Традиция носить черный платок: правила

Дагестанское селение Кубачи известно прежде всего своими златокузнецами. Про которых в восьмидесятых годах прошлого века на знаменитой Северо-Осетинской телестудии даже сняли художественный фильм «Загадка кубачинского браслета». Но не только ювелирными изделиями славится знаменитый аул, и не только у браслетов бывают загадки.

Кубачинские женщины носят особенные платки, по которым их легко узнать с первого взгляда, — казы. Мы расспросили сельчанок о секретах этого необычного головного убора, и вот что они нам рассказали.

Секрет первый. Откуда взялся каз?

Каз представляет собой белую ткань, расшитую узорами из золотой нити и украшенную бахромой. Строго говоря, это не платок, а шарф. Но называют его все-таки платком.

Такие уборы носят только женщины дагестанского села Кубачи. Больше никакой другой платок или шарф этим словом не обозначается. И больше ни в каком другом селе женщины не носят казы — только в Кубачи.

Традиция носить черный платок: правила

Выезжая из села, кубачинки обычно снимают свой традиционный платок. Редко кто ездит в нем даже в соседнее село. В Махачкале и других городах казы можно встретить на улицах только во время официальных праздников, таких как День единства народов, день Конституции Дагестана, празднование 2000-летия Дербента. В эти дни многие дагестанцы надевают национальные костюмы.

Сколько лет казам и откуда именно в этом селе взялась традиция носить этот платок, точно неизвестно. Местные жители говорят, что казам столько же лет, сколько и селу. А это примерно 15 веков.

Секрет второй. Матримониальный

Каз — это не просто головной убор, расшитый золотыми нитками. По рисунку на платке определяется статус девушки: замужем она или нет. Чаще всего кубачинки вышивают на своих платках цветы или перья. Но узор на платке незамужней девушки мелкий, а замужняя носит каз с крупным рисунком.

Традиция носить черный платок: правила

Отличается также длина бахромы: на платке незамужней женщины она короче, чем на платке замужней. В обычном казе бахрому пришивают только на один конец.

Раньше женщины надевали под каз чохто — дагестанский женский головной убор (напоминает матерчатую продолговатую трубу; в нее женщины прятали волосы). Сейчас его носят не все, обычно каз сразу накидывают на волосы.

Секрет третий. Траурный

Традиция носить черный платок: правила

Если кто-то умирает, кубачинские женщины не надевают черные одежды. О том, что кубачинка в трауре, можно узнать по казу: на нем не будет бахромы и яркого узора. Бахрому снимают на 40 дней либо на год — в зависимости от того, насколько близкий родственник умер. Когда траур окончен, бахрому пришивают снова.

Секрет четвертый. В цифрах

Традиция носить черный платок: правила

Современные кубачинки говорят, что покупают хлопчатобумажную ткань на каз у местного бизнесмена, который привозит ее из арабских стран. Стоимость отреза на каз — 1000 рублей. В советское время казы были из маркизета, но этот материал быстро мнется, а со временем желтеет, и платок теряет свой вид.

Стандартная длина каза — 2,5 метра (без учета бахромы), ширина — 50−70 см. Если женщина невысокая, платок можно немного укоротить, но так, чтобы это не бросалось в глаза.

Секрет пятый. Ручной работы

В Кубачи каждая женщина с детства учится вышивать каз. Старшие женщины в семье (сестры, мамы, тети, бабушки) учат этому девочек еще с дошкольного возраста. Порой малышка еще не умеет читать и писать, но уже уверенно держит в руках иголку.

Правда, носить каз они начинают гораздо позже — в 15−16 лет. Носят и дома, и на улице, и в школе, но все это по желанию, без «обязаловки». А с недавних пор в селе появилась новая традиция: 1 сентября одиннадцатиклассницы обязательно надевают каз в школу.

Современные кубачинки нередко вышивают узор на казе швейной машинкой.

Традиция носить черный платок: правила

Айдемир Даганов

— А бабушки не ворчат, что молодежь совсем обленилась, не хочет тратить время на ручную работу?

— Так получается быстрее и зрение не портится, — объясняют женщины нововведение.

Носить каз с машинной вышивкой зазорным не считается. Просто такой платок значительно падает в цене: его стоимость будет примерно 2−3 тысячи рублей.

Традиция носить черный платок: правила

Современные кубачинки чаще вышивают узор на казе швейной машинкой

Стоимость каза с узором ручной работы зависит от нескольких моментов: насколько мелкая вышивка (чем мельче, тем дороже), «возраст» нити и бахромы, сколько времени заняла работа над платком. Кстати, на вышивание каза уходит от нескольких недель до года. Стоимость платка с узором ручной работы — выше 10 тысяч рублей.

Секрет шестой. Свадебный

Традиция носить черный платок: правила

Айдемир Даганов

Девушки в Кубачи выходят замуж в традиционной свадебной одежде. Каз невесты называется лумкитабказ

Каз невесты называется лумкитабказ. От обычного он отличается тем, что бахрома у него свисает с двух концов, а не с одного, а по длинным сторонам платка пришита тесьма. Вышитого узора на свадебном казе может не быть, но тесьма — обязательна.

Когда кубачинка выходит замуж, она, как правило, надевает традиционное платье и лумкитабказ, которые надевали ее пра-пра-прародственницы на свои свадьбы. Платье расшито золотыми или серебряными нитками. Со временем многие эти платья теряют свежесть и яркость.

— Нет! — отвечают женщины хором. — Наоборот, с гордостью носят.

Традиция носить черный платок: правила

Айдемир Даганов

Если судьба не дала дочерей, подарить свадебный наряд можно любой родственнице, выходящей замуж, либо молодой невестке. По обычаю, 40 дней после свадьбы молодая жена ходит дома и по селу в национальной одежде.

Секрет седьмой. Наследственный

Кубачинки сохранили традицию передавать по наследству бахрому для казов. Чем старше бахрома на платке, тем он ценнее. Потому женщины совсем не ленятся перешивать полосы с одного платка на другой. И даже сейчас в селе носят казы с бахромой, которую на своем платке носила кубачинка, жившая в XIX веке. А может, и раньше.

Традиция носить черный платок: правила

Айдемир Даганов

Выдавая дочку замуж, мама обязательно должна положить в сундук с приданым казы. Их количество не ограничено: чем больше, тем лучше.

Но есть незыблемое правило: в приданом обязательно должны быть два каза с рисунками, которые считаются особенными, — кацаннаказ (с цветами) и калкуссалаказ (с перьями).

По словам кубачинок, это самые старинные узоры, дошедшие от их предков до наших времен, и современные девушки должны передать их своим детям.

Традиция носить черный платок: правила

Справа — два каза, которые обязательно должны быть в приданом невесты. Это кацаннаказ, на нем изображены цветы, и калкуссалаказ — с узором пера. По словам кубачинок, это самые древние узоры казов

Видео: Наргиля Абасова, фото: Айдемир Даганов

Аида Мирмаксумова

Источник: https://etokavkaz.ru/traditcii/kubachinskii-platok

Казашки в Иране носили платок и до исламской революции

Живущие в Иране казашки носили платки и до исламской революции 1979 года в этой стране.

После того как женщин в Иране повсеместно обязали носить платки, они стали повязывать платки одного цвета, украшая их национальными узорами и орнаментами.

Сейчас незамужние представительницы казахской диаспоры носят платки красного цвета или платки с цветочными принтами, а замужние женщины – однотонные белые платки.

НЫНЕШНЯЯ СИТУАЦИЯ

Врач Мариям Павиз из города Горган, которая родилась и выросла в Иране, говорит, что здесь все женщины в обязательном порядке носят хиджаб. Иностранки по пересечении иранской границы обязаны покрывать голову платком. Местные казахи, согласно общественным правилам, носят соответствующую одежду.

– Старшая дочь учится в двенадцатом классе. В школе и других общественных местах, согласно существующим законам, женщины носят хиджабы. Поэтому на улице или в школе никто не ходит с непокрытой головой. По закону, одежда должна закрывать всё, кроме лица, кистей рук и ноги, – говорит Мариям Азаттыку.

Традиция носить черный платок: правила

Этнические казашки в Иране. Фото предоставлено Мариям Павиз.

По словам Мариям, прежде в Иране казахские девочки, не достигшие половой зрелости, носили тюбетейку. Местные казахи называли этот головной убор телпек.

– После исламской революции 1979 года всех женщин, начиная с девочек, достигших половозрелости, обязали носить хиджаб, – говорит Мариям Павиз.

На фоне антиправительственных акций протеста в конце декабря прошлого года – начале января этого года иранские женщины выступили против ношения хиджабов. На прошлой неделе в связи с этим полицией были задержаны десятки женщин.

В Иране время от времени женщины проводят акции протеста против обязательного требования носить хиджаб. Особенно женщины активно поднимают эту тему в социальных сетях. В связи с этим Мариям Павиз говорит, что в стране есть разные точки зрения относительно ношения хиджаба.

Не все массово выступают против хиджаба.

– В конце 2017 года люди стали выступать против принудительного ношения хиджаба или же его отмены, – говорит Мариям Павиз.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА ПЛАТКА

Переехавшая из Ирана в Казахстан Актореш Шадком живет в городе Актау. Она говорит, что, сколько себя помнит, «казахские девушки и женщины в Иране всегда носили платки».

По словам Актореш, до исламской революции местные девушки и женщины в Иране ходили без головных уборов, позднее власти принудили их носить хиджаб.

Между тем казашки и туркменки, проживающие в этой стране, и прежде носили платки, отмечает Актореш.

Читайте также:  Ветхий Завет – зачем он христианину?

Традиция носить черный платок: правила

Невеста перед казахским свадебным обрядом «беташар» и знакомством с родней будущего мужа. Бендер-Туркмен, 1998 год.

– Девушки носят платки красного цвета или разноцветные платки с цветочными принтами. После замужества все носят однотонные белые платки. Повязывание платков носит символический характер. Белый платок на голове женщины означает, что она замужем, стала хозяйкой своего очага, – говорит Актореш Азаттыку.

По словам Актореш, в Иране казахские девочки, не достигшие половой зрелости, у себя дома, среди родственников носят телпеки и тюбетейки, украшенные разноцветными камнями и бусинками.

– Телпеки носят и местные молодые туркменки. Однако их головные уборы отличаются отсутствием камней, – говорит Актореш Шадком.

Традиция носить черный платок: правила

Казахские девушки в Иране. 1978 год.

Так как казахи Ирана в основном проживают в местности, где преимущественно живут туркмены, в быту у них много общего, однако есть и свои отличия.

По словам Актореш Шадком, туркменские девушки и женщины в основном носят головной убор зеленого цвета – это платки и шали, который они называют «йаглык».

Замужние женщины отличаются от незамужних девушек лишь тем, что под «йаглыком» носят на макушке круглое кольцо.

– Кольцо сразу бросается в глаза поверх платка или шали. Это означает, что женщина замужем, – говорит Актореш Азаттыку.

Актореш Шадком переехала в Казахстан в 1995 году. Она говорит, что в первые годы по приезде в Казахстан ее дочери в школу ходили в платках, однако не смогли интегрироваться в среду и перестали носить платки.

– В школе одноклассницы дочерей не давали им покоя, дергая за платки. Позднее мы решили отправлять их в школу без головного убора, придерживаясь поговорки «елің қалай болса, бөркін солай болсын» (буквально: «носить головной убор, соответствующий стране проживания»). Сами мы по-прежнему носим платки, – говорит Актореш о своем положении в Казахстане.

Ислам Жеменей – ученый из числа иранских казахов. Он тоже на протяжении многих лет живет в Казахстане. Постепенно среди иранских казахов забываются такие виды традиционных женских головных уборов, как телпек и кимешек-шылауыш, отмечает он.

По его словам, «в Иране, согласно нынешним требованиям закона, все должны носить одинаковые головные уборы черного цвета».

Однако казахи с суеверием относятся к черной одежде, считая ее траурной, поэтому носят лишь белые или светлые головные уборы, говорит он.

– Мне сейчас 66 лет. В детстве, как я помню, существовала такая традиция. Девушки носили украшенные разными узорами и вышивками телпеки, напоминающие тюбетейку. После замужества до года носили жаулык – платок. Эти платки имели символическое значение.

После рождения ребенка женщины начинали носили платки-жаулыки только белого цвета. После достижения средних лет, примерно после 50 лет, носили на голове кимешек-шылауыш.

Сейчас хиджаб, который носят молодые девушки, – это и есть тот самый кимешек, – говорит Ислам Жеменей Азаттыку.

«ХИДЖАБ» ИЛИ ЖАУЛЫК?

По словам ученого-востоковеда Ислама Жеменея, «после установления в Иране исламской республики в жаулыках местных казахов стало меньше казахской атрибутики, – напротив, больше стали использовать иранские узоры. Однако после получения Казахстаном независимости, говорит он, между странами наладились отношения и поэтому снова стали использовать в одежде казахские узоры и орнаменты.

Он говорит, что казахи и туркмены в Иране сумели сохранить свою одежду в национальном стиле.

– Сейчас все туркмены, проживающие в сельской местности, носят национальную одежду. Никаких изменений нет. Даже проживающие в городах образованные девушки и женщины носят национальную одежду, адаптируя ее в соответствии с современными трендами, – отмечает ученый.

Традиция носить черный платок: правила

Ученый-востоковед Ислам Жеменей.

Ислам Жеменей, говоря о разгорающемся «споре вокруг ношения платков» в Казахстане, отмечает, что «сейчас всё, что повязывают на голову, называют хиджабом». Исконное казахское название платков – жаулык, говорит он. По этой причине необходимо исключить из употребления слово «хиджаб» и все головные уборы для казахских девушек и женщин называть своим именем, резюмирует он.

Этнические казахи в Иране компактно проживают в городах Горган, Бендер-Туркмен и Гунбад-и Кабус. Это потомки казахов из Мангистауского региона, которые были вынуждены бежать из страны после установления советской власти и усиления преследования и гонений.

Источник: https://rus.azattyq.org/a/iran-kazakhi-platok-istoria/29022009.html

Почему православным женщинам нужно надевать платок в церкви

Во время посещения церкви прихожане обязаны соблюдать определенные правила и ритуалы. Некоторые из них в настоящее время вызывают вопросы, например,  почему в церковь надо надевать платок? Откуда взялся этот обычай, который идет вразрез с современной модой в одежде?

Происхождение традиции

Традиция, согласно которой женщины покрывают в храме голову, имеет глубокие корни. В древности, в культурах многих народов, закрытые волосы были знаком, определяющим статус замужней женщины, говорившим о ее подчиненности мужу. Нельзя было показываться на улицах с непокрытой головой, это считалось очень нескромным.

Традиция носить черный платок: правилаЖенщина в храме

Подобные правила «дресс кода» существовали и в иудейской культуре, где зародилось христианство, и в римской, где появились первые церкви. С этим и связано то, что в Посланиях апостола Павла написаны такие слова:

«5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». (1 посл. к Коринф.)

Кто-то может задается вопросом: если в те времена ношение замужними женщинами покрывала было повсеместным правилом, почему христианками Коринфской церкви оно нарушалось, раз апостолу Павлу пришлось об этом специально писать? Есть версия, что это было связано с особой развращенностью нравов в языческом городе Коринфе (он этим славился).

Из-за чего, местные жители считали необязательным соблюдать повсеместные тогда правила приличной одежды.

И христиане, поскольку выросли в этом городе и привыкли к его атмосфере, тоже могли чем-то заразиться от общей распущенности.

Поэтомуапостол Павел призывал коринфских христианок быть предельно скромными и целомудренными в одежде, соответствовать всем правилам приличия, существовавшим в те времена. 

В древней Руси обычай покрытия женщинами головы после замужества тоже был в ходу. По представлениям наших предков, если женщину чужие люди увидят без платка, это будет позором для нее и всей ее семьи. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься».

В церкви этот обычай сохранился до наших дней, но видоизменился.

Если прежде традиция покрывать голову касалась исключительно замужних женщин, а девушки не носили платки ни в храме, ни на улице, теперь головы покрывают даже маленьким девочкам.

Можно ли ходить в церковь без платка

Не стоит понимать так, будто женщина, зашедшая в храм с открытой головой, совершает грех. Для Бога важно состояние нашей души, а не форма одежды. Однако, в церкви есть еще и люди. У многих из них женщина без головного убора вызовет раздражение. Пусть они и не правы, но не следует совершать действия, которые заведомо вводят людей в грех осуждения и отвлекут от молитвы.

Из этих соображений, нужно соблюдать сложившиеся правила церковной одежды, надевать в храм юбки и головные уборы.

О храме:

Традиция носить черный платок: правилаЗачем надевать платок в церковь

Какой платок выбрать для церкви

На Руси существовал интересный обычай надевать на службу платки, цвета которых соответствуют дням церковного календаря и повторяют цвет священнических одеяний. Возможно, кому-то и в наше время захочется этому следовать. Вот перечень этих цветов:

  • Цвет Пасхи – красный или белый. Такие платки женщины носили все 40 дней праздника.
  • На Рождество надевали белые.
  • В дни Великого поста выбирали темный цвет. Черный, темно-синий, фиолетовый.
  • К празднику Животворящей Троицы и в День Святого Духа надевали зеленые. Зеленый — цвет жизни.
  • Все Богородичные праздники носили голубой цвет.
  • В обычные дни надевали желтые платки, по цвету простой, будничной священнической ризы.

Интересно о православии:

Как завязать платок

У прихожанок есть несколько популярных способов завязывать платок. Например:

  • Длинный легкий шарф просто накидывают на голову и оставляют свободным или закрепляют у подбородка маленькой булавкой.
  • Концы шарфа закидывают за плечи, завязывают сзади или оставляют свободно.
  • Небольшой платок складывают в треугольник, покрывают им голову и завязывают концы под подбородком или за шеей.
  • Платок или косынку оборачивают вокруг головы и завязывают сзади.
  • Платком делается специальная складка, закрывающая лоб, концы завязываются спереди или оборачивают ими шею. Самый «благочестивый» способ. В народе о нем говорят: «носить платок внахмурку».
  • Есть специальные платки-покрывала, которые имеют что-то вроде капюшона, затягиваемого на шее с помощью шнурков.

Совет! Желающие могут носить в церковь и другие головные уборы. Зимой почти все прихожанки молятся в шапках. Летом можно надевать шляпы. Никаких запретов на это нет.

Почему женщина в храме покрывает голову?

Читайте также:  Молитва на благословение детей

Фев 1, 2019 10:10Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pochemu-zhenshchiny-pokryvayut-golovu-v-hrame.html

Сколько дней носят черный платок. Как организовать поминки и когда носят траур

Наверное, всем нам известно, . Наряды должны быть простыми, неяркими, желательно классического кроя. Аналогичные правила распространяются и на обувь, и на макияж, и на прическу, и на аксессуары.

Одним из главных правил, касающихся женщин, является наличие траурного платка, шарфа, косынки, повязки или шляпы. К слову, носить такие головные уборы должны и девушки.

В данном перечне именно траурный шарф занимает лидирующую позицию, ведь он и всем требованиям, выдвигаемым к траурной одежде для женщин, соответствует, и выглядит красиво, и носить его удобно. После церемонии его можно снять с головы, переместив на шею.

Каким должен быть траурный шарф?

Никаких четких требований и ограничений христианской религией к этому аксессуару не выдвигается. Каждая женщина может полагаться на собственный вкус, пожелания и ощущения.

Традиционно женщины, являющиеся близкими родственницами умершего человека, на церемонию и в течение определенного периода после похорон носят траурную повязку черного цвета. Однако другим женщинам разрешено носить траурные аксессуары других оттенков и цветов.

Разумеется, жизнерадостные расцветки и экзотические узоры на шарфе – это недопустимо и даже оскорбительно, но приглушенные тона и спокойные принты вполне уместны, если гармонируют с траурным нарядом.

Траурные шарфы могут быть выполнены из любых видов ткани, но самые востребованные – это кружевные и шифоновые. Такие аксессуары на траурных церемониях не привлекают внимания, выглядят торжественно, придают образу утонченную элегантность, а черный цвет делает акцент на сути происходящего.

Кроме того, эти материалы гармонируют с любыми нарядами, что делает их универсальными. На траурных шарфах из прозрачных легких материалов могут быть рисунки, бахрома, нарядные гофрированные края.

Оригинально выглядят платки и шарфы с декором в виде вплетенных нитей золотистого или серебристого цветов.

Многих женщин волнует вопрос, сколько носят траурный платок, и как потом поступить с ним? Религия и в этом вопросе четкого ответа не дает. В некоторых регионах принято носить его в течение девяти дней после похорон, в других – сорок дней после церемонии погребения.

Если человек, которого больше нет в живых, был очень близким, можно носить в знак скорби этот аксессуар и в течение года. После того как траур окончен, траурный шарф следует хранить подальше от глаз, а надевать только тогда, когда планируется посещение кладбища.

Традиция носить черный платок: правила Традиция носить черный платок: правила

Инструкция

По сути траур
— это система правил и запретов, которые обязаны соблюдать члены семьи и родственники умершего.

Продолжительность ношения траур
а может различаться: 3 дня, 9 дней, 40 дней, 6 месяцев, год, несколько лет и даже пожизненный траур
. Этот срок зависит от степени близости человека к .

Самый строгий и длительный траур
соблюдается по отношению к мужу или жене, детям и родителям.

Траурным цветом считается черный. Однако сегодня черный цвет уже потерял свое печальное предназначение. Стилисты давно ввели его в моду из-за эффекта зрительно стройнить.

Однако подчеркивать во внешнем виде любой деталью или предметом гардероба темного цвета недавнюю гибель любимого человека — очень важно для восстановления психологического .

Как правило, женщины носят траур
ные головные или и длинные платья, мужчины – черные рубашки.

Согласно народной традиции, до 40 дней душа покойного находится рядом с родными и домом. Такое понимание смерти наложило отпечаток на характер траур
а.

Даже если родственники не испытывали сильного горя, они должны вести смиренный образ жизни, во всем проявлять печаль, усиленно молиться, ограничивать себя с другими людьми, избегать любых проявлений радости и счастья.

На Руси запрещалось петь, вкушать сладкие блюда, пить вино и ходить на гулянья.

Пост в период траур
а соблюдается не только у , но и во многих других религиях. Кроме того, на поминальной трапезе допускается, как правило, только простая, традиционная пища, в том числе специальные поминальные блюда: кисель, щи или уха, и кутья.

