40 дней после смерти у мусульман: как считать и обычаи

17:46 , 15 сентября 2014

163954

40 дней после смерти у мусульман: как считать и обычаи

После смерти каждый мусульманин будет предан Аллаху за свои деяния

Великая религия Ислам рассказывает о том, что каждого мусульманина после смерти ждет новая жизнь на небесах или в аду – ахират. Коран утверждает, что жизнь – это лишь краткое мгновение на пути к чему-то большему. Поэтому свою жизнь мусульманин должен прожить честно и порядочно, ведь он получит справедливую награду, как за хорошие, так и за плохие деяния.

Душа мусульманина сразу после смерти

Когда человек лежит на смертном одре, за его душой приходит посланник Аллаха – Ангел Смерти Азраил. Даже момент смерти является неким отражением жизни человека.

Если мусульманин вел праведную жизнь, то его смерть будет легкой и незаметной. А тех, кто грешил во время земного бытия, ждет мучительная смерть, наполненная страданиями.

Мусульманина ждет малый суд в могиле, который предварительно очищает душу умершего. В зависимости от образа жизни человека, его могила становится дорогой в ад или в рай.

Далее душа мусульманина попадает в Барзах. Душа является чистой, то она ожидает Великого Суда на небесах. А тех, кто сбился с пути, ждет колодец Барахут.

В тот момент, когда наступит день Великого Суда, души умерших будут преданы справедливому суду Аллаха. Все поступки мусульманина – добрые и злые, взвешиваются на весах, что и определяет дальнейшую судьбу человека.

Что происходит с душами грешников?

Если человек предан Аллаху, но его деяния на земле были неправедными, то он попадает в ад с возможностью искупить свои грехи и вернуться к Аллаху.

В аду мусульманина ждут немыслимые муки. Он будет гореть в огне, а крики мучеников будут разноситься по аду.

Есть мусульманину в аду можно лишь плоды адского дерева, а пить лишь гнойную воду. Порой ужасный огонь сменяется не менее ужасным холодом.

Неверных ждут вечные мучения.

Небесный рай

Коран обещает, что на небе каждого мусульманина ждет пара. Если мужчина был женат во время земной жизни, то на небе его верная жена снова будет рядом.

Если женщина умирает незамужней, то на небе она встретит свою половинку. В доме Аллаха мужчины и женщины теряют свои человеческие особенности и становятся идеальными.

Мужчина по-прежнему может иметь несколько жен. Причем к женщинам, с которыми он был связан узами брака на земле, присоединяются полногрудые девственницы гурии.

Мусульманский рай представляет собой красивейшее место, покрытое садами и дворцами. По огромной территории рая протекают четыре реки: медовая, водяная, винная и молочная.

Мусульманин, выпивший вина, не пьянеет. Все убранство рая состоит из серебра и золота. Мусульмане восседают на мягких коврах и шатрах. Вокруг предложены разнообразные яства.

Islam-today

Статья оказалась полезной? Будем благодарны за репосты!

40 дней после смерти у мусульман: как считать и обычаи

Источник: http://islam-today.ru/veroucenie/nacinausim/musulmane-posle-smerti/

Межлисы 3, 7 и 40 дней как исламская традиция татарского народа

40 дней после смерти у мусульман: как считать и обычаи 4 Февраля 2016

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Его Посланнику, а также всей его семье и сподвижникам.

В последние годы в среде мусульман Татарстана идут жаркие непрекращающиеся споры по поводу традиции проводить межлисы на 3, 7 и 40 день после смерти покойного. И поскольку верующие не могут прийти к единому мнению, то эта проблема с каждым днем становится все более актуальной.

В связи с этим предлагаю вместе с читателями сайта провести анализ этого обычая. Хочу начать с доводов противников этой традиции. 

Что касается Корана или сунны то в них нет четких и ясных доказательств (кат и ад-диляля) в пользу запрещенности этих межлисов. Ни Коран, ни хадисы не диктуют: «О верующие, остерегайтесь» или «Будьте далеки от подобного деяния». В связи с этим, выводить хукм харам мы не в праве, осознанное выведение такого хукма может ввести его автора в неверие.

