Греческая Православная Церковь — есть ли такая?

Греция — страна победившего православия.

Действительно, как еще можно назвать страну, где 98% населения единоверцы — ортодоксальные христиане, а православие — государственная религия, статус которой закреплен в Конституции страны? Единственная официально православная страна в мире, население которой никогда не отходило от веры, а наоборот, выстрадало свое право быть христианами. Современная Эллада — наследница христианских традиций Византийской империи. Элладская Православная Церковь (Ελληνική Ορθόδοξη Εκκλησία) — одна из самых многочисленных и влиятельных церквей среди своих единоверцев в мире.

Греческая Православная Церковь - есть ли такая?Кафедральный Собор Святого Мины в Ираклионе

Именно на территории Греции находится единственная в мире православная монашеская республика Афон. Святая гора известна как земной удел Пресвятой Богородицы. В монастырях Афона сохранилась в чистом виде православная вера, унаследованная от великой Византии.

История христианства на земле эллинов тесно связана с Первоверховным апостолом Павлом, который своей проповедью привел к вере многочисленных местных язычников.

На острове Родос есть бухта, названная в честь апостола Павла, в которой по преданию высадился пламенный проповедник.

Иоанн Богослов написал одно из самых важных и загадочных произведений — Апокалипсис (Откровение) на острове Патмос. Греки чтят и хранят память о своей православной истории.

Отношения между государством церковью и народом

В Греции церковь не только духовный институт, но и авторитетная государственная и общественная организация. Важные религиозные праздники в стране имеют статус государственных, отмечаются грандиозно, с оркестрами, маршами, крестными ходами.

Главным православным праздником, конечно же, является Светлое Христово Воскресение. Пасху в Греции отмечают в течение нескольких дней собираясь большими семьями за общим столом с традиционным пасхальным ягненком.

Таинство крещения, как правило, предваряет запись в свидетельстве о рождении, а брак без венчания не признается юридически.

Священники в Греции находятся на обеспечении у государства, получая зарплаты. Кроме своих прямых духовных обязанностей, каждый служитель церкви имеет и общественную нагрузку.

Это могут быть как занятия с подрастающим поколением, так и благотворительная деятельность. В маленьких деревенских храмах после воскресной службы могут устраивать совместные с паствой посиделки с греческим кофе.

Общение священнослужителей и прихожан тесное и доверительное — клирики пользуются глубоким уважением у греков.

Греческий православный храм

Греческий храм в архитектуре

В православной греческой архитектуре встречаются храмы, построенные в виде базилик — это вытянутые прямоугольные строения, пространство внутри которых разделено на нефы — продольные части интерьера. В переводе с греческого базили́ка (βασιλική) — это «дом базилевса» или другими словами «королевский дом».

Изначально такой архитектурный тип использовался при строительстве административных зданий. Вытянутые продольно базилики вмещают большое количество народа и напоминают корабль, ассоциирующийся со спасением. Внутри храмов-базилик, как правило, встречается нечетное количество нефов.

Друг от друга нефы отделяются колоннами с арочными перекрытиями. Зачастую центральный неф шире и выше. Продольные нефы упираются в апсиду (в переводе с древне-греческого ἁψίς, ἁψῖδος — это «свод»), которая представляет собой выступающий полукруглый или полусферический объем здания, примыкающий к основному.

Внутри здания в апсиде размещается алтарь, ориентированный на восток.

Со временем, когда для проведения служб потребовалось увеличение пространства перед алтарем, к базилике был добавлен поперечный неф — трансепт, пересекающий под прямым углом центральный и остальные нефы. Поперечный неф заканчивался с обеих сторон апсидами, преобразуя горизонтальную проекцию храма в крест.

Позднее, в период с V по VIII век, в Византии появился другой тип архитектуры храмов — крестово-купольный.

Это прямоугольное в горизонтальной проекции строение, пространство которого внутри разделяют четыре столба, размещенные таким образом, что получаются девять прямоугольных частей интерьера.

Столбы крестообразно перекрыты между собой цилиндрическими сводами, а над  самым центром вверху расположен полусферический купол.

Кровля храмов и полусферический купол, как правило выложены глиняной черепицей коричневого или терракотового цвета. Иногда перед входом в храм встречается галерея с арочными перекрытиями.

Крест сверху часто простой, под цвет кровли, не металлический, может быть объемным — так, что в горизонтальной проекции это тоже крест.

Колокольня — это или высокая башня рядом с храмом, или простенькое сооружение для крепления одного или нескольких колоколов.

Особенности греческого храма

Греческая Православная Церковь - есть ли такая?Икона Пресвятой Богородицы в храме

При входе в храм иногда есть притвор. В нем, как правило, расположены иконы, подсвечники и памятные таблички. Церковных лавок в греческой церкви обычно нет. Свечи могут лежать в специальных местах, а рядом ящичек для пожертвований. В некоторых храмах можно встретить огромные свечи — в человеческий рост. Для них есть специальные места — их тоже можно ставить. На иконах часто можно увидеть гирлянды чеканных металлических пластинок с изображением частей человеческого тела. Это так греки просят о выздоровлении от определенных болезней.

