Вопрос не такой простой. Я, каюсь, заглянул в интернет-дискуссии уже после того, как решил написать эту колонку. Тема бурно обсуждается, что само по себе было неожиданностью.
Приводят доводы разных источников и специалистов. Знахари отвечают однозначно: «Висящие на стенах фотографии мертвых будут высасывать вашу жизненную энергию».
Поклонники фэн-шуй столь же непреклонны: «Мертвые образы направляют отрицательную энергию в ваш дом». Они рекомендуют держать фотографии в альбомах или в картонных коробках на антресолях.
Более терпимо и объемно относятся к этой проблеме психологи. Они считают, что вешать или не вешать фотографии — дело индивидуального выбора. С чем трудно не согласиться.
На просторах все того же интернета кто-то дает советы, которые исходят, на мой взгляд, из сердечного разума: «Образы напоминают нам, что жизнь коротка и надо жить с радостью и мудростью. Оставьте предрассудки и слушайте свое сердце.
Если фото не топит вас в печали и скорби, оставьте его на стене. Если вы храните обиды и претензии к умершему человеку, нужно простить его всем сердцем. Тогда вы будете жить в мире, и фотографии не будут беспокоить или пугать вас».
Ну и совсем краткий и определенный ответ дает некий священник на вопрос прихожанки: «Батюшка, прочитала, что нельзя в спальне держать фотографии умерших родственников. Не суеверие ли это?» Ответ такой: «Суеверие, не обращайте внимания».
Читая эти мнения, я вдруг ясно понял, что вопрос не совсем правильно поставлен. В конце концов, у каждого свой стиль, манера и способ памяти. Одни держат фотографии под стеклом на письменном столе, другие ставят их на этажерке или вывешивают на стену, третьи хранят в альбомах, четвертые носят в портмоне. Все это не тема для публичного обсуждения.
Я хочу говорить о другом. По моим наблюдениям, родственные связи у нас ослабевают. Мне приходилось слышать от многих знакомых, что им гораздо дороже родственных отношений отношения по интересу, общности взглядов, нежной симпатии и прочие. Бывает, что человек родной по крови попадает в этот ряд, бывает — нет. Но любить его только потому, что в вас течет одна кровь?
Действительно, родственная привязанность напоминает порой ностальгию по патриархальным временам, когда члены семьи были связаны общим домом и работой, наследовали буквально одни стены, один прибыток и орудия хозяйства.
Сегодня из семейного гнезда вылетают по возможности рано и легко. Работа, да и интересы, у всех разные, компании разные, опять же не по принципу соседства и родства.
Человек, который не умеет полюбить родных, вряд ли будет глубок и устойчив во всех прочих отношениях
Все это так. Но чувствую я в такой убежденности какой-то ущерб и неправду. Более того, человек, который не умеет полюбить родных, выпавших ему не по симпатии, а по жребию природы, вряд ли будет глубок и устойчив во всех прочих отношениях. Любят не совершенное существо, а родное, в том числе родное по крови.
«Да я люблю их, люблю, но это все же что-то другое», — отвечают мне. Нет. Приведу слова Дмитрия Сергеевича Лихачева, который в несвойственной для него манере выразился на этот счет категорично:
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их».
Что уж говорить, отношения с родителями складываются по-разному. Есть и ревность, и обида, и неприязнь. Но и в этом случае каждому надо помнить, откуда он вышел. В следующей жизни можно раздружиться или разлюбить.
С родителями все иначе. Потому что они — данность, не выбираемая, но и не отменяемая. Они выше наших пристрастий и настроений, выше, скорее всего, даже нашего разумения. Потому что может быть вторая жена, но второй матери никогда не будет. Как и второго отца. И другого брата. Они навсегда, какие бы отношения у нас при этом ни сложились.
Об этом, как мне кажется, фильм Андрея Звягинцева «Возвращение». Отец там странный, с какими-то лагерными манерами. В младшем сыне он вызывает чувство едва ли не ненависти.
Но когда отец гибнет, спасая одного из сыновей, даже нет, когда лодка с его телом погружается в воду и исчезает, именно младший сын в ужасе окликает его. В этот миг он сознает необратимость потери. Одна жизнь, когда был жив отец, пусть даже такой, непонятный и жесткий, и другая, когда отца не стало.
Не надо бояться фотографий умерших родных. А похоже, главная закавыка как раз в том, что мы боимся и слишком эгоистично оберегаем свою психику. Родовая, сознательная память каким-то образом помогает человеку жить и ощущать себя собой. Это не сентиментальность, не испытание и не долг, но чувство, которое питает нас.
Источник: http://www.psychologies.ru/standpoint/pochemu-u-nas-na-stenah-net-fotografiy-umershih-rodnyih/
Священники объяснили можно ли спать на кровати после умершего человека
Можно ли спать на кровати после умершего человека объяснили священнослужители. Согласно христианским законам, родственники сами вправе поступать с вещами так, как посчитают за нужное.
Все зависит от того, насколько кровать пропитана энергетикой покойного человека.
Если он умер на кровати, при этом долго болел, то над таким ложе необходимо провести обряд очищения, а если возможно, то вообще от него избавиться.
Спать на кровати после умершего человека нельзя только в определенных случаях
Вещи покойного пропитаны негативной энергетикой, поэтому от них советуют избавляться, но это очень в редких случаях. Например, кровать лучше утилизировать, если на ней умер человек после тяжелой болезни, которая мучила его долгое время. Очень опасно спать на кровати, если человек имел острое инфекционное заболевание, которое может заразить других. Также избавиться от ложе нужно в том случае, если умерший долго лежал на кровати, его тело уже начало разлагаться и, выделяемая жидкость пропитала матрас. В таком случае ложе необходимо сжечь, а в комнате провести полную дезинфекцию.
Выбросить кровать покойного можно также, если родственники тяжело переживают утрату и не могут смотреть на вещи, что принадлежали умершему человека. Также это позволительно, если традиции и вероисповедание не разрешают пользоваться вещами покойного. В остальных случаях, кровать лучше просто очистить и продолжать ею пользоваться.
Существует множество примет, связанных с кроватью умершего человека. Например, нельзя продолжать пользоваться тем ложе, в котором умер кто-то из супругов.
Считается, что если продолжать в нем спать, то человека будет мучить бессонница, ухудшится здоровье, а беда будет приходить одна за другой. Церковь не принимает никаких примет, поэтому считает это несуразицей.
Но, каждый сам вправе решать, верить данным суевериям или нет.
Священники рекомендуют спать на кровати умершего человека только после обряда очищения
Поскольку кровать, на которой лежал покойник, пропитана его негативной энергетикой, то на ней лучше не спать, пока не пройден обряд очищения. Он поможет освободить ложе от энергии умершего человека и тогда на кровати снова можно будет спокойно отдыхать. Провести обряд очищения часто приглашают священника. Он пройдет возле ложе с кадилом, прочитает специальную молитву, но стоит помнить, что в современном мире эта услуга не будет бесплатной.
Провести обряд очищения кровати можно самостоятельно. Сначала с кровати нужно снять постельное белье и постирать его, а еще лучше сжечь. Затем стоит хорошо вытрусить матрас, а каркас кровати протереть спиртом или уксусом. Только после данных манипуляций стоит проходить к обряду очищения.
Для проведения обряда очищения необходимо взять святую воду и окропить ею кровать, при этом трижды прочить «Отче наш». Затем зажечь церковную свечу и провести ее над кроватью и возле нее.
Хорошо еще будет пройтись кварцевой лампой по матрасу, чтобы убить все микробы. Правда, согласно эзотерике, лампу можно заменить солью, которая также хорошо очищает и впитывает негативную энергетику.
Солью можно обработать не только матрас, но и подушку с одеялом.
После того, как обряд очищения над кроватью был проведен, необходимо хорошо прибрать в комнате — протереть пыль, вымыть окна и полы. Шкаф освободить от вещей умершего человека, а также вынести из комнаты все предметы, которые принадлежали покойному, а это могут быть различные фотографии, украшения, часы, статуэтки и прочее.
Источник: http://rsute.ru/607645-svyashhenniki-obyasnili-mozhno-li-spat-na-krovati-posle-umershego-cheloveka.html
В православной культуре покойника не боятся: обычаи изменились, но усопший по-прежнему присутствует
Грузовик едет по ухабистой дороге в направлении кладбища. Ветер развевает волосы лежащего в гробу мужчины.
Это его последний путь.
Гроб ставят рядом с могилой, и жена еще раз склоняется над мужем. Она достает из кармана у мужа расческу, причесывает его светлые волосы и кладет расческу обратно в карман.
Исследователь культуры погребения Лаура Йетсу (Laura Jetsu) присутствовала на похоронах в Карелии, где произошел этот случай.
«Это выглядит очень по-родственному, индивидуально и неповторимо. У каждого родственника свое отношение к покойнику, и он может проявить его на похоронах».
Беженцы из Карелии принесли свои традиции в финскую культуру похорон. Сейчас, правда, покойника больше не везут на кладбище в открытом гробу. Однако покойник по-прежнему присутствует на православных похоронах, к нему можно прикасаться и его можно целовать.
Связь с обычаями старой Карелии проявляется по-разному. Йетсу выделяет два обычая, которые до сих пор присутствуют в православной культуре: физическое присутствие покойника и поминовение его после смерти.
«Отношение к покойнику выражается открыто. Потусторонний мир — это то место, где покойник продолжает существовать в такой форме, что он не виден, но существует».
Три ночи рядом с покойником
Лаура Йетсу изучала обряды погребения в российской Карелии в 90-х годах. В то время Советский Союз распался, и власти коммунистической партии больше не существовало. Люди больше не получали указания, как себя вести в какой-либо ситуации. Это относилось и к похоронам.
«Люди должны были поступать в соответствии с собственным пониманием и на основании всего того, что они узнавали из разных источников. Мне хотелось узнать, как люди будут поступать в ситуации, когда приходится начинать все сначала. Похоже, образцы для подражания искали в прошлом», — подводит итог Йетсу.
Старые традиции и обряды передавались из поколения в поколение. Знатоками ритуалов были старые женщины, которые решали, что и в каком порядке надо делать.
- «У них была та власть, которой на церковных похоронах наделен священник».
- В обычаях православной церкви и ритуале погребения в Карелии одной из бросающихся в глаза общих черт, по словам Йетсу, является физическое присутствие покойника.
- «Покойник присутствует, отношение к нему выражается прямо и открыто».
Безжизненное тело и трупный запах. Семья и близкие собираются вокруг гроба. Напольные часы тикают в ожидании третьего дня.
В карельских деревнях 90-х годов не было холодных моргов, поэтому тело находилось дома. В православной Карелии место покойника находилось в лучшем углу избы. Усопшего ставили изголовьем в угол, и в таком положении он находился в течение трех дней.
«В Карелии стремятся похоронить покойника на третий день после смерти. Три дня он лежит в избе в гробу, вымытый и одетый. В течение трех дней его не оставляют одного. Кто-нибудь обязательно находится рядом», — рассказывает Йетсу.
Это называлось ночным бдением или ночными посиделками. Вся семья, друзья и соседи собирались вокруг покойника. Во время ночного бдения ели, пели и вспоминали усопшего. Йетсу также приглашали принять участие в ночном бдении около покойника.
«Это были довольно непринужденные и простые моменты. Люди приходили, приветствовали друг друга, рассаживались вокруг покойника и тихо разговаривали».
Благодаря появлению ритуальных услуг усопший больше не лежит в гробу дома. Но присутствие покойника на православных похоронах возможно и сегодня.
«Покойник физически присутствует, так как гроб открыт. Гроб не отождествляется с покойником, но его присутствие должно ощущаться. Вокруг него стоят прихожане».
Важной общей чертой в обеих культурах является прощание с покойником. В прошлом гроб ставили на землю рядом с могилой, чтобы можно было проститься с усопшим в последний раз. В наше время в Финляндии гроб у могилы не открывают.
«В православной церкви частью церковного обряда является прощание. Во время него с покойником прощаются сначала родственники, а затем подходят к нему по очереди и крестятся все присутствующие».
В Карелии на похоронах присутствуют все родственники, даже маленькие дети.
«Дети привыкли видеть покойника. Они не боятся умершего, потому что привыкли».
Благодаря тому, что мир стал более современным, похороны покойника на третий день стали редким явлением, но не невозможным. По словам историка церкви Юхи Рииконена (Juha Riikonen), и в наши дни можно похоронить покойника на третий день, если все подготовлено должным образом. В прошлом году бывший преподаватель Рииконена был похоронен на третий день после смерти.
«Это вполне возможно. Но графики у современных людей настолько плотные, что похороны часто переносятся на неделю или две».
По словам Йетсу, в Карелии 90-х годов было непросто уехать из деревни, чтобы купить гроб и другие ритуальные принадлежности, поэтому их изготовляли самостоятельно в течение трех дней.
«Если покойник находится в тепле в доме в течение трех дней, особенно в летний период, конечно, его следует хоронить. Сейчас в Карелии больше следуют западным обычаям, но все же стремятся похоронить покойника на третий день».
Открытые двери и застеленная постель
Усопшего родственника много раз поминали в Карелии и до сих пор поминают в православной церкви. Одним из очень важных поминальных дней до сих пор является сороковой день после смерти.
«На сороковой день служится панихида. Эти обычаи сохраняются и по сей день», — говорит Юха Рииконен.
Обычно панихиду служат также на третий и девятый день после смерти. Поминальную службу можно заказать через полгода или год после смерти, а затем каждый год в день смерти или день именин усопшего.
По словам Лауры Йетсу, 40 дней в культуре церкви означают период между Пасхой и Вознесением. В Библии говорится, что это то время, когда Иисус являлся своим ученикам. В Карелии считали, что шесть недель, или сорок дней — то время, когда покойник может вернуться домой.
«Дверь в дом не закрывали, покойнику оставляли место за обеденным столом, его кровать всегда была застелена».
Когда покойника везли из дома на кладбище, дорогу отмечали еловыми ветвями для того, чтобы покойник нашел дорогу домой.
«Сейчас, когда покойника везут на кладбище на машине и гроб приходится нести только небольшой отрезок пути до могилы, его устилают еловыми ветвями. Это старая традиция».
Tiscali.cz11.02.2017Helsingin Sanomat06.01.2017Радио Свобода24.12.2016
Через шесть недель покойнику определяется место в потустороннем мире. После этого у него больше нет права возвращаться назад.
По старым поверьям, покойник с момента смерти до погребения находился в промежуточном состоянии. Он больше не принадлежал этому миру, потому что у него не было души, но еще не был связан с потусторонним миром, так как он до сих пор находился на земле.
«С покойником были связаны страхи. Самого тела покойника не боялись и в старой культуре, но от смерти старались избавиться».
Дорогу смерти пытались преградить железом. Считалось, что оно настолько прочное, что смерть не сможет его победить.
«Еще в 90-х годах, когда гроб отвозили на кладбище, какая-нибудь старая женщина клала на его место кочергу. Считалось, что она будет охранять жителей дома от смерти»
По словам Йетсу, различные поверья существуют и по сей день, но они мало проявляются.
«Поверья могут проявляться в определенных обстоятельствах. Некоторые из них очень живучи».
Горящие узелки
Одежда усопшего должна иметь прорехи.
По карельским обычаям, когда шьют саван покойника, на нитях не завязывают узелков. Одежду надо шить так, чтобы она разорвалась как можно быстрее. Йетсу считает, что на это есть две причины.
«Если узелки не завязывать, одежда легко разорвется и покойник в загробном мире получит лучшую новую одежду, потому что старая — плохая и рваная».
Второй причиной является важный элемент — вода.
Карелы думали, что потусторонний мир находится за водой. Чтобы попасть туда, покойник должен был преодолеть огненный поток.
«Считалось, что если на одежде усопшего был узелок, он мог обжечь покойного. Это, конечно, абсурдная мысль, потому что одежда горит вся».
Другим вариантом было одеть покойника во все самое хорошее, чтобы в потусторонний мир он прибыл в праздничной одежде. По словам исследователя Юхи Рииконена, усопших православных одевают в их собственную одежду. Одежда без узелков ушла в прошлое.
«Старики иногда даже высказывают пожелания, во что их следует одеть. Одежда обычная, но немного более торжественная».
Зерно и водка
Зерно, печенье, чай и водка.
Все это до сих пор приносят в Карелии на могилы. Многие православные финны также приносят ушедшим в мир иной родственникам еду. На могилы обычно приносят зерно, выпечку, чаще всего — хлеб.
«Пища предназначена для усопшего в потустороннем мире. Конечно, все не настолько буквально: умерший не придет и не будет ее есть. Считается, что души умерших прилетают на кладбище в образе маленьких птичек».
«Птицы отождествляются с душами умерших. Когда птицы съедают пищу, она попадает как раз тому, для кого и предназначалась. В православии есть похожая идея».
На могилы обычно приносят совсем немного пищи. По словам Йетсу, на карельских кладбищах можно увидеть посуду, тарелки, чашки и стаканы.
Пища присутствует и на службе в православной церкви. Когда во время проскомидии совершается приготовление хлеба и вина для таинства евхаристии, из одной из просфор вынимается маленькая частица за умерших.
«Это не означает, что умершие должны прийти и съесть ее, это делается в память о них».
По мнению Юхи Рииконена, в Финляндии пищу на могилы приносят довольно редко, но в свое время он сам приносил на кладбище хлеб и фрукты. В Финляндии чаще приносят цветы. Этот обычай распространился и в Карелии.
«Иногда пьют водку», — смеется Рииконен.
Простые люди в Карелии ставили много деревянных крестов, поскольку камень было тяжело купить. По мнению Юхи Рииконена, деревянные кресты распространены также и в Финляндии.
Рииконен рассказывает, что речь идет о разделении трапезы. На могилу идут обычно вместе, и пищу едят тоже вместе.
«Общая еда делится между всеми, и покойник определенным образом тоже присутствует при этом. Усопшего поминают и совершают небольшой молебен».
В российской Карелии и Эстонии могилы посещают чаще, чем в Финляндии. В дни памяти усопших и на дни ангела на кладбищах много народа.
«Тогда кладбища полны народа, и там проводят много часов», — рассказывает Рииконен.
По словам Рииконена, отношения с усопшим приятельские и прямые. В Финляндии некоторые родственники посещают могилы близких практически ежедневно.
«Особенно часто приходят пожилые люди, чтобы побеседовать с покойником о своих делах».
От обычаев отказались и частично о них забыли
На православных кладбищах Финляндии и сегодня можно увидеть бревенчатые избушки, построенные над могилами, «grobut». Таким погребальным сооружениям более тысячи лет. Их первоначальное назначение имеет несколько толкований.
«Считалось, что душа умершего будет жить в избушке. Поэтому домик имел с обеих сторон две дверцы для входа и выхода. Считают также, что такая избушка была построена для защиты могилы», — пишет Рииконен.
По словам Рииконена, маленькие бревенчатые избушки вновь возвращаются в Финляндию. Кроме того, очень популярны деревянные кресты над могилами.
«В Карелии простые люди ставили много деревянных крестов, потому что камень не был доступен. Со временем деревянные кресты падали и разрушались. Символика заключалась в том, что все видимое исчезает и умирает, вечна только душа человеческая. Люди хотят вернуться к своим корням».
Старые обычаи приспосабливают к сегодняшнему дню
«Старые люди рассказывают о существовавших в Карелии обычаях, но совсем не обязательно, что молодежь будет их соблюдать, потому что считается, что они не очень подходят для сегодняшнего дня».
Многие обычаи погребения были забыты уже тогда, когда пришлось оставить Карелию. Около 70% жителей приходов переехало в Финляндию, и многие традиции были забыты.
«Считалось, что в лютеранском окружении Финляндии других обычаев погребения не понимали. Православных считали гражданами второго сорта, и многие православные боялись рассказывать о своей вере», — говорит Рииконен.
От многих традиций отказались полностью или о них просто забыли. Но, по словам Йетсу, отношение к покойнику и его поминовение сохранилось в обеих культурах.
«Независимо от общественного класса, в старых и новых культурах существует одинаково откровенное отношение к покойнику. Какое-то незаметно сохранившееся понимание и интуитивное знание того, как надо относиться к покойнику и вести себя с ним», — подводит итог Йетсу.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник: https://inosmi.ru/social/20170603/239506727.html
Вопрос священнику
21 октября 2014
Здравствуйте, батюшка. Поясните, пожалуйста, вот женщинам в определенные дни нельзя прикасаться к святыням. Это касается только случаев, когда мы прикладываемся к иконам, кресту? Ведь крестик мы носим всегда, не снимаем в такие дни, хотя он постоянно прикасается к телу. Можно ли убираться в Красном углу в таких случаях, снимать иконы с полок, или это тоже грех?
Юлия
Юлия, прикасаться к иконам в такие дни нельзя. Думаю, уборка от Вас никуда не убежит.
иерей Владимир Шлыков
21 октября 2014
Здравствуйте, батюшка. Можно ли заниматься гимнастикой «Око Возрождение» православному человеку?
Фотиния
Фотиния, не стоит заниматься гимнастикой, которая берет начало из тибетской практики, а значит, имеет под собой религиозную основу. Это может повредить душе. Лучше займитесь физкультурой или фитнесом.
иерей Владимир Шлыков
21 октября 2014
Здравствуйте! 7 дней назад похоронила свою тетю, ее убили, так как она находилась в зоне АТО, и ее отпевал батюшка. При отпевании всем родственникам дали свечи, и у меня одной очень сильно быстро сгорела свеча, при этом она еще и потрескивала, и дважды даже тухла, отпевание проходило на улице. Скажите, пожалуйста, что это может значить?
юлия
Дорогая Юлия, примите мои соболезнования. Царствие Небесное усопшей! Бывает, люди ищут особого смысла во всем, что так или иначе связано с Церковью. В случае со свечой никакого «духовного» объяснения нет, только естественные – на ветру свечка быстро оплавляется, а фитиль трещит оттого, что в нем остается влага, она испаряется, когда свеча горит, и воздушный пузырик лопается среди воска. Помоги Вам Господи!
иерей Сергий Осипов
21 октября 2014
Здравствуйте, Батюшка. У меня недавно умер отец. Мне никогда до этого не приходилось хоронить родных, да и на похоронах я раньше не была. Очное отпевание не дали сделать родственники, поэтому, с согласия батюшки, отпели заочно. После службы мне дали земельку, чтобы рассыпать на могиле крестообразно. Я раньше не знала, что хоронят лицом к кресту, поэтому землю посыпала неправильно, т.е от ног. Есть ли в этом какой вред? И можно ли все исправить? Благодарю Вас за ответ.
Елена
Дорогая Елена, не переживайте. Ничего переделывать не надо, вреда никакого нет. Только молитва и милостыня важны теперь для усопшего. Помоги Вам Бог.
иерей Сергий Осипов
21 октября 2014
Добрый день! Я очень часто дома зажигаю церковные свечки, т.к. не каждый день получается ходить в церковь, а сегодня от свечи сгорела больше чем до середины моя совместная фотография с моим мужчиной, т.к. стояла совсем недалеко! Я её потушила, и не знаю, что теперь с ней дальше делать, она почти вся сгорела, и что это может означать? Я человек верующий, и испугалась от такой ситуации! Спасибо заранее за ответ!
Татьяна
Дорогая Татьяна, не пугайтесь суеверных страхов, ничего это не значит. Только то, что со свечой надо быть внимательной 🙂 Фотографию можно сжечь, чтобы не выбрасывать в помойку. Храни Вас Бог.
иерей Сергий Осипов
21 октября 2014
Батюшка, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли играть свадьбу в канун Красной горки (18.04.2015)?
Дарья
Здравствуйте, Дарья. С 19 мая н. ст. в 2015 году будут венчать после Великого поста. Лучше все торжество приурочить к этому дню. Храни Вас Бог.
иерей Сергий Осипов
21 октября 2014
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста! Как нам быть? Начну с того, что мы молодая семья из четырех человек, я с женой и двое маленьких детей. Живем вместе с родителями жены в 2-х комнатной квартире. Так как у моих родителей нет места, я после свадьбы переехал к жене. Они в одной комнате, мы в другой. Дело в том, что последние годы, а особенно после рождения первого ребенка, у нас стали возникать постоянные ссоры с родителями жены. В основном, с тещей. Все из-за каких то мелочей. То за ребенком не убрали, то покормить забыли, то стакан не убрали, мусор. Жена сейчас в декрете, и ей не всегда удается за всем уследить с двумя детьми. Своей квартиры у нас нет. Поэтому приходится смириться и находить пути решения проблемы. Семья, как наша, так и родителей жены — верующие люди. Но конфликты все равно случаются. В основном жена с мамой со своей. Несколько раз хотели съехать на съемную квартиру, но все как-то решалось мирно, и продолжали дальше жить. Но конфликты опять повторяются. Как быть? Спасибо!
Виталий
Дорогой Виталий, если есть возможность жить отдельно, хорошо ей воспользоваться. На дистанции мелкие изматывающие трения исчезнут, это освободит много сил. Помоги Вам Бог.
иерей Сергий Осипов
21 октября 2014
здравствуйте! Недавно прочитала на вашем сайте о том, что пение церковных песен дома помогают одному человеку избавляться от плохих мыслей. Я бы тоже хотела попробовать петь церковные песни дома (у меня невротическая депрессия — лечусь, очень часты депрессивные мысли, с которыми трудно совладать, бывают и о суициде), но не знаю церковных песен. Можно ли где-нибудь этому научиться? Я не знаю ни слов, ни музыки. Извините, если вопрос покажется вам бестактным. Я начала ходить в храм, 2 раза в месяц исповедуюсь и причащаюсь. Еще вот такой вопрос: в день, когда причастили, что можно делать, а что нельзя? Читала, что даже наклоняться нельзя в этот день — это правда? СПАСИБО БОЛЬШОЕ!
ольга
Здравствуйте, Ольга. Земные поклоны не делают после причастия в знак нашей радости быть со Христом, а поклоны – вещь больше покаянная. По поводу песен ответить не смогу, но их можно слушать – сейчас легко найти диски с разнообразными песнопениями и молитвами. Хорошо будет читать святое Евангелие, предварив его молитвой своими словами о помощи в депрессии. Да поможет Вам Бог!
иерей Сергий Осипов
21 октября 2014
Здравствуйте. Мне 33 года, мы с отцом с детства не близки, и вот недавно получилось так, что я обидел его по его неправоте. Я знаю, нельзя обижать родителей, даже если они не правы, но, к сожалению, так получилось. Что мне сделать, чтобы Господь простил меня, я раскаиваюсь и прощу простить меня. Может, есть конкретная молитва? Я не нашел. Помогите, пожалуйста. Я хочу искупить грех. Спасибо. С уважением, Аркадий
Дима
Здравствуйте, хорошо начать с исповеди. Потом можно попросить прощения у отца, если Вы можете найти свою действительную вину в данном конфликте: допустим, были грубы, или повысили голос, или еще что. Вот за это можно извиниться, это не значит, что Вы принимаете во всем его позицию, Вы остаетесь при своем. Помоги Вам Бог.
иерей Сергий Осипов
21 октября 2014
Здравствуйте.
У меня непонятная ситуация, не знаю, что делать.
На протяжении полугода, может, чуть больше, всё не получается, за что ни берусь.
1. Уволился с работы в том году и начал своё дело. Но с текущей ситуацией и ростом цен все остановилось. Найти работу не получается. Решил обучится интернет-профессии, учился (достиг навыков), а заказчиков нет и нет. В общем, материальное положение идет по наклонной. Из этого следуют ссоры в семье, недопонимание, я думаю, Вы меня понимаете.
Уверенность в себе потихоньку пропадает и приходит отчаяние, я не знаю, что мне делать. Как в глаза смотреть близким? Раньше такого не замечал никогда, всегда был уверен в себе и находил выход. Помогите, пожалуйста!
Иван
Здравствуйте, Иван. Прежде всего, просите Господа Бога помочь найти работу и предайтесь Его воле: «Устрой, Господи, по воле Твоей!» И продолжайте искать во всех доступных сферах – и по прошлым профессиям, и по новым. Может быть, придется подождать, но Вы не отступайте от поисков. Да поможет Вам Господь!
иерей Сергий Осипов
21 октября 2014
У меня в квартире, рабочий делает ремонт и попросил на время ремонта там пожить. Я дал согласие, с условием, чтобы не употреблял спиртное. Но неоднократно я замечал, что он пьёт. Я дал ему предупреждение, что в следующий раз, если увижу, то пусть ищет себе жилье. И в этот же день застал его со спиртным. Он просит не выгонять пока, ему некуда идти. Как быть? Спасибо.
алексей
Алексей, только Вы можете решить, сколько дадите рабочему на поиск квартиры. Помоги Вам Бог.
иерей Сергий Осипов
21 октября 2014
Здравствуйте. Недавно начала ходить в детский дом волонтером. Мне дали ребенка — Максим, 8 лет, ходит в коррекционную школу. Получилось так, что у нас с ним натянутые отношения. Он зависим от компьютера и каждую минуту не упускает возможности сказать, что он хочет только за компьютер. Ничего другое его не интересует. Сегодня пришла, он даже не поздоровался. Оказалось, наказан. Залез с другом на крышу. Я попыталась узнать, зачем. На что он ответил: «Вот Вы бы залезли на крышу. Слезть бы никто не помог. А тут-дождь. А вы в туфлях. Что бы Вы сделали? Упали. А потом сдохли». Я была в шоке от таких слов. Он постоянно напоминает, что мне пора идти. «Когда вы уйдете?» Я: «В 6». Он: «Уже 6, Вам пора». Я не знаю, что делать. Когда начинаю собираться, он хватает за руки и говорит: «Не уходите». Батюшка, посоветуйте, что делать? Как реагировать на такие слова? Я сейчас в замешательстве. Мне очень неприятно от его слов.
Александра
Дорогая Александра, Господь послал вам ребенка, для которого вы можете стать «значимым взрослым». Это основополагающее, формирирующее понятие для детской души. Конечно, он испытывает вас; будет и пугать, и прогонять. Свои чувства обиды, разочарования и неприятия этого ребенка гоните прочь. Он нуждается только в любви. Больше рассказывайте ему интересных историй из своего детства, больше играйте. Хороший педагог видит в ребенке не того, кем он является сейчас, а того, кем он вскоре станет. Полюбите в нем доброго, счастливого, успешного мальчика, и тогда весь мир встретит его таким же. Помоги вам Бог!
иерей Сергий Осипов
21 октября 2014
Батюшка, я развелся с женой 6 лет назад, она ушла от меня, потому что из эгоистических интересов ей удобнее жить у родителей. Можно мне жениться на ее родственнице, которая приходится троюродной сестрой ее отцу? Надеюсь на ваше милосердие по крайней немощи своей, ибо очень ее люблю.
Георгий
Вам необходимо обратиться за разрешением на брак в епархиальное управление, чтобы снять все проблемы.
протоиерей Максим Хижий
21 октября 2014
Здравствуйте! Замужем 3 года, сыну нашему 2 годика. Недавно узнала, что муж изменял мне почти полгода, его любовница на 4 месяце беременности, муж мне все рассказал сам, раскаивался, просил прощения, говорит, что семью хочет сохранить, что бес его попутал, что никого важнее нас нет. Я сначала думала только о разводе, потому что такое предательство трудно пережить, в груди все сжималось, болело сердце, но когда успокоила свои мысли, подумала о нашей семье — у нас же ребенок, он его родной отец, другого такого не будет. Я решила, что надо, несмотря ни на что, сохранить нашу семью, решила, надо простить и принять его, молиться Господу о нашей семье. И знаете, как подумала, что хочу сохранить семью, боли в груди ушли совсем. Я ходила в церковь, хотела с батюшкой поговорить, но не получилось застать его. Мне посоветовали взять акафист Гурию, Самону и Авиву. Взяла, хочу пойти исповедоваться и причаститься, и ребенка причастить. Муж мусульманин. Скажите, правильно ли мое решение, и что еще я могу сделать? Благодарю вас.
Кристина
Ваше право — прощать или нет мужа. Попробуйте жить дальше. Только о внебрачном ребенке ему тоже нельзя забывать…
протоиерей Максим Хижий
21 октября 2014
Спасибо, ваш сайт мне очень помогает. Я 8 лет жила с парнем, гражданский брак — (в блуде) он был крещеным. Но к вере так и не пришел, он пил каждый день, даже ночью. Но мы очень любили друг друга. У него случился инсульт. Чуть не парализовало. Но пить он бросить не мог, плакал и не мог, говорил, что убьет меня, я его выгоняла из своего дома. Но идти ему было некуда. Он мог снят квартиру и жить, как хочет. Но он без меня не мог, любил безумно. Два раза я успевала вытащить его из петли. Я вызвала его старшего брата, чтобы тот увез его на родину, это очень далеко. Он думал, что брат просто в гости едет. Утром приехал брат, и вечером я сказала, что он за ним приехал, чтобы забрать. Он был сильно пьян и кричал, чтобы БОГ наказал меня за все. Через час повесился. Я виню себя в его смерти. Меня могли закрыть в психушку. Через 7 дней после похорон я переспела с его братом. На 10-й день мы подали заявление в ЗАГС. Через 40 дней я вышла за его брата официально замуж. Он идеальный муж. Но не крещен. Подумывает принять мусульманство.
ОЛЯ
Оля, Вы натворили дел, жили, как хотели. Что, собственно, теперь вы хотите от нас? Я могу дать лишь один совет: попросить у Бога ума, веры и идите в храм на исповедь. Простите, но я не верю в благой исход вашей последней затеи — «10 дней, 40 дней»…
протоиерей Максим Хижий
21 октября 2014
Добрый день о. Максим
Прошу Вас ответить еще на 2 вопроса:
1. Христос своей крестной смертью, разрушив врата ада, вывел от туда в рай всех (ветхозаветных) праведников и тех, кто захотел за ним пойти. Но рай могут наследовать только те, кто получил крещение и, соответственно, чье имя записано после этого в Книге Жизни. Но если ветхозаветный праведник умер своей смертью, не получив крещения ни того, ни другого, и если он решил идти за Христом, наследует ли он Райские Обители? 2.»… Милоcтивъ бyди ми и умоли Бога, Господень ангеле: имею бо тя застyпника во всeмъ животе моeмъ, настaвника же и хранителя, от Бога даровaннаго ми во веки.» Говорится ли здесь о том, что Господь даровал ангела хранителя человеку в мир материальный и мир вечности?
Александр
Формат ответа нет позволяет читать лекции. Я могу посоветовать найти ответ на 1 вопрос в лекциях А.И. Осипова. Они есть на православных сайтах. Например, предание.ру. Бог хранит всех всегда и везде. Это на 2 вопрос.
протоиерей Максим Хижий
21 октября 2014
Добрый день о. Максим Прошу Вас ответить на вопрос 1: 1. Церковь православная молится о крещеных (в православной вере), за живых и почивших подаются записки с упоминанием их имен. Недавно читал о Беслане, маленький ребенок перед терактом просил его окрестить, но не успели, он погиб насильственной смертью. Можно ли считать, что он получил крещение кровью, как, например, ветхозаветные пророки-мученики? Крещение кровью Церковь признает таким же действительным, как и крещение водное. Если его считать крещеным, то можно ли подавать за него записки и как, зная лишь его собственное имя? Другими словами, как можно помочь его душе?
Александр
Я не думаю, что это было крещение кровью за веру… Но я уверен, что этот младенец не нуждается в молитвах о спасении его души. Он упокоен в обителях Бога. Я верю в милосердного Христа, а не в бога бюрократов со справками.
протоиерей Максим Хижий
21 октября 2014
Здравствуйте, дорогие батюшки! С мужем назрел развод из-за моей веры. Воцерковляться начала с 2007 года. Постилась сама, в церковь ходить не заставляла, половые отношения были даже в посты, кроме среды, пятницы и воскресения. С его стороны постоянный прессинг не читать, не смотреть ничего духовного, поменьше ходить в церковь. За это время родилось два ребенка. В чем было его главное недовольство? Это половые отношения. Ему нужны были они в разных положениях, и не только естественные. Когда я начала верить в Бога и воцерковляться, то, конечно же, я не могла допустить таких грехов. Как же я буду причащаться?! Для меня это важно. Ну, и все общие интересы у нас начали расходиться. С каждым годом это расхождение усугублялось. После вторых родов у нас вообще не было половых отношений (сейчас ребенку 1 год и 3 мес.). На все мои попытки сблизиться — полное равнодушие. Теперь говорит:»Мы — не друзья! А в семье так не должно быть!» Хочет разводиться. А мне уже все равно. Я уже настрадалась.
Елена
Церковь не регламентирует интимную жизнь супругов. Запрещены противоестественные половые отношения: гомосексуализм и т.п. Ваш муж говорил о дружбе… Может быть, Вы не смогли облагородить ваши отношения? Существуют не только запреты, а есть еще любовь, боязнь оскорбить, унизить любимого человека. Или он вас никогда не любил и не жалел? Вы были просто женщиной для утех?
протоиерей Максим Хижий
21 октября 2014
Вопрос батюшке Александру Белослюдову. Почему нам не повторить подвиги Серафима Саровского? С помощью Божьей все возможно, а Серафим Саровский с помощью Божьей все подвиги совершал. И хорошая ли у меня идея возникла — после того, как родителей не станет, жить, как святые подвижники?
Екатерина
Здравствуйте, Екатерина. Преподобный Серафим не ставил себе целью совершать подвиги, он спасался. И нам с Вам это надо делать. А о подвигах помышлять — прелесть бесовской гордости. Многие этим помыслом начинали, но никто не спасся и в святцы не попал. Во всяком случае, в Православной Церкви. В католичестве сколько угодно таких «героев», что едва выйдя из юности, заявляли бесстыдно, что отныне будут подвигами заниматься, и некому было их в их же собственный помет носом ткнуть. Начните просто с того, что будете читать и исполнять Евангелие каждый день. Помоги Вам Бог.
иерей Александр Белослюдов
Источник: http://zakonbozhiy.ru/question/?page=5&adate=2014-01