По этой причине противники этих межлисов используют довольно примитивный довод. Они приводят хадисы Пророка (с.а.с.), основной смысл которых: «Каждое нововведение в Аду (огне)». Но при этом забывают хадис, в котором Пророк (с.а.с.) упоминает два вида сунны: «Кто оставил в Исламе добрую сунну» и «Кто оставил в Исламе плохую сунну«.

Как известно, слово «сунна» в арабском языке несет смысл — путь, дорога, традиция. Следовательно, традиции могут быть как позитивными, так и негативными.

После рассмотрения доводов противников упомянутой традиции, предлагаю провести ее объективный анализ. 

Как известно, она состоит из следующих действий:  

Обычно на этих межлисах присутствуют родные покойного, иногда они приезжают из отдаленных регионов. Т.е. это способствует их общению и укреплению родственных связей. 

Какое же место в шариате занимает поддержание родственных связей? На этот вопрос может ответить даже самый малограмотный мусульманин — это фарз. Коран по этому поводу сообщает: «А тем, которые нарушают заключенный с Аллахом завет и разрывают то, что Аллах велел соединять, и творят нечестие на земле, — уготовано им проклятие и наихудшая обитель» 13:25.  

Естественно, при встрече эти люди приветствуют друг друга. Какой же хукм в исламе имеет приветствие? Как известно, тот, кто приветствует первым, выполняет сунну, а тот, кто отвечает, выполняет фарз. Коран по этому поводу повелевает: «Когда вас приветствуют, вы тоже ответствуйте лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах ведет счет всему сущему» 4:86.  

Конечно же все, кто приходит, высказывает соболезнование семье усопшего. Согласно шариату это действие является сунной Пророка (с.а.с.).

По этому поводу есть многочисленные хадисы, в частности в одном из них, приведенном в сборнике ан-Наса'и, рассказывается о человеке, который посещал уроки Пророка (с.а.с.) со своим маленьким сыном.

Когда сын умер, этот сподвижник не пришел на урок и Пророк (с.а.с.) спросил о нем. Узнав о смерти его сына, Пророк (с.а.с.) отправился к нему, чтобы высказать свои соболезнования.  

Во время межлиса имам должен рассказать проповедь, выступить с каким-либо наставлением. В Коране сказано: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием» 16:125, и поскольку основная масса мусульман малограмотна, то имам, читая им проповедь, призывает их к пути Аллаха, что является обязательным (фарз).  

Это действие является сунной, в сборнике имама Муслима приводится хадис: «Читайте Коран, ведь в Судный день он будет заступником (для тех, кто его читал)».  

Аллах в Коране сказал: «Ваш Господь повелел: «Взывайте ко Мне, и Я удовлетворю вашу мольбу» 40:60. В зависимости от ситуации, эта мольба может быть желательной (если человек просит о чем-либо хорошем), добровольной (если он просит о чем-либо разрешенном) или обязательной (если он просит о чем-либо обязательном).  

Читайте также:  Мраморная крошка на могилу или гранитная: как облагородить место

Ее хукм в основном сунна и Пророк (с.а.с.) побуждая к ней сказал: «Уберегите себя от огня даже (пожертвовав) бороздкой на косточке финика». Т.е. речь идет о столь незначительном подаянии.  

Это действие также является сунной, один из хадисов нам сообщает: «О люди, распространяйте приветствие, кормите, поддерживайте родственные связи, исполняйте ночные молитвы, когда люди спят, и вы войдете в Рай без какой-либо опаски».

Теперь, если мы сделаем обзор всех хукмов перечисленных элементов межлисов, то придем к выводу, что у нас хукмы от сунны до фарза. Однако предлагаю не спешить с окончательным выводом и поразмышлять о функции, этих межлисов.  

С моей личной точки зрения, при правильном подходе межлисы 3, 7 и 40 дней выполняют функцию сходную с функцией СМИ или каких-либо важных общественных собраний.

Как известно, в мекканский период призыва Пророк (с.а.с.), чтобы довести Ислам до большего числа людей, использовал период хаджа, когда различные племена съезжались в Мекку, другими словами Пророк (с.а.с.) использовал большое скопление народа. 

В наше время возможностей распространять Ислам стало намного больше — это и газеты, и журналы, и радио, и телевидение, и интернет и мобильная связь, и пр.

Но вместе с ними упомянутые межлисы тоже занимают свою нишу в средствах призыва.

И наши дедушки с бабушками, а также родители были непосредственными свидетелями, как эти межлисы сохранили Ислам в среде татар. Эту функцию они выполняют и сегодня.

В связи с этим хочу подвести следующий итог: межлисы 3, 7 и 40 дней представляют собой хороший инструмент, все зависит от того, как мы ими воспользуемся. Точно также как ножом мы можем нарезать хлеб для ифтара или убить человека, точно также этими межлисами мы можем довести Ислам до людей или же оттолкнуть их. Все зависит от намерения конкретного имама. 

Вспомните хадис: «Все дела по намерениям». Если имама на межлисе интересует только пища и садака и его поведение не симпатично простым верующим, то он их отталкивает от Ислама и, конечно же, такое поведение недопустимо и запретно, и может быть классифицировано как бида.

Но если имам искренне выполняет свою функцию и посещает межлисы, чтобы призывать людей к Аллаху, если он, мудро подбирая необходимые аяты, хадисы и истории, рассказывает людям хорошую проповедь, делает красивое дуа и благодаря его действиям люди тянутся к вере, то такой межлис может достигнуть и степени фарза.

  • Надеюсь, что подобная позиция позволит примирить обе спорящие стороны и что правильное использование межлисов позволит нам сохранить и усилить роль Ислама в среде нашего народа.
  • Рамиль (Абдулла) АДЫГАМОВ,
  • Об Авторе:
  • Адыгамов Рамиль Камилович, кандидат исторических наук, декан факультета исламских наук Российского исламского университета, член Совета улемов Республики Татарстан. 
  • Биография:

Дата и место рождения: 02.04.1975, г. Алматы

В 1993 году закончил Алматинский технологический техникум легкой промышленности и бытового обслуживания. 

С 1994 по 1999 гг. обучался  в Казанском высшем мусульманском медресе «Мухаммадия», по квалификации имам-хатыйб, преподаватель арабского языка. Специальность: арабский язык и шариат. 

1999-2001 – обучение в Татарско-американском региональном институте, на факультете лингвистики. Специальность: лингвистика арабского языка. 

9 июня 2006 года – защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Тема диссертации «Роль Абдрахима Утыз-Имяни в изучении социокультурных и религиозных традиций татарского общества с конца XVIII – первой трети XIX вв». 

  1. С 2004 года научный сотрудник Института истории при АН Республики Татарстан, отдел истории общественной мысли и исламоведения. 
  2. С 2006 года – декан факультета исламских наук исторического факультета. 
  3. С 2010 года – член Совета улемов Республики Татарстан. 
  4. С 2011 года имам-хатыйб казанской мечети «Энилер». 
  5. Печатные работы: 

Адыгамов Р.К. Исламское вероучение – Казань: 2001 – 74 с. 

Адыгамов Р.К. Основы исламского права – Казань: 2003 – 123 с. 

Утыз-Имяни Г. Избранное / Утыз-Имяни Г. Сост. автор введ., перев. с араб. Р. Адыгамов – Казань: 2007 – 320 с.

Знание языков: татарский, казахский, русский, английский, арабский

Количество показов: 55104

Источник: http://www.islam-portal.ru/communication/stat/102/1537/

40 дней после смерти

40 дней после смерти у мусульман: как считать и обычаи

В православной вере сороковой день, ровно так, как и девятые сутки после упокоения человека, считается особой датой. В эти дни дух на небе находит свое место, Господь определяет его в ад или в райский мир. Другими словами, происходит суд Божий.

СОДЕРЖАНИЕ

Как считать 40 дней после смерти?

  • 40 дней после смерти: поминки
  • 40 день после смерти: что нельзя делать?
  • Слова на сороковой день после смерти

Принято думать, что все 40 дней душа после физической смерти тела находится среди живых, возле своей семьи.

Многие говорят, что ощущают весь этот период присутствие покойника, его запах, едва уловимые вздохи и шорохи. Первые три дня дух помнит свое физическое существование. На третий день проводят панихиду. По окончании сорокадневного срока дух покидает родные края и переходит в отведенное для него место.

Верующие утверждают, что сороковой день – важное событие, дух встает перед Господом нашим, Творцом. А поминки – это проводы души на небеса по окончанию подготовки к встрече с высшей силой.Христиане утверждают, что после того, как душа вышла из тела, изменить приговор для нее невозможно.

Нельзя изменить вечную жизнь, покаяться перед Творцом.

ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОМИНОК

Душа хранит все прижизненные воспоминания. Но, тем не менее, вымолить прощение для души перед Господом могут родственники. Священники твердят, что молитва за упокой на сороковые сутки имеет уникальные способности, может повлиять на решение Бога.

Горячие и отчаянные молитвы за душу способны определить ее место в раю.Почему выбрано именно это число? Это время для прощания духа с земным миром и его приготовления к принятию распоряжения Господа-Бога.

Кроме того, число часто встречается в священном писании:

  • 40 лет Моисей вел евреев по обетованной земле;
  • вознесение Христа произошло на сороковой день после распятия.

За сорок дней происходит странствие души. Пять суток после кончины душа преклоняется перед Богом. Ее терзают страх и беспокойство по поводу сделанных при жизни ошибок. На девятые сутки проводят панихиду и поминание. Ангелы показывают душе ад, а на сороковой день Бог озвучивает свое решение. За этот период душа ощущает настоящее испытание: она знакомится с адом и видит мучения грешников. Идет сравнение и важность ее положительных и отрицательных поступков. Только молитвы об упокоении духа и ангелы-хранители помогают выдержать пытку.Богословы считают сороковые сутки границей, которая делит существующую жизнь и небесную. Эта дата по религиозным канонам значится более трагичной и скорбной, чем физическая смерть. 40-й день предназначен напоминанием для людей, что душа отправляется к Богу.По традиции, молитвы и панихида на 40 сутки имеет особое значение. Усердные просьбы Бога о милосердии способны изменить судьбу духа. Молитва в этот период также помогает обрести веру близким и справиться с утратой родного человека. Женщины, чтобы проводить близкого, повязывают волосы черными платками, дома зажигают перед иконами свечи.

Читайте также:  Поминальный обед на полгода: что подают на поминки

Как считать 40 дней после смерти?

Как правильно рассчитать дату сорокового дня? Отсчет ведут со дня смерти. Он считается как первый, не учитывая время, когда умер человек, хоть это произошло и поздно вечером.

К этой дате на калькуляторе добавляют 40 и получают день, когда душа встречается с Господом на небесах. Подобным образом отсчитываются и девятые поминальные сутки.

Третий, девятый и сороковой дни после кончины в православии – поминальные.

ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОМИНОК

Принято искренне молиться за спасение души усопшего, вспоминать его хорошими словами. Молятся за христианина в церковном храме и дома. Особенно важна домашняя молитва, когда родственники покойного просят Бога простить погрешности и облегчить отход души в высший мир. В память о близком человеке проводят поминальный обед и жертвуют милостыню.

40 дней после смерти: поминки

На сороковые сутки после упокоения духовная сущность человека возвращается домой, чтобы попрощаться с семьей и навсегда подняться к Богу. Существуют предания, гласящие, что в случае, когда душа не увидит поминок по себе, она будет обречена на вечные мучения и скитания.

Поэтому в обязательном порядке в этот день стоит собраться, дабы почтить память усопшего. Утром родственники идут на кладбище к могиле человека, поминают там, а дома накрывают стол с заранее приготовленными блюдами. На могилу обязательно стоит взять цветы и свечу. Ее зажигают, таким образом выражая уважение к усопшему.

Не рекомендуют громко разговаривать возле могилы, делать большие обеды, пить алкоголь. Как угощение на кладбище можно взять из дома небольшую тарелочку с кутьей как дань для покойника. Если человек был глубоко верующим прихожанином, то поминание проводят сразу после утренней молитвы в при церковном доме.

Также в этот день непременно стоит посетить храм, чтобы помолиться Богу и заказать панихиду или сорокоуст. Панихиду читают перед специальным маленьким столиком в церкви под названием канун. Туда кладут пожертвования в память об умерших. Главной поминальной молитвой считается та, которую поют на литургии.

Сорокоуст начинают в день смерти и проводят до 40 суток. По окончанию этого срока его рекомендуют повторить.Поминальный обед делают с целью вспомнить о человеке, помолиться за покой его души и провести ее к Богу. Это скорбный момент и прошение Бога о спасении души родного человека.

Здесь неуместно распивать алкоголь, петь песни и развлекаться. Поминки длятся около двух часов. На обеде главное, чтобы присутствовали только православные христиане, которые поддержат в скорби семью усопшего морально. Пища должна быть скромной, она не является главным атрибутом поминок.

Стоит избегать мясных блюд, и не жертвовать их на храм. Обед идет как продолжение обряда богослужения, поэтому все делать стоит правильно, чтобы не обидеть память и душу умершего. Проводить его можно как в домашней обстановке, так и в ритуальных кафе.

Рекомендации по меню:

  1. Обязательным главным блюдом является кутья, приготовленная из риса или пшена;
  2. Рыбу можно готовить любым способом;
  3. Не желательно готовить мясные блюда в жареном или печеном виде.

    Цель такого требования – сделать поминальную пищу максимально простой и постной, чтобы облегчить душу и тело;

  4. Блины должны быть сдобные, но без начинки;
  5. Пекут пирожки с разными начинками – соленые и сладкие;
  6. Рыбные бутерброды с семгой, шпротами или селедкой;
  7. Котлеты классические из мяса или с грибной начинкой, с соленым сыром, если поминки не пришлись на время поста;
  8. Постные голубцы с рисом или грибами;
  9. Перцы, фаршированные мясом и рисом;
  10. Салаты на основе постных ингредиентов;
  11. Во многих семьях соблюдают традицию готовить на поминки любимое блюдо умершего;
  12. На десерт стоит подать творожные сладкие ватрушки, печенье, конфеты;
  13. В качестве напитков подойдут лимонады домашнего приготовления, квас, свежевыжатые морсы и соки. Рекомендовано варить кисель из ягод или овсяной крупы.

Все эти блюда просты в приготовлении, но вместе с тем сытные и вкусные. Кроме того, каждое из них несет свое сакрально-обрядовое значение. Крошки со стола после обеда не сметают и не выбрасывают. Их несут на могилу усопшего и оставляют там, чтобы сообщить покойнику, что поминальный обед состоялся. Стоит учесть при сервировке стола, что никакие острые предметы, ножи и вилки, не кладут на стол. Правильно кушать ложками. Их кладут на стол тыльной стороной к верху. Ложки потом по окончанию обеда раздают людям. Этот ритуал тянется с древности, когда в память о покойнике раздавали деревянные ложки. Но в противовес этой традиции существует следующее мнение, которое утверждает, что посуду раздавать нельзя – она «участница» ритуального поминания. На ночь где-то на столике, иногда на окне ставят рюмку с водкой. Сверху накрывают ломтиком хлеба. Если на утро спиртное убавилось, то душа его отпила. На могиле нежелательно оставлять алкоголь, это запрещают православные обычаи. Кроме того, в ночь на 40 сутки наглухо запирают двери и окна. Ни в коем случае нельзя в этот день плакать, чтобы не привлечь и не вернуть дух усопшего.Иногда возможность провести поминание строго на 40 день отсутствует. Священники не видят греха в том, чтобы провести их раньше нужного срока или позже. Не позволяется переносить поминание только на кладбище.

40 день после смерти: что нельзя делать?

Существует много обычаев насчет того, что не рекомендовано делать до окончания сорокадневного срока. Некоторых, возникших еще в Древней Руси, придерживаются и у нас. Интересным является тот факт, что многие из них – выдумка, и церковь это подтверждает.

Самые известные запрещенные действия:

  1. На протяжении 40 дней не нужно стричь волосы, нельзя бриться – это жест неуважения к покойнику;
  2. До 40 дней не грызут семечки. Странная рекомендация гласит, что так можно заплевать душу и память умершего. Иная версия: долго будут болеть зубы у того, кто сделал нарушение.

    Третья версия утверждает, что щелканье семечек привлечет на себя чертей и злых духов;

  3. 40 дней запрещено убираться в доме и выключать свет – нужно, чтобы светила ночная лампа или хотя бы свеча;
  4. На месте усопшего нельзя спать;
  5. Все отражающие поверхности 40 дней прикрывают простынями.

    Душа, отраженная в них, может увести с собой живого человека;

  6. Проводя поминание, стоит отвести за столом и место для усопшего, ему поставить тарелочку, рюмку и кусочек хлеба;
  7. Утром на подоконник нужно ставить теплую воду и полотенце, чтобы дух мог умыться.

Слова на сороковой день после смерти

На поминках обязательно произносят скорбную речь о памяти умершего человека и почитают его минутой молчания. Будет лучше, если некий распорядитель, близкий к семье покойника, будет руководить поминальным мероприятием. Он должен сохранять здравое мышление и держать свои эмоции под контролем.

Он будет руководить персоналом кафе и распоряжаться по поводу организационных моментов и проконтролирует поминальные речи. Каждый член семьи желает высказаться о покойнике. Распорядитель должен руководить очередностью выступающих. Этот человек отвлекает внимание заплакавших в скорби людей на себя.

Он напоминает, что умерший покинул наш мир только физически, духовно он всегда будет с нами. А в мире ином ему будет лучше, там царит мир и покой.Если на поминках присутствует батюшка, он обязательно отслужит молебен, прочтет проповедь и нужные молитвы.

При отсутствии батюшки домашние делают ритуал: зажигают свечи и самостоятельно читают панихиду.

Что говорят в поминальной речи?

Вспоминают добрые поступки умершего, его положительные стороны и качества. Не время вспоминать обиды и проступки. Это самое время, чтобы простить. Уместно будет вспомнить совместные дела, проведенное время, трогательные случаи. Есть обычай, что о покойнике стоит говорить хорошее или ничего. Семье выражаются искренние соболезнования. Поминальные слова – речь, наполнена грустью и скорбью.ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОМИНОК

Источник: https://pohorony.com.ua/blog/40-dney-posle-smerti/

Как казахи проводили поминки: традиция ас — тризна

Еще греческий историк Геродот писал о предках казахов саках-скифах:

«Когда умирает чей-нибудь отец, все родственники пригоняют скот, закалывают его, мясо разрубают на куски… Жертвоприношения совершает сын в честь отца, подобно тому, как это происходит на поминальном празднике у эллинов. Этих людей также считают праведными, а женщины у них совершенно равноправны с мужчинами».

40 дней после смерти у мусульман: как считать и обычаи

Прощание с горем

Историк Алексей Левшин, автор книги «Описание киргиз-казачьих, или киргиз кайсацких орд и степей», приводит такую информацию:

«Казахи несколько раз поминают своих родственников, и обряд сей наблюдается ими весьма точно. Поминки совершаются после смерти чрез 40 дней, чрез 100 дней и чрез год; а у иных и чрез 9 лет.

Важнейшими почитаются те, которые делаются по происшествии года

Случай сей требует необходимого и богатого при разделе имения покойника. Старший в семействе непременно отделяет часть на поминки, родственники со своей стороны также жертвуют для сего празднества, кто чем может.

Если оно несоответственно богатству или званию умершего, то наследники подвергают себя укоризнам встревоженной тени его и покрываются стыдом в глазах у знакомых.

У богатых людей годовые поминки чрезвычайно дорого стоят. Пригласив множество гостей, выслушав молитву за упокой души усопшего, призвав тень его и вычислив знатнейшие его подвиги в жизни, они

закалывают белую лошадь, варят ее и присоединяя к прочим, заранее приготовленным кушаньям,

начинают ее есть и пить кумыс.

Потом приступают, так же как на свадебных пирах, к играм, скачкам, песням и разным другим забавам. Отличающиеся проворством и искусством получают от хозяев награды и иногда весьма значительные».

Ас с большим размахом

Адольф Янушкевич, несколько раз встречавшийся с Кунанбаем, отцом великого казахского поэта и мыслителя Абая, в письме своим родственникам писал:

«Казахи, даже очень богатые, много тратят на поминки.

Кунанбай, например, оценивает последний обряд после смерти брата в 200 коней

Он зарезал 63 коня и 200 баранов, а что стоили призы для байги, сколько вышло сахара, чая, риса – того и сосчитать точно не может».

Потомки именитых и богатых личностей проводят ас с большим размахом. Ученый Халел Аргынбай в своих трудах приводит сведения о том, что

на поминках батыра Сырыма Датулы было принесено в жертву 2500 овец, до 200 лошадей, до 5000 ведер кумысу

и множество разных других вещей, розданных отличнейшим наездникам, стрелкам и борцам.

На поминках в память батыра Хангильды было употреблено 5000 овец, до 250 лошадей и прочее. И естественно, на всех этих поминках проводились айтысы акынов, скачки на дальние расстояния, состязания борцов, стрельбы из лука и соревнования бегунов.

Традиция в искусстве

  • О том, что казахский ас не проходит без песен, написал в поэме «Кулагер» знаменитый поэт Ильяс Жунсугурулы:
  • Әндермен әсем-әсем Ақан серің
    Қаратты ауызына астың елін;
    Өлеңге сұлулықты қосты талай:
    «Ақмарқа», «Ардагерім», «Тастүлегім».

    Мелодии Акан сере взлетали ввысь
    Он слушать себя заставил всю степь;
    Исполняя «Акмарка», «Ардагер» и «Тастулек»,
  • И этим песням внимала казахская степь.

(перевод с казахского Б. Оспан — прим. ред.).

Казахская традиция ас была показана в фильме режиссера Булата Мансурова по одноименной поэме И. Жансугирулы.

Казахи всегда проводили поминки по ушедшим из жизни. Бывало и так, что они проводили ас памяти близких друзей, представителей других национальностей.

В известной книге писателя Азильхана Нуршаикова «Истина и легенда» описан такой случай. Автор спрашивает Бауржана Момышулы:

«Скажите, Бауке, когда умер Серебряков? После войны?» (Серебряков И. И. — командир 8 гвардейской стрелковой дивизии гвардии, полковник – прим. автора).

Б. Момышулы: «Он умер через год после войны в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Я узнал об этом потом. Мы, его боевые товарищи, установили на его могиле памятник. Перед открытием памятника я специально поехал в Москву, выразил соболезнование его супруге, возложил цветы на его могиле.

– Валентина Николаевна, по казахской традиции через
год после кончины человека проводят ас – поминки. Прошел год, как ушел из жизни Иван Иванович. Пригласите самых близких его друзей. Я проведу ас по моему другу.
Вдова Серебрякова не знала, верить или не верить мне.
– Ой, Бауржан, для этого же много денег нужно, – сказала она, качая
головой.

  1. – Не беспокойтесь, все расходы я беру на себя, – сказал я.
  2. – Пригласите сегодня же.

На следующий день в доме Серебрякова собрались все друзья Ивана Ивановича. Так я провел ас по Серебрякову. К сожалению, я не смог провести поминки по генералу Панфилову, который был мне как отец. Тогда я был на войне».

Традиция и по сей день живет в казахских семьях.

Источник: https://365info.kz/2018/05/kak-kazahi-provodili-pominki-traditsiya-as-trizna

Ссылка на основную публикацию