Почему не отпевают самоубиенных у православных в церкви

Скачать эту статью

Немало людей слышали, как хоронят самоубийц: за оградой кладбища, без христианской атрибутики и нужного ритуала. Правда ли это? Уже не во всём — тут нужны уточнения.

Поговорим о них, а также о том, почему Церковь запрещает поминать самоубийц в молитве и правда ли это самый страшный грех.

Люди кончают с жизнью, когда теряют надежду

Пожалуй, лучшим ответом на вопрос, почему люди вешаются, топятся и бросаются из окон, может быть фраза: они не хотят так жить. Именно «так». Вряд ли найдётся кто-то, кто в здравом уме просто так отказался бы от жизни.

Кто-то испытывает невероятную боль из-за болезни, кто-то утратил всякую радость, кто-то почувствовал себя ненужным в этом мире. Причин множество.

Самоубийство — это следствие того, что человек утратил всякую надежду. Он знает, что ничего уже не произойдёт хорошего, никто не поможет.

Православие видит в самоубийстве угрозу будущему души человека.

В этом можно уследить некоторую степень вины окружающих, которые недоглядели, не помогли. И каждый отчаявшийся человек должен знать, что даже если он думает, что все его оставили, это не так.

Всегда есть люди, готовые помочь и выслушать. Например, священник в церкви, старец в монастыре, православные психологи. Ведь задача веры — дарить надежду.

Если уж хочется избежать религиозного подтекста, всё равно остаются психологи и социальные службы, готовые откликнуться и помочь человеку в сложной ситуации.

А вот самоубийство — не выход. Пока ты жив, есть возможность что-то изменить. Кто сказал, что на том свете будет лучше?

По мнению Церкви, самоубийца теряет шанс на спасение

Есть такое утверждение — самоубийство самый страшный грех. В любом другом ты можешь успеть покаяться, если проживёшь ещё хотя бы секунду, а после самоубийства уже ничего не произойдёт.

Душа оказывается на том свете с тяжким грехом и без возможности его искупить.

Хотя, оговоримся, что и тут возможны нюансы. Например, Паисий Святогорец однажды утешил одного родителя, что его сын, который бросился с пятого этажа, имел достаточно времени, чтобы раскаяться.

Но вернёмся к самому поступку самоубийства. Чем же он так плох? Дело в том, что грешник самоубийством отвергает христианские принципы, а значит, изымает себя из лона православной Церкви, теряет надежду на спасение.

Смотрите также статью Можно ли молиться за самоубиенных?

Самоубийц не хоронят по православным обрядам, не отпевают и не поминают

Похороны без православной атрибутики

Хоронить самоубийц по всем традициям нет смысла. Отчего-то близкие думают, что можно «задобрить» Господа венками с молитвами, крестами, отпеваниями.

Но это не так. Это не Всевышний отвергает самоубийцу, а сам человек изъял себя из лона православной Церкви греховным поступком. Нельзя задним числом записать его в раскаявшиеся праведники.

Конечно, можно пойти на вредность и похоронить так же, как и всех остальных, но на участь души такие манипуляции не влияют.

Почему не отпевают самоубиенных у православных в церквиКресты и прочие православные атрибуты не используют для похорон самоубийцы

Нет отпевания

Почему самоубийц не отплавают? Ровно по той же причине.

Православная Церковь могла позаботиться душе в момент её земной жизни, когда человек был в силах принимать решения и реализовывать задуманое.

Его последнее действие — изъять себя из христианской традиции. Теперь душа всецело во власти Бога. Отпевание ей никак не поможет.

За оградой кладбища хоронят всё реже

Прежде именно так и предпочитали хоронить самоубийц. Многие кладбища — земли освящённые, примыкающие к монастырям и Церквям.

Не хоронить самоубийцу в этих местах — это никакая не карательная мера со стороны православия. Мнение Церкви: телу самоубийцы даже правильнее не находиться в почве, которую освятили священники отвергнутой им религии.

Но традиция хоронить за оградой кладбища  уходит в прошлое.

Всё-таки кладбища в России общие, хоть там преимущественно христиане. Где хоронить самоубиенных, как не там? Да и родственникам неприятно, когда их близкого будто бы выкинули.

Самоубийц не принято хоронить на кладбищах, но другого места обычно нет.

Самоубийц не поминают

Причина та же — незачем, ибо храм направлен лишь на общение с теми душами, которые сохранили преданность православию в течение жизни. Над другими он не властен.

Соответственно, нельзя отмолить самоубийцу. Но есть чины для домашней молитвы, их задача — подарить утешение.

Есть исключения

К самоубийцам, которые имели душевное заболевание, особое отношение.

На них перечисленные меры могут не распространяться. Но этот вопрос надо решать в индивидуальном порядке с представителями высшего церковного духовенства.

Библия касается темы самоубийства 4 раза, но не даёт оценок этому поступку

Казалось бы, тема загробной жизни должна быть очень хорошо изложена в Священном Писании. Есть же «Тибетская» и «Египетская» книги мёртвых, где прямо по полочкам изложены все нюансы посмертной жизни души.

Но христианство довольно скупо на детали того, что произойдёт потом. В Библии акцент стоит на том, как правильно жить в единении с Богом. Именно жить, но никак не умирать.

Инструкция по правильному умиранию — это нонсенс для православия.

Быть может, нечто такое есть в стереотипных историях о самурайском кодексе, но у нас жизнь объявлена самым щедрым Божьим даром, а потому сама мысль о том, чтобы её отвергнуть, не присуща авторам Священного Писания.

Самоубийство описано всего четыре раза:

  • Саул (1 Царств 31:4);
  • Ахитофел (2 Царств 17:23);
  • Замврий (3 Царств 16:18);
  • Иуда (Матфея 27:5).

Сделать однозначные выводы из этих историй нельзя. Все четыре персонажа — люди с плохой репутацией, которых Священное Писание осуждает.

Поэтому сложно сказать, говорят ли об их самоубийстве негативно потому, что плохо само решение расстаться с жизнью, либо потому, что вообще любое деяние этих людей заведомо противно авторам Библии.

Вот, например, как описано самоубийство Саула:

«И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него».

Никакой оценки поступка — только констатация факта.

Почему не отпевают самоубиенных у православных в церквиИуда Искариот — один из четырёх людей, чьё самоубийство описано в Библии (картина «Иуда» Николая Ге)

Библия осуждает самоубийство, но в ней есть обнадёживающие утверждения

Существует две одинаково распространённые точки зрения на самоубийство.

1 точка зрения. Самоубийца не может попасть в рай

Здесь всё довольно прозрачно. Есть ряд оснований для такого утверждения:

  • Нарушение заповеди «Не убей». Самоубийца совершает убийство, хотя нацелено оно не на кого-то другого, а на себя. Но, тем не менее, заповедь не уточняет, что убивать нельзя только человека, или только другого человека. Она самая общая и применима к самоубийцам. А о тех, кто нарушил заповеди, Библия говорит:

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду».

  • Отсутствие возможности покатятся. Чтобы попасть в рай, нужно раскаяться в грехах. Лучше всего — перед священником, на исповеди. Тогда человека с чистой совестью призывают более не грешить. Но самоубийца этой возможности лишён, а потому остаётся грешником.
  • Оскорбление Бога. Помимо убийства, человек ещё и бросает вызов Богу, пытается нанести Ему оскорбление. Это дополнительный грех, который тоже отягощает душу.

2 точка зрения. Самоубийца может попасть в рай

Аргументы за эту точку зрения чуть сложнее:

  • Христианин может грешить, но всё равно оставаться верующим. А, как мы знаем, Библия утверждает, что вера — это гарантия жизни вечной. Так что одно дело — обстоятельства в жизни самоубийцы, а другое — его отношения с Богом:

«Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную».

  • Любовь Божия ничем не обусловлена, смерть здесь бессильна. Если Бог видит, что человек вёл праведную жизнь, то Его любовь будет выше всяких обстоятельств и сил:

 «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни какая другая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

Итак, с одной стороны у нас Закон Божий, а с другой — Его вера и любовь. Это противоречие некогда, согласно Евангельскому рассказу, решил Иисус Христос:

«Он из любви принёс себя в жертву, чтобы соблюсти Закон. Так что теперь, каждый человек, который примет Христа как Спасителя, обретёт жизнь вечную так, словно он безгрешен.»

  • Судьба самоубийцы — во власти Всевышнего.
  • Проблема в том, что мы не узнаем, как же сложились взаимоотношения с Богом у каждого конкретного самоубийцы, а потому, как говорится, «по умолчанию» хороним этих людей так, словно они вышли из христианской веры.
  • Господь на том свете уже разберётся с каждым лично.

Христа и мучеников православие не причисляет к самоубийцам

Самоубийство и Церковь — вещи, которые в некотором смысле совместимые.

Мы же можем назвать самоубийцей человека, который знает, что его поступок приведёт к смерти, но всё равно доводит себя до трагического финала? Можем.

А не так ли поступали некоторые христианские мученики? Они предпочли умереть за веру, осознано представали перед люди, которые несли им смерть.

Даже сам Иисус Христос прекрасно знал, чем закончится Его проповедь. Он не раз сообщал об этом ученикам.

Самоубийцу нужно судить не по поступку, а по мотиву.

И тут православие старается не использовать определение «самоубийцы». Есть топорный подход — мол, святые же убили себя не сами, у них были палачи.

Но дело же не в палачах. Правильнее смотреть глубже: самоубийцу от мученика отличает мотив. Праведник теряет свою жизнь, но спасает десятки других — бывает, физически, а бывает, духовно, если стал примером.

Скажем, мученица Пелагия Тарисийская добровольно вошла в печь, чтобы избежать казни от палача. Ныне её почитают верующие.

Почему не отпевают самоубиенных у православных в церквиМученица Пелагея Тарисийская — самоубийца, но не грешница

При этом не обязательно страдать за веру: странно было бы назвать человека, который пожертвовал собой, чтобы спасти кого-то из горящего дома, грешником.

Источник: https://hranitel.club/519-kak-horonyat-samoubijc

Отношение и мнение православной церкви о самоубиенных

Лишение себя земной жизни расценивается Церковью как тяжкий грех, который отпустить уже невозможно, ибо прощение достигается только через покаяние. Самоубийство включает в себя сам факт убиения, неверие в Бога, малодушие и отчаяние. Поддавшись этим грехам, человек отказывается пронести свой крест на земле и сомневается в спасительном могуществе провидения.

Православие и самоубийцы

Феномен самоубийства известен с давних времен, о нем упоминалось в разные эпохи и во всех частях света. Святые отцы изначально запрещали молиться за тех, кто отринул священный дар Бога и отдался во власть суицида.

Почему не отпевают самоубиенных у православных в церквиСреди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти

Каждый христианин несет свой индивидуальный крест и получает спасение только через упование на волю Всевышнего Творца.

Такая судьба рассматривается истинными верующими не как преднамеренное мучение, а способ, с помощью которого человек совершенствуется.

Подобно тому как переплавленный металл становится крепче или алмаз превращается в бриллиант посредством долгого шлифования, наши души преисполняются совершенством и достигают высших небесных сфер, радуясь любви Господа.

Все скорби трансформируются в удовлетворения, если люди начинают отдаваться умом священной религии.

  • Православная Церковь утверждает, что жизненный крест и всяческие искушения никогда не даются сверх индивидуальных сил. Необходимо понять: страдания и печали, угнетающие душу, могут быть побеждены при помощи Бога и собственных усилий. Современный человек часто отягчен разнообразными несчастьями, легко поддается безверию и совершенно игнорирует молитвенные обращения и священные ритуалы Церкви. Некоторые безбожники, уставшие от непреодолимых мук, доходят до черты суицида.
  • Тяжелое положение таких душ усугубляется еще и тем, что за ними идут другие нераскаянные грехи (блуд, гордыня, воровство, ложь). Безбожники совершенно не понимают, что желание убить себя происходит от неправедной жизни. Несчастья легко крепятся к тем, кто забывает о моральных законах и игнорирует могущество Творца.
Читайте также:  Траурная ленточка на фотографии: с какой стороны крепят на портрет

Важно! Покаяние в грехах помогает избавиться от несчастий и стать ближе к Небесной обители. Обращение к Богу спасает душу, погружение же в грех и соответствующие печали приводит только к смерти.

Читайте о покаянных молитвах:

Мотивация самоубийц

В жизни таких людей сперва появляются проблемы различного рода, которые усугубляются через душевную пустоту, сформированную безбожием.

Человек пытается наполнить собственное сознание удовлетворением, но у него ничего не получается. Наконец, он заключает, что жизнь не имеет смысла, не обладает ценностью.

Отсюда возникает роковое влечение к самоубийству, наравне с утверждением, что это лучший выход из мирских неприятностей.

Нередко замечают, что люди, подошедшие к черте самоубийства, становятся спокойнее, окружающие видят улучшение в поведении. Для решившего убить себя проблемы кажутся будто исчезнувшими. Самоубийца формирует будущее уже без самого себя, рассматривая действия родных и близких, детей и просто знакомых.

Однако он забывает (или не хочет) рассмотреть свой поступок с критической точки зрения, не принимая в расчёт печальные последствия для тех, кому он дорог.

Почему не отпевают самоубиенных у православных в церквиГосподь любит всех нас и хочет, чтобы мы не допускали мысли о самоубийстве

Игнорирование естественного инстинкта сохранения приходит к самоубийцам поэтапно. Каждый имеет индивидуальный порог страха и самолично выбирает жизненный путь, направляясь по определенному руслу.

Суицид становится единственным выходом для тех, кто решил наложить на себя руки. Важно, что человек совершенно не усматривает здесь дурного.

 К этому приходят через продолжительные стрессы и депрессии, которые не удается побороть.

Противоположные пути

Самоубийцы становятся великими отступниками, противостоя воле Всевышнего. Мы должны жить для спасения души, но не для суицида. Верующий человек понимает своё положение в мире и отдается Господу, который имеет могущество построить для него лучшие условия. Жизнь православных людей становится вечной, потому что они осознали истинность христианского учения.

Вопреки грехам и несчастьям, слуги Господа никогда не сходят с праведного пути, они даже не рассматривают вариант тщедушного и отвратительного суицида, если испытывают страдания.

  • Случается, что человек доходит до крайней черты и совсем не понимает положения вещей, его сознание искажается. Наступает состояние одержимости демоном отчаяния, жертва не способна адекватно оценивать собственные поступки и через некоторое время приходит к мысли о суициде. Неверующие часто впадают в гордыню и считают, что могут справиться с проблемами только собственными усилиями без помощи свыше. Перед самоубийством человек будто закрывается от земной жизни, убегает и думает, что все методы испробованы, а лекарства найти невозможно.
  • Однако существует праведный путь, суть которого демонстрируют истинные христиане. Даже зная о смертельном заболевании, верующий не впадает в отчаяние и доводит земные дела до конца с чистой совестью, без отчуждения и страха. Смиренная смерть (когда человек не перечит провидению) открывает врата вечного бытия в Небесных сферах. Именно такое мировоззрение дает шанс на спасение души.

На заметку! Самоубийцу нельзя обвинить в том, что он совершил гражданское преступление, наложив на себя руки и вызвав огромную печаль в сердцах близких людей. Однако такой человек нарушил Закон Божий, отвернувшись от религиозной благодати.

В настоящее время число суицидов увеличилось за счёт упадка веры и озлобления нравов. Теряется основа для борьбы с искушением и люди принимают позицию нигилизма, считая жизнь бесцельной и пустой. Изменить положение может только добровольное принятие Бога и Его всемогущества.

Заочный ритуал отпевания

Самоубийство рассматривается православной Церковью в качестве тяжелого греха, приносящего гибель души и колоссальные печали родных людей.

Внимание! Самоубийц не отпевают в храмах, не упоминают в Литургиях, не хоронят рядом с церквями. В эту категорию относятся люди, употреблявшие наркотики и алкоголь, а также те, кто настоял на эвтаназии.

Церковь не отпевает их не потому, что не желает, а по той причине, что наложившие на себя руки сами отвернулись от Господа. Личное решение покончить с собой противоречит основной идее творения человека для вечного существования.

Господь всегда дает право выбора между добром и злом, молчанием и словом, жизнью и смертью. Поэтому священники не насилуют волю самоубийцы, который лично отказался от смирения, от помощи в лице Церкви.

Совет! Однако существует заочный ритуал, если удастся доказать психологическую патологию самоубийцы перед его смертью.

Родные самоубийц все-таки идут в храмы и просят священников совершить отпевание.

Церковь проявляет милосердие и проводит заочный ритуал, если человек, наложивший на себя руки, был болен психически.

Однако, если никто не знал о душевном состоянии самоубийцы в последние минуты жизни, совершается молитвенный чин утешения, что демонстрирует огромную любовь христианства даже к тем, кто потерял веру в божественное провидение.

Отпевают ли самоубийц?

Сен 21, 2019 19:39Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/tserkovi-o-samoubiennyh.html

Епископ Обуховский Иона об отпевании самоубийц и развенчаниях

Каждый день с понедельника по четверг в синодальном корпусе Киево-Печерской Лавры (корпус 70-А) викарные епископы Киевской Митрополии по очереди ведут прием посетителей. Люди приходят в основном по двум вопросам: «развенчаться» и «получить разрешение на отпевание родственника-самоубийцы».

В чем состоит процедура «церковного развода»? Кому и почему выдают разрешение на особый чин отпевания покончивших с собой? Какова вообще статистика развенчаний и суицидов?

  • Эти и другие вопросы мы задали викарию Киевской Митрополии епископу Обуховскому Ионе (Черепанову) по окончании его дежурства в один из приемных дней.
  • — Владыка, расскажите, пожалуйста, как организован прием людей в Киевской Митрополии?
  • — В Киевской Митрополии 4 дня в неделю – с понедельника по четверг – викарные епископы по утвержденному графику принимают посетителей.
  • Люди обращаются в основном по двум вопросам: за благословением на вступление во второй брак и по поводу возможности погребения самоубийц.
  • Встречаются и другие поводы; собственно, любой человек может прийти к викарию на прием в Митрополию и выяснить все волнующие его вопросы церковно-канонического порядка.

Время приема — с 10.00 до 14.00. Кроме того, в некоторые дни года, как то: первая и последняя неделя Великого поста, большие церковные праздники, дни официальных церковных событий, прием не проводится.

Уточнить, принимает ли в данный день викарный епископ, можно по телефону у дежурного в корпусе 70-А: 044 255 12 46.

Процедуры «развенчания» не существует

— Что такое «развенчание»?

— «Развенчания» как такового не существует. Церковь не может аннулировать церковный брак: венчание — это такое же таинство, как крещение или миропомазание. Но в силу человеческой немощи Церковь может дать благословение на вступление во второй брак.

Причины, по которым распалась предыдущая семья, бывают самые разные: уход одного из супругов, пьянство или, как чаще всего бывает, «не сошлись характерами».

К сожалению, вступая в брак — не только в церковный, но и зарегистрированный государством,  люди не уделяют серьезного внимания подготовке к семейному союзу, зачастую будущие супруги совсем недолго знакомы и практически не знают друг друга. В силу этих и многих других причин браки, к сожалению, распадаются.

По статистике, расторгается до 60% брачных союзов, заключенных в государственных органах регистрации. А сколько еще так называемых «гражданских» браков…

Что касается церковной среды, то с вопросом о вступлении во второй брак в среднем приходят от 5 до 15 человек в день. Это достаточно большое количество.

Почему не отпевают самоубиенных у православных в церкви

Еще раз подчеркну: процедуры «развенчания» не существует, есть только благословение на вступление во второй брак.

В этом ключе и пишется прошение на имя Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Онуфрия: «Прошу Ваше Блаженство благословить мне вступить во второй церковный брак с православным христианином (ФИО). В связи с этим предыдущий брак с таким-то православным христианином (ФИО) прошу считать недействительным». Примерно такого же содержания выдается свидетельство с благословением на вступление во второй брак.

Для того чтобы подать прошение на второй брак, требуются определенные документы:  свидетельство о венчании (если есть, так как не во всех храмах таковые выдаются), свидетельство о расторжении предыдущего брака, свидетельство о регистрации второго брака или справка из ЗАГСа о том, что уже подано соответствующее заявление. На основании этих документов мы даем благословление на вступление во второй брак.

Для священника, который будет совершать венчание, помещается указание совершать венчание по чину второбрачных. В чинопоследовании Православной Церкви есть такой чин, имеющий некоторые отличия от обычного венчания. Так, к примеру, на головы брачующихся не возлагаются венцы.

Православная Церковь возлагает на молодых супругов венцы в ознаменование их победы над страстями, как знак того, что они до брака сохранили чистоту.

И хотя в нынешние времена ситуация такова, что весьма мало молодых людей сохраняют девство до вступления в брак, все равно по традиции молодых увенчивают венцами.

— Бывают ли ситуации, когда человек приходит только за «развенчанием», не собираясь вступать во второй брак?

— Да, случается, что люди приходят для расторжения церковного брака: если один из супругов уже вступил во второй брак или же ведет не соответствующий православному человеку образ жизни.

Этот вопрос очень серьезный. Мы знаем, что Христос в Евангелии указывал только одну причину расторжения брака — вина прелюбодеяния. Так как данный факт, как правило, подтвердить невозможно, то в случае, если человек имеет желание расторгнуть брак, не вступая во второй, обычно требуется письменное ходатайство духовника этого человека о том, что он, зная ситуацию, просит о расторжении брака.

— Случалось ли, что Вы не давали благословения на второй брак?

— На моей памяти таких случаев не было.

Однажды пришел человек за благословением на вступление в третий брак. Но это Церковью уже не благословляется.

— То есть третий или даже четвертый браки Церковь не благословляет?

— Если жизненные обстоятельства сложились таким образом, что человек желает вступить в церковный брак третий раз, то в данном случае также требуется письменное ходатайство духовника, который, зная ситуацию и жизнь этого человека, считает необходимым для него вступить в третий брак. Но в этом случае на брачующегося налагается епитимья, то есть пост и определенное количество поклонов или молитв.

Резюмируя разговор о получении церковного благословения на второй брак — можно ли сказать, что, уважая выбор и решение людей, им не ставят препятствия, и если они пришли за благословением, то не отказывают?

— Да, если нет явных причин канонического или нравственного характера. Ведь не зная подробностей жизни этих людей, в данном случае мы доверяем соответствующим государственным органам и на основании решения этих органов благословляем вступление во второй брак.

Но, конечно, если есть возможность, то стараемся проводить с людьми беседы о важности церковного брака и необходимости сохранять семью.

80% случаев самоубийств совершаются без всяких видимых причин

— «Разрешение на отпевание самоубийцы» — что это за документ, кому и по какой причине он выдается?

— К огромному сожалению, количество суицидов с каждым годом увеличивается. И очень часто родственники, скорбя о душе своего близкого, стремятся похоронить его надлежащим образом, то есть, с совершением церковного чинопоследования.

Но Церковь может благословить отпевание по полному чину только в том случае, если человек совершил самоубийство в состоянии невменяемости, ведь он не противился сознательно воле Божьей и не мог контролировать свои действия.

Основанием для такого разрешения служит документальное подтверждение того, что самоубийца находился на лечении в соответствующих психоневрологических заведениях. Обычно выдается справка, что такой-то человек с таким-то диагнозом проходил лечение в такой-то клинике.

Если есть такое подтверждение, дается благословение на отпевание.

Бывали случаи — хотя я лично не сталкивался, но слышал от старых священнослужителей — что люди приобретали подобные справки, желая, во что бы то ни стало, поступить по-своему — похоронить самоубийцу по православному чину.

Но нужно понимать, что если здесь, на земле, можно обмануть священника, епископа, то Господа не обманешь. Родственники, которые обманом хотят совершить погребение, не приносят никакой пользы душе этого несчастного человека, и к тому же вредят своей душе, потому что идут на сознательную ложь в таком серьезном и важном деле, касающемся вечности.

Если же человек совершил самоубийство, не имея психических заболеваний, а по иным причинам — из-за алкоголизма, наркомании, долгов, неразделенной любви или любой иной причины, Церковь отпевать его не благословляет. Во время отпевания мы молимся: «Со святыми упокой раба Твоего». Но сложно назвать рабом Божьим человека, который отрекся от воли Божьей, тем более дерзновенно — просить Господа упокоить его со святыми.

В данном случае мы можем просить только милости у Господа к этому человеку и к его родным. Ведь если человек заканчивает жизнь самоубийством, то в этом часть вины лежит и на людях, которые его окружали — они не поддержали, не помогли ему, быть может, остались равнодушны к его пребыванию в состоянии уныния, отчаяния.

Читайте также:  Традиция носить черный платок: правила

В таких случаях погребение совершается по особому чину, в котором Церковь не просит, чтобы Господь упокоил со святыми, а просит только о милости к этому несчастному человеку и к его близким.

Этот чин священнослужитель не может совершать самовольно, только по благословению епископа. За этим благословением родственники и приходят на прием. Люди хотят, чтобы хоть какие-то молитвы были произнесены над телом покойного, ведь дело касается такого важного вопроса, как посмертная участь нашего ближнего.

— Каковы причины самоубийств — исходя из тех случаев, с которыми приходят люди к епископу?

— Совершающие самоубийство люди — абсолютно разных возрастов, социального положения и достатка, как молодые, так и пожилые. Каких-то особых тенденций не наблюдается.

Что прискорбно и даже страшно: очень много, до 80% случаев самоубийств совершаются, как правило, без всяких видимых причин.

Стандартная ситуация, о которой рассказывают родственники: человек пришел с работы, посмотрел телевизор, поужинал. Пообщался, собрал вещи ехать завтра с друзьями на рыбалку. Буквально через несколько минут заходят к нему в комнату и видят, что он повесился. Без всяких видимых и объяснимых причин…

Трагично, что в день приема бывает от 1 до 3 случаев обращения по этому поводу! И это только Киевская епархия, и только те, кто обратился в Церковь. Какая же тогда статистика по всей Украине? Сколько погребено людей вообще без всякой молитвы?..

Будьте внимательны к своим ближним, любите их, заботьтесь о них!

— Что вы говорите родственникам?

— Люди, которые приходят с подобными прошениями, естественно, находятся в состоянии шока и ужаса от произошедшего, не могут адекватно воспринимать информацию. Поэтому мы издали небольшую брошюрку со словами утешения и наставления, и даем ее с собой — чтобы, придя в себя, человек мог почитать и передать другим родственникам. В том числе, чтобы люди знали, как помочь душе почившего.

А помочь, в первую очередь, можно милостыней. Многие святые говорили о том, что милостыня может избавлять от очень многих грехов, в том числе и от такого страшного греха, как самоубийство.

Также в брошюре помещена молитва одного из оптинских старцев, которую преподобный благословил читать своему духовному чаду.

А так, если честно, тяжело подобрать слова — в очереди на прием сидят люди с заплаканными глазами, в черных косынках, они спешат дальше по своим скорбным хлопотам. Вот сегодня, к примеру, было 3 случая самоубийств и около 12 обращений по второму браку. Стараюсь не обременять их расспросами или наставлениями.

Но что хотелось бы сказать всем: будьте внимательны к своим ближним, любите своих ближних, заботьтесь о них! Если видите, что человеку тяжело, что он страдает, постарайтесь как-то облегчить его страдания — или добрым словом, или советом, или действием. Постарайтесь не оставить человека одного со своей немощью и унынием. Потому что демон уныния может ввести человека в такое жуткое состояние.

И тем, кто вступает во второй брак, хотел бы сказать — помните о важности таинства венчания, относитесь к нему максимально серьезно и ответственно! Все-таки венчание – это не красивое приложение к росписи в ЗАГСе, это таинство, в котором молодым людям подается благодать жить по-христиански, помогать друг другу, спасаясь вместе, идя ко Господу.

Источник: https://www.pravmir.ru/episkop-obuhovskiy-iona-ob-otpevanii-samoubits-i-razvenchaniyah/

Феномен суицида: почему Церковь не отпевает самоубийц

Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни – протоиерей Сергей Дерменжи.

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни.

Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание. А как быть с теми, о ком неизвестно, в себе был человек или не в себе.

Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Это не отпевание. Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки.

Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни, помощи Церкви этим людям и их близким в скорби и утешении наша беседа с протоиереем Сергием Дерменжи, клириком кафедрального собора в честь Воскресения Христового.

– Феномен самоубийств давно известен обществу. О нем упоминается в разные эпохи и на разных континентах. Какова мотивация людей, решившихся на такой шаг?– Думаю, что в жизни такого человека сначала появляются нерешенные проблемы, а пустота в душе, которую формирует современность, только усугубляет их.

Человек пытается заполнить духовную пустоту – а ведь именно душа вырабатывает наши отношения с окружающим миром – и не может. В конце концов он приходит к выводу, что жизнь бессмысленна, не имеет никакой ценности ни для себя, ни для других, и решает ее закончить, наверное, убеждая себя, что это наилучший выход из создавшейся ситуации и для него, и для окружающих.

По крайней мере, в этот момент человеку так кажется.

Часто бывает, что перед принятием такого решения он чаще всего успокаивается. Родственники и знакомые наблюдают улучшения в его поведении.

Существовавшие бесконечные проблемы и беспокойства будто исчезают, человек раскладывает все по полочкам –  что после его ухода будут делать родственники, дети, знакомые…К сожалению, будущий самоубийца не думает об ужасных последствиях такого поступка для родственников, не осознает огромной психологической травмы для всех его близких и знакомых.

– Трудно понять решимость к акту суицида. Ведь у человека есть инстинкт самосохранения, он боится иногда простых вещей – темного помещения, высоты, закрытого пространства… И вдруг приходит к выводу подняться на крышу дома, залезть в петлю, наглотаться таблеток, вскрыть вены… Почему это происходит?

– «Отключение» инстинкта самосохранения осуществляется поэтапно. У каждого из нас есть свой порог боли и страха. Маленькие дети, например, боятся того, что не пугает взрослых.

Человек сам выбирает свой путь, направляет свою жизнь в определенное русло, рамки, выстраивает ее по своему плану и доводит себя до состояния, как говорят, «залезть в бутылку». Он идет далее, но для решения всех своих проблем находит единственный выход…

Самое ужасное то, что в уходе из жизни он не усматривает ничего плохого. Это, на первый взгляд, его воля, его видение, что так будет лучше. Своеобразный способ решения какой-то проблемы.

То есть человек, потеряв ценности, веру, поддержку близких, доходит до какой-то черты, которую решается, в конце концов, переступить. Но это не возникает в одночасье. Предшественниками являются стрессы, депрессии, проблемы…

– Могут дойти до такого состояния верующие люди?

– Нужно сказать, что подобное состояние – это большое противостояние… Самоубийцы – люди, которые противятся воле Божией. Мы не созданы для того, чтобы лишать себя жизни, мы живем для спасения. Господь любит всех нас, как своих детей, и хочет, чтобы мы жили, а не допускали мысли о самоубийстве.

Если человек верующий, он понимает свое жизненное предназначение и доверяет Богу свое бытие. Жизнь набожных людей не имеет границ, т. к. она вечная. Каждый из нас находится в начале пути к этой жизни, борется с грехами, мешающими ему двигаться к Господу.

Такой человек не может сойти с нужного маршрута, совершить самоубийство, разве только утратив веру.

– Но если человек доведен до предела своих сил тяжелой болезнью или обстоятельствами жизни, у него нет ни желания, ни возможностей исправить ситуацию или бороться с ней.

Такие люди теряют душевное равновесие, их поведение не совсем адекватное, они, можно сказать, психически неуравновешенны, травмированы.

Не является ли это состояние оправданием такого поступка? Ведь Церковь отпевает душевнобольных людей, покончивших с собой?

– Есть разные ситуации. Бывает, человек своей греховной жизнью доведен до состояния, когда он не понимает, что происходит, у него меняется восприятие реальности.

Это состояние одержимости бесом, жертва не может видеть и адекватно оценивать свои поступки. Но развивается все, конечно же, не сразу – не за три секунды человек совершает суицид.

Воля постепенно порабощается греховными страстями, и он принимает решение под действием темных сил.

Есть два пути, о которых нужно сказать.

Это путь человека неверующего, когда говорят, что он может распоряжаться своей жизнью. Например, если речь идет об аборте и от женщины зависит жизнь ребенка. Во время суицида якобы человек имеет право наглотаться  таблеток или подписать документ об эвтаназии. Для таких людей словно наступает конец мира, в их понимании, что от жизни взято все, все испробовано, больше ничего нет и т. д.

Но есть и другой путь. Так, многие даже в сложнейших ситуациях уходили из жизни по-христиански. Например, мои знакомые, зная о смертельном, неизлечимом недуге, достойно закончили свою жизнь, решив все проблемы –дела на работе, в семье, дописав незаконченную книгу.

Они покинули этот мир в тишине и спокойствии, так как знали, что для христианина конец жизни – это переход в вечность, где не темнота и ужас, а радость соединения с Богом, со своими родственниками и близкими.

Конечно, мы понимаем, что по нашей греховности не сможем попасть в те места, где пребывают души наших родственников. Все боятся этого, но есть надежда на милость Божию.

– Очень многих потряс такой случай: свела счеты с жизнью многодетная мать. Получается, что не только инстинкт самосохранения не спас ее, но и материнские чувства куда-то исчезли?

– Случай этот довольно сложный, неоднозначный, многие о нем слышали. Учитывая биографию женщины, все факторы, которые предшествовали трагедии, нужно сказать, что в ее жизни были огромные ошибки, направлявшие ее по ложному пути.

Поступки многодетной матери противоречили законам страны, законам морали, нравственности, что и привело к такому концу.

Она имела множество мужей, некоторые браки не регистрировала или узаконивала ради получения денег от государства, попадала под акты насилия со стороны мужчин, имела финансовые проблемы, в которых была виновата и сама, и ее бывшие мужья.

И, конечно же, нарушала законы духовные. Была совершенно далека и от Церкви, и от заповедей Божиих. Безусловно, она пыталась как-то растить своих детей, жить по закону совести, но множество жизненных ошибок привели к такому печальному результату. Ее душевное, нравственное состояние оставалось незаметным для родственников, или же они ничего аморального не видели в ее жизни.

В конце концов, родственники отказывались верить в самоубийство – они утверждали, что это убийство и она не виновата в том, что дошла до такого состояния. Действительно, решившись на это, женщина была совершенно спокойной – договорилась о крещении своих детей, наверное, позаботилась и о том, кто их возьмет на воспитание и т. д. Она обдуманно совершила этот ужасный поступок.

– Поэтому хочется спросить: можно ли как-то заблаговременно предупредить намерение человека совершить подобное? Если вы говорите, что человек, наоборот, успокаивается, то получается, что остановить и помочь таким людям невозможно?

– Думаю, что главная причина тех или иных поступков человека – в наборе его основных жизненных ценностей. Если для него заповеди Божии, страдание родственников, близких, детей, которые будут переживать после его ухода, не важны, то и сама жизнь не представляет для такого человека ценности.

Читайте также:  Смерть любимого: как пережить утрату

С юридической точки зрения, уход из жизни не является преступлением, но это злодеяние со стороны Закона Божьего. Возьмем, к примеру, людей, совершающих преступление. Если бы они знали последствия, скажем, ограбления, сроки пребывания в тюрьме, вряд ли решились на неблаговидный поступок.

Мы же, сделав что-либо, всегда ожидаем сиюминутного результата: украли – повеселились, обманули – получили какую-то выгоду, но о дальнейшей перспективе никогда не думаем.

Люди, совершая суицид, тоже не заботятся ни о жизни вечной, ни о родственниках.

– Совсем недавно покончила с собой бабушка, получив квитанцию к счету по оплате газа. Почему в таком почтенном возрасте решаются на это? С другой стороны – выбросились из многоэтажки 12-летние подростки…

– Основы те же. У молодых, может, еще не сформировались жизненные ценности, понятие о смысле жизни. Но, к сожалению, сейчас многие люди даже среднего возраста, с высшим образованием не задумываются о цели своей жизни, «плывут по течению».

Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова владыки Никона (Рождественского), записанные в его дневнике еще в начале ХХ века: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики.

Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и – человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни.

Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние – смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».Посмотрите даже на тех людей, которые ходят в церковь.

Множество прихожан, к глубокому сожалению, не понимают, что происходит на богослужениях, не осознают, зачем нужны Таинства, равнодушны к тому, как нужно правильно поступать в той или иной ситуации.

Формальный приход на службу, на праздники, чтобы посвятить что-либо, формальное отношение к Таинствам и к жизни приводят к тому, что человек не задумывается о своей душе, о будущем, о смысле жизни.

В итоге у людей из всего ряда ценностей остаются только сиюминутные эмоции и потребности. Если бы самоубийцы задумывались о последствиях, не говоря уже о родственниках и близких, число бы суицидов уменьшилось.

– Почему Церковь не отпевает самоубийц, ведь некоторые люди делают иногда это неосознанно, в помрачении ума?

– Как бы ни возмущало это многих, но Господь не нарушает воли человека, поэтому и Церковь не должна этого делать. Священники не отпевают не потому, что не хотят совершать эти богослужения, а из-за того, что сам человек не возжелал такого.

Его личное решение уйти из жизни противоречило идее создания человека Господом для жизни вечной. Бог никогда не насилует волю человека, Он не посылает насильно даже хорошее. Господь дает нам право выбора между добром и злом, между жизнью и смертью.

В конце концов, мы осуществляем этот выбор всегда, каждую минуту.

Если человек решил покончить жизнь самоубийством, а Церковь его будет отпевать, то мы, получается, насильно тащим жертву в Царство Небесное, даже если она этого не хочет и отреклась от самого большого дара жизни, который Господь даровал ей.

– А в принципе возможно ли отпевание самоубийц?

– Только если есть какие-то доказательства того, что человек совершил самоубийство несознательно, не по своей воле, а в помрачении ума, например, в стадии психического нездоровья.

К сожалению, епископ часто не имеет возможности детально разобраться в ситуации, чтобы принять решение об отпевании какого-то конкретного человека или об отказе. Иногда люди находятся, как говорят врачи, в пограничной стадии, т. е.

человек еще не состоит на учете в психдиспансере, но уже ведет ненормальную жизнь, его действия неадекватны.

И такие пограничные состояния всегда тяжелы для родственников, которые знают, что человек был нездоров, но документов, подтверждающих это, предоставить в милицию, священнослужителям не могут. Провести расследование у Церкви нет возможности, и в таком случае может приниматься решение об отказе отпевания.

– Как помочь таким людям, как им молиться? Чем утешить родственников или близких, если в храме нельзя ни записку подать, ни свечку поставить? Как жить дальше с такой болью, с такой утратой?

– В Церкви еще в 2011 году был принят «Чин утешения родственников самоубийц». Учитывая то, что человек сам для себя все решил, а для родственников это очень тяжелая травма, Церковь ввела чин такого утешительного молебна, который может послужить священник для родственников в их тяжелом состоянии.

За самоубийц не молится Церковь всей полнотой церковной, но за них, конечно же, нужно возносить молитву дома, например старца Льва Оптинского, в которой есть такие слова: «Взыщи раба такого-то и аще возможно, помилуй».

Также можно просить знакомых, священника, знавшего усопшего, молиться о нем дома (и только дома!), не в храме, без привлечения церковной соборной молитвы.

Беседовала Елена Головина 

Источник: https://pravlife.org/ru/content/fenomen-suicida-pochemu-cerkov-ne-otpevaet-samoubiyc

Почему не отпевают самоубийц? | Милосердие.ru

Добрый день, уважаемая редакция сайта!
У моего мужа 7 лет назад умер отец, самостоятельно лишив себя жизни.

Для захоронения отца на территории кладбища муж брал разрешение в местной епархии (мы живем в городе Людиново Калужской области).

Отпевания и прочих необходимых в этих случаях действий тогда, естественно, не совершалось, но я слышала, что спустя 7 лет можно получить письменное разрешение на поминание усопшего в церковных таинствах. Так ли это?


Я хожу в храм по возможности довольно часто, исповедаюсь и причащаюсь, причащаю ребенка, муж бывает в храме только по необходимости.

До нашего брака он храм практически не посещал, после — исповедовался и причащался дважды. На вопрос: «Готов ли он ради отца ходить в храм и молиться о его прощении?» ответил утвердительно «Да».

Мне кажется, что для нас очень важно не упустить этот момент. Заранее благодарна Вам, с поклоном, Инна.

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

Уважаемая Инна!
Впервые слышу, чтобы в наше время для погребения самоубийцы на кладбище требовалось церковное благословение. Может быть, это было церковное кладбище? До революции действительно самоубийц на христианских кладбищах не хоронили. Этим давали людям понять и почувствовать, сколь тяжек грех самоубийства.
Но тяжесть греха следует понимать не в юридическом смысле.

Совершенно неверно думать, что Церковь карает самоубийц за нарушение какого-то особо важного правила. Нет, суть запрета на поминовение самоубийц за богослужением в том, что Церковь, как и всегда, не хочет совершать насилия над душой человека.
Каждый из нас избирает себе место в вечности, избирает всей своей жизнью. Кто-то располагается быть с Богом (и у каждого такое расположение – в своей мере).

А кто-то располагается не быть с Богом (и это несчастное расположение у одних людей более интенсивно, а у других менее). Когда мы о человеке, который не захотел быть со святыми, просим Бога «Со святыми упокой», мы скорее усугубляем, чем облегчаем его страдания.

Как это может быть? А вот представьте, что в храме идет Пасхальная заутреня, все христиане радуются, а какого-то человека обманом затащили в храм, у него душа к богослужению не лежит, он рвется на улицу, пусть даже там, на улице, будет ветер и снег, а в храме тепло и светло.

Хорошо ли будет насильно удерживать этого человека, не давать ему выйти из храма или уговаривать архиерея, чтобы он все-таки ввел в храм человека, который стремится из него выйти?
Но ведь Царство Небесное – это Храм Божий, в котором вечно идет торжественная служба Богу. Вне Царства Небесного – тьма кромешная, но тот, кто хочет во тьму, должен быть отпущен во тьму.

Поэтому умышленных самоубийц по церковным правилам не отпевают. Этому есть и канонические основания («Канонические ответы свт. Тимофея Александрийского», 14), такова была и практика Российской Церкви до революции, и этого требовало тогдашнее законодательство. Но к умышленным самоубийцам не относятся те, кто лишили себя жизни в безумии, беспамятстве или по неосторожности.

Этих людей отпевают и поминают на общих основаниях.
Вообще мы любые сомнения должны толковать в данном случае в лучшую сторону. По существующему положению родственники умышленного самоубийцы могут обратиться к правящему архиерею за благословением на заочное отпевание. Никаких сроков тут не установлено. Обычно благословение на заочное отпевание дается.

Отчасти из сострадания к скорбящим родственникам, из желания доставить им хоть какое-то утешение, а отчасти из сознания, что нам не все открыто.

Может быть, человек, уже совершив непоправимое действие, все же успел перед смертью покаяться в нем и получить прощение от Бога…
Но если близкие люди уверены, что умерший сознательно, а не в болезни и не в аффекте, отверг жизнь, которую Бог даровал ему, чтобы он подготовился к вечности, то пусть они подумают, утешение они ему доставят непрошенным и нежеланным заочным отпеванием или еще большую боль. Это касается, кстати, не только умышленных самоубийц, но и всех, кто решительно при жизни отказывался соединиться с Церковью. Знал я одну семью много лет назад — нескольких братьев и сестер, крещенных в детстве еще до революции. Все были верующие, а одна сестра – рьяная атеистка. Даже говорила, чтобы ее рядом с верующими родственниками не хоронили. Перед смертью она долго болела, дочь предлагала пригласить священника, чтобы исповедаться и причаститься хотя бы перед смертью. Она твердо отказалась и попросила положить ей в гроб под подушку партбилет. Так и сделали. А отпевать и поминать в Церкви не стали, хотя среди знакомых были и вполне церковные люди. Потому что духовное насилие не свойственно Православному христианству.
Церковное поминовение на литургии, на молебне, на панихиде – это внутренняя жизнь Тела Христова, и участвовать в жизни этого Богочеловеческого организма могут только члены Церкви. Но это отнюдь не означает, что православному христианину нельзя лично молиться Богу о своих близких, живых и усопших, даже если они вне Церкви. О живых молимся, чтобы Господь призвал их к покаянию, даровал им истинную веру, соединил их Святой Своей Соборной и Апостольской Церкви. Об умерших вне Церкви (к ним относятся и умышленные самоубийцы) молимся, чтобы Господь, насколько возможно, облегчил их вечную участь.
Относительно воцерковления вашего мужа. Призывает человека ко спасению Бог. Наши ухищрения и заманивания сами по себе пользы не приносят. А насколько нам удается, бывает, человека своими силами к чему-то доброму привлечь, настолько потом бывает отступление. С другой стороны, пути Господни неисповедимы. Бывали случаи в истории Церкви, когда человека обрекали на пожизненное одиночное заключение, а оно становилось для страдальца затвором, в котором он достигал высоких степеней христианского совершенства.

Кто знает? Может быть, вы так помучаете-помучаете своего супруга какое-то время, а он, несмотря на все ваши усилия, все равно обратится к Богу. А может и не обратиться.

Так что поступайте, как считаете полезным для него и для вас, только не надейтесь на свои усилия и, тем более, методы. Чем больше будете надеяться на себя, тем меньше будет пользы от ваших методов.

А чем больше будете полагаться на Бога, тем больше будете ему молиться и тем больше будете видеть силу и милость Божью.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/pochemu-ne-otpevayut-samoubijc/

Ссылка на основную публикацию