Погребальные традиции татар: как хоронят и проходят поминки

Погребальные традиции татар: как хоронят и проходят поминки Погребальные традиции татар: как хоронят и проходят поминки

Среди разных традиций и обрядов огромного внимания заслуживают похоронно-поминальные обряды. Рассмотрим, как проходят похороны татар-мусульман.

Только сразу отметим, что похоронная церемония татар-мусульман отличаются от похорон татар-христиан

Как проходят похороны татар-мусульман?Все требования к проведению похорон перечислены и описаны в Шариате – комплексе принципов, норм и правил поведения. Если похороны проходят согласно Шариату, то считается, что мусульманин попадает в рай. Кстати, похороны могут проводить люди, которые обладают специальными знаниями и навыками.

Однако далеко не все родственники умерших татар-мусульман соблюдают всё, что описано в Шариате. Всё же современность вносит свои коррективы. Например, многие люди не соблюдают правила поведения на кладбище. Или часто перенимаются традиции у не мусульман. Да и к людям, умеющим проводить похороны татар, обращаются далеко не все.

Похороны у татар. Обычаи

К основным обычаям относятся:

  • обмывание;
  • обряжение;
  • рытье могилы;
  • захоронение;
  • чтение Корана.

Предпогребальные обряды  татар мусульман

Многие пожилые татары подготавливаются заранее к собственной смерти. Женщины готовят набор одежды, ткань на саван. Если наступает неожиданная смерть молодого татарина, то данные вещи приобретаются.

Когда человек умирает, из-под тела убирается мягкая постель. Его кладут на спину, руки вытягивают вдоль тела. Подбородок подвязывается платком, чтобы рот не открывался. Далее тело покрывается простыней.

Дальше, как правило, начинают приходить люди, чтобы проститься с усопшим. Женщины часто приносят что-то с собой, например, полотенце, мыло.

Согласно Шариату похороны проходят довольно быстро – на следующий день после смерти. А до момента похорон покойника одного не оставляют. Рядом постоянно находятся люди, произносящие молитвы.

Утром дня похорон копается могила, в которую до погребения ставится железный предмет, например, лом. И только после того, как могила готова, тело обмывается и облачается в похоронный набор одежды. Погребальные обряды

Из дома покойника выносят ногами вперед. До кладбища его несут на специальных носилках. Хоронят тело без гроба. А если гроб используется, то, как правило, без крышки.

Ниша в могиле закладывается кирпичом, затем кладется толь. Затем вокруг засыпанной могилы усаживаются родственники, и читается Коран.

После возвращения с кладбища женщины наводят порядок в доме. В дальнейшем проводятся многократные поминальные обряды.

Поминальные обряды татар мусульман

Первые поминки проводятся на 3 день после похоронной процессии. Определенного поминального меню у татар нет. Но на столах, как правило, присутствуют сухофрукты (курага, изюм), фрукты, свежие овощи, пироги, варенье. Также готовится суп и второе (например, картофель с мясом).

Поминки начинаются с чтения молитвы. Эта процедура длится около часа. Затем начинается угощение. А заканчивается обряд чаепитием и чтением молитв.

Татарские кладбища 

В последние годы за порядком следят сотрудники кладбищ. А родственники усопшего посещают могилы исходя из своих возможностей и желаний.

Кстати, с древних времен татары хоронят родственников рядом с другими усопшими членами семьи. По возможности, эта традиция поддерживается и в настоящее время. Таким образом доказывается, что человек погружается как бы «в своё место на родном кладбище».

Источник: http://ritburo.ru/sovremennyie-obyichai-pohoron-u-tatar

Погребальный обряд крымских татар

Погребальные традиции татар: как хоронят и проходят поминкиЗначительно место в крымскотатарских традициях занимает рождение и смерть. Похоронные обряды ярко отображают верность исламу и некоторым древним верованиям народа. Крымские татары воспринимают смерть, как завершение земной жизни. Старшее поколение здесь при жизни начинает готовить все необходимое для проведения погребального обряда. А именно определенную сумму денег для поминок и выполнения всех ритуалов.

Умирающего нельзя оставлять одного на предсмертном одре. Рядом всегда есть пожилые люди, члены семьи и родственники. Для обряда приглашают муллу, то есть человека, который хорошо знает все ритуалы погребения.  

После того, как человек умер, ему закрывают глаза и завязывают челюсть чистым платком. Покойника переносят на заранее подготовленное место (ковер на земле покрывают матрасом и белой простыней).

При этом тело полностью накрывают простыней, а сверху бархатной или шелковой тканью, зачастую зеленого цвета. Лицо и голова прикрывается 4-угольным платком из шелка.

Самые близкие люди сидят у изголовья.

На похороны нельзя идти беременной женщине и маленьким детям, особенно в комнату с покойником. Также нельзя громко говорить (даже плакать), есть, пить, курить и тому подобное. Все зеркала в доме прикрывают. Все женщины должны принести с собой новое полотенце, 2-3 м ткани или деньги.

Во дворе готовится поминальный обед. Также в стороне, где почти никто не ходит, готовят место для омовения покойного. Его ограждают от взглядов.

Есть специальная деревянная лохань для купания, с отверстием (тенешир) для стекания грязной воды. Нужно три полотенца и зачастую три обмывальщика. В это время 3-5 стариков читают молитвы снаружи места купания.

После этого покойного заворачивают трижды в саван (белую материю 15-20 м).

На носилках (табут) покойника ставят на подставку и покрывают зеленым покрывалом с молитвами. Это покрывало несут из мечети. Для всеобщего прощения покойника кладут головой на запад. Могилу копают именно в день смерти родственники или наемные люди, которых нужно одарить деньгами и накормить на кладбище горячим обедом.

Если человек скончался до обеда – нужно хоронить его в тот же день, до захода солнца. Если после обеда – утром следующего дня. Первую лопату с землей наполняют самые близкие, каждый присутствующий кидает землю на могилу, после чего кладет лопату лицевой стороной вниз.

После кладбища все моют руки и садятся за поминальную трапезу. Поминки устраивают на 3-й, 7-й, 37-й, 40-й, 52-й дни после похорон, а потом через полгода и год.

Источник: http://cidct.org.ua/pogrebalnyiy-obryad-kryimskih-tatar/

Из истории альманаха

Погребальные традиции татар: как хоронят и проходят поминки

Альманах посвящен проблемам библиотечного дела, книжной культуры и вятского краеведения. Материал сгруппирован по разделам; часть их остается неизменными, другие меняют наименование, третьи появляются вновь. Так, в 3-м выпуске появились новые разделы «По музейным залам» (знакомство с музеями области и их коллекциями), «Наш гость», «Отражения» (информация и рецензии на самые интересные краеведческие издания). Несомненный интерес читателей вызывают основные, постоянные разделы альманаха — «Наши раритеты», «Из неизданного», которые рассказывают о книжных и рукописных сокровищах библиотеки и отдела краеведческой литературы. Разнообразные материалы по истории и культуре края помещены в разделах «О Вятке и вятчанах» и «Судьбы. Портреты». Раздел «Хроника», составленный по материалам областной и районной печати, знакомит со значительными событиями прошедшего года в общественной и культурной жизни города и области.

Редколлегия ведет тщательный отбор материалов, главное из требований — их новизна и содержательность, т.е.

материалы ранее не должны нигде публиковаться, с одной стороны, с другой — это должны быть научно обоснованные материалы, открывающие новые факты и имена вятской истории. Таким образом, альманах является своеобразным вкладом в развитие и изучение вятского краеведения.

Уже сейчас он активно используется в практической работе библиотек, а также в учебных заведениях области, являясь еще одним источником исторических сведений о крае.

Альманах адресован преподавателям, краеведам и всем тем, кому интересна и дорога история Вятки.

Кроме того, он не замыкается географически на Вятской губернии — Кировской области — включает материалы исследователей из других регионов, занимающихся проблемами вятской истории и культуры, что значительно обогащает нашу науку.

Достоинством альманаха является и то, что он снабжен разнообразным иллюстративным материалом — открытки дореволюционной Вятки, фотографии лучших фотохудожников, коллажи из книг, графика.

Авторы альманаха — библиотечные работники, видные исследователи и краеведы, писатели, журналисты — в популярной и доступной форме рассказывают о культурном прошлом Вятки и ее нынешнем состоянии. Образно говоря, это альманах друзей библиотеки им. А.И. Герцена.

1-й выпуск альманаха был отмечен в 2001 г. дипломом Пермского форума книги, 2-й — признан лучшим краеведческим изданием по итогам выставки «Вятская книга — 2001» в апреле 2002 г.

О популярности издания говорят такие, например, факты: в прессе опубликован ряд положительных отзывов и рецензий; авторы (среди них крупные исследователи г.

Кирова, других регионов и даже других стран) считают за честь опубликовать свои материалы в нашем сборнике, а в работах некоторых учёных мы находим ссылки на наш альманах как авторитетный научный источник; студенты учебных заведений города пишут рефераты и контрольные работы об альманахе.

Альманах «Герценка» — издание продолжающееся. В портфеле редколлегии ныне лежит большой объем материалов, рассчитанных на несколько лет вперед.

Главное, что движет авторами альманаха, — любовь к Вятке и ее сокровищнице — библиотеке, желание заставить читателя любить нашу историю и неустанно ее изучать.

Жанровое своеобразие (альманах) издания, наполненность разнообразными материалами делают его познавательным и полезным чтением для всех, кто интересуется историей и культурой Вятки.

Источник: http://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number25&ELEMENT=gerzenka25_3_5

Погребальные традиции татар: как хоронят и проходят поминки

Погребальные традиции татар – это комплекс мероприятий и обычаев на похоронах умершего данной народности. У исповедующих ислам подготовительные мероприятия к захоронению стартуют при жизни. Старцы заблаговременно подготавливают саван, набор предметов для саадака – раздача даров на похоронной церемонии.

Обычаи захоронения татар

У мусульманских верующих принято, чтобы женщина готовила материю, из которой сошьют саван, для нее и супруга. В период погребальной церемонии гостям дома и соболезнующим передают саадак – деньги, платочки, сладости.

Когда человек умирает, по традиции необходимо повернуть его лицом в сторону к Каабе. Имеет значение, чтобы предсмертными словами представителя татар были священные строки Корана.

Если умирающий не может произносить слова, родным необходимо прочитать погребальную молитву за него. Сократить мучительные минуты поможет чтение суры Гром.

Подготовка тела

Хоронить татар следует в обращение к Мекке, тело запрещено размещать на нежесткой поверхности. Руки человека располагают вдоль тела. На грудную клетку укладывают металлический предмет, ножницы. Усопшего по традиции укрывают тканью, а голову – полотенцем.

Похороны по татарским обычаям проводят, соблюдая ряд правил погребальной церемонии:

  • Оплакивать, причитать запрещено.
  • Зеркальные и отражающие поверхности завешиваются плотным материалом.
  • В ночное время, сидящих с умершим мусульманином поят чаем.
  • Днем ритуал предусматривает подготовку места для захоронения.

Могила по погребальным традициям татар делается по специальной схеме: у дна проделывается расширение в одну сторону, чтобы разместить, покойного. За участком обязательно присматривают вплоть до траурной церемонии, вниз укладывается топор или иная вещь из металла.

Читайте также:  Поминки 1 год: правила проведения в годовщину смерти

Тело умершего татарина обматывают льняным материалом, когда место захоронения подготовлено. К данному сроку женщины успевают пошить саван – большими стежками, вручную, без узлов на нитке.

По погребальной традиции омовение выполняют представители одинаковой половой принадлежности. Вода для ритуала готовится под прочтение молитвенных строк из Корана, в нее добавляют ароматные травяные настои.

Ведро запрещается ставить на напольную поверхность. Под него подкладывают полотенце.

При погребальной церемонии в помещении присутствуют близкие люди, опытный старец, который подготавливает тело и раздает указания участниками.

 По традиции у татар омовение выполняют трое: один человек вращает умершего, второй отслеживает наличие святой воды, еще один обливает покойника.

Женщин моют, раскинув над телом чистую белую простыню. Когда погребальный ритуал окончен, начинают обряжение. Одежда, в которую одевают татар после смерти, именуется кэфен — рубашка, фартук и платок для покойницы. Представителям мужского пола надевают чалму.

Помощникам по традиции полагается садака. Когда обряд закончен, близкие прощаются с умершим.

Похороны

Выносят татар ногами вперед, потом поворачивают головой в сторону Мекки. Переносят тела в особых носилках, на определенное время их ставят на возвышении перед кладбищенской территорией, по традиции проговаривают погребальную молитву.

Мусульманина не хоронят в гробу. Современные татары могут уложить умершего в гроб без крышки. В похоронах принимают участие исключительно мужчины:

  • Трое родных опускаются в могилу и ставят покойного на 3-х полотенцах, закрывают нишу с усопшим кирпичом сбоку, с верхней стороны толью, чтобы в лэхет не проникала грязь.
  • Затем татары надевают на пояс погребальные полотенца, на которых опускали покойника, покидают яму.
  • Когда могила засыпается землей, все участники церемонии усаживаются вокруг нее, мулла читает суру 51 из священной книги.

По традиции, собравшимся на похоронах раздается саадака – платочки, носки, денежные средства.

Хоронят татар сидя. Мусульмане верят, что после кончины душа встречается с ангелом смерти, перед которым умерший держит ответ за земные дела. Он должен быть в приличном виде и подготовлен к разговору согласно погребальным традициям.

Во время похорон женщины возвращаются домой, молятся. По обычаям татар перед ней ставят тарелку с мукой и живую курицу или яйца. После читки продукты передаются бедному участнику как подаяние. Обряд делается пока усопший не опущен в могилу.

Далее женщины моют мокрой тряпкой пол начиная от порога. Выполняют стирку вещей умершего. В доме, где умер мусульманин, три дня не готовят.

Погребальной традиции людей на поминальную трапезу приглашают к соседям.

Какой должна быть татарская могила

Кабр — место захоронения татар, может подготавливаться различными способами, в зависимости от территориального расположения, рельефа земли и от состава грунта. Обязательно соблюдаются 2 правила:

  • Умерший должен быть под защитой от зверей. Место захоронения не должно источать запаха.
  • По традиции, погребальная яма роется глубокая, чтобы ее не разрыли животные: вширь 600–800 мм, длиной в рост усопшего с вытянутой рукой. Могила вглубь должна быть минимум полтора метра, максимум (сунна) — 2 м 25 см. Место погребения татарина делается по направлению к Мекке, размером, удобным для усадки покойного. В сделанную и закрепленную кирпичной кладкой нишу размещают тело, укрывают потолочную поверхность плитами и покрывают яму землей.

Если верующий татарин умирает на морском судне, законы Шариата предусматривают перенесение погребальной церемонии, чтобы привезенный на сушу  мертвый мог пройти ритуальный обряд. Если земля далеко, над усопшим выполняется омовение, обряжение и читка священной книги. К нижним конечностям привязывается груз, покойный по мусульманским традициям предается воде.

Место захоронения татар отличается от христианский кладбищ устройством в соответствии с завещанием пророка Мухаммеда. Надгробные камни и кабры смотрят на Мекку. Посещающий могилу не должен поджигать и ставить свечки, оставлять венки, букеты цветов. Для поминовения запрещено употреблять алкоголь.

На плите по погребальным старинным традициям указывается имя умершего татарина, день смерти, сведения о нем и строки из священной книги.

Не следует ставить памятники с фото, нельзя использовать могилу в качестве места для молитвы. Нельзя хоронить на кладбище неверующих.

Правила и традиции татарских поминок

Татарские похороны проходят по мусульманским погребальным правилам. На церемонии нельзя громко плакать, запрещается оплакивать умершего уже на 4 день после смерти. По традиции скорбить можно, не привлекая внимания окружающих. Нельзя, чтобы, родные истерили, рвали вещи, наносили себе травмы.

Пророк сказал, что усопший испытывает муки, при чрезмерном оплакивании. По религии ревущих юношей или татар среднего возраста стоящие рядом осуждают, а малышей или старцев утешают.

Запрещается спать в доме покойного. По погребальной древнейшей традиции 2 раза тазию не выражают. Читается Коран и раздается садака. Поминают:

  • В день погребения.
  • На 3 сутки.
  • На 7 сутки.
  • На 40 сутки.
  • На 51 день.
  • В год со дня кончины.

У татар 51 день смерти считается наиболее мучительным, по поверьям на эту дату приходится «отделение всех костей». Поминки согласно погребальной мусульманской традиции проводят ежегодно.

Что готовят на поминки у татар

Представители разных полов после погребения поминают отдельно, кушать и пить принято в разных помещениях. После обеда в тишине отправляются к могиле усопшего татарина. Согласно исламской традиции, меню включает в себя халяльную баранину, суп из нее и гречу с кусками мяса. Первостепенно кушают суп, потом подается второе. На столе присутствует выпечка, сухофрукты, сладости.

Погребальный обряд соблюдают все верующие татары. Традиции передаются из поколения в поколение и все мусульмане, которые посещают Мечеть, им следуют.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cd1c1480092d700b8983b3d/pogrebalnye-tradicii-tatar-kak-horoniat-i-prohodiat-pominki-5cd435f5b539b500b33dd5c3

Похоронные традиции у татар

10 Декабря 2013

В каждом ауле есть человек, который в подробностях знает порядок ритуального действия и следит за точным его исполнением.

В мусульманских семьях принято, чтобы к старости женщина приготовила достаточное количество материала, из которого будет сшит саван, для себя и для своего мужа. Это белая хлопковая ткань длиной около 15 метров.

Также во время татарских похорон всем пришедшим в дом и выразившим соболезнования людям принято раздавать саадак – небольшие полезные вещи: полотенца, отрезы ткани, платки, носки. Все это собирается и хранится до печального дня в семьях.

Часто для саадака используются и вещи, полученные на чужих похоронах.

Обряжение умершего

Умершего нельзя класть на мягкое. Его кладут головой в сторону Мекки. Руки покойника вытягивают вдоль туловища. На грудь обязательно кладут железный предмет, например ножницы. Тело покрывают простыней, а голову – полотенцем, чаще старинным домотканым. Возле умершего всегда находятся люди.

Обычно это пожилые женщины, возможно и не состоящие с ним в родстве. Плакать, громко причитать запрещается. Все предметы, которые обладают свойством отражать, завешиваются тканью. Всю ночь сидящих с покойным поят чаем. Утром все мужчины, которые могут это делать, идут рыть могилу.

Могила роется особая: у дна делается расширение в одну сторону, достаточное, чтобы вместить человека. И могила не должна оставаться без присмотра до самых похорон. Если возле нее не находится человек, в нее опускается топор или другой металлический предмет. Копавшим могилу обязательно раздают садаке.

Обмывать умершего начинают, когда могила уже готова. К этому времени женщины успевают сшить саван – крупными стежками, на руках, без узелков на нити. Обмывают строго мужчин мужчины, женщин – женщины. Вода для обмывания готовится под чтение молитвы, ведро с этой водой нельзя ставить на пол.

Под ведро подстилается полотенце, в ведро подливают теплую воду по мере расходования. Во время обмывания в комнате находятся люди, которые выполняют строго обозначенные действия под руководством самого опытного человека, который непосредственно обмывает умершего и руководит остальными.

Еще один человек помогает переворачивать усопшего, третий следит за тем, чтобы не кончилась вода, четвертый поливает. В последнюю воду добавляют настой душистых трав. Женщин обмывают, держа над ними чистую белую простынь.

Завершив обмывание, приступают к обряду обряжения. Одежда, в котором хоронят татар, называется кэфен. Это рубаха, фартук и платок, если умерла женщина. Мужчин обряжают в чалму. Всем помогающим обмывать и обряжать умершего полагается садака – отрезы на платье, платки, полотенца.

Когда покойник обряжен, приходит время прощания, в котором участвуют только близкие.

Погребение

Выносят покойника ногами вперед, затем переворачивают. Несут в специальных носилках, на некоторое время носилки оставляют на небольшом возвышении перед кладбищем, в это время присутствующие молятся соответственно обряду. По мусульманским канонам, человека нельзя хоронить в гробу.

В настоящее время иногда покойника укладывают в гроб, но никогда не закрывают его крышку. Как правило, в самом погребении участвуют только мужчины.

Трое самых близких родственников спускаются в могилу, принимают усопшего, которого опускают на трех полотенцах, укладывают его и после закладывают боковую нишу с покойным кирпичом, а сверху толью, чтобы в лэхет не попала пыль. Опоясываются полотенцами, на которых спускали покойного, и выходят из могилы.

Когда могилу засыпают землей, все участвующие в ритуале погребения рассаживаются вокруг могильного холма, а мулла читает суру из Корана. Тут же, на кладбище, родственники раздают всем, кто помогал, саадака – платки, носки, деньги.

В то время, когда на кладбище происходит захоронение, женщины возвращаются в дом. Одна из них, знающая Коран, читает его. По традиции перед ней ставится блюдо с мукой и живую курицу. Если курицы нет, то яйца. После прочтения мука и курица отдаются самому нуждающемуся в качестве могильного подаяния, все это нужно завершить до опускания умершего в могилу.

Затем женщины обязательно моют пол, начиная с порога. Стирают, в первую очередь, вещи, соприкасавшиеся с покойным, и вещи, принесенные из мечети. Все это нужно успеть сделать до прихода мужчин с кладбища. Опять раздается саадака всем присутствующим.

Затем в дом заходят старики – не родственники покойного, и читают Коран. В доме, где умер человек, три дня действует запрет на приготовление еды. Поэтому по традиции близких на обед приглашают соседи, родные.

Источник: https://www.euritual.ru/info/pohoronnye-tradicii-u-tatar/

Дни поминок мусульман

Существует стойкое мнение, что якобы в Исламе существуют определенные дни поминок мусульман. Шариат не приветствует проведение поминок, но и нет строго запрета. Необходимо учесть то, что мусульмане различных регионов России частично перенимали субкультуру того региона, в котором находятся.

Читайте также:  Что раздают на 9 дней после смерти на поминках: традиции

Происходила ассимиляция с другими национальностями. Культуры народов объединялись и менялись со временем. Естественно так же это не могло не сказаться на религии в целом и отношению разных народов к поминкам, в частности.

С начала 80х годов и до нашего времени происходит постепенное реформирование в религиозном мире. На смену традициям предков приходят истинные каноны Ислама. По Шариату для траура дается три дня. На 3й день поминальный обед вполне можно заменить садака.

В отличии от православной религии «садака» не только милостыня для нищих. Это может быть любое богоугодное дело. Общественное деяние, которое принесет пользу многим людям тоже считается садака.

Если все деньги мусульмане будут вкладывать в помощь нуждающимся, строительство дорог, школ, больниц и т.д., а не в проведение роскошных поминальных обедов, то это будет истинным садака.

Дни поминок мусульман в 7, 40 и 1 год скоро потеряют свою актуальность. Они не являются сунной (деянием, рекомендованным религией), ни фарзом (обязательным требованием религии). Поэтому по значению не должны отличаться от дней других.

Неужели об умерших нужно вспоминать только в эти дни? Поминальный обед разве сможет заменить искренние молитвы и облегчит участь душе в Судный день? Ценить людей нужно при жизни. После смерти за них можно только молиться.

В день похорон для близких усопшего нужна помощь если не материальная, то хотя бы моральная. Многие народности в Исламе в этот день приходят помочь с погребением. Не грешно их накормить, если не считать это именно поминками в прямом понимании.

Но и сами люди должны осознавать, что в этот день не стоит своим присутствием создавать дополнительные проблемы с поминками. Если искренне решили помочь, то участие в погребение и молитвы за покойного будет достаточно. После похорон у многих народов в Исламе сразу расходятся по своим домам.

Соседям или родственникам желательно на 3 дня пригласить близких покойного к себе. В дни траура нужно, чтобы с ними кто-то был рядом. Бытовые проблемы в любом случае для скорбящих отойдут на второй план. А вот нахождение в доме, в котором совсем недавно умер близкий человек, способно увеличить скорбь и ухудшить без того нелегкие душевные муки.

У мусульман не принято выражать скорбь больше положенного. Слезы не запрещены, но вот громкие рыдания и стенания уже под запретом. Человеку проще сдержать свои эмоции вне стен своего дома. Тем самым не совершить греха. Смерть только этап для того, чтобы обрести жизнь вечную. Можете узнать более подробно об отношении к смерти в Исламе.

До сих пор традиции, которые достались от предков еще с советских времен, главенствуют в проведении похоронных обрядов и поминок. Дни поминок мусульман в 3,7,40 и год, а также в 52 дня еще принято отмечать у народностей на территории бывшего советского союза.

Этот атавизм прежнего периода порицается религиозными деятелями Ислама. Можно рассматривать поминальные обряды разных народов мусульманского мира только, как культурное наследие. Истоки этих обрядов следует искать в далеком прошлом.  

Похоронные и поминальные традиции могут различаться у одного народа, проживающих в разных регионах. Поэтому не стоит удивляться, если от приезжей родни услышите про обязательную традицию при поминовении, про которую не приходилось слышать до этого. Также это касается и проведения похорон.

Небольшое отступление. К примеру, у астраханских татар в начале IX века существовало несколько похоронных обычаев, которые могли несколько удивить поволжских татар. Единый народ, единая вера, но разное отношение к похоронам. После того, как могила покойного засыпана, все участники похорон расходятся по домам. Поминки в этот день не проводятся.

На могиле остается только один из близких умершего и могильщики, с которыми он должен рассчитаться за копку могилы. С ними он рассчитывается отрезом куска ситца. Учитывая то, что данная традиция имело место быть в начале прошлого века, кусок ткани может и имел какую-то ценность. Могильщики же ссорились при дележе ткани вплоть до драки.

Согласно поверью астраханских татар после того, как могила засыпана, к покойному приходит сатана. Если он видит ссору, то стремиться разжечь еще большую вражду между спорящими и сразу летит к ним.

В этот момент душа покойного сможет ответить правильно на вопрос двух ангелов о том, кто его Бог. Сатана же не успевает его запутать в тот момент.

С этой целью могильщики и заводят ссору.

Поверья и обычаи играют в поминках немаловажную роль. Родня и близкие покойного, естественно, опираются на те традиции, которые велись испокон веков. Нередко такие обычаи превалируют над основами религии.

Одно из правил Шариата- поминки делаются не для того, чтобы объедать близких покойного, а помочь им в трудную минуту. В свою очередь близкие выражают свою скорбь и почтение к умершему, давая садака нуждающимся и неимущим. Казалось можно этим и ограничиться. Опять же необходимо учитывать обычаи того народа, где проводятся поминки.

В Азербайджане будет считаться позором для семьи, если покойного не проводить достойно. Поэтому только скудное угощение и садака нищим – не для азербайджанцев.

  Исстари повелось так, что их поминальные обеды подразумевало наличие обильных угощений. Количество народа не ограничивалось приглашенными. Там не принято приглашать.

Каждый имеет право прийти на поминки, если считает своим долгом проститься с умершим.

Поэтому на поминки в отдаленных населенных пунктах приходили со всех соседних поселков, а в городе целые кварталы. Количество народа набирается великое множество. Гостеприимство азербайджанцев не позволяет уйти гостям голодными. Затраты на поминальные обеды нередко превышает свадебные.

Обычно частные поминки у мусульман проводят на 3-й, 7-ой и 40-ой день и годовщину. Так же на 52 день принято считать, что тело полностью разлагается. Поминальным днем принято считать каждый четверг до 40-го дня. Сложно подсчитать, сколько за это время приходится родне умершего встречать различных гостей и каких все это стоит финансовых затрат.

Киргизы тоже не сторонники аскетических поминальных обедов. Обычаи их предков настоятельно рекомендуют разнообразить меню с угощениями и накормить большое количество народа. Это должно умилостивить дух умершего. Обязательно режут скот для угощения. Является своего рода жертвоприношением.

Не каждый содержит свою скотину, приходится покупать. Гостей много. Меню в соответствии с поминальными обрядами предков требует так же не малых затрат. Совсем неудивительно, что родственникам умершего приходятся занимать немалые деньги, чтобы соответствовать традициям.

Чечня и Ингушетия. Не придерживаются столь расточительных обычаев, как в Азербайджане. Но также поминки проводятся с массой народа, которые явились помочь в похоронах. Все вопросы, связанные с похоронами; омовением тела, подготовкой к погребению, копкой могилы — они берут на себя.

Следовательно, необходимо их всех накормить, разместить приезжих, найти дополнительные столы и стулья. Все эти житейские хлопоты могут на некоторое время отвлечь близких умершего. Уважить гостя-это основное правило для этих народов. Свои горести уходят на второй план. Может в этом то и заключен скрытый смысл поминок у чеченцев и ингушей?

Поволжские татары и башкиры. Традиции не отличаются столь разительно от всех других мусульман России. Дни поминовения те же: 3, 7, 40 и год. 52 дня не является обязательным днем для поминок, но рекомендуется в этот день читать молитвы. Считается, что мясо отделяется от кости и покойный мучается от этого.

Поминки у татар проходят скромно, с молитвами и обязательной раздачей подарков и садака «хаер». На поминальном столе поволжских татар не увидите экзотических блюд. Обычно это повседневная еда: суп из баранины, лапша с картошкой и мясом, много фруктов выпечки и сладостей. Женщины и мужчины обычно едят раздельно, за отдельными столами или в разное время.

Поминки у татар и башкир-это в первую очередь возможность собравшимся почитать молитву за упокой. При этом можно почитать не только за одного, а за всех умерших родственников. Раздавая хаер собравшимся-это скорее не садака, а традиция от предков. Каждому обычно дают небольшую сумму, в 2017 году это не более 50-100 руб.

В обязательном порядке деньги дают деньги и маленьким детям. Хаер раздаю не только деньгами, но и носовыми платками и т.д. Уходящим гостям собирают с собой угощение, нередко собирая в пакет дополнительно пакеты с чаем и другими гостинцами. Чуть побогаче собирают пакет для того, кто читал молитву или рассчитываются с ним деньгами.

Как видно из вышесказанного, что поминки у татар не отличаются излишними затратами.

Если каждый из собравшихся мусульман прочитает молитву за душу покойного, то тем самым увеличит шансы его душе попасть в Рай.

Так же, придя домой и кушая подарки с поминок он будет поминать покойного добрым словом и молитвами.  В этом цель у поминок среди мусульман татар и башкир.

Традиции пришедшие из глубины веков со временем теряют свой первоначальный статус. Похоронные обряды и поминальные обеды обретают новые формы. Ранее упоминали, что детали в проведении обрядов поминовения могут сильно отличаться даже в соседних городах.

Чтобы соблюсти все каноны Ислама в этом деле лучшим вариантом будет позвонить в местную мечеть. Там помогут советом и делом.

Если же запланировать проведение поминок заранее, то вполне можете воспользоваться услугами нашего сайта.

Необходимо только разместить запрос и специалисты кейтеринговых компаний, ресторанов сами сделают Вам предложения и Вы сможете выбрать наиболее подходящее для Вас.

Источник: https://mortem.rip/blog/dni-pominok-musulman-27/

Межэтнические связи в обрядах русского и татарского населения Арзамасского края

В статье рассматриваются русско-татарские национальные связи населения Арзамасского края, проявляющиеся в особенностях обряда погребения, связь Арзамасских и Сергачских татар. Описаны три периода, из которых состоит погребальный обряд. В работе рассмотрены национальные черты татарского и русского народов, которые и определяют особенности обрядов.

Выявлены основные сходства и различия в обряде погребения у татар и у русских, их связь. Работа направлена на то, чтобы каждый человек ценил свою национальную культуру, этнические черты народа, сохранял особенности и традиции, так как именно по традициям мы отличаем один народ от другого.

Читайте также:  Как облагородить могилу на кладбище своими руками

Каждая из наций всегда будет иметь свои национальные черты, именно тогда она и будет существовать.

Ключевые слова: обычаи, традиции, русско-татарские национальные связи, национальные черты, нация, погребальный обряд, различия и сходства русского и татарского обрядов погребения.

В богатейшем историко-культурном наследии населения Арзамасского края особое место занимают вековые национальные обычаи, традиции, календарные обряды, праздники. Они, являясь яркими образцами духовных достижений и ценностей человечества, становятся важной частью традиционной культуры, они напрямую связаны с трудовой жизнью, с бытом людей.

При этом, они отражают этническую, социальную, историко-культурную жизнь народов на разных этапах его развития. Обычаи и традиции, обряды и праздники как общественные явления касаются, по сути, всей жизни человека.

Национальные традиции передавались от поколения к поколению и дошли до наших дней благодаря тому, что в народе еще живы песни, танцы, обычаи и обряды наших предков.

Поэтому, в последнее время встает вопрос о сохранении и возрождении прежнего опыта наших предков.

Как уже было сказано, во всех формах фольклора отображалась бытовая и трудовая жизнь народа, а, следовательно, существовали и определенные обряды, которые соответствовали какому-либо событию.

Каждый народ имеет свои обряды и не зависит от других, но территориальная близость обусловливает взаимовлияние одного народа на другой. Проживая по соседству, народы имели общие традиции даже не зависимо от веры.

Русско-татарские национальные связи населения региона особенно ярко прослеживаются в таких обычаях, как свадьба, рождение ребенка, похоронный обряд.

Одна из наших работ, которая была опубликована в сборнике VIII Всероссийской научно-практической конференции «Наука молодых», была посвящена традициям свадебного обряда у русских и у татар.

А в этой работе мы расскажем о различиях татарского и русского обрядов погребения в Арзамасском крае.

Особое место в семейно-бытовой обрядности занимает похоронная обрядность, включающая в себя обряды, сопровождающие подготовку покойного к погребению, обряды непосредственно погребальные и поминальные. Обряд, связанный с погребением умершего, занимает особое место в культуре каждого народа.

Имеет свои особенности и традиции и не стоит забывать, что на уровне этнокультурной традиции татарские общины воспроизводили отдельные элементы исламского мировосприятия – сакральное отношение к семье, почитание предков и людей преклонного возраста, активное жизненное индивидуальное начало, особое уважение к труду и знаниям [2, с. 117-120].

Свое исследование мы проводили в Сергачском районе.

Следует отметить, что раньше Сергачская земля входила в состав Арзамасского уезда и поэтому сергачских татар можно отнести к татарам арзамасским, а, следовательно, традиции и особенности сергачских и арзамасских татар совпадают.

Исследование было проведено с помощью интервьюирования местных жителей. Нашими информантами стали Киотова Мария Михайловна, 1938 г.р, которая поведала о русском похоронном обряде и Зиганшина Гульнур Фатеховна,1938 г.р, которая рассказала о похоронном обряде у татар.

Сравнив данные, мы выделили основные различия и сходства погребального обряда.

Погребальный обряд можно разделить на три этапа: ритуалы до погребения умершего, погребение, помин.

Весть о смерти очень быстро распространяется, поэтому в дом к умершему приходят все знакомые, чтобы попрощаться с ним, поскорбеть вместе с родными. Поэтому, обычно в доме много людей. Все пришедшие некоторое время находятся в доме умершего, помогают родным.

Затем они освобождают дом, оставляют умершего с родными.

Важной особенностью является то, что у русских, как известно, умершего погребают на 3 день, у татар же, погребение происходит по-другому: если смерть приходит до 6 утра, то погребают в этот же день, а если смерть наступает после 6 утра, то хоронят на следующий день.

У русских после наступления смерти тело покойного омывают и помещают в гроб, обычно гроб находится посередине комнаты, около икон. У татар же принято это действие совершать только после того, как будет известно, что могила готова, почти перед самым выносом.

Обычно это действие совершается родными и у русских, и у татар. У русских, как было отмечено выше, тело покойного помещается в гроб, а у татар умершего кладут на твердое место (специальную кровать из досок – тахет), глаза накрывают простыней.

Ночью, после того как народ разошёлся, родные читают молитвы: у русских Псалтирь, а у татар всю ночь они перебирают четки (тяспех) и читают молитву, а одна из женщин рассказывает или читает Коран.

У татар в доме умершего принято раздавать милостыню (саадака). Родственники раздают всем пришедшим полотенца, платки, чай и другие вещи.

Важной особенностью является то, что у русских и у татар перед выносом умершего отпевают. У татар этот ритуал совершает мулла, а у русских священник. После этого умершего выносят на улицу, где родные продолжают прощаться с умершим.

Причем, если у русских обычно все стоят вокруг гроба, то у татар мужчинам ставят лавки, а женщины стоят рядом. После прочтения молитв, мужчины несут умершего на кладбище. У русских, соответственно, тело несут в гробу, а у татар на досках. По мусульманским канонам, человека нельзя хоронить в гробу.

В настоящее время иногда покойника укладывают в гроб, но никогда не закрывают его крышку.

У русских похоронная процессия двигается не спеша, с остановками, а у татар это действие происходит очень быстро. Причем, следует заметить, что у татар на кладбище присутствуют только мужчины, женщин на кладбищах нет, в отличие от русских. Это связано с древней традицией роли женщины у мусульман. Хотя после погребения женщинам разрешается посещать кладбище.

Как известно, одной из характерных черт русской нации является эмоциональность. Обряд погребения не является исключением. Поэтому обычно этот обряд сопровождается плачем. Раньше были специальные песни, плач.

У русских даже существовали специальные бабки, которые оплакивали умершего. Умершего оплакивали во время омовения тела, выноса его, а также в процессе прощания с покойным и погребения его. У татар же это запрещается, обычно на кладбище тихо, эмоции скрыты.

Женщины могут позволить это лишь тогда, когда умершего выносят из дома.

Следующий этап в погребальном обряде захоронение тела.

Тело умершего и у татар, и у русских опускают в могилу длинными полотенцами. Эти полотенца достают обратно и отдают родственникам. У татар родственники должны повязать их на пояс и положить дома куда-нибудь на память или пользоваться в быту.

У русских гроб тоже опускают с помощью полотенец, только после ритуала они находятся в доме умершего и в быту не используются. У татар тело погребают без гроба, сверху накрывают брёвнами и ковром, чтобы не было видно [1, с. 109-121].

После погребения на кладбище у русских раздают конфеты, сладости, а у татар родственники раздают всем, кто помогал саадака – платки, носки, деньги. Вся процессия оставляет могилу.

Следующим этапом является поминовение усопшего, или поминки, которые обычно проводились в доме умершего. У русских приглашались все желающие, раньше ходили в каждый дом и приглашали помянуть. У русских поминки проводились в день погребения, на 9 день после смерти, 40 и годовщину.

У татар же этот этап погребального обряда проводится иначе. Первые поминки проводили на третий день после смерти, причем на третий день после смерти, а не погребения, на пятый, на седьмой, сороковой, пятьдесят первый и годовщину, как и у русских.

Причем, если поминки выпадают на время поста, то проводятся они ночью, уже после захода солнца [3, с. 116-123].

После погребения у русских родственникам принято читать Псалтирь сорок дней, а у татар семь дней на кладбище ходят и читают молитву: в первый день – семь человек, во второй – шесть, а в седьмой, соответственно, приходит только один человек.

Обычно у русских в доме покойника закрывали зеркала плотной тканью. Существовало поверье, что можно в зеркале увидеть душу покойного. У татар тоже существовало такое поверье.

Поэтому все предметы, имеющие свойство отражать закрывались плотной тканью. После выноса покойного татарки топили печь, мыли полы, стены, потолки, стирали занавески, покрывала, одежду и все остальное, что было около покойного.

У русских же в доме просто прибирались, наводили порядок.

Следует остановиться на одежде, в которой погребают. Обычно у русских мужчин погребают в костюме, а женщин в платье и платке (саване), у татар же умершего облекают в белую ткань, в которой и хоронят. Следует отметить, что у татар не принято помещать на могилу венки, цветы, в отличие от русских.

Таким образом, рассмотрев традиции погребального обряда, мы пришли к выводу, что и у русских, и у татар погребальный обряд делится на три этапа: ритуалы до погребения умершего, погребение, помин, эти обряды отличаются лишь сроком проведения. Отличия мы находим и в погребальной одежде, процессе погребения.

Но в целом, обряд похож, так как произошло взаимовлияние обрядов одного народа на обряд другого. Кроме этого, учитывается вера мусульман и православных в существование жизни после смерти, именно поэтому умершего отпевают, чтобы простились ему все земные грехи, родственники читают молитвы, раздают милостыню, чтобы умершему было легко пройти все испытания в жизни небесной.

В этом случае стоит лишь говорить о различиях самой веры мусульман и православных, но не о различиях обрядов.

Все же, в погребальном обряде, в отличие от свадебного, у татар больше сохраняются этнические и национальные черты народа, особенности характера.

В последнее время татарский народ все больше и больше обрусевает, ослабевают некоторые правила, хотя это происходит и у русских. Но каждая из наций всегда будет иметь свои национальные черты, именно тогда она и будет существовать.

Так как именно по традициям мы отличаем один народ от другого. Поэтому, непременно, следует сохранять традиции и черты своей нации.

Литература:

  1. Катанов Н.Ф. О погребальных обычаях тюркских племен с древнейших времен до наших дней // Известия Общества археологии, истории и этнографии. – 1894. – Т. XII. – Вып. 2. – С. 109-121.
  2. Саттаров Ш. Татары-мусульмане. Смерть и похороны // Инородческое обозрение. – Казань, 1913. – Кн. 2. – С. 117-120.
  3. Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа. – Казань: Магариф, 1984. – С. 116-123.

Источник: https://moluch.ru/archive/103/24340/

Ссылка на основную публикацию