Зачем бросают горсть земли в могилу при похоронах

Зачем бросают горсть земли в могилу при похоронах

Современная процедура погребения имеет много традиций и суеверий. Одна из них, когда люди бросают горсть земли в могилу. Для того, чтобы знать зачем это делается и какие правила проведения такого обряда, необходимо изучить особенности ритуала.

Откуда пришла традиция бросать горсти земли в могилу

Обряд бросания горсти грунта на гроб имеет истоки:

  1. В Древней Руси тела умерших не предавали земле, а сжигали. При прощании с покойным возле могилы присутствовали все представители рода (семьи). Урну окружали вещами умершего, каждый бросал поверх нее горсть почвы. Прах покрывался слоем грунта. Вокруг холмика с урной возводили домовину — жилище души умершего. Туда приносили дары, разговаривали и советовались с духом, если покойный был из рода старейшин.
  2. У древних славян бросание священной почвы на могилу — символ жизни. Похороны воспринимались как уход души и тела к матери-природе, истоку бытия, возрождения. Благодаря земле человек мог заново прийти в мир, но под другим обличием. Почва, покрывающая гроб, считалась чудотворной, целебной для души, тела. Каждый человек хотел прикоснуться к ней, зарядиться положительной, оздоравливающий энергетикой. Бросание земли горстями на гроб покойному заменяло ритуал приношения даров природе. Славяне считали, что игнорирование обряда приведет к засухе, неурожаю.
  3. Хоронили гробы под могильными курганами на Руси с 6 века. Славяне рассматривали обряд погребения как общность. Разделяли горе с близкими умершего все, кто знал покойного при жизни. Обряд сопровождался поднесением горсти земли, ее бросали на курган или в яму с гробом. Если умирал не крестьянин, а князь, дружинники приносили по целому шлему глинозема и кидали вместе со всеми, выгребая дар из головного убора.
  4. Православные священники до установления власти советов (большевиков) использовали ритуалы бросания горсти глины или земли в могилу, на крышку гроба как напоминание о бренности человеческого существования. Батюшка первым кидал на опущенную в яму глинозем, делая крест. В СССР вера и церковные обряды была объявлена преступной. Святой отец не мог прийти в дом и на кладбище к покойному. Верующие люди брали в церкви горсть освященной почвы, бросали ее на гроб — заменяли молитву, отпевание.
  5. Бросить горсть глинозема после опускания гроба в яму считается необходимым для избавления от призраков покойного духа. Эта теория, по мнению экстрасенсов, лишена всякого смысла. Несмотря на исполнение традиции с землей на могиле, новопреставленные снятся близким до 40 дней после смерти и позже.

Кидают землю в могилу при похоронах горсть грунта бросают в могилу со словами: «Пусть земля тебе будет пухом». Так выказывают уважение к покойному, близкие становятся сопричастными к пребыванию духа в Царстве небесном.

Традиция бросать землю на гроб покойного есть и в других религиях.
У осетин горстями почвы осеняют тело умершего в гробу перед опусканием в могилу. Обряд совершает старейшина. Освященный глинозем приносят на лопате, он берет его ладонью и кидает на грудь усопшему трижды. Ритуал освобождал умершего от земных грехов.

Историк И. Е. Троицкий считает, что обычай бросать горсти почвы на могилу пришел в православие из иудаизма. Евреи верят, воскреснут после смерти только те, кто покоится в Палестине (святой земле). Захороненным в других, «неосвященных местах», подкладывают в гроб платочек с палестинской почвой, надеясь на воскрешение.

Армяне при прощании с покойным посыпали не могилу, а тело освященной горстью земли. Потом накрывали скончавшегося холстом и задвигали домовину крышкой. Похожий обряд описывает К. Г. Юадаров в книге «Горные марийцы». Этот народ прощался с усопшим, тело закрывали покрывалом и бросали сверху глиноземом.

Зачем бросают горсть земли в могилу при похоронах Зачем бросают горсть земли в могилу при похоронах Зачем бросают горсть земли в могилу при похоронах

Сколько горстей нужно кинуть

На православных похоронах в могилу на крышку гроба бросают одну или три земляных горсти. По мнению служителей церкви, количество жестов абсолютно не имеет значения. Гораздо важнее прощаться с покойным искренне, молиться за спасение души усопшего, не таить зла и обид на новопреставленного. Обязательно посещать кладбище, следить за местом захоронения, содержать его чистым.

В иудаизме горсти почвы на могилу бросают дважды: сначала лопатой по три взмаха, а после молитвы кидают землю еще три раза. Ритуал сопровождается восхвалением Господа, читают Кадиш.

В исламе погребение могут посещать только мужчины, каждый кидает в могилу немного почвы и читает строки из Корана. Когда над гробом образуется холмик, место захоронения поливают водой и бросают еще по 7 горстей земли сверху.

Для закрытия выхода использовались кресты. Их чертили по глинозему, который покрывал крышку домовины.

Ритуал закрытия могилы горстями почвы от темных сил сегодня почти забыт. Обряд проводился для того, чтобы умерший не возвращался к живым, как призрак.

Зачем бросают горсть земли в могилу при похоронах Зачем бросают горсть земли в могилу при похоронах Зачем бросают горсть земли в могилу при похоронах

Какой рукой бросать землю

По древним преданиям, земля — бесконечный источник силы, которым люди из давних времен пользовались и передавали эти знания потомкам. В соответствии со сказаниями предков левая рука человека принимает энергию, а правая отдает. Чтобы бросание горсти грунта на гроб не стало причиной болезней, скорой смерти, совершать обряд нужно с левой стороны могилы, левой рукой.

Горстями бросать почву необходимо обязательно с молитвой и сердечными словами об упокоенном, пожеланиями доброго пути в загробной жизни. Молитвы за упокоенного были обязательной частью ритуала.

Порядок бросания земли и что делают после

Первым кидает горсть глинозема на могилу священник, осеняя домовину крестом. Сопровождает жест молитвой, чтобы злые силы не беспокоили умершего. Батюшка совершает обряд руками или лопатой. Затем посыпает тело пеплом из кадила. Бросание земли символизирует угасание жизни, переход души в иной мир для общения с Богом.

Зачем бросают горсть земли в могилу при похоронах Нуждаетесь в совете специалиста? Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Гроб закрывают крышкой, забивают гвоздями, опускают в яму. Священник кидает еще немного на домовину. Ритуал повторяют по очереди родные покойного. Горсть грунта берут с края могилы ладонью.

Бросать почву можно с помощью платка, который раздают каждому во время похорон, а не пачкать руку. После нужно повернуться спиной к захоронению, спокойно уйти с кладбища, оглядываться нельзя.

Перед выходом с территории вытирайте ноги.

Работники кладбища заканчивают процедуру захоронения и бросания земли лопатами, ставят временный столб или крест поверх могилы. Заступ нельзя передавать из рук в руки, его вставляют в почву. Только после этого лопату можно брать следующему человеку.

Забирать с собой вещи с кладбища нельзя. Полотенца, свечи, платки тоже лучше бросить на могиле вместе с горстями земли.

На современных похоронах неподалеку от могилы ставят рукомойники с водой, вешают белые полотенца. Моют руки, испачканные бросанием горстей глинозема. Хотя у древних славян считалось, что этого делать нельзя. Прикосновение к почве на кладбище было средством избавления от скверны, дурных мыслей.

Близкие умершего после погребения и бросания земляной горсти на гроб уезжают домой или в столовую на поминальный обед. Раньше трапеза свершалась на могиле усопшего, в наше время этот обряд забыли. Но по-прежнему оставляют покойному на кладбище хлеб, воду.

Соблюдению похоронных традиций придают особую важность. Проводить умершего нужно с уважением, сделать все необходимое для упокоения его души. Придавайте обрядам с горстью грунта религиозный, а не языческий смысл.

Фраза «Земля пухом» имеет языческие корни. Православные священники советуют грунт бросать в могилу на кладбище, желая усопшему «Царствия небесного!». Молитесь о спасении его души.

Статья проверена редакцией сайта

Источник: https://sorokoviny.ru/pogrebenie/brosayut-gorst-zemli-v-mogilu

Для чего бросают горсть земли в могилу на похоронах: смысл обряда, история, сколько земли кидать и какой рукой

Зачем бросают горсть земли в могилу при похоронахПрактически на всех похоронах многие сталкивались с обычаем бросать землю в гроб с покойником. Несмотря на распространенность, никто толком не может объяснить, для чего это делается и что это значит. Вот каково происхождение этого обряда и истоки возникновения данной традиции.

Существует несколько источников возникновения данной традиции:

— Славянский обычай. Древние славяне не хоронили людей так, как это стали делать на Руси с наступлением христианства. Тело умершего человека сжигали в огне и складывали в особый сосуд.

Затем каждый член семьи клал веточки для поджигания костра вокруг усыпальницы, затем старейшина поджигал костер.

После этого обряда в сосуд кидали по горсти земли – считалось, что это облегчает переход из одного мира в другой, затем урну с захоронением закапывали.

— Существовал и другой обряд, связанный с похоронами в древнем славянском мире. Земля, которая была над покойником, считалась целебной, поэтому каждый бросал комья земли сверху усыпальницы. Кроме того, в этой земле принято было сажать деревья – считалось, что почва над покойником обладала особым плодородием.

— С появлением гробов в 6 веке появилась еще одна традиция. Обычно в них погребали знатных чиновников, а сверху насыпали холм из земли. Землю бросали и в яму, и на курган, а при похоронах воина существовал обычай – положить на гроб столько земли, сколько умещалось в шлем воина. Затем гроб засыпали землей и формировали могилу.

— С появлением православия обряд, связанный с бросанием земли на могилу, напоминал о бренности человеческого житься. Бросая комья земли на крышку гроба, было принято говорить «пусть земля тебе будет пухом».

— В советское время, когда совершались гонения на церковь, а священников сажали в тюрьмы и расстреливали в концлагерях, землю, освященную в храме, кидали на могилу. Считалось, что такой обряд заменял отпевание, которое в те времена считалось преступным.

Зачем бросают горсть земли в могилу при похоронахПочему же сегодня россияне бросают землю на крышку гроба. Священник Плужников считает, что в этом нет никакого мистического смыла. Церковная традиция связывает этот обряд как напоминание о том, что существование человека не вечно и что когда-нибудь все будут преданы земле. Недаром в дореволюционные времена практически все храмы строились на кладбищах.

Согласно традиции, после отпевания покойника, священник отправлялся на кладбище и читал молитвы, бросая землю в могилу. Это считалось напоминанием о том, что смерти никому не миновать и что все люди рано или поздно столкнутся с ней.

Во время изменения власти, когда к власти пришли большевики, храмы стали закрывать, а похороны стало принято совершать без огласки. Земля отдельно и тайно освящалась в церкви, и только потом ее развозили родственники по могилам.

Несмотря на то, что в дальнейшем главенствовал воинствующий атеизм, обычай остался.

Современный смысл обряда

Так, спустя много десятилетий, земля, которую стали кидать на могилу, стала ассоциироваться с ритуалом прощения грехов, мыслей о собственной смерти. Эта традиция стала необходимой на похоронах, хотя не все понимают ее смысл.

Зачем бросают горсть земли в могилу при похоронахПо традиции, принято бросать 1 или 3 горсти земли на крышку гроба. В этот момент, как говорят священники, принято прощать усопшему все обиды, мириться с ним. Поэтому важно в момент перед бросанием вспомнить и простить обиды и только потом бросать горсть земли на крышку гроба.

Такая традиция полезна как для самого кидающего (он расстается со старыми обидами и прощает грехи покойнику), так и для самого умершего – ему важно отделиться полностью от земной оболочки и перейти в мир духов. Считается, что в посмертной духовной жизни непрощённые обиды будут причинять умершему душевную боль и жестокие страдания.

Эзотерики иначе смотрят на этот обряд. Они считают, что бросание земли помогает покойнику не возвращаться в мир живых людей и не докучать им страшными сновидениями.

Если этого не сделать, душа умершего человека может скитаться и причинять страдания тем, кто жив в данный момент, особенно если покойник умер неестественной смертью или ушел из жизни с глубокой обидой или злостью на родственников, друзей или на любого человека.

Обычно неприкаянная душа начинает досаждать обидчикам кошмарными сновидениями, болезнями родственников, особенно психического характера. Поэтому, кидая горсть земли на могилу, люди делают то, что способствует успокоению мятежной души умершего человека.

Очень важно бросать землю левой рукой и стоять с левой стороны от могилы. Считается, что таким образом нейтрализуется энергетика смерти. Если же бросать правой рукой, вероятны потери в жизни, бессилие и заболевания ныне живущих. Чтобы освободиться от обид и сделать правильно обряд, важно читать молитвы и простить покойнику все прегрешения, обиды и не желать никому зла.

Читайте также:  Проведение поминок: организация ритуальной трапезы

Подпишись на наш канал «Интересная Россия» в Яндекс Дзен

Источник: https://ptoday.ru/blog/dlja-chego-brosajut-gorst-zemli-v-mogilu-na-pohoronah-smysl-obrjada-istorija-skolko-zemli-kidat-i-kakoj-rukoj/

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Зачем бросают горсть земли в могилу при похоронах

В современном мире похоронный ритуал имеет много традиций и суеверий, например, когда люди бросают землю в могилу на крышку гроба. Для того, чтобы узнать, зачем это нужно делать и какие правила у этого обряда, стоит изучить некоторые особенности ритуала.

Истоки традиции бросать горсти земли в могилу в день похорон

Такой похоронный обряд имеет несколько источников возникновения:

  • в Древней Руси тела усопших не было принято предавать земле, их традиционно сжигали. На прощальной церемонии с покойным находились все его родственники. Емкость с прахом умершего опускали в землю с его вещами, а после каждый из родственников бросал поверх нее горсть почвы. Такая могила делалась в виде холмика, и строили над ней домовину, куда в дальнейшем приносили дары;
  • у древних славянских народов такое бросание священной земли считалось символом жизни. Погребение воспринимались как освобождение души и уход ее к истоку бытия. Согласно славянских поверий, благодаря земле любой человек приходил в этот мир заново, но в другом обличье;
  • православные священнослужители до 1917 года и установления власти большевиками, использовали ритуалы бросания горсти земли на крышку гроба, как напоминание о бренности человеческого существования. После революции вера и церковь были запрещены длительное время, и проведение любых обрядов считалось преступлением. Священник не мог прийти в дом к покойному и провести отпевание.  Поэтому верующие христиане освящали у батюшки горсть земли и бросали ее на крышку гробы в могилу, чем пытались заменить молитву и процедуру отпевания.

Советский и российский историк Троицкий Николай Алексеевич считает, что традиция бросать горсти земли на крышку гроба в могилу пришла в православие из иудаизма. Евреи верят, что воскреснуть после смерти смогут только те, кому в могилу подкладывали палестинскую землю, если не могли похоронить в Палестине.

Сколько горстей земли нужно кинуть в могилу, и какой рукой это делать

На похоронах православного человека на крышку гроба принято бросать одну или три горсти земли. Но священнослужители не считают, что есть конкретное количество необходимых горстей. Важнее всего попрощаться с усопшим с чистой душой, не тая обид или злобы.

Эзотерики считают, что проведения ритуала по бросанию земли на крышку гроба, поможет семье покойного обезопасить себя и его от темных сил, и не даст возможность умершему возвращаться в виде призрака к живым.

С давних времен считается, что левая рука принимает энергию, а правая отдает. Поэтому делать такой обряд нужно левой рукой, стоя слева возле могилы. Так как правой рукой можно забрать энергию смерти.

Бросают землю обязательно с прочтением молитв или с сердечными словами об усопшем.

Порядок бросания земли на крышку гроба и последующие действия на похоронах

Первым землю в могилу кидает священнослужитель, делая это в виде креста, а затем посыпает пеплом из кадила. Затем ритуал продолжают родные и близкие покойного согласно очереди.

Почву надо брать с края вырытой могилы, но лучше это делать не голыми руками, а с помощью носового платка, который обязательно дают на похоронах.

После процедуры, следует отвернуться к могиле спиной и уйти с кладбища, не оборачиваясь.

После выхода из кладбища, надо обязательно струсить или счистить кладбищенскую землю с обуви. Следующий этап похорон – это поминки, которые обычно проходят в кафе, дома или в столовой. В давние времена поминки проходили на могиле, но со временем такая традиция забылась.

Наталья Марчук

Агрегатор новостей 24СМИ

Источник: https://newsland.com/user/4298131488/content/chto-oznachaet-gorst-zemli-kotoruiu-brosaiut-v-mogilu-na-pokhoronakh/6859763

Зачем русские бросают горсть земли в могилу при прощании

Некоторые священники объясняют это суеверием. Например, неграмотные люди считают, что если они бросят землю в могилу, то им «покойник не будет сниться» или «призрак не будет преследовать».

Суеверия и язычество

Современные язычники пытаются объяснить возникновение обычая древнеславянской традицией похорон. Действительно, примерно до V века народы, проживающие на территории Древней Руси, по древнеиранскому обычаю сжигали тела умерших соплеменников, после чего помещали прах в урну.

Существует версия, по которой в обряде захоронения урны с прахом принимали участие все родственники. Каждый из них руками бросал на урну, окруженную вещами покойного, землю, и она быстро оказывалась погребенной под толщей земли.

После этого над местом захоронения возводили домовину — маленькое «жилище», где якобы после смерти обитала душа покойника.

С VI века древние славяне начали хоронить покойников под курганами и просто в земле. Считается, что обычай сыпать землю в могилу покойного как бы символизирует общность похорон, причастность к ним. Так на похоронах какого-нибудь князя каждый в его дружине был обязан принести на могилу шлем, наполненный землей.

Еще одна версия происхождения обычая уводит нас в дебри язычества: якобы земля, принимающая тело умершего человека — живая, и каждый из его родственников таким образом приобщается к ней, прося её сделаться «пухом» для покойника. Но такие объяснения чаще всего маловразумительны и не имеют под собой твердой почвы.

И армянин, и мариец

Между тем подобный обряд существует у многих народов, например, у осетин существовал обряд посвящения земли покойнику.

На похоронах один из старейшин, которому подносили на лопате землю, трижды брал ее горстью и посыпал её крестообразно на грудь покойника, «чтобы тот без греха вошел в предназначенную ему землю».

Об этом в труде «Обычай „посвящения земли в погребальной обрядности осетин“ писал историк Анзор Валерьевич Дарчиев.

Подобный обычай описывает этнограф Климентий Германович Юадаров в труде „Горные марийцы“: „Доезжают до кладбища. Ставят гроб. С лица покойника снимают холст и уже прощаются в последний раз. Закрыв лицо холстом, сверху посыпают землёй в знак предания тела земле“.

В армянской церкви существовал такой же обычай — крестообразно посыпать покойного освященной землей, а потом покрывать его сверху покрывалом и уже после этого закрывать гроб.

Обычай аврамических религий

Если обратить внимание на погребальные обряды в аврамических религиях, то окажется, что подобное есть в каждой из них. Православные христиане трижды бросают горсть земли в могилу, причем первым это делает священник, отпевающий покойного. Он, с молитвой, крестообразно посыпает освященной землей гроб (в других случаях — грудь покойного, а в некоторых храмах посыпали углы гроба).

В исламе после опускания тела в могилу каждый из присутствующих мужчин бросает в неё горсть земли, произнося при этом стих Корана „Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему“ (2:156), после сооружения холмика могилу поливают водой и бросают на нее семь горстей земли, читая молитву, в которой говорится, что человек создан из земли, возвращается в землю, но вскоре будет „изведен из неё“.

В иудаизме после опускания гроба каждый бросает внутрь могилы три лопаты земли, причем лопату из рук в руки не передают, а каждый раз втыкают ее в землю. При этом каждый молиться о душе покойного: „Да упокоится его душа с миром“. Потом каждый бросает по три горсти земли и читают Кадиш — еврейскую молитву, которая прославляет Бога и выражает надежду на спасение.

Очевидно, что изначальная традиция бросать землю в могилу произошла от более древней религии — то есть от иудаизма. Но откуда она вязалась там? Ведь в библейские времена покойных евреи хоронили „во гробах“ — в пещерах-склепах, где тело истлевало, а кости потом складывали в специальные ящики — оссуарии.

Все дело в земле обетованной?

Оказывается, все дело дело в том, что иудеи верили и верят, что воскреснут только те из них, кто похоронен во святой земле Палестины. Поэтому и возник обычай при рассеянии евреев по всей земле класть в могилу каждому из них святую землю из Иерусалима, — так объясняет возникновение обычая историк РПЦ Иван Егорович Троицкий в книге „Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей…“ Он указывает, что положение святой иерусалимской земли в гроб или посыпание ею могилы покойного связано с верой иудеев „в ее чудесное действие“.

Формула напоминания о смерти

Настоятель храма св. апостолов Петра и Павла (Волгоград) иерей Алексий Плужников в статье „Христианский обряд погребения“ указывает, что в православии никакого мистического смысла в обычай посыпать освященной землей покойных не вкладывается. Делают это лишь для того, чтобы лишний раз напомнить присутствующим о бренности земного существования, и о том, что созданы мы из глины, в глину же и отойдем: „Земля еси и в землю отыдеши“.

До революции кладбища располагались при храмах, и в них отпевали каждого православного человека. После отпевания священник вместе с прихожанами шел на кладбище, и когда в могилу опускали гроб, брал лопату, и бросал землю вниз, читая молитву, показывая всем, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся.

При большевиках, когда храмов стало мало, отпевать стали заочно. Освященная земля выдавалась родственникам, чтобы они отвезли ее на могилу и там рассыпали, напомнив себе и родным о бренности сосуществования, о конечности бытия.

Когда вера стала иссякать, обычай совершенно оторвался от православия и превратился в некий самодостаточный обряд „прощания“, в который со временем стали вкладывать и языческий смысл. Землю снова стали считать главным моментом в погребении, а пожелание усопшему „Царствия небесного!“ превратилось в обыденно-атеистическое „Земля пухом!“.

Сегодня священники делают все, чтобы проповедью сломать традицию, однако без понимая сути происходящего на похоронах сделать это сложно.

Источник: https://news.rambler.ru/other/40330374-zachem-russkie-brosayut-gorst-zemli-v-mogilu-pri-proschanii/

Зачем бросают горсть земли в могилу на похоронах?

В большинстве мировых культур и религий человек тесно связан с землей. Она и материал, из которого сделаны люди, и «Мать» (природа дающая), и «Стихия» (природа недружелюбная). Сюжет о творении человека из глины, песка и других форм земли встречается повсеместно:

  • Авраамические культуры (иудаизм, христианство, ислам)
  • «И создал Господь Бог человека из праха земного» [Бытие 2:7].
  • Сохранившийся греческий перевод речей вавилонского священника Бероса рассказывает, что «бог Бэл отрезал себе голову, а другие боги смешали его кровь с землёй и из этого кровавого теста вылепили людей».
  • Людей творит отец богов Хнум — лепит на гончарном круге.
  • По одному из мифов людей создаёт Прометей, опять-таки из глины.
  • Бунджил, создатель, делает людей из глины, а волосы — из кучерявой коры эвкалипта.
  • Племена маори (Новая Зеландия)

Бог Ту (Тане, Тики) вылепил людей из красной речной глины, добавив к ней свою кровь.

Разные вариации на тему творения человека из земли можно встретить также в островных культурах Тихого океана, в Индии и Африке, у народов финно-угорской группы и во многих других местах по всей планете. А вместе с творением из земли присутствует и сюжет о «возвращении» человека в землю после смерти.

Древние евреи – 3 лопаты земли в могилу

Традиция хоронить усопшего всем сообществом часто встречается в культуре иудеев, там же появляется и ритуал бросать землю на могилу всем вместе или по очереди — но не горстями, а лопатой. Оплакивающие умершего собираются вместе, чтобы поддержать друг друга, и каждый бросает на могилу по три или пять лопат земли.

Числа три и пять не случайные, они символизируют пять уровней души человека:

  • нефеш (душа);
  • руач (дух);
  • нешамах (дыхание);
  • чаях (жизнь);
  • йечидах (уникальность, особенность).

Три первых считаются «базовыми» уровнями, где нефеш — это двигатель жизни, руач — эмоции и личность человека, а нешамах — его разум.

Встречается и традиция бросать по 13 лопат: она восходит к идее всепрощения Господа по отношению к людям, пусть даже и после смерти [Псалм 78:38]. 13 лопат земли символизируют 13 слов в строке псалма, дарующего людям надежду на прощение и спасение.

Древний Египет – песок по ветру

В ряде источников упоминается схожая традиция у Древних Египтян: перед похоронами или кремацией тело умершего слегка посыпали песком, пуская его по ветру. Наиболее распространена интерпретация жеста как символа хрупкости человека, однако точное описание ритуала и его значение до нас не дошло.

Горсть земли – прах к праху

Не менее распространён жест с бросанием горсти земли и в христианской культуре, известный по словам «Прах к праху».

Встречаются ранние средневековые описания, в которых этот ритуал обязательно исполняет священник. В современности же чаще всего это делают сначала ближайшие родственники, а за ними и все желающие. Ритуал возвращает нас к библейскому высказыванию: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» [Бытие 3:19]

Читайте также:  К чему снится умершая тетя живой племяннице: трактовка

Традиция бросать горсть земли на могилу распространена среди всех христианских конфессий. Со временем связанная фраза «Прах к праху» получила распространение вне христианства и стала прочно ассоциироваться со смертью.

Существует также и традиция хранить горсть могильной земли дома, дескать, она и память, и оберег. Однако этот обычай к христианской культуре уже никакого отношения не имеет и является чистой воды суеверием.

Наука: жизнь появилась из глины?

Любопытный факт: сюжет о творении человека из глины имеет своеобразное научное обоснование. Определённое сходство между структурами глины и живыми организмами отмечал известный российский учёный Владимир Вернадский.

Происхождение и развитие разных глин казалось ему «запрограммированным» — родственным генетическим программам живых организмов.

Подобно жизни, глина способна меняться и приспосабливаться к меняющимся внешним условиям:

  • температуре,
  • давлению,
  • химическому составу окружающей среды.

Академик предположил, что существует некоторое «ядро», ответственное за эту способность к адаптации. Увы, современные рентгено-кристаллографические исследования никакого «ядра» пока не обнаружили.

Так что хоть глины благодаря своим адаптивным способностям и приближены к явлениям жизни, прямой связи между ними и живыми организмами провести нельзя.

Впрочем, разницу эту и сам Вернадский считал принципиальной — и непреодолимой.

Возможно, вам будет интересно:

15 марта 2019

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/zachem-brosayut-gorst-zemli-v-mogilu-na-pohoronah/

Зачем христиане бросают горсть земли при прощании в могилу?

Примерно до V века на территории Древней Руси тела умерших поддавали огню, т.е. сжигали, собирая пепел в урну. Затем урны закапывали в землю, и каждый родственник при захоронении сыпал горсть земли на урну. С VI века покойников начали хоронить в земле.

Обряд бросания гости земли в могилу есть у многих народов. Например, у осетин это делал старейшина, к которому подносили лопату, у армян покойного посыпали крестообразно землей, а затем накрывали тело покрывалом и закрывали гроб.

Православные же трижды бросают в могилу горсть земли, при этом первым это делает священник, который отпевал покойного. В исламе также есть подобный обычай, но там после опускания тела в могилу каждый присутствующий мужчина бросает горсть земли, женщинам же так делать не положено.

В процессе читается текст из Корана. В иудаизме после того, как опустили гроб в яму, внутрь могилы также бросается земля, но делается это лопатами, причем нужно насыпать всего три лопаты земли, а саму лопату нельзя убирать из рук, т.е. бросающие передают ее из рук в руки.

После этого каждый присутствующий также бросает по три горсти земли в яму, читая при этом текст погребальной молитвы.

Почему же русские бросают землю в могилу при прощании? Алексей Плужников, который является настоятелем храма Петра и Павла в Волгограде, утверждает, что в этом процессе вовсе нет никакого мистического смысла.

Люди так делают, чтобы напомнить всем присутствующим на похоронах о том, что наше существование не вечно, и все мы когда-то будем преданы земле. Кстати, еще до революции все кладбища находились недалеко от храмов. И после отпевания священник так же шел на кладбище, брал лопату и бросал землю, читая молитву.

Этим показывалось, что все мы созданы из земли и в нее же возвращаемся. Когда к власти пришли большевики, то храмы тотально закрывались, и люди старались отпевать родственников заочно. В тот период земля, что была освещена, выдавалась всем наследникам умершего, они отвозили ее на могилу, рассыпая самостоятельно.

Чуть позже христианская вера начала иссякать, обычай отделился от нее и стал самодостаточным. Иными словами, посыпание земли в яму стало неким ритуалом прощания. Земля в процессе похорон стала главным символом, а пожелание «земля пухом» одним из самых значимых. Так происходит и до сегодня.

Священники пытаются донести до прихожан смысл своими проповедями, но не все понимают суть происходящего на похоронах сполна, поэтому и сделать это служителям церкви непросто.

Подписывайтесь на наш канал, здесь вас ждет много интересной информации и познавательных фактов.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b4c7c3c8055eb00a966307b/zachem-hristiane-brosaiut-gorst-zemli-pri-proscanii-v-mogilu-5b50bdc79b6e4000a9e46413

Горсть земли в могилу

Сегодня похороны человека состоят из большого количества ритуалов и суеверий. Одно из них – горсть земли, брошенная в могилу. Почти все выполняют эту традицию, но мало кто знает ее значение и происхождение. Люди в возрасте считают, что если следовать этому ритуалу, то покойник не будет сниться, а призрак не будет преследовать. Так ли это на самом деле?

Истоки

Итак, зачем бросают горсть земли в могилу? Причину нужно искать в происхождении. Такой ритуал берет начало в Древней Руси, когда тело умершего не хоронили, а сжигали. Попрощаться с покойным приходили все родственники.

Урну с прахом дополняли личными вещами усопшего, после чего каждый из присутствующих бросал горсть земли поверх. Вокруг образовавшегося холмика с урной сооружали домовину, которая выполняла функцию дома души покойного.

Сюда приносили различные дары и приходили за советом, если могила принадлежала бывшему старейшине.

Древние славяне считали горсть земли, брошенную в могилу, символом жизни. Похоронная процессия понималась, как переход души к своим истокам. Благодаря земле человек мог заново прийти в мир живых, но уже в другом обличии.

Грунт, который покрывал горб, считался целебным для души и тела. Каждый, кто прикасался к нему, получал особую энергетику и сильнейший заряд. Бросание земли на гроб усопшего по сути заменило ритуал подношения даров. Славяне верили, что несоблюдение традиции приведет к плохому урожаю.

Православные священнослужители до прихода большевитской власти использовали ритуал бросания горсти земли или глины в могилу как напоминание о быстротечности человеческой жизни. Батюшка первым исполнял этот ритуал, рисуя черноземом крест.

В СССР церковь и вера считались преступлением. Священникам было запрещено приходить в дом или на кладбище, поэтому люди освещали землю в церкви и бросали ее на гроб вместо молитвы и отпевания.

Современное значение традиции

Сегодня такой ритуал сохранился. Интересно, что традиция у других народов несколько трансформировалась. Например, армяне бросают освященную землю не в могилу, а на тело усопшего. Потом его накрывают холстом и закрывают гроб крышкой.

Люди часто спрашивают: сколько горстей земли бросают в могилу? На православных похоронах необходимо бросить одну или три горсти, пожелав усопшему «Пусть земля будет пухом».

Таким образом, присутствующие показывают уважение к усопшему, родственники облегчают пребывание духа в обители Иисуса Христа. Церковь не придает значение количеству гостей.

Для нее важнее искреннее прощание с покойным, молитвы за упокой, отсутствие зла и обид на усопшего.

В иудаизме предусмотрено, что землю бросают два раза. В первом случае орудуют лопатой, делая три взмаха, потом после молитвы бросает землю уже руками три раза. Процесс дополняют чтением Кадиша.

Ислам разрешает участвовать в похоронах только мужчинам. Каждый из присутствующих бросает в могилу немного земли и читает Каран. Когда над могилой образуется холм, его поливают водой и бросают еще по 7 гостей сверху.

При совершении ритуала нередко возникает спорный момент касательно того, какой рукой бросать землю в могилу. Согласно древним верованиям, левая рука человека забирает энергию, а правая ее отдает. Поэтому, чтобы брошенная горсть земли не принесла болезнь и скорую смерть, совершать обряд нужно левой рукой с левой стороны захоронения.

Первым начинает ритуал священник. Он бросает землю, произнося молитву.  Далее горсть грунта берут родственники и бросают ее с помощью платка, который передается каждому из присутствующих. После этого необходимо повернутся к могиле спиной и уйти, не оглядываясь. Перед выходом с территории погоста необходимо вытереть ноги.

Соблюдая традиции, сформированные годами, Вы проявляете уважение к культурному наследию.

Источник: https://ritualgranit.by/blog/gorst-zemli-v-mogilu/

Погребение (захоронение) покойника в Исламе

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Старайтесь быстро похоронить покойного [не задерживайте процедуру предания тела земле]! Если он был хорошим человеком, то это — благо, к которому вы его ведете (приближаете). А если он был каким-либо иным, то это — зло, которое вам следует поскорее скинуть с плеч»[1].

Погребальная процессия должна иметь умеренный ход: идти ни слишком быстро, ни слишком медленно.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Когда мертвое тело [приготовленное к захоронению и завернутое в саван] положат [на носилки] и мужчины понесут его на своих шеях [на своих плечах], он[2] [человек, а точнее — душа человека, находящаяся до захоронения где-то рядом], если был [при жизни] благонравным, скажет: «Поторопитесь со мною!». Ну а если [человек] был плохим [при жизни, совершал грехи, преступления и не раскаялся, не исправился], то закричит [душа, витающая рядом]: «О горе! Куда это вы (родные и близкие) [меня] несете?!» Все [творения] будут слышать этот [душераздирающий] голос, кроме человека [людей]. Если человек услышал бы это, то сразу упал бы в обморок»[3].

Желательно, чтобы носилки несли не менее четырех человек, держа их с четырех сторон.

Когда покойного приносят к могиле, лучше, чтобы никто не присаживался, пока тело не опустят на землю.

При подготовке места погребения и копании могилы[4] должно учитываться, что тело будет направлено в сторону Каабы, лежа на правом боку.

В правой стороне[5] могилы делают нишу (ляхд), которая закрывается необожженными кирпичами или досками после того, как покойного поместят туда[6].

Когда в могилу опускают тело покойной женщины, ее дополнительно чем-нибудь накрывают, ограждая от взоров и взглядов. Тело женщины опускают муж и ее родственники.

Опускать (заводить в могилу) покойного следует головой вперед с той стороны, где окажутся в итоге его ноги[7]. Можно опускать его со стороны киблы[8].

После того как тело поместили в нишу и закрыли досками, могилу засыпают землей так, чтобы образовался пригорок. Сначала присутствующие бросают по три горсти земли в область головы[9], затем могилу закапывают лопатами.

  • Женщины в могилу не спускаются.
  • Топтать могилу, сидеть на ней, спать или молиться (совершать молитву-намаз) запрещено[10].
  • Табличка с надписью имени и фамилии покойного, а также годами его жизни устанавливается в области головы покойного.

‘Усман ибн ‘Аффан передает: «Пророк (да благословит его Творец и приветствует), когда завершался обряд погребения, сразу не уходил, а говорил: «Просите у Аллаха (Бога, Господа) для этого человека прощения грехов. Молите Бога, чтобы укрепил его [предоставил возможность правильно ответить на вопросы ангелов Мункира и Накира]. Поистине, сейчас он будет спрошен[11]»[12].

Сподвижник пророка Мухаммада ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал своему сыну и ближайшему окружению незадолго до смерти: «Когда похороните меня [опустите в могилу], то постепенно закопайте ее, а после встаньте вокруг могилы и постойте такое время, за какое обычно происходит заклание верблюда и разделывается его туша, чтобы я чувствовал радость [от вашего присутствия и молитв за меня]. Это поможет мне, когда я стану держать ответ посланцам Божьим [ангелам Мункиру и Накиру][13]»[14].

Вопросы по теме

Во время погребения женщины может ли опускать ее в могилу мужчина, не являющийся ее родственником?

Тело покойной женщины опускают в могилу муж и ее родственники. В случае отсутствия таковых необходимо поступать по ситуации. Неродственник может в этом участвовать[15].

У меня на родине, когда хоронят человека, сверху на его могилу поливают какую-то святую воду. Не противоречит ли это Исламу?      

  1. Интересно, какой смысл вкладывается в данную процедуру?
  2. Внешне данное действие безобидно и не заслуживает внимания, а тем более не должно быть причиной споров и конфронтации.
  3. Допустимо ли хоронить мусульманина в гробу?
Читайте также:  Колумбарий: что это такое и его виды на кладбище

Захоронение умерших в гробах является христианским обычаем. У мусульман данный способ захоронения используется в исключительных случаях. Ни в Священном Коране, ни в Сунне нет запрета на такого рода погребение. Исходя из этого, мусульманские богословы на основе иджтихада выработали следующие мнения.

Ханафитские ученые считают, что допустимо использование гроба, даже если он будет сделан из камня или железа. Данный метод применим в случае рыхлости или повышенной влажности почвы, захоронения в море и т. д. Желательно (сунна) посыпать дно гроба землей, так как при Пророке покойник клался непосредственно на землю.

Богословы шафиитского мазхаба говорят о нежелательности захоронения покойника в гробу, но также допускают подобное в особых случаях.

Маликитские богословы считают, что более правильно не хоронить в гробу. Желательно укреплять нишу, в которую кладется умерший, кирпичом, деревом или иным материалом.

Ханбалиты считают нежелательным захоронение умершего в гробу, так как применение данного метода не было передано нам Пророком и его сподвижниками.

Таким образом, мусульманские ученые едины в том, что лучше хоронить в саване, помещая покойника в укрепленную нишу. Однако в исключительном случае погребение в гробу не является грешным и запрещенным[16].

Можно ли целовать покойного?

Это допустимо. Когда заключительный Божий посланник пророк Мухаммад покинул этот мир, к его накрытому телу подошел Абу Бакр. Подойдя, он приоткрыл лицо и, нагнувшись, поцеловал его в лоб[17].

Можно ли (или нужно) открывать покойнику лицо, когда он уже положен в могилу?

После того как покойника положат в могилу, можно открывать ему лицо? Как правильно сделать по ханафитскому мазхабу?

Никакой категоричности в данном вопросе нет.

Нужно ли вставать, когда проходит погребальная процессия?

«Когда пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) встал перед проходящей мимо похоронной процессией, сподвижники, поднявшись вместе с ним, сказали: «О посланник Божий, это хоронят иудея». Пророк ответил им: ‘Если видите похоронную процессию, вставайте [и неважно, кого хоронят]»[18]. В другом риваяте (варианте хадиса) Пророк воскликнул: «А разве он не человек?!»[19].

Лицезрение смерти со столь близкого расстояния должно пробуждать в верующем особое чувство трепета пред Богом и побуждать его вставать из уважения, почтения к происходящему на его глазах[20].

Долго ли нужно стоять? В достоверном хадисе сказано: «Стойте, пока покойного не пронесут мимо вас либо пока не опустят на землю»[21].

  • В какое время суток запрещено хоронить покойника?
  • Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв-намазов и погребение умерших в следующих трех временных периодах:
  • — во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух)[22];
  • — в то время, когда солнце находится в зените;

— во время заката солнца»[23].

Разрешается ли присутствовать на похоронах немусульманина?

Разрешается[24].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1315; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т.

, 2000. Т. 4. С. 235, хадис № 1315 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 366, хадис № 50–(944); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 67, хадис № 1019, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С.

622, хадис № 1/941 и пояснение к нему.

[2] В самом хадисе говорится о теле, мертвом теле. Ученые предполагали, что может радоваться или негодовать (1) и само тело, если Господь пожелает того, (2) и душа, находящаяся до захоронения где-то рядом.

Однозначно никто не может утверждать. Но в любом случае это будет та форма речи, которая не слышна людям, не воспринимаема их слухом. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С.

238, 239, пояснение к хадису № 1316.

Кстати, современная наука уже доказала, что есть множество звуков в окружающем нас мире, которые человек не в состоянии слышать, хотя они могут быть очень и очень громкими.

[3] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 392, хадис № 1316; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 622, хадис № 2/942.

[4] Глубина могилы определяется в соответствии с природными особенностями почвы данной местности. Главное — чтобы тело покойного было защищено от хищников.

[5] То есть с той стороны, которая находится в направлении Каабы, ближе к ней.

[6] В случае сыпучести, рыхлости почвы и опасения обвала допустимо не делать ниши (ляхд). Раскапывают дополнительное углубление, которое также закрывается необожженными кирпичами или досками после того, как покойного поместят в это углубление. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни альмух тадж. Т. 2. С. 40; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 522.

[7] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 88; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 40.

[8] В опускании покойного в могилу могут участвовать трое и более человек.

[9] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 87, хадис № 1464 и пояснение к нему.

[10] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 525; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 375, хадис № 97–(972).

[11] Пророк Мухаммад сказал: «Когда человека опустят в могилу и люди, провожавшие его [в «последний путь», хотя в действительности путь будет иметь еще долгое продолжение], уйдут — а он будет слышать их шаги — к нему приблизятся два ангела [Мункир и Накир]  и, посадив, спросят: «Что ты говорил [знал] относительно этого человека (то есть относительно последнего Божьего пророка Мухаммада)». Верующий ответит: «Свидетельствую, что он — раб Божий и посланник». Последует ответ: «[Мы знали, что ты скажешь именно так.]  Посмотри на свое место в Аду [где ты мог бы пребывать временно или вечно, окажись грешником или безбожником], Всевышний заменил тебе его на обитель в Раю». Покойный увидит оба пристанища. [После чего станет просторной его обитель в загробном мире, осветится, и заснет он сладким сном жениха (или невесты), которых будят желанные и любимые. И продлится этот блаженный сон до Дня Воскрешения].

Что же касается лицемеров и безбожников, то у них спросят: «Что ты можешь сказать об этом человеке [подразумевая пророка Мухаммада]?» И каждый из них будет отвечать [в растерянности]: «Не знаю [не помню, не придавал этому особого значения]. Я был того же мнения, что и все».

— «[В действительности] ты [ничего о нем] не знаешь и не хотел знать (не следовал за теми, кто знал)». Он получит сильнейший удар металлическим молотом и закричит так, что услышат все [ангелы; звери, птицы, насекомые…], кроме людей и джиннов.

[Его обитель станет невероятно тесной, состояние — мучительным, и так до Дня Воскрешения]».

Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 298, хадис № 1374; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386, хадис № 3117, а также С. 390, хадис № 3120; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1072; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 517, хадис № 4751, «сахих».

После этого частичного воссоединения (для общения с ангелами вслед за погребением) душа до Дня Воскрешения из мертвых покидает свое тело, перемещается в мир душ, где испытывает или частички райского блаженства, или адские мучения.

[12] Хадис от ‘Усмана ибн ‘Аффана; св. х. Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 363, хадис № 3221, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 1/946.

[13] Имам аш-Шафи‘и говорил: «Желательно [не спешить, а] прочитать хотя бы что-нибудь из Корана возле могилы [например, суру «Ясин»]. Если они [провожающие в последний путь] прочитают весь Коран, то это хорошо [то есть это еще лучше]». См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625.

[14] Хадис от ‘Амра ибн аль-‘Аса; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 74, хадис № 192–(121); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 2/947.

[15] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 383, 384, хадис № 1285; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 194, 204, хадис № 1285 и пояснение к нему.

[16] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 158.

[17] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1344, хадис № 4455; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 10. С. 185, хадис № 4455 и пояснение к нему.

[18] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1311; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 231, хадис № 1311 и пояснение к нему.

[19] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1312; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 231, хадис № 1312 и пояснение к нему.

[20] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 232, 233.

[21] Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 390, хадисы № 1307–1309; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 228, 229, хадисы № 1307–1309 и пояснение к ним.

[22] Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 519.

[23] Св. х. Муслима, Ибн Маджа и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 322, хадис № 293–(831); Ибн Маджа М. Сунан. С. 166, хадис № 1519, «сахих».

Подробнее см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 258, 259.

[24] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 510.

Источник: https://umma.ru/pogrebenie-pokojnika/

Ссылка на основную публикацию