Можно ли приходить на могилу каждую неделю

Фотоочерк Александры Деменковой

Можно ли приходить на могилу каждую неделю

Костромское кладбище — огромное. Целый город с улицами, с секциями под разными номерами. Если пойдешь по нему в одиночку, можно заблудиться и не выйти. 

Можно ли приходить на могилу каждую неделю

Первыми на работу выходят копали: к восьми утра они уже все на кладбище. Слово «копаль» я слышу впервые. Когда говорю «могильщик», они улыбаются: «Ну это простонародное название. Мы сами себя копалями зовем».

Можно ли приходить на могилу каждую неделю

Я вижу несколько выкопанных могил. Раньше можно было копать заранее, и если у копалей было время, они готовили могилы на завтра, на послезавтра. Сейчас копают день в день: значит, в каждой сегодня кто-то будет похоронен.

Стоит сильный мороз, но копали говорят, что в могиле, когда копаешь, тепло. Это тепло идет от земли. А когда очень холодно — из могилы идет пар.

Можно ли приходить на могилу каждую неделю

Копали рассказывают мне несколько историй. Своеобразный кладбищенский фольклор. Хоронила женщина мужа. Познакомилась с копалем, который копал ему могилу. Потом попросила его скамеечку сделать. Потом оградку поправить. Так и поженились.

Или еще был случай, в 1990-е. Тогда много людей в Костроме умирало: лекарств не было, ничего не было. По 400 человек в месяц хоронили. Как-то на похоронах мертвецки пьяный копаль упал в свежую могилу. Никто не заметил, гроб начали опускать прямо на него. Тогда он закричал: «Закопайте и меня!» И все, кто плакал наверху, стали хохотать.

Можно ли приходить на могилу каждую неделю

Пока мы беседуем, подъезжает похоронный автобус. В процессии — несколько человек, хоронят женщину. Священник ее отпевает. Перед тем как заколачивать гроб, родственники заводят спор: вытащить цветы из гроба или оставить? Склоняются к тому, чтобы вытащить: цветы же будут гнить.

Это неожиданно раздражает священника: «Вот умники нашлись! Цветы гнить будут, а усопшая что?» Все замолкают. После похорон священник произносит короткую трогательную проповедь, облокотившись на соседний крест.

Он напоминает собравшимся, что расписания нет, что на месте усопшей мог быть сегодня любой из нас, что наша жизнь не черновик, а чистовик, и исправить в ней ничего нельзя, потому и жить надо соответственно, со вниманием относясь к ближним.

По дороге к автобусу он просит прощения у женщины, к которой были обращены его слова про цветы. Копаль Володя cо смехом укоряет его: «Что, батюшка, постарел, вспыльчив стал?» — «Уже все улажено», — миролюбиво отвечает батюшка.

Можно ли приходить на могилу каждую неделю

Захожу в церковь при кладбище. Отпевания там бывают очень редко — можно даже сказать, что их почти не бывает. Конкурирующие похоронные компании (их в Костроме около 15) перехватывают клиентов, сообщая людям, что в кладбищенской церкви отпеваний нет, и предлагают услуги своих батюшек.

Пусто. Горят свечи. Приходит отец Дмитрий. Он ежедневно служит здесь панихиду. Если прихожан нет, как сегодня, — служит один, разговаривает с Богом. В руке отца Дмитрия записочки с именами умерших. Очень много имен.

Можно ли приходить на могилу каждую неделю

Во второй половине дня хоронят женщину из дома престарелых. Ее провожают сестра и дальняя родственница.

Так бывает нечасто: обычно на похороны «безродников» (как тут называют бездомных, людей из домов престарелых и умерших в интернатах) никто не приезжает. «Безродников» хоронят в отдельной секции кладбища.

На каждого из них государство выделяет 5900 рублей — в эту сумму включены и гроб, и крест с табличкой, и сами похороны.

Можно ли приходить на могилу каждую неделю

Сегодня должны хоронить еще трех «безродников», но выясняется, что все перенесли на другой день. Один из работников кладбища намекает, что это, возможно, из-за меня: бездомных хоронят в необитых гробах, присутствие фотографа нежелательно.

Перед входом на кладбище знакомлюсь с цветочницами. Молодые женщины. Одна покупателей зовет посетителями. Рассказывает:

— Те, кто кого-то хоронят, начинают на кладбище ходить каждую неделю… Некоторые мне деньги оставляют, просят, чтобы свечку поставила. Некоторые шоколадки мне дают: мол, помяните потом. Некоторые просто меня жалеют. А мне моя работа очень нравится. На кладбище все приходят, весь город здесь увидишь! Нет такого человека, который хоть раз в жизни на кладбище бы не пришел.

Можно ли приходить на могилу каждую неделю

Другая цветочница рассказывает такую историю:

— У одной женщины дочь умерла, молодая девушка. И она мне говорит: «Можно я вам Юлино пальто отдам, совсем новое?» Я так смутилась. Говорю: «А вдруг вы меня в этом пальто увидите, каково вам будет?» А она cказала, что для того и хочет отдать пальто, чтоб я его носила. И вот я теперь все время ношу это пальто — оно и сейчас на мне. А эта женщина приезжает, и ей приятно, что я в нем хожу…

Можно ли приходить на могилу каждую неделю

Сегодня у Городской похоронной службы больше нет захоронений. Копалям остается только подготовить участки, где нужно будет копать завтра.

Раз на раз не приходится, в какие-то дни работы много, в какие-то — почти нет. По мнению копалей, в плохую погоду умирает больше людей, чем в хорошую.

Также много работы случается после праздников — но не потому, что люди много пьют. А потому что в праздничные дни не хоронят.

Во второй половине дня за кладбищенской оградой, возле вагончика копалей, начинают жарить шашлыки. Засиживаются допоздна и разъезжаются затемно.  

Источник: https://blood5.ru/article/na-kladbishhe/

1

У меня умер взрослый сын от тяжелой болезни. Каждую неделю я хожу на кладбище и зажигаю в пятницу свечку. Очень тяжело.

Скажите, иудаизм не разрешает приходить часто? Но я не могу без этого.

  • Ора Израиль
  • Можно ли приходить на могилу каждую неделю
  • Понимаю, что в столь тяжелом эмоциональном и психологическом состоянии (словами эти чувства не выразить), в котором находится мать, потерявшая своего ребенка, независимо от того, в каком возрасте он ушел в иной мир — важно, а, быть может, и жизненно необходимо бывает поддерживать с ним хоть какой-то, пусть и не совсем обычный контакт.

У каждого в скорби — свой, индивидуальный путь. И если еженедельные посещения кладбища в какой-то степени притупляют Вашу душевную боль, если Вам от этого легче — еще какое-то время продолжайте поступать так, как поступаете. Хотя, с точки зрения нашей традиции это — неправильно.

В нашей традиции действительно существуют законы соблюдения траура. Однако не для того, чтобы регулировать человеческие чувства, ограничивать их проявления (сердцу, как известно — не прикажешь), что-то не разрешать…

Но, наоборот — чтобы помочь человеку справиться с горем и жить дальше, реализуя жизненные цели, помочь ему духовно подняться над собственными страданиями, осознать, что на все — воля Всевышнего, и правильно относиться к утрате. Ведь нам видна лишь малая часть общей картины мира.

Мы не имеем представления о том, что происходит с  конкретной душой того, кто покинул нас. И только из нашей традиции черпаем знание, что можно сделать, чтобы возвысить его душу в том мире, способствовать тому, чтобы его душа поднималась выше и выше в духовных мирах.

В этом, в частности — глубочайшая мудрость нашего мировоззрения и наших законов.

Подробнее — см. на сайте, к примеру, в ответах «Почему добрый Бог не оставил в живых моего сына?», «Душа и тело после смерти», «Как и о чем просить Всевышнего для души ушедшего мужа?», «У меня недавно погиб отец»  — с ответами, на которые в них даны ссылки.

Осознать все это человеку — очень трудно. В особенности — тем, кто по-настоящему еще не приблизился к еврейскому образу жизни.

Тем не менее, постарайтесь все же настроить себя на то, что по еврейским законам, по истечению года после смерти близкого об ушедшем в иной мир принято вспоминать в основном лишь в йорцайт (годовщину со дня смерти — по еврейскому календарю, разумеется).

Суть данной рекомендации состоит, главным образом, в том, что выстраивание, усиление и укрепление связи с умершим не помогает его душе. Не помогает и скорбящему. Зачастую, наоборот — лишь бередит рану, не дает ей хоть немного зажить, не позволяя тому, кто остался в этом мире вернуться к нормальной жизни, конструктивной деятельности.

Вы, как мне представляется, пока еще не очень глубоко прониклись еврейской традицией. И у Вас есть потребность воплотить горькие воспоминания о сыне в каких-то конкретных практических действиях. И у Вас есть такие возможности.

Я предложил бы Вам в память о сыне создать, например, библиотеку еврейских книг, которой могли бы пользоваться люди, стремящиеся изучать Тору. Или, допустим — организовать помощь молодым еврейским семьям и т.п. Это — в духе нашей традиции.

Нет у нас и запрета на то, чтобы повесить фотографию умершего в общей комнате (в спальне вешать или ставить такие портреты — не рекомендуется). То есть в данном случае имеются в виду какие-либо, скажем так, пассивные действия, связанные с воспоминаниями. Не активные.

И в заключение рекомендую прочесть на сайте и ответы «Частота посещений кладбища» и «Как часто можно посещать могилу умершего родного человека?» — с ответами, обозначенными в нем линками.

Автор текста Элиягу Эссас07.01.14

 

Можно ли приходить на могилу каждую неделю

ПОНРАВИЛОСЬ?

ПОШЛИ ССЫЛКУ ДРУГУ

Можно ли приходить на могилу каждую неделю Можно ли приходить на могилу каждую неделю  
Можно ли приходить на могилу каждую неделю

Источник: https://www.evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q4321.htm

Когда и как часто следует посещать кладбище?

Позавчера вечером я столкнулась в троллейбусе с давней знакомой. Вероника Львовна, как выяснилось, возвращалась с кладбища. Она полгода назад похоронила сына, который долго и тяжело болел и вот умер, не дожив и до 35 лет. Мать есть мать, поэтому даже ожидаемая смерть единственного ребенка стала для нее огромной трагедией.

Читайте также:  Что делать. если нашел обоженную свечу рядом с могилой родного

И вот Вероника Львовна взяла себе за правило посещать могилку сына каждые выходные. Она уверена, что ее Данюша тоже к ней туда приходит, и они могут пообщаться, побыть рядом. Говорит, что даже чувствует момент, когда сынок появляется. И еще, что ей так легче переносить разлуку с единственным ребенком, а без этих поездок стало бы совсем невмоготу.

Сестра же ее родная все это осуждает, потому что очень религиозная, и называет Веронику язычницей.

После этой встречи я невольно возвращалась в мыслях к нашему разговору. Да я и раньше иногда думала о том, что все мы по-разному относимся к смерти, похоронам, кладбищам.

Мы по-разному проявляем любовь к умершим и память о них. И у каждого складывается свое понимание того, когда и как нужно посещать родные могилы: одни приходят на них строго в установленные дни, другие – почти как на работу. Кто же ближе к истине и есть ли конечные правила, регламентирующие то, как часто можно это делать?   

Что диктуют традиции из глубины веков.

Когда-то давным-давно, в дохристианские времена, наши восточнославянские предки очень почитали своих покойников, считали их покровителями рода, заступниками. Они и называли их «святые деды».

Вспоминали их по нескольку раз в году, иногда дома (куда деды, по поверью, приходили в гости), а иногда на месте погребения.

На могилы обязательно приходили весной и осенью и совершали там особые обряды: приносили пищу, творили заклинания, прославляли души умерших и просили у них милости. Обязательно посещали погосты, например, на Русальную неделю (когда цвела рожь).

Можно ли приходить на могилу каждую неделюПосле крещения Руси языческое сознание соединилось с новой верой, а старые праздники – с христианскими. Весенние почитания предков, например, стали называть Пасхой мертвых. Как говорилось в стародавних христианских апокрифах, души умерших выпускают с того света на этот «погостить» на время с Чистого четверга по Пятидесятницу. Поэтому в Пасху, как издревле в «дедовы» дни, считалось необходимым посетить могилы предков, покатать по холмику свяченое яичко и похристосоваться. Еще нужно было оставить там куличик и какую-то праздничную еду на помин. На Радуницу и Троицу тоже приходили на кладбище и приносили поминальные блюда (обязательно кутью и желательно – блины или пироги) и живые цветы.

При этом раньше старались не злоупотреблять гостеприимством мертвых и слишком часто посещать места их упокоения, тревожить, надоедать. Тех, кто перешел в Навье царство, боялись и не хотели лишний раз привлекать к себе их внимание. В поминальные дни их кормили и почитали, чтобы задобрить. Остальное же время считалось за лучшее могилы обходить стороной.

В наши дни часть старых обычаев сохранилась.

Например, до сих пор принято ходить на кладбище в Пасху. К этому дню люди особенно украшают свои кладбищенские участки, приносят с собой еду и спиртное для того, чтобы отпраздновать Христово Воскресение вместе с усопшими и одновременно помянуть их самих.

Другие вспоминают родных на Радуницу (9-й день после Пасхи), которая называется родительским днем. Но вообще эти традиции часто имеют региональный уклон.

Например, на Смоленщине очень почитается Красная Горка (7-й день после Пасхи), когда даже все учреждения работают только до обеда, потому что народ массово отправляется на кладбища. А в Краснодарском крае обязательно отмечается родительский понедельник – первый после Пасхи.

В этот день на могилах поминки отмечают целыми семьями, а есть и пить в честь покойников принято очень много, чтобы «батьки́ не обижались».

А вот языческого страха надоесть покойникам своим назойливым вниманием у современного человека почти не осталось. Поэтому ходят на могилки люди настолько часто, насколько считают нужным.

Что говорит об этом церковь.

Можно ли приходить на могилу каждую неделюОбычно православные священнослужители рекомендуют приходить на погост в дни поминовений усопших и в дни их кончины, а также на Радуницу. Еще допускаются визиты на кладбища каждую субботу, которая считается заупокойным днем. Обязательно надо поминать усопших на 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти. Но здесь следует оговориться: многие пастыри утверждают, что лучшие поминки – это все же молитва за новопреставленную душу в храме, а не кладбищенское бдение. Ведь в могиле покоится лишь бренное тело, душа же пребывает на Небесах и нуждается именно в церковном обряде.

Посещение же могил на Радуницу приветствуется и даже считается обязательным.  Оно символизирует тот факт, что Христос после своего Воскресения сошел в ад и победил смерть. Этот праздник приходится на понедельник или вторник первой недели, следующей за пасхальной, но многие переносят его на выходные перед ней.

Ведь большая часть населения работает и в рабочий день не может найти достаточно времени для выезда на погост. Церковь не объявляет такие передвижки неправильными.

Она не возбраняет считать эти родительские дни своеобразным праздником для усопших, когда родственники, собираясь на могилке, поздравляют их с воскресением Господним.

Можно ли приходить на могилу каждую неделюЧто же касается великих церковных праздников – Рождества, Троицы, Благовещения и т.д., – то крайне не рекомендуется ходить в эти дни на кладбища. Ведь умершие люди уже не относятся к этому миру, а находятся в Царствие Небесном.

Распространенной ошибкой, и даже грехом, считается и поход на кладбище в Пасху, так как это праздник живых, а Христос «смертию смерть попрал».

Но эта языческая еще традиция возродилась и крепко укоренилась в советские годы, когда было фактически запрещено участвовать в пасхальных богослужениях.

И теперь, несмотря на неоднократные обращения священнослужителей к пастве, в пасхальное утро кладбища буквально переполнены людьми, которые приносят с собой куличи и крашенный яйца и распивают спиртные напитки… Церковь взывает: «Люди! Ну нельзя этого делать!!!» Люди не слышат…

А вообще…

Можно ли приходить на могилу каждую неделюВообще, с моей личной точки зрения, ограничений на посещение могил ушедших родственников нет и быть не может. Если у вас есть желание прийти на место вечного покоя дорогого человека, пообщаться с ним (пусть даже таким образом), то не стоит подавлять себя. Не надо обращать внимание на чьи-то досужие пересуды или размышлять о грехе. Если душа требует – значит, можно и нужно!

При этом пользу такие посещения могут дать не только душевному самочувствию.  Ведь родные могилы надо содержать в порядке, а приходы на них – это непременно и необходимая уборка.

Даже без особой тяги к кладбищу на нем надо побывать минимум два раза в год (перед холодным периодом и после него), чтобы убраться: выгрести листву, прополоть сорняк, посадить новые растения, помыть и почистить надгробие, обновить краску на оградке.

Забота о местах захоронения родных – это один из способов показать им свою любовь и память.

Кстати, моя знакомая, Вероника Львовна, везла с собой целый хозяйственный набор: лопатку, грабельки, веник с совком и лейку. Она наводила чистоту в месте, которое стало последним домом для ее сына.   И когда я шла от остановки домой, то думала о том, что эти поездки на кладбище ее и правда спасают от тоски. И ведь они никому не мешают. Так пусть ездит, сколько хочет!

  • На эту же тему:
  • Какие блюда можно приготовить на поминальный обед?
  • Смерть близкого и чувство вины
  • Нужна ли оградка на кладбище, или зачем огораживают могилу?

Источник: http://ritualblog.ru/2016/02/29/kogda-i-kak-chasto-sleduet-poseshhat-kladbishhe/

Посещение кладбища: как часто следует это делать?

Можно ли приходить на могилу каждую неделю

Обязательное посещение могилы умершего

Для родных и близких усопшего существуют дни, когда необходимо посещать могилу.

Это третий, девятый, а также сороковой день после смерти человека, также необходимо обязательно посетить могилу на годовщину смерти человека.

В такие дни принято заказывать в церкви панихиду по усопшему, а затем отправиться на кладбище для посещения его могилы. Там люди вспоминают его, «разговаривают с ним» и молятся об его душе.

Однако есть день, когда все люди, потерявшие своих родных и остро чувствующих их отсутствие, обязательно посещают кладбище.

Такой день называется Радоница или Родительский День, который следует через неделю от Пасхи и отмечается в понедельник или вторник. В эти дни поминают усопших, а также поздравляют их с Воскресением Господним.

На Пасху посещение могил не рекомендуется, за исключением тех случаев, когда с этим днём совпадает годовщина, третий, девятый или сороковой день.

Церковь имеет свои рекомендации по посещению могил усопших. Делать это следует в день ангела усопшего, а также Дмитриевскую и Троицкую родительские субботы. Это рекомендации к посещению. А вот ограничений для посещения могил – нет.

Каждый человек самостоятельно решает, как, когда и сколько раз посещать могилу родного человека, сколько там находиться, когда приходить и уходить. Такое посещение могилы – это особенная связь с усопшим и возможность для «общения» с ним.

Очень важно помнить о том, что посещение могилы также должно быть с целью наведения порядка на ней, её очистки от ненужных растений, листьев, посадки деревьев, а также реставрации надгробия или возвращения ему чистоты с помощью влажной тряпочки или обновления краски.

Чтить память родных необходимо именно такой заботой об их могилах, и даже самый роскошный букет в годовщину смерти не сделает могилу краше и опрятней, чем это сделает самый обычный уход за ней.

Читайте также:  Когда можно ходить на кладбище а когда нельзя: в какие дни

Если возможности часто посещать кладбище — нет, можно заказать услугу уход за могилами от специализированных агентств.

Можно ли приходить на могилу каждую неделю

Поминальные обеды: особенность проведения

Очень важной особенностью поминальных дней является проведение поминальных обедов. Причём в последнее время для многих людей стало важным высказать своё отношению к этому.

Есть люди, которые поминают усопших прямо на кладбище, а есть категория людей, которая должна им указать на то, что они «делает неправильно и намеренно оскорбляет их». Необходимо быть терпимей к другим людям и их традициям.

Все равны на кладбище и если в их правилах или по их обычаям люди привыкли поминать прямо на кладбище, просто пройдите мимо, не косясь недобрым взглядом и не цедя сквозь зубы свои проклятья.

Некоторые предпочитают оставлять на кладбище стакан с водкой или пивом, накрывать его кусочком хлеба, добавлять рядом сладости, а в Пасхальную неделю – крашенки. Это не запрещено церковью, но и не поощряется ею.

Очень важно исключить приём алкоголя на кладбище, потому что пьяные посетители кладбища помешают другим достойно помянуть усопших, и просто будут мешать окружающим. Так цивилизованные православные люди не делают.

Это не поминки, а глумление над памятью усопшего, что порочит и выпившего человека и память об усопшем.

Посещать могилу следует для молитв о душе усопшего, «общения» с ним, а также приведения могилы в порядок. Остальное можно сделать и дома.

Наше ритуальное агентство предоставляет услуги по уходу за могилой на кладбище. Мы ухаживаем за могилой, приводим в порядок её после зимы, удаляем ненужную растительность, красим оградки и столики с лавками, а также можем к определённым датам приносить свежие цветы. Выполнение заказанных работ подтверждается детальным фотоотчётоми при необходимости.

Ритуальный дом «Покой» оказывает комплексные ритуальные услуги Киев и область круглосуточно без выходных.

Заказав организацию и проведение похорон в нашем похоронном бюро в Киеве, Вы избавите себя от множества хлопот в столь нелегкой ситуации. Связаться с ритуальным агентом, чтобы уточнить цены на похороны и особенности оказания ритуальных услуг, можно круглосуточно по горячей линии: (044) 539 00 57.

Источник: https://www.spokiy.com/poleznaya-informatsiya/87-poseshchenie-kladbishcha-kak-chasto-sleduet-eto-delat.html

Что говорит Шариат о посещении кладбищ?

Можно ли приходить на могилу каждую неделюПосещать кладбища желательно мусульманам-мужчинам, но нежелательно женщинам, кроме случая, когда посещений могил пророков, учёных-богословов, праведников (авлия) и близких родственников, но и это при соблюдении определённых условий. Об этом более подробно мы расскажем далее.

Человека, которого вы посещали при его жизни, будь то родственник, праведный человек или друг, желательно посещать и после его смерти, и сунной является и просить Всевышнего о милости для него. Также с целью пробуждения от беспечности рекомендуется вознамериться посещать любого усопшего, даже если он не относится ни к одной из упомянутых категорий.

Желательно часто посещать могилы праведных, благочестивых людей.

О посещении кладбища упоминается и в Священном Коране, и в хадисах Пророка (мир ему и благословение).

Всевышний в Коране говорит: (смысл): «Люди, которых Аллах возвеличил, одарив Раем, радуются тем, кто ещё не присоединился к ним (т. е. тем, кто на этом свете)» (сура «аль Имран», аят 170).

Из сказанного явствует, что обитатели Рая радуются, если те люди, которых они, покидая сей мир, оставили здесь, совершили благие деяния, и, соответственно, печалятся, когда они совершают плохие поступки.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в начальный период распространения Ислама запрещал посещать могилы до тех пор, пока окружающие люди не обретут истинное понимание основ религии (тогда среди окружающих племён всё ещё были свежи обряды язычества). В хадисе, переданном Муслимом, ан-Насаи, ат-Тирмизи и аль-Хакимом, говорится, что Пророк (мир ему и благословение) после того, как люди получили правильное понимание религии, сказал: «Я раньше запрещал вам посещение кладбища, теперь же посещайте его».

В некоторых версиях Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Посещение кладбища напоминает о загробной жизни, прерывает мирские наслаждения и удовольствия, избавляет сердце от беспечности».

Пророк (мир ему и благословение) на могиле своего молочного брата Усмана ибн Мазуна установил доску и сказал: «Благодаря этому (доске) я узнаю могилу своего брата», т. е. узнаю, чтобы посещать её.

После великого сражения при Бадре Умар-асхаб (да будет доволен им Аллах) спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение), обращавшегося к убитым неверным: «Разве эти трупы язычников слышат твою речь?». На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа, эти убитые курайшитские язычники слышат меня лучше, чем вы».

Есть хадисы, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучает своих сподвижников, как при посещении кладбища приветствовать покойных, какую мольбу для них читать. Из их числа и следующее назидание, сделанное Пророком (мир ему и благословение) своей супруге Аише (да будет доволен ею Аллах):

«Скажи, о Аиша: “Мир и благополучие Аллаха вам, о верующие обитатели могил, и да смилуется Аллах над теми, кто умер прежде, и теми, кто присоединится к ним, и мы также, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”». Хадис передали Муслим, Ахмад, ан-Насаи и аль-Байхаки.

Имама Ахмада спросили относительно посещения кладбища: «Лучше посещать его или воздержаться от этого?».

Имам Ахмад ответил: «Посещение кладбища – лучше».

Имам аш-Шафии посетил могилу имама Абу Хани-фы. Во время посещения он совершил утренний намаз, не прочитав при этом молитву «Кунут» («Махдина»), которая читается в утреннем намазе. Когда его спросили о причине этого поступка, он ответил: «Я не прочитал её, оказывая почёт хозяину этой могилы» (по мазхабу имама Абу Ханифы в утреннем намазе не читается молитва «Кунут»).

Имам ан-Навави в своей книге «Маджму» пишет, что посещение кладбища (зиярат) для мужчин является сунной.

Также ибн Хаджар аль-Аскалани в книге «Фатх аль-Бари» отмечает: «Посещение могил является сунной».

Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет, что утверждения некоторых людей о том, что посещение кладбища по утрам и в предвечернее время и чтение там Корана и т. д. (т. е.

совершение обряда «Кульху») якобы являются запретным новшеством, отвергаются, они не имеют под собой никакой почвы.

Напротив, сунной является посещать могилу по утрам и вечерам и читать суры «аль-Ихлас», «аль-Фатиха» и посвящать вознаграждение покойному, и лучше всего читать это непосредственно возле могилы, сидя на той её стороне, где находится лицо умершего.

История Ислама свидетельствует о том, что мусульмане оказывали почёт и уважение своим умершим. Они соблюдали эту этику почитания для того, чтобы мы знали, что Аллах сохранил и саму святую могилу Пророка (мир ему и благословение).

Также известны могилы обоих известных сподвижников, которые покоятся рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение).

Как бы некоторые группировки не выступали против и не настаивали на своём заблуждении, мы знаем, что Всевышний вложил в сердца мусульман любовь к Пророку (мир ему и благословение) и его сподвижникам.

Надеемся, что Создатель одарит нас истинными знаниями, чтобы посещать кладбища так, как нам велит Шариат, не выходя за его рамки. Существуют такие решения Шариата, которые могут обернуться для нас злом, когда мы не следуем принятым в нём канонам, подобно тому, как, например, при чрезмерном употреблении мёда у человека появляется аллергия.

Да сделает нас Создатель теми, кто искренне соблюдает всякое шариатское решение, выполняя все его необходимые условия (шуруты), столпы (арканы) и этические нормы (адабы)! Амин.

О посещении кладбища женщинами

Что касается женщин, то им нежелательно (караха) посещать кладбища, кроме могил пророков, богословов, святых (авлия), а также близких родственников, и то при условии, что кладбище находится в пределах населённого пункта.

В таком случае их посещение даже является сунной. Если же кладбище находится за его пределами, тогда посещение его разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины.

Посещение женщинами могил тех, кто не входит в указанный перечень, является нежелательным, даже в пределах населённого пункта.

Некоторые учёные утверждают, что это запретно, но есть и такие, которые говорят, что это дозволено.

В примерах из жизни Пророка (мир ему и благословение) также мы можем найти подобные случаи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучал свою жену Аишу (да будет доволен ею Аллах) словам, которые рекомендовано читать на кладбище, а своей дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах) говорил, чтобы она посещала могилу Хамзы (дяди Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)).

Помимо того, для женщин, намеревающихся посетить могилы, существуют ещё определенные условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами.

При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам однозначно запрещается. Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), тех из женщин, которые нарушают вышеуказанные условия и всё-таки посещают кладбища, постигает проклятие.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил об этом так: «Аллах проклял женщин, посещающих кладбища».

Учёный-богослов аль-Кальюби пишет: «Женщине, даже соблюдающей срок идда после смерти мужа, запрещается посещать кладбища». Поэтому необходимо довести это до женщин, которым, в свою очередь, следует обратить на это большое внимание.

Читайте также:  Акафист об усопших: когда читать поминальный текст об упокоении

Выражаясь кратко, смысл посещения кладбищ и могил заключается в том, чтобы обратиться ко Всевышнему с мольбой об усопших, почитать по возможности Коран и помнить о грядущей смерти.

Да поможет Всевышний всем вести себя так, чтобы Он был доволен нами! Амин.

Материалы по теме:

  • Национальные похоронные обряды и обычаи мусульманских народов, порицаемые Шариатом
  • Уроки: Этика посещения усопших (видео)
  • Уроки: Абидов М. — Подготовка к смерти. Этикет посещения больного. Часть 1 (видео)
  • Уроки: Абидов М. — Этикет посещения больного (Часть 2). Последние секунды жизни. Траур (видео)
  • Уроки: Абидов М. — Похоронные обряды. Соболезнование. Посещение кладбищ. Искоренение адатов (обычаи) (видео)
  • Источник: http://islamdag.ru/verouchenie/22785

    Как часто и в какие дни лучше навещать умерших на кладбище?

    Задолго до принятия христианства наши предки считали своих усопших родственников покровителями рода и почитали их. В то время поминали усопших как на месте их погребения, так и дома, куда согласно поверьям, духи предков приходили раз в год.

    На могилы родственников наши предки приходили осенью и весной, там они совершали разнообразные обряды, которые заключались в прославлении души умерших и подношении пищи. Обязательным временем для посещения могил являлась русальная неделя, которая совпадала с периодом цветения ржи.

    После принятия христианства языческие поверья тесно переплелись с новой религией. Характерное для язычества весеннее почитание усопших родственников получило название «Пасха». Согласно древним апокрифам души усопших приходят «погостить» в период с Чистого четверга до Пятидесятницы.

    Именно поэтому в Пасху считалось обязательным посетить могилы родственников и покатать по могильному холму освещенное яйцо. Также на могиле нужно было оставить праздничную еду и куличик на помин. На Троицу и Радуницу наши предки приносили на могилы родственников живые цветы и поминальные блюда, такие как кутья, пироги и блины.

    Из истории (по древним обычаям) мы знаем, что раньше не было принято злоупотреблять гостеприимством усопших и слишком часто посещать кладбище, чтобы лишний раз не тревожить их.

    В поминальные дни усопших почитали и задабривали, но в остальное время кладбище старались обходить стороной.

    Это было связано с тем, что в языческие времена наши предки очень сильно боялись тех, кто перешел в царство Нави.

    Обычаи дошедший до наших дней

    Некоторые традиции наших предков актуальны и сегодня. В настоящее время принято посещать могилы родственников в Пасху. Люди заранее готовятся к этому дню, они приводят в порядок могилы родственников, а в назначенный день берут с собой спиртные напитки и еду, чтобы отпраздновать Христово Воскресенье вместе с усопшими.

    Другая часть наших соотечественников старается навещать умерших на Радуницу, которая выпадает на девятые сутки после Пасхи и носит название родительский день.

    Выбор дня для посещения могил родственников во многом зависит от региональных особенностей. Так, например, в окрестностях Смоленска принято посещать кладбище на Красную Горку, которая выпадает на седьмой день после Пасхи.

    В этот день все учреждения работают лишь до обеда, чтобы люди могли попасть на кладбище. В Краснодарском крае обязательным является посещение могил родственников в первый понедельника после Пасхи.

    В этот день на кладбище приходят всей семьей, чтобы помянуть усопших.

    Современный человек полностью избавился от языческого страха надоесть усопшим чрезмерным вниманием, поэтому, как часто посещать могилы, люди решают сами.

    Мнение православной церкви

    Священнослужители рекомендуют посещать могилы усопших на Радуницу, в дни их кончины, а также в дни поминовения. Также можно посещать кладбище каждую субботу, так как она является заупокойным днем.

    По церковным канонам обязательным является поминание умерших на третий, девятый и сороковой день после смерти. При этом священники утверждают, что лучшими поминками является молитва в храме, а не бдение на кладбище. Так как в могиле находится лишь тело, в то время как душа уже прибывает на Небесах.

    Посещение кладбища в Радуницу является обязательным, так как это символизирует то факт, что Христос после своего чудесного Воскресения посетил ад, чтобы победить смерть.

    Радуницавыпадает на понедельник или вторник после Пасхальной недели. Некоторые наши соотечественники посещают кладбище в выходные перед Радуницей, так как у них нет возможности сделать это среди рабочей недели.

    Официальная церковь не осуждает такие действия.

    На главные православные праздники, такие как Троица, Благовещенье, Рождество и т.д. посещать кладбище не рекомендуется, так как умершие находятся на Небесах и не относятся к этому миру.

    Серьезной ошибкой или даже грехом церковь считает посещение могил усопших в Пасху, так как это праздник для живых.

    Посещение кладбища в Пасху является языческой традицией, которая возродилась в советские годы, так как у многих людей не было возможности в этот день попасть в церковь.

    Несмотря на то, что церковь неоднократно обращалась к верующим, чтобы убедить их не посещать в Пасху могилы родственников, в этот день все кладбища по-прежнему полны народа.

    Если у вас у вас есть желание посещать могилы родственников в другие дни, то стоит делать это, не обращая внимание на пересуды, так как общение с усопшими родственниками может положительно сказаться на вашем душевном состоянии.

    Если же у вас нет желания слишком часто приходить на кладбище, могилы родственников необходимо посещать, как минимум, два раза в год: весной и осенью для того, чтобы привести их в порядок.

     Придя на кладбище, необходимо помыть памятник, прополоть сорняки, подкрасить оградку, а также высадить новые растения. Помните, что забота о могилах усопших родственников является возможностью показать им, что вы помните и любите их.

    Источник: https://bel-pamyatniki.by/news/kak-chasto-i-v-kakie-dni-luchshe-naveshchat-umershih-na-kladbishche

    Кладбище Кенсико – последний приют великого российского композитора

    Имя Сергея Васильевича Рахманинова, выдающегося российского композитора, пианиста и дирижера, свято чтут в США. Здесь он прожил большую часть своей жизни и скончался ровно 64 года тому назад, 28 марта 1943 года, в калифорнийском городе Беверли-Хиллс. Но его могила находится в другом месте – на кладбище Кенсико в городке Валхалла, штат Нью-Йорк.

    «Удивительно, что со дня смерти Сергея Рахманинова прошло более шестидесяти лет, а интерес к нему не угасает, – говорит Джуди Митчелл, сотрудница администрации кладбища Кенсико. – Каждую неделю, проходя мимо, я вижу на его могиле свежие букеты цветов. Люди приходят, чтобы поклониться и выразить благодарность композитору за его прекрасную музыку».

    Кенсико, где похоронен Рахманинов, – крупнейшее кладбище в штате. Оно возникло более века назад и находится всего в 40 минутах езды от «Города Большого Яблока».

    Джуди Митчелл, которая руководит отделом по связям с общественностью, говорит, что Кенсико пользуется огромной популярностью среди туристов, поскольку здесь находятся могилы знаменитых в Америке писателей, актеров, музыкантов и общественных деятелей. «В былые годы было принято строить пышные гробницы-мавзолеи, – рассказывает она. – Тогда архитекторов больше вдохновляла восточная тематика, египетские мотивы, римские колонны. У нас похоронены люди разных национальностей и религий».

    Из слов Джуди можно понять, что могилу Рахманинова чаще посещают выходцы из России, работники посольства, школьники, хоровые группы из города Нью-Джерси.

    А кто ухаживает за могилой, кто оплачивает услуги? «Когда семья покупает земельный участок на нашем кладбище, большой участок для всей семьи, мы ставим условие: внести заранее определенную сумму для оплаты зеленых насаждений, ухода за ними, реставрационных работ.

    Но даже если через какое-то время эта сумма окажется истраченной, мы все равно продолжаем заботиться о могиле, берем деньги из нашего фонда.

    В финансовом плане наша организация довольно стабильна, мы можем себе позволить поддерживать в хорошем состоянии все захоронения на Кенсико».

    «Рахманинов не дожил всего нескольких дней до своего семидесятилетия, и хотя мы знали о его плохом самочувствии, эта смерть всех потрясла. Я не помню никаких специальных церемоний: шла война.

    Похоронили его по обряду Русской Православной Церкви, – вспоминает 93-летний Генри Стейнвей, президент компании Steinway & Sons, который не раз встречался с Рахманиновым и его семьей в Нью-Йорке. – В этом доме он жил когда-то, сейчас на нем мемориальная доска.

    Должен сказать, что Рахманинов болезненно переживал разлуку с родиной: он всегда считал себя русским, сыном своей страны, временно нашедшим убежище в Америке, где он спасался от коммунистов. Он очень хотел вернуться на родину, ждал этого и верил до самой кончины».

    Можно ли вернуть прах композитора в Россию? «Решение о перезахоронении членов семьи Рахманинова на родине, в России, целиком и полностью зависит от желания его потомков, – говорит Джуди Митчелл.

    – Но что касается самого композитора, то все исследователи и биографы в один голос утверждают, что его единственным желанием было вернуться после смерти на родину и быть похороненным в местах, где он родился и вырос».

    Источник: https://www.golos-ameriki.ru/a/a-33-2007-03-28-voa4/631842.html

    Ссылка на основную публикацию