Богородичная икона «Всех скорбящих Радость»: история, чудеса, молитва

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Код для вставки

Код скопирован

«Всех скорбящих Радость» — чудотворный образ Богородицы, почитаемый в Русской Православной Церкви.

Дата празднования: 6 ноября.

Богородичная икона

Первую икону «Всех скорбящих Радость» написал в 1683 году придворный живописец и один из мастеров Оружейной палаты Иван Безмин. Композиция иконы совпадает с западноевропейской иконографией «Мадонна Милующая».

Богородичная икона Образ написан Эль Греко в 1603 году для алтаря храма больницы де ла Каридад города Ильескас (Испания), где и находится по сей день.

Отличительная особенность иконы: Богородица, посылающая через ангелов помощь страждущим. Существует несколько вариантов изображения. Все их можно объединить в два типа — с Младенцем на руках (московская) и без Младенца (петербургская, «с грошиками», находится в церкви Святой Троицы Живоначальной, известной как «Кулич и пасха»).

Богородичная икона Петербургская, «с грошиками»

  • Начальные строки стихиры (богослужебное песнопение), посвященной Богородице:
  • Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покрове и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси, Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

История московского образа

Богородичная икона Патриарх Иоаким

Точных данных о том, как и когда икона «Всех скорбящих Радость» попала в храм на Ордынке, нет. Впервые о ней заговорили в 1688 году, когда от образа произошло чудесное исцеление сестры Патриарха Иоакима Евфимии Папиной. По преданию, Евфимия во время молитвы услышала голос, который указал ей на икону в храме на Ордынке. Ей принесли этот образ, и сестра Патриарха получила исцеление от незаживающей раны в боку. После этого чуда почитание иконы выросло — ей составили службы, акафист, стали делать списки.

Где находится

Богородичная икона

Чудотворный образ находится в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке в Москве. Также в храме есть несколько точных копий этого чудотворного образа.

Богородичная икона

Богородичная икона "Всех скорбящих Радость": история, чудеса, молитва | Православиум

Рубрика: Иконы, Молитва, Святыни Православия

Скорби отрезвляют помутившийся грехами ум, направляют наши мысли и сердце к Богу. Икона «Всех скорбящих Радость» особо любима и дорога сердцу православных. Верующие самим названием образа охарактеризовали свое отношение к Пресвятой Богородице. 

«Поврежденная природа наша постоянно нуждается, как в противоядии, в скорбях; ими погашается в ней сочувствие к греховному яду страстей, в особенности к гордости, ими выводится «служитель Божий из напыщенного неправильного мнения о себе в смиренномудрие и духовный разум» (святитель Игнатий Брянчанинов, 1807-1867).

Богородичная икона Один из вариантов иконы «Всех скорбящих Радость»

Время написания иконы «Всех скорбящих Радость» остаётся неизвестным. Первые упоминания об этом образе относятся к 1688 году.

Евфимии Папиной (сестре патриарха Московского Иоакима) во время долгой болезни в сонном видении явилась Пресвятая Богородица. Дева Мария повелела пригласить священника из Преображенской церкви на Ордынке (Москва).

Затем принести Ее икону «Всех скорбящих Радость» и отслужить молебен с водоосвящением. Больная так и поступила — после молебна она полностью исцелилась.

Весть об этом чуде быстро распространилась по столице. Жители города стали именовать церковь, где находился образ Пресвятой Богородицы, Скорбященской. К этому времени относится написание многочисленных списков (копий) с чудотворного образа.

Существует предание, что икона «Всех скорбящих Радость» в 1711 году была вывезена в Петербург сестрой Петра I Натальей Алексеевной. В Москве же был оставлен список. По другой версии, наоборот, царевна забрала с собой точную копию. Соответственно, в церкви на Ордынке остался оригинал.

Во время советской власти Скорбященская церковь была закрыта. В ней устроили фондохранилище Третьяковской галереи. По одной из гипотез, чудотворная икона пропала, местонахождение ее неизвестно. В восстановленном храме находится икона 18 века, подаренная патриархом Московским и всея Руси Алексием I. По другой версии, в храме остался изначальный, оригинальный образ Богородицы.

День памяти иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — 6 ноября по новому стилю.

Списки иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Привезенный в Санкт-Петербург в 1711 году образ «Всех скорбящих Радость» почитается наравне с московским. В настоящее время он находится в петербургском соборе Преображения Господня.

Особо почитается список иконы Божией Матери под названием «Всех скорбящих Радость с грошиками» в Петербургской церкви Пресвятой Троицы. Первоначально икона Божией Матери была обретена семьёй Куракиных в Неве (предположительно в 18 веке). Затем образ находился в Тихвинской часовне на окраине Петербурга недалеко от стекольного завода.

Летом 1888 года в сильную грозу после попадания молнии в часовню огнем опалились многие иконы. Медные монеты из упавшей кружки для сбора пожертвований чудесным образом приклеились к образу «Всех скорбящих Радость».

Поэтому на позднейших списках эти монеты рисуют краской. После такого чуда перед иконой «Всех скорбящих Радость с грошиками» стали служиться молебны. В 1890 году зафиксирован первый случай получения помощи от этого образа.

14-летний Николай исцелился от эпилепсии.

Икона «Всех скорбящих Радость» — иконография

Существует несколько живописных вариантов написания образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Богоматерь всегда изображается в полный рост в сияющим ореоле, стоящей на облаке или полумесяце.

Внизу под Ней — скорбящие и нуждающиеся в Ее помощи и заступничестве люди.

Пресвятая Богородица в руках держит четки (западноевропейское влияние на русскую иконографию), свиток или хлеб (означает, что Богоматерь является Питательницей «алчущих и жаждущих»).

Иногда на Ее руках изображают Богомладенца Иисуса. Над Ней (или над Ними) два ангела держат рипиды (изображение шестикрылых серафимов, используемые при богослужении). Вверху на облаке восседает Пресвятая Троица. Внизу иконы развернутый свиток со словами из Кондака (гимна) Пресвятой Богородице.

С двух сторон от Богоматери (с Богомладенцем) стоят святые угодники. Слева — преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322 — 1392) и Феодор Сикеот (6 век), справа — Григорий Декаполит (9 век) и Варлаам Хутынский (ум. 1192). Вероятно, икона писалась для Спасо-Преображенского храма на Ордынке.

 

Такой иконографический тип схож с западноевропейскими образцами иконописи, где, например, есть изображение под названием «Мадонна во славе».

Чудеса от иконы «Всех скорбящих Радость»

Духовным писателем иеродиаконом Александром Матюхиным в книге «Человек Божий» приведено жизнеописание старца Николая Дивеевского (1913-1994). В произведении описано чудесное событие, произошедшее с родителями старца — Симеоном и Евдокией.

Симеон исповедовал православную веру, Евдокия относилась к старообрядцам. Благочестивый муж молился Божией Матери о вразумлении и наставлении своей жены в истинной вере. Однажды Евдокия молилась пред образом «Всех скорбящих Радость», совершая хвалебное пение «Богородице Дево, радуйся…» в православном и старообрядческом варианте.

Вдруг  ее посетила прекрасная Дева, которая подошла к Евдокии. Богоматерь сложила ее пальцы в троеперстие (в знак того, как нужно правильно складывать пальцы при крещении). И затем указала называть Ее в молитвах «Благодатная» вместо » Обрадованная» (православная версия вместо старообрядческой).

Так у женщины развеялись все сомнения какое вероисповедание истинное и благоугодно Богу и Пресвятой Богородице.

Икона Богородицы “Всех скорбящих Радость” — в чем помогает

Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» помогает верующим, которые столкнулись с тяжелыми испытаниями в жизни, нуждаются в благодатной помощи и поддержке Богоматери. Перед этим образом молятся об утешении в болезнях, о разрешении конфликтных ситуаций, благополучии семейной жизни.

«Приступая молиться Царице Богородице прежде молитвы нужно быть твердо уверенным, что не уйдешь от Нея, не получивши милости» (святой Иоанн Кронштадтский, 1829-1909).

Молитва перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем беспомощным всегда готовая помоще и верное прибежище!

Тебе, о, Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости Ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити.

Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыша, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подавши.

Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас, недостойных, от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческая, буди нам помощница неотступная во все дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранена Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Молитва на благословение детей

Тропарь

Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак

Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

«Всех скорбящих Радость»: история, чудеса и пару слов сомневающимся

«Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями», – говорит нам праведный Иов Многострадальный. А мудрый Экклесиаст добавляет: «Потому, что все дни его скорби, и его труды беспокойны; даже и ночью сердце его не знает покоя».

Способ утишить сердце в каждого свой: кому-то помогает музыка, кому-то – уединение, кто-то ищет истину в рюмке с крепким напитком, а кто-то вдохновляется мыслью о том, что все непременно наладится. Но все эти надежды часто разбиваются о суровую неумолимость реалий.

А они подтверждают, что лишь человек, уповающий на Бога, не посрамится, и только тот, чья надежда в Боге, никогда не будет повержен.

Иногда мне кажется, что не будь у нас, смертных, веры – мы бы так и погрязли в том жизненном болоте, копошась в своих болячках, расстройствах, недомоганиях, обидах, проблемах и скорбях.

А так, пискнешь – Господи, помоги, Господи, не оставь, Господи, Господи, Господи, – смотришь – и тучи над головой расходятся. Но есть та, о которой мы вспоминаем часто даже раньше, чем о помощи Божией.

Вспомните себя: сколько бы лет ни было человеку, даже в солидном возрасте, не говоря уже о детях, первый наш «ах» в преимущественном большинстве случаев направлен к матери.

Специалисты утверждают, что перечень зафиксированных свидетельств о чудесах перед этой иконой – пожалуй, самый длинный среди богородичных.

К сожалению, лета наших земных матерей не вечны, но у верующего человека есть и другая Матерь.

Утешительница в скорбях и печалях, Поддержка, Отрада, Помощь, Рука, утирающая слезы и ободряющая в самых сложных жизненных ситуациях, дарующая душевное равновесие и сердечный покой.

Она, по словам святителя Иоанна Златоуста, – «первая Преемница Божественных дарований и первая Подательница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее».

История

За образом Богородицы «Всех скорбящих Радость», который Православная Церковь вспоминает сегодня, закрепилась репутация уникального явления в истории иконописи. И не только через ее название, говорящее само за себя: специалисты утверждают, что перечень зафиксированных свидетельств о чудесах перед этой иконой – пожалуй, самый длинный среди богородичных.

Это и не удивительно: потоки людей, обуреваемых скорбями и бедами, не оскудевают не только со времен появления чудотворного образа Пречистой, но, наверное, от Ноевого потопа.

Скорее всего, это и послужило небывалой популярности иконы, получившей название от начальной строки одной из Богородичных стихир.

Славянской душе близок и понятен этот смысл – упование на Богоматерь, готовую отозваться на вопль о помощи скорбящих, обездоленных, немощных, страждущих, дать «нагим одеяние и больным исцеление».

Известно, что в 1688 году икона уже была очень ветхой и после прославления её укрепили кипарисовыми вставками.

Иконография образа в точности передает этот посыл, хоть и существует во множестве вариантов.

Наиболее известны два типа – Богородица с Младенцем на руках (например, московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни, так называемая «с грошиками»).

На обеих типах икон обязательно изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и Небесные силы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

Пречистая стоит на полумесяце (образ из Книги Откровения – апокалиптическая Жена, облечённая в солнце) или на облаках в полный рост в сиянии мандорлы (нимб особой овальной вытянутой формы). В руке Богородицы чётки, свиток или хлеб. Существует извод, где Богоматерь представляют без Младенца со скипетром в правой руке, а левой Она передаёт хлеб «алчущим питания». Вверху на облаках изображают Господа Саваофа или Новозаветную Троицу.

Первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым. Он работал в европейской стилистике и, по-видимому отсюда и параллели с западноевропейской иконографией – «Мадонна во славе», «Gloria», «Мизерикордия», «Милующая», «Розариум».

Богородичная икона Икона «Всех Скорбящих Радость». Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке. Последняя четверть XVIII века.  ordynka.com

Икона «Всех Скорбящих Радость», согласно преданию, впервые прославилась как чудотворная в 1688 году в Москве, в церкви Преображения на Большой Ордынке, где и хранится ныне (в честь иконы освящён северный придел храма). 

Как, когда и при каких обстоятельствах образ попал сюда, – точных данных нет. Вероятно, это произошло в 1685 году, когда на пожертвования Евдокии Акинфовой была заново отстроена новая каменная церковь на месте старой деревянной. Известно, что в 1688 году икона уже была очень ветхой и после прославления её укрепили кипарисовыми вставками.

Помимо Богородицы с Младенцем, над которыми парят два Ангела с рипидами, еще одной пары Ангелов среди страждущих людей, на образе изображены и святые: слева – Сергий Радонежский и Феодор Сикеот, а справа – Григорий Декаполит и Варлаам Хутынский.

Это свидетельствует о патрональном характере иконы – она писалась именно для этого храма, ведь в каменной Спасо-Преображенской церкви на Ордынке был придел преподобного Варлаама Хутынского, а старая деревянная церковь была освящена в его честь.

Над Богородицей иконописец изобразил Отечество (этот иконографический вариант Святой Троицы был впоследствии запрещён на Большом Московском соборе 1667 г.).

Под ногами Царицы Небесной – картуш – орнаментальная окантовка в виде свитка со свёрнутыми углами, где был помещен кондак иконе: «Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся».

Чудеса

Удивительное событие, положившее начало ряда чудесных исцелений, произошло 6 ноября 1688 года.

Церковная запись Преображенской церкви гласит: «В Лето 7196 месяца Октовриа в 24-й день… в царствующем граде Москве… Бе некая вдова именем Евфимия, Петрова дщерь, по реклу Папина, Святейшего же кир Иоакима патриарха единоутробная сестра… лежаше она на одре своем еле жива сущи, продолжашебося болезнь ея годичное время, яко видетися уже ей к смерти, но и внутреннимъ являтися из боку ея».

Слепые видели, немые говорили, глухие слышали, у бездетных семей рождались детки.

Итак, родная сестра Патриарха Московского Иоакима, вдова Евфимия Петровна Папина страдала от неизлечимой болезни – ужасной раны на боку. Однажды утром, во время молитвы, измученная женщина услышала голос: «Евфимие, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» – «Где же найти такую Целительницу?» – смиренно спросила больная.

И тогда голос повелел обратиться к священнику «храма боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца», что на Большой Ордынке в Москве, с тем чтобы тот взял там «на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины», образ Пречистой и отслужил перед ним молебен с водосвятием.

Евфимия поспешила выполнить сказанное и получила исцеление.

Церковные книги свидетельствуют, что с тех пор множество людей по слезным молитвам ко Пречистой стали получать исцеление и избавление от своих скорбей: слепые видели, немые говорили, глухие слышали, у бездетных семей рождались детки.

Царская семья также глубоко чтила чудотворную Скорбященскую икону.

Читайте также:  Прах человека после кремации: что остается и перевозка урны

В 1711 году, при переезде царской резиденции в Петербург, сестра Петра I великая княгиня Наталия Алексеевна увезла с собой копию образа, который стал одним из главных святынь новой столицы и со временем оказался в одноименной Скорбященской церкви на Шпалерной улице.

Чуду именно от этой иконы приписывалось прекращение эпидемии оспы, которая свирепствовала во времена Екатерины II. Со временем, уже к началу ХХ столетия выяснилось, что в Петербург перевезли копию московского образа.

У каждого века свои скорби – лишь даруемая Пречистой радость избавления от них остается той же, что и много веков назад.

23 июля 1888 года над северной столицей разыгралась гроза. Удар молнии пришелся на часовню возле стеклянного завода, выжег внутренние стены вместе со всеми иконами и наделал много беды.

Чудом уцелел единственный образ: с потемневшего от времени лика Пречистой сошли более поздние наслоения, он просветлел и стал ярким, а 12 медных монеток из кружки для подаяний, стоящей рядом, оказались глубоко впечатанными в иконную доску.

Новый образ стали называть «Всех скорбящих Радосте с грошиками». Уже на следующий день к полусоженной часовне пошли люди, начались и уже не прекращались удивительные исцеления. На петербургском изводе Богоматерь простирает руки, лик склонен влево, царского венца нет. Вверху иконы, в облаках – благословляющий Спаситель, вокруг – Ангелы, люди, зеленые ветви и 12 монет.

На месте ветхой часовни вскоре был построен Скорбященский храм. После революции его взорвали, но чудотворную икону спасли верующие. В годы Великой Отечественной войны, во время блокады святой образ поместили в Свято-Троицком храме.

Сейчас каждую субботу здесь совершается молебен – в последние годы Богородица явила новый благодатный дар по молитвам перед Своей иконой – исцеление страждущих от алкоголизма и наркомании.

У каждого века свои скорби – лишь даруемая Пречистой радость избавления от них остается той же, что и много веков назад.

Когда грянет гром

Конечно, кроме искренне верующих и надеющихся, в любое время находятся и скептики. Вот, прочитает человек сомневающийся этот материал и скажет: это, конечно, замечательно, чудотворная икона, помощь по молитвам к Богородице и все такое.

Нагрешили люди, вот и отмаливают свое.

Но вот я, раб Божий имярек, пытаюсь жить по совести, никого не обижаю, не ворую, не убиваю – что же такое творится в моей жизни? За что мне вот это все: болезни, огорчения – все то, что называется емким словом – скорби.

Достаточно полно на такие сомнения ответил святитель Игнатий Брянчанинов: «Поврежденная природа наша постоянно нуждается, как в противоядии, в скорбях; ими погашается в ней сочувствие к греховному яду страстей, в особенности к гордости, ими выводится «служитель Божий из напыщенного неправильного мнения о себе в смиренномудрие и духовный разум». Иными словами – что, как не скорбь приводит помутненный человеческий разум к осознанию великого множества своих дел и делишек, что, как не скорбь заставляет вздрогнуть холодное сердце, что, как не скорбь, приводит в чувство лучше холодного душа.

Не зря в народе говорят: пока гром не грянет – мужик не перекрестится. Вот и крестимся, и молимся, в большинстве случаев, только когда обложит со всех сторон, когда грянет тот самый спасительный «гром». Остается только благодарить мудрого Господа, посылающего нам врачующие нас скорби, за Его терпение и человеколюбие.

На образе, который мы вспоминаем сегодня, Матерь Божия стоит посреди таких же, как мы – множества немощных, скорбящих, нуждающихся. Одним Она дарует утешение, другим исцеление, всем – помощь и главное – радость о спасении во Христе Иисусе.

И только от нас самих зависит – увидим ли мы себя среди тех сирых, преклонивших главы у ног Богородицы на святой иконе. Сможем ли мы, вслед за Иовом Многострадальным сказать: «Я получил хорошее из руки Господа, неужели я не перенесу плохое?».

А Ты, всех скорбящих Радосте, не оставь нас и помоги на этом непростом пути!

P.S. А молитву к чудотворному образу «Всех скорбящих Радосте» читать без слез сложно.

Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице.

Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева Матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Надежда Дмитриева. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» / Православие.Ru

  • Празднование 24 октября/6 ноября
  • Царица неба и земли, Скорбящих утешенье, Молитве грешников внемли:
  • В Тебе — надежда и спасенье.
  • Погрязли мы во зле страстей, Блуждаем в тьме порока, Но… наша Родина… О, к ней
  • Склони всевидящее око.
  • Святая Русь — твой светлый дом Почти что погибает, К Тебе, Заступница, зовем:
  • Иной никто о нас не знает.
  • О, не оставь Своих детей, Скорбящих Упованье, Не отврати Своих очей
  • От наших скорби и страданья.
  • Одно из стихотворений, переписанных царственными страстотерпцами в Тобольске

Несомненно, что уже само наименование сего образа, «Всех скорбящих Радость», послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Богородица пишется на этой иконе в полный рост, обычно со скипетром в деснице и с Младенцем на шуйце, но иногда и без Него, с распростертыми руками, как на знаменитой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), в окружении припадающих к Ней бедствующих христиан и посланных для утоления их скорбей Ангелов, указующих на Приснодеву — источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. Одеяние Пречистой на списках разнится: Она предстает то во славе, с венцом на главе и в ризах царицы, то в обычном для земных Ее дней плаще и белом плате.

Как повествует старинная церковная летопись, в лето 7196 от сотворения мира (1648 год от Рождества Христова) терзаемая огромной незаживающей язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, отчаявшись получить исцеление у лекарей, воззвала к Пречистой и внезапно услышала глас: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» — «Где же найти такую Целительницу?» — смиренно спросила больная. И тогда глас повелел обратиться к священнику «храма боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца», что на Большой Ордынке в Москве, с тем чтобы тот взял там «на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины», образ Пречистой и отслужил перед ним молебен с водосвятием. Немедленно исполнив все это, Евфимия получила исцеление. Так произошло первое чудо от «иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Всех скорбящих Радость», а самый храм получил и доселе сохраняет название Скорбященского (хотя главный престол его и освящен во имя Преображения). Знаменит храм на Большой Ордынке еще и тем, что здесь ежегодно исполняются «Всенощная» С. В. Рахманинова (в ближайшую ко дню его кончины, 28 марта, субботу) и «Литургия» П. И. Чайковского (день его кончины пришелся на 25 октября по старому стилю — следующий за празднованием чудотворной день). Каждую субботу здесь совершается молебен у чудотворной, в последние годы явившей новый благодатный дар исцеления страждущих от алкоголизма и наркомании. У каждого века свои скорби — не преходит лишь даруемая Заступницей радость исцеления.

Читайте также:  Эпитафия мужу на памятник: короткая надпись отцу

Помимо храма на Большой Ордынке, в первопрестольной ныне действуют еще четыре приходских храма во имя иконы «Всех скорбящих Радость» (на 3-й Мещанской при Старо-Екатерининской больнице, на Калитниковском кладбище (с местночтимым списком), на Зацепе (более известный по приделу как храм Фрола и Лавра) и при психиатрической больнице на Канатчиковой даче); такое же посвящение имеет и престол больничного храма Николо-Угрешского монастыря. Прежде в Москве имелись также Скорбященский женский монастырь на Новослободской улице и почти десяток Скорбященских церквей, в том числе при нескольких больницах, приютах и тюрьме «Матросская тишина».

Богородичная икона
В отличие от москвичей, православные города на Неве были уверены, что первоявленный образ чудотворной был в 1711 году перевезен в новую столицу сестрой Петра I царевной Наталией Алексеевной и со временем оказался в Скорбященской церкви на Шпалерной улице. Чуду именно от этого образа приписывалось прекращение свирепствовавшей во времена Екатерины II эпидемии оспы.

Церковные историки уже к началу ХХ столетия затруднялись ответить, какая из икон — на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге — являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской.

Однако со временем и Санкт-Петербург обрел свою икону «Всех скорбящих Радость» в особом ее изводе — так называемой «Богородицы с грошиками».

В давние времена жившие в пригородной деревне Клочки (ныне это район Стеклянного завода, давно вошедший в черту Петербурга) купцы Куракины нашли прибитый волнами Невы к берегу образ Богородицы; через несколько поколений их наследники пожертвовали семейную святыню в часовню при Стеклянном заводе.

23 июля 1888 года над невскими берегами разразилась страшная гроза. Ударом молнии выжгло внутренние стены часовни вместе со всеми иконами и разбросало монеты из кружки для подаяний.

Уцелела лишь одна икона, причем с лика Пречистой спали позднейшие записи, а двенадцать медных монет из кружки были с нечеловеческой силой вбиты в доску иконы. С тех пор новая чудотворная и получила народное наименование «Богоматери (с грошиками)».

На следующий день к часовне потекли потоки богомольцев, начались и уже не прекращались чудесные исцеления. В 1898 году здесь был освящен новый храм, причем чудотворная оставалась в часовне и переносилась в храм лишь на время богослужений. Именно это место упоминается в строках А. А.

Ахматовой «Пароходик идет до Скорбящей…» — так обычно добирались сюда богомольцы. В советское время храм был разрушен, часовня Промыслом Божиим сохранилась до наших дней, сам же чудотворный образ (с грошиками) находится неподалеку, в Троицкой церкви «Кулич и пасха».

На петербургском изводе Пречистая пишется с распростертыми руками, со склоненным влево ликом, нижние Ее одежды багряные, верхние — темно-синие, глава облечена в белое покрывало, без царского венца. Выше в облаках — благословляющий Спаситель, вокруг — Ангелы, страждущие, зеленые ветви и непременные двенадцать монет.

Празднование иконе «Всех скорбящих Радость» совершается 24 октября по старому стилю (некоторые из списков с нее имеют и свои особые дни празднования). И в нынешних границах России, и в ее исторических пределах, и по всему миру, где только ни ступала нога русского человека, звучали, звучат и до конца мира сего будут звучать слова песнопений в честь этой святой иконы.

  1. Стихира, глас 2, поемая на молебне вместо тропаря
  2. Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
  3. Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице.

Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапныя смерти, ада и вечныя муки.

Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница еси всем притекающим к Тебе и крепкое Прибежище грешников кающихся.

Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец жития нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися во обителях небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Божьей Матери «Всех скорбящих Радость»

Сколь­ко уте­ши­тель­но­го за­клю­че­но в од­ном уже име­ни этой ико­ны — бу­дя­щем, укреп­ля­ю­щем ве­ру лю­дей в Бо­го­ма­терь, как в див­ную За­ступ­ни­цу, ко­то­рая спе­шит всю­ду, где слы­шит­ся стон стра­да­ния люд­ско­го, ути­ра­ет сле­зы пла­чу­щих и в са­мом го­ре да­ет ми­ну­ты от­ра­ды и ра­до­сти небес­ной. Ра­дуй­ся же веч­но Ты, небес­ная скор­бя­щих Ра­дость!

По ве­ре лю­дей в ми­ло­сер­дие Бо­го­ма­те­ри к ро­ду люд­ско­му, по­вел­ся обы­чай изо­бра­жать Бо­го­ма­терь со­об­раз­но то­му, что слы­шит­ся в сло­вах мо­лит­вы к Ней: «О, Пре­свя­тая Гос­по­же Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це, вы­ш­ши еси всех ан­гел и ар­хан­гел и всея тва­ри чест­ней­ши.

По­мощ­ни­ца еси оби­ди­мых, нена­де­ю­щих­ся на­де­я­ние, убо­гих за­ступ­ни­ца, пе­чаль­ных уте­ше­ние, ал­чу­щих кор­ми­тель­ни­ца, на­гих оде­я­ние, боль­ных ис­це­ле­ние, греш­ных спа­се­ние, хри­сти­ан всех по­мо­же­ние и за­ступ­ле­ние».

По­это­му и пи­шет­ся Бо­го­ма­терь во весь рост, ино­гда с Мла­ден­цем на ру­ках (как на мос­ков­ском пер­во­об­ра­зе), ино­гда без Мла­ден­ца (как на про­сла­вив­шей­ся недав­но в Пе­тер­бур­ге, у Стек­лян­но­го за­во­да, иконе с мо­не­та­ми), окру­жен­ная раз­но­го ро­да бед­ству­ю­щи­ми людь­ми — на­ги­ми, оби­ди­мы­ми, ал­чу­щи­ми. Око­ло этих бед­ству­ю­щих изо­бра­жа­ют ча­сто ан­ге­лов, по­слан­ных Вла­ды­чи­цей для уто­ле­ния стра­да­ния люд­ско­го; ан­ге­лы, при­ни­кая к лю­дям, ука­зы­ва­ют им на Бо­го­ма­терь, ко­то­рая пи­шет­ся на ико­нах «Всех скор­бя­щих Ра­дость» или во сла­ве, с ко­ро­ной на гла­ве и в цар­ском оде­я­нии, или в обыч­ном оде­я­нии зем­ных Ее дней и в бе­лом пла­те на гла­ве.

В Москве в XVII ве­ке про­сла­ви­лась од­на ико­на Бо­го­ма­те­ри это­го име­ни. Пер­вое чу­до от нее со­вер­ши­лось в 1648 г. над боль­ной Ев­фи­ми­ей, род­ной сест­рой пат­ри­ар­ха Иоаки­ма, жив­шей на Ор­дын­ке. Она же­сто­ко стра­да­ла ра­ной в бо­ку.

Ра­на бы­ла так ве­ли­ка, что вид­ны бы­ли внут­рен­но­сти. Боль­ная жда­ла смер­ти, но в то же вре­мя не те­ря­ла на­деж­ды на по­мощь Бо­же­ствен­ную.

Од­на­жды, по­про­сив при­об­щить ее Свя­тых Та­ин, она с ве­ли­кой ве­рой ста­ла взы­вать к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це:

— Услы­ши ме­ня, Все­ми­ло­сти­вая Вла­ды­чи­ца! Весь мир То­бой хва­лит­ся; и все при­ем­лют нескуд­ные ми­ло­сти Твои. До­стой­на я на­ка­за­ния по без­за­ко­ни­ям мо­им, но не на­ка­жи ме­ня гне­вом Тво­им. При­з­ри на лю­тую немощь мою и по­ми­луй ме­ня.

По­сле этой мо­лит­вы боль­ной был го­лос:

— Ев­фи­мия, от­че­го в стра­да­нии тво­ем не при­бе­га­ешь ты к об­щей Це­ли­тель­ни­це всех?

— Где же най­ти мне та­кую Це­ли­тель­ни­цу? — от­ве­ча­ла Ев­фи­мия, изум­лен­ная го­ло­сом.

И был от­вет:

— Есть в хра­ме Пре­об­ра­же­ния Сы­на Мо­е­го об­раз Мой, име­ну­е­мый «Всех скор­бя­щих Ра­дость». Сто­ит он на ле­вой сто­роне в тра­пе­зе, где обык­но­вен­но ста­но­вят­ся жен­щи­ны. При­зо­ви к се­бе из этой церк­ви свя­щен­ни­ка с этим об­ра­зом, и ко­гда он от­слу­жит мо­ле­бен с во­до­свя­ти­ем, ты по­лу­чишь ис­це­ле­ние.

Не за­бы­вай же то­гда Мо­е­го к те­бе ми­ло­сер­дия и ис­по­ве­дуй его в про­слав­ле­ние име­ни Мо­е­го.

Ко­гда Ев­фи­мия опра­ви­лась от вол­не­ния, про­из­ве­ден­но­го на нее этим яв­ле­ни­ем, и узна­ла от род­ствен­ни­ков, что, дей­стви­тель­но, в хра­ме Пре­об­ра­же­ния, на Ор­дын­ке, есть ико­на Бо­го­ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость», она при­зва­ла свя­щен­ни­ка с ико­ной к се­бе в дом. По со­вер­ше­нии во­до­свят­но­го мо­леб­на Ев­фи­мия ис­це­ли­лась, и 24 ок­тяб­ря уста­нов­лен празд­ник в честь этой ико­ны в па­мять со­вер­шив­ше­го­ся в этот день ис­це­ле­ния.

Есть мне­ние, что пер­во­на­чаль­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость» пе­ре­ве­зен был в Пе­тер­бург ца­рев­ной На­та­ли­ей Алек­се­ев­ной и есть имен­но тот об­раз, ко­то­рый сто­ит в Скор­бя­щен­ской церк­ви, на Шпа­лер­ной. Но, ка­жет­ся, бли­же к ис­тине те, ко­то­рые утвер­жда­ют, что пер­во­на­чаль­ный об­раз остал­ся в Москве.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector