Поминки усопших: что такое день памяти усопших в православии

Поминки усопших: что такое день памяти усопших в православии

Приближается один из самых любимых в народе православных праздников — День святой Троицы (Пятидесятница), после которого наступает День святого духа (Духов день). В православии очень важным считается канун Троицы — Троицкая родительская суббота: главный день поминовения усопших.

Когда в 2019 году отмечаются Троицкая суббота, Троица и Духов день

Поминки усопших: что такое день памяти усопших в православии

Православная Троица в 2019 году отмечается в воскресенье, 16 июня. Соответственно, Троицкая суббота приходится на 15 июня, а Духов день — на 17 июня. Подробнее о праздниках Троица и Духов день читайте в материале Федерального агентства новостей.

Западные христиане отметили Троицу 9 июня.

Троицкая родительская суббота

Троицкая суббота очень важный день в православном календаре. Церковь считает, что это день, символизирующий спасение Христом всех верующих. В Троицкую субботу православная церковь поминает молитвами всех умерших христиан.

Троицкая суббота считается родительским днем, когда принято поминать усопших предков. Верующие в этот день стараются обязательно посетить кладбище, а также помянуть усопших родственников в церкви и дома.

В России в Троицкую родительскую субботу принято приводить в порядок могилы и украшать их цветами, в том числе искусственными.

Обычай оставлять для дорогих покойников угощение прямо на могиле — очень древний, имеющий дохристианские славянские корни. Жив этот обычай и сейчас, на Троицу на могилах в основном оставляют сладости.

Нищий или прохожий человек может взять такое угощение, это не считается зазорным. Взятую на могиле еду нужно сразу съесть, уносить ее с кладбища считается грехом.

К народным традициям, которые живы и поныне, несмотря не неодобрение церкви, относится обычай поминать покойников прямо на могиле, а затем продолжать поминальную трапезу дома. Среди традиционных поминальных блюд — блины, яйца, кутья (специально приготовленная каша), кисель.

Русалья неделя: что нельзя делать

Поминки усопших: что такое день памяти усопших в православии

Канун Троицы и вся Троицкая неделя на Руси считалось временем русалок — их разгула и шалостей. Согласно легендам, накануне Троицы русалки выходят из водоемов, находя себе временное пристанище в полях и в лесу, там они поют песни, пугают людей и даже могут разбудить водяного, от которого — жди беды.

Поэтому в деревнях существовал обычай в канун Троицы пугать русалок и водяного: кострами у водоемов, криками и шумными плясками. Впрочем, дальновидные женщины старались в эти дни задобрить русалок, бросая в воду красивые безделушки или даже какие-то дорогие вещицы, до которых, согласно суевериям, так охоча водная нечисть.

В это время водоемы считались опасными из-за возможной мести русалок и водяного. Суеверные люди боялись купаться, умываться и стирать в открытых водоемах, а также подпускать к открытой воде скотину.

Вообще с водой в эти дни нужно было соблюдать осторожность, например, старались не купать детей. Запреты сохранялись всю неделю после Троицы.

Нарушителей пугали тем, что русалки вместе с водяным могут утянуть ослушников на дно.

Также в связи с русальими прогулками по суше старались не беспокоить водную нечисть в лесу и в поле. Посещение леса, особенно в одиночку, было в Троицкую субботу под запретом. Также из опасения нападения нечисти в этот день старались не работать в поле и огороде.

Существовали запреты на все виды женских работ: запрещалось любое рукоделие, а также уборка в доме, особенно с использованием воды. Нельзя было подметать пол, это считалось особенно опасным. Запрет на уборку действовал в течение трех дней, включая Троицкую субботу.

Источник: https://riafan.ru/1186376-troica-i-troickaya-subbota-2019-kogda-otmechayut-kak-pominayut-usopshikh-chto-nelzya-delat

Радоница: чему радуются православные в день поминовения усопших

У православных 7 мая 2019 года Радоница, или Радуница – день поминовения усопших. И в том, и в другом названии явно слышится корень «рад», что на первый взгляд шокирует: какая там радость, если речь идет об умерших.

«Усопших», – поправляет Церковь и уточняет: «У Бога мертвых нет, у Бога все живы».

Чему же радуются на Радоницу, мы выясним чуть позже, сначала о том, как правильно провести этот второй вторник после Пасхи, посвященный поминовению усопших.

Начнем с того, что ни на Пасху (28 апреля), ни в следующую за Пасхой Светлую неделю (29 апреля — 5 мая), умерших в Церкви не поминают: специальных богослужений по усопшим, так называемых панихид, не служат, на кладбище не ходят.

И если кому-то привелось умереть на Пасху, то человека даже и хоронят по особому пасхальному чину.

Пасха, Светлое Воскресение Христово — праздник победы над смертью, праздник радостной вести, что Своим Воскресением из мертвых Христос не просто победил смерть, но и даровал жизнь «сущим во гробех» — то есть усопшим.

Церковь тактично дает возможность нам всем исполниться пасхальной радостью, утвердиться в ней, и только потом выделяет специальный день для того, чтобы мы смогли помянуть своих усопших, причем сам день поминок имеет такое жизнеутверждающее название — Радоница.

И вот на Радоницу как раз стараются непременно приехать на кладбище. Но так как для души усопшего важнее наша молитва, чем любой ритуал вокруг могил, день принято начинать с посещения Божественной литургии.

Придя к началу службы в храм, верующие подают записку с именем умершего для его молитвенного поминовения в алтаре во время литургии. Считается, что нет действенней молитвы, чем та, которая вполголоса произносится священником во время Таинства Евхаристии.

Поэтому часто за усопшего заказывают так называемые сорокоусты — молитвенные поминания во время Таинства Евхаристии, творимые в течение сорока дней.

Поминки усопших: что такое день памяти усопших в православии

Митрополит Иларион: Церковь создана для того, чтобы менять мир к лучшему

После Божественной литургии в храмах на Радоницу служат вселенскую или родительскую панихиду. Во время панихиды мы, уповая на милосердие Божие, испрашиваем усопшему прощение его согрешений и блаженную вечную жизнь.

Панихиды — это специальные заупокойные богослужения, совершаемые как до погребения умершего, так и после — в 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, в дни его рождения и годовщины смерти.

Важно не просто отстоять панихиду, но и молитвенно участвовать в ней.

На Радоницу наши предки приезжали на кладбище только после церкви и молитвы в ней. Вот что пишет о важности молитвы об умерших великий русский святой Феофан Затворник: «Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается.

Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим; так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие, единую Церковь составляют.

И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые, и умершие, не разгораживаясь пополам умиранием».

Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд.

Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Где именно пребывает? Нам знать не дано. «В доме Отца Моего обителей много», — говорит Своим ученикам Иисус Христос.

Но раз душа бессмертна, раз она «пребывает», пусть даже и неизвестно где, значит, она не только находится в зоне доступа наших молитв, но и нуждается в них.

«Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от них, так что они оказываются виновными пред Правосудием Божиим, — объяснял один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви, духовный отец трех русских патриархов архимандрит Кирилл (Павлов). — И мы в то же время знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире».

Двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует: загробная участь человека до Страшного суда не предрешена окончательно, и молитва живых, молитва, исполненная горячей и искренней любовью, способна эту участь изменить.

Кроме сорокоуста, панихиды, домашних молитв об усопших, еще одним средством их поминовения является милостыня.

Под милостыней надо понимать не только подаяние нищим в память об умершем, но и шире — всякое благодеяние, доброе дело. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие.

Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения… достойный его и его прославляющий: это милостыня».

Поминки усопших: что такое день памяти усопших в православии

Подмосковный священник продает «Ямаху», чтоб помочь погорельцам

Святые свидетельствуют: добрые дела, творимые в память о наших родных, тоже облегчают их посмертную участь. Если, к примеру, близкий погиб от алкоголизма, помоги больному, мучимому этой пагубной страстью, сделай все, чтобы он не повторил путь твоего родного. Не смог спасти близкого, спаси дальнего, и твой поступок, совершенный в память об умершем, облегчит и его посмертные мучения.

Но чему же православные радуются на Радоницу? Пасха, Светлое Воскресение Христово — такой важный праздник, что длится не один день, а сорок (с 28 апреля по 5 июня), до самого праздника Вознесения Господня (6 июня).

В день Радоницы чествование Пасхи еще не закончено, и отдельный день, выделяемый Церковью для поминовения усопших, призывает нас всех не погружаться в скорбные переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, возрадоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную.

Победа над смертью, одержанная Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

То есть, смысл Радоницы в том, что мы не просто вспоминаем умерших, молимся за них, но и делимся с ними радостью Воскресения Христова. Неслучайно, во время полной панихиды, которая совершается в этот день после богослужения, поются и пасхальные песнопения.

Источник: https://rg.ru/2019/05/06/radonica-chemu-raduiutsia-pravoslavnye-v-den-pominoveniia-usopshih.html

Как правильно поминать усопших? Инфографика

06.06.2014 Поминки усопших: что такое день памяти усопших в православии

Каждый из нас в какой-то момент жизни оказывается провожающим. Каждому предстоит испытание расстаться с близким человеком, перешагнувшим порог, который отделяет нашу жизнь от жизни вечной. 

Но что же делать нам, оставшимся, как поминать ушедших от нас?

Без неизбывной скорби и саможаления «ах, как же я тут без него/неё!».

  • С благодарением Богу за то, что Он дал бытие дорогим нам людям и подарил нам общение с ними.
  • Поминовением за итургией, во время заупокойных служб.
  • Выражая нашу благодарность Богу не только на словах, но и реальными делами: участием в главном церковном Таинстве Благодарения (Причастия), исполнением заповедей Божиих.
  • Подавая в храме поминальные записки.
  • Домашней молитвой.
  • Благими делами (жертвой, милосердием) в память о почившем
  • Дни поминовения
  • День кончины, который Церковь называет Днем рождения в Царство Небесное
  • Третий, девятый, сороковой дни
  • Полгода со дня кончины
  • День земного рождения
  • Дни всецерковного поминовения усопших («родительские субботы»),
  • когда за почивших молится вся Православная Церковь
  • Мясопустная суббота − в субботу перед началом мясопустной недели («масленицы»)
  • Троицкая суббота − в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы).
  • 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста
  • Радоница − во вторник Фоминой седмицы (второй недели после Пасхи, всегда приходится на десятых день после празднования Светлого Христова Воскресения).
  • Димитриевская родительская суббота − в субботу перед 26 октября (8 ноября по новому стилю), днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского.
  • Накануне родительских суббот совершается парастас (вечернее заупокойное богослужение), в самый день — заупокойная литургия.
  • Как нельзя поминать усопших?
  • Суеверными предписаниями: закрывать в доме окна и двери; класть в гроб продукты, деньги или даже мобильные телефоны; класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, «чтоб грехи уничтожить»; считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении его гроба, чтобы не подумали, что они рады смерти этого человека; считать, что нельзя заходить в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, смотреть из окна на похоронную процессию, проходить в храме между гробом и алтарем, а не то скоро умрешь; на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб; сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня; лить водку на могильный холм; прежде, чем опустить гроб, кидать в могилу деньги, чтобы «откупить землю»; целовать свои пальцы и прикладываться ими к краю могилы; произносить: «Да будет тебе земля пухом»; рассыпать по могиле хлебные крошки; верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы; считать, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня, что на помин души обязательно готовить только те блюда, которые любил покойник; на поминках есть только ложками, считая, что «вилки на поминках – грех»; верить, что если у покойного гроб длинный – к новому покойнику; верить, что почивший может слышать слова окружающих его людей до тех пор, пока священник не произнесёт над ним: «Вечная память…»; на поминках раздавать мыло − «чтоб покойник на том свете отмывался» или носовые платки − мол, вытираясь платком, они «поминают покойного»; разрезать на покойнике все «петли», включая брючный ремень, ошейник галстука и шнурок нательного крестика; верить, что если во время поминального обеда упадёт что-то со стола, то поднять упавшее – грех; хоронить детей подпоясанными, «чтобы они могли собирать за пазуху райские плоды»; после похорон 40 дней не убирать, не выключать свет в доме и не спать на кровати покойного; завешивать зеркала в доме, где есть покойник и др.
  • Устраивать под предлогом поминок попойки.
  • Обращаться к называющим себя колдунами и ясновидящими, чтоб узнать, «как покойнику на том свете».
Читайте также:  К чему снятся умершие родители живыми вместе и разговаривают

Важно помнить, что настоящая смерть – это удаление от Бога, Который есть единственный Источник жизни. Именно такое удаление грозит гибелью, полным исчезновением.

Для нужд приходов, воскресных школ и иных учебных заведений портал «Приходы» готов по запросам высылать постер большого формата.


Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Источник: https://prichod.ru/zhizn-tserkvi/13507/

Поминовение усопших: родительская суббота

Поминки усопших: что такое день памяти усопших в православии

Во время Великого поста существуют субботние дни особого молитвенного поминовения умерших — родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.

К молитве за умерших побуждает нас христианская любовь, которой мы все взаимно соединяемся в Иисусе Христе и составляем духовное богатство. Усопшие — это ближние наши, которых Господь завещает любить, как самих себя. Бог не говорит: любите ближних, пока они живут.

Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

В дореволюционное время у каждой семьи был список имен всех усопших членов данного рода — «Помянник». Так, молились даже за тех, кого не помнили самые старшие из здравствующих членов семьи.

Сейчас эта традиция утрачена большинством семей, да и при совершении поминовения многие верующие не знают, как правильно помянуть усопших близких. Священник Андрей Безручко, настоятель Никольской церкви г.

Воскресенска, клирик храма Воскресения Христова села Воскресенское ответил на вопросы, касающиеся поминовения усопших.

Для чего Православной церковью вводятся особые дни поминовения — родительские субботы, ведь, поминовение, итак, совершается на литургии?

Дело в том, что литургии совершаются в храмах приходских не каждый день, не бывает такой, говоря современным языком, технической возможности. Для того, чтобы совершать литургию нужно, чтобы кроме священника были певчие, пономари и, конечно же, молящиеся.

Поэтому, среди недели не в каждом храме совершается служба, именно, литургия. Но в воскресенье в каждой действующей церкви совершаются литургии. Для поминовения усопших этого мало ,потому что этот день бывает, лишь, раз в неделю .

Поэтому, для особого поминовения выделяются родительские субботы и дни поминовения усопших, в которые проходит особая молитва об усопших.

В Великом посту полная литургия совершаться не может среди недели, поэтому, не может быть в эти дни поминовения усопших.

С понедельника по пятницу (в седмичные дни) Великого поста не совершается полная литургия ни в одном храме – не положено, совершается по средам и пятницам или по большим праздникам Литургия Преждеосвященных Даров.

На этой литургии не совершается ни поминовение о здравии, ни о упокоении, потому что дни поста — дни покаяния, дни особой молитвы, когда человек углубляется внутрь себя и церковный сам строй службы не оставляет времени для долгих поминовений об усопших, кроме краткой заупокойной литии, которая положена после 1- часа. И, поэтому, в Великом посту определяется 2-я,3-я,4-я субботы, которые называются днями поминовения усопших — в эти дни как раз уделяется особое время для молитвы об усопших. Накануне читается 17 Кафизма (это когда молятся об усопших). В ней говорится о воздаянии праведникам и грешникам от Бога, об их ответе перед Богом за свои дела,и поэтому, эта Кафизма в Псалтыри является наиболее подходящей в этот день и церковный Устав ее определяет читать накануне субботы. А уже в сам субботний день поминовения усопших совершается литургия и панихида, как заупокойное моление, где как раз и поминаются усопшие.

Когда в календаре бывают родительские субботы, и какие еще Православной Церковью установлены особые дни для поминовения усопших?

Родительскими субботами называются несколько дней в церковном календаре : Мясопустная, Троицкая и Дмитриевская родительские субботы. Остальные дни в Церковном календаре – это дни поминовения усопших.

Хотя, во все эти дни поминают, и родителей усопших, и близких и знакомых православных христиан, православных убиенных воинов, но отличаются названия по строю самой службы, то есть оно в названии дней поминовения усопших определяет сам строй проходящей этой заупокойной молитвы.

Например, если родительская суббота, Троицкая , Мясопустная и Дмитриевская, то в эти дни богослужение более наполнено, чем в другие дни поминовения усопших, пространными молитвами, в том числе тропарями, стихирами, канонами.

Кроме привычных нам дней поминовения усопших: трех родительских суббот, 2-й, 3-й, 4-й суббот в Великом посту, есть другие дни поминовения усопших – Радоница (вторник второй недели после Пасхи), так как на самой Пасхальной седмицы нет заупокойных молитв больших, есть только тайная молитва, которая происходит в алтаре, а общей заупокойной молитвы нет. Они переносятся на Радоницу, хотя, строй службы, совершаемый в это день, не так обильно наполнен заупокойными молитвами.

Дни поминовения усопших – это 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи также совершается поминовение усопших, дата пришла исторически — в этот день принято поминать православных воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года, в этот день поминали и так этот день остался для поминовения, и не только усопших воинов.

Также в наши дни 9 мая поминают усопших воинов в Великой Отечественной. В этот день поминаются воины, хотя, можно поминать и других усопших сродников.

Еще одним днем поминовения усопших является день поминовения усопших, погибших в годы гонений за веру Христову, репрессированных людей в 30-е годы, в безбожное время.

Среди миллионов расстрелянных было много православных христиан, все они поминаются в особой молитве в день Новомучеников и Исповедников Российских — это последнее воскресенье января (после 25 января).

В этот день после молитвенного поминовения святых мы обращаемся об упокоении душ усопших.

Есть и другие дни поминовения усопших, в церковном календаре их нет, но по благословению Святейшего Патриарха они совершаются. Например: о погибших в ДТП, о погибших ликвидаторах Чернобыльской АЭС и др.

Что должен сделать в родительскую субботу верующий для того, чтобы помянуть умерших близких?

Прежде всего, молитва о них, молитва в храме, домашняя молитва, потому что есть люди, которые по уважительной причине не могут посетить в это день церковь. Поэтому, они могут дома горячо и сердечно молиться о своих усопших сродниках — в келейной домашней молитве.В обычном Молитвослове есть «Молитва об усопших».

Накануне можно передать записки с именами усопших тем, кто идет в храм в этот день. Можно накануне посетить церковную лавку и передать записку, чтобы в этот день помянули, свечку поставили, потому что горящая свеча — это как символ горения человеческой души во время молитвы.

Мы молимся об усопших, а они чувствуют нашу молитву и их загробная участь от нашей молитвы становится лучше, становится блаженной.

Конечно, это зависит от силы нашей молитвы, и хотя, мы не можем творить такую молитву, как совершали святые, чтобы в одночасье по нашей молитве усопшие сразу были в раю, но по мере своих возможностей в молитвах мы поминаем их, облегаем их загробную участь.

  • В «Молитве об усопших» есть слова «Упокой, Господи, души усопших раб твоих: родителей …», какие слова нужно произносить, если родители молящего живы?
  • Можно сказать прародителей, к ним относятся деды, прадеды, все умершие члены рода, поэтому и родительской называется суббота, потому что мы молимся об усопших нашего рода.
  • Как правильно писать в записках имена, если поминаемых зовут Юрий, Светлана и Эдуард?

Все имена в записках должны быть даны в церковном написании, например, Георгий , а не Юрий, Фотиния, а не Светлана.

Некоторые люди, произнося имя на греческом языке, могут его спокойно произносить и на русском языке, для некоторых имен преграды между языками нет.

Но, все-таки, нужно руководствоваться местным уставом: если в храме принимают с таким именем подавайте, если нет, то ничего страшного, если исправите имя.

Но есть редкие имена, которым нет интерпретации в церковных святцах, например, Элеонора, Эдуард, Рубин и т.д..Поэтому, следует писать имя, нареченное при Крещении, а если оно неизвестно — решить этот вопрос со священником.

Нужно ли в родительскую субботу или в день поминовения усопших человеку задуматься о загробной жизни?

Человеку о загробной жизни нужно думать не только в этот день, но и в каждый день своей жизни.

В Притчах Соломона говорится: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь…» — это путь к безгрешной жизни человека.

Если мы будем задумываться, что нам предстоит предстать перед Богом и дать ответ за свои дела, то, мы каждый день в своей жизни будем стараться проводить благочестиво, совершать меньше грехов.

В дни поминовения усопших нужно задуматься, и о своей загробной жизни, и о загробной жизни умерших сродников. Конечно, все эти мысли нормального человека, который понимает свой путь духовный, идет по нему, стремится подняться по иерархической лестнице добродетели.

Какой смысл поминальной трапезы?

Присутствующие, вкушая на трапезе, поминают усопших сродников , для которых и готовится эта трапеза. Это важный момент, потому что есть такая поговорка «Сытый голодного не уразумеет». Мы когда сыты, не думаем, что есть люди, которые голодные, которых нужно накормить.

Зачастую, когда собираются поминки, многие люди приходят туда для того, чтобы покушать — нет дома возможности поесть. Поэтому, присутствуя на этой трапезе, они молитвой помянут нашего усопшего сродника.

Сама трапеза является милостыней, творимой за усопших родственников, потому что те расходы, пошедшие на нее, это и есть жертва.

Вопрос о присутствующих. Это не должен быть круг людей, которые интересуют нас в выгодных целях, для того чтобы получить от них пользу.Поэтому, мы должны приглашать на поминки малоимущих людей, которых нужно бы покормить.

Конечно, главное в поминовение молитва, но, тем не менее, поминальная трапеза является продолжением этой молитвы. Трапеза в церковном уставе продолжение богослужения, его неотъемлемая часть. Поэтому, присутствуя на поминальной трапезе, человек присутствует на богослужении.

Позволительны ли поминки с употреблением спиртных напитков?

Церковный устав не запрещает на поминальной трапезе употребление спиртных напитков. Но иногда поминки превращаются в пьянство, из поминовения – в грех. Поэтому, все должно быть в меру.

Употребление спиртных напитков можно, но их советую тем, кто воздерживается — не пить, а тем, кто хочет выпить — не поминать спиртным, а поминать трапезой, а спиртным запивать, чтобы не поднимали бокалы, поминая усопшего знакомого.

Правильно ли оставлять на кладбище конфеты, сигареты (в случае если умерший был курящим человеком) или даже рюмки со спиртным?

Некоторые думают, что если при жизни умерший курил, то и после его смерти на могилу нужно приносить сигареты, тогда, следуя этой логике, если человек любил водить машину, то выходит на кладбище нужно пригнать авто. Что еще любил? Потанцевать – потанцуем на могиле.

Таким образом, мы возвращаемся в язычество, тогда была тризна(обряд), что там только не творилось. Мы должны понимать, что если у человека было какое-то земное пристрастие, оно остается на земле, а в вечной жизни этого нет.

Читайте также:  Мраморные памятники на могилу: виды надгробий

Конечно, неуместно сигареты класть или рюмки с алкоголем. Можно оставлять конфеты или печенье, но не на могиле, а на столике или скамейке, для того, чтобы человек пришел и помянул этого человека. И ругать, к примеру, детей в том.

что они собирают сладости не стоит – они для того и кладутся, чтобы поминать.

Могилу нужно содержать в чистоте, и на саму могилу класть из продуктов ничего не нужно. В отсутствии человека птицы садятся туда и гадят, и получается — могила ухожена, ограда покрашена, а птицы или собаки нарушают порядок — разбрасывают фантики и т.д.

  1. Лучший выход: раздать конфеты и сладости тем, кому нужно, в качестве милостыни.
  2. Как правильно говорить «Царство ему небесное» или «Пусть земля ему будет пухом»?
  3. Православный христианин всегда скажет:«Царство ему небесное», а атеист говорит: «Пусть земля ему будет пухом», потому что он не верит в Царство небесное, но, хотя, желая чего-то хорошего, своему сроднику пусть все-таки так скажет. Но православному христианину нужно говорить правильно: «Царство ему небесное»
  4. Каких людей в храме нельзя поминать?

В храме не поминают самоубийц и некрещеных поименно. В общей молитве, когда мы приходим в церковь молиться, мы можем у Господа Бога любые прошения воздавать в своем сердце, в своем уме. Конечно, когда у человека есть усопшие некрещеные, или усопшие самоубиенные, в мысленной молитве нельзя запрещать обращаться к Господу – Господь сам знает, кого, как определять в загробной жизни.

Есть такие случаи, когда самоубийц благословляется заочно отпевать. И когда заочно отпевают, в Епархиальном управлении после поминовения усопших говорят так, что поминовение в храме об этом человеке на усмотрение настоятеля этого храма.

В церковном Уставе для решения спорных вопросов есть выражение «Аще изволит настоятель», и вот это понимается так, что если разрешит настоятель — можно подавать записки, если нет – значит, батюшка руководствуется уставными принципами.

Можно ли их поминать домашней молитвой?

В молитве никто не ограничивает, хотя, нужно понимать, что судить будет сам Господь на Страшном Суде. Дома мы можем молиться обо всем, не только о людях, но и об устроении в семье и делах.

Если умирает во время Великого поста человек, как можно ли его поминать на седмице?

В Великом посту есть некоторые отклонения от правил обычного поминовения.

Церковный устав говорит так, что если человек умирает во время Великого поста, то на седмице, ни на 9-й, ни на 40-й день не поминаются, а устраиваются помины, либо в надлежащую субботу, следующую за этим днем или на предшествующее воскресение. Например, если во вторник нужно отметить 9 дней, то лучше собрать поминки в предшествующее воскресение.

Источник: vosvera.ru

Ссылка по теме: 

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты… подробнее

  Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Просмотрено (122225) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/pominovenie-usopshix-roditelskaya-subbota/

Когда поминать усопших в 2019 году — Православный журнал "Фома"

Молиться самим за упокой близких можно и нужно в любой день года, молятся об умерших и на каждой Литургии. Исключение составляет только период с Великого четверга Страстной недели до Радоницы (вторник второй недели после Пасхи) – в эти дни не совершается поминовения усопших за богослужением.

Кроме того, в течение года Церковью установлены особые дни для общецерковной панихиды – родительские субботы, Радоница и день поминовения усопших воинов – защитников Отечества. Всего в году их восемь. В 2019 году – семь, так одна из родительских суббот отменяется из-за совпадения с кануном праздника Благовещения.

Поминать усопших будут 2, 23 и 30 марта, 7 и 9 мая, 15 июня и 2 ноября. 

Все эти дни, кроме 9 мая – дня поминовениям усопших воинов, установленного в Церкви в 1994 году в память о тех, кто погиб защищая Родину в годы Великой Отечественной войны, имеют переходящую дату.

Первая в году родительская (то есть поминальная) суббота отмечается за неделю до Великого поста и называется Мясопустной, так как через два дня, с понедельника масленичной недели, верующие уже исключают из трапезы мясные продукты. Это Вселенская родительская суббота – то есть день поминовения всех умерших христиан. Она предшествует воскресному дню, посвящённому Страшному Суду, напоминанию о смертном часе, и в 2019 году приходится на 2 марта.

Далее следуют три родительских субботы Великого поста – на второй, третьей и четвёртой неделе Четыредесятницы. В 2019 году поминать усопших в великопостные дни будут 23 и 30 марта (суббота четвертой недели совпадает с 6 апреля, как сказано выше).

Эти поминальные дни установлены для того, чтобы верующие могли прийти в храм помолиться о своих ушедших в мир иной близких, так как в Великий пост богослужебная жизнь устроена особым образом и в этот период не совершается ежедневная заупокойная молитва на Литургии.

Отдельно выделяется среди поминальных дней Радоница. Название само говорит о смысле этого дня.

Во вторник через неделю после Пасхи православные вспоминают умерших дорогих людей и, веря в жизнь вечную и будущую встречу, разделяют в этот день с ними радость о Христовом Воскресении.

Это первый день после Праздника, когда совершаются заупокойные службы – на Светлой седмице их не бывает. В 2019 году Радоница будет отмечаться 7 мая.

Следующая поминальная суббота вновь Вселенская. Она называется Троицкая, так как предшествует дню Святой Троицы. Дата ее, как и дата Пятидесятницы, связана с датой Пасхи. В 2019 году поминать всех когда либо живших христиан верующие будут 15 июня.

И наконец, последний в году день особого поминовения усопших – это Димитриевская родительская суббота – ближайшая перед 8 ноября, днём памяти великомученика Димитрия Солунского. В 2019 году она приходится на 2 ноября.

Обычно накануне всех этих дней в православных храмах совершается панихида, а утром служится заупокойная Литургия и панихида повторяется. Верующие также стараются побывать на кладбище и привести в порядок могилы. Но нужно понимать, что первоочередное в эти дни – именно церковная молитва.

Умершие уже не могут ничего изменить, не могут покаяться, и главными их помощниками становятся те, кто просит милости Божьей к ним здесь, на земле.

По словам святых отцов, «Церковь Божия, отнюдь, не отчаявается в отношении таковых, и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымоливает у Бога облегчение, как в общих, так и частных молитвах о них» (святитель Марк Эфесский).

Родительские субботы в 2019 году

Панихида. Что такое панихида, как и когда служится

Православные похороны. Как проходят, что можно и что нельзя до, во время и после похорон

Как поминать усопших?

Молитвы за усопших

На заставке: spbpda

(12 votes, average: 4,67

Источник: https://foma.ru/kogda-pominat-usopshih-v-2019-godu.html

Поминовение усопших дома и на кладбище

Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного.

Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины.

Церковь также заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, родственниках и знакомых. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, в которую записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Как поминать на домашней молитве неправославных. На домашней молитве может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном Богослужении. О преподобном Макарии Египетском известно, что он молился об умерших язычниках и это приносило им отраду.

Святитель Григорий Двоеслов молился о языческом императоре Траяне и получил извещение, что молитва его не бесплодна.

Такой строгий ревнитель Православия, как преподобный Феодор Студит, не допуская открытого поминовения на Литургии усопших еретиков-иконоборцев, находил возможным для близких их поминовение тайное: «Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».

Как молиться о самоубийцах. Преподобные Оптинские старцы разрешали на келейной (домашней) молитве поминать даже самоубийц, за которых по 14-му правилу Тимофея Александрийского не может быть приношения в Церкви.

Так, преподобный Леонид, в схиме Лев, одного из своих учеников (Павла Тамбовцева), у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб.

Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней — по духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои.

Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго.

Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит.

При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». Справедливо. Но Бог, без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?».

Кроме молитвы за усопших, еще один вид поминовения их составляет милостыня, совершаемая нами в память их, или от имени их, т.е. подаяние каких-нибудь земных благ имеющим в этом нужду – нищим нашим собратьям. Милостыня может быть разнообразной – и деньгами, и едой, и в том, что мы раздаем нуждающимся одежду усопшего. Все это ведет к отраде для умерших грешников.

Благотворения, совершаемые живыми в память усопших, имеют такое же значение, как если бы сам умерший совершал эти добрые дела. Благотворение в память умерших также умножает число молящихся о спасении усопших; ибо естественно, что получившие помощь молятся за своих благодетелей.

Настоящее значение милостыни было известно и в Ветхом Завете; обычай раздавать милостыню бедным при погребении умершего ведет начало из глубокой древности; это обыкновение было у евреев.

«Милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму… Раздавай хлебы твои при гробе праведных» (Тов. 4: 10, 17). «Милость деяния да будет всякому живущему, но и умершего не лишай милости» (Сир. 7: 36).

Пророк Иеремия говорит, что от лица Божьего будут отвержены те из умерших, о спасении которых не подается милостыня.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо).

Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием.

По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить.

Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела.

Читайте также:  Ваганьковское кладбище: экскурсия и где находится

Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками.

НА КЛАДБИЩЕ

Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего всеобщего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного безсмертия и воскресения.

Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.

Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, помолиться. Желательно совершить литию (это слово в буквальном смысле означает «усиленное моление»). Для совершения чина литии можно пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, есть в полных молитвословах. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

____________________

Литература:

  1. Правильно ли мы поминаем усопших. М.: Ковчег, 2005.
  2. Дни особого поминовения усопшего. http://www.pravoslavie.ru/1850.html

Источник: http://andrey-one.prihod.ru/2015/12/29/1407/

Православные христиане отмечают Радоницу: что нужно делать в этот день • СоцИнформБюро

Православные христиане во вторник, 7 мая, встречают Радоницу или Радуницу – день поминовения усопших.

Радоница — необычный церковный поминальный день, наступающий на 9 день после Пасхи. Этот праздник приходится на вторник Фоминой (Радоницкой) недели. Он отличается от других родительских дней тем, что проходит в торжественно-радостном поминовении усопших, напоминая о воскресении сына Божьего, подарившего человечеству прощение и вечную жизнь после смерти.

В этот важный день православные христиане задаются вопросами о том, что нужно делать, чтобы не нарушить канонов церкви в отношении главного дня поминовения усопших.

В этот поминальный день, в отличие от других, приходится на вторник, а это значит большинство людей находятся на рабочем месте. Церковь не запрещает выполнять текущую работу, однако, делает оговорку, что рабочий день лучше начать с молитвы.

Домашнюю работу, если она не требует срочного выполнения, лучше отложить на вторую половину дня или следующий день. То же самое касается тяжелой работы, с применением физической силы.

Родительский день принято проводить заупокойные панихиды и литургии. По возможности необходимо посетить службу, перед которой следует подать записки с именами умерших близких людей, помолиться об усопших. Также в этот день можно причаститься, чтобы с чистыми мыслями и душой продолжить поминовение.

В этот день принято делать посильные пожертвования, приносить в церковь продукты и вещи для нуждающихся прихожан, раздавать милостыню.

Зачастую после посещения церкви люди отправляются на кладбище, чтобы почтить вниманием умерших родственников и друзей. Иногда на могиле усопшего служится сокращенный вариант панихиды вместе со священником.

В этот день не возбраняется приводить в порядок могилы и прилежащую территорию на кладбище, украшать надгробие венками и цветами, ставить церковные свечи.

Не стоит превращать поминки в застолье у могил, сопровождающееся обильными возлияниями и шумом. Трапеза должна быть скромной, как и поведение. Можно взять выпечку и другие угощения, чтобы подать нуждающимся, тем самым проявив милосердие в этот памятный день.

Во второй половине дня принято собираться за накрытым столом вместе с родственниками, чтобы отдать дань памяти ушедшим в иной мир людям. Поминки должны проходить в спокойной атмосфере, которая настраивает на мысли о вечном. Принято вспоминать о родственниках и друзьях, о счастливых моментах их жизни.

Источник: https://volgasib.ru/virtual/obshestvo/pravoslavnye-hristiane-otmechayut-radonitsu-chto-nuzhno-delat-v-etot-den/

Поминовение усопших

См. раздел ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Во всех делах твоих помни о конце твоём (Сир. 7:39).
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38).

Поминове́ние усо́пших — богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.

Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11:26). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

Любовь не умирает

Плодом жизни любого человека является только одно – любовь, которую он смог проявить в своей жизни.

После временного разлучения души и тела до Страшного Суда, усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память.

Близкие могут духовно возрождаться, желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.

«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии. Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. Иоанн (Максимович)).

Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».

Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа».

Для молитв за умерших назначен и особый день в седмице – суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день).

Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане.

Почему именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления – упокоить умерших со святыми.

А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей. Это:

  • – Мясопустная вселенская родительская суббота за неделю перед Великим Постом;
    – Троицкая вселенская родительская суббота перед днем Святой Троицы;
    – Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста;
  • – Димитриевская родительская суббота (за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского – Небесного Покровителя благоверного великого князя Дмитрия Донского); Радоница (во вторник второй недели после Пасхи),
  • Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются парастасы – заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселенские панихиды.

– 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.

Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых.

Кроме того, существует древний обычай читать Псалтирь по усопшим. На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д.

Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

Слышат ли усопшие наши молитвы о них?

Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20:38). Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт» (1Кор.13:8). 

Вопрос о том, как именно отражаются на усопших молитвы за них со стороны членов земной Церкви, не имеет в Православном Догматическом Богословии детального, вплоть до подробностей, раскрытия.

О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному повиновению почившие могут получать утешение и отраду.

Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их.

О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к Богу молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым.

Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры (после её физической смерти), проходя через мытарства, ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств.

Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель Григорий Двоеслов. В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки.

Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма.

Когда в храме совершалась Евхаристия, и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей просфору и велел принести её Господу.

После того, как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви. Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона, однако каким, святитель Григорий не объясняет.

Свидетельств подобного рода известно немало, однако, следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического.

Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Скажем, под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи.

С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём.

Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет — усилить молитву как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне.

***

См. ПОГРЕБЕНИЕ, ОТПЕВАНИЕ, ПОМИНКИ

Источник: https://azbyka.ru/pominovenie-usopshix

Ссылка на основную публикацию