Внутри всех греческих храмов есть места для сидения — стасидии (στασίδια — по-гречески «скамья»). Это специальное деревянное кресло с подлокотниками и откидным сидением.  Они установлены рядами параллельно иконостасу и вдоль стен.

Очень часто встречается мозаика на окнах. Много в убранстве храмов резного дерева ручной работы. Стены, своды и купол обычно расписаны на темы библейских сюжетов. В каждом храме встречается герб Византии — двуглавый орел — он же является и гербом греческого православия. Флаг с двуглавым орлом на желтом фоне есть снаружи у каждого храма.

Поведение в греческом храме

Как правило храмы в городах открыты с утра до вечера. Прихожане во время службы могут сидеть (для этого есть ряды стасидий) и вставать во время важных моментов службы.

В греческий храм женщинам разрешается входить без головного убора и в брюках. Мужчинам, как обычно — без головного убора. В пляжной одежде или в шортах храм лучше не посещать. Фотографировать внутри церкви, если висит запрещающая табличка — нельзя. Если запрета нет — то лучше попросить разрешения у настоятеля.

Поставить свечи можно взяв необходимое их количество в специальных углублениях для свечей и положив в ящичек для пожертвований сумму, которую вы готовы пожертвовать. Свечи ставят в круглые подсвечники с песком — прямо в песок. Прямоугольный свечной столик — канун — для поминовения усопших, т.

е можно поставить свечи за упокой.

Богослужебные традиции

В Греции особо празднично и торжественно, как парады, проходят крестные ходы. Особенно на Пасху — главный христианский праздник.

Процессия прихожан с зажженными свечами, с песнопениями … направляется по улицам к главной площади, на которой устраивают сожжение чучела Иуды и небо освещают многочисленные разноцветные фейерверки, а ночь наполняется многоголосием радостных поздравлений.

Православные праздники в Греции отмечают по новоюлианскому календарю, который совпадает с григорианским. Теперь все календарные церковные праздники греки отмечают в унисон с католиками, у которых тоже принят григорианский стиль календаря.

Исключение составляют те праздники, которые не привязаны к календарю и исчисляются специально — Пасха, Троица, День Святого Духа — они совпадают с праздниками установленными Русской Православной Церковью, которая так и осталась верна юлианскому стилю летоисчисления.

Служба в греческом храме проходит менее торжественно, но благодаря особой атмосфере, создаваемой в том числе и проникновенным распевом, ощущение благоговейной сопричастности не покидает до окончания богослужения.

В греческих храмах можно услышать знаменитый византийский распев — стиль церковного пения дошедший до нас от христиан первых веков. Это монофония (т.е одноголосие), построенная по совершенно другим законам гармонии, чем известная нам музыка. Поют, в основном, мужские голоса.

Когда совершается Малый Вход священнослужитель останавливается в центре солеи с Евангелием, и все прихожане подходят по очереди чтобы приложиться. Чтение Евангелия в храмах Греции происходит лицом к пастве. После литургии священник сам раздает всем прихожанам освященный хлеб.

У греков таинство исповеди не является обязательным перед причастием. Исповедуются греки тогда, когда почувствуют в этом необходимость. Частота исповеди у прихожан колеблется около 3 раз в год. Очередей на исповедь поэтому в храмах не видно. Исповедовать имеет право не каждый священник, а только иеромонахи, получившие благословение.

Особенности богослужебных облачений

Греческая Православная Церковь - есть ли такая?Одеяние епископа

Наперсный крест не часто можно увидеть на священнике в Греции. Крест надевают только для службы с архиереем, или те священники, которые его ношение заслужили, как награду. У греческих священников богослужебная одежда фелонь (риза) не имеет шейного возвышения и сшита из тонкой ткани. Головной убор греческих священнослужителей — камилавка (кαμιλαύκα в переводе с греческого «верблюд») представляет из себя цилиндр с небольшими скругленными полями вверху и является обязательным элементом одежды священника. Камилавка бывает только черного цвета. Другой же головной убор — скуфия (σκούφια — по-гречески «шапка») — круглая мягкая черная шапочка теперь в Греции почти не используется, уступив место камилавке.

Читайте также:  Кровать умершего: как поступить с мебелью

Иерархия Элладской Православной Церкви

В Элладской Церкви духовная иерархическая цепочка отличается от привычной в РПЦ и выглядит вот так:

Патриарх — архиепископ — митрополит — епископ.

Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος) является главой Священного Синода. Избирается исходя из положений Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года Священным Синодом.

В число кандидатов на избрание входят все действующие греческие митрополиты — епархиальные архиереи.

По истечении пяти дней после избрания президент Греции должен издать указ о его признании, и затем совершается чин возведения на кафедру — интронизация.

Священный Синод Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας) — считается высшей властью в Элладской Церкви.

В Священный Синод входят все епархиальные архиереи, имеющие сан митрополитов и назначенные правительством республики.

Для вопросов, связанных с общецерковным управлением повседневного характера был специально  создан Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), в который входит Архиепископ и двенадцать митрополитов.

Элладская Православная Церковь включает в себя: 81 епархию, причем 30 из них относятся к юрисдикции Константинопольского Патриархата номинально. Епархии острова Крит, архипелага Додеканес и монашеская республика Афон прямо относятся к юрисдикции Константинопольского Патриарха, поэтому частью Элладской Церкви не считаются.

Греческие храмы. Фото

Греческая Православная Церковь - есть ли такая? Греческая Православная Церковь - есть ли такая? Греческая Православная Церковь - есть ли такая? Греческая Православная Церковь - есть ли такая? Греческая Православная Церковь - есть ли такая?

История христианства в Греции

Греция до Императора Константина (49 — 325 г.) — Византийская Империя (325 — 1453 г .) — Греция времен турецкой оккупации (1453 — 1821 г.) — Греческое восстание (1821 — 32 г.) — Национальный период греческой истории (1832 — 2000 г.)

Греция до Императора Константина (49 — 325 год от Рождества Христова)

Ко времени Христова Воскресения Греция уже двести лет была частью Римской Империи. Рим поглотил наследие ее прошлого, то есть остатки классического периода.

То, что мы называем современной Грецией, стало перекрестком, соединявшим захваченную Римом Малую Азию, его европейские колонии и сам Рим. Все дороги не просто вели в Рим. Это были хорошо защищенные дороги для привилегированных категорий граждан, таких, каким был св.

Павел; он прошел Малую Азию, Македонию (современную Грецию), Рим и даже добрался до Европы, проповедуя Христово Евангелие.

Греческая Православная Церковь - есть ли такая?Греческое Христианство возникло в основном благодаря миссионерским трудам св. Павла. После своего обращения по пути в Дамаск Апостол исходил всю Малую Азию от Антиохии до Кипра и к северу до западного побережья нынешней Турции, распространяя евангельскую весть. Когда он находился в древней Троаде, ему приснился сон, в котором Бог повелевал ему идти в Македонию. С 49 по 52 год св. Павел занимался проповедью Христианства среди язычников Македонии. Он основал в Греции маленькие церковные общины — в Неаполисе (Кавале), Филиппи, Береи (Верии), Салониках, Афинах и Коринфе. Это были первые шаги на пути обращения в Христианство всей Греции.1

Среди людей, говоривших по-гречески, трудились и другие апостолы и ученики Господа, в том числе св. Иасон и св. Сосипатр из числа семидесяти, в 37 году они принесли свет Евангелия на Корфу; св. Иоанн Богослов и св.

Прокопий (они проповедовали на Патмосе и в Ефесе); св. Варнава и св. Марк (вместе со св. Павлом), обратившие население Кипра; св. Андрей — он проповедовал и был распят в Патрах, и св.

Лука, который много путешествовал с апостолом Павлом и впоследствии упокоился недалеко от нынешних Фив.

Еще триста лет после Воскресения Христова Церковь боролась за выживание в условиях гонений, периодически возникавших на территории Римской Империи. В некоторых случаях гонения (особенно те, которые устраивали императоры Домициан, Лициний, Адриан, Диоклетиан и Максимиан) приводили к повсеместному разрушению христианских общин.

Иногда были преследования местного масштаба. И хотя периоды гонений обычно сменялись временами затишья, угроза преследований присутствовала постоянно. Многих мучеников тех времен мы знаем по именам. В числе тех, чьи мощи почивают ныне в Греции, находятся: сщмуч. Иерофей, сщмуч. Дионисий Ареопагит, св. Иасон и св. Сосипатр, св. Елевферий и св.

Анфия, св. Поликарп, мц. Параскева Римская, св. вмуч. Харалампий, св. Христофор, сщмуч. Киприан и мц. Иустина, мучч. Тимофей и Мавра, дева-мученица Анисия Солунская, вмуч. Пантелеимон, вмц. Варвара, преп. Парфений, епископ Лампсакийский, вмуч. Димитрий, вмц. Екатерина Александрийская, вмуч. Феодор Тирон и вмуч. Феодор Стратилат, сщмуч.

Власий, епископ Севастийский.

Византийская империя (325 — 1453 г.)

Греческая Православная Церковь - есть ли такая?Начало периода Византийской Империи связано с правлением императора Константина Великого (306 — 337 г .). В 312 году Константин, выезжая на поле сражения у местечка под названием Сакса Рубра в восьми милях к северо-востоку от Рима, увидел в небе светящийся крест и слова: Сим победиши. Победа в той битве принесла ему титул единовластного правителя Римской Империи, — победа, которой он был обязан заступничеству христианского Бога. На следующий год он и его соправитель Лициний выпустили Эдикт Веротерпимости, оградив таким образом христиан от преследований, а позже и сам принял Христианство.

Константин перенес столицу Империи из Рима в один из городов Малой Азии (нынешней Турции). Это решение было продиктовано не только политико-экономическими соображениями; Христианская вера, все более и более возраставшая в его сердце, подвигла Императора на разрыв с римским язычеством.

В 330 году на церемонии присвоения новой столице названия Константинополь Император объявил, что в этом городе никогда не будут совершаться языческие жертвоприношения. Менее чем полвека спустя Император Феодосий I провозгласил Христианство государственной религией.

Константинополь стал самой прекрасной жемчужиной в диадеме Греческой Империи, сыграв роль духовного и национального центра.

Несмотря на то, что по прошествии тысячи лет Византия прекратила свое политическое существование, в сознании православных греков этот город и по сей день остается своеобразной географической осью, вокруг которой вращается их духовная жизнь.2

Итак, гонения окончились, и Христианство начало быстро распространяться. Строились храмы, определялись и оформлялись церковная традиция и доктрины, пришедшие из глубины веков.

Как и следовало ожидать, став государственной религией, Христианство привлекло к себе внимание людей честолюбивых, во всем следовавших моде и равнодушных к самой вере. В качестве альтернативы светской жизни в городах появилось и стало быстро набирать силу монашество.

В четвертом веке в Египте появились отшельники-аскеты, а потом очень скоро во всех уголках Римской Империи возникли мужские и женские монашеские общины. Первыми монахами в Египте были преп. Антоний Великий — основоположник монашества ( † 356), преп. Пахомий Великий ( † 348) и преп. Макарий Великий ( † ок.

390). Среди тех, кто принес на Запад иноческий устав и организовал общежительные монастыри, одними из первых были свят. Василий Великий ( † 379) и его сестра преп. Макрина ( † 380).

Монашество служило противовесом постоянно усиливавшейся формализации церковной жизни, живым напоминанием о том, что Царствие Божие — не от мира сего. Даже в наши дни людей, знакомящихся с Православием, часто привлекает как древняя монашеская духовная литература, так и свидетельство современных иноков.

Греческая Православная Церковь - есть ли такая?

В эпоху стабильности, которая длилась несколько столетий, по всей территории Византийской Империи были построены великолепные храмы и монастыри.

До наших дней сохранились удивительные образцы византийской архитектуры — например, в Неа Мони на острове Хиос, в Осиу Лукасе (недалеко от Фивы), Панагиа Атениотисса в Дафни.

Крупнейший храм всего христианского мира — храм Святой Софии в Константинополе — также был построен в этот ранний период, и несмотря на то, что с момента захвата Константинополя турками в 1453 году его использовали в качестве мечети и музея, христиане относятся к нему с благоговением, понимая его важное значение в истории Православия. Тысячи праведников трудились ради спасения своей души в эпоху тысячелетнего византийского правления, и благодать Святого Духа, почивавшая на них, исполняла эту землю.

Византийские христиане стремились к целостности и гармонии в отношениях между Церковью и государством. Византийского Императора помазывали на Царство в качестве самодержавного и единовластного правителя. Он не был просто главой правительства.

Он не мог разделить власть ни с кем, поскольку должен был сам нести всю полноту ответственности. Византийцы верили, что в конечном итоге он предстанет перед Богом и даст ответ за духовное и физическое благополучие Империи. Согласно учению свят.

Иоанна Златоуста, Император имел почти мистическую обязанность противостоять злу видимому и невидимому. На него одного ложилось бремя духовной ответственности как на «Удерживающего, того, кто не позволяет исполниться “тайне беззакония, которая уже в действии”».

Однако самодержавная власть Императора не приобрела статуса церковного догмата. Император имел право (и обязанность) защищать чистоту веры, выступая на церковных соборах, но решающий голос в вопросах Церкви и веры оставался за епископами.

И наоборот, церковные иерархи были морально обязаны протестовать против государственной политики, если она шла вразрез c принципами христианской нравственности или с интересами Церкви, однако окончательное решение оставалось за Императором.

Читайте также:  Фарисейство это вера или состояние души?

Греческая православная церковь — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Греческая Православная Церковь - есть ли такая?
Афинский Благовещенский собор

Элладская (Греческая) Православная Церковь, автокефальная поместная Церковь

Греческая Православная Церковь - есть ли такая?
Каноническое деление Православной Церкви в Греции по состоянию на нач. XXI в.

Каноническое устройство

Епархии

См. также Епископат Элладской Православной Церкви

Исторический очерк

Христианскую веру принес на территорию современной Греции (Эллады) апостол Павел, который во время второго и третьего благовестнических путешествий основал и утвердил христианские общины в ряде городов Македонии и Ахаии. Апостол Иоанн Богослов на острове Патмос написал книгу Откровение. С IV века епископские кафедры Греции входили в состав то Римской, то Константинопольской Церквей.

В 1453 году эти земли были завоеваны турками и целиком вошли в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. В 1830 году Греция добилась политической независимости от Османской империи и начала борьбу за автокефалию, которую получила в 1850 году. По Конституции 1975 года Церковь была отделена от государства. Из-за споров о календаре Элладскую Церковь в XX веке поразила цепь старостильных расколов.

Предстоятели

Исторические титулы предстоятеля

Святые и святыни

В Благовещенском кафедральном соборе в Афинах почивают мощи патриарха Константинопольского священномученика Григория V (+ 1821), а в кафедральном соборе в Фессалониках — мощи святителя Григория Паламы (+ 1359).

На острове Эвбея, в городе Неон Прокопион, находятся мощи преподобного Иоанна Русского, исповедника (+ 1730), прославленного в лике святых Константинопольской, Русской и Элладской Православными Церквами.

В монастырях Эллады сохранилось много древних икон, фресок, рукописей, редких старинных книг.

Статистика

  • 1999 — 9025 тыс. членов [4]
  • не позднее 1 января 2006 — 10003,4 тыс. членов; 7756 приходов; 8335 священнослужителей [5]
  • 31 декабря 2010 — 9117 священнослужителей [2]
  • 2012 — ок. 557 монастырей (2012) [6]
  • 2013 — около 8 млн. верующих (из более 11 млн. всего населения Греции), 81 митрополия, 105 епископов, 8 857 священников, около 8 тыс. приходов, 4 087 монашествующих, 598 монастырей и скитов (мужских — 232, женских — 294, скитов — 72), 24 726 неприходских церквей (кладбищенских, тюремных и т.д.). В Элладской Церкви действуют 2 716 благотворительных фондов, 285 благотворительных столовых, 422 социальных учреждения (детских садов, молодежных лагерей, приютов) [3]
  • ноябрь 2015 — по церковному штату положено 10500 священников; из-за государственного ограничения на хиротонии нехватка священников — 2300 человек; 22% приходов остаются без пастырского окормления [7]

Учебные заведения

Ставропигии

  • Каламосский Симеоновский монастырь

Использованные материалы

[1]  3 ноября 2019 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл, согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 октября того года, прекратил поминовение предстоятеля Элладской Православной Церкви как архиерея вступившего в общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ.

См. «Патриарх Кирилл прекратил поминовение главы Элладской церкви», Интерфакс-Религия, 3 ноября 2019, http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=73691; «Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 17 октября 2019, http://www.patriarchia.ru/db/text/5515008.html

[2]  «05.08.11 Власть Греции намерена сократить число рукополагаемых священников,» дайджест Седмица — Православные новости за неделю, вып. № 481, 14 августа 2011, http://newsman.com.ua/arc/485/5009.html

[3]  «Справка: Элладская православная церковь» [Информация предоставлена пресс-службой патриарха Московского и всея Руси Кирилла], Интерфакс-Религия, 1 июня 2013, http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=51415

[4]  Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999, http://www.orthodoxworld.ru/ru/segodnia/2/index.htm

[5]  Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/europe/g…tml

[6]  Включая монастыри и исихастирии. Подсчёт от 14 сентября 2012 по данным со страниц митрополий на официальном сайте Элладской Православной Церкви, http://www.ecclesia.gr/greek/Dioceses/Dioceses.html, а также страницы официального сайта Афинской архиепископии, http://www.iaath.gr/index.php?option=com_content&view=sectio…310

[7]  «Церковь без священников: 2300 приходских храмов в Греции остались без пастырей», портал Православие.Ru, 17 ноября 2015, http://www.pravoslavie.ru/news/87773.htm

Греческая Православная Церковь — есть ли такая? | Православиум

Рубрика: Основы веры

Известно, что Православие на русские земли пришло из Византийской империи. Первыми священнослужителями и епископами на Руси были греки.

Именно с греческого языка святые братья Кирилл и Мефодий в 9 веке перевели Священное Писание на славянский. Строители Киево-Печерского монастыря также пришли из Греции.

Многие исторические факты свидетельствуют о тесной связи русского народа с Греческим Православием. Но существует ли сейчас единая Греческая Православная Церковь?

Греческая Православная Церковь - есть ли такая?Благовещенский собор в Афинах — кафедральный собор Элладской Православной Церкви

Христианская вера на территории современной Греции (Эллады) была, по Преданию, проповедана апостолом Андреем Первозванным.

Во время второго и третьего путешествия апостолом Павлом были основаны несколько христианских общин в городах Македонии и Ахаии (территория современной северной Греции).

Остров Патмос, расположенный на юго-востоке Эгейского моря, стал местом написания апостолом Иоанном Богословом книги Откровения.

До 4 века христианская вера подвергалась гонениям в Восточной Римской империи, в которую входили земли современной Греции. Все изменилось во время правления императора Константина, принявшего христианство.

При нем началось повсеместное распространение веры во Христа. Было построено много храмов и монастырей. Однако не было единого центра управления всеми епархиями.

Внутри каждой провинции империи христианские епархии составляли самостоятельную структуру управления в зависимости от местной обстановки и сложившихся традиций.

Так в 4 веке была образована Константинопольская поместная Церковь. Влияние епископа Константинопольского в христианском мире быстро выросло. Он получил титул патриарха, а в конце 6 века — вселенского патриарха.

По результатам Второго Вселенского Собора (381 год, Константинополь) право первенства среди поместных Церквей принадлежало Римской Церкви. Константинопольская Церковь была второй в иерархии.

После разделение Церквей в 1054 году первенство в православном мире перешло Константинопольскому патриарху.

До 15 века Константинополь оставался столицей Восточной Римской империи (Византии) и общепризнанным центром Православия. В 1453 году под натиском турок-мусульман Византия прекратила свое существование.

Христианской Церкви нужно было уживаться с новой государственной властью и переносить неоднократные суровые гонения.

В 19 веке Османская империя стала распадаться (Греция получила политическую независимость) и от Константинопольской Церкви стали отделяться автокефальные (самостоятельные) Церкви. Так образовалась Элладская Православная Церковь (1850 год).

Греция Православная

В настоящее время на исторической территории Византии нет единой православной Церкви. Греческое православие объединяет в себе несколько поместных Церквей: Константинопольскую, Элладскую и Кипрскую.

Константинопольская Православная Церковь

Канонической территорией Константинопольской Православной Церкви являются Турция, остров Крит, Эгейские острова, северная часть Греции, Афон. Также Константинопольский патриарх претендует на главенство над всеми православными верующими  за пределами канонических территорий других поместных Церквей.

Этнический состав прихожан Константинопольской Церкви преимущественно греческий. Верующих в приходах насчитывается до 7 миллионов человек. Богослужения ведутся на византийском греческом языке.

Константинопольская патриархия придерживается новоюлианского летоисчисления (модификации юлианского календаря, при котором сохраняется исчисление Пасхалии по юлианскому календарю).

Стремление Константинопольской Церкви к главенству среди православных Церквей вызывает споры, приводящие даже к разрыву молитвенного общения между Церквями.

Так, в 1996 году на полгода было прервано церковное общение между Константинопольской и Московской патриархиями. Причиной послужили споры о юрисдикции эстонских православных приходов.

В 2004 году произошел спор между Константинопольской и Элладской Церквями по вопросу подчиненности приходов на севере Греции. Сейчас церковное общение восстановлено.

В октябре 2018 года произошел разрыв церковного общения между Русской Православной Церковью и Константинопольской патриархией. Это стало следствием решения Вселенским патриархом даровать автокефалию (административную независимость от других поместных Церквей) Украинской Православной Церкви, находящейся на канонической территории Московского патриархата.

Кипрская Православная Церковь

Кипрская Православная Церковь считается одной из древнейших в христианском мире. Ее основателем считают апостола Павла, который рукоположил апостола Варнаву Кипрянина во епископа.

Существует Предание, что в 45-63 годах епископом Кипрским был праведный Лазарь Четверодневный. Именно его Иисус Христос воскресил через четыре дня после смерти (Евангелие от Иоанна, 11:1-44). С 4 века территория Кипра входила в состав Византийской империи.

В 431 году на Третьем Вселенском Соборе (Ефес, Малая Азия) Кипрская Церковь получила автокефалию.

В результате Крестовых походов в 12 веке на кипрских землях стала господствовать Римско-Католическая Церковь. Кипрская Церковь утратила свою автокефалию. Во второй половине 16 века остров был захвачен турками. К этому времени относится возвращение жителей в лоно Православия.

С 1947 года Кипрская Церковь снова обрела самостоятельность. Предстоятель Церкви имеет титул архиепископа. Сейчас этнический состав верующих представлен преимущественно греками-киприотами. Богослужения в храмах ведутся на византийском греческом языке, календарь — новоюлианский.

Между Кипрской и Русской Церквями сложились многовековые братские отношения.

Читайте также:  Господь Вседержитель - икона Спасителя

Элладская (Греческая) Православная Церковь

До 19 века территория современной Греции находилась в пределах юрисдикции Константинопольской Церкви. Однако после образования в 1832 году Греческого королевства была провозглашена автокефалия.

Мотивом этого послужило логичное стремление нового государства, чтобы предстоятель Церкви был независим от Османской империи. В 1850 году Элладская Церковь признана Константинопольским патриархатом.

Именно она имеет основания именоваться «Греческая Православная Церковь».

В настоящее время число верующих Греческой Церкви достигает 10 миллионов человек. Предстоятелем Церкви является архиепископ. Богослужения ведутся на византийском греческом и современном греческом языках. В богослужебной жизни используется новоюлианский стиль календаря.

С конца 2019 года Московская Патриархия прервала церковное общение с некоторыми епархиями Элладской Церкви. Это связано с принятым решением Архиерейского собора Элладской Церкви о признании права Константинопольского патриарха даровать автокефалию Православной церкви Украины. Однако митрополит Иларион Алфеев, председатель отдела внешних церковных связей РПЦ, заверил:

«Мы по-прежнему будем сохранять общение со всеми теми архиереями, которые не признают украинский раскол, а такие в Элладской церкви есть».

Особенности Элладской Церкви

Греки — наследники христианской Византии. Православие в Греции признано государственной религией, почти 96 % населения являются христианами. В Греции религия пронизывает всю повседневную жизнь людей.

Здесь смысловая нагрузка вопроса «ты грек?» совпадает с вопросом «ты христианин?». Посещение воскресных и праздничных богослужений для греческих семей является естественным. Абсолютно нормальным для греков будет перекреститься, проходя мимо храма.

Рождество Христово, Крещение Господне и Пасху Греция отмечает массовыми народными гуляньями.

К особенностям Элладской Церкви относится отсутствие у священников крестов на груди. Кресты надевают только во время архиерейской службы. Также крест не надевает и настоятельница женской обители. Поэтому внешне она ничем не отличается от рядовой послушницы. Крестные ходы в Греции напоминают парады, так как совершаются в сопровождении духовых оркестров.

Местные особенности имеются и в богослужениях. Например, Утреня совершается отдельно от Вечерни. А в Русской Православной Церкви Утреня и Вечерня служатся вместе на вечернем богослужении.

Православные греки приступают к Таинству Причастия практически каждое воскресенье. Причем на исповедь верующие приходят только несколько раз в году. В России же к Причастию допускаются только после исповеди. В Элладской Церкви исповедует не священник прихода, а специальный духовник.

Элладская Православная Церковь / Организации / Патриархия.ru

Христианскую веру принес на территорию современной Греции (Эллады) апостол Павел, который во время второго и третьего благовестнических путешествий основал и утвердил христианские общины в ряде городов Македонии и Ахаии.

Апостол Иоанн Богослов на о. Патмос написал книгу Откровение. В Благовещенском кафедральном соборе в Афинах почивают мощи патриарха Константинопольского святого Григория V (+1821), а в кафедральном соборе в Фессалониках — мощи святителя Григория Паламы (+ ок. 1360). На о.

Эвбея, в г. Неон Прокопион, находятся мощи преподобного Иоанна Русского, Исповедника (+1730), прославленного в лике святых Константинопольской, Русской и Элладской Православными Церквами.

В монастырях Эллады сохранилось много древних икон, фресок, рукописей, редких старинных книг.

Элладская Церковь автокефальная с 1850 г.

Каноническая территория — Греция. Элладская Церковь — одна из крупнейших. Она состоит из архиепископии и 77 митрополий, имеет 200 монастырей и насчитывает ок. 8 млн православных верующих (из 9,6 млн всего населения Греции).

  • Титул Предстоятеля Элладской Православной Церкви: Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады.
  • Резиденция Предстоятеля находится в Афинах.
  • ***

В связи с решениями внеочередного Собора иерархии Элладской Церкви от 12 октября 2019 г.

о признании автокефалии «Православной церкви Украины» Священный Синод Русской Православной Церкви 17 октября уполномочил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «прекратить поминовение имени Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады в диптихах в случае, если Предстоятель Элладской Церкви начнет за богослужениями поминать главу одной из украинских раскольничьих группировок или предпримет иные действия, свидетельствующие о состоявшемся признании им украинского церковного раскола» (журнал № 125).

В соответствии с заявлением Священного Синода от 17 октября не благословляется посещение паломниками из Русской Православной Церкви епархий Элладской Православной Церкви, правящие архиереи которых вступили в церковное общение с украинскими раскольниками. Список епархий был опубликован Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата.

  1. 29 октября стало известно, что 21 октября Архиепископ Иероним направил главе так называемой «ПЦУ» письмо, которым Элладская Церковь засвидетельствовала признание данной раскольничьей структуры.
  2. 3 ноября, за Литургией в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл, совершая богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве, не помянул имени Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима в диптихах.
  3. ***
  4. Епархии Элладской Церкви:
  • Афинская архиепископия, кафедра г. Афины
  • Этолийская и Акарнанийская митрополия, кафедра г. Месолонгион
  • Александрупольская митрополия, кафедра г. Александруполис
  • Арголидская митрополия, кафедра Навплион
  • Артская митрополия, кафедра г. Арта
  • Аттикийская митрополия, кафедра р-н Кифисья (г. Афины)
  • Верийская, Наусская и Камбанийская митрополия, кафедра г. Верия
  • Гортинская и Мегалопольская митрополия, кафедра г. Димитсана, зимняя кафедра митрополита г. Мегалополис
  • Гумениссийская, Аксиупольская и Поликастронская митрополия, кафедра г. Гуменисса, м-рь Пресвятой Богородицы
  • Гревенская митрополия, кафедра г. Гревена
  • Гифийская и Итилская митрополия, кафедра г. Гифион
  • Димитриадская и Алмиросская митрополия, кафедра г. Волос
  • Дидимотихская и Орестиадская митрополия, кафедра г. Дидимотихон
  • Драмская митрополия, кафедра г. Драма
  • Дриинупольская, Погонианийская и Конитсийская митрополия, кафедра г. Дельвинакион
  • Эдесская, Пелльская и Алмопийская митрополия, кафедра г. Эдесса
  • Элассонская митрополия, кафедра г. Элассон
  • Элевферупольская митрополия, кафедра г. Элевферуполис
  • Закинфская митрополия, кафедра г. Закинф
  • Зихнская и Неврокопийская митрополия, кафедра: г. Нэа Зихни
  • Илийская митрополия, кафедра г. Пиргос
  • Фессалиотисская и Фанариоферсальская митрополия, кафедра г. Кардица
  • Фессалоникийская митрополия, кафедра г. Салоники
  • Фивейская и Левадийская митрополия, кафедра г. Левадия
  • Фирская, Аморгосская и Островов митрополия, кафедра г. Фира
  • Иерисосская, Святой Горы и Ардамерионская митрополия, кафедра г. Арнея
  • Иоаннинская митрополия, кафедра г. Иоаннина
  • Кесарианийская, Виронская и Имиттосская митрополия, кафедра р-н Кесариани (г. Афины)
  • Калавритская и Эгиалийская митрополия, кафедра г. Эгион (Ахайский)
  • Карпенисионская митрополия, кафедра г. Карпенисион
  • Каристийская и Скиросская митрополия, кафедра г. Кими
  • Кассандрийская митрополия, кафедра г. Полигирос
  • Касторийская митрополия, кафедра г. Касторья
  • Митрополия Керкирская, Паксийская и Диапонтийских островов, кафедра г. Керкира
  • Кефаллинийская митрополия, кафедра г. Аргостолион
  • Китросская, Катерининская и Платамонская митрополия, кафедра г. Катерини
  • Коринфская, Сикионская, Земенонская, Тарсская и Полифенгосская митрополия, кафедра г. Коринф
  • Кифирская митрополия, кафедра: г. Хора (Кифирская)
  • Ланкадасская митрополия, кафедра г. Ланкадас
  • Ларисская и Тирнавосская митрополия, кафедра г. Лариса
  • Левкасская и Ифакийская митрополия, кафедра г. Левкас
  • Лимносская и Святого Евстратия митрополия, кафедра г. Мирина (Лимносская)
  • Мантинийская и Кинурийская митрополия, кафедра: г. Триполис
  • Маронийская и Комотинийская митрополия, кафедра г. Комотини
  • Мегарская и Саламинская митрополия, кафедра г. Мегара
  • Месогейская и Лавреотикийская митрополия, кафедра г. Спата
  • Мессинийская митрополия, кафедра г. Каламата
  • Мифимнийская митрополия, кафедра г. Каллони (о. Лесбос)
  • Монемвасийская и Спартская митрополия, кафедра г. Спарта
  • Митилинская, Эресосская и Пломарионская митрополия, кафедра г. Митилини
  • Навпактская и Святого Власия митрополия, кафедра г. Навпакт
  • Неапольская и Ставрупольская митрополия, кафедра р-н Неаполис (г. Салоники)
  • Ново-Ионийская и Филадельфийская митрополия, кафедра р-н Новая Иония (г. Афины)
  • Ново-Кринийская и Каламарийская митрополия, кафедра р-н Каламарья (г. Салоники)
  • Ново-Смирнская митрополия, кафедра р-н Новая Смирна (г. Афины)
  • Никейская митрополия, кафедра р-н Никея (г. Афины)
  • Никопольская и Превезийская митрополия, кафедра г. Превеза
  • Ксанфийская и Перифеорионская митрополия, кафедра г. Ксанти
  • Парамифийская, Филиатесская, Гиромерийская и Паргская митрополия, кафедра г. Парамифья
  • Паронаксийская митрополия, кафедра г. Наксос
  • Патрская митрополия, кафедра г. Патры
  • Пирейская митрополия, кафедра р-н Пиреи (г. Афины)
  • Перистерионская митрополия, кафедра р-н Перистерион (г. Афины)
  • Полианийская и Килкисийская митрополия, кафедра г. Килкис
  • Самосская и Икарийская митрополия, кафедра г. Самос
  • Сервийская и Козанийская митрополия, кафедра г. Козани
  • Серрская и Нигритская митрополия, кафедра г. Серры
  • Сидирокастронская митрополия, кафедра г. Сидирокастрон
  • Сисанионская и Сиатистская митрополия, кафедра г. Сиатиста
  • Стагесская и Метеорская митрополия, кафедра г. Каламбака
  • Сиросская, Тиносская, Андросская, Кеасская и Милосская митрополия, кафедра г. Ермуполис (о. Сирос) 
  • Триккийская и Стагийская митрополия, кафедра г. Трикала
  • Трифилийская и Олимпийская митрополия, кафедра г. Кипарисья
  • Идрская, Спетская и Эгинская митрополия, кафедра г. Идра
  • Фтиотидская митрополия, кафедра: г. Ламия
  • Филиппийская, Неапольская и Тасосская митрополия, кафедра г. Кавала
  • Флоринская, Пресская и Эордейская митрополия, кафедра г. Флорина
  • Фокидская митрополия, кафедра г. Амфисса 
  • Халкидская митрополия, кафедра г. Халкис
  • Хиосская, Псарийская и Инусская митрополия, кафедра г. Хиос

Страна: Греция Город: Афины Web-сайт: www.ecclesia.gr Предстоятель: Иероним II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады (Лиапис Иоаннис)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector