка
В греческом языке приставка «анти» имеет два значения – «против» и «вместо». Другими словами, Антихрист это тот, кто действует одновременно под именем Христа, и против него.
https://www.youtube.com/watch?v=nVr6ncdyWXAu0026t=101s
По словам апостола Павла, Антихрист – «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес 2,4). Святой Павел понимает Антихриста и как собирательный образ – «человек греха». Это олицетворение сил зла, которые могут воплотиться в отдельной личности – «как теперь, так и в будущем».
Нередко Антихриста представляли, как реальное историческое лицо, как, например, старообрядцы Петра I. Однако в Библейском словаре Маккензи отмечается, что существуют веские основания, чтобы подвергнуть сомнению версию, согласно которой Антихрист является реальным историческим эсхатологическим персонажем.
Хотя образ Антихриста возник на христианской почве его предтечу можно найти в иудаизме. Евреи видели Антихриста в лице нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана (ок. 215 до н. э. – 164 до н. э.
), который стремился склонить иудеев к принятию эллинского язычества.
Этот образ содержится и в пророчестве о Гоге (книга Иезекииля), пришедшем войной на земли Израиля из земли Магог, но в конченом итоге, уничтоженном небесным огнем.
Апокалипсис от святого Иоанна так описывает Антихриста: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть».
В иудаизме поздних времен существует представление об Антихристе под именем Армиллия («губитель народов») как о чудовищном гиганте, рыжем, плешивом, «двенадцати футов росту и двенадцати же футов толщины».
Есть также описание исламского Антихриста – Даджжаля, которого мусульмане представляли краснокожим, широкотелым с кучерявыми волосами, с нарисованной на лбу буквой «каф» или словом «кафир» («неверующий»).
Раннехристианский автор Ипполит Римский пишет, что Антихрист, «возвысившись над всеми царями и над всяким богом, построит город Иерусалим и восстановит разрушенный храм, и всю страну и пределы её возвратит иудеям» с той лишь целью, чтобы евреи поклонились ему, как Богу.
Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает о ложном образе Антихриста: «Явит себя антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким, и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели».
Иудейские, христианские и мусульманские богословы единодушны во мнении: в каком бы образе не явился Антихрист, прельщение людей будет главным его инструментом, а завоевание человеческих душ – главной целью.
Первое известное нам ожидание прихода Антихриста упоминается накануне 1000-го года нашей эры, в дальнейшем апокалиптические настроения вернулись в годы Первого крестового похода (1096-1099), во время пандемии чумы (1346–1353).
В Византии в XIII веке Антихристом считали папу Иннокентия III, организовавшего Четвертый крестовый поход, а в XV столетии – турецкого султана Мехмедa II, завоевавшего Константинополь.
Антихриста видели в образе Наполеона, Ленина, Гитлера и многих других лиц, чья деятельность приводила к социальным катаклизмам.
Образ Антихриста у нас прочно ассоциируется с так называемым числом зверя – 666, которое приводится в книге Откровения. Одно из наиболее популярных толкований выводит его из числового значения имени римского императора Цезаря Нерона (KSR NRWN), который в I веке нашей эры жестоко преследовал христиан. Сложение цифр 100, 60, 200, 50, 200, 6, 50 и дает искомое число 666.
Иногда при объяснении числа зверя прибегают к нумерологии, в которой цифра 6, отображающая все несовершенное, противопоставляется числу 7 – символу полноценности и чистоты. Один из вариантов использования цифры 6 – это троекратная шестерка, означающая крайнюю степень несовершенства.
Отцы Церкви не раз говорили, что ни время второго пришествия Мессии, ни сроки явления Антихриста нам не известны, «ибо Господь сказал: Не ваше дело знать времена или сроки». Однако некоторые богословы все же делают попытку истолковать священное писание и определить хотя бы приблизительную дату появления Антихриста.
Основатель «Церкви Иоанна Богослова» проповедник Олег Моленко говорит, что «приход Антихриста, как и славное пришествие Христа Господа» состоятся в уже наступившем третьем тысячелетии. Он ссылается на строки Евангелие о Луки (13:32): «И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу».[С-BLOCK]
Ключ к этим словам Моленко видит в строках находящихся во втором Соборном послании апостола Петра (гл.
3): «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».
Третий день, согласно проповеднику, это и есть третье тысячелетие, когда «Господь прекратит в Церкви Своей и среди людей на земле исцелять и изгонять бесов, ибо наступит уже вечное Его царство».
Профессор богословия Виктор Чернышев говорит о 5 признаках, описанных в Новом Завете, которые возвестят о приходе Антихриста. Первый – повсеместное распространение Евангелия, второй – появление лжепророков, третий – глубокое падение нравственности, четвертый – разрушительные войны, и пятый – участившиеся природные катаклизмы. То, что мы и наблюдаем в настоящее время.
Согласно богословской точке зрения, смысл прихода Антихриста был сформирован в Эдемском саду. Тогда библейские Адам и Ева ослушались наставлений Бога и вкусили запретный плод. И исполнилось тогда пророчество змея-искусителя: открылись их глаза, и стали они как боги знать добро и зло.
Позднее, как мы знаем из текстов Нового Завета, дьявол попытался искусить Христа. Однако не поддался Христос соблазнам мира, испив чашу страданий до конца, искупив тем самым грехи падшего человечества.
Теперь цель дьявола – искушение Церкви Христовой. Для этого он и намерен использовать Антихриста, который должен помешать планам господа в установлении его воли и царствия на земле.
Архиепископ Троицкий и Сиракузский Аверкий утверждает, что «Антихрист будет не дух какой-либо или демон, а погибельное исчадие человеческого рода, не воплотившийся Диавол, как думали некоторые, а человек». Многие предполагают, что Антихрист родится от связи девы и сатаны.
Апостол Павел называет Антихриста человеком греха, сыном погибели (2 Сол. 2:3). «По самому достоверному и более распространенному мнению, антихрист будет истинным человеком, родится же он от беззаконного супружества, от мнимой девицы – скверной жены, в противоположность Иисусу Христу, родившемуся от Пресвятой Девы Марии», – пророчествует святой.
Библия говорит, что недолог будет век Антихриста и предрекает его скорую гибель, после чего установится земле 1000-летнее царство Христа с избранными Им святыми, которое явится переходным периодом для вечного царства Божьего. Битва воинства Христа с силами тьмы, которую иудейская традиция называет Армагеддоном, описана в Откровении Иоанна Богослова:
«И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его».