Новоиерусалимский или Воскресенский монастырь основан в 1656 году. Он находится в небольшом уютном городе Истра Московской области.
Появилась обитель благодаря Патриарху Никону, который пожелал соорудить на данном месте резиденцию патриархов. Кроме того, здесь многократно на ночлег останавливался сам Никон с целью посещения Иверского монастыря.
Новая обитель строилась с целью благоустройства московского княжества.
По плану объект с высоты должно повторять силуэт гроба Господня, который находится в Иерусалиме. Закладку святыни выполнили на возвышенности Сион. По соседству располагались и другие холмы Фавор, Елеонский и река Иордан (современное название – Истра).
Как добраться
Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.
Вы можете выбрать один из трех удобных способов поездки. Из Москвы до Истры регулярно ходят электрички. Вам необходимо приобрести билет на поезд, который идет до Новоиерусалимской, Румянцево, Волоколамска, Шаховской. Расписание электричек вы сможете уточнить на официальном сайте.
Также доехать можно на автобусе. Из Москвы ежедневно курсирует транспорт под номером 372. Длительность пути составит 60 минут. От остановки до храма идти 10-15 минут. Третий способ поездки – личный автомобиль. Недалеко от монастыря предусмотрена стоянка для автомобилей.
Многие туристы предпочитают приезжать в Истру экскурсионным туром. Так, можно совершить прогулку в Подмосковной Палестине и услышать рассказ о святынях. Вам покажут панораму ансамбля, который стоит на Сионском холме.
Вы узнаете много об уникальных раскопках, об основных сооружениях и святынях. Не забудьте взять с собой тару для того чтобы набрать воды из святого «Силоамского» источника. Положительных эмоций будет масса.
Непременно появится желание снова посетить эти места.
История Собора
Строительный процесс шел на протяжении 14 лет. Работа была разделена на два этапа. Первый период приходится на 1656-1666 гг. Первоначально стены состояли из дерева. В этот период занялись обустройством скита Никона. Сегодня он называется Отходной пустынью. Затем построили Елеонскую часовню.
Работы на определенный отрезок были прерваны. Они восстановились в 1679 году по приказу царя Федора Алексеевича. Более того, в новом указе содержалась информация о возведении еще двух десятков святынь. В конечном итоге общая доля построек состояла порядка 1630. В итоге получилось огромное богатейшее владение России.
Никону полностью удалось реализовать свой замысел. Комплекс максимально отражал сущность Святой Земли. Вся местность разделилась на определенные части — Галилея, Вифлеем, Елеон. Основатель монастыря скончался в 1681 году. В дальнейшем строительный процесс был продолжен архимандритом Никанором.
В 1941 году здание было полностью разрушено Германией. Наибольшая доля удара пришлась на колокольню, шатер, ротонду. В 1985 году утраченная глава вернулась на прежнее место. Шатер же восстановили только в конце 20 столетия. Но теперь в роли его основы была качественная конструкция из металла.
С 1995 года обитель стала являться неотъемлемой частью русской Православной церкви. Теперь с этого момента на участке соседствуют две постройки — ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим». Он имеет современное техническое оснащение.
Архитектура и отделка
Согласно плану, Воскресенский собор должен быть являться точной копией Гроба Господня. Таким образом, комплекс должен быть состоять из трех частей. В замысле находят отражение основные христианские святыни. Весь спектр строительных мероприятий реализовывался в несколько этапов. Так, до 1666 года завершили работу над кровлей, колокольней.
Собор, как снаружи, так и внутри является невероятно прекрасным. Его отделка выполнена керамическими поясами, декор изысканный – используются порталы, наличники, красивые иконостасы. Для колокольни подготовили 15 колоколов. Сегодня вес самого крупного составляет 100 пудов. В 1679 году монтировали главу, шатер. В 1690 г объект осветили.
Современный собор уступает по размерам своему величественному прообразу. Однако все богословское содержание было передано с максимальной степенью точности. Особенно древнерусские мотивы заметны в восточной зоне храма. Композиция из множества глав по форме похожа на пирамиду. Все элементы отстраивались независимо друг от друга. В итоге получилось целое, неделимое сооружение.
Палаты «Нового Иерусалима»
В западной части территории ансамбль включает в себя палаты. Они представлены Трапезными, Больничными и Архимандричьими. Задумывалось первоначально, что данные постройки будут располагаться, как отдельные здания. Но к концу 18 века стало понятно, что наиболее гармоничной картина получится, если создать единую целостную модель.
В роли фундамента для трапезных применялись старые службы из камня. Они были заложены еще в 1666 году. В западной стороне вы сможете увидеть три палаты, они стоят неподалеку от церкви Рождества Христова. Палаты имеют торжественное оформление, их украшают наличники белоснежного цвета.
Огромные окна полукруглой формы подчеркивают статус строения.
Больничные палаты находятся вблизи церкви «Трех Святителей». Они характеризуются компактностью и более сдержанным декором. С севера находятся настоятельные покои. Несмотря на простоту оформления, объект не теряется на фоне других. Он подчеркивает выгодные стороны других, рядом расположенных зданий. При больничных палатах освещение церкви состоялось в 1698 году.
При возгорании сооружение полностью сгорело. Решено не проводить комплекс восстановительных мероприятий. Помещение оборудовали в цокольном этаже. Отдельного внимания заслуживает лестница, направленная в Царские покои. Ее отделка выполнена с использованием изящной аркады. Этот элемент декора прекрасно дополняет оформление восточной части фасада.
Скит патриарха Никона
Важнейшим памятником российской Палестины является скит патриарха Никона. Он использовался для проведения уединенных молитв. Строительный процесс шел в 1657-1662 гг. Объект, возведенный на берегу Истры, может похвастаться броским оформлением.
Этот скит является единственным памятником, который смог уцелеть за стеновой оградой. Нижние этажи применялись в роли служебно-хозяйственных помещений. Трети ярус отдан под приемную комнату. Здесь же находится церковь богоявления Господня. Скит отличается плоской крышей.
На ней монтированы многие значимые сооружения – звонница, келья.
Крепостная стена и Святые врата
Достопримечательности на протяжении длительного времени защищали территорию монастырского комплекса. Стройка объекта продолжалась в течение четырех лет (1690-1694 гг.).
Архитектура включает в себя основные правила крепостного зодчества. Ограждение получилось масштабным. Его высота составляла 9 метров, а толщина ровнялась 3 метрам. При этом общая длина стены находилась в пределах 920 метров.
Интересно, что углы и изломы являются заполненными семью одинаковыми башнями.
Ранее, была еще одна башня – восьмая, но она не дожила до нашего времени. Конструкция была высокой и находилась с западной стороны ворот. Ярусные башни не выполняли защитной функции. Они преимущественно использовались в качестве художественного украшения. Примечательно, что и конструкции повторяли стиль ротонды и шатра Воскресенского собора.
Святые ворота состоят из трех — пролетной арки. За ними следует церковь Входа Господня в Иерусалим. Вертикальное сооружение эффектно гармонирует на фоне обще конструкции. Если прогуляться по подворью, то можно увидеть еще Наместничьи и Караульные палаты. Они монтированы рядом с оградой и вратами.
Гефсиманский сад и парк
Территория монастыря была прекрасно озеленена. Примером этому служат Гефсиманский сад и парк, которые когда-то находились за Елизаветинскими вратами. В древности на данном участке было много разнообразных протоков. Они привели к образованию острова. Сегодня его остатки практически не заметны. На острове жил Никон, когда проводил богослужения в обители.
Сегодня на территории сада организовали архитектурно-этнографический музей. В роли экспонатов представлены старинные деревянные постройки. На общем фоне заметно выделается мельница, крестьянская усадьба, часовня.
До 21 века здесь находилось еще одно прекрасное здание – церковь Богоявления. Но святыня сгорела. Произошло короткое замыкание. Если пройтись по крестьянским усадьбам, то можно рассмотреть музейные экспозиции. Экскурсия сюда покажется достаточно познавательной.
Вы получите шанс поближе познакомиться с искусством и бытом русского народа.
Трапезная и церковь Рождества Христова
По замыслу на первом этаже оборудовали храм Рождества Христова. Архитектором являлся Григорий Бартенев. Средства на строительство были даны самой Екатерина II. Более того, каждый предел также имел своих вкладчиков. Рядом были построены пределы Поклонения волхвов, Мучеников и т.д. В Святой Вертеп регулярно проводился крестный ход.
К сожалению, внутреннее убранство предельных святынь не сохранилось до нашего времени. В 1941 году достаточно сильно был поврежден и корпус трапезных. А вот в северной палате разгромили только вход. Были реализованы реставрационные мероприятия, которые помогли вернуть утерянный архитектурный облик. Фасады воплощают в себе стилевые решения XVII — XIX веков.
Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим
Надвратный храм имеет торжественное оформление. Он соединяется с крепостной стеной. Освещение приходится на 1697 год. Основание выполнено в форме креста. Нижний ярус имеет форму квадрата. У западных ворот находится храм Рождества Христова. Сегодня помещение обители отдано под Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».
Подземная церковь Константина и Елены
С восточной части ансамбля расположена Подземная церковь Константина и Елены. Строительство сооружения началось еще при Никоне. В итоге получилось здание прямоугольной формы, характеризующиеся простотой оформления. Кровля является плоской и обведена балясником. Стены высокие – 1,5 метра от земли. Имеется одна глава. В роли украшений выступают изразцы.
Некрополь
Для того чтобы попасть в некрополь, необходимо зайти во внутрь собора. В 1999-2003 гг. была проведена череда исследований. Они помогли выявить крупные части надгробных памятников. Также было обнаружено около 100 целых элементов. Найдено немало объемных архитектурных форм.
Урон некрополь понес в 1920-1930 гг. В этот отрезок произошел сильный взрыв собора. В процессе реализации строительных мероприятий учитывались особенности расположения важнейших захоронений в прошлом. Здесь находится много погребений лиц, которые вносили вклады в возведение святыни.
Святыни монастыря
На святые земли верующие приезжают в Истру из различных регионов.
Основными святынями монастыря являются икона «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном», разборная модель Храма Гроба Господня, дарохранительница из придела святой Марии Магдалины, фрагмент омофора Патриарха Никона. Службы проводятся регулярно. Их расписание рекомендуется уточнять заранее.
При желании перекусить можно в трапезной. Она находится в левой части от собора. В продаже имеется выпечка и напитки. Еда вкусная, цены доступные. Имеется церковная лавка, можно заказать требы.
Набор святой воды осуществляется в Силоамском источнике в Гефсиманском саду. Также на реке Истра-Иордан организована купель. При желании можно в нее окунуться. Температура воды находится в пределах 16 градусов.
Спуск обеспечивается удобной, деревянной лестницей. Единственное, не предусмотрены раздевалки.
История обители
От основания обители до ссылки Святейшего Патриарха Никона
Даты указаны по старому стилю
1656 годПокупка Патриархом Никоном села Воскресенского, с окрестными деревнями и пустошами, у тогдашнего его владельца стольника Романа Бобарыкина. Село было куплено в вотчину основанного ранее Патриархом Никоном Иверского монастыря.Начаты работы для подготовки места строительства монастыря. Холм на котором теперь находится монастырь был очищен от леса, построена деревянная теплая церковь во имя Воскресения Христова, вокруг монастыря вырыт ров и над этим рвом построена деревянная стена с восемью башнями. На башне над Святыми Вратами монастыря поставлен треугольный образ Воскресения Христова, написанный греческим письмом.
Собрано братство монастыря и над ним самим Патриархом Никоном поставлен игумен Стефан.
18 октября 1657 годаПатриарх Никон со всем освященным собором, в присутствии царя Алексея Михайловича освятил деревянный храм Воскресения Христова. После освящения Царь Алексей Михайлович, обходя монастырь и его окрестности, поднялся на холм на востоке от монастыря, и осмотрев новый монастырь и его окрестности воскликнул: «Во истину благоволи Бог исперва место сие предуготовать на создание монастыря; понеже прекрасно, подобно Иерусалиму».
Возведен в сан архимандрита первый настоятель обители игумен Стефан.
Начало 1658 годаНа Елеонском холме Патриархом Никоном водружен каменный памятный и поклонный крест в память о наречении Царем Воскресенского монастыря Новым Иерусалимом.
Каменный Поклонный Крест, водруженный на месте разрушенной в 1930-х годах Елеонской часовни. Освящен архиепископом Можайским Григорием 29 января 2006 года.
В течение лета 1658 годаПо распоряжению Патриарха Никона в 150 саженях от Воскресенского монастыря, на берегу реки Истры построен Богоявленский скит. Богоявленская церковь в здании скита освящена 22 июня (ст.ст.), Петро-Павловская церковь 29 июня.
Богоявленская пустынь (скит) Патриарха Никона. Гравюра ХIХ века
13 июля 1658 годаПатриарх Никон прибывает из Москвы на постоянное жительство в Воскресенский монастырь. Патриарх покинул Москву из-за разногласий с Царем Алексеем Михайловичем, потому как с начала 1658 года «нача быти безсоветие и раздор между Царем и Святейшим Патриархом».
1 сентября 1658 годаВ Воскресенском монастыре Патриархом Никоном заложен каменный храм Воскресения Христова. На закладке каменного соборного храма уже не было ни Царя, ни Синклита, ни Освященного собора.
1659 годНаместником обители становится архимандрит Герасим.
Начало 1665 годаВ Воскресенском монастыре собралось около 500 человек братии, монахов и белого духовенства, пришедших под омофор Патриарха Никона со всех концов России и из-за рубежа.
Все время от закладки и наречения Воскресенского монастыря Новым Иерусалимом активно ведется строительство зданий монастыря.
В созданных при Патриархе Никоне монастырских мастерских отливаются колокола для соборной колокольни, создаются изразцы и иконы для украшения соборного Воскресенского храма снаружи и внутри.
25 декабря 1665 годаПатриархом Никоном возведен в сан архимандрита Акакий из казначеев той же обители, третий настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
30 ноября 1666 годаПатриарх Никон покидает монастырь, чтобы явиться на суд собранного царем Алексеем Михайловичем собора православных патриархов.
С этого дня строительные работы в монастыре прекратились.
12 декабря 1666 годаЛишенный собором патриархов патриаршего сана, Никон отправлен Царем Алексеем Михайловичем в ссылку в Ферапонтов монастырь.
После низложения Патриарха Никона его враги (духовные и светские) многих из иноков Воскресенского монастыря подвергли суду, заключению под стражу, заточению в дальних монастырях, многие из таких узников и жизнь свою кончили в темницах.
Некоторые из братии добровольно последовали за опальным Патриархом в его ссылку.
С.Д.Милорадович. «Суд над патриархом Никоном».1885, холст, масло
Декабрь 1667 года«Для соглядания строения великой каменной церкви и всего монастыря» приезжал в обитель Его Царского Пресветлаго Величества Духовник Протопоп Государев Андрей Саввинович. «Соглядание» это не имело никаких последствий – работы по возведению соборного Воскресенского храма так и не возобновились.
- 1668 год
- 1669 год
- 10 октября 1674 год
Соборной грамотой утверждены за монастырем права на владения вотчинами приобретенными Патриархом Никоном, кроме вотчин приписных монастырей.Скончался и погребен в Воскресенской обители третий ее настоятель архимандрит Акакий.Последовала грамота из Патриаршего приказа на имя архимандрита Филофея с братией, коей велено «книги письменные и харатейные, и латинские и греческие, пересмотря, взять к Москве». По этой грамоте взято из Воскресенского монастыря и его подворья в Москве в Патриаршую ризную казну 500 книг, которым была составлена опись в азбучном порядке.
Воскресенский монастырь при царе Федоре Алексеевиче
Даты указаны по старому стилю
Царь Фёдор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного. 1686 год. Иван Салтанов, Ерофей Елин, Лука Смолянинов
24 июля 1678 годаПо Указу Великого Государя Царя и Великого князя Федора Алексеевича Спальник Иван Иванов сын Колычев приехал в Воскресенский монастырь к архимандриту Филофею и братии и Великого Государя Указ сказал, чтобы архимандрит со всею братией молебствовали о Государском здравии и о победе на турок, его де Государевым счастьем турок под Чигириным побили.
И того жъ числа архимандрит Филофей со всем Собором, облачась, молебствовали по чину, а спальник Иван Иванов у молебна до отпуста стоял и архимандриту Филофею в руки дал 50 рублей и сказал, что Великий Государь жалует ему архимандриту и всей братии те деньги за молебен.
5 декабря 1678 годаВ 7-м часу ночи было Великого Государя пришествие в Воскресенский монастырь, обедню Великий Государь изволил слушать на Голгофе, в церкви Божией архимандриту Филофею с братией Государь пожаловал грамоту на две соляные варницы в Камских усолиях, за эти варницы дано по две тысячи рублей на год, и сосуды церковные.
29 ноября 1679 годаВ третьем часу дня было пришествие Великого Государя Царя и Великого Князя Федора Алексеевича в Воскресенский монастырь с благоверными Царевнами и Великими Княжнами Евдокией Алексеевной и Татьяной Алексеевной и зайдя в монастырь изволил Государь ектению пети в церкви Честного Креста, что именуется Голгофа.
После этого посещения монастыря было решительное объявление царской воли о продолжении строительства соборного храма во имя Воскресения Христова.
1680 годТипография Воскресенского монастыря поступила во Дворец и названа Верхнею.
26 августа 1681 годаВ монастыре в приделе Иоанна Предтечи под Святой Голгофой погребен Патриарх Никон, при погребении присутствовали Царь Федор Михайлович, Царица Наталья Кириловна с Царевичем Петром Алексеевичем и Царевной Татьяной Михайловной.
https://www.youtube.com/watch?v=tS6RMVZvsOA
Кончина Патриарха Никона. Художник Н. Д. Дмитриев-Оренбургский. XIX век
Несение тела Святейшего Патриарха Никона на погребение от Елеонской горы в Воскресенский монастырь. Рисунок 1852 года
Царь Федор Алексеевич в сопровождении синклита на плечах своих несущий гроб с телом Патриарха Никона от Елеонского креста до церкви. Неизвестный художник
Гробница Патриарха Никона в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора
Воскресенская обитель в конце XVII века
Даты указаны по старому стилю
18 января 1685 годаПри Царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче освящен соборный каменный храм во имя Воскресения Христова.
Воскресенский собор. Гравюра XVIII века из собрания Д.С. Ровинского. (Более ранних изображений Воскресенского собора современная историческая наука не знает)
1686 годДержавные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.
1692 годВ монастыре тщанием Царевны Татьяны Михайловны сооружены трапезные палаты и теплый храм в память Рождества Христова.
Храм Рождества Христова. Акварель, XIX в
1694 годПостроена каменная ограда Воскресенского монастыря и надвратная церковь Входа господня в Иерусалим, над Святыми вратами обители.
1697 годОсвящена надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим.
17 июня 1698 годаБлиз Воскресенского монастыря произошло сражение войск Царя Петра Алексеевича со взбунтовавшимися стрельцами.
1699 годЦарь Петр Алексеевич посетил место сражения со стрельцами и Воскресенский монастырь, оставив в ризнице монастыря на память о своем посещении ленту и орденские знаки св. Андрея Первозванного.
Перестройка Воскресенского собора в XVIII веке
Даты указаны по старому стилю
1723 годВ царствование Императрицы Елизаветы Петровны рухнул купол-шатер над Кувуклией Гроба Господня.
1726 годВ Воскресенской обители случился большой пожар.
1749-1759 годыПо воле Императрицы Елизаветы Петровны клонившийся к окончательному разрушению собор был возобновлен и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского).
Преосвященный Амвросий (Зертис-Каменский) — архиепископ Московский. Литография XIX века
1780-е годыНа пожертвования Императрицы Екатерины II и других вкладчиков в первом этаже Рождественского храма обители устроен Рождественский вертеп и приделы Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет и Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных.
1792 годИмператрица Екатерина II пожертвовала средства на возобновление зданий обители после пожаров 1762 и 1792 годов.
XIX и начало XX века
Даты указаны по старому стилю
Первая половина XIX векаВ Воскресенском соборе Императорами Павлом I и Николаем I устроены два придела во имя Александра Невского и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.
1874 годАрхимандритом Леонидом (Кавелиным) опубликовано «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря». Фундаментальный труд архимандрита Леонида содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века.
С 1870-х годов архимандрит Леонид вёл работу по созданию одного из первых церковных музеев России — музея патриарха Никона, который открылся в 1874 году в северной трапезной палате монастыря.
План Воскресенского монастыря 1852 года
1875 годАрхимандритом Амфилохием (Казанским) издано «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII веков и 135 печатных книги XVI-XVII веков. В библиотеке Воскресенского монастыря найдены Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» — вторая по древности датированная русская рукопись.
1907 годРукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в 1920 году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей.
4 июля 1919 годаРешением Звенигородского уездного съезда Советов Воскресенский монастырь был закрыт, а его имущество национализировано.
1920-е годыНаиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату, где находятся и поныне.
Конец 1930-хСоветскими властями изъяты и переплавлены колокола Воскресенского собора, кроме большого Трехсвятского колокола, одного среднего и одного малого колоколов.
Декабрь 1941 годаНовый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали на Нюрнбергском процессе.
1950-1990-е годыВ Новом Иерусалим велись реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.
Монтаж шатра над ротондой и Кувуклией. ХХ век, не позднее 1992 года. Фото ТАСС
Возрождение Ново-Иерусалимской обители
1994 годНачало работ по возрождению монастыря
18 июля 1994 годаСвященный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II († 5.12.2008) о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители. Было вынесено следующее решение:
«С благодарностью ко Господу принять весть о возрождении Ново-Иерусалимской обители под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. Утвердить архимандрита Никиту (Латушко) наместником Ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря».
26 августа 1994 годаСвятейший Патриарх Алексий II совершил первый молебен в Воскресенском соборе.
9 октября 1995 годаРаспоряжение Правительства Российской Федерации N 1380-Р «О поэтапной передаче Русской Православной Церкви (Московскому Патриархату) в бессрочное безвозмездное пользование зданий и сооружений Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в г. Истре Московской области, являющимися памятниками градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения.
11 октября 1995 годаАдминистрацией Московской области было издано постановление «О поэтапной передаче памятников архитектуры комплекса Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в г. Истре».
6 мая 2008 годаУказом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игумен Феофилакт (Безукладников) назначен наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря.
Ново-Иерусалимский монастырь: как евангельская история ожила в Подмосковье – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Код для вставки
Код скопирован
Сегодня нам трудно понять, почему в принципе возникла такая задумка — построить под Москвой «копию Святой Земли». Но мы живем в другом мире, где можно открыть Интернет и, не вставая с дивана, в деталях рассмотреть любую достопримечательность. А если этого недостаточно, то, в конце концов, можно сесть в самолет и просто слетать в нужное место, чтобы потрогать все собственными руками.
У людей XVII века не было ни фотографий, ни даже достоверных картин Палестины. Как выглядела земля, по которой ходил Спаситель, они могли разве что догадываться. Привезенный на Русь деревянный макет храма Гроба Господня считался невероятной ценностью, ведь он позволял хоть как-то прикоснуться к евангельской истории.
Отсюда и возникла идея создать своего рода «икону на местности».
Если обычная икона стремится запечатлеть святых подвижников Церкви, то Воскресенский монастырь на реке Истре задумывался как средство запечатлеть почти недосягаемую для русского человека семнадцатого столетия Святую Землю.
Подобной «иконой» должен был стать не только сам монастырский комплекс, но и окрестности. Близлежащие холмы получили названия Елеонского и Фаворского, населенным пунктам вокруг также дали евангельские названия.
По изначальной задумке Русская Палестина должна была стать сложной системой объектов, находящихся подчас в десятках километров друг от друга.
Кликните на метки, чтобы прочесть описания объектов
Конечно, строители не пытались сделать точную копию Святой Земли: во‑первых, это было невозможно технически, а, во‑вторых (и это, пожалуй, более важно) они стремились создать именно икону с ее глубоким символизмом, а не максимально реалистичную картину. Поэтому если в Израиле от Иерусалима до горы Фавор нужно проехать 147 километров, то в Подмосковье достаточно неспешным шагом пройти всего полтора.
Идея обители нравилась и царю Алексею Михайловичу, тем более что время для подобного проекта было выбрано не случайно. Московское царство вновь возрождалось после Смуты начала XVII века, позади остались гражданская война, иностранная интервенция и годы разрухи. Страна вновь пыталась осмыслить себя, найти свое место в мире.
Москва была столицей самого большого и влиятельного православного государства в мире, а потому и Московское царство видело свою главную миссию в защите православного мира.
Политические цели в то время не отделялись от целей духовных, и здесь, невдалеке от Москвы, на берегу реки Истры, царь и Патриарх видели место для новой духовной столицы не только русского, но и мирового Православия.
Увы, Ново-Иерусалимский монастырь ждала в итоге непростая судьба, так же как непростой оказалась и судьба его основателя. Стремясь улучшить церковную жизнь, исправить церковные книги и богослужебные традиции, Патриарх Никон действовал слишком резко, а порой даже жестко.
Результатом этого стал страшный церковный раскол XVII века, последствия которого не изжиты по сию пору. Сам Никон попал в опалу к царю и был отстранен от Патриаршества решением Большого московского собора.
Довести до конца идею Нового Иерусалима он так и не успел, хотя строительство обители продолжалось и после низложения ее основателя.
Кликните, чтобы рассмотреть подробнее
Помимо своей необычной символики монастырь интересен еще и уникальным архитектурным стилем.
Московское барокко — это очень короткий период в истории русского искусства, когда западные веяния конца XVII века уже проникли на Русь, но скорые петровские реформы еще не смели старомосковских традиций: Запад и Восток причудливо сочетались друг с другом. Впрочем, писать об этом бесполезно, это нужно только видеть.
В XX веке, в годы войны, монастырь был практически разрушен — варварская попытка уничтожить его стала отдельным пунктом обвинения на Нюрнбергском трибунале.
Долгие годы Новый Иерусалим сохранялся трудами энтузиастов и сотрудников организованного здесь музея. Но осуществить его реставрацию удалось только в XXI веке.
Сегодня возродилась и монашеская жизнь обители, были построены новые корпуса для музея.
Приезжайте, здесь действительно есть на что посмотреть:
Распечатать материалы:
- Внешний вид
- Внутри
Новоиерусалимский монастырь: история, описание, фото
Достопримечательности мира
Новоиерусалимский монастырь: история, описание, фото
Новоиерусалимский монастырь известен и под другим названием – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Мужская православная обитель была основана в 1656 г. рядом с городом Истра в Подмосковье. Своим появлением она обязана патриарху Никону, пожелавшему разбить в этом месте резиденцию патриархов.
Сам Никон многократно останавливался здесь на ночлег, ведь ему часто приходилось посещать Иверский монастырь (ездил он по старой Волоколамской дороге). Строительством нового монастыря патриарх желал добиться обустройства центра православного мира на московской земле.
При этом планировалось, что грандиозное сооружение станет топографически передавать храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме.
Краткая история монастыря
Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.
Монастырь с высоты птичьего полёта
В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг.
В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма.
На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.
Вид на монастырь со стороны деревни Никулино
С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении.
Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек.
В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.
Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон.
При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г.
В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.
Вид на главный вход в монастырь
Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.
С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.
Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря
Священная достопримечательность Российской Палестины – Воскресенский собор
По плану строительства Воскресенский собор должен был точно копировать храм Гроба Господня, функционирующий в Иерусалиме. Максимально отражающая свой прототип, грандиозная трехчастная постройка своим внешним видом передает все основные христианские святыни, а именно: Голгофу как место распятия Христа и еще 2 места – погребения и Живоносного Воскресения.
Перечень работ по возведению Воскресенского собора также выполнялся поэтапно. До 1666 г. удалось не только довести здание до кровель, но и пристроить к нему колокольню, а также подготовить место для обустройства подземной церкви. Названная в память о святых Константине и Елене, она исполняла роль хранилища места обретения Креста Господня.
Но вернемся к любованию собором. Снаружи и внутри он отделан керамическими поясами, декорирован порталами и наличниками, увешан строгими и величественными иконостасами. Специально для его колокольни было отлито 15 звонких колоколов.
Из самых больших отлитых изделий к нынешнему времени осталось только одно – это стопудовый колокол, изготовленный в далеком 1666 г.
На переднем плане церковь Константина и Елены на фоне Воскресенского собора
Второй этап строительства главного собора Новоиерусалимского комплекса приходится на 1679 – 1685 гг. Тогда над центральной частью постройки появилась глава, а ротонду мастера перекрыли внушительным кирпичным шатром, диаметральное значение которого достигло 22 м. В 1690 г. состоялся церемониал по освящению подземной церкви.
Несмотря на то, что Воскресенский собор служит лишь миниатюрой своего прообраза, через свой облик и декор он весьма точно передает все богословское содержание и не отступает от старорусских традиций архитектуры и искусства.
Очень четко данная тенденция прослеживается в облике восточного фасада храма.
Его многоглавая композиция, напоминающая по форме пирамиду, отстраивалась методом объединения независящих друг от друга частей в целое неделимое сооружение.
Слева направо: Воскресенский собор, церковь Константина и Елены
Палаты «Нового Иерусалима»
Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку.
Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке.
В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.
Больничные палаты
Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.
Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась.
Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой.
Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.
Внутренний двор монастыря
Скит патриарха Никона – ценный памятник российской Палестины
Скит для уединенных молитв патриарха Никона строился в 1657 – 1662 гг. (постройка находится на берегу Истры). Из всех архитектурных памятников, находящихся за стеновой оградой Русской Палестины, сохранился лишь этот скит. Его два нижних этажа использовались в качестве служебно-хозяйственных помещений.
На третьем этаже располагалась приемная комната священнослужителя и церковь Богоявления Господня. Плоская крыша скита стала подходящим местом расположения для таких значимых сооружений, как восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.
Вид западной стороны Воскресенского собора
Крепостная стена и Святые врата – «защитники» территории Новоиерусалимского монастыря
На строительство прочной каменной стены, заменившей первоначальную деревянную ограду, ушло 4 года. Она возводилась с 1690 по 1694 годы согласно правилам крепостного зодчества. Результатом работ, руководимых архитектором Бухвостовым, стало масштабное ограждение со следующими характеристиками:
- высота – около 9 м;
- толщина – 3 м;
- общая протяженность – 920 м.
Вид на монастырские стены с башнями
Примечательно, что углы и изломы ограды не пустовали – их неприглядность скрасили семь однотипных башен. На подворье башни имелась и восьмая башня – Елизаветинская. Высокая конструкция просто украшала западные ворота.
Интересно, что все ярусные башни, принадлежащие Новоиерусалимскому комплексу, не играют никакой защитной роли. Они хоть и являются обычным элементом русских оград, но выполняют не оборонительную, а скорее художественную функцию.
Их конструкции с круглыми пристройками для винтовых лестниц подобны ротонде и шатру на верхушке Воскресенского собора.
Елизаветинская башня
3-пролетная арка Святых ворот увенчана церковью Входа Господня в Иерусалим. Ритуал ее освящения проводился в 1697 г. На фоне восточной панорамы монастыря ее вертикальная конструкция смотрится как нельзя кстати. При осмотре подворья изнутри нетрудно заметить Наместничьи и Караульные палаты – они примыкают к ограде и вратам.
Зеленые участки монастыря – Гефсиманский сад и парк
В свое время за Елизаветинскими вратами располагался Гефсиманский сад. Сегодня его нет – это место в излучине реки Истры занято парком. В древности участок, впоследствии ставший садом, был перенасыщен протоками. Когда-то они сформировали остров, а сегодня их остатки едва заметны. На этом острове и проживал святой Никон во время службы в монастыре.
Церковь Рождества Христова
На территории бывшего Гефсиманского сада размещается архитектурно-этнографический музей, экспозициями которого служат деревянные постройки местных деревень. Среди них особое место занимают крестьянские усадьбы, часовня и мельница.
До начала XXI века здесь находилась церковь Богоявления – деревянная святыня неописуемой красоты. К сожалению, короткое замыкание послужило причиной для возгорания и здание сгорело.
Непосредственно в крестьянских усадьбах расположились познавательные музейные экспозиции, отражающие искусство и быт русского народа.
Рейтинг достопримечательности:
← РОССИЯ | МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ | ЕВРОПА → |
Новоиерусалимский монастырь в Истре на карте
Города России
МОСКВА | САНКТ-ПЕТЕРБУРГ | ВЛАДИМИР | ЯРОСЛАВЛЬ |
МУРОМ | ИВАНОВО | РОСТОВ ВЕЛИКИЙ | АЛЕКСАНДРОВ |
КАЛУГА | КОСТРОМА | СЕРГИЕВ ПОСАД | НИЖНИЙ НОВГОРОД |
ПСКОВ | КАСИМОВ | ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ | СУЗДАЛЬ |
КАЗАНЬ | УГЛИЧ | ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД | ВОЛОГДА |
ГАТЧИНА | ИВАНГОРОД | СТАРАЯ ЛАДОГА | ВОЛОКОЛАМСК |
ДМИТРОВ | РЯЗАНЬ | СЫЗРАНЬ | ВЕРХОТУРЬЕ |
СМОЛЕНСК | ТВЕРЬ | ТУЛА | ТОБОЛЬСК |
КАЛИНИНГРАД | АСТРАХАНЬ |