Дивеево принято называть четвертым уделом Пресвятой Богородицы.
Об этом слышали многие, но не все понимают, что же это такое? Иногда у людей даже возникают мысли, что кроме этих мест – святынь больше нет, хотя это вовсе не так.
Святых мест на земле много, но именно четыре удела – Иверия, Афон, Киево-Печерская лавра и Дивеево находятся под особым покровительством Богородицы. Для того чтобы понять, как это произошло, придется обратиться к истории.
Четыре удела Богородицы на земле
После Вознесения Господа апостолы решили собраться в Сионской горнице, дабы бросить жребий. Речь шла о проповеди Евангелия всему миру, а жребий должен был помочь выбрать каждому страну. Богоматерь также изъявила желание участвовать в жребии и идти с проповедью туда, куда направит Её Сам Бог. Жребий пал на Иверию.
Пресвятая Богородица с радостью хотела тут же отправиться в Иверскую страну, но Ангел Божий остановил Её: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд проповедования в земле, в какую направит Тебя Бог». Вместо Пресвятой Богородицы в Иверию отправился Андрей Первозванный. Апостол также с радостью подчинился воле Божией и проповедовал в Иверии некоторое время, укрепляя в вере тех, кто этого хотел. А Матерь Божия возносила молитвы о народе Иверии и ждала Божьего благословения на проповедь.
В 48 году Пресвятую Богородицу настигли гонения, воздвигнутые Иродом в Палестине. Ей пришлось скрываться вместе с апостолом Иоанном Богословом. Они направилась на Кипр. В то время там жил воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь, ставший епископом Кипра. Но на море началась буря, и путешественникам пришлось пристать к берегу Афонской горы.
Красота Афона и гостеприимство местных жителей восхитило Богородицу, и Она упросила Сына Своего, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. И был глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». После проповеди Матери Божией, местные жители приняли святое крещение.
«Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века.
Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом», — сказала Пречистая.
Впоследствии будущие подвижники приходили на Афон по особому повелению Богородицы. Но и с Афона уходили просвещать новые земли христианской проповедью тоже по особому благословению Богородицы. Например, как это было в начале XI века.
Возле монастыря Эсфигмен подвизался монах Антоний, проживавший ранее в Киевской Руси. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину.
Будущий великий подвижник монах Антоний повеление исполнил, но первый раз прожил на Руси не долго, и вскоре вернулся на Афон. Но игумену Феоктисту снова было Божие откровение о будущем подвижнике. И вот, в 1028 году Антонию пришлось вернулся на Русь.
Будущая обитель зарождалась в маленькой пещере на берегу Днепра, где преподобный Антоний постился и молился Богу. К нему приходили желающие подвизаться в монашеском подвиге, и вскоре стало очевидным, что на сем месте надо создавать монастырь, который впоследствии стал Киево-Печерской лаврой и Третьим Уделом Пресвятой Богородицы.
Интересно, каким чудесным образом сохранялась преемственность от одного богородичного жребия к другому. Так, будущая матушка Александра, (а пока Агафья Семеновна Мельгунова) – первоосновательница Дивеевской обители овдовев, подвизалась во Флоровском монастыре, что близ Киево-Печерской лавры.
Как-то Агафье Семеновне было видение. Сама Пресвятая Богородица говорила ей:
«Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою.
Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих.
И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!»
Повеление Матери Божией Агафья Семеновна исполнила, и вскорости отправилась на север. Примерно в 1760 году она добралась до Сарова. И вот в двенадцати верстах от монастыря – в селе Дивеево – случилось новое чудо. Присела матушка отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и услышала слова Богоматери.
«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России…— сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. — И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих.
И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной.
И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».
4 удел Богородицы – Дивеево
Именно с тех пророческих слов Богородицы будущей матушке Александре и началась Дивеевская обитель. А вместе с монастырем росло и трепетное отношение к Богородице. Здесь Её почитали по-особому, и во всех житейских бедах и трудностях прибегали к Ней в молитвах, как к главной Заступнице.
В Серафимо-Дивеевском монастыре находится большое количество храмов, посвященных именно Богородице. Старейшей из них является Казанская церковь, построенная на том самом месте, где и было явление Богородицы матушке Александре. В 1829 – 30 годах к паперти Казанской церкви были пристроены два храма, один из которых был в честь Рождества Богородицы.
В Троицком, главном соборе два придела освящены в честь икон Богородицы. Это нижний правый в честь иконы Божией Матери «Умиления», и правый верхний в честь Владимирской Оранской иконы Богоматери. В Преображенском соборе правый верхний предел освящен в честь Тихвинской Иконы Богородицы.
Во пределах святой Канавки находятся монастырские больница и богадельня для стареньких монахинь. Так вот, больничная церковь 1 октября 2008 года была освящена в честь иконы Божией Матери «Целительница». А двумя годами ранее состоялось освящение в церкви «Всех скорбящих Радость» в богадельне.
Еще при жизни батюшка Серафим пророчествовал, что будет в Дивеево храм, посвященный иконе Богородицы «Умиление». И это пророчество сбывается на наших глазах.
Уже построен Благовещенский собор, а, как известно, образ «Умиления» Серафимо-Дивееский относится к типу Богоматери «Благовещенской». Пока в соборе идет внешняя и внутренняя отделка и он закрыт для посещения.
Служба там бывает лишь в нижнем пределе в честь Успения Божией Матери.
Есть еще небольшая Казанская церковь на Казанском источнике. Кстати, богородичных источников на дивеевской земле немало. Это и Казанский и Иверский источники, находящиеся непосредственно в Дивеево.
И маленький родник, освященный в честь иконы Богоматери «Всецарица» (местоположение его недалеко от источника Михаила Архангела, близ деревни Маевка).
В селе Кременки славится своими целебными водами источник Явленный.
В Серафимо-Дивеевской обители можно поклониться и чудотворным иконам – Казанской и «Умилению». О скорой помощи после молитв у этих икон свидетельствуют украшения на киотах, подаренные благодарными людьми.
Богородица на Канавке в Дивеево
Но самая главная Дивеевская святыня – и единственная в мире – это святая Канавка. Построенная по повелению Самой Богородицы, она является местом особой молитвы. Именно сюда приезжает большинство паломников, дабы хоть раз в жизни исполнить молитвенное богородичное правило непосредственно на Канавке. И люди чувствуют благодать над этим местом, иногда кажется, что даже воздух здесь иной.
Усердная молитва на святой Канавке творит чудеса. Страдающие бесплодием вымаливают здесь детей, бедные студенты ищут помощи перед поступлением в ВУЗы.
Решившие переехать в Дивеево и уставшие от поисков подходящего жилья тоже идут на Канавку, чтобы со слезами попросить помощи у Богородицы. Впрочем, сюда идут с любой бедой и проблемой, с охладевшем сердцем, с неспокойной душою.
И многие именно на Канавке получают не только просимое, но и особое утешение от Богородицы.
Многие с удивлением узнают, что на Канавке молится можно и в 3 часа ночи. И здесь у недоумевающих паломников возникает сразу два вопроса: как это можно осуществить технически, монастырь-то на ночь закрывается? И откуда пошло такое поверье?
Вот тут придется снова обратить взор к истории. Мы приведем выдержку из одного документа, речь в котором идет о всех четырех уделах Богородицы и о самой Пречистой.
В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года
«служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея (Богородицы) для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест — и ни одного из жителей их не допустит до погибели».
Николай Александрович Мотовилов был верным чадом батюшки Серафима, и много бесед душеспасительных, которые вел с ним старец. записал потом для всех православных потомков. Так вот, по преданию именно на границе ночи и раннего утра Богородица и посещает Дивеево, и в три часа ночи идет по Канавке. И многие благочестивые монахини и в прошлое время, и уже в наше видели следы ее.
Что касается технического момента: как попасть в монастырь ночью, то это решаемо. Ведь об этом предании знают и монахини. И у охраны есть благословение пускать паломников на Канавку на ночную молитву.
Но попасть в монастырь в это время можно только из центральных, главных ворот, остальные ночью закрыты. В конце и начале Канавки дежурит охранник, и ночных молитвенников никуда кроме Канавки не пустят.
Так что не советуем искателям приключений искушать судьбу и пытаться гулять по ночному монастырю.
В завершении всем паломникам хочется сказать, что если приезжать в Дивеево без придуманных ожиданий, а с чистым сердцем, то можно прочувствовать благодать. Особое покровительство Богородицы над святой обителью и Дивеевом в целом. Прочувствовать, не смотря на внешние неустройства, искушения и суету.
Как и при зарождении обители, Богородица обещала хранить Дивеево, так и сейчас хранит. А нам лишь остается благодарно величать Пресвятую Богородицу и прибегать к Ней в молитве.
Пресвятая Богородица спаси нас!
Татьяна Страхова
Четыре удела Пресвятой Богородицы — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Четыре места на Земле Пресвятая Богородица взяла под особое Свое покровительство. Это Ее земные жребии, или земные уделы, − Иверия, Афон, Киев и Дивеево.
В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года «служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест – и ни одного из жителей их не допустит до погибели».
Иверия
После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». Святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела: «Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».
Афон
Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места и с благоговением встреченная жителями, обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще – убежищем для тех, кто жаждет спасения». Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом»,− сказала Пречистая.
Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала: «Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу.
Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками.
И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».
Киев
Первоначально молитвенная жизнь монастыря сосредотачивалась в пещерах, где помещались и церковь, и трапезная с кельями. Но когда число братии умножилось, в пещерной церковке стало слишком тесно. Тогда преподобный Антоний благословил постройку деревянной церкви на горе. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.
Дивеево
Посоветовавшись с киевскими старцами, Агафия Семеновна оставила Флоровский монастырь и пошла на север. Обходя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии Ардатовского уезда, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России…– сказала Пресвятая Богородица матушке Александре.– И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».
Download Best WordPress Themes Free DownloadDownload Premium WordPress Themes FreeDownload Nulled WordPress ThemesDownload WordPress ThemesDownload Nulled WordPress Themesfree download udemy paid course
4 удела Пресвятой Богородицы | Православиум
Рубрика: Святыни Православия
Пресвятая Богородица пользуется особым почитанием среди православных христиан. Каждый день Святая Церковь возносит Ей свои молитвы. Согласно православным догматам, Дева Мария стала Матерью Сына Божия, в Которую вселился Сам Создатель. Так свершилась великая и непостижимая Тайна Боговоплощения.
Христиане верят, что Богоматерь никогда не оставляет без помощи призывающих Ее имя. Православная Церковь имеет множество свидетельств о благодатной помощи, которую христиане получают от Богородицы по молитвам перед Ее иконами. Также православными особо почитаются 4 удела Пресвятой Богородицы.
Это священные места, находящиеся под особым Ее покровительством.
«Любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует» (преподобный Силуан Афонский).
Киево-Печерская Лавра (Киев, Украина) — один из 4 уделов Богородицы
По Преданию, у немолодых супругов из города Назарет, праведных Иоакима и Анны, не было детей. Всю жизнь они стремились исполнять Божью волю, служить ближним. Благочестивые супруги обещали Господу, что если у них родится ребенок, то они посвятят его на служение Ему. Бог услышал их моление, праведная Анна родила Марию, будущую Богородицу.
С трехлетнего возраста Дева Мария жила при Иерусалимском храме. Свои дни Она проводила в постоянной молитве. В раннем детстве она была приучена трудиться: прясть пряжу и шить облачения для священников.
Мария дала Богу обет (обещание) сохранить свое девство (девственность), посвятив эту жертву Творцу. 14 лет от роду ей пришло время покидать храм.
Ее обручили с престарелым Иосифом, который должен был хранить и защищать Деву.
В Назарете Пресвятой Деве явился архангел Гавриил, возвестивший о будущем рождении от Нее Сына Божия. Через Богородицу в вифлеемской пещере свершилось спасительное для человечества событие — Рождество Христово. При земной жизни Спасителя Богородица постоянно находилась рядом с Сыном, внимательно постигая и запоминая Его учение.
«Божия Матерь – не просто какой-то случайный человек, которому сильно, как в лотерее, повезло. То, Кем Она стала, – результат прежде всего огромной ее работы над собой. Церковное Предание говорит, что Мария была самой лучшей, самой верующей из людей.
Благочестивый вымысел? Но если внимательно вчитаться в то, что нам говорит Священное Писание, в те крупицы информации, которые там содержатся, мы увидим, что Она, действительно, абсолютно предана и послушна Господу.
Эта удивительная девушка верна Закону Господа и больше всего в жизни хочет служить Его воле» (священник Константин Пархоменко).
4 удела Пресвятой Богородицы
В современном мире хорошо известны 4 удела Пресвятой Богородицы на земле. Удел — это место особого покровительства. Это Иверия (современная Грузия), гора Афон (Греция), Киев (Украина) и Дивеево (Нижегородская область). Николай Александрович Мотовилов, многолетний попечитель Серафимо-Дивеевского монастыря, писал в 1854 году императору Николаю I:
«Благословение Ея для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом из сих мест – и ни одного из жителей их не допустит до погибели».
Пресвятая Богородица избрала себе эти места на земле, чтобы Ее попечением увеличивалось число служащих Господу Богу. Она обещала особую благодать своим уделам, если его жители будут чтить Ее имя.
Как были избраны эти 4 удела Пресвятой Богородицы? Об этом рассказывает Предание.
Иверия
После Крестной смерти Иисуса Христа Божия Матерь жила в доме апостола Иоанна Богослова. Это было исполнение последней воли Спасителя перед смертью на кресте. Он пожелал, чтобы любимые Его ученик Иоанн принял на себя обязанность сына, а Богородица оказывала ему материнскую любовь (Евангелие от Иоанна, 19:26).
В день Пятидесятницы (50-й день после Воскресения Христова) на Богородицу вместе с апостолами сошел Святой Дух в виде огненных языков. Все они получили дар говорить на языках других народов.
Через некоторое время апостолы отправились проповедовать христианскую веру по всему миру. Для этого они бросили жребий, кому куда направиться.
Пресвятой Богородице достался жребий проповедовать в Иверии (современная Грузия).
Однако позднее Богоматерь через ангела получила повеление остаться в Иерусалиме. На проповедь вместо себя Она направила апостола Андрея Первозванного. Пресвятая Богородица вручила апостолу свой нерукотворный образ.
Как гласит Предание, этот образ был запечатлен на деревянной доске, которую Богоматерь приложила к Своему Лику. Святой Андрей Первозванный трижды посещал Иверию с проповедью. В городе Ацкур (недалеко от современного города Ахалцих) им был оставлен нерукотворный образ Богоматери.
Однако по-настоящему христианским государством Грузия стала в 4 веке после проповеди равноапостольной Нины.
Святая Нина имела целью найти хитон Господень, который по жребию достался одному из стражников при кресте Спасителя (Евангелие от Иоанна, 19:23-24). По Преданию, его выкупил один человек и увез в Грузию.
В сонном видении Господь благословил святую Нину отправиться на проповедь, а Божья Матерь вручила ей крест из виноградной лозы. Равноапостольная Нина всенародно проповедовала христианскую веру и призывала жителей Грузии к покаянию.
Своей благочестивой, праведной и целомудренной жизнью она привела ко Христу всю Грузию.
Покровительство Богородицы во многом определило самобытность, культуру и историю Грузии. Среди стран Кавказа Грузия — единственное православное государство. С 2001 года Грузинская Православная Церковь получила статус государственной. Более 90 % граждан страны исповедуют православную веру. С 2019 года 12 мая отмечается как День удела Пресвятой Богородицы.
Афон
Пресвятая Богородица решила навестить праведного Лазаря Четверодневного, которого некогда воскресил Иисус Христос. Она отплыла на остров Кипр, где Лазарь был епископом.
Однако во время плавания поднялся сильный ветер, и корабль, не слушаясь руля, направился в другую сторону. Он остановился у берегов Афонской горы. Когда Пресвятая Дева Мария сошла на землю, к ней собралось множество людей.
После проповеди о Сыне Божьем, о Его учении и Воскресении из мертвых жители тех мест решили креститься.
Пресвятая Богородица нарекла это место своим уделом, жребием, данным Ей от Господа. Она обещала не оставлять его без своего попечения до конца времен. Сейчас Афон является крупнейшим в мире средоточием православного монашества. Пресвятая Богородица именуется Игуменьей Афонской. Святые Отцы говорят, что Она сама управляет этим местом и смотрит за всем.
«Разве не знаешь, что Богородица по ночам обходит Святую Гору Афон и смотрит, чем это тут занимаются монахи?» (преподобный Паисий Святогорец, 1924-1994).
В некоторых афонских монастырях нет должности игумена, там имеется только наместник, заведующий монастырскими делами. Игуменство принадлежит Самой Божией Матери. Так, в Хиландарской обители на игуменском месте стоит икона «Троеручица». Прикладываясь к ней, монахи тем самым принимают благословение на послушание от Самой Богородицы.
На протяжении многих столетий Богородица хранит Святую гору Афон. Не раз Она спасала монахов от голода, нападения иноверцев, защищала монастыри от пожаров.
Киево-Печерская Лавра
Третий удел Божией Матери — Киево-Печерская Лавра, основанная в 11 веке преподобным Антонием Печерским (984-1073). Пребывая в одном из афонских монастырей, русский по происхождению монах Антоний получил повеление от Божией Матери вернуться на родину. В указанном Богородицей месте им был основан монастырь.
В 1073 году из Константинополя (современный Стамбул, Турция) прибыли греческие мастера-строители, получившие от Богородицы повеление построить в Киеве церковь. Они же и принесли на Русь икону Успения Пресвятой Богородицы, полученную от самой Девы Марии.
Успенская церковь была построена по образу, представшему перед ними в божественном откровении.
Киево-Печерская Лавра на протяжении многих веков оставалась центром христианства на Руси. Во многих других обителях игуменами становились монахи Лавры, распространяя ее Устав по всей Руси.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы стал на Руси монашеским праздником. Чаще всего храмы в монастырях посвящали именно этому празднику. Многие обители названы в честь Успения Богородицы. Например, Свято-Успенский мужской монастырь в Бахчисарае (Крым), Свято-Успенская Почаевская Лавра (Украина), Свято-Успенский мужской монастырь в городе Орле (Орловская область).
«Киево-Печерской лавре принадлежит бесспорно, пальма первенства в ряду всех русских монастырей, существовавших, прежде и теперь существующих, не только потому, что она была действительно первым истиннорусским народным монастырем (в собственном смысле этого слова) в России, по времени своего происхождения, но также и по сумме того духовного блага, какое она принесла русскому народу и какое неизмеримо превосходит заслуги всех других позднейших русских монастырей на пользу русского народа и государства» (профессор Александр Павлович Лопухин, 1852-1904).
Дивеево
Завершает список «4 удела Пресвятой Богородицы» российское село Дивеево (Нижегородская область). В середине 18 века поклониться святыням Киево-Печерской Лавры приехала молодая помещица Агафья Семёновна Мельгунова, вдова из Рязани.
В Киево-Флоровском монастыре она приняла постриг с именем Александра. Ее духовно окормляли старцы Киево-Печерского монастыря. Однажды в сонном видении матушке Александре явилась Богородица. Она повелела идти ей на северо-восток Центральной России.
Там будет указано место основания новой обители..
После долгого пути матушка остановилась в селе Дивеево, чтобы отдохнуть. Здесь ей снова явилась Богородица и сообщила, что именно это место Она избрала под Свое покровительство. Матушка Александра основала здесь дивеевскую женскую общину, которая впоследствии стала Серафимо-Дивеевским монастырем.
В 1825 году преподобный Серафим Саровский стал свидетелем, как Божия Матерь прошла по земле вокруг общины. Вместе с Ней были апостолы Петр и Иоанн Богослов.
В месте, где ступала нога Богоматери, по благословению святого была вырыта Канавка. Она представляла собой ров с насыпным валом на внутренней стороне.
О значимости строящейся Канавки преподобный Серафим говорил: «Антихрист везде пройдет, а Канавки этой не перескочит».
По словам батюшки Серафима, Божия Матерь освящает это место своим присутствием каждый день, обходя свой удел. В последние времена Пресвятая Богородица защитит это место от осквернения антихристом.
Молитва Пресвятой Богородице
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода Вы́шняго, всеми́лостивая Засту́пнице и Покрови́тельнице все́х, к Тебе́ с ве́рою прибега́ющих! При́зри с высоты́ небе́сныя сла́вы Своея́ на мя́, припа́дающаго к подно́жию Твоему́, услы́ши смире́нную моли́тву мене́, гре́шнаго и недосто́йнаго раба́ Твоего́, и принеси́ ю́ пред возлю́бленнаго Сы́на Своего́.
О, Преблагослове́нная Богоро́дице! Ты́, имену́емая все́х скоропослу́шница и скорбя́щих ра́досте, услы́ши и мене́ ско́рбнаго; Ты́ – утоле́ние печа́ли, утоли́ и моя́ душе́вныя боле́зни и печа́ли; Ты́ – купино́ неопали́мая, сохрани́ ми́р и все́х на́с от вредоно́сных о́гненных стре́л вра́жиих; Ты́ – взыска́ние поги́бших, не попусти́ мене́ поги́бнути в бе́здне грехо́в мои́х; Ты́ цели́тельница стра́ждущих, исцели́ и мене́, уя́звленнаго от не́мощей душе́вных и теле́сных; Ты́ – неча́янная ра́досте, ра́достию спасе́ния Твоего́ оте́мли от мене́ стра́х гряду́щаго муче́ния; Ты́ – спору́чница гре́шных, бу́ди и мне́, гре́шнику, благосе́рдою спору́чницею покая́ния и спасе́ния моего́.
На Тебе́ по Бо́зе все́ мое́ упова́ние возлага́ю, бу́ди ми́ вы́ну неусы́пная хода́таица и всеси́льная предста́тельница пред Сы́ном Твои́м, Го́сподом на́шим Иису́сом Христо́м, укрепи́ во мне́ ве́ру в Него́, утверди́ в любви́ Его́, научи́ мене́ люби́ти и сла́вити и Тебе́, Пресвяту́ю Ма́терь Бо́жию, Преблагослове́нную Мари́ю: вседержа́вному покро́ву Твоему́, Богоро́дице, вруча́ю себе́ на вся́ ве́ки. Ами́нь.
Тропарь
В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.
Кондак
В молитвах Неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное Упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Величание
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.
Что такое Удел Богородицы?
Уде́л Богоро́дицы — в православном предании «жребий» Божией Матери на земле — святая земля, которая находится под Её особенным покровительством. Известны четыре удела Богородицы: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон, Киево-Печерская лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь.
Первый удел: Иверия (современная Грузия)
Икона «Слава Грузинской Православной Церкви» с изображением покровительства Богородицы
Основная статья: Иверия
Когда в 44 году Ирод Агриппа начал преследовать христиан и обезглавил апостола Иакова, брата апостола Иоанна Богослова, заключил в темницу апостола Петра, святые апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим и решили метнуть жребий кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия.
Богородице достались земли Иверии[1]. Когда Богоматерь была готова отправиться в путь, Ей явился ангел Божий и повелел оставаться в Иерусалиме, пообещав, что жребий её свершится в свое время. Тогда Богоматерь, призвав апостолов Андрея и Симона, вручила им Свой нерукотворный образ для благословения Иверии[2][3].
Впоследствии, в III—VI веках, Грузия стала христианским государством.
Второй удел: Святая Гора Афон
Вид на полуостров с верхней точки горы Афон
Основная статья: Афон
Вторым уделом стал Афон: когда Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешенного Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесен к берегу Афонской горы, населенной язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение.
Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство. Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала:
«Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем».[4][5]
Третий удел: Киево-Печерская лавра
Киево-Печерская лавра. Открытка XIX века
Основная статья: Киево-Печерская лавра
В XI веке в одном из афонских монастырей подвизался монах Антоний, уроженец Черниговского княжества.
Матерь Божия открыла игумену монастыря, что новопостриженному Антонию следует идти к себе на родину, в Киевскую Русь, и послушный Антоний, дойдя до Киева, основал Киево-Печерский монастырь[6], впоследствии ставший лаврой.
При строительстве в лавре церкви Успения Божией Матери был обретён один из древнейших нерукотворных образов Богородицы[7].
Четвертый удел: Серафимо-Дивеевский монастырь
Основная статья: Серафимо-Дивеевский монастырь
Начало Четвертого Вселенского Жребия Богородицы было положено в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова.
В возрасте моложе 30 лет она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу.
В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры.
Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении, сподобилась матушка Александра видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее следующее:
«Это — Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою.
Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих.
И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!».
С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась на север России. В 1760 году её путь лежал к одной из знаменитых русских обителей — Саровскому монастырю.
Не доходя 12-ти верст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь она в легкой дремоте вновь увидела Божию Матерь:
«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих.
И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной.
И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».
На этом месте была основана Дивеевская община, впоследствии ставшая Серафимо-Дивеевским монастырём.
Источники
- ↑ «Житие преподобной Александры, первоначальницы Дивеевской». Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, 2000. — 63 с.. st-nikolas.orthodoxy.ru (22.12.2004). Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012. Проверено 22 августа 2007.
- ↑ «История Церкви. Крещение грузин.». Грузинская Православная Церковь.
georgia.orthodoxy.ru. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012. Проверено 22 августа 2007.
- ↑ «Кириллица онлайн», «Грузия», № 8 (18) 2000
- ↑ П. Ю. Малков, «Житие Пресвятой Богородицы» (Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 2. С.
129—131)
- ↑ «Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». «Православный календарь 2007» со ссылкой на «Журнал Московской Патриархии», 1979, №3.. pravoslavie.ru. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012. Проверено 27 сентября 2007.
- ↑ Журнал «Русский Дом», «Без Царя, но с Царицей», Март 2007
- ↑ Н.Замятина, «Крестный ход о спасении России и Украины 3, 4, 5 января 2005 года»
Ссылки
- «Дивеево — Четвёртый Удел Пресвятой Богородицы»