Истинно верующие и скорбящие душой христиане после больше всего должны стремиться не к внешним соблюдениям траур
ных обычаев, а к внутреннему смирению, пребывая в горячей молитве за умершего человека.

Если был крещен, следует заказать сорокоуст — поминовение на 40 литургиях, обязательно в 9-й и 40-й день со дня смерти посетить церковь и отслужить панихиду, ежедневно молиться души. Если же усопший не был крещен, дозволительна только домашняя молитва.

В память об усопшем следует совершать добрые дела, подавать милостыню всем просящим.

Иногда привередливая мода принуждает девушек носить такую одежду, которая искажает их естественный образ. Они просто перестают выглядеть женственно. То ли дело платок на голове. С ним лицо девушки сразу же становится и миловиднее и красивей.

Традиции

Недаром бабушки и прабабушки так любили этот головной убор. Они носили платки ситцевые, шерстяные и красоту из красот – пуховые платки, которые так гармонично смотрелись с натуральными шубами.

Пуховый платок не только красивый сам по себе, но он к тому же практичный в использовании и очень теплый. Платки прекрасно защищали от зимних стуж и холодов прелестные головы много веков подряд, не зная себе альтернативы.

В раннюю православную эпоху по традиции любая девушка должны была прикрывать голову платком, когда выходила на люди.

Существовало большое количество разновидностей платков: от небольших по размеру, ежедневных, до таких, которыми можно было укрыться от плеч и до колен. Их и носили и на плечах, и на голове. Каждая женщина и девушка обычным платком создавала свой, неповторимый образ.

«Идет девушка прекрасная, несет плат на плечах пуховый. На нее парни озираются, хотят молвить добро-слово — не решаются» — писал русский поэт Н. Кольцов.

А о красивых и разнообразных расцветках и узорах на женских платках составлено так много художественных исследований, что и перечислить не возможно. С платков эти расцветки и узоры разошлись по всему свету. И теперь они возвращаются назад вместе с платками в обиход русских девушек и женщин, которые с ними на головах становятся только красивее.

Воплощенная женственность

Новое – это забытое старое. А по-настоящему новое — это то, что в принципе не может устареть. Так можно сказать и об обычном платке. А о пуховом платке даже этого говорить не нужно. Он из моды никогда и не выходил, потому что пуховый платок, его красота и теплота, просто вне всяких модных веяний.

«Мода существует для сомнительной по красоте одежды, — сказал в 60-х годах прошлого века один довольно известный художник, — И вещи, красивые естественной красотой, возвращаются в моду тогда, когда надоедает сомнительная красота».

Та женщина или девушка, которая творит свой неповторимый прекрасный женственный образ, не может не иметь в своем гардеробе красивых платков с разными узорами и разных расцветок.

Теплый же пуховый платок должен быть обязательно, потому что в композиции с шубой он настолько гармонично смотрится, что никакая шляпка или шапочка сравниться с ним не может. А в межсезонье любой женщине подойдет большой теплый шерстяной платок с осенними или весенними узорами. Платки предоставляют необычайно широкий простор для женской фантазии.

Проходит церемония похорон, заканчиваются обязательные дни поминовения, и близкие покойному начинают задаваться вопросами:

  • Траур. Сколько длится траур по умершему?
  • Будет ли пристойно появиться в светлой одежде на людях?
  • Можно ли посещать различные мероприятия?
  • Сколько длится траур?
  • Спустя какое время можно вновь выходить замуж вдове или жениться вдовствующему супругу?

Мы живём в обществе и потому внешнее соблюдение традиций очень важно. Ниже приведены различные мнения на этот счёт. Какой точки зрения придерживаться – решать вам.

Сколько длится траур

В различных культурах определяется разный временной промежуток для выражения своего горя. Также интересны предписания о том, как носить траур.

Древняя Греция

В античной Греции вдова была обязана носить чёрные одежды всю свою жизнь. Только если она вторично выходила замуж, тогда могла сменить одеяние на другое. Мужчины носили на рукаве чёрные повязки и не брились 40 дней.

Древний Рим

В Древнем Риме траур по детям устанавливался в соответствии с количеством прожитых ими лет. Если ребёнку на момент смерти исполнилось 7, то родители скорбели 7 месяцев. Максимальным сроком считалось 10 месяцев. По прошествии вдова уже могла выходить замуж, а близкие родственники снимали чёрные одежды.

Средневековая Франция

В Средневековой Франции вдовствующая королева не должна была год покидать комнаты, где услышала печальную весть. Знатным дамам также предписывалось первые 6 недель находиться на опустевшем супружеском ложе в знак выражения своей печали.

Если сестра скорбела по брату, то только первые 9 дней она проводила в постели, а остальное время до 6 недель лишь сидела на чёрной материи. К мужчинам этикет был не настолько суров.

Читайте также:  Пути Господни неисповедимы - что это значит

Им было достаточно повязать на руку чёрную повязку и носить её в течение полугода.

Древний Китай и Корея

В Китае и Корее срок траура по близкому достигал 3-х лет. На протяжении этого времени можно было носить одежды из небеленного холста, а за завтраком ставили дополнительный прибор для покойного.

Япония

В Японии самыми важными считаются первые 49 дней после смерти. Родные истово молятся, чтобы душа усопшего обрела спокойствие и переродилась в Чистой Земле. Также в Стране Восходящего Солнца принято скорбеть в связи с кончиной императора или членов его семьи. Общенациональный траур длится год.

Сколько носят траур в зависимости от конфессиональной принадлежности

Самым строгим считается иудейский траур
. Он разделён на 4 периода:

  • Онен

    – от смерти и до совершения погребения. Действия родственников направлены исключительно на организацию надлежащих проводов в иной мир.

  • Шива

    – первая неделя после смерти. На домочадцев налагается целый ряд запретов: стричь ногти, выходить из дома, изучать Тору, работать, мыться, одевать чистую одежду или кожаную обувь.

  • Шлошим

    – с 8-го по 30-й день. Уже разрешается выходить из дома, наносить женщинам косметику, а мужчинам подрезать бороду и усы.

  • Четвёртый период

    принято соблюдать лишь по умершим родителям. Он длится до годовщины со дня смерти.

Буддистские традиции
предписывают носить траур по родителям и близким родственникам 100 дней. Если родственник дальний – скорбят об ушедшем 49 дней. В это время облачаются в платья серого цвета различных оттенков.

В странах ислама
строго регламентировано поведение женщин в первое время после смерти супруга. Им нельзя носить украшения, делать причёски, красить волосы, использовать ароматизированные средства для ухода, ночевать вне дома.

Допустимые цвета в одежде: белый, лиловый, чёрный и тёмно-зелёный. Траур по мужу длится 4 лунных месяца и 10 дней. По остальным родственникам – всего 3 дня. Мужчины в знак скорби не снимают головной убор при проведении церемонии погребения.

Православные священники не любят слова «смерть», «умерший». Чаще всего в речи они заменяют их на «успение», «усопший». Покойный до 40-го дня именуется «новопреставленным».

В этот период покинувший бренную землю предстаёт пред Господом и лишь молитвы живущих могут склонить чашу весов при выборе, куда ему отправиться: в Ад или в Рай. Потому в христианстве
строгий траур длится именно 40 дней.

Выражать свою печаль о потере принято не стенаниями или плачем, а молитвами, обращениями к Богу, размышлениями о бренности бытия и воспоминаниях о благочестивых поступках почившего вечным сном. Спустя это время разрешается снять траурную повязку с головы.

Впрочем, если вы чувствуете, что горе ещё теснится в вашем сердце, то можете дальше носить чёрный шарф или косынку до истечения года. Вдова решает сама, когда ей снять траур – через 2 года или сразу после поминальной трапезы.

Траур по умершему в наше время

В наше время траура определяется скорее религиозными верованиями и традициями региона.

К соблюдению религиозных канонов в наши дни относятся не столь трепетно. Если в сельской местности ещё придерживаются давних устоев, то городская жизнь налагает свои ограничения. Например, принятый во многих офисах дресс-код не предполагает наличие чёрной повязки. Это может оттолкнуть покупателей или потенциальных клиентов.

При невозможности явно носить траур по умершему родственнику можно решить данную проблему следующими способами:

Отказаться от внешней атрибутики

. Для покойного важнее не то, что о вас подумают окружающие, а то, что вы реально думаете об ушедшем от вас навсегда.

Носить чёрную косынку или ленту вне работы

. Достаточно сложно, но возможно для целеустремлённых людей.

Заменить цвет скорби

. Наряду с чёрным, белый и красный также символизируют печаль и горе от невосполнимой утраты. У народности каракалпаков во время траура надевают синие одежды. Мусульманская женщина может одеть фиолетовое или тёмно-зелёное платье.

Возможно, вам будет интересно:

Траур

В соответствии с общепринятыми этическими нормами семья умершего человека должна носить траур. Требования к соблюдению траура распространяются, как на более длительный срок в течение года, так и на менее продолжительный — в течение шести недель. В это время запрещается вдове выходить замуж, играть свадьбу взрослых детей.

Запрет распространяется и на различные гулянья и развлечения. Также после похорон необходимо носить траурную одежду. Обычно это строгая одежда черного цвета, на голову повязывается черный платок. Срок ношения траурной одежды может доходить до года.

Также в знак траура в доме умершего человека занавешиваются зеркала, останавливаются часы и выносится телевизор.

Поминки

Традиции после похорон также плотно связаны с поминками по умершему человеку. Со дня смерти необходимо поставить на окно кружку с водой и кусочек хлеба, которое находилось там в течение сорока дней.

Вода и хлеб предназначалась для души умершего, которая, по поверьям, каждый день приходит к себе домой. Традиционно в России похороны завершались поминальным обедом. Затем поминки устраиваются на девятый и сороковой день после смерти.

В третий день (после смерти — день похорон) изменяется образ человека, в девятый день распадается тело, а в сороковой истлевает сердце.

Поминальная трапеза

На поминальную трапезу приглашаются только лишь близкие родственники умершего человека.- Поминальный обед должен начинаться с молитвы. — Сервировка стола на поминальной трапезе должна быть сдержанной: белая скатерть и посуда, никаких ярких цветов.

Также на столе следует поставить рамку с фотографией умершего, перевязанную черной лентой.- Обязательно надо обозначить место, где любил сидеть умерший. Поставить здесь его прибор и рюмку водки на тарелочке. Никто не имеет право садиться на это место.

— За столом не следует произносить длинных тостов, а также вспоминать анекдоты, который любил покойный. На поминальном обеде не принято долго засиживаться.

— Традиция после похорон предусматривает особую пищу, которая должна подаваться на поминальной трапезе. В первую очередь, это кутья, которая готовится из риса или пшеницы с добавлением меда и изюма. Также к столу необходимо подать рыбный пирог, щи и кисель. Десерты, особенно торты, на поминках не уместны. Что касается спиртных напитков, то можно подать водку.

Источник: https://www.warnen.ru/skolko-dnei-nosyat-chernyi-platok-kak-organizovat-pominki-i-kogda-nosyat/

Православие и платки

Традиция носить черный платок: правилаРусский платок и православные традиции — как много смысла в этих прекрасных, глубоких словах, которые заставляют простого человека задуматься о сущности жизни. Эти понятия на веки вечные связаны между собою неразрывной цепочкой.

Еще в глубокую старину, в Древней Руси, если женщина позволяла себе такую вольность, как ходить «простоволосой», ее люди осуждали и считали это явление аморальным.
Что же это на самом деле, устаревшее понятие «деревенщины», традиция, потерявшая свою былую актуальность, или православная догма, которую необходимо исполнять.

Читая и осмысливая великую книгу, с названием «Библия», приходит понятие, что тысячи лет назад замужние женщины носили платки, как символ зависимости и власти над собой мужа. Этот обряд донесен до сегодняшних дней Священным писанием, но он в наше время уже не так важен.

В былые годы женщина без платка на голове не могла выйти не только в церковь, а, даже идя за покупками, нужно было одеть хоть какой-то головной убор. Будь-то платок или шляпка.

Мода, несомненно, стремительно развивается и набирает качественно новых высот, но святую традицию платконошения современные женщины все же уважают, и стараются исполнять.

Пусть не во всех жизненных аспектах, но в храм, в церковь маленькие девочки, девушки и зрелые женщины все же, заходят с покрытой головой. Бывают, конечно же, исключения, когда некоторые особи позволяют себе такую вольность, зайти без платка.

Но они либо совсем не знают церковных правил, либо потеряли понятие культуры, либо вообще не боятся, что их осудят прихожане.
Заходя в храм, человек попадает в совсем иной мир, и он не имеет права вносить в него свои изменения. Этот неведомый мир имеет свои незыблемые символы и традиции.

и нам, грешным, нужно прислушиваться к ним и исполнять в меру своих возможностей. Например, существует традиция ношения платков разного цвета.

От чего же зависит цвет? Если время Великого поста, то принято повязывать черный платок, как знак скорби и печали. Если пришел большой и радостный праздник Пасхи Христовой, то наряжаются в красные платки. Зеленый платок принято одевать на Троицу, а платок чистого и светлого голубого цвета принадлежит Богородичным праздникам. В обычные дни отдается предпочтение белым платкам.

Можно сделать выводы, что русский платок на голове женщины, имеет право быть. Не нужно забывать о традициях и верованиях наших предков. Не нужно совсем уходит в современность. Надо, хоть иногда, оглядываться назад, в прошлое, чтобы не забыть откуда мы пришли, и кто дал нам нашу жизнь.

Источник: http://russkie-platki.ru/pravoslavie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector