Кафизма 17 — о чем, как и для чего читают

В течение всех сорока дней по смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день — зависит от времени и сил читающих, но непременно чтение должно быть ежедневным. Когда прочитана вся Псалтирь, она читается сначала. Только не следует забывать, что после каждой «Славы…

» надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего (из «Последования по исходе души от тела»). Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет времени или не имеют Псалтири, или не умеют читать по-церковнославянски, доверяют это чтение другим (чтецам) за плату или иное вознаграждение.

Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего.

Кафизма 17 - о чем, как и для чего читают

В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему 17-ю кафизму.

В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, т.е. блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

Смысл и значение 118 псалма раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под ред. А.П.

Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом.

Если же так, то земная жизнь должна быть подготовленном к загробной и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е.

загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь — довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».

***

***

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный… Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…

Тропарь: Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Честное пророка Твоего, Господи, торжество, небо Церковь показа, с человеки ликуют ангели: того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.

И ныне и присно и во веки веков, аминь. Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего дать ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Господи, помилуй. (Сорок раз)

И поклоны по силе.

Приидите, поклонимся… (Трижды)

И псалмы:

Псалом 118

Блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни. Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его, не делающий бо беззакония, в путех Его ходиша. Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело. Дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя. Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя.

Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научитимися судьбам правды Твоея. Оправдания Твоя сохраню: не остави мене до зела. В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя. Всем сердцем моим взысках Тебе, не отрини мене от заповедей Твоих. В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим.

Устнама моима возвестих вся судьбы уст Твоих. На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве. В заповедех Твоих поглумлюся, и уразумею пути Твоя. Во оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих. Воздаждь рабу Твоему: живи мя, и сохраню словеса Твоя. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя.

Возлюби душа моя возжелати судьбы Твоя на всякое время. Запретил еси гордым: прокляти уклоняющиися от заповедей Твоих. Отыми от мене понос и уничижение, яко свидений Твоих взысках. Ибо седоша князи, и на мя клеветаху, раб же Твой глумляшеся во оправданиих Твоих. Ибо свидения Твоя поучение мое есть, и совети мои оправдания Твоя. Прильпе земли душа моя, живи мя по словеси Твоему.

Пути моя возвестих, и услышал мя еси: научи мя оправданием Твоим. Путь оправданий Твоих вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих. Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих. Путь неправды отстави от мене, и законом Твоим помилуй мя. Путь истины изволих, и судьбы Твоя не забых. Прилепихся свидением Твоим, Господи, не посрами мене.

Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое. Законоположи мне, Господи, путь оправданий Твоих, и взыщу и выну. Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим. Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех. Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство. Отврати очи мои, еже не видети суеты, в пути Твоем живи мя.

Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой. Отыми поношение мое, еже непщевах, яко судьбы Твоя благи. Се, возжелах заповеди Твоя, в правде Твоей живи мя. И да приидет на мя милость Твоя, Господи, спасение Твое по словеси Твоему, и отвещаю поношающым ми слово, яко уповах на словеса Твоя. И не отыми от уст моих словесе истинна до зела, яко на судьбы Твоя уповах.

И сохраню закон Твой выну, в век и в век века. И хождах в широте, яко заповеди Твоя взысках, и глаголах о свидениих Твоих пред цари, и не стыдяхся. И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело: и воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиих Твоих. Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси.

То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя. Гордии законопреступоваху до зела, от закона же Твоего не уклонихся. Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся. Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой. Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришельствия моего. Помянух в нощи имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой. Сей бысть мне, яко оправданий Твоих взысках.

Часть моя еси, Господи: рех сохранити закон Твой. Помолихся лицу Твоему всем сердцем моим: помилуй мя по словеси Твоему. Помыслих пути Твоя, и возвратих нозе мои во свидения Твоя. Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя. Ужя грешник обязашася мне, и закона Твоего не забых. Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея.

Причастник аз есмь всем боящымся Тебе и хранящым заповеди Твоя. Милости Твоея, Господи, исполнь земля, оправданием Твоим научи мя. Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи, по словеси Твоему. Благости и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах. Прежде даже не смиритимися, аз прегреших, сего ради слово Твое сохраних.

Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим. Умножися на мя неправда гордых, аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя. Усырися яко млеко сердце их, аз же закону Твоему поучихся. Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим. Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра.

Слава…

Кафизма разбита на 3 «Славы», на каждой «Славе» читать:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (Трижды).

Господи, помилуй (Трижды).

Молитвенное прошение за усопшею (См. в конце кафизмы).

Слава Отцу и Сыну и СвятомуДуху, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя, и научуся заповедем Твоим. Боящиися Тебе узрят мя и возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах. Разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя, и войстинну смирил мя еси.

Буди же милость Твоя, да утешит мя по словеси Твоему рабу Твоему. Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой Поучение мое есть.

Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя, аз же поглумлюся в заповедех Твоих.

Да обратят мя боящиися Тебе и водящии свидения Твоя. Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся. Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах. Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя? Зане бых яко мех на слане, оправданий Твоих не забых.

Колико есть дний раба Твоего? Когда сотвориши ми от гонящих мя суд? Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи. Вся заповеди Твоя истина; неправедно погнаша мя, помози ми. Вмале не скончаша мене на земли, аз же не оставих заповедей Твоих.

По милости Твоей живи мя, и сохраню сведения уст Твоих. Во век, Господи, слово Твое пребывает на Небеси. В род и род истина Твоя. Основал еси землю, и пребывает. Учинением Твоим пребывает день: яко всяческая работна Тебе. Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем.

Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси.

Слава:

Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоих взысках. Мене ждаша грешницы погубити мя, свидения Твоя разумех. Всякия кончины видех конец, широка заповедь Твоя зело. Коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть. Паче враг моих умудрил мя еси заповедию Твоею, яко в век моя есть. Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть.

Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках. От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя. От судеб Твоих не уклонихся, яко Ты законоположил ми еси. Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим. От заповедей Твоих разумех: сего ради возненавидех всяк путь неправды. Светильник ногама моима закон Твой, я свет стезям моим.

Кляхся, и поставих сохранити судьбы правды Твоей. Смирихся до зела, Господи, живи мя по словеси Твоему. Вольная уст моих благоволи же, Господи, и судьбам Твоим научи мя. Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых. Положиша грешницы сеть мне, и от заповедей Твоих не заблудих. Наследовах свидения Твоя во век, яко радование сердца моего суть.

Приклоних сердце мое, сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние. Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих. Помощник мой и Заступник мой еси Ты, на словеса Твоя уповах. Уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего. Заступи мя по словеси Твоему, и жив буду, и не посрами мене от чаяния моего. Помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну.

Уничижил еси вся отступающыя от оправданий Твоих, яко неправедно помышление их. Преступающыя непщевах вся грешныя земли, сего ради возлюбих свидения Твоя. Пригвозди страху Твоему плоти моя: от судеб бо Твоих убояхся. Сотворих суд и правду, не предаждь мене обидящым мя. Восприими раба Твоего во благо, да не оклеветают мене гордии.

Очи мои исчезосте во спасение Твое и в слово правды Твоея: сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и оправаданием Твоим научи мя. Раб Твой есмь аз: вразуми мя, и увем свидения Твоя. Время сотворити Господеви: разориша закон Твой. Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия. Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех.

Дивна свидения Твоя: сего ради испыта я душа моя. Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы. Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедай Твоих желах.

Слава:

Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое. Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим. Исходища водная изведосте очи мои: понеже не сохраних закона Твоего.. Праведен еси, Господа, и прави суди Твои.

Заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело. Истаяла мя есть ревность Твоя: яко забыша словеса Твоя врази мои. Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е. Юнейший аз есмь и уничижен: оправданий Твоих не забых. Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина. Скорби и нужды обретоща мя: заповеди Твоя поучение мое. Правда свидения Твоя в век: вразуми мя, и жив буду.

Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи, оправдания Твоя взыщу. Воззвах Ти, спаси мя, и сохраню свидения Твоя. Предварих в безгодии и воззвах, на словеса Твоя уповах. Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим. Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей: по судьбе Твоей живи мя. Приближишася гонящий мя беззаконием: от закона же Твоего удалишася.

Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина. Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси. Виждь смирение мое, и изми мя, яко закона Твоего не забых. Суди суд мой, и избави мя: словесе ради Твоего живи мя. Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскали. Щедроты Твоя многи, Господи, по судьбе Твоей живи мя.

Мнози изгонящии мя и стужающии ми: от свидений Твоих не уклонихся. Видех неразумевающыя и истаях: яко словес Твоих не сохранила. Виждь, яко заповеди Твоя возлюбих: Господи, по милости Твоей живи мя. Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея. Князи погнаша мя туне: и от словес Твоих убояся сердце мое. Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу.

Читайте также:  Урна для праха человека в колумбарии: виды и размеры

Неправду возненавидех и омерзих: закон же Твой возлюбих. Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея. Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна. Чаях спасения Твоего, Господи, и заповеди Твоя возлюбих. Сохрани душа моя свидения Твоя, и возлюби я зело. Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко вси путие мои пред Тобою, Господи.

Да приближится моление мое пред Тя, Господи: по словеси Твоему вразуми мя. Да внидет прошение мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя. Отрыгнут устне мои пение, егда научиши мя оправданием Твоим. Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда. Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих.

Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть. Жива будет душа моя, и восхвалит Тя: и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллйлуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. (Трижды)

Господи помилуй (Трижды).

Молитвенное прошение за усопшего

Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имярек), и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо И согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По 17-й кафизме:

Трисвятое, по Отче наш…

И тропари, глас 2-й

  • Согреших к Тебе, Спасе, яко блудный сын: приими мя, Отче, кающагося, и помилуй мя, Боже.
  • Слава: Зову к Тебе, Христе Спасе, мытаревым гласом: очисти мя якоже онаго, и помилуй мя, Боже.
  • И ныне: Богородице, не презри мя требующа заступления Твоего: на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.
  • Господи, помилуй (40 раз).

Молитва

Владыко Господи Вседержителю и Творче всех, щедрот Отец, и милости Бог, от земли создавый человека, и показавый его по образу Твоему и по подобию, да и тем прославится великолепое имя Твое на земли, и исторгнена убо преступлением Твоих заповедей, паки на лучшее возсоздавый его во Христе Твоем и возведый на Небеса: благодарю Тя, яко умножил еси на мне величие Твое, и не предал мя еси врагом моим в конец, исторгнути мя ищущым в пропасть адову, ниже оставил мя еси погибнути со беззаконии моими. Ныне убо, Многомилостиве и Любоблаже Господи, не хотяй смерти грешнаго, но обращения ожидаяй и приемляй: Иже низверженныя исправляяй, сокрушенныя исцеляяй, обрати и мене к покаянию, и низвержаннаго исправи, и сокрушеннаго исцели: помяни Твоя щедроты, и яже от века Твою непостижимую благость и моя безмерная забуди беззакония, яже делом, и словом, и мыслию соверших: разреши ослепление сердца моего, и даждь ми слезы умиления на очищение скверны мысли моея. Усльши, Господи, вонми, Человеколюбче, очисти, Благоутробне, и от мучительства во мне царствующих страстей окаянную мою душу свободи. И нектому да содержит мя грех: ниже да возможет на мя боритель демон, ниже к своему хотению да ведет мя, но державною Твоею рукою, его владычества исхитивый мя, Ты царствуй во мне, Благий и Человеколюбивый Господи, и всего Твоего быти, и жити мне прочее по Твоей благоволи воли. И подаждь ми неизреченною благостию сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, мир помыслов, тишину душевных моих сил, радость духовную, любовь истинную, долготерпение, благость, кротость, веру нелицемерну, воздержание обдержательное, и всех мя благих плодов исполни дарованием Святаго Твоего Духа. И не возведи мене в преполовение дний моих, ниже неисправлену и неготову душу мою восхитиши: но соверши мя Твоим совершенством, и тако мя настоящаго жития изведи, яко да невозбранно прошед начала и власти тьмы, Твоею благодатию узрю и аз неприступныя Твоея славы доброту неизреченную, со всеми святыми Твоими, в нихже освятися и прославися всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как молиться в дни поминовения, Что нужно знать о поминовении и погребении усопших

Значение 17-й кафизмы; как ее правильно читать. Дни особого поминовения всех умерших православных христиан.

Частные родительские дни

Значение 17-й кафизмы. В течение сорока дней после смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь.

Сколько кафизм в день – зависит от времена и сил читающих, но чтение должно быть непременно ежедневным. Когда прочитана вся Псалтирь, ее читают сначала.

Только не следует забывать, что после каждой «Славы:» надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего (из «Последования по исходе души от тела»).

Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет времени или не имеют Псалтири, или не умеют читать по-церковнославянски, доверяют это чтение другим (читальщицам) за плату или иное вознаграждение. Бог слышит и такую молитву.

Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего.

Поэтому не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы научиться читать по-церковнославянски и потом самим читать Псалтирь.

В третий, девятый и сороковой дни следует читать по усопшему особую кафизму (в нее входит один 118-й псалом), называемую поминальной, а в богослужебных книгах – «Непорочны» (по слову, находящемуся в первом ее стихе: Блажени непорочный в путь, ходящий в законе Господни).

У иудеев был такой обычай: во время Пасхальной вечери и по окончании ее петь псалмы и преимущественно псалом 118-й, посвященный исходу их из Египта. Христос с учениками вышел из дома, где совершалась Тайная Вечеря, при пении псалма, по всей видимости, именно 118-го. И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26: 30).

Стихом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» отпевал Себя Господь, грядущий на страдание и смерть. Этот стих всегда поет Церковь при погребении умерших, а 17-ю кафизму читают в дни их особого поминовения.

В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем (то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим). Вот перевод некоторых стихов из 118-го псалма.

Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем (97). Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною (98). Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих (99). От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое… (101).

Как правильно читать 17-ю кафизму. Дома ее читают так же, как и всякую другую.

Стихи кафизмы: 1, 2, 12, 22, 25, 29, 37, 58, 66, 72, 73, 88 – читают с припевом: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея)».

Окончательные стихи первой половины кафизмы (92, 93): Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня, – поют трижды. После этого еще раз повторяют припев.

Во второй части кафизмы (после слова «Среда») стихи: 94,107,114,121,131,132, 133,142,153,159,163,170 – читают с припевом: «Упокой, Господи, душу усопшего(ей) раба Твоего (рабы Твоея)».

В заключение поют трижды конечные стихи 118-го псалма (175, 176): Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл.

После них еще раз повторяют припев с прошением упокоить душу того, за кого молятся.

После каждой «Славы» читается молитвенное прошение. После кафизмы читаются положенные тропари (они указаны сразу после 118-го псалма в молитвослове), а за ними 50-й псалом и тропари непорочны, или тропари за упокой (всего их восемь) с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Вчитаемся в эти тропари (на церковнославянском и русском языках).

Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя. [Лик святых обрел источник жизни и дверь в рай: да найду и я путь туда через раскаяние, я – потерянная овца. Спаситель! воззови (подай мне голос, найди) и спаси меня].

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати. (Святые мученики, проповедавшие Агнца Божия и сами закланные, как овцы, и переселившиеся туда, где жизнь не стареет и вечно не изменяется, молите Его усердно, чтобы Он даровал нам прощение грехов).

Припев.

В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавши верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам, почестей и венцев небесных. (Вы все, которые шли тесным и горьким путем, которые во время земной жизни несли крест, как ярмо, с верою последовали за Мной! приидите насладитесь теми наградами, которые Я приготовил вам, и венчайтесь венцами небесными).

Припев.

Образ есть неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя.

(Хоть и ношу я на себе язвы грехов, но все же я – отражение Твоей невыразимой языком человеческим славы.

Владыка! окажи милосердие Твоему созданию, очисти по Своему человеколюбию и даруй мне желанную отчизну, делая меня снова жителем рая).

Припев.

Древле убо от несущих Создавый мя и образом Твоим Божественным Почтый, преступлением же заповеди, паки мя Возвративый в землю, от нея же взят бых, но еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися.

(Ты, вначале из небытия Создавший меня и Украсивший Своим Божественным образом, но за нарушение заповеди опять Возвративший меня в землю, из которой я взят! восставь меня, чтобы во мне отразилось прежнее совершенство).

Припев.

Упокой, Боже, раба Твоего и учини его в рай, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила, усопшаго раба Твоего упокой, презирая его вся согрешения. [Боже! упокой раба Твоего и всели его в рай, где лики святых и праведники сияют, как светила (небесные). Господи! упокой скончавшегося раба, оставляя (ставя ни во что) все грехи его].

Слава:

Трисиятельное Единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне и Божественный Душе, просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити. (Благоговейно воспоем тройственным светом сияющего Единого Бога, взывая: Свят Ты, Отец Безначальный и Собезначальный Сын и Божественный Дух! Просвети нас, служащих Тебе верою, и избавь от вечного огня).

И ныне:

Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение. Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная! (Радуйся, Чистая, родившая Бога плотию для спасения всех. Ты, чрез Которую спасся род человеческий! Богородица Чистая, Благословенная! да найдем и мы чрез Тебя рай).

  • Слава и ныне: Аллилуиа! (Трижды)
  • Далее можно прочитать канон «Последование по исходе души от тела».
  • Следует обратить внимание на то, что в церкви во время панихиды 17-ю кафизму разделяют на две половины (статии) и читают ее несколько по-иному, чем дома.

Дни особого поминовения всех умерших православных христиан. В русском народе есть обычай называть покойных (своих и чужих, старых и малых) родителями. Выражение «идти на родителей» означает идти на могилы умерших.

Представление покойных «родителями», то есть принадлежащими уже к роду отцов, к которым они отошли, возбуждает в нас благоговение к их памяти. В некоторые субботы, получившие название родительских суббот, совершается вселенское поминовение усопших.

В субботу, а не в другие дни, полагается моление об умерших потому, что так установлено Святой Православной Церковью: в каждую субботу недели, в день покоя, принято поминать своих умерших родных и близких.

Как поминать? В «Православном молитвослове», в конце утренних молитв есть подробные молитвы за живых и усопших. Не поленимся читать это небольшое поминовение за своих почивших сродников, называя их имена, прибавляя молитвенное прошение об их упокоении из «Последования по исходе души от тела».

Днями сугубого (особого) поминовения усопших являются пять вселенских суббот.

Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за две недели до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, умерших внезапной смертью: во время потопа, землетрясения, войн и т.д.

Троицкая вселенская родительская суббота бывает перед днем Святой Троицы (на 49-й день после Пасхи). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан, отец и братий наших.

Родительские вторая, третья и четвертая субботы Великого поста. Вместо ежедневного поминовения усопших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая Церковь положила совершать усиленное поминовение в эти три субботы.

Частные родительские дни. Во-первых, вторник Фоминой недели. Неделя называется Фоминой потому, что на ней вспоминается апостол Фома.

Сам же этот день в русском народе назван Радоницей или Радоницами: в этот день живые спешат на кладбище приветствовать умерших родителей радостной вестью о Воскресении Господа.

Читайте также:  Акафист “Всецарице” - прошение к Богородице

Живые христосуются с умершими, принося с собой на могилы окрашенные яйца. Это девятый после Пасхи день (вторник второй после Пасхи седмицы).

Во-вторых, 11 сентября (нового стиля), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (строгий пост), совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных. Поминовение православных воинов установлено Русской Церковью по указу императрицы Екатерины II в 1769 году, во время войны с турками и поляками.

В-третьих, Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед 8 ноября по Новому стилю (день великомученика Димитрия Солунского). Установлена она великим князем Димитрием Иоанновичем Донским.

Одержав знаменитую победу на Куликовом поле 8 сентября 1380 г., князь Димитрий Донской совершил поминовение павших воинов перед днем своего Ангела.

Великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно, а народ прозвал субботу Димитриевской – по имени победителя.

Впоследствии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но вместе с ними и всех усопших братий своих.

В эти дни закажите о своих усопших близких, родных обедни или поминовение на проскомидии. Проскомидия (греч.) – приношение. Чтобы священник исполнил это таинство, прихожанину нужно заполнить листок с заголовком «Об упокоении», перечислив имена умерших (только крещеных; кроме того, нельзя поминать покончивших жизнь самоубийством).

В эти дни придите в церковь, помолитесь во время панихиды об упокоении умерших, посетите могилы, дома почитайте 17-ю кафизму, помяните умерших во время трапезы.

Будет хорошо, если все это вы исполните вместе со своими детьми. Если они малы, достаньте альбом с фотографиями, вспомните вместе с детьми дедушку, бабушку, других родных, расскажите о них, что знаете. Научите своих детей, хотя бы в краткой молитве, обращаться к Богу: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и даруй им Царствие Небесное».

Владислав

СТАРЦЫ И СТАРИЦЫ О ЧТЕНИИ 17-ой КАФИЗМЫ. 17-я КАФИЗМА ЗАЩИТИТ ВАС НА МЫТАРСТВАХ.

Читайте 17-ю кафизму — отмолите свои грехи и грехи родных до 7-го колена. 17-ю кафизму обязательно вечером в пятницу читайте. 17-ю кафизму по умершему читайте каждый день. Вымолите в Царствие небесное.

Читать утренние молитвы — благословение на день. Вечерние — прощение грехов.

Есть три основные книги: Евангелие, Послание Апостолов и Псалтырь — их сверить с подлинниками можно. В них нельзя ничего исправить. Все остальные книги подделки сейчас: один-два слова поменял и смысл молитвы поменялся. Они проходят компьютерную обработку, меняется смысл. Только старинными книгами пользуйтесь.

о. Иоанникий (Чихачёво)

Старица схимонахиня Антония: «Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно. Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи.

На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас». Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до ней доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают.

—- Для усопших — это великая помощь! Мы может и не всегда это чувствуем, что наша молитва доходит, зато усопшие чувствует и им поддержка очень нужна!!! Они ждут наших молитв, надеются на нашу помощь. И так не хочется обмануть их надежды… В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему 17-ю кафизму. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, т.е.

блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим. Смысл и значение 118 псалма раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под ред. А.П.

Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовленном к загробной и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь.

Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е. загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь — довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».

Старица схимонахиня Антония советовала ежедневно читать 17 кафизму и добавляла, что это будет защищать на мытарствах.Чтение этой кафисмы полезно самому читающему. Ведь цель нашей жизни — соблюсти заповеди, удалиться от греха. В 17 кафизме очень много таких призываний. Прочитав эту кафизму хотя бы раз, трудно не умилиться.

Обязательно читайте по усопшему эту кафизму, если умеете читать Псалтирь. Это милостыня очень щедрой рукой. Вы почувствуете великое утешение. Будут препятствия, нехватка времени, но постарайтесь всё-таки найти время для такого добрейшего дела. Вы не будете разочарованы. Поминовение усопших важно также для спасения и нашей души.

Кто читает Псалтирь ночью две кафизмы — за весь Псалтирь идет. Вслух Псалтирь читать ценнее, про себя по необходимости. Поднимайте ночной Псалтирь — отмолите себя и тех кого и не знаете до седьмого колена. Дневной тоже ценно. Как листья спадают по осени с дерева, так и грехи с человека читающего Псалтирь.

elitsy.ru/communities/36030/453385/#Схиархимандрит Иоанникий

— Псалтирь отгоняет лукавых духов. Прп. Варсонофий Оптинский говорил, что для каждого православного христианина нужно читать хотя бы Славу в день. Я хочу сказать, что прп. Александр, начальник обители Неусыпающих, ввёл Чин Неусыпаемой Псалтири в монастырях. О нём очень хорошо написано в в Четьи-Минеях.

Некоторые духовные исполины читали и всю Псалтирь в день на постоянной основе. Как, например, Симеон Дивногорец, Парфений Киевский, и др. Ефрем Сирин говорит о псалмах, чтобы они были непрестанно на наших устах. Это такая сладость — слаще меда и сот. Благ нам закон Господень паче тысящ злата и сребра.

Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Псалом 118, 127). Действительно, читаешь и не можешь умилиться. Это прекрасно! При чтении не всё понятно. Но Амвросий Оптинский говорит, что понимание приходит со временем. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псалом 118, 18).

Будем надеяться, действительно, что откроются наши духовные очи.

ВОПРОС: На сегодня прочитала несколько псалмов. Медленно получается, так как параллельно читаю Св.Иоанна Златоуста «Беседы на Псалмы».

Что вы скажете относительно 17 кафизмы (118 псалма)? У меня есть книга свт. Феофана Затворника «Руководство к духовной жизни», составленное по толкованию 118 псалма.

Очень интересно читать, «является путеводным руководством христианской жизни». Какой Псалом Вам ближе всего по духу?

ОТВЕТ: Евангелие и Псалтирь — 2 основные книги. Не зря раньше их многие наизусть знали. Надо обязательно каждый день читать Псалтирь также. И не пренебрегать псалмами. Авва Аммун: «Не пренебрегайте псалмами, потому что они отгоняют от души духов лукавых, и вселяют в нее Святого Духа».

118 псалом желательно читать каждый день. Не все могут потянуть это правило, но польза превзойдёт все ожидания.

Нам главное — стараться исполнить заповеди. А в этом псалме — очень много таких прошений. Так как «словеса», «оправдания» и прочие слова, являются, можно обобщить, синонимами слова «заповеди».

17 кафизма (118 псалом) учит нас соблюдать заповеди.

А это так важно: Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами (Откр. 22, 14).

Если мы стараемся соблюсти заповеди, то тем самым показываем нашу любовь к Богу. А это так важно! Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15).

Если тяжело читать каждый день, то нужно хотя бы каждую субботу, думаю. Это день особого поминовения. Толкование читать не то что хорошо, а нужно. Это открывает нам глаза. У меня все псалмы любимы.

Но блаженный Августин делал следующее сравнение: Говоря о 17 кафизме (118 псалом), блаженный Августин свидетельствует, что он долго не мог взяться за толкование этого псалма, будучи поражён его глубиною.

Он говорил, что другие псалмы содержат нравственные уроки; но те — как звёзды, рассеянные по небу; а этот — как солнце, изливающее в полдень обильный свет.

«Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно.

Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас». Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до ней доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают.

—- Для усопших — это великая помощь!Старица схимонахиня Антония

  • Святые отцы о чтении Псалтири
  • — — — — —

Кафизма 17 из Псалтири

Потеря близкого человека всегда для нас становится страшным событием. Печаль, шоковое состояние и прочие переживания, не дают нам нормально размышлять о том, что нам необходимо делать в тот момент. Но возьмите себя в руки.

Помочь умершему мы теперь можем только своими молитвами. Пригодится Вам в данном случае может чтение кафизмы 17 о упокоении.

Искренние слова и обращение к Господу, поможет душе в ином мире обрести покой, а близким умершего – найти успокоение и отпустить утрату.

В некоторых источниках можно встретить иное название – стихословие. Это некий раздел Псалтыри, который присущ богослужебной традиции византийского обряда. В переводе с греческого – сидение, так как при их чтение в основном принято сидеть. Молитва по 17 кафизме может произносится как священниками в храме, так и самостоятельно в домашних условиях.

По своей структуре Псалтырь разделен на 20 практически одинаковых кафизм. Эта же молитва состоит только из одного псалма, который разделен на три части. В каждой кафизме есть еще и 3 части – славы. Ее чтение помогает душе оградится от демонов в первые 40 дней, когда ей особенно сложно. Для того, кто делает это – некая милостыня.

Блаженный Августин говорил о подобных как о звездах, а вот о 17 – как о солнце. Он делал толкование его, но выполнение этого задания, отняло у него большое количество времени. Изначально он изучил его суть и был очень удивлен его глубиной. Только после переосмысления он начал выполнять задание. Некоторые, принадлежащие к церкви люди, говорят о том, что ее чтение поможет удалиться от греха.

Священнослужители говорят, что на протяжении  40 суток от ухода человека в иной мир, близким желательно заниматься ежедневным прочтением Псалтыря. Если такой возможности или времени читать нет, то некоторые платят деньги специальным людям, которые выполняют это за них.

Но особую силу будут иметь именно те слова, которые исходят из уст родственников. Обязательной к прочтению на 3, 9 и 40 день из Псалтыря есть поминальная 17 кафизма. В данном тексте речь идет о блаженстве ходивших в законе Божьем. Именно они старались следовать всем заповедям Господним. В случае прочтения всей книги, стоит начинать ее сначала.

Произнесение в небо к Господу подобных слов поможет обрести душе спокойствие и отстранится от искушения демонов. Тот, кто читает со временем также свыкнется с мыслью о том, что нельзя изменить уже того, что произошло. В таком случае стоит размышлять о том, что таким способом мы стараемся помочь усопшему. Именно в этом и кроется самая основная задача текста.

В храмах проводятся поминальные службы, во время которых происходит прочтение подобных текстов. Но не всегда происходит великая панихида с чтением 17 й кафизмы. Если так происходит, то не стоит расстраиваться.

Делать это можно самостоятельно в домашних условиях. Производить такую процедуру в домашних условиях можно также как и всякую другую. В таком случае необходимо следовать некоторых требований.

Среди них выделяют:

  • Аллилуия, 118
  • 1 Блаженны непорочные на путях своих, соблюдающие закон Господень.
  • 2 Блаженны познающие откровения Его, всем сердцем ищут они Его.
  • 3 Ибо те, кто не творит беззаконий, путями Его ходят.
  • 4 Ты заповедал крепко хранить заповеди Твои;
  • 5 Да будут правыми пути мои, и сохраню повеления Твои!
  • 6 Тогда не постыжусь я, взирая на заповеди Твои.
  • 7 Прославлю Тебя в правде сердца моего, когда постигну праведные суды Твои.
  • 8 Повеления Твои сохраню; не оставляй меня.

9 Как исправит юноша путь свой? Когда сохранит он слова Твои.

  1. 10 Всем сердцем моим искал я Тебя; не отстрани меня от заповедей Твоих!
  2. 11 В сердце моем сберег я слова Твои, да не согрешу пред Тобой.
  3. 12 Благословен Ты, Господи; научи меня повелениям Твоим!
  4. 13 Устами моими возвещал я изреченное устами Твоими.
  5. 14 На пути откровений Твоих услаждался я, словно великим богатством.

15 О заповедях Твоих размышлять буду, и уразумею пути Твои.

  • 16 Повелениям Твоим научусь; не забуду слов Твоих.
  • 17 Воздай должное мне, рабу Твоему; даруй мне жизнь, и сохраню слова Твои!
  • 18 Отверзи очи мои, и уразумею чудеса, явленные законом Твоим.
  • 19 Пришлец я на земле; не скрой от меня заповедей Твоих!
  • 20 Отрадно душе моей внимать судам Твоим во всякое время.
Читайте также:  Не снится умерший человек до 40 дней: плохо или хорошо

21 Наказал Ты гордых. Прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих!

  1. 22 Сними с меня позор и унижение, ибо искал я откровений Твоих.
  2. 23 Ибо собрались князья и на меня клеветали, раб же Твой размышлял о повелениях Твоих;
  3. 24 Ибо откровения Твои — в поучение мне, и советниками моими стали повеления Твои.
  4. 25 Поникла душа моя; возврати мне жизнь словом Твоим!
  5. 26 Пути мои возвестил я Тебе, и услышал Ты меня; научи меня повелениям Твоим!
  6. 27 Дай уразуметь мне путь повелений Твоих, размышлять буду о чудесах Твоих.
  7. 28 Впала в дремоту душа моя от уныния; утверди меня в словах Твоих!
  8. 29 Удали от меня пути неправды и по закону Твоему помилуй меня!
  9. 30 Путь истины избрал я и судов Твоих не забыл.
  10. 31 Припал я к откровениям Твоим, Господи, не посрами меня!
  11. 32 Путем заповедей Твоих ходил я, когда расширил Ты душу мою.
  12. 33 Сделай законом для меня, Господи, путь повелений Твоих, и буду вечно искать его;
  13. 34 Вразуми меня, да познаю закон Твой и сохраню его в сердце моем.
  14. 35 Наставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо она желанна мне.
  15. 36 Склони сердце мое к откровениям Твоим, а не к наживе неправедной!
  16. 37 Отврати очи мои, дабы не узреть мне суеты; на пути Твоем даруй мне жизнь!
  17. 38 Дай рабу Твоему принять слово Твое со страхом!
  18. 39 Сними с меня поношение, о котором я помышляю, ибо суды Твои благи.
  19. 40 Возжелал я заповедей Твоих; правдой Твоей даруй мне жизнь!
  20. 41 И да низойдет на меня милость Твоя, Господи, и буду спасен по слову Твоему;
  21. 42 И дам ответ тем, кто порочит меня, ибо я уповаю на слова Твои.
  22. 43 И не отними слов правды от уст моих, ибо я на суды Твои уповаю;
  23. 44 И сохраню навсегда закон Твой, на вечные времена.
  24. 45 Просторно стало сердцу моему, ибо искал я заповедей Твоих.
  25. 46 И говорил я об откровениях Твоих пред царями, и не смущался;
  26. 47 И поучался заповедям Твоим, которые возлюбил;
  27. 48 И простирал я руки мои к заповедям Твоим, которые возлюбил, и углублялся в повеления Твои.
  28. 49 Дай мне, рабу Твоему, помнить слова Твои, на которые Ты велел мне уповать.
  29. 50 Утешило это меня в унижении моем, ибо слово Твое вернуло мне жизнь.
  30. 51 Гордые дерзостно попирали закон; но не уклонился я от закона Твоего.
  31. 52 Вспоминал я суды Твои от века, Господи, и утешался.
  32. 53 Печаль объяла меня при виде грешников, отвергающих закон Твой.
  33. 54 Воспевал я повеления Твои во время странствия моего.
  34. 55 Вспоминал я в ночи имя Твое, Господи, и хранил закон Твой.
  35. 56 Был он в сердце моем, ибо я искал повелений Твоих.
  36. 57 Ведом Тебе удел мой, Господи; сказал я: «Сохраню закон Твой».
  37. 58 Помолился я пред лицом Твоим всем сердцем моим; помилуй меня по слову Твоему!
  38. 59 Помыслил я о путях Твоих и вновь направил стопы мои к откровениям Твоим.
  39. 60 Приготовился я и не смутился, сохраняя заповеди Твои.

61 Сети грешников опутали меня. Но я закона Твоего не забыл.

  • 62 В полночь вставал я прославлять Тебя за правые суды Твои.
  • 63 Друг я всем боящимся Тебя и хранящим заповеди Твои.
  • 64 Милости Твоей, Господи, исполнена земля; повелениям Твоим научи меня!
  • 65 Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему;
  • 66 Милосердию, покорности и разумению научи меня, ибо верю заповедям Твоим.
  • 67 Доколе не испытал я унижений, я согрешал, но ныне храню слово Твое.
  • 68 Благ Ты, Господи, и по благости Твоей научи меня повелениям Твоим!
  • 69 Умножилась и восстала на меня неправда людей гордых; я же всем сердцем моим познавать буду заповеди Твои.
  • 70 Отвердело, будто сыр, сердце у них; я же закону Твоему поучаюсь.

71 Благо мне, что смирил Ты меня. Да научусь повелениям Твоим.

  1. 72 Благ мне закон уст Твоих, дороже он многого множества золота и серебра.
  2. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь
  3. 73 Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим.
  4. 74 Боящиеся Тебя увидят меня и возвеселятся, ибо я на слова Твои уповал.
  5. 75 Уразумел я, Господи, что праведны суды Твои, и воистину смирил Ты меня.
  6. 76 Да осенит меня милость Твоя, да утешит меня по слову Твоему, что сказал Ты рабу Твоему;
  7. 77 Да низойдут на меня щедроты Твои, и жив буду, ибо закон Твой наставляет меня.
  8. 78 Да постыдятся гордые, ибо они неправедно и беззаконно поступали со мной; я же размышлять буду о заповедях Твоих.
  9. 79 Да направят меня на путь Твой боящиеся Тебя и познавшие откровения Твои.
  10. 80 Да будет сердце мое непорочно хранить повеления Твои, и не буду я посрамлен.
  11. 81 Изнемогает душа моя, ожидая от Тебя спасения, на слова Твои уповал.
  12. 82 Изнемогли очи мои в ожидании слова Твоего; когда утешишь Ты меня?
  13. 83 Ибо стал я точно мех, скованный морозом, но повелений Твоих не забыл.

84 Много ли дней жизни остается рабу Твоему? Когда рассудишь Ты меня с гонителями моими?

  • 85 Поведали мне беззаконники измышления свои, но далеки они от закона Твоего, Господи.
  • 86 Все заповеди Твои — истина; неправедно гонят меня, помоги мне!
  • 87 Едва не погубили меня на земле, но не оставил я заповедей Твоих.
  • 88 По милости Твоей верни мне жизнь, и сохраню откровения уст Твоих.
  • 89 Вовеки, Господи, слово Твое пребывает на Небесах.
  • 90 Из рода в род неизменна истина Твоя; сотворил Ты землю, и существует она.
  • 91 Как заповедал Ты, наступает день; ибо все в мире подвластно Тебе.
  • 92 Если бы не соблюдал я закона Твоего, постигла бы меня гибель в унижении моем;
  • 93 Вовеки не забуду повелений Твоих, ибо они даровали мне жизнь.
  • Середина псалма
  • 94 Я Твой, спаси меня; ибо я ищу повелений Твоих.
  • 95 Стерегли меня грешники, задумав погубить меня; но я откровения Твои уразумел.
  • 96 Увидел я, что всему приходит конец; но бесконечно широка заповедь Твоя.

97 Как возлюбил я закон Твой, Господи! Всяк день он наставляет меня.

  1. 98 Умудрил Ты меня больше, чем врагов моих, заповедью Твоею, и навеки она моя.
  2. 99 Вразумился я больше учителей моих, ибо откровения Твои наставляют меня.
  3. 100 Вразумился я больше старцев, ибо ищу заповедей Твоих.
  4. 101 От всякого пути греховного удалялся я, да сохраню слова Твои;
  5. 102 От судов Твоих я не уклонялся, ибо даровал Ты мне закон.

103 Как сладки в гортани моей слова Твои! Они слаще меда в устах моих!

  • 104 Заповедями Твоими вразумился я и возненавидел всяк путь неправды.
  • 105 Светильник стопам моим закон Твой, и свет его на путях моих.
  • 106 Поклялся я неизменно хранить суды правды Твоей.
  • 107 Смирился я глубоко; Господи, даруй мне жизнь словом Твоим!
  • 108 Прими, Господи, обеты, что по доброй воле произнес я устами моими, и судам Твоим научи меня!
  • 109 Душа моя в руках Твоих навеки, и я закона Твоего не забыл.
  • 110 Расставили грешники сети мне; но не изменил я заповедям Твоим.
  • 111 Навеки унаследовал я откровения Твои, ибо они радость сердца моего;
  • 112 Возжелал я в сердце моем исполнять вовеки повеления Твои, да наградишь Ты меня.
  • 113 Беззаконных я возненавидел, закон же Твой возлюбил.
  • 114 Ты Податель помощи и Заступник мой; на слова Твои уповаю.
  • 115 Отойдите от меня, люди лукавые, и познавать буду заповеди Бога моего!
  • 116 Защити меня словом Твоим, и жив буду; и не посрами меня в надежде моей!
  • 117 Помоги мне, и обрету спасение, и поучаться буду повелениям Твоим.
  • 118 Унизил Ты нарушающих повеления Твои, ибо неправедны помыслы их.
  • 119 Нарушителями воли Твоей признал я всех грешников на земле; и вот возлюбил я откровения Твои.
  • 120 Дай мне всегда страшиться Тебя, Господи, ибо грозит мне суд Твой.
  • 121 Рассудил я и поступил по правде; не предай меня оскорбителям моим!
  • 122 Прими раба Твоего для блага его, да не клевещут на меня гордые!
  • 123 Очи мои изнемогли, ожидая спасения и слова правды Твоей;
  • 124 Поступи с Твоим рабом по милости Твоей, и повелениям Твоим научи меня!
  • 125 Раб я Твой; вразуми меня, и познаю откровения Твои.
  • 126 Пришло время Тебе, Господи, явить силу Твою; попрали закон Твой!
  • 127 И вот возлюбил я заповеди Твои больше золота и топаза.
  • 128 И устремлялся ко всем заповедям Твоим, всяк путь неправды возненавидел.
  • 129 Дивны откровения Твои: познает их душа моя.
  • 130 Явленные в Писании слова Твои просвещают и вразумляют младенцев.
  • 131 Я отверз в молитве уста мои и воспрянул духом, ибо заповедей Твоих возжелал.
  • Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь
  • 132 Воззри на меня и помилуй меня, как судишь Ты милостиво любящих имя Твое.
  • 133 Стопы мои направь словом Твоим, и да не овладеет мною беззаконие!
  • 134 Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои!
  • 135 Сиянием лица Твоего озари раба Твоего и научи меня повелениям Твоим!
  • 136 Потоки слез изливают очи мои, ибо не сохранил я закона Твоего.
  • 137 Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои;
  • 138 Заповедал Ты правду в откровениях Твоих и полноту истины Твоей.
  • 139 Истомился я, стремясь к Тебе, ибо враги мои слова Твои забыли.
  • 140 Пламенно слово Твое, и раб Твой возлюбил его.
  • 141 Я самый юный и унижен я, но повелений Твоих не забыл.
  • 142 Правда Твоя — правда вовеки, и закон Твой — истина.
  • 143 Беды и скорби овладели мной; но заповеди Твои — в поучение мне.
  • 144 Правда вечная откровения Твои; вразуми меня, и жив буду.

145 Воззвал я всем сердцем моим, услышь меня, Господи! Повелений Твоих ищу.

  1. 146 Воззвал я к Тебе, спаси меня, и сохраню откровения Твои.
  2. 147 Встал я до зари и воззвал к Тебе; на слова Твои уповаю.
  3. 148 Встретили утро очи мои, да поучусь словам Твоим.
  4. 149 Зов мой услышь, Господи, по милости Твоей; судом Твоим правым даруй мне жизнь!
  5. 150 Приблизились гонители мои беззаконные; от закона Твоего отступили они.
  6. 151 Близок Ты нам, Господи, и все пути Твои — истина.
  7. 152 С давних пор познал я из откровений Твоих, что навеки даровал Ты их.
  8. 153 Воззри на унижение мое и избавь меня, ибо я закона Твоего не забыл.

154 Рассуди тяжбу мою и избавь меня! По слову Твоему даруй мне жизнь!

155 Далеки грешники от спасения, ибо не искали они повелений Твоих.

156 Велики щедроты Твои, Господи! Судом Твоим даруй мне жизнь!

157 Много у меня гонителей и угнетателей, но откровений Твоих не оставил я.

158 Видел я неразумных и сокрушался, ибо не сохранили они слов Твоих.

159 Воззри, как возлюбил я заповеди Твои! Господи, по милости Твоей даруй мне жизнь!

  • 160 Основа слов Твоих — истина, и вечны суды правды Твоей.
  • 161 Князья преследовали меня без вины моей; но слов Твоих устрашилось сердце мое.
  • 162 Возрадовался я о словах Твоих, точно обрел богатство великое.
  • 163 Неправду возненавидел я и возгнушался ею, а закон Твой возлюбил.
  • 164 Всяк день семикратно восхвалял я Тебя за праведные суды Твои.
  • 165 Великий мир осеняет любящих закон Твой, и не страшны им соблазны.
  • 166 Ждал я, что Ты даруешь мне спасение, Господи, и заповеди Твои возлюбил.
  • 167 Хранит душа моя откровения Твои, и крепко возлюбила их.
  • 168 Я храню заповеди Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою, Господи!

169 Да вознесется к Тебе моление мое: Господи! По слову Твоему вразуми меня!

170 Да вознесется прошение мое к Тебе: Господи! По слову Твоему избавь меня!

  1. 171 Изольется из уст моих песнопение, когда научишь Ты меня повелением Твоим.
  2. 172 Возгласит язык мой слова Твои, ибо заповеди Твои — правда.
  3. 173 Да спасет меня рука Твоя, ибо я заповеди Твои возлюбил.
  4. 174 Желал я, чтобы Ты спас меня, Господи, и закон Твой поучает меня.
  5. 175 Жива будет душа моя и восхвалит Тебя; и Твой суд оправдает меня.
  6. 176 Блуждаю, словно овца потерявшаяся; но Ты найдешь раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл!
  7. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.

В таком случае нет никакой разницы, когда умер близкий человек. Самое основное – это вера в Господа и Его помощь в умиротворении души. Если возникнут вопросы о том, как читать 17 кафизму по усопшим дома, то об этом всегда можно спросить у священнослужителей в храме. Они никогда не откажут желающему в получение подобной информации.

Даже если Вы и сделаете ошибку или неправильно прочитаете те или иные слова. Не стоит ругать себя и останавливаться. Вы по крайней мере старались улучшить ситуацию. А намерение всегда лучше, чем просто сидеть без дела и горевать о том, что случилось. Помолитесь Богу, поставьте свечу за усопшего, дайте милостыню и это все сделает свое благое дело для того, чтобы душе стало легче.

Пусть хранит Вас господь!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector